Подводный флот в годы второй мировой войны. Военный флот второй мировой Флоты стран второй мировой войны
Вторая мировая война, продолжавшаяся практически 6 лет, обозначила существование в мире 5 сильнейших морских государств, среди которых первое место по-прежнему отводилось Великобритании , а второе Германии. В пятерку сильнейших вошли также Советский Союз, Соединенные Штаты и частично Франция, пытавшаяся с помощью флота оказать влияние на положение дел союзников в Африке.
О скором приближении войны знали многие из правительственных чинов, уже в конце 30- годов в большинстве крупных государств начались экстренные работы по переоснащению армии и флота, строительству новых моделей военных кораблей и подводных лодок .
Во Франции, Англии, Германии и Соединенных Штатах в экстренном порядке приступили к постройке тяжелых военных кораблей и эскадренных подводных лодок, предназначенных сопровождать суда с целью их защиты от нападения надводных и подводных сил противника.
Французский подводный крейсер «Сюрку»
Так, в 1934 году Франция приступила к постройке современного подводного крейсера «Сюрку», на вооружении которого стояли 14 торпедных аппаратов и две 203-миллиметровые пушки. Палуба и командная рубка корабля были покрыты прочной броней, способной выдержать несколько мощных выстрелов.
В начале 40-х годов английский флот оснастили подводными мониторами, часть из которых ближе к началу войны была переоборудована в подводные крейсера, с заменой орудийной башни ангаром для гидросамолета, способного совершать посадку прямо на воду. В принципе, английский флот к началу Второй мировой войны все еще был самым мощным в мире, корабли флота были самыми быстрыми и технически оснащенными, способными передвигаться с хорошей скоростью на большие расстояния. К примеру, английская военная подводная лодка «Х-1» была оборудована дизелем, способным придать ей скорость до 20 узлов в час.
Не отставала от Великобритании и Америка, стремившаяся превзойти все другие государства по силе и мощности своего надводного и подводного флота, для чего в нем постоянно происходили технические изменения, внедрялись технические новинки военной техники и оборудования. Практически на каждом американском военном корабле и подводной лодке имелась система кондиционирования отсеков и кают матросов и офицеров, в этом американцы брали пример с голландцев, давно уже обеспечивающих собственные экипажи свежим притоком воздуха.
На подводных лодках Великобритании были установлены гидролокаторы, позволяющие обнаружить противника и измерить расстояние до него еще до вступления в визуальный контакт. Подобное устройство, кроме всего прочего, облегчило поиск якорных мин. Также, практически на всех современных тому времени подводных лодках были установлены аппараты, уменьшающие количество пузырьков, подымающихся над водной поверхностью после нанесения лодкой подводного удара, и позволяющие тральщикам и самолетам обнаружить ее расположение. Практически все субмарины получили новое вооружение в виде 20-миллиметровых зениток, позволяющих обстреливать воздушные цели.
Гидролокатор подводной лодки
Для оказания помощи подводным лодкам в плане подвоза продовольствия, воды и топлива в открытом море началось массовое строительство танкеров и других транспортных судов. На подводных лодках были установлены мощные электромоторы и аккумуляторные батареи, что совместно с особым оснащением двигателя существенно повышало время нахождения лодки под водой.
Постепенно подводная лодка превращалась в настоящий корабль, способный находиться под водой уже не несколько минут, а нескольких часов. Для улучшения системы наблюдения за противником подводные лодки оборудовались совершенно новыми перископами а радиолокационными антеннами. Лодку с таким перископом было обнаружить достаточно непросто, тогда как она находила противника без особого труда. Связь между судами поддерживалась специальными радиотелефонами.
По мере развития подводного мореходства численность экипажа подводных лодок росла, исключением являлись немецкие субмарины, где предпочтение отдавалось размещению большого количества вооружения, а не людей. Новейшая немецкая субмарина «U-1407» была оснащена сразу тремя парогазовыми турбинами, благодаря которым могла развить скорость до 24 узлов в час. Но из-за технических ошибок эта модель лодки не была пущена в массовое производство.
Одновременно с немцами и англичанами подводные лодки строили также и японцы. Впрочем, субмарины последних, были настолько несовершенными, что шум и вибрация ими производимые были слышны на достаточно большом расстоянии, что заставило правительство практически полностью отказаться от их использования и перейти к строительству авианосцев, первых кораблей подобного типа в мировом флоте. Авианосцы японского флота отличались хорошей маневренностью, но были плохо вооружены и практически не имели брони, потому нуждались в защите со стороны крейсеров и миноносцев.
Англичане, вступая во Вторую мировую войну, также запаслись современным авианосцем. «Арк Роял» - именно так назывался корабль, мог развить скорость в 30 узлов и разместить на своей палубе до 72 самолетов. Авианосец был оборудован большим количеством ангаров, подъемниками, катапультами и сетями для отлавливания самолетов, не сумевших сесть самостоятельно, при этом длина посадочной палубы достигала 244 метров. Подобной палубы не было ни на одном авианосце в мире. Стремясь ни в чем не отставать от европейских государств, японцы к началу 1939 года произвели полное переоснащение и переделку старых кораблей, превратив многие из них в современные авианосцы. К началу войны у Японии имелось целых два авианосца, способных вместить по 92 самолета каждый.
Английский авианосец «Арк Роял»
Тем не менее, несмотря на старания англичан и японцев первенство в авианосном строении принадлежало американцам, авианосцы которых оказались способными размещать на своем борту свыше 80 самолетов. Авианосцы типа «Мидуэй» являлись самими мощными и большими по тому времени, поскольку были способны принять на палубы уже свыше 130 самолетов, но участия в войне они не принимали, поскольку их постройка заметно затягивалась. За 6 же лет войны Америка построила 36 тяжелых авианосцев и 124 легких, на борту которых размещалось до 45 самолетов.
Пока Европа и Америка играли вперегонки, Советский Союз также занимался постройкой собственных подводных лодок и авианосцев. Первой подводной лодкой, способной сравниться в мощности с американской и английской стал «Ленинский комсомол», оказавшийся способным достичь Северного полюса, а также совершить переход вокруг земного шара, не всплывая на поверхность, в составе конвоя из лодок этого же типа.
Большое внимание в Советском Союзе накануне войны уделялось постройке ракетных катеров, десантных кораблей, использующих воздушную подушку и торпедных катеров, оснащенных подводными крыльями. На многих кораблях устанавливалось зенитное и атомное оружие, ракеты различного класса и типа.
Первым авианесущим кораблем Союза стал авианосец «Москва», способный разместить на своем борту несколько военных вертолетов. Успешность его конструкции позволила инженерам и проектировщикам разработать уже спустя несколько лет авианосец «Киев, на борту которого могли размещаться не только вертолеты, но и самолеты в достаточно больших количествах.
Таким образом, ко Второй мировой войне мировые державы основательно подготовились, обзаведясь мощными и хорошо оснащенными морскими флотилиями.
Греческий торговый флот (греч. Ελληνικός Εμπορικός Στόλος ) был участником Второй мировой войны, наряду с ВМФ Греции. Торговый флот стал участником войны примерно за год до вступления Греции в войну и продолжил своё участие в войне после освобождения Греции (октябрь 1944), на протяжение ещё 11 месяцев.
Профессор истории Илиас Илиопулос отмечает, что участие греческого торгового флота в войне отвечает тезису американского военно-морского теоретика, контр-адмирала Альфреда Мэхэна , что морская мощь нации является суммой военно-морского и торгового флотов. Илиопулос отмечает, что и в древности «великое государство моря» Афин (Фукидид) являлось суммой потенциалов афинского военного и торгового флота и что Афины располагали тогда около 600 торговыми судами .
Предыстория
По самой скромной оценке, накануне Второй мировой войны греческий торговый флот был девятым в мире по тоннажу и насчитывал 577 пароходов. Учитывая тот факт, что в десятке были страны оси - Германия, Италия и Япония - а также флот оккупированной Франции (смотри Режим Виши), значение греческого торгового флота для антифашисткой коалиции было более чем существенным . Профессор И. Илиопулос пишет, что греческий торговый флот располагал 541 пароходами под греческим флагом, общей вместимостью в 1 666 859 БРТ и 124 пароходами под иностранными флагами, вместимостью в 454 318 БРТ. Согласно Илиопулосу, греческий торговый флот находился на четвёртом месте в мире, а греческий сухогрузный флот на втором .
Исследователь Димитрис Галон, основываясь на немецких источниках, пишет что в 1938 году, за год до начала Второй мировой войны, греческий торговый флот находился на третьем месте в мире, после Англии и Норвегии, располагая 638 судами, общей вместимостью 1,9 миллионов БРТ. 96 % всех судов греческого торгового флота были сухогрузами .
По оценке контр-адмирала Сотириоса Григориадиса, греческий торговый флот располагал до войны 600 океанскими пароходами и 700 моторными средиземноморскими судами. 90 % океанских пароходов были сухогрузами. Григориадис подтвержает, что греческий довоенный флот был впереди флотов Швеции, Советского Союза, Канады Дании и Испании, но отмечает что греческий флот не превышал 3 % от мирового флота, в то время как первый тогда флот в мире, британский, в 1939 году располагал 26,11 % тоннажа мирового флота. Однако за несколько месяцев войны обстановка на море для Британии резко обострилась. К середине 1940 года ВМФ Британии располагал топливом только на 2 месяца. Уже к сентябрю 1941 года торговый флот Британии потерял 25 % своих судов. В этой связи, греческий торговый флот приобрёл для союзников, и в особенности для Британии, огромное значение .
Подписанное в январе 1940 года с правительством нейтральной тогда Греции Военного торгового соглашения (War Trade Agreement), при поддержке греческих судовладельцев и профсоюза греческих моряков, по сути передавало один из крупнейших флотов мира в распоряжение британского правительства и исключало перевозку греческими судами грузов стран Оси .
Прелюдия мировой войны
Как следствие, греческие добровольцы в Испании принадлежали в основном к 3 группам: морякам греческого торгового флота - грекам проживающим в эмиграции - грекам острова Кипр , находившимся под британским контролем. Греческие торговые моряки составили значительную часть состава Греческой роты интербригад имени Ригаса Фереоса .
Кроме отправки добровольцев, основной задачей Профсоюза моряков Греции, с центром в Марселе, во главе с Камбуроглу, расстрелянного позже немцами во Франции, стало бесперебойное снабжение республиканцев. Из-за угрозы подводных лодок, грузы чаще доставлялись в порты Алжира , откуда доставлялись на каиках в Испанию. На последнем плече большинство греческих моряков были вооружены :191 . Многие моряки вступали добровольцами в республиканскую армию сразу по прибытии в Испанию. Другие, такие как офицеры Папазоглу и Гомер Серафимидис, вступали в республиканский военно-морской флот :210 .
Значительным вкладом греческих моряков был отказ работать на судах перевозящих грузы для Франко, в отличие от судов перевозящих грузы из СССР, несмотря на то что последние находились постоянно под угрозой итальянских подлодок и немецкой и итальянской авиации :219 .
Начало Второй мировой войны и профсоюз моряков
С началом Мировой войны, находившийся в Марселе прокоммунистический Союз моряков Греции (ΝΕΕ, в 1943 году был реорганизован в Федерацию греческих организаций моряков, ΟΕΝΟ), не забывая о «классовой борьбе», дал установку «Держать корабли на ходу» .
После капитуляции Франции, руководство профсоюза греческих моряков перебралось в Нью-Йорк .
Период с начала Второй мировой войны (1 сентября 1939 года) до начала греко-итальянской войны (28 октября 1940 года)
В этот период многие греческие торговые суда, зафрахтованные союзниками, были потоплены в Атлантике, в основном немецкими подводными лодками. Некоторые греческие суда были конфискованы в портах, находившихся под контролем сил Оси и их союзников. Общие потери греческого торгового флота в этот, первый, период войны достигли 368 621 БРТ .
Уже в первый месяц войны, командиры немецких подводных лодок получили 30 сентября 1939 года следующее указание: «…поскольку греки продали или отдали во фрахт англичанам большое количество (торговых) судов, греческие суда должны считаться вражескими…. При атаке подлодки должны оставаться невидимыми….» . Однако в тот период некоторые командиры немецких подводных лодок ещё соблюдали морскую этику.
Мемориал немецкой подлодке U-35 в Вентри, Ирландия
Греческий пароход «Иоанна» (950 БРТ) был остановлен 1 июня 1940 года немецкой подлодкой U-37 , в 180 милях от испанского порта Виго . Экипажу было приказано покинуть пароход, который затем был потоплен . Капитан Василиос Ласкос , сам бывший подводник и погибший в 1942 году командуя греческой подлодкой «Кацонис (Υ-1) », вместе со своим экипажем, 3 дня шёл на шлюпках в штормовом море, пока не был подобран рыбаками. Ласкос и его экипаж направились в Лиссабон , где уже образовалась колония 500 греческих торговых моряков, чьи суда были потоплены немецкими подводными лодками. Все они были посажены на греческий торговый пароход «Аттика» и доставлены в Грецию.
Аналогичный случай описывает в своей книге старший механик греческого парохода «Адамастос», Константин Домврос. Пароход был остановлен 1 июля 1940 года в Северной Атлантике немецкой подлодкой U-14 . Пароход был потоплен. Экипаж был оставлен в шлюпках в 500 милях от суши, но не был расстрелян .
Со временем подобных случаев становилось всё меньше и потопление греческих торговых судов сопровождалось гибелью их экипажей.
Этот период отмечен также участием греческих торговых судов в Дюнкеркской эвакуации . Одной из греческих потерь в ходе эвакуации, стал пароход «Галаксиас» (4393 БРТ), потопленный немецкой авиацией во французском порту Дьеп в начале операции . Участие греческих торговых судов в Дюнкерской эвакуации нашло своё место в мемуарах Черчилля .
Период с начала греко-итальянской войны (28 октября 1940 года) до начала немецкого вторжения в Грецию (6 апреля 1941 года)
Из 47 мобилизованных пассажирских судов, 3 были переоборудованы в плавучие госпитали («Аттика», «Эллинис» и «Сократис»). Как госпитали использовались также грузопассажирские «Поликос», «Андрос», «Иония» и «Мосханти» (последние 2 без опознавательных знаков Красного креста .
В этот период потери греческого торгового флота, в основном, были результатом деятельности ВМФ Италии (Regia Marina Italiana). Это были грузовые пароходы и моторные суда, мобилизованные греческим правительством и использовавшиеся в качестве транспортов. В число потерь также вошли греческие суда, конфискованные в итальянских портах, сразу после отклонения греческим правительством итальянского ультиматума и начала войны. Общие потери этого периода, включая и продолжающиеся потери греческого торгового флота в Атлантике, достигли 135 162 БРТ .
Период с начала немецкого вторжения (6 апреля 1941 года) до полной оккупации Греции (31 мая 1941 года)
Греческий грузо-пассажирский пароход Андрос. Использовался в качестве плавучего госпиталя. Потоплен немецкой авиацией 25.4.1941 года.
В октябре 1940 года греческая армия отразила нападение Италии и перенесла военные действия на территорию Албании. Это была первая победа стран антифашистской коалиции против сил Оси. Итальянское весеннее наступление 9 - 15 марта 1941 года в Албании показало, что итальянская армия не могла изменить ход событий, что делало вмешательство Германии для спасения своего союзника неизбежным.
По просьбе греческого правительства, до конца марта 1941 года, Великобритания послала в Грецию 40 тысяч своих солдат. При этом англичане заняли вторую линию обороны по реке Алиакмон, вдали от линии фронта в Албании и потенциального театра военных действий на греко-болгарской границе .
Немецкое вторжение, из союзной немцам Болгарии, началось 6 апреля 1941 года. Немцы не смогли сходу прорвать линию греческой обороны на греко-болгарской границе, но прошли к македонской столице, городу Фессалоники , через территорию Югославии. Группа дивизий Восточной Македонии была отсечена от основных сил греческой армии, сражавшихся против итальянцев в Албании. Немецкие войска вышли в тыл греческой армии в Албании. Дорога на Афины была открытой для немецких дивизий.
Наряду с потерями ВМФ Греции, потерявшего в этот период 25 кораблей, потери греческого торгового флота, в течение месяца, достигли 220 581 БРТ, что составляло 18 % его потенциала . Все потери, как ВМФ Греции, так и греческого торгового флота, были результатом деятельности Люфтваффе .
Среди прочих судов, самолёты Люфтваффе потопили плавучие госпитали, невзирая на знаки Красного креста и их полное освещение ночью («Аттика» 11 апреля 1941 года, «Эсперос» 21 апреля, «Эллинис» 21 апреля, «Сократис» 21 апреля , «Поликос» 25 апреля и «Андрос» 25 апреля .
Основной целью немецких самолётов был Пирей (9 потопленных судов), другие греческие порты, но и вся акватория Эгейского моря (88 потопленных судов) была зоной непрестанных атак немецких самолётов на военные корабли и торговые суда.
Потери греческого торгового флота связанные с сражением за Крит (17 потопленных судов) достигли 39 700 БРТ .
Большое число греческих торговых судов, с греческими воинскими частями и беженцами, а также английскими, австралийскими и ново-зеландскими частями, последовало за кораблями греческого ВМФ в Египет и Палестину .
Период от начала оккупации (31.5.1941) и до завершения Второй мировой войны (15.8.1945)
Греческий пароход Калипсо Верготи Потоплен немецкой подлодкой 29.6.1941 года в Атлантике.
В этот период греческий торговый флот потерял бόльшую часть своего потенциала. Греческие торговые суда были потоплены силами Оси на всех широтах и долготах земного шара. Большое число греческих судов, конфискованных немцами и итальянцами, были потоплены союзниками. В число потерь этого периода включаются также греческие суда, конфискованные японцами в портах Японии и Китая. Общие потери греческого торгового флота в этот период составили 535 280 БРТ .
Среди многочисленных героических актов греческих торговых моряков этого периода два отмечены в ходе поддержки британских войск в Северной Африке.
2 Февраля 1943 года греческое торговое судно «Николаос Г Кулукундис» (капитан Г. Паноргиос), невзирая на обстрел итальянских и германских самолётов и кораблей, сумело доставить в Ливию груз бензина для 8-й британской армии. Британский премьер-министр Черчиль посетил борт судна 4 февраля, чтобы лично выразить свою признательность экипажу.
Аналогичный акт греческого судна «Элпис» (капитан Н. Кувалиас) получил официальную признательность короля Англии .
В этот период греческие торговые суда принимали участие в конвоях на Англию и Мурманск , что отражено в мемуарах Черчилля .
Наряду с греческими корветами «Томбазис » и «Криезис » , в союзной высадке в Нормандии приняли и суда греческого торгового флота. Пароходы «Агиос Спиридон» (капитан Г. Самотракис) и «Георгиос П.» (капитан Д. Парисис) были затоплены экипажами на мелководье, для создания волнолома. Пароходы «Америка» (капитан С. Феофилатос) и «Эллас» (капитан Г. Триливас) продолжали доставлять войска и грузы на побережье Нормандии.
Следует отметить, что экипажи на суда подлежащие затоплению были набраны из добровольцев, после обращению к двум секретарям профсоюза греческих моряков, одним из которых был коммунист Антонис Абатиелос .
Одной из потерь последних лет войны был пароход «Пилевс » (4965 БРТ), торпедированный немецкой подлодкой U-852 13 марта 1944 года у берегов Западной Африки. За убийство после торпедирования греческих моряков, экипаж U-852, после войны, предстал перед судом .
К концу войны число греческих торговых судов потопленных немецкими подводными лодками достигло 124 .
Потери
В общей сложности, за годы войны греческий торговый флот потерял 486 судов, суммарной вместимости 1 400 000 БРТ, что составляло 72 % его потенциала. Около половины этих потерь приходились на первые 2 года войны. Для сравнения, британский флот потерял 63 % своего потенциала. На фоне общих союзных потерь достигших 4834 судов и суммарных 19 700 000 БРТ, греческие потери выглядят особенно высокими. Из 19 000 греческих торговых моряков, служивших на торговых судах в годы войны, 4000 моряков погибли, в основном в результате торпедирования их судов. 2500 моряков остались инвалидами. 200 моряков, переживших потопление своих судов или плен, получили серьёзный или непоправимый ущерб их психическому здоровью .
Греческий торговый флот после войны
Судно-музей Hellas Liberty в июне 2010 года
Ещё в ходе войны (1944) и по запросу эмиграционного греческого правительства, правительство США предоставило 15 судов типа «Либерти» греческим судовладельцам М. Кулукундису К. Лемосу и Н. Ретимнису .
В знак признания огромного вклада греческого торгового флота в победу союзников и понесённых им потерь, по окончанию войны, правительство США предоставило греческим судовладельцам, потерявшим свои суда в Атлантике, 100 «Либерти» на льготных условиях. Каждое из этих 100 судов было предложено за 650 000 $, с 25 % предоплатой и 17-летним кредитом с процентами, под гарантии Греческого правительства. В последующие годы, но уже на текущих коммерческих условиях, греческими судовладельцами были приобретены ещё 700 «Либерти».
Если по изначальной идее «Либерти» строились как «суда на пять лет» и их массовый слом пришёлся на 1960-е годы , то греческие судовладельцы эксплуатировали эти суда ещё два десятилетия. Последнее «Либерти» греческих судовладельцев было списано в 1985 году. В определённой степени «Либерти» послужили отправной точкой послевоенного взлёта греческого торгового флота (под греческим и другими флагами), прочно «удерживающего свою лидирующую позицию в мировом торговом флоте» по сегодняшний день .
В знак признания вклада «Либерти» во взлёте греческого торгового флота, в 2009 году, одно из последних в мире «Либерти» было переоборудовано в судно музей «Hellas Liberty » и поставлено к месту постоянной стоянки в греческом порту Пирей .
Профсоюз греческих моряков после войны
С поражением Демократической армии, многие торговые моряки оказались в эмиграции в странах Восточной Европы и в СССР. Антонис Абатиелос , один из двух секретарей профсоюза отмеченный историографией в высадке в Нормандии, был осуждён в 1947 году к смерти, за организацию забастовки в военное время. Исполнение приговора было отменено, благодаря известности Абатиелоса в всемирном профсоюзном движении и усилиями его жены, англичанки леди Бетти Абатиелу . Абатиелос был освобождён только через 16 лет, в 1963 году .
Один из самых известных офицеров торгового флота, Димитрис Татакис , был замучен в январе 1949 года в концлагере на острове Макронисос .
Ветераны греческого торгового флота отмечают, что «первый флот в мире» обязан своему взлёту не только и не столько греческим судовладельцам, сколько труду и жертвам греческих моряков, как в годы войны, так и в послевоенные годы .
Вопросы и ответы. Часть I: Вторая мировая война. Страны-участницы. Армии, вооружения. Лисицын Фёдор Викторович
Флот во Второй Мировой войне
Флот во Второй Мировой войне
>Про английский флот как-то недомыслил, Вы правы, это сила. Однако, был же и итальянский/германский флот. Неужто не смогли бы обеспечить пути по Средиземному морю?
Германский флот как организованная сила "выложился" в 1940 в Норвегии и ВСЁ. 1 / 3 потерь корабельного состава из участвующих в операции, непрерывные ремонты уцелевших. После этого он мог только делать отдельные набеги. Не способен проводит операции. Да и базировался он в Норвегии а Гибралтар в руках Англии. Итальянский флот состоял из неплохих и новых кораблей, но вот качества командного состава у итальянцев просто атас. ОНИ проигрывали все сражения, даже в идеальной для себя обстановке. Как то раз 4 британских Легких крейсера отстрелялись от итальянской эскадры в линкор, десяток крейсеров (легких и тяжелых) и целую шоблу эсминцев… Позор, позор. Толку от итальянского флота было немного, хотя моряки были отважные, дрались до конца и делали что могли. Еще с орудиями проблема была (по британскому крейсеру Орион было дано 37 залпов накрытием (то есть прицел точный) без единого попадания - то есть снаряды ложились с рассеянием из за технических дефектов. КАК ТУТ ВОЕВАТЬ?
>Например, трёхдневный траур был объявлен после потопления лайнера "Вильгельм Густлов ".
Увы это красивая легенда пущенная шведскими журналистами. После 1943 Гитлер запретил общенациональные трауры - Германия из них просто не ВЫЛЕЗАЛА. Зато например в СССР был объявлен официальный траур по скончавшемуся союзнику - президенту Рузвельту. В апреле 1945… Среди победных салютов нашлось время выразить соболезнования и организовать венки к американскому посольству. Было. Это достойный пример траура
>К началу советско-японской войны (август 1945 г.) Тихоокеанский флот включал два крейсера, лидер, 12 эсминцев и миноносцев, 78 подводных лодок, 17 сторожевых кораблей, 10 минных заградителей, 70 тральщиков, 52 катера-охотника за подводными лодками, 150 торпедных катеров и более 1500 самолетов
Да - только все они были заняты (крупными кораблями вообще не рисковали - в операциях приняли участие начиная с минзагов - крейсера и эсминцы стояли в "вооруженном резерве"
В результате разведгруппы высаживаться на Хоккайдо - послали на подводных лодках. Японцы вовремя капитулировали - первая партия (29 человек) уже готовилась вступить на "Землю божественных шелковиц".
>"Нехер было выпускать пассажирское-госпитальное судно посреди ночи в море, да еще и под военным флагом. Пламенный привет начальнику порта ."
Сейчас Г.Грасс нашел и подтверждение тому что на "Густлофе" стояла артиллерия - 4 спарки 30мм ("Кугели", не 37мм) зениток. Так что Маринеско был ПОЛНОСТЬЮ в своем праве топить - чему есть подтверждение.
>Слышал, разумеется. Полагаю всё же, что для атаки островов силы наши были недостаточны. И я не господин .
А мы бы их атаковали медленно. При этом от южно-курильских островов (которые мы взяли) до самого северного японского острова (где планировался первый плацдарм) 14 км по прямой. А десантно высадочных катеров транспортов мы по Ленд-лизу получили достаточно.
>Подводников собственно там было с гулькин нос, и сырые это были подводники .
936 человек из них около 150 кадровые (унтера и инструкторы). Да спасались подводники лучше всех - погибло около 400. Но для немцев и то был хлеб - подлодок без экипажей стояли ДЕСЯТКИ. Плюс три сотни зенитчиков и зенитчиц, плюс около 600 других комбатантов. Нормальненько так. Да кстати совсем недавно выяснилось что Густлофф таки успел получить артиллерийское вооружение.
Вот Штойбен хуже - там были практически только раненые. Но тут сами дураки - шли ночью на ЗАРЕГИСТРИРОВАННОМ в Красном кресте госпитальном судне без огней. Сам Маринеско считал кстати что атакует крейсер "Эмден", на который лайнер и правда был похож (две трубы, длинная и невысокая надстройка, мачты "тычки" и главное посты под зенитные орудия в темноте похожие по силуэту на орудийные установки. Вот "Штойбен" да - погиб по ошибке идентификации. Густлофф утоплен законно, равно как и "Гойя" (5000 раненых и эвакуированных на пароходе с грузом взрывчатки, от торпеды Л-3 "фукнуло" ужасающе).
>Что не умаляет достижений Маринеско. Хотя Штойбена ему было торпедировать куда сложнее, и выхлопа с него было больше .
Вы наверное хотели сказать с "Хиппера" - через несколько часов он прошел через позицию С-13 (попутно потопив на полном ходу часть спасающихся с "Густлофа") - но у Маринеско не было немецкого расписания, откуда ему знать что такая зверюга пойдет после? У него не было современных книжков. Он как раз ушел и пошел после атаки по инструкции отлеживаться на запасную позицию, а потом топить "Штойбена" которого и потопил кормовыми та, а "Хиппер" был пропущен (хотя и был идеальной целью - крейсер имел повреждения и не мог дать полного хода, в эскорте один миноносец). Это мы сейчас знаем, а Маринеско то не знал.
>Представил себе, как на пирс к лодке подъезжает "каблучок" DHL и Маринеско вручают ба-альшую (А3) грамоту с барокальными завитушками, готическим шрифтом и личной подписью Гитлера, где сообщается, что он (бинго!) стал личным врагом Рейха I класса
Примерно так все и было. В финском порту к Маринеско подъезжает группа ШВЕДСКИХ военных корреспондентов и наш политотделец и вручает шведскую газету - где подробно описан его подвиг и заявление на тему о том что он личный враг Гитлера и потопил 3600 подводников - "по сообщению из надежных источников". Историю с "Густлоффым" раскрутила ШВЕДСКАЯ пресса. Наши первые публикации про сие - переводы оттуда.
>А финские? Вроде по договору нам причиталось. Что тогда творилось с портовым хозяйством в Риге, к стыду своему не знаю, хотя тут живу .
Дело не в базах - дело в минах. Эвакуацию немцев на Балтике обеспечивали около 100 базовых и "флотских" тральщиков и почти 400!!! вспомогательных и катерных. Это на декабрь 1944. Мы могли этом противопоставить на финских базах 2 наших крупных тральца (как раз Рига), 3–5 финских и около 30–40 катеров. ВСЁ. Банально - даже для выхода одновременно бригады ПЛ тральщиков не было… Балтика к тому времени была уже так засрана, что воевать в ней без траления было нельзя. Хуже всех были англичане - английские самолеты ставили мины с воздуха "куда бог пошлет" - ночью по данным РЛС - с невязкой в КИЛОМЕТРЫ… Потому наш флот и не противодействовал немцам крупными кораблями - только ЧАСТЬЮ ПЛ и парой отрядов катеров. А морскую авиацию периодически дергали на сухопутный фронт и максимум что ОДИН раз в 1944 удалось собрать на один налет было 120 самолетов (2 / 3 - истребители). Но наши специалисты находили и пользу в немецкой эвакуации - эти войска фактически уже не успевали активно драться после эвакуации плюс немцы дожгли остатки топлива в Померании (эвакуация обошлась немцам примерно в 500 000 т. нефти, из последнего запаса в 1 500 000 на весь рейх). Еще больше сожгли угля - примерно 700 000 - обескровив железнодорожный транспорт. Это весомый плюс.
>Если бы не проблемы с топливом для кораблей, то ГА «Курляндия» могла бы бы быть полностью вывезена в Германию .
Если бы у бабушки был бы буй - она бы работала боцманом. В топливе вся завязка "комедии с эвакуацией"
>Я так понял fvl имел в виду что эвакуируемые войска были малобоеспособны т. к. все топливо съел флот Хотя солнцестояние достаточно сильным ударом получилось. Арнсваальде деблокировать удалось
Нет дело не в войсках - дело в снабжении и обеспечении войск - флот работал потому что встал транспорт - поэтому даже сильные удары - некому и нечем было толком снабжать - и они не могли иметь оперативной глубины. Флот обескровил не армию а ТЫЛЫ - а без тылов армия неэффективна. Успех немецкой армии в 1939–1942 стоял на оперативной подвижности и на обильном снабжении (немецкая танковая дивизия в нормальных условиях "жрала" 700 тонн грузов в сутки - этот норматив даже выше чем у "богатеньких американцев" (520–540 тонн). Когда все это в конце 1944 начале 1945 накрылось тазом (операции в Курляндии лишь малая часть общего кризиса немецкой транспортной системы, проведенного союзниками (и нашими и англо-американцами - удары по ближним и дальним "тылам", по линиям снабжения стояли в 1943 во главе угла. Наши даже критиковали (в ходе войны) за удары по крупным промышленным объектам союзников - типа "рубите транспорт" - не стратегические бомбардировки, а налеты на коммуникации) - все накрылось "мокрой". И то же солцестояние - стало простой тактической операцией, без какой либо глубины и продолжительности (равно как скажем и Балатон, завязший в "мешке" именно по "отрыву от тылов" всего на 18 километров - что позволило парировать удар. Там где транспорт не был парализован (Арденны) немцам удавались ЧУТЬ большие успехи (ибо даже если работать "ближний тыл", то в "глубоком тылу" все в жопе). И немцы проведя эвакуацию дорушили свои электростанции в Померании (мазут), и железную дорогу. Выигрыш в одном - проигрыш в другом - выиграли в прямых военных вопросах (эвакуировали войска лишь ЧАСТЬ из которых была боеспособной) - потеряли в возможностях снабжать эти войска в бою и поддерживать их боеспособными. Диалектика.
>Подозреваю, он {Сталин} сильно недооценивал роль флота, как и всё наше руководство .
Роль какого флота? Нашего который показал себя в финскую (сколько там раз наши линкоры из 1000 с гаком выпущенных снарядов попали в финские батареи?) или Немецкого - который провел Норвежскую десантную операцию за гранью фола, но победил вчетверо сильнейший флот Метрополии?
>Для этого большая сухопутная армия не нужна - нужна авиация и флот.
УЖЕ нужна. Уже как в 1940-м в Англии 30 дивизиями не обойтись. За зиму Британия нагуляла жирок и уже имеет около 60 дивизионных эквивалентов в метрополии и близкой к ней достигаемости (Канада). Кстати при всем при этом "Морской лев" 1941 куда более реалистичная операция чем "Морской лев" 1940… По крайней мере у Гитлера уже есть НА ЧЕМ высаживаться и ЧЕМ хотя бы подавить британскую береговую оборону и на кого ОТВЛЕЧЬ британский флот.
>Чьего угодно. В вопросе высадки немцев в Англии - английского, в вопросе снабжения Севастополя - нашего .
Самое смешное что в 1941 британский флот УЖЕ слабее чем в 1940-м. Часть сил прочно отвлечены на средиземку, соединение Н из Гибралтара уже не перегнать БЫСТРО (Охота на Бисмарка показала что надо примерно 2 суток), формируется Восточный флот. В общем свои резоны у версии про 1941-й Морской лев были, и это паршиво. А вот боеспособность немецкого ВЫШЕ чем в 1940-м - поправили поврежденные в Норвегии пароходики, серией пошли БДБ с зибелями, новые линкоры, авиация таки получила первые торпедоносцы… В общем соотношение сил в 1941 лучше для немцев чем в 1940-м.
>Что тут непонятного? Так же, как не понимали, что английский флот легко сорвёт высадку немцев, точно также не понимали, что наш флот способен снабжать Севастополь, несмотря на авиацию противника .
Это вам все понятно, вы типа умный. А тут в 1940 м сорвал британский флот высадку немцев в Норвегии - вот вам дулю. Смогли ли корабли ЧФ снабжать в 1942-м Севастополь - обратно не СМОГЛИ. Провести конвой собрав всех в кучу аля "Пьедестал" и потерять 3-х из 5 могли. Но и то с ВЕРОЯТНОСТЬЮ успеха. Не рискнули, а могли. Да можно было выиграть, а можно нет. Боялись (и обоснованно) что получится как с "крымчаками" - их проводили до Севастополя но разгрузить уже не успевали - теряли у причалов. "Грузия" та же.
>О, да. Наш флот себя показал в 41-м. Что в Таллине что в Севастополе .
Ну справедливости ради есть в 1941 м примеры и в плюс для нашего флота - Одесса, Феодосийский десант, Западная лица наконец. Наш флот он в чем то вроде итальянского в ту же войну - чем меньше корабль тем лучше и эффективнее воюем. Такой вот парадокс.
> Какие данные есть по потерям наших кораблей на рейде Севастополя 22 июня 1941 года в результате налета немецкой авиации. И правда-ли, что это был неожиданный налет? (вышел спор с одним человеком, хотелось бы услышать авторитетное мнение)
Немецкий так называемый налет на рейд Севастополя был постановкой минных заграждений с воздуха. Потери - гигантские с учетом того что в налете участвовало всего 9 немецких самолетов - буксир, плавкран (погибло 25 человек) и эсминец "Быстрый" (подорвался 1 июля - погибло 24 человека, 80 с чем то получили ранения) эсминец так и не смогли восстановить и при ремонте его добила немецкая авиация.
>Но конкретно 22 июня получается было потоплено всего 2 судна - буксир и плавкран. Вряд ли это составляло половину судов, находившихся в тот момент в порту Севастополя. Спасибо за разъяснения .
Конкретно на 22–23 - да. Плюс были еще жертвы на берегу - из сброшенных мин 3 упали на город (погибло 3 человека) у немецких мин была уникальная для второй мировой конструкция - при падении на сушу они срабатывали как 1-тонные авиабомбы - а при падении в воду ставились как донные мины.
Результативность для 9 машин (из которых с минами было вроде 7) просто потрясающая. Мы действительно не были готовы к борьбе с донными минами, это при том что в Гражданскую в 1919-м на северной Двине уже имели опыт их применения и борьбы с ними. Все Остехбюро млин, невинно репрессированные.
>Насколько соответствует действительности мнение, что американцы выиграли Мидуэй во многом по везению - последними силами наткнулись на авианосцы перед запуском японских ударных групп ?
Это практически официальная точка зрения.
Случайно скоординированная атака независимых групп пикировщиков - тому подтверждение.
Но с другой стороны - американцы просто дожали японцев… Сделав меньше ошибок чем они.
>Японцы проиграли битву сами, не сделав правильных выводов из кораллового моря. Японцы держали авианосцы вместе, а потому случайный прорыв пикировщиков решил дело. А истребители были внизу, потому что истребляли американские пикировщики
Мидуэй выглядел бы еще интереснее не наделай американцы ошибок.
Совместная атака базовой и авианосной авиации всех трех групп - продавила бы японскую оборону куда бы как интереснее. четыре девятки Зеро воздушного патруля все одно бы ТАКУЮ армаду бы не сдержали. Тут бы глядишь бы даже торпедоносцы оказались бы не просто жертвами, и пилоты пикировщиков береговой базы достигли бы успехов.
>А мне было бы любопытно что было бы, используй американцы B-17 сугубо как разведчик. Зеро против него не очень хорош, зенитки у японцев тоже не ахти
Была бы возможна координация всех атак. Но не догадались еще - точнее наоборот на опыте Мидуэя - как раз догадались - после него несколько Б-17 с Эспириту Санту во время гвадалканалской компании успешно летали на дальнее обнаружение.
Но вместо этого как разведчик использовали штатные Каталины - что не позволяло "висеть" над японским соединением. Да и торпедоносные возможности каталин продолбали (одна ночная атака в ночь перед сражением, с одной попавшей в транспорт торпедой)
>1. Как вы считаете - там больше сработал элемент случайности и везения, или закономерно победила та сторона, что "совершила меньше ошибок"?
Раньше считал про везение - теперь все больше и больше убеждаюсь про "меньше ошибок". Американцы ВСЕ сделали что было в их силах стратегически - узнали планы противника, сконцентрировали свои силы, усилили как могли и чем могли авиагруппу на атолле, очень грамотно заняли позицию для авианосных групп - с наименее по японскому мнению угрожаемого направления, заранее подготовили силы (отряд Пая с экскортником "Лонг Айленд" для разведки) на случай если что то пойдет вообще не так и японцы вместо или после успеха у Мидуэя ломануться дальше и т. п.
В общем сделав все что могли заранее - они могли себе позволить поошибаться уже в ходе операции.
>Если бы амеры проиграли Мидуэй (с потерей 3-х "Йорктаунов"), то насколько бы это повлияло на масштаб их действий на Европейском ТВД? В смысле, сорвало бы это операцию "Torch" и и всё, что последовало за ней - Сицилия, Италия и т. д .?
Фиг его знает - на Торч скорее всего бы ничего не повлияло - ибо в него уже слишком сильно "вложились". А вот все остальное - было бы интересно. Пара боеспособных легких авианосцев на Атлантике (Рейнджер и Уосп) скорее всего ПОТОМ были бы переброшены в пандан к отремонтированной Саратоге на Тихий. Заменив потери. Но для успеха высадки в Сицилии хватило бы британцев и эскортников. Но активных действий на Гвадалканале бы не было бы - ждали бы вступления в строй "Инди" и "Эссексов". То есть на Тихом бы океане проиграли бы несколько месяцев времени в бездействии.
>Бронирование линкоров не комбинированное (хотя не знаю, что вы в это вкладываете) и далеко не всегда разнесённое .
Пояс после первой мировой - почти всегда (исключения немцы), но и у тех развитые скосы и 80 мм гласис на Шарнхорсте (приведенная броня за 700 мм вылетает по ватерлинии, причем Шарнхорст защищен лучше Бисмарка, американцы (кроме серии Саут дакота - лучшего американского линкора по защите) и японцы, ну эти бедные как церковные мыши просто) - причем у тех же итальянцев на "Литторио"- ТРИ контура брони (4 последовательных слоя брони - 70мм + 270 + 40 + 30… Флаг вам в руки ломать такие разнесенные на расстояние от 0,7 до 2 метров пояса.
>о том что минные поля такая могучая защита от японского флота.
Вполне эффективная. Благо море позволяло. Хотя по большому счету наши даже переборщили - все 1941-45 на сорванных минах наших подрывались и наши и японские суда.
В определенных участках войны на Тихом океане минные заграждения вполне сыграли свою роль. Где глубины позволяли. А неотправление быстроходного минзага "Террор" на Уэйк в 1941 м до сих пор считается одно из блестящих но нереализованных возможностей американского флота.
>Но это не волшебная палочка, они не смогли бы спасти советский флот в условиях тотального превосходства японского .
А его и не собирались спасать - задача ТОФ - поставить мины и погибнуть - точнее отойти в крепостной район Владивостока под минные поля и обширные артбатареи и там сидеть в осаде.
Авиация в районе у нас сильнее Японской (Лагг-3 круче Хаябусы, японцы испытали в 1942-м, Ишаки погранвойск и то в 1945 м утопили самую крупную посудину (три дня горела).
Флот будет прогрызать эти острова с 305-203мм батареями как считали долго, японская армия слабее нашей. Стратегический тупик. Японы это понимали. Одно дело просто мины - а другое минно-артиллерийская позиция и овер 70 подлодок.
>и что тут ужасного для японской империи? запереть, осадить и разрушить. ну скажите чем это плохо?
Сколько уйдет топлива. При этом осадить с суши - не разбив полностью ОКДВА у Хабаровска - не получается. Это вам не изолированные Порт-Арур (держался 11 месяцев, из них 8 в плотном обложении) и Циндао (3–4 месяца блокады и обложения). И главное даже победив дорогой ценой - что получает Япония - нищее приморье?
А что теряет СССР - отступаем до Читы и ждем когда японская логистика хрукнет?
>с учетом звиздеца на западном фронте СССР бы пошел на мир как и РИ до него.
А если бы не пошел? "Плутократические" США тут казались куда более мягким противников.
> с того же самого фига как и вписываться за СССР .
государства вот уже 5000 лет играют в эту игру. Как-только кто-то начинает захватывать новые и новые территории, все бросаются ему мешать, чтобы не допустить его безграничного усиления. Японцы просто ошиблись. Переоценив свои силы (Создать непробиваемый для США периметр) и недооценив силы США (японцы считали что США после второй волны депрессии в 1937-м на грани краха (недаром вторую волну операции в Китае они начали в 1937, когда США утерлись даже когда японские пикировщики потопили американскую канонерку).
Николай Павлович перед Крымской то же ошибся. Кардинально. Бывает.
Иногда делаются просто ОШИБКИ. Весь план "Хисаги но кадзе" (шутка) - вот эта самая ошибка.
>Россию много кто побеждал, у США история более настораживающая.
США просто на отшибе. Завоевание в 19-м веке стоило бы дороже чем все бонусы от него. Собственно поэтому Британия в 1780-е и не додавила колонистов, и в 1815 не стали (благо для Англии там круто ситуевина стала набираться - Южная Америка "освободилась" с британской помощью и в нее можно было ВЛЕЗТЬ, Что и начали делать.
Если бы США граничили по суше с Европой - все было бы иначе. Единственное что достигают с помощью минной оборонительной позиции - выигрывают время. Чем больше и лучше позиция - тем лучше время.
Немцы например в 1944-45 фактически только минами парализовали ЛЮБЫЕ действия Балтфлота кораблями крупнее канонерки западнее Нарвского залива.
Вот пример выигрыша времени. Минами.
Россия в 1915-м выиграла в первом Моонзундском - три дня - хватило на срыв немецкой операции - топлива на развитие успеха немцы уже не имели.
Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро14.9. Нострадамус во Второй мировой войне Эллик Хоув в книге «The Black Game - British Subversive Operations against the Germans during the Second World War» (в Германии вышла в 1983 г. в Мюнхене под заголовком «Черная пропаганда: свидетельство очевидца о тайных операциях британской секретной службы во Второй
Из книги Осторожно, история! Мифы и легенды нашей страны автора Дымарский Виталий НаумовичРоль союзников во Второй мировой войне 9 мая в России отмечается День Победы - возможно, единственный действительно общенародный государственный праздник.Наши бывшие союзники по антигитлеровской коалиции празднуют его на день раньше - 8 мая. И, к сожалению, этим
Из книги История Востока. Том 2 автора Васильев Леонид СергеевичЯпония во второй мировой войне Осенью 1939 г., когда началась война и западноевропейские страны одна за другой стали терпеть поражения и становиться объектом оккупации со стороны гитлеровской Германии, Япония решила, что ее час пробил. Туго закрутив все гайки внутри страны
автораЯпония и СССР во Второй мировой войне Разгром японских войск в районе озера Хасан в 1938 г. и в Монголии в 1939 г. нанес серьезный удар по пропагандистскому мифу о «непобедимости императорской армии», об «исключительности японского воинства». Американский историк
Из книги Психология войны в ХХ веке. Исторический опыт России [Полная версия с приложениями и иллюстрациями] автора Сенявская Елена СпартаковнаФинны во Второй мировой войне Советско-финское военное противостояние является весьма благодатным материалом для изучения формирования образа врага. Причин тому несколько. Прежде всего, любые явления лучше всего познаются в сравнении. Возможности для сравнения в
Из книги Вопросы и ответы. Часть I: Вторая мировая война. Страны-участницы. Армии, вооружения. автора Лисицын Фёдор ВикторовичАвиация во Второй мировой войне ***> Мне доводилось слышать мнение, что именно французская авиация проявила себя весьма хорошо…Угу, примерно на уровне советской авиации которая "проявила" себя летом 1941 как ПРИНЯТО считать "плохо". Потери немцев в 1000 машин сбитыми и
Из книги 10-я танковая дивизия СС «Фрундсберг» автора Пономаренко Роман ОлеговичГермания во Второй мировой войне Барятинский М. Средний танк Panzer IV // Бронеколлекция, №6, 1999. - 32 с.Бернаж Ж. Немецкие танковые войска. Битва за Нормандию 5 июня - 20 июля 1944 года. - М.: ACT, 2006. - 136 с.Боляновський А. Українські військові формування в роки Другої Світової Війни
Из книги Вторая мировая. 1939–1945. История великой войны автора Шефов Николай АлександровичПерелом во Второй мировой войне К концу осени 1942 года немецкий натиск выдохся. В то же время благодаря подтягиванию советских резервов и быстрому росту военной продукции на востоке СССР происходит выравнивание численности войск и техники на фронте. На основных же
Из книги Украина: история автора Субтельный Орест23. УКРАИНА ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ Европа шла ко второй мировой войне, и казалось, что украинцам в целом нечего терять в ходе тех радикальных сдвигов, которые она несла с собой. Будучи постоянным объектом эксцессов сталинизма и неуклонно усиливающихся репрессий поляков,
Из книги Сражения выигранные и проигранные. Новый взгляд на крупные военные кампании Второй мировой войны автора Болдуин Хэнсон Из книги 100 предсказаний Нострадамуса автора Агекян Ирина НиколаевнаО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ В глубине Западной ЕвропыУ бедных людей родится маленький,Своими речами соблазнит великое множество.Влияние растет в Королевстве Востока.(ц. 3, к.
Из книги Почему евреи не любят Сталина автора Рабинович Яков ИосифовичУчастие евреев во Второй мировой войне Краткий очерк Вторая мировая война (1939–1945) охватила Европу, Азию, Африку, Океанию - гигантские пространства в 22 млн квадратных километров.В ее орбиту оказались втянутыми 1 млрд 700 млн человек, или более трех четвертей населения
Из книги США автора Бурова Ирина ИгоревнаСША во Второй мировой войне Наблюдая за событиями в Европе, США не обольщались относительно возможности сохранения в ней длительного мира, но при этом Америка, вернувшись к старой политике изоляционизма, не желала вмешиваться в развитие европейских дел. Еще в августе 1935
Из книги Россия и Южная Африка: три века связей автора Филатова Ирина ИвановнаВо Второй мировой войне
Из книги Битва за Сирию. От Вавилона до ИГИЛ автора Широкорад Александр Борисович Из книги Разгром фашизма. СССР и англо-американские союзники во Второй мировой войне автора Ольштынский Леннор Иванович2.3. 1943 год Обещанный второй фронт вновь отложен Курская битва - коренной перелом во Второй мировой войне Высадка союзников в Сицилии, антифашистская борьба в Италии Наступательные операции советских войск и союзников зимой - весной 1943 годаКонтрнаступление под
Подводные лодки диктуют правила в морской войне и заставляют всех безропотно соблюдать заведенный порядок.
Тех упрямцев, что рискнут пренебречь правилами игры, ожидает скорая и мучительная смерть в стылой воде, посреди плавающих обломков и пятен нефти. Лодки, вне зависимости от флага, остаются опаснейшими боевыми машинами, способными сокрушить любого противника.
Предлагаю вашему вниманию небольшой рассказ о семи наиболее удачных проектах субмарин военных лет.
Лодки типа Т (Triton-class), Великобритания
Количество построенных субмарин - 53.
Водоизмещение надводное - 1290 тонн; подводное - 1560 тонн.
Экипаж - 59…61 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м (клепаный корпус), 106 м (сварной корпус).
Скорость полная в надводном положении - 15,5 узлов; в подводном - 9 узлов.
Запаса топлива 131 тонн обеспечивал дальность плавания в надводном положении 8000 миль.
Вооружение:
- 11 торпедных аппаратов калибра 533 мм (на лодках подсерий II и III), боекомплект - 17 торпед;
- 1 х 102 мм универсальное орудие, 1 х 20 мм зенитный «Эрликон».
HMS Traveller
Британский подводный Терминатор, способный «выбить дурь» из головы любого врага с помощью носового 8-торпедного залпа. Лодкам типа «Т» не было равных по разрушительной мощи среди всех субмарин периода ВМВ - этим объясняется их свирепый облик с причудливой носовой надстройкой, где разместились дополнительные торпедные аппараты.
Пресловутый британский консерватизм остался в прошлом - британцы одними из первых оснастили свои лодки гидролокаторами ASDIC. Увы, несмотря на свое мощное вооружение и современные средства обнаружения, лодки открытого моря типа «Т» не стали самыми эффективным среди британских субмарин Второй мировой. Тем не менее, они прошли захватывающий боевой путь и добились ряда замечательных побед. «Тритоны» активно использовались в Атлантике, в Средиземном море, громили японские коммуникации на Тихом океане, несколько раз отметились в стылых водах Арктики.
В августе 1941 года в Мурманск прибыли субмарины «Тайгрис» и «Трайдент». Британские подводники продемонстрировали мастер-класс своим советским коллегам: за два похода было потоплено 4 вражеских парохода, в т.ч. «Байя Лаура» и «Донау II» с тысячами солдат 6-ой горнострелковой дивизии. Тем самым моряки предотвратили третье немецкое наступление на Мурманск.
Среди других знаменитых трофеев лодок типа «Т» числятся немецкий легкий крейсер «Карлсруэ» и японский тяжелый крейсер «Асигара». Самураям «посчастливилось» познакомиться с полным 8-торпедным залпом подлодки «Тренчент» - получив 4 торпеды в борт (+ еще одну из кормового ТА), крейсер быстро опрокинулся и затонул.
После войны мощные и совершенные «Тритоны» еще четверть века стояли на вооружении Королевских ВМС.
Примечательно, что три лодки этого типа в конце 1960-х приобрел Израиль - одна из них, INS Dakar (бывш. HMS Totem) погибла в 1968 году в Средиземном море при невыясненных обстоятельствах.
Лодки типа «Крейсерская» серии XIV, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 11.
Водоизмещение надводное - 1500 тонн; подводное - 2100 тонн.
Экипаж - 62…65 чел.
Скорость полная в надводном положении - 22,5 уз.; в подводном - 10 уз.
Дальность плавания в надводном положении 16500 миль (9 уз.)
Дальность плавания в подводном положении - 175 миль (3 уз.)
Вооружение:
- 2 х 100 мм универсальных орудий, 2 х 45 мм зенитных полуавтоматов;
- до 20 мин заграждения.
…3 декабря 1941 года немецкие охотники UJ-1708, UJ-1416 и UJ-1403 забросали бомбами советскую лодку, попытавшуюся атаковать конвой у Бустад-сунд.
Ганс, ты слышишь эту тварь?
- Найн. После серии взрывов русские залегли на дно - я засек три удара о грунт…
- Сможешь определить, где они сейчас?
- Доннерветтер! Они продуваются. Наверняка решили всплыть и сдаться в плен.
Немецкие моряки ошиблись. Из морских глубин на поверхность поднялся МОНСТР - крейсерская субмарина К-3 серии XIV, обрушившая на противникашквал артиллерийского огня. С пятого залпа советским морякам удалось потопить U-1708. Второй охотник, получив два прямых попадания, задымил и отвернул в сторону - его 20 мм зенитки не могли конкурировать с «сотками» светского подводного крейсера. Раскидав немцев, как щенков, К-3 быстро скрылась за горизонтом на 20-узловом ходу.
Советская «Катюша» была феноменальной лодкой для своего времени. Сварной корпус, могучее артиллерийское и минно-торпедное вооружение, мощные дизели (2 х 4200 л.с.!), высокая надводная скорость 22-23 узла. Огромная автономность по запасам топлива. Дистанционное управление клапанами балластных цистерн. Радиостанция, способная передавать сигналы с Балтики на Дальний восток. Исключительный уровень комфорта: душевые кабины, рефрижераторные цистерны, два опреснителя забортной воды, электрокамбуз… Две лодки (К-3 и К-22) были оснащены ленд-лизовскими гидролокаторами ASDIC.
Но, как ни странно, ни высокие характеристики, ни мощнейшее вооружение не сделали «Катюши» эффективным - помимо тёмной с атакой К-21 на «Тирпиц», за годы войны на лодки XIV серии приходится всего 5 успешных торпедных атак и 27 тысяч бр. рег. тонн потопленного тоннажа. Большая часть побед была одержана с помощью выставленных мин. Притом, собственные потери составили пять крейсерских лодок.
К-21, Североморск, наши дни
Причины неудач лежат в тактике применения «Катюш» - могучим подводным крейсерам, созданным для просторов Тихого океана, пришлось «топтаться» в мелководной Балтийской «луже». При действиях на глубинах 30-40 метров огромная 97-метровая лодка могла удариться носом о грунт, в то время как её корма все еще торчала на поверхности. Немногим легче приходилось морякам-североморцам - как показала практика, эффективность боевого применения «Катюш» осложнялась слабой подготовкой личного состава и безынициативностью командования.
А жаль. Эти лодки рассчитывались на большее.
«Малютки», Советский Союз
Серия VI и VI-бис - построено 50.
Серия XII - построено 46.
Серия XV - построено 57 (в боевых действиях приняли участие 4).
ТТХ лодки типа М серии XII:
Водоизмещение надводное - 206 тонн; подводное - 258 тонн.
Автономность - 10 суток.
Рабочая глубина погружения - 50 м, предельная - 60 м.
Скорость полная в надводном положении - 14 уз.; в подводном - 8 уз.
Дальность плавания в надводном положении - 3380 миль (8,6 узлов).
Дальность плавания в подводном положении - 108 миль (3 узла).
Вооружение:
- 2 торпедных аппарата калибра 533 мм, боекомплект - 2 торпеды;
- 1 х 45 мм зенитный полуавтомат.
Малютка!
Проект мини-субмарин для быстрого усиления Тихоокеанского флота - главной особенностью лодок типа М стала возможность транспортировки по ж/д в полностью собранном виде.
В погоне за компактностью пришлось пожертвовать многим - служба на «Малютке» превратилась изнурительное и опасное мероприятие. Тяжелые бытовые условия, сильная «болтанка» - волны безжалостно швыряли 200-тонный «поплавок», рискуя разломать его на части. Малая глубина погружения и слабое оружие. Но главной заботой моряков была надежность подлодки - один вал, один дизель, один электродвигатель - крохотная «Малютка» не оставляла шансов беспечному экипажу, малейшая неисправность на борту грозила гибелью для субмарины.
Малыши быстро эволюционировали - ТТХ каждой новой серии в разы отличались от предыдущего проекта: улучшались обводы, обновлялось электрооборудование и средства обнаружения, уменьшалось время погружения, росла автономность. «Малютки» серии XV уже ничем не напоминали своих предшественников VI и XII серии: полуторакорпусная конструкция - цистерны балласта были вынесены за пределы прочного корпуса; ГЭУ получила стандартную двухвальную компоновку с двумя дизелями и электромоторами подводного хода. Количество торпедных аппаратов увеличилось до четырех. Увы, серия XV появилась слишком поздно - основную тяжесть войны вынесли на себе «Малютки» VI и XII серий.
Несмотря на свои скромные размеры и всего 2 торпеды на борту, крохотные рыбки отличались просто ужасающей «прожорливостью»: всего за годы Второй мировой советские субмарины типа М потопили 61 судно противника суммарным тоннажем 135,5 тысяч брт, уничтожили 10 военных кораблей, а также повредили 8 транспортов.
Малышки, изначально предназначенные только для действий в прибрежной зоне, научились эффективно воевать в открытых морских районах. Они наравне с более крупными лодками резали вражеские коммуникации, патрулировали у выходов из вражеских баз и фьордов, ловко преодолевали противолодочные заграждения и подрывали транспорты прямо у пирсов внутри защищенных вражеских гаваней. Просто удивительно, как краснофлотцы смогли воевать на этих хлипких корабликах! Но они воевали. И победили!
Лодки типа «Средняя» серии IX-бис, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 41.
Водоизмещение надводное - 840 тонн; подводное - 1070 тонн.
Экипаж - 36…46 чел.
Рабочая глубина погружения - 80 м, предельная - 100 м.
Скорость полная в надводном положении - 19,5 узлов; в подводном положении - 8,8 узлов.
Дальность плавания в надводном положении 8000 миль (10 узлов).
Дальность плавания в подводном положении 148 миль (3 узла).
«Шесть торпедных аппаратов и столько же запасных торпед на удобных для перезарядки стеллажах. Две пушки с большим боекомплектом, пулеметы, подрывное имущество… Одним словом, драться есть чем. А 20-узловая надводная скорость! Она позволяет обогнать практически любой конвой и атаковать его повторно. Техника хороша...»
- мнение командира С-56, Героя Советского Союза Г.И. Щедрина
«Эски» отличались рациональной компоновкой и сбалансированной конструкцией, мощным вооружением, отличными ходовыми и мореходными качествами. Изначально немецкий проект фирмы «Дешимаг», доработанный под советские требования. Но не спешите хлопать в ладоши и вспоминать «Мистраль». После начала серийного строительства серии IX на советских верфях, немецкий проект был пересмотрен с целью полного перехода на советское оборудование: дизели 1Д, оружие, радиостанции, шумопеленгатор, гирокомпас… - в лодках, получивших обозначение «серия IX-бис», не было ни одного болта зарубежного производства!
Проблемы боевого применения лодок типа «Средняя», в целом, были аналогичны крейсерским лодкам типа К - запертые на кишащем минами мелководье, они так и не смогли реализовать свои высокие боевые качества. Гораздо лучше обстояли дела на Северном флоте - в годы войны лодка С-56 под командованием Г.И. Щедрина совершила переход через Тихий и Атлантический океаны, перейдя из Владивостока в Полярный, став впоследствии самой результативной лодкой ВМФ СССР.
Не менее фантастическая история связана с «бомбоулавливателем» С-101 - за годы войны на лодку немцами и союзниками было сброшено свыше 1000 глубинных бомб, но всякий раз С-101 благополучно возвращалась в Полярный.
Наконец, именно на С-13 добился своих знаменитых побед Александр Маринеско.
Торпедный отсек С-56
«Жестокие переделки, в которые попадал корабль, бомбежки и взрывы, глубины, далеко превышающие официальный предел. От всего защитила нас лодка…»
- из воспоминаний Г.И. Щедрина
Лодки типа Gato, США
Количество построенных субмарин - 77.
Водоизмещение надводное - 1525 тонн; подводное - 2420 тонн.
Экипаж - 60 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м.
Скорость полная в надводном положении - 21 уз.; в подводном положении - 9 уз.
Дальность плавания в надводном положении 11 000 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 96 миль (2 уз.).
Вооружение:
- 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 24 торпеды;
- 1 х 76 мм универсальное орудие, 1 х 40 мм зенитный автомат «Бофорс», 1 х 20 мм «Эрликон»;
- одна из лодок - USS Barb была оснащена реактивной системой залпового огня для обстрела побережья.
Океанские подводные крейсеры типа «Гэтоу» появились в самый разгар войны на Тихом океане и стали одним из наиболее действенных инструментов ВМС США. Они намертво перекрыли все стратегические проливы и подходы к атоллам, перерезали все линии снабжения, оставив японские гарнизоны без подкреплений, а японскую промышленность - без сырья и нефти. В схватках с «Гэтоу» Императорский флот лишился двух тяжелых авианосцев, потерял четыре крейсера и чертову дюжину эсминцев.
Высокая скорость хода, убойное торпедное оружие, самые современные радиотехнические средства обнаружения противника - радар, пеленгатор, гидролокатор. Дальность плавания, обеспечивающая боевое патрулирование у берегов Японии при действии с базы на Гавайях. Повышенный комфорт на борту. Но главное - отличная подготовка экипажей и слабость японских противолодочных средств. В результате «Гэтоу» безжалостно крушили все подряд - именно они принесли из синих морских глубин победу на Тихом океане.
…Одним из главных достижений лодок «Гэтоу», изменившим весь мир, считается событие 2 сентября 1944 г. В тот день субмарина «Финбэк» засекла сигнал бедствия с падающего самолета и, после многочасовых поисков, обнаружила в океане испуганного, и уже было отчаявшегося пилота. Спасенным оказался некто Джордж Герберт Буш.
Рубка подлодки «Флэшер», мемориал в г. Гротон.
Список трофеев «Флэшер» звучит, как флотский анекдот: 9 танкеров, 10 транспортов, 2 сторожевых корабля суммарным тоннажем 100 231 брт! А на закуску лодка прихватила японский крейсер и эсминец. Удачливая, чертовка!
Электроботы типа XXI, Германия
К апрелю 1945 г. немцы успели спустить на воду 118 субмарин серии XXI. Однако, лишь две из них смогли достигнуть оперативной готовности и выйти в море в последние дни войны.
Водоизмещение надводное - 1620 тонн; подводное - 1820 тонн.
Экипаж - 57 чел.
Рабочая глубина погружения - 135 м, предельная - 200+ метров.
Скорость полная в надводном положении - 15,6 уз., в подводном положении - 17 уз.
Дальность плавания в надводном положении 15 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 340 миль (5 уз.).
Вооружение:
- 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 17 торпед;
- 2 зенитных автомата «Флак» калибра 20 мм.
U-2540 "Вильгельм Бауэр" на вечной стоянке в Бремерхафене, наши дни
Нашим союзникам крепко повезло, что все силы Германии были брошены на Восточный фронт - фрицам не хватило ресурсов, чтобы выпустить в море стаю фантастических «Электролодок». Появись они на год раньше - и все, капут! Очередной перелом в битве за Атлантику.
Немцы догадались первыми: все, чем гордятся кораблестроители других стран - большой боекомплект, мощная артиллерия, высокая надводная скорость 20+ узлов - имеет мало значения. Ключевые параметры, определяющие боевую эффективность субмарины, - её скорость и запас хода в подводном положении.
В отличие от своих сверстников, «Элетробот» был ориентирован на постоянное нахождение под водой: максимально обтекаемый корпус без тяжелой артиллерии, ограждений и платформ - все, ради минимизации подводного сопротивления. Шноркель, шесть групп аккумуляторных батарей (в 3 раза больше, чем на обычных лодках!), мощные эл. двигатели полного хода, тихие и экономичные эл. двигатели «подкрадывания».
Кормовая часть U-2511, затопленной на глубине 68 метров
Немцы просчитали все - весь поход «Электробот» двигался на перископной глубине под РДП, оставаясь труднообнаружимым для противолодочных средств противника. На большой глубине его преимущество становились еще более шокирующим: в 2-3 раза больший запас хода, при вдвое большей скорости, чем у любой из субмарин военных лет! Высокая скрытность и впечатляющие подводные навыки, самонаводящиеся торпеды, комплекс самых совершенных средств обнаружения… «Электроботы» открыли новую веху в истории подводного флота, определив вектор развития субмарин в послевоенные годы.
Союзники не были готовы к встрече с подобной угрозой - как показали послевоенные испытания, «Электроботы» в несколько раз превосходили по дальности взаимного гидроакустического обнаружения американские и британские эсминцы, охранявшие конвои.
Лодки типа VII, Германия
Количество построенных субмарин - 703.
Водоизмещение надводное - 769 тонн; подводное - 871 тонна.
Экипаж - 45 чел.
Рабочая глубина погружения - 100 м, предельная - 220 метров
Скорость полная в надводном положении - 17,7 уз.; в подводном положении - 7,6 уз.
Дальность плавания в надводном положении 8 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 80 миль (4 уз.).
Вооружение:
- 5 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 14 торпед;
- 1 х 88 мм универсальное орудие (до 1942 года), восемь вариантов надстроек с 20 и 37 мм зенитными установками.
* приведенные ТТХ соответствуют лодкам подсерии VIIC
Самые эффективные боевые корабли из всех, когда-либо бороздивших Мировой океан.
Относительно простое, дешевое, массовое, но при этом отлично вооруженное и смертоносное средство для тотального подводного террора.
703 подводные лодки. 10 МИЛЛИОНОВ тонн потопленного тоннажа! Линкоры, крейсеры, авианосцы, эсминцы, корветы и субмарины противника, нефтеналивные танкеры, транспорты с самолетами, танками, автомобилями, каучуком, рудой, станками, боеприпасами, обмундированием и продовольствием... Ущерб от действий немецких подводников превышал все разумные пределы - если бы не неисчерпаемый промышленный потенциал США, способный компенсировать любые потери союзников, немецкие U-боты имели все шансы «задушить» Великобританию и изменить ход мировой истории.
U-995. Грациозный подводный убийца
Зачастую успехи «семерок» связывают с «зажиточным временем» 1939-41 гг. - якобы при появлении у союзников конвойной системы и гидролокаторов Асдик, успехи немецких подводников закончились. Совершенно популистское утверждение, основанное на неверной интерпретации «зажиточных времен».
Расклад был прост: вначале войны, когда на каждую немецкую лодку приходилось по одному противолодочному кораблю союзников, «семерки» чувствовали себя неуязвимыми хозяевами Атлантики. Именно тогда появились легендарные асы, потопившие по 40 судов противника. Немцы уже держали победу в руках, когда союзники внезапно выставили по 10 противолодочных кораблей и 10 самолетов из расчета на каждую действующую лодку Кригсмарине!
Начиная с весны 1943 г., янки и британцы начали методично заваливать Кригсмарине противолодочной техникой и вскоре добились великолепного соотношения потерь - 1:1. Так и воевали до конца войны. У немцев корабли закончились быстрее, чем у их противников.
Вся история немецких «семерок» - грозное предупреждение из прошлого: какую угрозу представляет субмарина и насколько велики затраты на создание эффективной системы противодействия подводной угрозе.
Стёбный американский плакат тех лет. "Бейте по болевым точкам! Приходите служить на подводный флот - на нашем счету 77% потопленного тоннажа!" Комментарии, как говорится, излишни
В статье использованы материалы из книги "Советское подводное кораблестроение", В. И. Дмитриев, Воениздат, 1990 год.