Боянская церковь болгария. Боянская церковь

Древний храм – один из немногих, уцелевших до наших дней практически в идеальном состоянии, знаменит хорошо сохранившимисяя средневековыми фресками – главным достоянием небольшой Боянской церкви, расположенной в пригороде столицы - Софии. Охраняют этот памятник архитектуры ЮНЕСКО.

Мифы и факты

Боянская церковь уникальна тем, что за всю свою десятивековую историю пережила всего лишь два существенных архитектурных вмешательства. Она была построена в X веке на территории крепости Батил (ныне село Бояна) как церковь святых Николая и Пантелеймона. Спустя три века севастократор Средеца (так называлась София в средние века) Калоян проспонсировал первую достройку , которую в его честь стали называть «Калояновой», а в XIX веке было осуществлено третье и последнее расширение.

Ныне в храме постоянно проводятся работы по сохранению фресок, он открыт для посещения, однако полюбоваться настенными росписями разрешается недолго, посетителей впускают небольшими группами, а фото- и видеосъемка запрещены. Вдоволь насладиться живописью древности можно в музее (расположен рядом с церковью), где выставлены списки с фресок.

Что посмотреть

Аскетичная внешне Боянская церковь – памятник средневековой архитектуры и живописи. Состоит она из трех частей, построенных соответственно в разное время, которые вместе смотрятся единым архитектурным ансамблем.

Самая старая – восточная часть – однокупольный храм XI века, в плане имеет форму креста. Вторая часть – двухэтажный храм (XIII век), в котором нижний этаж служил усыпальницей боярам, а верхний – непосредственно храмом. Третья, западная часть церкви – пристройка 1882 года, без особых украшений.

Интересны росписи XI, XIII-XX веков. Самыми ценными являются фрески из второй церкви (XIII в), где изображены сцены из жизни Иисуса и 89 библейских праздников (всего 240 персонажей). Впечатляют как изображения святых (покровителя Болгарии Иоанна Рильского, Петки Тырновской), так и портреты правителей Второго Болгарского царства (Калояна и его жены Десиславы). Каждый образ индивидуален и довольно реалистичен: черты лица, эмоции, роскошные одеяния, мелкие детали. Интересно, что уникальная портретная техника, в которой выполнены бояновские фрески, больше нигде не встречается.

Боянская церковь (Боянската църква) открыта ежедневно с 9.30 до 17.30 летом и с 9.00 до 17.00 зимой.
Стоимость: 10 лв (около 5 €), студенты и школьники – 2 лв.
Как добраться: находится в8 кмот Софии, в селе Бояна. Из Софии ходит автобус № 64 до остановки "Бояна".

Боянская церковь (Boyana Church) - уникальная средневековая церковь, стоящая в предместье Софии, в селе Бояна у подножия горы Витоша, которая включена в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. Церковь состоит из построек различных эпох. Восточная часть: однокупольная церковь (XI в.), имеющая в плане форму равноконечного креста с полукруглой апсидой. Центральная часть: «Калоянова церковь» - двухэтажная постройка (XIII в.). Первый этаж занимают часовня и склеп с захоронениями болгарских бояр, второй этаж занимает непосредственно церковь. Но главное достоинство храма - его фресковый цикл, который является одним из самых ценных собраний болгарской средневековой стенописи.

Живопись Боянской церкви

Живопись Бояны относится к периоду захвата Византийской империи (ориентир и источник художественной техники православного мира) крестоносцами, что привело к росту значения местных художественных школ.

Профессионалы отмечают, что при всей близости к византийскому художественному корню росписи Бояны отличают некоторая плоскостность, контурность, жесткость рисунка и при этом почти острая портретность лиц, усложненность многими оттенками эмоций - серьезности, душевности, мягкости и т.д. Все знатоки в один голос утверждают, что Христос Вседержитель (Пантократор) на куполе имеет необыкновенно доброе, человечное лицо. Боянская Церковь, как и Драгалевский монастырь (XIV в., он недалеко), считается предвестником Ренессанса в Европе.

Тоже интересно

Необычные экскурсии в Болгарии

Боянская Церковь. Фрески

Главные, самые значимые фрески, поражающие глубиной, достоверностью передачи эмоций и художественной выразительностью, образца 1259 г., расположены в центральной части церкви. Фрески нанесены поверх более ранних росписей (их фрагменты можно увидеть в нижней части апсиды, а также на северной и западной стенах) и изображают 89 библейских сюжетов и сцен из жизни Христа, в которых занято в общей сложности 240 персонажей. Восемнадцать сцен на стене притвора описывают житие святого Николая Мирликийского.

Здесь же находится фреска XIV в., где изображено вознесение Девы Марии, портрет св. Николая XVI века и фрески со сценой вознесения двух главных святых этой церкви - св. Николая и св. Пантелеймона (еще одно название храма), написанные в 1882 г.

На северной стене висят портреты тогдашнего царя Болгарии Константина Тиха, его жены царицы Ирины, царского брата Калояна, на чьи деньги и была построена церковь, а также его жены Десиславы - это самые старые произведения болгарского живописного искусства на сегодняшний день.
Прах Калояна и Десиславы захоронен неподалеку, в склепе, расположенном в центральной части Боянской церкви.

Фрески неоднократно реставрировались, впервые в 1912 г., с помощью австрийских специалистов, потом в 1934, 1944, 1977-м и в последний раз - в 2006 г. Реставрация 1977 года была самой масштабной, и ее методы признали весьма спорными.











Находится на склоне горы Витоши, некогда в селе (ныне в одном из районов Софии, Болгария). относительно времени ее возникновения единого мнения нет; в наст. время принята широкая датировка от Х до ХII в. Предполагается, что Б. ц. была построена на территории крепости Боянос (или Батиль), к-рая упоминается визант. хронистом Иоанном Скилицей и писателем Кекавменом в сер. ХI в.

К древней части Б. ц. относится наос. Первоначально церковь представляла в плане крест, вписанный в квадрат, имела притвор, к-рый был разрушен к моменту строительства в 1259 г. нового притвора с приделом на 2-м этаже во имя вмч. Пантелеимона; в сер. ХIХ в. был пристроен экзонартекс (внешний притвор). Указание, сохранившееся в ктиторской надписи 1259 г. на сев. стене притвора, на то, что Калоян, двоюродный брат царя и внук серб. кор. св. Стефана Первовенчанного, «воздвиг от земли» церковь, касается скорее всего постройки им притвора с придельной церковью во имя вмч. Пантелеимона, а не всего храма.

При Калояне, о чем также сообщается в надписи, были украшены фресками притвор, придел и обновлена роспись наоса, где под живописью 1259 г. обнаружены следы 2 более древних слоев. Самый ранний только зафиксирован, от 2-го сохранились неск. фрагментов: «Поклонение жертве» - в апсиде, архидиак. св. Стефан - на юж. стене алтаря, фигуры мучеников и «Рождество Христово» - на юж. стене наоса, Распятие - на зап. стене, прп. Иоанн Дамаскин - на юж. своде зап. рукава креста, на вост. стене притвора, к северу от двери - фигура Иисуса Христа в рост, к югу - свт. Николая. Программа росписи 1259 г. в наосе в общих чертах повторяет программу более раннего слоя, но масштаб изображений меньше. В куполе представлен Господь Вседержитель в медальоне, поддерживаемом 8 фигурами: архангелами (Михаилом, Гавриилом, Уриилом и Рафаилом) и ангелами. В парусах - пишущие евангелисты (изображены стоя). Уникальна иконография ап. Иоанна, диктующего Прохору: из небесного сегмента, вверху справа, исходят лучи, к-рые окутывают сидящую фигуру Прохора, изображенного на фоне церковной постройки. В надписи плохой сохранности рассказывалась история написания Евангелия от Иоанна по апокрифу «Хождение Иоанна Богослова», созданному его учеником Прохором. Между евангелистами на вост. арке изображен Нерукотворный Образ Спасителя на Убрусе, на зап.- Нерукотворный Образ Спасителя на Чрепии (св. Керамида), на сев.- Христос Еммануил и на юж.- Христос Ветхий денми. В апсиде помещены Богоматерь с младенцем на троне и поклоняющиеся архангелы (в конхе), композиция «Поклонение жертве», архидиак. св. Стефан и Евпл (в нише жертвенника). на сводах и в верхних частях стен - Праздники и Страсти Христовы, в нижнем ярусе - фигуры святых в рост, среди к-рых Константин и Елена, воины и целители, в проеме двери - фигуры столпников.

Иконографическая программа декорации притвора интересна одним из самых обширных и ранних в визант. монументальной живописи житийных циклов свт. Николая, патрона храма. Он состоит из 18 сцен, 16 из них расположены на своде, 2 - в нишах (аркосолиях) на зап. стене. 2 ктиторские композиции располагаются в вост. части храма: на вост. стене, слева от входа в наос, представлен свт. Николай, к-рому севастократор Калоян и его жена Десислава подносят макет церкви; направо от входа и рядом с ним, но на юж. стене - образ Христа Халкитиса, царь Константин Асен и царица Ирина Ласкарина. В нише над дверью, на вост. стене нартекса, изображена Богоматерь типа Евергетида с Младенцем на правой руке. На той же стене изображены родители Марии праведные Иоаким и Анна, поклоняющиеся Младенцу. Наверху арки, над Богоматерью с Христом,- Божия десница в круглой мандорле. В аркосолиях на сев. и юж. стенах расположены композиции «Введение Богородицы во храм» и «Преполовение». В 1-м регистре представлены преподобные, святые жены, в юж. нише - самое раннее изображение болг. святого прп. Иоанна Рильского (напротив него св. Пахомий) и в сев. нише - св. Параскева (Петка) Тырновская (Эпиватская), особо почитаемая болгарами после перенесения ок. 1230 г. ее мощей в столицу царем Иоанном II Асенем. На зап. стене нартекса, по сторонам от двери, изображены великомученицы Варвара и Анастасия (Неделя) в позе орант, на юж. стене - вмц. Екатерина. На сев. и юж. стенах изображены преподобные Антоний Великий, Савва Освященный, Арсений Великий, Евфимий Великий, Феодор Студит и Ефрем Сирин. На нек-рые особенности иконографии композиций притвора Б. ц. обратил внимание А. Грабар, к-рый указал к-польские образцы для ряда изображений (Христос Евергет, Христос Халкитис, Чудо с ковром из цикла чудес свт. Николая) и на проявление зап. влияний, напр. в жесте Десиславы, а также в отдельных сценах цикла свт. Николая.

В 1956 г. при проведении работ по укреплению здания было раскрыто неск. фрагментов живописи в приделе. В парусах и основании барабана сохранились небольшие фрагменты цикла вмч. Пантелеимона. В конхе апсиды изображен Деисус, в самой апсиде - «Поклонение жертве», в арке над конхой апсиды представлено «Благовещение», наверху арки -Христос Еммануил. На вост. стене изображен архиерей, вероятно свт. Николай, на своде перед апсидой - фрагмент композиции «Причащение апостолов». В 1-м регистре юж. стены - 2 архангела, на вост. стороне юж. дверного проема сохранился образ молодого святого, вероятно Иоанна Кущника. В 1-м регистре сев. стены остались фрагмент фигуры ктитора, к-рый преподносит модель придела вмч. Пантелеимону, и декорация цоколя (на белом плате надпись не читается). В тимпанах на сев. и юж. стенах расположены композиции «Распятие Христово» и «Сошествие во ад», к-рые доминируют в небольшом пространстве придела, определяя его мемориальный характер и связь с погребальным культом. На сев. и юж. сводах сохранились фрагменты неизвестных сцен.

Грабар высказал мнение о том, что мастера фресок принадлежат к т. н. тырновской художественной школе. В процессе реставрации росписи Л. Койновой-Арнаудовой были выделены живописные приемы, свидетельствующие о работе 2 или 3 мастеров. В 1912 г. по заказу Народного музея австр. реставратор И. Баль начал реставрацию фресок Б. ц., работы были прерваны с началом 1-й Балканской войны и возобновлены в 1914-1915 гг. худож. М. Георгиевым. К нач. 30-х гг. состояние фресок ухудшилось и худож.-реставратором К. Цоневым были проведены работы по их укреплению и расчистке. В 1936 г. Н. Ростовцев выполнил копии с фресок Б. ц. (ЦИАМ). В 1954-1955 гг. под рук. Цонева велась работа по раскрытию фресок в приделе над нартексом. Начиная с 70-х гг. до 1997 г. проводилась комплексная реставрация архитектуры под рук. архит. В. Китова и росписей под рук. З. Барова и Койновой-Арнаудовой в Б. ц., неотреставрированными остались фрески наоса.

С 1968 г. церковь преобразована в Национальный музей, с 1978 г.- памятник мирового значения под эгидой ЮНЕСКО, в 1979 г. внесена в Список мирового культурного и природного наследия.

Лит.: Грабар А . Боянската църква. София, 1924; Протич А . Югозападната школа в българската стенопис през ХIII и ХIV в. // Сб. в чест на В. Златарски. София, 1925. С. 291-342; Айналов Д . Боянская роспись 1259 г. // Изв. на българския археол. ин-т. 1927. Кн. 4. С. 121-134; Grabar A . La peinture religieuse en Bulgarie. P., 1928. Р. 88-92, 117-176, 121-134; Schweinfurth Ph . Die Fresken von Bojana: Ein Meisterwerk der Monumentalkunst des 13. Jh. B., 1943, 1965; Миятев К . Боянските стенописи. София, 1961; Гълъбов Ив . За надписите към Боянските стенописи. София, 1963; Мавродинов Н . Боянската църква. София, 1972; Дуйчев Ив . Боянската църква в научната литература // Българско средновековие. София, 1972. С. 478-512; Добрев И . Към тълкуването на ктиторския надпис в Боянската църква // ГСу, ФСФ: Пробл. на бълг. и рус. езикознание, 1979. София, 1982. [Т.] 71, №1. С. 129-166; Бакалова Е . Литургична поезия и църковна стенопис: (Текст от Октоиха в Боянската църква) // Старобългарска лит-ра. София, 1994. Кн. 28/29. С. 143-152; Пенкова Б . О системе декорации фресок ХII в. в Боянской церкви // Дри. М., 1999. [Вып.:] Русь и страны визант. мира ХII в. С. 49-56; она же . Богородица с младенеца от Боянската църква: (Една хипотеза) // Осам векова Хиландара: Историjа, духовни живот, књижевност, уметност и архитектура. Београд, 2000. С. 667-673.

Б. Пенкова

София, Бояна. Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Болгарии: Боянская церковь. Горный туризм в Болгарии. Витоша. Река Боянска, Боянский водопад.

В Болгарии находится 9 объектов из списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Это, конечно, существенно меньше, чем в Италии, Испании или Германии, но больше, чем во многих других странах Европы. Боянская церковь — один из объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в Болгарии, к тому же расположенный более, чем удобно — в пригороде Софии, в престижном районе Бояна, раскинувшемся на подножии горы Витоши, одного из символов столицы Болгарии.

Добраться до Боянской церкви не сложно. Нужно на 64 автобусе доехать до остановки «Боянското ханче» («Боянская гостиница»).

«Боянското ханче» — большой болгарский ресторан, вход в него в нескольких шагах от остановки. По ресторану отзывы смешанные. Но вроде как летом вечерами там бывают нестинарские танцы — ритуальные танцы на углях босыми ногами в состоянии транса. Нестинарство — это болгарский христианский религиозный культ с явными языческими элементами. Православная церковь относится к нестинарству с неодобрением из-за его языческих корней (поклонения солнцу и огню), несмотря на то, что нестинары славят святых Константина и Елену. Константин I Великий, римский император (правил в 306 — 337 гг), был занесен в ранг святых за легализацию христианства. Константин не сделал христианство официальной религией империи, как считают некоторые, но даровал христианам равные права с римлянами, поклонявшимся пантеону своих многочисленных богов. Константин также перенес столицу империи на берега Босфора, отстроив Новый Рим на месте старинного Византия, предсказуемо назвав его Константинополем (он же Царьград и Стамбул). Святая же Елена — мать Константина, христианка, которая и сподвигла его улучшить положение своих единоверцев.

Нестинаров осталось в Болгарии не так много. Их главный центр — деревня Странджа. Именно там проводятся аутентичные нестинарские танцы — раз в году, на 3-4 июня, в день празднования дня святых Константина и Елены. Хождение по углям в остальное время — аттракцион для туристов.

На противоположной от остановки стороне площади Сборище («Место встречи») будет гостиница — Villa Boyana, по отзывам — весьма комфортная и с высоким рейтингом (9 из 10).

Боянская церковь находится в 3-4 минутах ходьбы от остановки. Направление подскажут указатели.

У входа в церковь стоит небольшой обелиск жителям Бояны, погибшим в I и II Балканских войнах начала ХХ века.

Обелиск павшим боянцам у Боянской церкви

Часы работы Боянской церкви:

Вход на территорию Боянской церкви

Сразу за воротами растет гигантская секвойя обхватом в несколько метров. Всего на территории церковного двора таких секвойи три — посадил их в 1905 году Фердинанд I — князь (а с 1908 года — царь) Болгарии. Церковь не действующая — музей. Посему, хоть на территорию церковного двора вход и свободный, но для посещения самой церкви нужно купить билет. Стоимость билета в Боянскую церковь 10 левов (около 2 евро) для обычных посетителей, 2 — для школьников и студентов. Для инвалидов, а также для всех по понедельникам после 15:00 вход бесплатный. Экскурсия с гидом стоит 5 левов на болгарском языке, 10 на иностранном (желательно заказывать заранее) и 6 левов — «на болгарском с переводом».

Продаются билеты в нескольких метрах от входа на территорию, на крыльце домика около сувенирного прилавка.

Боянская церковь, вход в церковь

Есть также комбинированные билеты на посещение Боянской церкви + Национального исторического музея (при желании до него можно дойти пешком через парк «Резиденция Бояна» — он в двух километрах от Боянской церкви в сторону центра Софии) — 12 левов. Церковь + музей + Земенский монастырь XI века (в 60 км. от Софии) — 14 левов. Такой странный набор достопримечательностей, куда можно купить билет, объясняется тем, что и Боянская церковь, и Земенский монастырь формально являются филиалами Национального исторического музея. Комбинированный билет действителен 1 месяц.

Место ожидания экскурсии

Церковь мальенькая, пускают в нее по 8 человек примерно на 10 минут. Поэтому приходится дожидаться своей очереди в специально отведенном для этого месте. Но никто к вам не подойдет и не предложит пройти в церковь — нужно проявлять инициативу. Как только увидите, что из двери вышла очередная группа, идите к смотрителю и заходите, показав билеты.

План Боянской церкви

Первое здание церкви, маленькое, всего 6 кв.м., с единственным куполом было возведено в XI веке (на плане под цифрой 1; цифра 2 — алтарь церкви). В XIII веке, в 1259 году, к нему пристроили большее здание с двумя этажами — на первом этаже притвор, в котором расположены боярская усыпальница и часовня (на плане под цифрой 3), на втором — собственно церковь святого Пантелеймона, но на второй этаж нас не пускали (на плане под цифрой 5). В XIX веке пристроили внешний притвор (под цифрой 4).

София. Боянская церковь — справа налево — постройки XI, XIII и XIX веков

Пристрой XIII века был выполнен по указанию севастократора (высший византийский придворный титул, «благородный владетель») Калояна. Он же стал формальным ктитором — основателем и хранителем Боянской церкви. Под его чутким руководством храм был украшен многочисленными фресками, выполненными в реалистичном стиле, не характерном для того периода. Считается, что этот стиль, более характерный для Западной Европы, мог быть привнесен из Константинополя, захваченного в 1204 г. крестоносцами. Именно фрески представляют главный интерес во внешне довольно скромной церкви.

Боянская церковь с гигантской секвойей за ней

Внутренние стены и своды Боянской церкви украшают фрески восьмидесяти девяти сюжетов из двухсот сорока фигур, выполненные в разные периоды, преимущественно XIII и XIV-XVI веков. Фрагменты изображений XI-XII веков можно увидеть местами под фресками более поздних периодов.

В наиболее древней части церкви свод расписан ликом Христа Вседержателя. Под ним евангелисты, за которыми следуют святые воины в доспехах, включая Георгия и Димитрия. В первом этаже притвора изображены 18 сцен из жития святого Николая Мирликийского. Там же находятся сюжеты Тайной вечери, распятия и воскресения Христа, а также лик Иоанна Рильского (один из наиболее ранних из сохранившихся), святого покровителя Болгарии (а также российского города Рыльска Курской области — после смерти Иоанна Рильского мощи его много путешествовали по свету, но это отдельная история).

На северной стене притвора изображен сам севастократор Калоян (с моделью церкви в руке — так обычно обозначали тех, чьими чаяниями строился храм) и жена его, севастократорица Десислава. Напротив них — царь Болгарии Константин I Асень Тих (1257-1277 гг) с царицей Ириной.

В 1912 году Боянскую церковь чуть было не снесли — хотели на ее месте построить новую, большую. Но царица Элеонора не позволила этого сделать, организовав выделение другого участка земли под строительство новой Боянской церкви (рядом с нынешним Национальным историческим музеем). Элеонора вообще была привязана к этому месту. Личная жизнь у нее не сложилась — брак носил исключительно формальный политический характер, никаких чувств Фердинанд к царице не испытывал и внимания ей практически не уделял. В маленькой тихой Боянской церкви Элеонора находила успокоение. Здесь же, в соответствии с завещанием, ее и похоронили в 1917 году у южного фасада церкви. В коммунистический период могила была вскрыта, разорена и уничтожена. Восстановили ее лишь в 1989 г.

Наиболее древняя часть Боянской церкви

На старинной двери Боянской церкви следы ударов штыков и прикладов турецких солдат, разграбивших ее во времена османского владычества. Дверка маленькая — чтобы каждый входящий волей-неволей вынужден был поклониться при входе.

Старинная дверь Боянской церкви

И вот заходишь ты в предвкушении в притвор — вау, какая красота впереди, и, поднимаешь фотоаппарат, и … И оказывается, что снимать запрещено. И без вспышки тоже. И за деньги. Никак. И за этим бдительно следят гид и служитель. Вот такой облом. А жаль. Фрески, конечно, красивые.

Стена XIII века в Боянской церкви — все, что я успел сфотографировать внутри.

Поэтому могу дать лишь фото с официального туристического портала Болгарии bulgariatravel.org для того, чтобы можно было общее представление составить.

Фрески Боянской церкви

Пока мы ожидали своей очереди насладиться интерьерами Боянской церкви, нам явилось чудо. Предо мной во плоти чудесным образом у стен Боянской церкви предстал Саня Гуменный — коллега, 15 лет назад уехавший жить в Германию. Оказалось, провидение направило Саню купить билеты на Wizz-air и прилететь с женой и друзьями на выходные посмотреть Софию. Это ж надо умудриться столкнуться через столько времени абсолютно случайно у маленькой болгарской церкви!

Чудесная встреча с Саней Гуменным у Боянской церкви

Я предложил им пройти дальше с нами на Боянский водопад, но Саша и компания вежливо отказались — добрые люди сказали им, что от Боянской церкви до водопадов идти час, а то и два. Я усомнился в истинности сего замечания — замечательное приложение MAPS.ME обещало, что по тропинке вдоль речки Боянска до водопадов всего пара километров с небольшим хвостиком. А я уже ходил в Софии на трекинг и знаю туристские маршруты Витоши — это . Полчаса, не больше.

В доказательство я открыл приложение MAPS.ME на телефоне. И MAPS.ME мне вдруг, прежде чем показать карту, написало русским языком: «Умный в гору не пойдет». Оно впервые мне так хамило. Эта дерзость со стороны навигатора укрепила Сашу с компанией в их желании променять непринужденную прогулку по лесу к водопадам на банальные пару бокалов вина в ближайшем ресторанчике.

Но нас так просто не возьмешь. И моя спутница жизни, с сожалением попрощавшись с туристами, отправлявшимися наслаждаться прелестями сытого и пьяного досуга, мужественно последовала за мной.

За церковью улица приобрела заметный уклон вверх. Бояна считается престижным районом Софии — здесь, в предгорье Витоши, всегда тихо, спокойно, прохладно. Поэтому здесь довольно много новых дорогих вилл и кондоминимумов. Но и старенькие домики-полуразвалюхи тоже пока имеют место быть.

Улица Боянско езеро, дорога к Боянскому водопаду

Быстро дошли до леса, и MAPS.ME сделал последнюю попытку меня образумить, резко изменив свое мнение о маршруте к водопадам. Теперь до них стало 14 км вместо 2, и предлагалось топать вокруг всей Витоши, похоже. Поэтому это малодушное предложение было мною отвергнуто, и мы по тропинке углубились в лес.

Лес был таким, каким и должен был быть — с довольно пологой тропинкой среди деревьев. Поначалу.

Но вскоре ландшафт изменился. Приходилось карабкаться по склонам, ступая по выпирающим камням и корням, как по ступенькам.

Пересекли живописное заваленное камнями русло какого-то ручейка.

Горный туризм популярен в Болгарии. Маршруты по Витоше из-за ее непосредственной близости к Софии довольно оживленные. То и дело кто-то обгонял нас. А иногда даже и мы кого-то обгоняли.

Тропинка между тем становилось все уже, а уклон к речке Боянска, журчащей между камней внизу, все круче.

Круче становились и подъемы.

А лес становился каменистей и дремучей.

Минут через тридцать мы дошли до небольшого водопадика.

— Это он? — с надеждой спросила Танюсик.

— Нет. Это лишь жалкое подобие! Но мы уже почти рядом. С серединой маршрута. Судя по карте.

Тропинка становилась все более интересной.

Кое-где приходилось пролезать через узкие расщелины

Но цель уже близка!

Боянский водопад уже близко

Хоть дорога легче не становится.

Боянский водопад. Витоша

Вот уже почти пришли.

Боянский водопад. Витоша

Все, добрались! Перед водопадом довольно оживленно — несколько групп отдыхают и наслаждаются видами.

Некоторые даже шашлыки жарят.

Пикник на Боянском водопаде.

Ну, Боянский водопад, конечно, не Ниагара и даже не Нильский водопад. Высота его тридцать метров. Говорят, особенно хорош весной, когда на Витоше тает снег.

Но все равно и осенью достаточно красиво. Танюсик, правда, думала, что будет лучше. А я — что хуже.

То, что туристы там были с маленькими детьми и велосипедами нас озадачило — ну не могли же они по той же тропе, что и мы, карабкаться. Наверное, приехали по той человечьей дороге, которую нам малодушный MAPS.ME предлагал.

На площадке перед водопадом имеется щит, на котором наглядно изображены скалолазные маршруты Витоши в районе Боянского водопада.

MAPS.ME утверждало, что где-то еще выше неподалеку есть обзорная площадка. Но половина нашей маленькой экспедиции предложила желающим посетить ее в следующий раз, а на сегодня ограничиться тем, что есть.

Там же, на площадке у водопада, имелся щит со схемой туристических маршрутов по Витоше, ведущих к Боянскому водопаду.

Половина нашей группы предложила вернуться по новому маршруту, посмотрев заодно на Боянское озеро. Но ввиду того, что этот путь был на километр длиннее, вторая половина твердо отвергла этот план. И, похоже, зря — судя по тому, что этот маршрут нарисован как основной, он, вероятно, более легкий и пологий. Позже я прочитал, что так оно и есть.

Но мы двинулись назад тем же путем, что и пришли.

А подниматься по крутым тропинкам, конечно, не просто, но спускаться по ним куда тяжелее, надо отметить.

Суровый путь назад от Боянского водопада

Временами приходилось практически ползти на пятой точке, придерживаясь за корни деревьев, натертые руками туристов до блеска.

Зато солнце переместилось так, что дорога стала значительно веселее.

Тропа в Боянском лесу, Витоша

Легкий привал

Наверх мы поднялись за примерно за час. Спустились за час двадцать минут где-то.

Другие фотографии из Софии можно посмотреть в .

Если эта заметка понравилась, буду премного благодарен, если вы поделитесь ею в соцсетях, нажав на соответствующие кнопки ниже — это поможет продвижению сайта. Спасибо!

Ну уж а если на форму для покупки авиабилетов нажмете, то будет совсем хорошо:)

Самые дешевые билеты из Москвы в Софию в этом месяце

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

1 пересадка

1 пересадка

1 пересадка

1 пересадка

1 пересадка

1 пересадка

1 пересадка

Боянская церковь находится в 8 км к юго-западу от центра Софии. Боянская церковь - памятник болгарской средневековой архитектуры и живописи.

Решением ЮНЕСКО с октября 1979 года в Люксоре (Египте) она была включена в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО под номером 42. В 1996 году в цикле документальных программ «Сокровища мира» немецкая программа 3-САТ показала фильм о Боянской церкви по заказу ЕС при содействии ЮНЕСКО.

Боянская церковь, известная как один из самых совершенных и полностью сохраненных памятников восточно-европейского средневекового искусства. Церковь стоит у подножья горы Витоша, в пригороде Софии, который когда-то был селом Боян. По названию села получила свое имя и церковь, первоначально же она была храмом святых Николая и Пантелеймона.

История храма Святого Николая и Святого Пантелеймона возвращает нас к далекому Х веку, когда на этом месте была построена небольшая церковь. Само село Бояна было крепостью, известной под именем Батил. В ХІ веке существовало укрепление, которое играло важную роль в войнах с Византией. Позднее, в ХІІІ веке, по воле севастократора Калояна – владетеля Средеца (это средневековое имя Софии), старая церковь была расширена, рядом с ней воздвигнута новая двухэтажная церковь, обе были богато разукрашены. В начале ХІХ века к так называемой «Калояновой церкви» была добавлена еще одна пристройка.

Расположенная в предместьях Софии, Боянская Церковь состоит из трех разновременных построек. Первую датируют XI веком, следующую – XIII, а последнее крыло было достроено в XIX веке.

Первая постройка самая старая – восточная - представляет собой небольшую однокупольную церковь, построенную согласно местным традициям. Второе строение - двухэтажная, плотно прилегает к западному фасаду старой церкви и стилево связана с ней. На первом этаже располагается усыпальница Калояна и его жены Десиславы, а на втором – семейная часовня. Снаружи церковь украшена керамикой. Надпись на северной стороне нижнего этажа гласит следующее: “Воздвигнута на средства, и с большой любовью Калояна… в лето 6767 – 1259 г. Фрески в этой второй церкви, выполненные в 1259 году, являются одними из наиболее ценных средневековых изображений. Третья, самая западная часть церкви представляет собой позднюю пристройку с ХІХ века (1882 г.) без особой художественной стоимости.

Боянская церковь получила мировую известность, прежде всего, благодаря уникальным стенописям с 1259 года - дело неизвестного иконописца периода второго болгарского царства (12-14 вв.), являющих собой одну из самых ценных коллекций средневековой живописи. Стенописи в Боянской церкви - из трех разных эпох- ХІ, ХІІІ и ХІV-ХV веков. То, что придает им высокую художественную стоимость - это изображения с 1259 года.

Сценами или в отдельности исписаны 240 фигур, 89 сцен и композиций. Среди них самым древними считаются изображения основоположника болгарского монашества, великого отшельника Святого Иоанна Рильского, Чудотворца (Небесного покровителя Болгарии), Святой Петки (Параскевы) Тырновской, ктиторов и владетелей Второго болгарского царства царя Константина-Асена Тихого и царицы Иоанны, Калояна и Десиславы, которые были ктиторами церкви, т.е. на их средства была построена и изрисована церковь.

Архитектура и внешнее оформление отвечают местным строительным традициям: они скромны и не поражают ни пышностью, ни величием. От благородных форм этого каменного, крытого черепицей храма с плоскими куполами, веет седой стариной и той изящной "стильностью", по которой действительный шедевр древнего зодчества можно отличить от громоздких и бездушных подражаний нового времени.

Калоян изображен как высокий мужчина с черной бородой и усами. На голове у него корона, украшенная синими драгоценными камнями и жемчугом, как этого требовал установленный этикет. В руках он держит модель храма, который подносит Богу - это символическое выражение того, что Калоян потратил и украсил на свои средства церковь. Десислава изображена как молодая, стройная женщина. Одета она в длинную до земли золотистую одежду, украшенную концентрическими окружностями и вписанными в них львами. Голова Десиславы увенчана короной, богато украшенной красными и зелеными драгоценными камнями и жемчугом. Портреты севастократора Калояна и его жены Десиславы - одни из самых замечательных примеров болгарской живописи.

Неизвестные болгарские художники сумели выйти из рамок традиционной церковной живописи и создать образы, новые для европейского искусства XIII столетия. Исследователей неизменно удивляло и продолжает удивлять то обстоятельство, что болгарские мастера еще за сто лет до ренессанса в Европе, преодолев каноны византийской живописи, создали в боянской церкви поразительные по своему реализму образы, в которых острая драматическая напряженность сочетается с лирической одухотворенностью, суровый аскетизм соседствует с внутренним самосозерцанием. Это самые ранние реалистические портреты в монументальной живописи средневековой Европы.

Памятник ЮНЕСКО - Храм святых Николая и Пантелеймона в Софии, более известный как Боянская церковь, был реставрирован и открыт для посещения. В торжественной церемонии открытия принял участие президент Болгарии Георгий Пырванов. Стенописный ансамбль церкви - самый яркий памятник болгарской церковной живописи.

Восстановление церкви началось в 1954 году. Предметом острой дискуссии между болгарскими и зарубежными экспертами стали методы и средства реставрации росписей. Споры и отсутствие финансирования привели к тому, что в течении многих лет Боянская церковь, включенная в список мирового культурного наследия, была "законсервирована" и закрыта для посещения. Завершить реставрацию удалось благодаря частным пожертвованиям. Стоимость работ составила около 80 тысяч евро.

Боянская церковь – один из немногих сохранившихся средневековых памятников, свидетельство значимого вклада болгарского монументального изобразительного искусства этого периода в европейское культурное наследство.