Сторожевой корабль ярослав мудрый проекта 11540. Отечественное оружие и военная техника

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Сторожевые корабли проекта 11540
Проект
Страна
  • СССР 22x20px СССР → Россия 22x20px Россия
Изготовители
  • Флаг России Прибалтийский ССЗ «Янтарь»
Операторы
  • Флаг ВМФ России ВМФ России
Годы постройки с 1986
Годы в строю с 1990
Годы в эксплуатации с 1991
Построено 2
Строится 1
В строю 2
Основные характеристики
Водоизмещение 3590 тонн (стандартное)
4350 тонн (полное)
Длина 129,8 (наибольшая)
117,2 м (по КВЛ)
Ширина 15,6 м (наибольшая)
14,2 м (по КВЛ)
Осадка 8,35 м (по бульбу)
4,8 м (на миделе)
Двигатели 2 × маршевый ГТА М-70
2 × форсажный ГТА М-90
Мощность 2 × 10000 л.с. (маршевый)
2 × 18500 л.с. (форсажный)
Движитель 2 × ВФШ
Скорость хода 30 узлов (полная)
Дальность плавания 3000 миль ходом 18 узлов
3500 миль ходом 16 улов
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 214 человек (27 офицеров)
Вооружение
Навигационное вооружение НРЛС МР-212 «Вайгач»
НК «Бейсур»
Радиолокационное вооружение РЛС типа «Фрегат»
РЛС ЗРК МР-352 «Позитив»
РЛС УО МР-145 СУО «Лев»
Радиоэлектронное вооружение КС Р-782 «Буран»
ГАК МГК-365 «Звезда-М1»
Комплекс РЭБ МП-405 «Старт» или ТК-25
2 × ПУ комплекса РЭП ПК-16
8 × ПУ комплекса РЭП ПК-10
БИУС «Трон-11540»
СУО АУ «Лев-145»
СУО комплекса ПЛО «Онега-11540»
Артиллерия 1 × АК-100
Зенитная артиллерия 2 × ЗРАК «Кортик»
Ракетное вооружение 2 × ПУ ПКРК «Уран»
4 × ПУ ЗРК «Кинжал»
Противолодочное вооружение 1 × РБУ-6000
2 × РПК-6М «Водопад-НК»
Минно-торпедное вооружение 2 × трёхтрубных 533-мм ТА
Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27
15px []

Сторожевые корабли проекта 11540 (шифр «Ястреб» , по кодификации НАТО – Neustrashimyy ) - тип сторожевых кораблей (по западной классификации – фрегатов) российского флота .

Корабли проекта предназначены для поиска, обнаружения и слежения за подводными лодками противника, обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море, нанесения ударов по кораблям и судам в море и базах , поддержки боевых действий сухопутных войск , обеспечения высадки морских десантов и решения других задач.

Всего были закончены строительством и вступили в состав ВМФ России два корабля данного проекта из трёх заложенных на стапеле . Оба корабля на 2012 год входят в состав Балтийского флота . Третий корабль планировалось достраивать по изменённому проекту, но в 2015 году от его достройки отказались, недостроенный корпус будет утилизирован.

История

Проектирование

Сторожевые корабли проекта 11540 (шифр «Ястреб») в окончательном варианте должны были заменить сторожевые корабли проекта 1135 .

Строительство

Головной корабль проекта был начат строительством в мае 1986 года на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» , а официально заложен 25 марта 1987 года . На воду был спущен 25 мая 1988 года . Вступил в строй 28 декабря 1990 года и 14 марта 1991 года вошёл в состав Дважды Краснознамённого Балтийского флота, а 24 января 1993 года над кораблём был поднят флаг ВМФ России . Со 2 февраля 1993 года корабль входит в состав Балтийского Флота ВМФ России. По ценам 1988 года «Неустрашимый» обошёлся бюджету СССР в 80 млн. рублей .

Второй корабль – «Неприступный» (позднее переименован в «Ярослав Мудрый») – был заложен там же 27 мая 1988 года и спущен на воду в июне 1990 года. 19 июня (июля ) 2009 года вошёл в состав ВМФ России и 24 июля 2009 года над кораблём был поднят Военно-морской флаг Российской Федерации.

После закладки «Неприступного», на «Янтаре», также, было начато строительство третьего корабля – «Туман», но позже было остановлено. На основе недостроенного «Тумана» планируется создание противолодочного корабля для борьбы с неатомными подводными лодками . Начало достройки намечено на 2014 год .

Как сообщил в сентябре 2015 года журналистам начальник управления кораблестроения ВМФ России капитан 1-го ранга Владимир Тряпичников: «Командование ВМФ России не будет заказывать достройку СКР проекта 11540 «Туман». Несмотря на то, что корпус судна уже длительное время находятся на воде, востребованности в нем нет. Он уже не только устарел, но и не вписываются в современную тактику и стратегию развития Военно-морского флота» .

Служба

С момента вхождения в состав ВМФ корабли проекта неоднократно участвовали в различных учениях , в том числе совместных с НАТО ;

Сопровождали официальные визиты Президента РФ В. В. Путина в Лондон и Лиссабон , обеспечивая безопасность с российской стороны;

Заходили с дружественными визитами в порты Франции , Испании , Бельгии и других государств;

За время службы экипажи кораблей проекта неоднократно отмечались различными призами в соревнованиях Балтийского флота и ВМФ России.

Конструкция

Корпус и надстройка

Сторожевики проекта представляют собой однотрубные двухмачтовые корабли с развитой надстройкой , занимающей более половины длины верхней палубы . Реализованные в кораблях архитектурно-компоновочные решения обеспечивают снижение уровней теплового, акустического, электромагнитного и вторичного радиолокационного полей.

Энергетическая установка

Вооружение

Артиллерийское

Противолодочное

Противокорабельное

Для поражения надводных кораблей и судов на сторожевиках предусмотрено размещение в центральной части корпуса противокорабельного ракетного комплекса «Уран» в составе двух четырёхконтейнерных пусковых установок , расположенных перпендикулярно продольной оси корабля с углом возвышения 35°. Суммарный боезапас составляет восемь ПКР Х-35 .

Несмотря на то, что ПКРК «Уран» неоднократно упоминался в СМИ в составе вооружения «Неустрашимого», с момента принятия комплекса на вооружение в 2003 году , он так и не был установлен на корабль, вступивший в строй в 1993-м (1990 ). Таким образом, на всём протяжении своего существования СКР «Неустрашимый» не оснащён основным противокорабельным вооружением.

Зенитное

Средства связи включают автоматизированный комплекс связи Р-782 «Буран», а на «Ярославе Мудром» дополнительно установлен комплекс спутниковой связи Р-768 «Центавр» .

Мореходность и обитаемость

Корабли проекта снабжены успокоителями качки, а также скуловыми килями , способствующими улучшению мореходности .

Автономность кораблей по запасам провизии оценивается в 30 суток.

Модификации

Представители

Название б/н Верфь Зав. № Заложен Спущен В строю Флот Состояние Примечания
Неустрашимый 712 Прибалтийский ССЗ «Янтарь»
(Калининград)
401 25.03 . 25.05 . 28.12 . ДКБФ В строю;
в ремонте
По данным на 24.01 . находится на доковом ремонте у причала Прибалтийского ССЗ «Янтарь» .
Ярослав Мудрый 727 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 402 27.05 . 06. 19.07 . ДКБФ В строю Штатно установлен ПКРК «Уран» .
Туман - Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 403 н/д - н/д ожидает утилизации 15.04.2016 принято решение об утилизации .

Цвета таблицы:
Белый - не достроен или утилизирован не спущенным на воду
Зелёный - действующий в составе ВМФ
Жёлтый - действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно
Красный - списан, утилизирован или потерян

Фотографии

Напишите отзыв о статье "Сторожевые корабли проекта 11540"

Примечания

Литература

  • Павлов А. С. Сторожевой корабль «Неустрашимый». - Якутск: Сахаполиграфиздат, 1997. - 40 с.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сторожевые корабли проекта 11540

Над изумрудно-зелёной, очень «сочной» землёй, освещая всё вокруг непривычным голубоватым светом, весело поднималось потрясающе красивое и яркое, фиолетово-голубое солнце... Это наступало чужое, видимо инопланетное, утро... Вся буйно растущая здесь зелень, от падающих на неё солнечных лучей, сверкала золотисто-фиолетовыми бриллиантами «местной» утренней росы, и, счастливо ими умываясь, готовилась к наступающему новому чудесному дню... Всё вокруг благоухало невероятно богатыми красками, слишком яркими для наших, привыкших ко всему «земному», глаз. Вдали, по покрытому золотистой дымкой небу клубились почти «плотные», нежно-розовые кудрявистые облака, похожие на красивые розовые подушки. Неожиданно, с противоположной стороны небо ярко вспыхнуло золотым.... Я обернулась, и от удивления застыла – с другой стороны царственно поднималось невероятно огромное, золотисто-розовое, второе солнце!.. Оно было намного больше первого, и казалось, было больше самой планеты... Но его лучи, в отличие от первого, почему-то светили несравнимо мягче и ласковее, напоминая тёплое «пушистое» объятие... Казалось, это огромное доброе светило, уже устало от каждодневных забот, но всё ещё по привычке отдавало этой невероятно красивой планете своё последнее тепло и, уже «собираясь на покой», с удовольствием уступало место молодому, «кусачему» солнцу, которое ещё только-только начинало своё небесное путешествие и светило яро и весело, не боясь расплескать свой молодой жар, щедро заливая светом всё вокруг.
Удивлённо оглядываясь по сторонам, я вдруг заметила причудливое явление – у растений появилась вторая тень... И она почему-то очень резко контрастировала с освещённой частью – как будто светотень была нарисована яркими, кричащими цветами, резко противоположными друг другу. В теневой части воздух мерцал яркими миниатюрными звёздочками, вспыхивающими от малейшего движения. Это было сумасшедше красиво... и необыкновенно интересно. Пробудившийся волшебный мир звучал тысячами незнакомых голосов, будто радостно оповещая о своём счастливом пробуждении всю вселенную. Я очень сильно, почти наяву, почувствовала, насколько невероятно чистым был здесь воздух! Он благоухал, наполненный удивительно приятными, незнакомыми запахами, которые чем-то неуловимо напоминали запахи роз, если бы их было здесь тысяча разных сортов одновременно. Повсюду, сколько охватывал глаз, алели те же самые ярко-красные, огромные «маки»... И тут только я вспомнила, что Вэя принесла мне такой же цветок! Я протянула к ней руку – цветок плавно перетёк с её хрупкой ладошки на мою ладонь, и вдруг, в моей груди что-то сильно «щёлкнуло»... Я с удивлением увидела, как миллионами невиданных фантастических оттенков на моей груди раскрылся и засверкал изумительный кристалл... Он всё время пульсировал и менялся, как бы показывая, каким ещё он может быть. Я застыла в шоке, полностью загипнотизированная открывшимся зрелищем, и не могла отвести глаз от всё время по-новому открывающейся красоты...
– Ну вот, – довольно произнесла Вэя, – теперь ты сможешь это смотреть когда захочешь!
– А почему этот кристалл у меня на груди, если ты поставила его в лоб? – наконец-то я решилась задать мучивший меня несколько дней вопрос.
Девочка очень удивилась, и чуть подумав, ответила:
– Я не знаю почему ты спрашиваешь, тебе ведь известен ответ. Но, если тебе хочется услышать его от меня – пожалуйста: я тебе просто дала его через твой мозг, но открыть его надо там, где должно быть его настоящее место.
– А откуда же мне было знать? – удивилась я.
Фиолетовые глаза очень внимательно несколько секунд меня изучали, а потом прозвучал неожиданный ответ:
– Я так и думала – ты ещё спишь... Но я не могу тебя разбудить – тебя разбудят другие. И это будет не сейчас.
– А когда? И кто будут эти – другие?..
– Твои друзья... Но ты не знаешь их сейчас.
– А как же я буду знать, что они друзья, и что это именно они? – озадаченно спросила я.
– Ты вспомнишь, – улыбнулась Вэя.
– Вспомню?! Как же я могу вспомнить то, чего ещё нет?..– ошарашено уставилась на неё я.
– Оно есть, только не здесь.
У неё была очень тёплая улыбка, которая её необыкновенно красила. Казалось, будто майское солнышко выглянуло из-за тучки и осветило всё вокруг.
– А ты здесь совсем одна, на Земле? – никак не могла поверить я.
– Конечно же – нет. Нас много, только разных. И мы живём здесь очень давно, если ты это хотела спросить.
– А что вы здесь делаете? И почему вы сюда пришли? – не могла остановиться я.
– Мы помогаем, когда это нужно. А откуда пришли – я не помню, я там не была. Только смотрела, как ты сейчас... Это мой дом.
Девчушка вдруг стала очень печальной. И мне захотелось хоть как-то ей помочь, но, к моему большому сожалению, пока это было ещё не в моих маленьких силах...
– Тебе очень хочется домой, правда же? – осторожно спросила я.
Вэя кивнула. Вдруг её хрупкая фигурка ярко вспыхнула... и я осталась одна – «звёздная» девочка исчезла. Это было очень и очень нечестно!.. Она не могла так просто взять и уйти!!! Такого никак не должно было произойти!.. Во мне бушевала самая настоящая обида ребёнка, у которого вдруг отняли самую любимую игрушку... Но Вэя не была игрушкой, и, если честно, то я должна была быть ей благодарна уже за то, что она вообще ко мне пришла. Но в моей «исстрадавшейся» душе в тот момент крушил оставшиеся крупицы логики настоящий «эмоциональный шторм», а в голове царил полный сумбур... Поэтому ни о каком «логическом» мышлении в данный момент речи идти не могло, и я, «убитая горем» своей страшной потери, полностью «окунулась» в океан «чёрного отчаяния», думая, что моя «звёздная» гостья больше уже никогда ко мне не вернётся... Мне о скольком ещё хотелось её спросить! А она так неожиданно взяла и исчезла... И тут вдруг мне стало очень стыдно... Если бы все желающие спрашивали её столько же, сколько хотела спросить я, у неё, чего доброго, не оставалось бы время жить!.. Эта мысль как-то сразу меня успокоила. Надо было просто с благодарностью принимать всё то чудесное, что она успела мне показать (даже если я ещё и не всё поняла), а не роптать на судьбу за недостаточность желаемого «готовенького», вместо того, чтобы просто пошевелить своими обленившимися «извилинами» и самой найти ответы на мучившие меня вопросы. Я вспомнила бабушку Стеллы и подумала, что она была абсолютно права, говоря о вреде получения чего-то даром, потому что ничего не может быть хуже, чем привыкший всё время только брать человек. К тому же, сколько бы он ни брал, он никогда не получит радости того, что он сам чего то достиг, и никогда не испытает чувства неповторимого удовлетворения оттого, что сам что-либо создал.
Я ещё долго сидела одна, медленно «пережёвывая» данную мне пищу для размышлений, с благодарностью думая об удивительной фиолетовоглазой «звёздной» девчушке. И улыбалась, зная, что теперь уже точно ни за что не остановлюсь, пока не узнаю, что же это за друзья, которых я не знаю, и от какого такого сна они должны меня разбудить... Тогда я не могла ещё даже представить, что, как бы я не старалась, и как бы упорно не пробовала, это произойдёт только лишь через много, много лет, и меня правда разбудят мои «друзья»... Только это будет совсем не то, о чём я могла когда-либо даже предположить...
Но тогда всё казалось мне по-детски возможным, и я со всем своим не сгорающим пылом и «железным» упорством решила пробовать...
Как бы мне ни хотелось прислушаться к разумному голосу логики, мой непослушный мозг верил, что, несмотря на то, что Вэя видимо совершенно точно знала, о чём говорила, я всё же добьюсь своего, и найду раньше, чем мне было обещано, тех людей (или существ), которые должны были мне помочь избавиться от какой-то там моей непонятной «медвежьей спячки». Сперва я решила опять попробовать выйти за пределы Земли, и посмотреть, кто там ко мне придёт... Ничего глупее, естественно, невозможно было придумать, но так как я упорно верила, что чего-то всё-таки добьюсь – приходилось снова с головой окунаться в новые, возможно даже очень опасные «эксперименты»...
Моя добрая Стелла в то время почему-то «гулять» почти перестала, и, непонятно почему, «хандрила» в своём красочном мире, не желая открыть мне настоящую причину своей грусти. Но мне всё-таки как-то удалось уговорить её на этот раз пойти со мной «прогуляться», заинтересовав опасностью планируемого мною приключения, и ещё тем, что одна я всё же ещё чуточку боялась пробовать такие, «далеко идущие», эксперименты.
Я предупредила бабушку, что иду пробовать что-то «очень серьёзное», на что она лишь спокойно кивнула головой и пожелала удачи (!)... Конечно же, это меня «до косточек» возмутило, но решив не показывать ей своей обиды, и надувшись, как рождественский индюк, я поклялась себе, что, чего бы мне это не стоило, а сегодня что-то да произойдёт!... Ну и конечно же – оно произошло... только не совсем то, чего я ожидала.
Стелла уже ждала меня, готовая на «самые страшные подвиги», и мы, дружно и собранно устремились «за предел»...
На этот раз у меня получилось намного проще, может быть потому, что это был уже не первый раз, а может ещё и потому, что был «открыт» тот же самый фиолетовый кристалл... Меня пулей вынесло за предел ментального уровня Земли, и вот тут-то я поняла, что чуточку перестаралась... Стелла, по общему договору, ждала на «рубеже», чтобы меня подстраховать, если увидит, что что-то пошло не так... Но «не так» пошло уже с самого начала, и там, где я в данный момент находилась, она, к моему великому сожалению, уже не могла меня достать.
Вокруг холодом ночи дышал чёрный, зловещий космос, о котором я мечтала столько лет, и который пугал теперь своей дикой, неповторимой тишиной... Я была совсем одна, без надёжной защиты своих «звёздных друзей», и без тёплой поддержки своей верной подружки Стеллы... И, несмотря на то, что я видела всё это уже не в первый раз, я вдруг почувствовала себя совсем маленькой и одинокой в этом незнакомом, окружающем меня мире далёких звёзд, которые здесь выглядели совсем не такими же дружелюбными и знакомыми, как с Земли, и меня понемногу стала предательски охватывать подленькая, трусливо пищащая от неприкрытого ужаса, паника... Но так как человечком я всё ещё была весьма и весьма упёртым, то решила, что нечего раскисать, и начала осматриваться, куда же это всё-таки меня занесло...
Я висела в чёрной, почти физически ощутимой пустоте, а вокруг лишь иногда мелькали какие-то «падающие звёзды», оставляя на миг ослепительные хвосты. И тут же, вроде бы, совсем рядом, мерцала голубым сиянием такая родная и знакомая Земля. Но она, к моему великому сожалению, только казалась близкой, а на самом деле была очень и очень далеко... И мне вдруг дико захотелось обратно!!!.. Уже не хотелось больше «геройски преодолевать» незнакомые препятствия, а просто очень захотелось вернуться домой, где всё было таким родным и привычным (к тёплым бабушкиным пирогам и любимым книгам!), а не висеть замороженной в каком то чёрном, холодном «безмирье», не зная, как из всего этого выбраться, да притом, желательно без каких-либо «ужасающих и непоправимых» последствий... Я попробовала представить единственное, что первое пришло в голову – фиолетовоглазую девочку Вэю. Почему-то не срабатывало – она не появлялась. Тогда попыталась развернуть её кристалл... И тут же, всё вокруг засверкало, засияло и закружилось в бешеном водовороте каких-то невиданных материй, я почувствовала будто меня резко, как большим пылесосом, куда-то втянуло, и тут же передо мной «развернулся» во всей красе уже знакомый, загадочный и прекрасный Вэйин мир.... Как я слишком поздно поняла – ключом в который и являлся мой открытый фиолетовый кристалл...
Я не знала, как далеко был этот незнакомый мир... Был ли он на этот раз реальным? И уж совершенно не знала, как из него вернуться домой... И не было никого вокруг, у кого я могла бы хоть что-либо спросить...
Передо мной простиралась дивная изумрудная долина, залитая очень ярким, золотисто-фиолетовым светом. По чужому розоватому небу, искрясь и сверкая, медленно плыли золотистые, облака, почти закрывая одно из солнц. Вдалеке виднелись очень высокие, остроконечные, блестящие тяжёлым золотом, чужие горы... А прямо у моих ног, почти по-земному, журчал маленький, весёлый ручеек, только вода в нём была совсем не земная – «густая» и фиолетовая, и ни чуточки не прозрачная... Я осторожно окунула руку – ощущение было потрясающим и очень неожиданным – будто коснулась мягкого плюшевого мишки... Тёплое и приятное, но уж никак не «свежее и влажное», как мы привыкли ощущать на Земле. Я даже усомнилась, было ли это тем, что на Земле называлось – «вода»?..
Дальше «плюшевый» ручеек убегал прямо в зелёный туннель, который образовывали, сплетаясь между собой, «пушистые» и прозрачные, серебристо-зелёные «лианы», тысячами висевшие над фиолетовой «водой». Они «вязали» над ней причудливый рисунок, который украшали малюсенькие «звёздочки» белых, сильно пахнувших, невиданных цветов.
Да, этот мир был необычайно красив... Но в тот момент я бы многое отдала, чтобы оказаться в своём, может и не таком красивом, но за то таком знакомом и родном, земном мире!.. Мне впервые было так страшно, и я не боялась себе честно это признать... Я была совершенно одна, и некому было дружески посоветовать, что же делать дальше. Поэтому, не имея другого выбора, и как-то собрав всю свою «дрожавшую» волю в кулак, я решилась двинуться куда-нибудь дальше, чтобы только не стоять на месте и не ждать, когда что-то жуткое (хотя и в таком красивом мире!) произойдёт.
– Как ты сюда попала? – послышался, в моём измученном страхом мозгу, ласковый голосок.
Я резко обернулась... и опять столкнулась с прекрасными фиолетовыми глазами – позади меня стояла Вэя...
– Ой, неужели это ты?!!.. – от неожиданного счастья, чуть ли не завизжала я.
– Я видела, что ты развернула кристалл, я пришла помочь, – совершенно спокойно ответила девочка.
Только её большие глаза опять очень внимательно всматривались в моё перепуганное лицо, и в них теплилось глубокое, «взрослое» понимание.
– Ты должна верить мне, – тихо прошептала «звёздная» девочка.
И мне очень захотелось ей сказать, что, конечно же – я верю!.. И что это просто мой дурной характер, который всю жизнь заставляет меня «биться головой об стенку», и этими же, собственноручно набитыми шишками, постигать окружающий мир... Но Вэя видимо всё прекрасно поняла, и, улыбнувшись своей удивительной улыбкой, приветливо сказала:
– Хочешь, покажу тебе свой мир, раз ты уже здесь?..
Я только радостно закивала головой, уже снова полностью воспрянув духом и готовая на любые «подвиги», только лишь потому, что я уже была не одна, и этого было достаточно, чтобы всё плохое мгновенно забылось и мир опять казался увлекательным и прекрасным.
– Но ты ведь говорила, что никогда здесь не была? – расхрабрившись, спросила я.
– А я и сейчас не здесь, – спокойно ответила девочка. – С тобой моя сущность, но моё тело никогда не жило там. Я никогда не знала свой настоящий дом... – её огромные глаза наполнились глубокой, совсем не детской печалью.
– А можно тебя спросить – сколько тебе лет?.. Конечно, если не хочешь – не отвечай, – чуть смутившись, спросила я.
– По земному исчислению, наверное это будет около двух миллионов лет, – задумчиво ответила «малышка».
У меня от этого ответа ноги почему-то вдруг стали абсолютно ватными... Этого просто не могло быть!.. Никакое существо не в состоянии жить так долго! Или, смотря какое существо?..
– А почему же тогда ты выглядишь такой маленькой?! У нас такими бывают только дети... Но ты это знаешь, конечно же.
– Такой я себя помню. И чувствую – это правильно. Значит так и должно быть. У нас живут очень долго. Я, наверное, и есть маленькая...
У меня от всех этих новостей закружилась голова... Но Вея, как обычно, была удивительно спокойна, и это придало мне сил спрашивать дальше.
– А кто же у вас зовётся взрослым?.. Если такие есть, конечно же.
– Ну, разумеется! – искренне рассмеялась девочка. – Хочешь увидеть?
Я только кивнула, так как у меня вдруг с перепугу полностью перехватило горло, и куда-то потерялся мои «трепыхавшийся» разговорный дар... Я прекрасно понимала, что вот прямо сейчас увижу настоящее «звёздное» существо!.. И, несмотря на то, что, сколько я себя помнила, я всю свою сознательную жизнь этого ждала, теперь вдруг вся моя храбрость почему-то быстренько «ушла в пятки»...
Вея махнула ладошкой – местность изменилась. Вместо золотых гор и ручья, мы оказались в дивном, движущемся, прозрачном «городе» (во всяком случае, это было похоже на город). А прямо к нам, по широкой, мокро-блестящей серебром «дороге», медленно шёл потрясающий человек... Это был высокий гордый старец, которого нельзя было по-другому назвать, кроме как – величественный!.. Всё в нём было каким-то очень правильным и мудрым – и чистые, как хрусталь, мысли (которые я почему-то очень чётко слышала); и длинные, покрывающие его мерцающим плащом, серебристые волосы; и те же, удивительно добрые, огромные фиолетовые «Вэины» глаза... И на его высоком лбу сиявшая, дивно сверкающая золотом, бриллиантовая «звезда».
– Покоя тебе, Отец, – коснувшись пальчиками своего лба, тихо произнесла Вея.
– И тебе, ушедшая, – печально ответил старец.
От него веяло бесконечным добром и лаской. И мне вдруг очень захотелось, как маленькому ребёнку, уткнуться ему в колени и, спрятаться от всего хотя бы на несколько секунд, вдыхая исходящий от него глубокий покой, и не думать о том, что мне страшно... что я не знаю, где мой дом... и, что я вообще не знаю – где я, и что со мной в данный момент по-настоящему происходит...
– Кто ты, создание?.. – мысленно услышала я его ласковый голос.
– Я человек, – ответила я. – Простите, что потревожила ваш покой. Меня зовут Светлана.
Старец тепло и внимательно смотрел на меня своими мудрыми глазами, и в них почему-то светилось одобрение.
– Ты хотела увидеть Мудрого – ты его видишь, – тихо произнесла Вея. – Ты хочешь что-то спросить?
– Скажите пожалуйста, в вашем чудесном мире существует зло? – хотя и стыдясь своего вопроса, всё же решилась спросить я.
– Что ты называешь «злом», Человек-Светлана? – спросил мудрец.
– Ложь, убийство, предательство... Разве нет у вас таких слов?..
– Это было давно... уже никто не помнит. Только я. Но мы знаем, что это было. Это заложено в нашу «древнюю память», чтобы никогда не забыть. Ты пришла оттуда, где живёт зло?
Я грустно кивнула. Мне было очень обидно за свою родную Землю, и за то, что жизнь на ней была так дико несовершенна, что заставляла спрашивать подобные вопросы... Но, в то же время, мне очень хотелось, чтобы Зло ушло из нашего Дома навсегда, потому что я этот дом всем своим сердцем любила, и очень часто мечтала о том, что когда-нибудь всё-таки придёт такой чудесный день, когда:

Вся история российского военного флота тесно связана с боевыми кораблями, основной задачей которых была сторожевая служба. В настоящее время сторожевые корабли являются самым многочисленным классом во всём российском ВМФ. Данные фрегаты — одни из самых универсальных кораблей, так как круг задач, которые им приходится выполнять, необычайно широк. Сторожевые корабли в случае вражеской агрессии примут на себя первый удар, поэтому их маневренность и вооружение должно отвечать всем современным параметрам.

Причина появления сторожевых кораблей проекта 11540

К концу 1970-х годов перед Советским союзом остро встала задача активной обороны своих морских рубежей. Холодная война, которая хотя и немного затихла после Карибского кризиса, всё ещё заставляла правительство СССР опасаться вражеского нападения, а особенно диверсий, которые могли исходить со стороны США. Для надёжной обороны морских границ требовалось создать новые современные сторожевые корабли, которые не только бы не уступали, а превосходили американские корабли по всем параметрам.

Появление в Европе и США новых моделей сторожевых кораблей заставили Высшее командование военно-морского флота СССР срочно искать выход из сложившейся ситуации. Ответом Европе и США послужил проект 11540, согласно которому на судостроительных заводах должны были производиться военные сторожевые корабли под кодовым названием «Ястреб».

Основные цели, которые ставились перед фрегатами «Ястреб»

Новые сторожевые судна проекта 11540 «Ястреб» планировалось передать в распоряжение Балтийского флота, где они должны были обеспечить превосходство СССР на Балтийской морской арене. Основной целью ещё не созданных сторожевых фрегатов должен был стать полный контроль всей акватории Балтийского моря. Не исключалась также возможность выхода новых сторожевых судов в открытый океан для эскорта гражданского или торгового судоходства и для внезапных ударов по кораблям противника.

Такие глобальные цели потребовали от новых сторожевых кораблей значительного увеличения водоизмещения и размеров, так как их огневая мощь должна была превосходить все существующие на тот момент аналоги.

Первой «ласточкой» в классе стали сторожевые корабли проекта 1135, которые наглядно продемонстрировали, в каком направлении должны развиваться новые сторожевые суда. Проект 11540 планировалось построить, используя базу сторожевых кораблей проекта 1135, но их размеры должны были быть значительно увеличены. Новый проект получил ряд конструктивных изменений, а самое главное – новые сторожевые суда настолько увеличились, что их можно было переместить в класс фрегатов.

Сформировав техническое задание для строительства нового типа сторожевых кораблей, руководство военно-морского флота СССР отправило его на разработку. Это событие произошло в 1981 году. Для разработки проекта 11540 было выбрано Зеленодольское проектно-конструкторское бюро. В начале 1980-х годов доки Советского Союза позволяли построить корабли водоизмещением в 4 тонны в больших количествах.

Новый сторожевой корабль СССР должен был строиться с учётом всех новшеств, которые имелись у всех аналогичных сторожевых кораблей иностранного производства. В качестве образцов, на которые должны были равняться конструкторы, были выбраны американский фрегат типа «Оливер Перри» и немецкий военный корабль типа «Бремен». Кроме того, перед конструкторами ставилась задача по возможности создать такие корабли, которые бы по всем параметрам превосходили зарубежные аналоги.

После окончания разработки, проект 11540 получил название «Ястреб». Это были не просто сторожевые суда, а настоящие многоцелевые фрегаты, радиус действия которых значительно превышал возможности стандартных сторожевых судов, которые производились в СССР до сих пор. После окончания строительства, сторожевые фрегаты нового типа должны были заменить сторожевики предыдущего поколения. Новые фрегаты проекта 1540 должны были выполнять следующие задачи:

  • Осуществлять охрану всех морских коммуникаций;
  • Находить и уничтожать вражеские подводные лодки;
  • Осуществлять дальнее патрулирование;
  • Поддерживать сухопутные войска во время десантных операций;
  • Осуществлять удары по различным береговым объектам противника.

Для более эффективного поиска и уничтожения подводных лодок должен был использоваться вертолёт КА-27ПЛ, который планировалось разместить на базе кораблей проекта 11540. Если фрегаты участвовали в масштабных боевых действиях, в их задачу должна была входить операция по обеспечению флота от ударов боевых кораблей и подводных лодок противника.

История выпуска кораблей проекта 11540

Новые сторожевые корабли, строительство которых началось в советское время, должны были полностью заменить собой боевые корабли проекта 1135. Во второй половине 1980-х годов планировалось сделать новые многофункциональные фрегаты самыми массовыми во всём советском военно-морском флоте. Изначально планировалось построить около 70 подобных кораблей, благо мощностей судостроительных заводов в СССР хватало для осуществления этого масштабного плана. Строительством новых кораблей должны были заняться 7 судостроительных заводов по всей территории СССР.

Первый боевой корабль проекта 11540 получил номер 401 и был спущен на воду в 1988 году, а после двух лет доработок был принят на боевую службу. В 1991 году корабль получил имя «Неустрашимый».

Следующий корабль серии был в 1988 году, его спуск на воду произошёл в плановом порядке через 2 года, однако развал СССР надолго остановил доработку этого фрегата. Только в 2009 году данный корабль окончательно доработали и приняли на службу под именем «Ярослав Мудрый».

Третий и последний корабль серии был заложен в 1993 году, однако недостаток финансирования привёл к тому, что его так и не спустили на воду. В 2016 году последний корабль проекта 11540, представлявший из себя один недостроенный корпус, был утилизирован. Так бесславно закончил свои дни последний корабль проекта 11540.

Особенности кораблей проекта 11540

Корабли проекта 11540 отличались от предыдущей серии сторожевых кораблей своим водоизмещением. По проектной документации все корабли «Ястреб» должны были иметь водоизмещение не менее 3, 500 тонн. Первый фрегат серии имел следующие тактико-технические характеристики:

  • Длина нового корабля была 117 метров;
  • Ширина – 14 метров;
  • Расходы на строительство первого фрегата проекта 11540 составили 80 млн. советских рублей.

Новый фрегат существенно отличался от сторожевых кораблей предыдущей серии и подходом к своему строительству. Новые технологии, которые использовались при строительстве, были направлены на увеличение мореходных качеств боевого судна и уменьшение вибрации и шума от работающего силового агрегата.

Уже на стадии проектировки в конструкцию фрегата вносились многочисленные изменения, которые касались следующих нюансов:

  • Увеличения мощности двигателей;
  • Наращивания боевой мощи корабля;
  • Компоновки основных узлов фрегата.

Все данные модернизации и изменения привели в конечном итоге к созданию экспортных вариантов данной модели – кораблям проекта 11541 типа «Корсар».

Корпус сторожевых фрегатов «Ястреб»

Корпус первого корабля проекта 11540 был выполнен из стали, что сильно отличается от современных боевых кораблей, для постройки которых стараются использовать композитные материалы. В корпусе «Неустрашимого» имеется 12 отсеков и длинный полубак. Нововведением в конструкции корпуса стали специальные успокоители качки и дополнительные кили, предназначенные для улучшения выживаемости корабля при волнениях моря.

Корабль имеет специальные приспособления, с помощью которых дозаправка и принятие грузов на борт может происходить в открытом море. Корпус сделан таким образом, что корабль может оставаться на плаву при затоплении трёх отсеков. При этом он сохранит свою устойчивость и сможет продолжать ведение боя.

Внешне корабли типа «Ястреб» имеют характерную отличительную особенность – наличие двух мачт и двух дымовых труб. Все основные узлы и системы жизнеобеспечения были сосредоточены в отдельных цитаделях, которых имеется 4 штуки. В случае повреждения одной из них, корабль сохранит свои боевые и прочие свойства.

Благодаря тому, что все надпалубные настройки кораблей проекта 11540 были сделаны под наклоном, отражающая способность корабля была значительно снижена. Это придало ему пассивную степень защиты от радиолокационного вражеского оборудования.

Силовая установка фрегатов проекта 11540

Все сторожевые корабли типа «Ястреб» должны были получить силовую установку, состоящую из четырёх газотурбинных двигателей. Два из них марки М-70 должны были обеспечивать сторожевым судам скорость в штатном режиме, а два других двигателя М-90 предназначались для форсированного хода. В процессе боя все двигатели должны были применяться в связке, чтобы обеспечить кораблю максимальную подвижность и маневренность.

Маршевые двигатели разместили ближе к носовой части корабля, а более мощные – рядом с кормой. Это было сделано не случайно, так как в случае повреждения одной из частей корабля, существует большой шанс того, что пара двигателей уцелеет. Благодаря этому даже сильно повреждённый корабль сможет вернуться в свой порт. Общая мощность четырёх двигателей достигала почти 57 000 л.с.

При работающих маршевых двигателях максимальная скорость кораблей проекта 11540 составляла 18 узлов. При работе всех двигателей максимальная скорость фрегатов достигала 31 узла. Используя только маршевые двигатели, сторожевой корабль проекта 11540 мог преодолеть расстояние в 3 500 км. Экипаж судна, которое могло пробыть в море до 30 суток, составлял 214 офицеров и матросов.

Вооружение фрегатов типа «Ястреб»

В годы, когда первые корабли проекта 11540 только закладывались, их вооружение хотели ограничить лишь противолодочным вооружением и артиллерийскими системами. Первый фрегат типа «Ястреб» получил следующее вооружение:

  • Комплекс «Водопад», который мог вести огонь как противолодочными ракетами, так и торпедами. Максимальное расстояние, на которое мог вестись огонь ракетами, составляло 120 км;
  • РБУ-6000 «Смерч-2». Данный реактивный бомбомёт также применялся для борьбы с подводными лодками противника;
  • Артиллерийское орудие АК-100 устанавливалось в качестве дополнительного вооружения возле полубака корабля.

Также в качестве оружия мог рассматриваться вертолёт КА-27, который служил для обнаружения и уничтожения подводных лодок противника. Вертолёт мог действовать на удалении до 200 км от фрегата.

Так как второй фрегат проекта 11540 был принят на службу только в 2009 году, его вооружение было подвергнуто серьёзной модернизации. Кроме стандартного оружия, которое имелось у «Неустрашимого», второй корабль проекта получил мощный противокорабельный ракетный комплекс «Уран». Вооружённый таким образом «Ярослав Мудрый» теперь может с лёгкостью противостоять значительно превышающему его по количеству и размеру противнику.

Так как для установки ракетных контейнеров нужно было свободное место, корпус корабля «Ярослав Мудрый» был удлинён. Кроме вооружения, также серьёзной модернизации были подвергнуты системы связи и противолокационной борьбы.

Судьба проекта 11540 в наши дни

Так как проект 11540 было решено закрыть, корабли «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый» так и остались в единичных экземплярах. Первый корабль типа «Ястреб» сейчас находится на длительном ремонте, включающем в себя серьёзную модернизацию. Второй корабль проекта 11540 находится на боевом посту, исправно неся службу в рядах боевых кораблей Балтийского флота. В настоящее время постройка фрегатов признана несоответствующей духу времени, поэтому далее предполагается строить более универсальные корветы.

Сторожевые корабли проекта 11540 служат напоминанием о том, что затягивание сроков постройки самой современной модели может со временем превратить её в никому не нужный хлам.



PATROL SHIP OF THE PROJECT 11540 «YASTREB»


СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 11540 «ЯСТРЕБ»


Работы над проектом универсального сторожевого корабля (СКР) водоизмещением от 3 000 до 4 000 т начались в 1981 г. В соответствии с ТТЗ он должен был явиться развитием пр. 1135 и по своим боевым возможностям превосходить все фрегаты иностранной постройки того периода.
В 1981 году ВМФ разработал откорректированное тактико- техническое задание на проект 11540 (шифр «Ястреб»), главным конструктором нового корабля был назначен Н.А. Яковлевский, главным наблюдающим от ВМФ O.K. Коробков (ранее за проектом наблюдал В.Я. Корсуков).

Многоцелевой корабль пр.11540 «Неустрашимый» предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок, обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море, нанесение ударов по кораблям и судам в море и базах, поддержки боевых действий сухопутных войск, обеспечения высадки морских десантов и решения других задач.
Технический проект разработан Зеленодольским ПКБ. Изначально предполагалось, что данные СКР будут строиться на семи судостроительных заводах и вся серия составит от 79 до 100 единиц. Однако в силу политических и финансовых проблем эту программу свернули и заложили лишь три корабля, из которых в строй ввели только один. Второй, СКР Ярослав Мудрый, находится в постройке (по состоянию на начало 2000 г. его готовность составляла 45%). Третий СКР Туман (зав. № 403) заложили в 1993 г. на стапеле ССЗ «Янтарь», но вскоре заказ аннулировали и корабль разобрали на металл.
Многоцелевой корабль пр.11540 «Неустрашимый» предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок, обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море, нанесение ударов по кораблям и судам в море и базах, поддержки боевых действий сухопутных войск, обеспечения высадки морских десантов и решения других задач.
Ракетный сторожевой корабль (СКР) пр. 11540 «Ярослав Мудрый» – многоцелевой корабль, обеспечивающий оборону оперативного соединения кораблей от кораблей и подводных лодок противника. Его основные характеристики: водоизмещение – 4500 тонн, скорость – около 30 узлов, дальность хода – более 5000 миль.
Корпус корабля полубачный, с продленным полубаком и носовым бульбом, в котором размещается антенна гидроакустического комплекса (ГАК). Водонепроницаемыми переборками разбит на 12 отсеков. Корабль имеет две мачты и две дымовые трубы. Корпус и надстройка стальные. Создан с использованием технологий по снижению акустической заметности, имеет защиту от оружия массового уничтожения. Улучшению мореходности способствуют успокоители качки с выдвижными рулями, а также скуловые кили. Предусмотрены устройства для принятия в море с судов снабжения жидких и сухих грузов.
«Ярослав Мудрый», как и головной корабль серии «Неустрашимый», приводится в движение газотурбинной установкой. Но система газовыхлопа кормовых дизель-генераторов «Ярослава Мудрого» оборудована маслоуловителями, которые предотвращают загрязнение забортной воды, что отвечает современным экологическим требованиям.
В качестве главной энергетической установки (ГЭУ) используется двухвальная газо-газотурбинная установка (ГГТУ) типа COGAG. Она состоит из 2-х форсажных газотурбинных двигателей (ГТД) и 2-х маршевых ГТД, работающих через сложные редукторы на два винта фиксированного шага (ВФШ).
Мощность ГТУ 2×20000 л.с. (маршевая) и 2×37000 л.с. (форсажная); скорость полного (экономического) хода более 31 (18) узлов.
Вооружение корабля состоит из одной одноствольной стабилизированной 100-мм башенной автоматической артустановки АК-100 с длиной ствола 59 калибров, расположенной на баке. Боекомплект, состоит из 350 выстрелов, подача осуществляется элеваторами из подбашенного погреба. Установка имеет бронирование толщиной 5-мм.
Корабль вооружен ракето-торпедным комплексом «Водопад-НК», производящим стрельбу, как противолодочными ракетами, так и торпедами. Боезапас – 6 противолодочных ракет или торпед с дальностью стрельбы до 120 км. Две трехтрубные горизонтальные пусковые установки установлены по каждому борту в направлении носовой части корабля и фиксированным углом подъема около 20°. Противолодочная реактивная бомбометная установка РБУ-6000 является частью системы противолодочной обороны «Смерч-2″.
Комплекс противокорабельных ракет «Уран» включает две восьмиконтейнерные пусковые установки с 16 ПКР Х-35 и автоматизированную систему управления.
Комплекс ПВО «Кинжал» обеспечивает защиту корабля от противокорабельных ракет, беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов, кораблей противника, а также оружия берегового базирования. Четыре модуля вертикального пуска установлены в носовой части корабля за корабельным 100 мм орудием.
Два ЗРАК «Кортик» компактно размещены в двух боевых модулях с 2 шестиствольными 30-мм автоматами с длинной ствола 54 калибра и с 2 блоками по 4 транспортно-пусковых контейнера для ЗУР 9М-311К, а так с системой управления и сопровождения, которые расположены на поворотной части каждого боевого модуля.
БИУС «Трон-Дипломат» – боевая информационно-управляющая система, предназначена для автоматизации процессов боевого управления оружием и радиоэлектронным вооружением корабля при ведении боевых действий как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей в качестве эскортного корабля.
В ангаре расположен палубный вертолёт Ка-27, несущий противолодочные торпеды, ракеты и глубинные бомбы.
Пр.11541 «Корсар» – проект экспортного СКР с незначительными изменениями. Разработан в 1990-х гг. Зеленодольским ПКБ.
Головной фрегат «Неустрашимый» построен на судостроительном заводе «Янтарь» в г. Калининграде в 1991 г., в состав ВМФ России окончательно вошел в 1993 г. Здесь же были заложены в 1991 г. (»Ярослав Мудрый», ранее «Неприступный») и 1993 г. (»Туман») еще два корабля. По состоянию на 1988 г. «Неустрашимый» стоил 80 млн. руб.
Всего были закончены строительством и вступили в состав ВМФ России два корабля данного проекта из трёх заложенных на стапеле. Оба корабля на 2011 год входят в состав Балтийского флота.
Второй в серии сторожевой корабль, «Ярослав Мудрый», ввиду корректировки проекта отличается от головного «Неустрашимого» наличием некоторых систем. В первую очередь – установкой противокорабельного комплекса «Уран» (на «Неустрашимом» этот ПКРК, предусмотренный техническим проектом, в реальности так и не установили) с управлением от РЛК «Дубрава». Также второй корабль получил более совершенные средства связи и систему космической навигации ГЛОНАСС. На нем провели целый ряд мероприятий, направленных на дальнейшее снижение уровней подводного шума, вторичного радиолокационного, теплового и электромагнитных полей, усовершенствовали систему газовыхлопа. РЛС управления комплекса «Кортик» была установлена на более высоком постаменте для улучшения сектора обзора.



СКР «Неустрашимый» пришел для капитального ремонта на завод в 2014 году. Дважды переносились договорные сроки ремонта – и по причине выявленного в ходе дефектации большого дополнительного объема работ, и из-за сложности с ремонтом форсажных двигателей украинского производства.
«Сейчас вопрос с двигателями решен, АО «Металлист-Самара» взяло на себя обязательства по выполнению ремонта двигателей, – сказал заместитель начальника Управления судоремонта, гарантийного и сервисного обслуживания (УСГСО) предприятия Андрей Чебровский. – Первый уже находится на испытательном стенде, а к середине февраля будет готов к первому этапу испытаний и второй. Поступят на наш завод они в апреле и в мае, один за другим».
В конце 2019 года сторожевой корабль (СКР) «Неустрашимый» проекта 11540 завершит длительное обновление и будет передан заказчику, сообщил Андрей Чебровский.

СЕРИЯ:
СКР «Неустрашимый» (заводской №401) – 1993 год
СКР «Ярослав Мудрый» (»Неприступный») (заводской № 402) – 2009 год
СКР «Туман» (заводской № 403) – заложен летом 1993 года и разрезан на начальной стадии постройки

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
- полное 4350 т,
- стандартное 3590 т;
Длина 129,8 м,
Ширина 15,6 м,
Осадка 8,35 м.
Мощность ГТУ 2×20 000 л.с. (маршевые) и 2×37 000 л.с. (форсажные);
Скорость:
- полного хода 29 уз.,
- экономическая 18 уз.;
Дальность плавания 2900 миль.
Экипаж 210 человек, в том числе 35 офицеров.

ВООРУЖЕНИЕ:

4×8 ПУЗРК “Кинжал” (32 ЗУР),
6×1 ПУ ПЛРК “Водопад” (6 ракето-торпёд),
2 ЗРАК “Кортик” (32 ЗУР “Игла-М” и 3000 выстрелов),
1 х 100-мм АУ АК-100
2×6 30-мм АУ АК-630,
1×12 РБУ-6000,
Вертолет Ка-27
БИУС «Трон» и «Дипломат»
РЛС управления огнем «Лев» (МР-214)
РЛС обнаружения ВЦ «Фрегат МА» (МР-750)
комплекс РЭБ«Вымпел-Р2»
пассивные системы РЭП (количество ПУ х направляющих) ПК-2 (2×2- 140-мм), ПК-10 (4 х10 – 122-мм), «Смелый» ГАС с подкильной и буксируемой антеннами «Звезда-1»

Сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» (при закладке «Неприступный») является вторым из построенных кораблей проекта 11540 «Ястреб» (по классификации NATO - фрегат), которые были построены на Прибалтийском ССЗ «Янтарь» в Калининграде. Первым кораблем является сторожевой корабль .

Корабль предназначен для поиска, обнаружения и слежения за подводными лодками противника, для обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море, нанесения ударов по кораблям и судам в море и базах, поддержки боевых действий сухопутных войск, обеспечения высадки морских десантов и решения других задач.

Сторожевой корабль «Ярослав Мудрый», бортовой номер 727, был заложен 27 мая 1988 года под именем «Неприступный». Спущен на воду в июне 1990 года. С 30 августа 1995 года стал называться «Ярослав Мудрый». 19 июля 2009 года вошел в состав Балтийского флота. 24 июля 2009 года над кораблём был поднят флаг ВМФ России.

Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 3590 тонн, полное 4350 тонн. Длина наибольшая 129,8 метра, ширина наибольшая 15,6 метра, осадка на миделе 4,8 метра. Скорость хода полная 30 узлов, экономическая 18 узлов. Дальность плавания 3000 морских миль при 18 узлах. Автономность плавания 30 суток. Экипаж составляет 214 человек, в том числе 27 офицеров.

Двигатели: Двухвальная газотурбинная - 2 маршевых ГТУ и 2 форсажных ГТУ.

Мощность: 37000 л. с. (маршевые ГТУ) + 20000 л. с. (форсажные ГТУ).

Вооружение:

Артиллерия: 1 АК-100.

Ракетное вооружение: 4x8 ПУ «Кинжал»; 2 ЗРАК «Кортик».

Противолодочное вооружение: 2x3 533-мм ТА; 1 х РБУ-6000; 2 х «Водопад-НК».

Авиационная группа: 1 вертолёт «Ка-27».

С 2016 года имеет бортовой номер 777.

С 07 декабря 2011 по 10 февраля 2012 года участвовал в совместном походе межфлотской объединенной группировки в Средиземное море, во главе с .

25 апреля 2012 года корабль, с согласия Командующего Балтийским Флотом вице-адмирала В. В. Чиркова, «был передан под шефство главы Российского императорского дома великой княгини Марии Владимировны». 18 декабря в составе сторожевого корабля «Ярослав Мудрый», больших десантных кораблей и «Александр Шабалин», спасательного буксира СБ-921 и танкера «Лена» вышел из главной базы флота и взял курс на Средиземное море.

19 января 2013 года в под руководством Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации началось учение межфлотской группировки ВМФ России. 31 января в составе сторожевого корабля «Ярослав Мудрый», больших десантных кораблей «Калининград», «Александр Шабалин» завершил участие в учении в составе межфлотской группировки кораблей ВМФ России в Средиземном море и вступил под управление командира отряда капитана 1 ранга Валерия Привалова. В мае сопровождал паломническую миссию по доставке иконы Фёдора Ушакова в Средиземном море. 05 июля в составе сторожевого корабля «Ярослав Мудрый» (командир корабля капитан 2 ранга Алексей Суглобов), танкера «Лена» и спасательного буксира «СБ-921» зашел в военную гавань города Балтийска после выполнения задач по предназначению в районах Атлантического океана, Северного и Средиземного морей.

09 августа 2014 года вышел из главной военно-морской базы БФ - города Балтийска. 28 августа завершил деловой заход в порт Ла-Валетта (Мальта). За время двухдневной стоянки в иностранном порту корабль пополнил запасы топлива, воды и продовольствия, а его экипаж получил возможность отдохнуть на берегу. 01 сентября в назначенной точке Средиземного моря встретился с танкером «Кола», который во время дальнего похода будет обеспечивать СКР топливом, водой и продовольствием. 03 сентября СКР «Ярослав Мудрый» и танкер «Кола» благополучно прошли в составе каравана судов через Суэцкий канал и вышли в акваторию Красного моря. 05 сентября СКР «Ярослав Мудрый» и танкера «Кола» вошли в акваторию Аденского залива, где «Ярослав Мудрый» будет выполнять задачи по обеспечению безопасности гражданского судоходства. 11 сентября совершил деловой заход в порт Салала (Султанат Оман) для пополнения запасов воды и продовольствия и отдыха моряков. С 13 сентября продолжил выполнять задачи по обеспечению безопасности гражданского судоходства в районе Красного моря и Аденского залива. 24 сентября совершил деловой заход в порт Салала (Оман) для пополнения запасов и отдыха экипажа, который продлится до 26 сентября. После завершения визита снова взял курс в Аденский залив. 08 октября (Оман) для пополнения запасов и отдыха экипажа. 10 октября (Оман) и взял курс в Аравийское море. 15 октября (Исламская республика Пакистан). 16 октября впервые в главную военно-морскую базу Пакистана порт Карачи. 17 октября на одном из этапов российско-пакистанского учения «Аравийский муссон-2014», которое продлится до 20 октября. 22 октября (Исламская Республика Пакистан) и взял курс в Тихий океан. 27 октября Коломбо и держит курс на Джакарту (Республика Индонезия). 05 ноября (Индонезия), который . На 10 ноября корабли Балтийского флота СКР «Ярослав Мудрый» и танкер «Кола» вышли в море и взяли курс к берегам Малайзии через пролив Каримата, соединяющий Южно-Китайское и Яванское моря. На 12 ноября , важнейшего морского торгового пути, соединяющего Индийский океан с Южно-Китайским, Яванским и Андаманским морями, и направился в малайзийский порт Пинанг. 14 ноября совершил деловой заход . 18 ноября . За время стоянки экипаж сторожевика пополнит запасы воды, топлива, продовольствия, а также проведет технический осмотр корабля. 24 ноября сторожевой корабль прибыл с визитом в порт Коломбо, Шри-Ланка. 27 ноября по приглашению заместителя Министра обороны Российской Федерации Анатолия Антонова представители руководства оборонных ведомств стран Южной и Юго-Восточной Азии Балтийского флота, который находится с деловым заходом в порту Коломбо. В этот же день к берегам Омана. 05 декабря в порт Салала (Оман). 08 декабря Салала. 18 декабря , чтобы выйти в акваторию Средиземного моря.

По сообщению от 29 января 2015 года и взял курс в назначенный район Средиземного моря. Во время захода в Тартус российские моряки пополнили необходимые корабельные запасы, часть экипажа, свободная от несения дежурства и вахты, побывала на берегу. По сообщению от 30 января по противодействию надводным и воздушным силам условного противника с выполнением комплекса артиллерийских стрельб. По сообщению от 03 февраля сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» и танкер «Кола» Балтийского флота и взяли курс в порт Сеута, куда должны прибыть 10 февраля. 10 февраля , где пробудет до 12 февраля. 12 февраля сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» и танкер «Кола» и вышли в Средиземное море. По сообщению от 16 февраля сторожевой корабль дальнего похода и взял курс к месту постоянного базирования. В настоящее время СКР проходит пролив Ла-Манш. где его фрегат Королевского флота Великобритании. По сообщению от 18 февраля СКР Эресунн, Каттегат и Скагеррак, соединяющих Северное море с Балтийским. 21 февраля корабль . Всего СКР «Ярослав Мудрый» находился в походе 197 суток, оставив за кормой 30442 тысячи морских миль за 2693 ходовых часа. За это время экипаж корабля совершил неофициальные визиты в порты 9 иностранных государств, среди которых - Испания, Мальта, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Шри-Ланка, Кипр, Оман и Сирия. Корабль пронес Андреевский флаг через Атлантический, Индийский и Тихий океаны, Северное, Средиземное, Красное, Аравийское, Яванское и Андаманское моря. Во время похода с экипажем были проведены учения и тренировки по противовоздушной и противолодочной обороне, обеспечению навигационной безопасности, организации связи и управления. Свою морскую выучку совершенствовали морские пехотинцы, находящиеся на борту корабля. В период похода они провели десятки занятий по огневой подготовке с выполнением практических стрельб из различных видов стрелкового оружия.

В истории российского военно-морского флота одно из ведущих мест занимает боевая служба сторожевых кораблей. Этот тип военных кораблей считается самым массовым во флоте. Огромен и круг задач, которые выполняют корабли этого класса. Сторожевики всегда находились на передовых позициях, охраняя безопасность морских коммуникаций и морские рубежи нашей страны.

В Советском Союзе на повестке дня была военно-морская стратегия, предусматривающая активную оборону собственных морских рубежей. Для этой цели лучше всего подходили сторожевики, которые в основном использовались для обороны прибрежных акваторий. Для выполнения боевых задач кораблям не требовалась ни большая автономность плавания, ни мощное вооружение. Однако появление в море большого количества ударных соединений американского флота и кораблей стран НАТО, вынудило советское военно-морское командование искать новые технические средства борьбы. Ответом на усиление военно-морской мощи вероятного противника должны были стать сторожевые корабли проекта 11540.

Основные цели новых сторожевиков Ярослав мудрый и Неустрашимый

Новые сторожевики, которые планировалось передать в состав Балтийского флота, должны были стать самыми сильными и мощными кораблями на Балтийском морском театре. Основная цель, которая ставилась перед ними, заключалась в контроле акватории Балтийского моря. Не исключался выход сторожевиков на океанские просторы для обеспечения безопасности судоходства и перехвата судов противника на дальних рубежах.

Поставленные цели требовали увеличения размеров и водоизмещения боевых кораблей. Необходимо было создать сторожевой корабль, способный длительное время находиться в море и который бы обладал превосходящей огневой мощью. Суда предыдущего проекта 1135 наглядно продемонстрировали конструктивные особенности сторожевых кораблей нового типа, которые нужно было либо улучшить, либо модернизировать. Внесение в проект целого ряда технических новшеств и увеличение водоизмещения кораблей стали поводом перехода кораблей проекта 11540 в класс фрегатов.

Техническое задание на строительство новых сторожевиков поступило в 1981 году. Разработчиком проектной документации стало Зеленодольское ПКБ. На тот период судостроительные мощности Советского Союза позволяли строить в больших количествах военные корабли водоизмещением до 4 тыс. тонн. Сторожевой корабль нового проекта должен был строиться с учетом всех конструктивных особенностей и новшеств, которыми обладали однотипные суда в иностранных флотах. В качестве ориентира были выбраны американский фрегат типа «Оливер Перри» и немецкий корабль типа «Бремен». В окончательном виде проект 11540 получил шифр «Ястреб». Согласно классификации НАТО, новые сторожевики считались фрегатами, т.е. многоцелевыми боевыми кораблями большого радиуса действия.

Новые боевые единицы после вступления в строй должны были заменить на боевом дежурстве сторожевики проекта 1135. На плечи фрегатов типа «Ястреб» возлагались задачи поиска вражеских подлодок и их уничтожение. Наличие мощного противокорабельного вооружения и системы ПВО обеспечивало новым кораблям выполнение следующих задач:

  • осуществление охраны морских коммуникаций;
  • противолодочная оборона и дальнее патрулирование;
  • осуществление ударов по береговым объектам;
  • поддержка сухопутных войск во время проведения десантных операций.

Входя в состав оперативных соединений флота, фрегаты проекта 11540 должны были обеспечить охрану походного ордера от ударов кораблей и подлодок вероятного противника.

Особенности конструкции СКР проекта 1540

Сторожевой корабль, создаваемый еще советскими корабелами на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде стал логическим продолжением СКР проекта 1135, успешно несущих боевую службу на разных морских театрах. Новый корабль должен был стать универсальным боевым судном, способным выполнять одновременно и охранные и атакующие функции. Основная конструктивная особенность нового корабля — это применение в постройке судна материалов со слабой отражающей поверхностью.

Первый корабль типа «Ястреб» серии из трех судов заложили в 1987 году.

Для справки: первоначально планировалось, что суда подобного типа станут самыми массовыми в Советском военно-морском флоте. Планы предусматривали постройку 70 кораблей в течение 10 лет. Для этого должны использоваться мощности 7 судостроительных предприятий страны.

Корабль получил заводской номер 401 и спустя год, в мае 1988 года был спущен на воду. В течение последующих двух лет шла достройка корабля, включающая установку элементов вооружения и оснащение судна основными узлами и агрегатами. В декабре 1990 года новый сторожевик вступил в строй. Боевая служба корабля под именем «Неустрашимый» в составе Балтийского флота началась весной 1991 года.

Второй корабль серии с заводским номером 402 под именем «Неприступный» так и не успел вовремя вступить в строй. Заложенный в 1988 году, он был спущен на воду в 1990 году, однако из-за развала Советского Союза, дальнейшее строительство и доводка корабля затянулись на целых 19 лет. Только в 2009 году было окончательно закончено строительство, и корабль вступил в строй Балтийского флота, получив звучное имя Ярослав Мудрый.

Третий корабль, который имел название «Туман» заложили уже в 1993 году, однако недостаточное финансирование строительства привело к тому, что корабль так и не был достроен. В 2019 году было принято решение утилизировать недостроенный корпус судна.

Новые корабли типа «Ястреб» отличало увеличенное водоизмещение. В соответствии с проектной документацией фрегат должен был иметь штатное водоизмещение 3,5 тыс. тонн. СКР «Неустрашимый», спущенный на воду в 1990 году имел длину по ватерлинии 117 м. и ширину 14 м. По водоизмещению корабль соответствовал параметрам сторожевиков проекта 1135. Расходы на строительство нового фрегата составили 80 млн. рублей (цены на 1988 г.).

На судне впервые в советском флоте были применены новые технологии, которые были направлены на снижение уровня шума работающих винтов и на увеличение мореходных качеств корабля. Еще на стадии проектирования в проект вносились изменения, касающиеся силовой установки, видов и количества вооружения корабля, компоновки основных агрегатов. Основные изменения, вносимые в проект, привели к созданию кораблей модификации 11541 типа «Корсар», рассчитанных в качестве экспортного варианта.

Корпус корабля и силовая установка

Корпус головного корабля имел 12 отсеков и удлиненный полубак, был выполнен из стали. В конструкции корпуса на носу установлен бульб, в котором разместилась гидролокационная станция. Новшеством можно считать успокоители качки и установленные на боковых скулах дополнительные кили. Корабль был оборудован необходимыми устройствами и приспособлениями для проведения дозаправки и принятия грузов с судов обеспечения прямо в море.

Конструкция корпуса была создана таким образом, что при затоплении трех смежных отсеков корабль сохранял свою плавучесть и остойчивость.

Характерными отличительными внешними признаками кораблей типа «Ястреб» являлись две мачты и две дымовые трубы. Основные узлы управления и агрегаты жизнеобеспечения были сосредоточены в четыре отдельные цитадели. Верхние надстройки корабля, как было уже сказано ранее, имели специальный угол наклона 8-100, что заметно снизило отражающую способность корабля под воздействием радиолокационных волн.

Все сторожевики планировалось оснастить четырьмя газотурбинными двигателями. Два двигательных агрегата конструкции М-70 обеспечивали сторожевикам маршевую скорость, тогда как два других двигателя типа М-90, могли обеспечить движения корабля на формированном ходу. Главная энергетическая установка была разделена на две независимые друг от друга группы. Ближе к носовой части сторожевика размещались маршевые двигатели. Более мощные, высокоскоростные двигатели ставились ближе к корме корабля. Такая компоновка двигательной группы значительно повышала живучесть корабля, обеспечивая ему ход даже при критических повреждениях. Мощность маршевых двигателей составляла 37 тыс. л.с. С включенными двигателями форсажной группы, общая мощность энергетической установки достигала 55-57 тыс. л.с.

Работа энергетической установки обеспечивала кораблю экономичный ход со скоростью 18 узлов. При работающей форсажной группе корабль мог развивать максимальную скорость до 31 узла. Двигаясь экономичным ходом, новый сторожевик имел дальность плавания 3,5 тыс. миль. Судно могло беспрерывно находиться в море до 30 суток. Экипаж корабля по штату боевого расписания составлял 214 матросов и офицеров.

Вооружение сторожевых кораблей проекта 11540

Первоначально корабли проекта 11540 планировалось вооружать только противолодочным и артиллерийским вооружением. Первый корабль серии, фрегат «Неустрашимый» имел на вооружении только минно-артиллерийское вооружение, главным образом рассчитанное на борьбу с подлодками противника. Ракетно-противолодочный комплекс «Водопад» представлял собой систему способную вести огонь, как торпедами, так и противолодочными ракетами на дальности до 120 км. Противолодочная борьба должна была вестись с помощью РБУ-6000 «Смерч-2», многоствольного реактивного бомбомета.

В качестве вспомогательного вооружения на главной палубе в районе полубака устанавливалось 100 полуавтоматическое артиллерийское орудие АК-100. Для ведения дальней разведки корабли типа «Ястреб» имели в своем составе авиационную группу, которая состояла из вертолета Ка-27 .

В дальнейшем, пытаясь увеличить боевые возможности сторожевиков и пытаясь превратить их в универсальные боевые корабли, Высшее военно-морское командование потребовало усилить вооружение судов. Второй корабль серии «Ярослав Мудрый», вступивший в строй уже в 2009 г, имел на вооружении противокорабельный ракетный комплекс «Уран». Фрегат теперь получил возможность успешно противостоять на море превосходящему противнику.

Ракетные контейнеры установили в средней части корпуса. Для этого потребовалось увеличить длину корпуса корабля. Все остальное вооружение корабля сохранилось прежнее. Увеличились возможности радиолокационного оборудования корабля и средства связи.

Современная жизнь сторожевиков проекта 11540

В нынешних условиях сторожевые корабли типа «Ястреб» представляют собой единичный случай. Вместо массового выпуска, флот увидел только два готовых корабля. Первенец серии СКР «Неустрашимый» сегодня стоит на ремонте. Введение в строй запланировано на конец 2019-начало 2019 года.

Второй корабль серии СКР 727 — «Ярослав Мудрый» — входит в состав Балтийского флота и находится на боевом посту.

Последующая постройка кораблей типа «Ястреб» признана нецелесообразной, ввиду появления новых технических и новаторских тенденций в развития флота. Сегодня делается ставка на строительство другого класса кораблей – корветов. Новые суда имеют меньшие размеры, однако по технической оснащенности и совершенству навигационного оборудования призваны решать больший круг боевых задач.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них