Процесс развития личности человека. Формирование человеческой личности: как происходит и чем обуславливается Становление личности происходит в процессе




Формирование личности – процесс, который не заканчивается на определенном этапе человеческой жизни, а длится всегда. Не существует двух одинаковых трактовок термина «личность», потому что это довольно многогранное понятие. Существует два кардинально разных профессиональных взгляда на явление человеческой личности. Согласно одному из них, на развитие личности влияют природные данные человека, которые есть врожденными. Второй же взгляд оценивает личность как социальное явление, то есть признает исключительно влияние на личность социальной среды, в которой она развивается.

Факторы формирования личности

Из множества теорий личности, представленных разными психологами, можно четко выделить главную мысль: личность формируется на основе биологических данных человека и процесса обучения, получения жизненного опыта и осознания себя. Формироваться личность человека начинает уже в раннем детстве, а продолжается всю жизнь. Влияет на него ряд факторов, как внутреннего, так и внешнего характера. Рассмотрим их более подробно. Внутренние факторы – это, в первую очередь, темперамент человека, который он получает генетически. Ко внешним факторам можно отнести и воспитание, и окружающую среду, и социальный уровень человека, и даже время, век, в котором он живет. Рассмотрим более подробно две стороны формирования личности – биологическую и социальную.


Личность как биологический объект. Самое первое, что влияет на формирование личности – это генетический материал, который человек получает от родителей. Гены содержат информацию о той программе, которая была заложена в предках двух родов – материнском и родительском. То есть, новорожденный человек – это продолжатель сразу двух родов. Но здесь следует внести ясность: человек не получает от предков черты характера, одаренность. Он получает основу для развития, которую уже и должен использовать. Так, например, от роду личность может получить задатки певца и холерический темперамент. Но то, сможет ли человек быть хорошим вокалистом и контролировать вспыльчивость своего темперамента зависит от его непосредственно от воспитания, мировоззрения.

Следует также отметить, что на личность влияет культура, социальный опыт предыдущих поколений, которые никак не могут передаться с генами. Значительность биологического фактора формирования личности нельзя не учитывать. Именно благодаря ему люди, которые растут в одинаковых условиях, становятся разными и уникальными. Важнейшее значение для ребенка играет мать, потому что он тесно связан с ней, и этот контакт можно отнести к биологическим факторам влияния на формирование и развитие личности. В материнской утробе ребенок полностью находится в зависимости от матери.


Ее настроение, эмоции, чувства, не говоря уже об образе жизни, в значительной мере влияют на малыша. Ошибочно думать, что женщина и ее плод связаны только пуповиной. Они взаимосвязаны, эта связь влияет на жизнь обоих. Простейший пример: у женщины, которая много нервничала и испытывала негативные эмоции во время беременности, будет ребенок, поддающийся страхам и стрессам, нервозным состояниям, тревогам и даже патологиям в развитии, что не может не сказаться на формировании и развитие личности ребенка.


Каждый новорожденный человек начинает свой пути формирования личности, на котором он проходит три основных этапа: поглощение информации об окружающем мире, повторение чьих-то действий и модели поведения, накопление личного опыта. В пренатальном периоде развития ребенок не получает возможности подражать кому-то, не может иметь личный опыт, но он может поглощать информацию, то есть получать ее с генами и как часть материнского организма. Именно по этому такое большое значение для развития личности имеет наследственность и отношение будущей матери к плоду, образ жизни женщины.


Социальная сторона формирования личности. Итак, биологические факторы закладывают основу для развития личности, но социализация человека тоже отыгрывают не менее важную роль. Личность формируется последовательно и поэтапно, при чем эти этапы имеют некую схожесть у всех нас. Воспитание, которое человека получает в детстве, влияет на восприятие им мира. Нельзя не дооценивать и влияние на личность общества, частью которой она является. Существует термин, который указывает на присоединения человека к системе общества – социализация.

Социализация – это вхождение в общество, по этому она имеет рамки по длительности. Начинается социализация личности в первые года жизни, когда человек осваивает нормы и порядки, начинает различать роли окружающих его людей: родителей, бабушек и дедушек, воспитателей, посторонних. Важным шагом начала социализации является принятие личностью своей роли в обществе. Это первые слова: «Я девочка», «Я дочка», «Я первоклассник», «Я ребенок». В дальнейшем человек должен определиться со своим отношением к миру, с призванием, образом жизни. Для личности подростков важным шагом социализации является выбор будущей профессии, а для юных и зрелых людей – создание собственной семьи.


Социализация приостанавливается, когда личность заканчивает формирование своего отношения к миру и осознает собственную роль в нем. Фактически, социализация личности продолжается всю жизнь, но главные ее этапы должны быть пройдены в срок. Если родители, воспитатели и педагоги упускают некоторые моменты в воспитании ребенка или подростка, то у молодой личности могут появиться трудности в социализации. Так, например, люди, с которыми в дошкольном возрасте не проводилось половое воспитание даже на элементарном уровне, имеют трудности в определении своей половой ориентации, в определении своего психологического пола.


Подытоживая, можем сказать, что стартовой базой для развития и формирования личности выступает семья, в которой ребенок постигает первые правила поведения, нормы общения с обществом. Дальше эстафета переходит к детским садам, школам, вузам. Большое значение имеют секции и кружки, группы по интересам, занятия с репетировали. Вырастая, принимая себя как взрослого человека, личность учится новым ролям, в том числе и роли супруга/супруги, родителей, специалистов. В этом значении на личность влияют не только воспитание и среда общения, а и средства массовой информации, Интернет, общественное мнение, культура, политическая ситуация в стране и многие другие социальные факторы.

Процесс формирования личности

Социализация, как процесс формирования личности. Огромное влияние на раз­витие и формирование личности оказывает процесс социализации. Формирование личности, как объекта общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), по Д.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) подражания и копирования детьми поведения взрослых, 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.


Многие социологи утверждают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения.


Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется обретением личности интегрального социального статуса. В 20 веке в социологии запада утвердилось понимание социологии как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие распространенные черты личности, проявляющиеся в социологически - организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Основным органом первичной социализации Толкотт Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности.


Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельностью общества. Процесс социализации личности - это процесс превращения индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноправного члена общества. В процессе социализации человек формируется как творец материальных благ, активный субъект социального отношения. Сущность социализации можно понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и субъект социального воздействия.


Воспитание, как процесс формирования личности. На формирование личности человека огромное влияние имеет воспитательное воздействие окружающей социальной среды. Воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны других людей, взращивание личности. Возникает вопрос. Что же играет определяющую роль в формировании личности, её социальной активности и сознания – внешне высшие сверхестественные, природные силы или же социальная среда? В концепциях наибольшее значение придается нравственному воспитанию на основе принесения «вечных» идей человеческой морали осуществляемого в форме духовного общения.

Проблема воспитания – одна из вечных социальных проблем, окончательное решение которой в принципе невозможно. Воспитание остается не только одной из самых массовых форм человеческой деятельности, но и продолжает нести основную нагрузку по формированию человеческой социальности, поскольку основная задача воспитания – изменения человека в направлении, определенном общественными потребностями. Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно – исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, её подготовку к общественной жизни и производительному труду.


Рассматривая воспитание как функцию общества, которая состоит в сознательном воздействии на индивида с целью подготовки выполнения им той или иной общественной роли путём передачи ему накопленного человечеством социального опыта, выработки определенных черт и качеств, можно определить специфичность предмета социологии воспитания. Социология воспитания – формирование личности как конкретного носителя социальности с определенными мировоззренческими, нравственными, эстетическими установками и жизненными устремлениями в результате воспитания как целенаправленной деятельности общества.


С одной стороны, воспитание личности направленно на приобщение человека к ценностям культуры, с другой стороны – воспитание состоит в индивидуализации, в обретении личностью собственного «Я». При всей важности целенаправленной воспитательной деятельности решающее значение для формирования личности с сознательными чертами, принципами поведения, имеет все же само по себе влияние конкретных условий жизни.

Условия формирования личности

Нравственное формирование личности является важной составной частью процесса социализации индивида, вхождения его в социальную среду, усвоения им определенных социальных ролей и духовных ценностей – идеологии, морали, культуры, социальных норм поведения – и их реализации в различных видах социальной деятельности. Социализация индивида, его нравственное формирование обусловлены действием трех групп факторов (объективных и субъективных): – общечеловеческим опытом в сфере труда, общения и поведения; – материальными и духовными чертами данного социального строя и той социальной группы, к которой индивид принадлежит (экономические отношения, политические институты, идеология, модель, право); – конкретным содержанием производственных, семейных, бытовых и других социальных связей и отношений, составляющих личный жизненный опыт индивида.


Из этого следует, что нравственное формирование личности происходит под влиянием условий общественного существования. Но общественное существование – понятие сложное. Оно определяется не только тем, что характеризует общество в целом: господствующим типом производственных отношений, организацией политической власти, уровнем демократии, официальной идеологией, моралью и т.д., но и тем, что характеризует большие и малые социальные группы. Таковы, с одной стороны, крупные социальные общности людей, профессиональные, национальные, возрастные и иные демографические макрогруппы, а с другой – семья, школа, учебный и производственный коллективы, бытовое окружение, друзья, знакомые и прочие микрогруппы.


Индивид формируется под воздействием всех указанных пластов общества. Но сами эти пласты, их влияние на людей как по содержанию, так и по интенсивности неравнозначны. Общесоциальные условия наиболее мобильны: они в большей мере изменяются в результате социальных преобразований, в них быстрее утверждается новое, прогрессивное и изживается старое, реакционное. Макрогруппы медленнее и труднее поддаются социальным изменениям и потому отстают в своей социальной зрелости от общесоциальных условий. Наиболее консервативны малые социальные группы: в них сильнее и устойчивее старые, противоречащие коллективистской идеологии и морали взгляды, нравы и традиции.

Формирование личности в семье

Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современный форм семейных отношений. Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных отношений порождает права и обязанности.


Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт лишь в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством, при отсутствии одного из показателей используется понятие "семейная группа". Слово "брак" происходит от русского слова "брать". Семейный союз может быть зарегистрированным или незарегистрированным (фактическим). Брачные отношения, регистрируемые государственными учреждениями (в ЗАГСах, Дворцах бракосочетания), называются гражданскими; освещенные религией - церковными. Брак - явление историческое, он прошел определенные стадии своего развития - от полигамии к единобрачию.


Урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что повлекло за собой изменение и семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением большого хозяйства, ориентированная на самостоятельность и независимость, перешла в следующую фазу своего развития. На смену патриархальной семье пришла супружеская. Такую семью принято называть нуклеарной (от лат. ядро); в ее состав входят супруги и их дети). Слабая социальная защищенность, материальные трудности, испытываемые семьей в настоящее время, привели к сокращению рождаемости в России и формированию нового типа семьи - бездетной.


По типу проживания семья подразделяется на патрилокальную, матрилокальную, неолокальную и унилокальную. Рассмотрим каждую из этих форм. Матрилокальный тип характеризуется проживанием семьи в доме жены, где зятя называли "примаком". Длительный период на Руси был распространен патрилокальный тип, при котором жена после замужества поселялась в доме мужа и нарекалась "невесткой".Нуклеарный тип брачных отношений находит отражение в стремлении молодоженов жить самостоятельно, отдельно от родителей и других родственников.


Такой тип семьи называют неолокальным. Для современной городской семьи характерным типом семейных отношений можно считать унилокальный тип, при котором супруги проживают там, где есть возможность совместного проживания, в том числе снимая жилье в наем. Проведенный среди молодежи социологический опрос, показал, что молодые люди, вступающие в брачный союз, не осуждают браки по расчету. Лишь 33,3% респондентов осуждают такие браки, с пониманием к нему относятся -50,2%, а 16,5% даже "хотели бы иметь такую возможность". Современные браки "постарели". Средний возраст вступающих в брак за последние 10 лет увеличился среди женщин на 2 года, среди мужчин - на 5 лет. Тенденция, характерная для западных стран, создавать семью, решив профессиональные, материальные, жилищные и др. проблемы, наблюдается и в России.


Браки в настоящее время, как правило, разновозрастные. Обычно при этом один из членов брачного союза, чаще старший, берет на себя ответственность за решение экономических, хозяйственно-бытовых и других проблем. И хотя семейные психологи, например, Бендлер, считают оптимальной разницу в возрасте супругов 5-7 лет, для современных браков характерна разница в 15-20 лет (причем не всегда женщина является моложе мужчины). Изменение общественных отношений коснулось и проблем современной семьи.


В практике семейных отношений имеют место фиктивные браки. В такой зарегистрированной форме брак характерен для столицы и крупных промышленных и культурных центров России, основой их становится получение определенных выгод. Семья - сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных функций. Функция семьи - это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов. К функциям следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную, воспитательную.


Социолог А.Г.Харчев считает репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли "биологической" фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости. В настоящее время демографы отмечают снижение рождаемости в России. Так, в 1995 году новорожденные составили 9,3 на одну тысячу населения, в 1996 - 9,0; в 1997-8 новорожденных.


Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана (формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.


Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности.


Каждый процесс,особенно такой как развитие человека (формирование его личности) имеет свои закономерности и этапы. И любой человек после рождения, идя по жизни и развиваясь проходит через эти этапы становления.

Каждый из этапов развития человека имеет свою Цель и своё значение для будущего человека и для его судьбы в целом.

Рассмотрим основные этапы жизни и развития любого человека, и надеюсь каждый сможет определить сам на каком этапе вы находитесь сейчас, каковы ваши последующие ступени и что вам для этого нужно делать.

Этапы развития Человека – ступени формирования и становления личности

1 Этап. Формирование. Именно этот этап для подавляющего числа людей предопределяет их развитие и судьбу. Этот этап характеризуется активным программированием сознания человека (ребёнка, подростка) из вне – прежде всего его родителями, близкими и социальным окружением (детский сад, школа, улица, вуз, др.).

Именно этап формирования во многом определяет – человек будет в жизни сильным и успешным (если с наставниками и авторитетами в детстве повезло) или будет слабаком и неудачником (если скопировал от родителей и окружения только негатив, слабость и неспособность). Кто на что учился!

Родительское программирование личности – автоматическое (подсознательное и осознанное) копирование сознанием ребёнка мировоззрения, убеждений, привычек, реакций и образа жизни родителей. Копирование может быть как прямым (если ребёнок принимает родителя как авторитета), так и зеркальным, на противопоставлении (когда ребёнок не принимает родителя, видит негативный пример и решает для себя “вот так не хочу, буду делать всё наоборот” ).

Социальное программирование личности – влияние на сознание человека окружающей среды: школы (друзей, учителей), вуза, улицы, т.д. Здесь вполне будет справедливо привести поговорку – “С кем поведёшься от того и наберёшься” . Социальная среда (окружающие люди) – либо подавляют и блокируют человека (личность ребёнка с ещё не окрепшей психикой) формируя при этом множество комплексов, вредных привычек, втягивая в пороки и отбивая любое желание чего-то значимого достигать в жизни, либо раскрывают и усиливают его, поддерживая стремления (мечты человека), укрепляя уверенность в себе и побуждая активно действовать.

Человеку, с детства запрограммированного родителями и окружением на негатив и неудачу, на ничтожество, страдания и боль – очень не просто перепрограммировать и изменить себя. Но всё возможно! Для этого и необходимо развитие!

Этап 2. . Нужно отметить, что не все по своей осознанности и духовной зрелости доходят в жизни до этого этапа.

Этап “Самопознание” характеризуется тем, что человек начинает задавать себе одни из самых важных вопросов в жизни: Кто я? Для чего я живу? Чего я хочу достичь в жизни и каковы мои цели? В чём моё предназначение? и др.

С этого момента в жизни человека начинается поиск ответов – это поиск соответствующих источников Знаний, поиск своего пути, поиск наставников. Этот этап может предполагать изучение большого количества литературы, чтобы понять какие пути есть в этом мире (школы, учителя и учения, организации, др.). Для того, чтобы в итоге можно было определиться с выбором пути.

Этот этап заканчивается, когда человек находит ту систему Знаний, те ответы, на которые более всего отзывается его душа. Тогда он может сказать – “Всё, мой поиск окончен – я выбрал свой путь” . Далее начинается его движение по пути – развитие.

Справедливости ради нужно отметить, что очень многие люди проживают всю жизнь на втором этапе и так и не делают свой выбор. Они так и не становятся ни на какой путь. Причины этого могут быть разные – неразличение и (тогда человек не может сделать выбор), постоянные сомнения (тоже проблема с определённостью), всеядность (человека интересуют только знания, а не те результаты, которые с их помощью можно достичь). И таких “умников” очень много, которые много знают, но ничего в жизни не достигают потому что так и не стали на путь (не сделали выбор). Как правило, всегда такие люди по жизни сами по себе (одиночки).

Если второй этап самопознания пройден правильно – человек выбирает путь развития, в идеале дающий ему максимум (ведущий на самую вершину успеха, совершенства).

3 Этап. Целенаправленно Развитие человека – осознанное формирование себя как личности, как человека сильного, достойного, успешного и счастливого во всех отношениях.

Этап целенаправленного развития предполагает работу с наставником или Учителем (регулярные занятия и тренинги, получение знаний, взгляда со стороны, помощь, др.), освоение техник развития личности и постоянную работу над собой: последовательное устранение всех своих слабостей и недостатков, и формирование необходимых знаний (убеждений), достоинств и талантов для достижения Целей.

На тему развития человека читайте:

Этап развития в идеале не заканчивается никогда, потому что развитие должно быть непрерывным. Все успешные люди работают над собой каждый день и всю жизнь, до самой смерти.

4 Этап. Самореализация. Когда человек определился чего он хочет в жизни достичь и у него есть для этого все необходимые инструменты (знания, техники работы над собой, те кто помогут и подскажут, др.) – тогда он может поставить Цели во всех сферах жизни и начать их достигать.

Это этап достижения успеха в жизни – в работе (выбор профессии и профессионального пути), во взаимоотношениях (создание семьи, формирование окружения), в служении (созидательная деятельность необходимая для этого мира и людей), в творчестве и в образе жизни.

Этот этап имеет множество ступеней, когда человек становится специалистом в чём-то, затем дорастает до профессионала, потом становится мастером (наставником для других) и учителем (помогает многим людям в их личностном и профессиональном росте).

И здесь каждый определяет для себя сам, какой высоты вершину он хочет покорить в своей жизни.

Читайте на данную тему:

Успехов вам, прежде всего в выборе достойного Пути!

С момента своего рождения человек проходит через различные стадии физического и интеллектуального развития, которые, бесспорно, являются наиважнейшей составляющей его эволюции, как представителя биологического вида Homo Sapiens. Но не менее значимыми для каждого отдельного индивидуума являются процессы становления и развития , так как именно от них зависит степень гармоничности его взаимоотношений с ближайшим окружением, да и со всем обществом в целом.

Все истоки в детстве

Мы все приходим в этот мир с набором уже готовых генетических каркасов, в которых заложены все основные векторы нашего развития, но судьба человека во многом определяется теми этапами становления личности, через которые нам суждено пройти, начиная с того момента, когда мы впервые осознаем собственное «Я» и пытаемся определить свое место под солнцем.

Естественно, все начинается в детстве с тех взаимоотношений, которые складываются у ребенка с родителями и с другими членами его семьи. Уже тогда закладываются основы и от того в какой атмосфере он воспитывается, во многом зависит то, будет ли он в последствии сильной и самостоятельной личностью, способной вести за собой других и противостоять любым натискам неблагоприятных обстоятельств, или же вырастет в слабовольное, бесхарактерное существо, которое будет приходить в ужас каждый раз, когда ему придется самостоятельно принимать решения.

На ошибках учатся

Простых путей в жизни, как известно не бывает и процесс становления личности здесь не исключение. Вспомните себя в детстве и в подростковом возрасте. Сколько шишек вы набили, пока смогли доказать себе и окружающим, что чего-то стоите и что с вами нужно считаться. Но ведь этим дело не закончилось. Несмотря на то, что 80% основных «строительных лесов» нашего «Я» формируется в возрасте от 3 до 15 лет, становление личности человека продолжается и в дальнейшем (правда, уже гораздо медленнее), причем, строго определенных рамок окончания этого периода не существует. В каждом конкретном случае они свои. С возрастом люди меняются. Мы учимся на своих ошибках и беря за основу пережитой жизненный опыт, пытаемся выстроить дальнейшие отношения с теми, кто нас окружает. И вся наша жизнь во многом зависит от того, каких моральных основ мы придерживаемся и какие навыки взаимодействия с этим миром мы приобрели в процессе нравственного и духовного становления своей личности.

А есть ли выбор?

Некоторые ошибочно полагают, что наше развитие целиком зависит только от внешних раздражителей и то, в какой среде человек живет, полностью определяет его дальнейшее поведение и все психологические характеристики. Другими словами, если вы родились в семье преступников или алкоголиков, то и дорога у вас теперь только одна: либо в тюрьму, либо в ближайшую канаву. На самом деле не все так просто. Конечно, родительский пример – это один из важнейших факторов, влияющий на нравственное развитие личности любого человека. Но ведь свободу выбора, дарованную нам природой, никто не отменял. В чем смысл эволюции всех видов? Выжить должен сильнейший. А значит тот, кто сумеет осознанно отделить черное от белого и самостоятельно выбрать верный путь своего дальнейшего развития, как члена социума, тот и получит шанс на успешную жизнь, даже несмотря на наличие неблагополучного «багажа» в своей родословной.

Понять и предсказать

Подобными вопросами занимается такое направление научной дисциплины, как психология становления личности человека, которая анализирует и обобщает все благоприятные и негативные аспекты обстоятельств жизни и окружающей среды отдельно взятого индивидуума, в результате чего появляется возможность понять основные мотивы его поступков. Подобные методы применяются как в работе обычного психоанализа, так и в психиатрии, рассматривающей абсолютно все факторы, способные повлиять на развитие личности, а в отдельных случаях даже запустить механизмы некоторых психических заболеваний.

В любом случае, необходимо помнить одно незыблемое правило: себя мы создаем сами. И процессы глубокого самоанализа и личностного совершенствования всегда будут способствовать нашему нравственному и духовному росту, а значит и очищению хотя бы малой части того общества, которое является нашим ближайшим окружением, ибо человек тянется к себе подобным. И в какую сторону в обозримом будущем будет направлен основной вектор развития всего общества в целом тоже во многом определяется морально-этическими и нравственными принципами, которых придерживаются отдельные его члены. Так что, только нам решать, каким будет мир за нашим окном и насколько психологически комфортно нам будет в нем жить.

Формирование личности

объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.

Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни - об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр. В разные времена и разных культурах эти системы различны, но смысл их от того не меняется и может выражаться посредством понятий «объективного предбытия» или «социальных планов (программ)» личности. Общество организует специальную активность, направленную на реализацию этих планов. Но каждый индивид тоже активен, и активность общества встречается с его активностью; процессы, кои при этом разыгрываются, и составляют самые главные, порой драматичные события в ходе формирования и жизни личности.

Формирование личности - это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно - это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда - эмоционально насыщенный, часто - субъективно творческий.

Самые главные и крупные этапы формирования личности таковы. Согласно А. Н. Леонтьеву, в русле теории деятельности, личность «рождается» дважды. Первое ее «рождение» - в возрасте дошкольном, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями - возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений нормам социальным. Итак, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

Второе ее «рождение» - в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию отражена во втором критерии личности. Ее обязательность зафиксирована и в юридическом понятии уголовной ответственности.

Крайне важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах формирования личности разработан далеко не достаточно.

К стихийным механизмам формирования личности можно отнести достаточно общий механизм сдвига мотива на цель, а также более специальные механизм идентификации и механизм принятия и освоения ролей социальных (- ; ). Это - механизмы стихийные, ибо субъект, подвергаясь их действию, не осознает их в полной мере, и уж во всяком случае сознательно ими не управляет. Они господствуют до возраста подросткового, но и после продолжают участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами самопостроения. Названные механизмы в той мере, в коей касаются развития личности, действуют в русле общего, генерального процесса опредмечения потребности в общении (- : ; ). Этой потребности придается в психологии все большее значение. По фундаментальности она приравнивается к потребностям органическим: она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение приводит к ухудшению физического состояния младенцев и детенышей высших животных, и даже к их гибели. Она оказывается главной движущей силой формирования и развития личности.

Механизм сдвига мотива действует на всех этапах развития личности, только с возрастом меняются и усложняются те главные мотивы общения, кои направляют этот сдвиг на осваиваемые действия, - ведь по мере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.

Механизм идентификации начинает действовать с малых лет: дети подражают родителям во всем - в манерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто внешне, но одновременно усваивается и внутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в играх ролевых, особенно при игре в семью. Характерная особенность идентификации - в том, что она проходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью родителями. Это накладывает на воспитателей особую ответственность - за качество собственной личности. На более поздних возрастных стадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из коих выбирается образец-объект идентификации. Среди таковых могут быть не только реальные люди, знакомые или незнакомые, но и литературные герои. Но обычно наступает время, когда «образец» теряет притягательность и субъективную значимость, и это естественно: личность восприняла от образца нечто важное и нужное, но у нее - свой путь. Дезактуализация образца знаменует завершение определенного этапа в развитии личности, ее подъем на новую ступень: оказывается, что сложились новые отношения, появились новые мотивы, и это заставляет ставить новые цели и искать новые идеалы.

Механизм принятия и освоения ролей социальных тоже действует с раннего, дошкольного возраста: старший дошкольник мечтает стать школьником, и пр. Этот механизм во многом сходен с механизмом идентификации, но значительно более обобщен; часто отсутствует персонализация осваиваемого эталона-роли социальной или позиции социальной. Многие моменты процесса вхождения в роль, ее освоения и выполнения - «горячие точки» в жизни. Нередко о ролях мечтают - в таких мечтаниях существенную роль занимают представления о том, как индивид будет выглядеть в новой, желаемой роли. Эти переживания отражают стремление предстать перед другими в новом виде, согласно новой роли. На более продвинутой фазе индивид нередко срастается с ролью, она становится частью его личности, и потеря привычной роли переживается как утрата части личности. Близки к этому и ситуации временного «обезроливания» - при тяжелых болезнях, стихийных бедствиях и пр.

Освоение ролей социальных имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности, ибо в ходе его:

1) появляются новые мотивы;

2) происходит соподчинение мотивов;

3) видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.

Все названные механизмы формирования личности могут принимать и осознанные формы, но осознание не необходимо для их действия, а часто и невозможно. Как правило, все эти механизмы действуют совместно, переплетаясь и взаимно усиливаясь, и лишь умственное абстрагирование позволяет рассматривать их в отдельности.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "формирование личности" в других словарях:

    Формирование личности - процесс становления человека как социальногосущества под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Формирование подразумевает некую законченность человеческой… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ - процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, соц. среды; целенаправленное развитие личности или к. л. ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения; процесс становления человека как… … Педагогический словарь

    ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ - процесс и результат ее развития под влиянием среды, наследственности и воспитания … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ - процесс становления социально значимых качеств человека, его убеждений, взглядов, способностей, черт характера. Применительно к задачам образования имеется в виду достижение определенного уровня социальной зрелости, позволяющего человеку успешно… … Профессиональное образование. Словарь

    Обеспечение того, чтобы в ПОО работали умные, способные, ответственные, честные люди – одна из важнейших задач в работе с персоналом. Она может быть решена по комплексу направлений, среди которых важное место занимает работа с молодыми людьми –… … Энциклопедия современной юридической психологии

    формирование личности, психики - термин, введенный в широкую практику А.С. Макаренко это процесс ее изменения и развития в результате внешнего воздействия на нее. В этом отличие от созревания как изменения в силу внутренних, врожденных причин... Можно выделить три основных вида… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Формирование характера и пути его воспитания - X. начинает складываться уже в раннем детстве. Под влиянием общения со взрослыми, в зависимости от их отношения к ребенку, от конкретных условий жизни в семье начинает формироваться индивидуально своеобразное поведение ребенка, первые и… … Российская педагогическая энциклопедия

    Формирование впечатления (impression formation) - Истоки научного изучения проблемы Ф. в. восходят к известной статье Соломона Аша «Формирование впечатлений о личности» (Forming impressions of personality), В этой статье были обозначены две осн. проблемы. Во первых, при Ф. в. наблюдатель должен… … Психологическая энциклопедия

    Формирование - сознательное управление процессом развития человека или отдельных сторон личности, качеств и свойств характера и доведение их до задуманной формы (уровня, образа, идеи). В педагогической практике формирование означает применение приемов и… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте (adolescent identity formation) - Совр. психология в большом долгу перед Уильямом Джемсом за проведенный им в «Принципах психологии» (Principles of psychology) проницательный теорет. анализ Я как интегратора опыта и локуса личной идентичности. Взгляды Эрика Эриксона на эго… … Психологическая энциклопедия

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

по дисциплине: Психология и педагогика

на тему: Становление личности

Определение становления личности

Известно, что личностью не рождаются, личностью - становятся. Однако так же, как нет однозначного определения личности и единой, признанной всеми структуры личности, нет и однозначного ответа на вопрос о том, как происходит становление личности. Представители разных направлений с учетом того, что оказывается в центре их внимания, и по этому вопросу имеют различные воззрения. С ориентацией на ранее обозначенные подходы к проблеме личности - психодинамический, когнитивно-поведенческий и экзистенциально-гуманистический (феноменологический) - представим несколько наиболее известных и перспективных концепций становления личности.

В рамках психодинамического подхода особенно популярна концепция идентичности Э. Эриксона. Э. Эриксон относится к числу тех последователей З. Фрейда, кто сумел критически переосмыслить некоторые положения его концепции. Эриксон разработал концепцию развития личности на протяжении всей жизни человека - от рождения до старости. В отличие от Фрейда Эриксон уделял большое внимание социальной детерминации развития. Эриксон считает, что наряду с выделенными Фрейдом фазами психосексуального развития (от аутоэротизма до влечения к представителю противоположного пола) существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которых человек устанавливает основные жизненные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.

Эриксон выделил, ставшие широко известными, восемь стадий развития личности. На каждой из них существуют свои определенные задачи, которые в ходе развития могут получать благоприятное либо неблагоприятное разрешение. Механизмом смены стадий является конфликт, кризис идентичности личности. Идентичность, по Эриксону, - это чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», сознание тождественности самому себе, что выступает в качестве интегративного начала личности. Стремление к собственной идентичности и ее сохранению Эриксон выводит из психоаналитических посылок.

Стадии личностного развития у Эриксона в общих чертах соответствуют фазам психосексуального развития по Фрейду.

· 1 стадия - раннее младенчество (до 1 года). Основная альтернатива: базовое доверие или базовое недоверие к миру. Главную роль в жизни ребенка играет мать: кормит, ухаживает, ласкает. В результате у ребенка формируется «базовое доверие» к миру. Если мать тревожна, холодна, эгоистична, уделяет ребенку недостаточно внимания или если малыш воспитывается в детском доме, то у него формируется «базовое недоверие» к миру. В дальнейшем это найдет свое выражение в устойчивом пессимизме, отрицательной оценке жизненной перспективы, неверии в себя, замкнутости. Даже в интеллектуальном отношении человек с «базовым недоверием» не реализует себя и не имеет тех успехов, которые мог бы иметь при более благоприятном варианте развития.

· 2 стадия - позднее младенчество (1-3 года). Основная альтернатива: автономия или стыд и сомнение. Ребенок начинает ползать, ходить, сидеть, одеваться, самостоятельно есть и пить, приучается к опрятности и т.д. Если слабости и неудачи ребенка игнорируются или осуждаются, тем более, если ребенка за что-то наказывают, у него формируются неуверенность в себе и стыд (обесценивание себя). При позитивном отношении со стороны ближайшего окружения у ребенка формируются автономия и чувство личной ценности, а также закладываются основы успешной деятельности в будущем.

· 3 стадия - раннее детство (3-6 лет). Основная альтернатива: инициативность или чувство вины. Ребенок много и охотно играет, при этом в стандартные действия вносит фантазию, творчество, личную инициативу и предприимчивость. Он тянется к сверстникам, и ролевая игра занимает все больше места в его жизни. От окружающих требуется поддержка, позволяющая расширить репертуар поведения и умений ребенка. Если этого не происходит, вместо инициативы формируется пассивность, а предприимчивость сменяется сомнением по поводу своей ценности, появляются чувства вины и стыда.

· 4 стадия - среднее детство (6-12 лет). Основная альтернатива: целеустремленность и трудолюбие или чувство неполноценности. Ведущим видом деятельности для ребенка становится учеба. Ребенок овладевает новыми знаниями и навыками. Учеба в школе осознается как серьезная подготовка к взрослой жизни. В благоприятном случае у ребенка формируются целеполагание, позитивное отношение к труду и стремление к успеху, а также самодисциплина и умение взаимодействовать со сверстниками по определенным правилам. Если ребенка только ругают и наказывают за плохую учебу и непослушание, у него формируется чувство неполноценности, некомпетентности, а отношения со взрослыми принимают конфликтный характер.

· 5 стадия - отрочество и юность (12-20 лет). Основная альтернатива: «Я»-идентичность или ролевая и личностная неопределенность. Это пора полового созревания и особого отношения к своей меняющейся внешности. Авторитетность родителей и учителей пересматривается и подвергается сомнению. Отношения со сверстниками активизируются и задают критерии личной оценки, переходящей в самооценку. Формируется ролевая и личностная определенность, идентичность «Я». Овладение различными ролями носит характер примерки («ролевой мораторий»): молодой человек или девушка как бы испытывают себя. Эффективность этого поиска во многом определяется признанием и поддержкой со стороны окружаюших.

В неблагоприятном случае формирования «Я» - идентичности не происходит, имеет место ролевая и личностная неопределенность. Молодой человек (девушка) не обретает своих целей, не осознает своих желаний. Может появиться смутное, но устойчивое чувство тревоги и одиночества, страх общения, особенно, с представителями противоположного пола.

· 6 стадия - ранняя взрослость (20-25 лет). Основная альтернатива: интимность и солидарность или изоляция. Это период обретения полной социальной самостоятельности. Помимо профессиональной компетентности формируются умения построения дружеских и интимных отношений. Особую актуальность приобретает поиск спутника жизни. Благоприятный исход данной стадии развития - установление психологической близости со значимыми другими, способность ощущать себя частью другого, овладение интимностью. Человек, обремененный прошлыми неудачами, обнаруживает повышенную самоозабоченность. Он способен только к поверхностным контактам, используя других как средство. У него нет опыта и желания думать о других вне связи со своими интересами. Крайний вариант неблагоприятного исхода - изоляция, одиночество.

· 7 стадия - средняя взрослость (25-65 лет). Основная альтернатива: продуктивность или застой. Реализация себя во всех сферах жизни: профессиональной, дружеском взаимодействии, супружестве, воспитании детей и заботе о собственных родителях. Благоприятное развитие личности воплощается в творческой самореализации во всех названных сферах, в продуктивности, в ответственности за происходящее. При неудачном варианте развития силы тратятся на достижение власти и потребление. Неспособность заботиться о других оборачивается ненасытной погоней за удовольствиями. В личностном плане - это застой и косность, чувство опустошения, бессмысленность жизни.

· 8 стадия - поздняя взрослость (65 лет и более). Основная альтернатива: цельность и интеграция «Я» или разочарование и отчаяние. Переосмысление собственной жизни и завершение «Я»-идентичности. Осознание уникальности собственной жизни и принятие ее такой, какая она есть. Достойное завершение жизни подобно подъему на вершину, с которой можно обозреть пройденный путь. Ощущение неслучайно и сполна прожитой жизни. В неблагоприятном варианте - отчаяние и разочарование, ощущение, что «жизнь прошла мимо», сожаление об упущенных возможностях и нереализованных делах.

Концепция развития Ж. Пиаже отлична от только что представленной концепции, поскольку в ней речь идет сугубо о когнитивном развитии, т.е. о процессе развития мышления. Согласно Пиаже, чтобы развиваться, дети должны взаимодействовать со средой. Но выстраивают новые когнитивные структуры сами дети, а не внешняя среда. Каждая стадия когнитивного развития предполагает наличие новых навыков, обозначающих пределы того, чему на данной стадии можно научить ребенка. Дети проходят через эти стадии в определенной последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.

· Первая стадия (рождение - 2 года) называется сенсомоторной. Малыши, устанавливая контакт с окружающим миром, выстраивают собственные схемы физических действий, таких как сосание, хватание и нанесение ударов. У детей постепенно развивается способность в течение длительного времени удерживать в памяти образы объектов окружающего мира. До того, как дети научаются этому, они, скорее всего, предполагают, что предметы не существуют вне их поля зрения. Любая няня, наблюдавшая, как младенец заходится в крике в момент ухода матери, а спустя полгода беззаботно машет ей рукой на прощание, может засвидетельствовать наличие у детей данной стадии развития.

· Вторая стадия (2 года - 7 лет) называется предоперациональной. Дети учатся мыслить, используя символы и внутренние образы, но их мышление не систематично и не логично. В начале данного периода ребенок еще может расстроиться, если кто-то наступит на построенный им из песка дом, символизирующий его собственный дом. В конце периода дети уже понимают разницу между объектами и их символами. Однако их мышление сильно отличается от мышления взрослых.

· Третья стадия (7-11 лет) - стадия конкретных операций. Дети овладевают способностью мыслить систематически, но только в том случае, когда могут привязаться к конкретным объектам и действиям. Определенные задания ребенок уже способен выполнять «в уме», просто представляя себе необходимые действия. Например, если детям на данной стадии развития показывают ряд из шести палочек и просят взять равное количество палочек из кучки, лежащей рядом, дети могут выбрать шесть штук, не размещая каждую, взятую из кучки, палочку напротив каждой из шести в заданном ряду. Дети, находящиеся на более ранней стадии развития, выстраивают палочки к палочкам, чтобы не ошибиться.

· Четвертая стадия развития (11 лет - зрелость) - стадия формальных операций. Подростки способны анализировать абстрактные проблемы, решать сложные математические и логические задачи, рассматривать нравственные проблемы и коллизии, планировать будущее и размышлять о будущем. Последующее умственное развитие предполагает совершенствование способностей и навыков, усвоенных на этой стадии.

Развитие нравственности тесно связано с когнитивным развитием. Для того, чтобы выносить какие-либо моральные суждения, надо достичь определенного уровня развития в когнитивном плане. Одним из первых среди психологов особенности нравственного развития начал изучать Ж. Пиаже. Позднее его работу продолжил и углубил Л. Кольберг. Выводы Кольберга оспорила К. Гиллиган, согласно которой, нравственное развитие мужчин и женщин имеет свои особенности.

В процессе нравственного развития ребенок проходит эволюцию от эгоцентрического отношения к окружающему, при котором любой поступок он оценивает, как хороший или плохой, в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, до более гибкой позиции, когда в своих суждениях о других людях он начинает придавать все большее значение своим личным критериям. Именно таким характером нравственной эволюции объясняется тот факт, что если до 7 лет ребенок склонен судить о поступках по важности их последствий, то в более позднем возрасте он судит о них скорее по обусловившим их намерениям.

Концепция развития Л. Кольберга . Он выделил 6 стадий нравственного развития, развертывающихся в строгой последовательности аналогично когнитивным стадиям Пиаже. Переход от одной нравственной стадии к другой - результат развития как когнитивных навыков, так и способности к эмпатии (способность к сопереживанию и сочувствию). Кольберг не связывает свои стадии с рамками определенного возраста. В то время как большинство людей в своем нравственном развитии достигает, по крайней мере, третьей стадии, другие остаются нравственно незрелыми на протяжении всей жизни.

Две первые стадии Кольберг относит к детям, у которых еще не сформировалась понятие о плохом и хорошем. Дети поступают определенным образом, чтобы избежать наказания (первая стадия) или получить поощрение (вторая стадия).

На третьей стадии уже начинают формироваться собственные понятия о плохом и хорошем. Однако, люди на третьей стадии нравственного развития, в основном, приспосабливаются к окружающим, чтобы заслужить их одобрение.

На четвертой стадии люди осознают существование больших социальных общностей и социальных норм. Отличительный признак этой стадии - появление нравственного сознания. Так, человек, которому кассир дал слишком много сдачи, возвращает лишние деньги просто потому, что «это правильно». Люди, по своему уровню нравственного развития находящиеся на последних двух стадиях, способны к нравственному поведению, независимо от общепринятых ценностей.

На пятой стадии люди замечают потенциальные противоречия между различными нравственными убеждениями. Они способны рассуждать обобщенно, то есть представлять себе, что произойдет, если кто-то будет поступать подобным образом. Это позволяет им делать собственные выводы о том, что «хорошо» и что «плохо». Например, нельзя лгать налоговому управлению, если бы все поступали так, экономическая система потерпела бы крах. Но при этом может быть оправдана «ложь во спасение», щадящая чувства другого человека.

У людей, стоящих на шестой стадии развития, есть собственная этика - универсальные и неизменные нравственные принципы. Такие люди не эгоистичны; они не считают себя более ценными, чем другие. Кольберг считал, что шестой стадии достигает менее 10% людей старше 16 лет. Концепция Кольберга достаточно уязвима, однако, она расширяет наши представления о нравственном развитии.

Концепция развития К. Гиллиган . Гиллиган, одна из сотрудниц Кольберга, упрекала его в том, что он, разработав систему «мужских» нравственных ценностей, основанных на самоутверждении и справедливости, оставил без внимания «женскую» нравственность, ориентированную на заботу о другом человеке и самоотречение. Гиллиган в качестве примеров, иллюстрирующих различие в моральных принципах мужчин и женщин, приводит два эпизода из Библии. Так, чтобы доказать Богу свою преданность, Авраам готов принести ему в жертву собственного сына. В другом эпизоде, напротив, мать предпочитает уступить своего ребенка сопернице, когда царь Соломон, решив урегулировать возникший между ними из-за ребенка спор, предлагает разрезать его пополам.

Согласно Гиллиган, развитие нравственности у женщин проходит три уровня, между которыми имеются переходные стадии.

Уровень 1: самоозабоченность. На этом уровне женщину занимают только те, кто в состоянии удовлетворить ее собственные потребности и обеспечить ее существование.

На первой переходной стадии эгоизм начинает сменяться тенденцией к самоотречению. Женщина все еще сосредоточена на собственном благополучии, но в случае принятия решений все больше учитывает интересы других людей и объединяющие ее с ними связи.

Уровень 2: самопожертвование. Социальные нормы, которым следует женщина, побуждают ее переходить к удовлетворению собственных желаний лишь после того, как она удовлетворит потребности других. Например, это может быть роль «хорошей матери», когда женщина вынуждена вести себя сообразно ожиданиям других людей и чувствовать за них ответственность. На второй переходной стадии женщина поднимается с уровня самопожертвования на уровень самоуважения, начиная все больше принимать в расчет собственные потребности. Она пытается совместить удовлетворение своих личных нужд с потребностями других людей, ответственность за которых она продолжает испытывать.

Уровень 3: самоуважение. На этом уровне женщина понимает, что только она сама способна сделать выбор, касающийся ее собственной жизни, если он не причинит вреда людям, связанными с нею семейными или социальными узами.

Один из основоположников гуманистической психологии, К. Роджерс, ввел в науку понятие «личностного роста». Это модель личностных изменений, которые не тождественны понятию «развития личности». Личностный рост, по Роджерсу, это не усвоение каких-либо знаний, не освоение определенной деятельности, не формирование активной жизненной позиции, не продвижение по «лестнице возрастов» и так далее.

Личностный рост представляет собой, свойственную организму, тенденцию развивать свои способности, чтобы сохранять, развивать личность. Суть личностного роста - это обретение себя и своего пути. Роджерс считал, что если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости. Именно эти изменения - их содержание, направленность, динамика - свидетельствуют о процессе личностного роста и могут выступать в качестве его критериев.

Основываясь на работах К. Роджерса, можно выделить следующие интра- и интерперсональные критерии личностного роста.

Интраперсональные критерии личностного роста:

· Принятие себя. Это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как личности, достойной уважения, веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, своему организму. Последнее следует подчеркнуть особо, так как, в данном случае, доверие к себе не означает лишь веру в возможности сознательного «Я», но также понимание того, что целостный организм может быть - и часто является - мудрее, чем его сознание.

· Открытость внутреннему опыту переживаний. Сильная и зрелая личность свободна от искажающего влияния защит и способна прислушаться к своей внутренней реальности, отнестись к ней, как к достойной доверия и «жить настоящим».

· Понимание себя. Это точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии, способность увидеть и услышать себя подлинного, адекватная и гибкая «Я»-концепция, чувствительная к актуальным изменениям и ассимилирующая новый опыт, сближение «Я»-реального и «Я»-идеального.

· Ответственная свобода. Это означает, прежде всего, ответственность за осуществление своей жизни именно как своей, осознание и принятие своей свободы, за то, чтобы остаться верным себе.

· Целостность. Сохранение и защита целостности внутреннего мира и самой личности, чем человек обладает изначально. Нарастающие индивидуализированность и дифференцированность не должны приводить к утрате внутреннего единства человека, к потере конгруэнтности, к разрывам или диспропорциям, например, между разумом и чувствами, «Я»-реальным и «Я»-идеальным, между личностью и организмом.

· Динамичность. Внутриличностное единство и согласованность не означают косности и завершенности. Напротив, личность существует в постоянном, непрерывном процессе изменений. В этом смысле, зрелая личность - это непременно становящаяся личность, т.е. рост личности есть способ ее существования. Поэтому, важнейший критерий личностного роста - динамичность, гибкость, открытость изменениям и способность, сохраняя свою идентичность, развиваться через разрешение актуальных противоречий и проблем, постоянно «быть в процессе».

Интерперсональные критерии личностного роста:

· Принятие других. Личность можно считать зрелой в той степени, в какой она способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценностью и доверию к ним.

· Понимание других. Зрелая личность отличается свободой от предрассудков и стереотипов, способностью к адекватному, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности и, в особенности, других людей. Поэтому важнейший критерий личностного роста - готовность вступать в контакт на основе глубокого и тонкого понимания и сопереживания, эмпатии.

· Социализированность. Личностный рост ведет ко все более эффективному проявлению фундаментального стремления человека - к конструктивным социальным взаимоотношениям. Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом - более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и жить с другими людьми в максимально возможной гармонии.

· Творческая адаптивность. Важнейшее качество зрелой личности - готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента» и «умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности» (К. Роджерс).

Естественно, изменения в каждом из этих направлений происходят в соответствии со своими закономерностями. И в то же время, поскольку процесс личностного роста является целостным, то рост в одном личностном измерении способствует продвижению в других. И главное - сам факт движения, включение в процесс открытия и обретения себя, что, в конечном итоге, делает человека способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как вызов жизни и одновременно - призыв к жизни.

Воспитание и самовоспитание

Процесс становления личности, с каких бы теоретических позиций его не рассматривали, естественным образом дополняется и переплетается с целенаправленным формированием личности, т.е. ее воспитанием. Современные научные представления о воспитании, как процессе целенаправленного формирования личности, сложились в итоге длительного противоборства педагогических идей. В период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах существует и в настоящее время.

Немецкий педагог И.Ф. Гербарт, будучи ярким представителем этого подхода, сводил воспитание к управлению детьми. Цель такого управления - подавление «дикой» резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону». Управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Таким образом, основным методом воспитания для Гербарта стал надзор за детьми, осуществляемый в приказаниях.

Фактическим протестом против авторитарного воспитания явилась теория свободного воспитания, предложенная Ж.Ж. Руссо. Руссо и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка. Русский педагог П.П. Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие организма, при этом, не учитывая очень важного, с точки зрения современной педагогики, «двустороннего» характера воспитания. В концепции Блонского ребенок выступал преимущественно как объект воспитания.

Современная педагогика исходит из того, что понятие воспитания отражает не прямое воздействие, а взаимодействие педагога и воспитуемого, их постоянно развивающиеся отношения. В.А. Сухомлинский пишет: «Воспитание - это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления - и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает».

Целью воспитательного процесса является формирование определенных качеств личности, соответствующих идеалам общества и обеспечивающих ее позитивный вклад в жизнь этого общества. Однако целенаправленное формирование желаемых качеств осуществляется не только благодаря внешним воздействиям родителей или педагогов, сама личность на определенном этапе своего развития может ставить перед собой подобные цели, которые можно назвать целями самовоспитания. Самовоспитание - это процесс формирования себя в соответствии со своим идеалом и возможностями. При определении задач самовоспитания важно задуматься над тем, насколько то, что мы хотим сформировать у себя, гармонично «впишется» в имеющийся комплекс личностных особенностей, насколько это естественно, органично для нас, станет ли это «восхождением к индивидуальности», к обретению собственной целостности и уникальности.

Воспитание и самовоспитание - это процессы, осуществляемые постоянно, хотя очевидно, что с возрастом роль самовоспитания может возрастать, превалируя над долей воспитательных воздействий.

Источники:

1. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981.

2. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. М., 1988.

3. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера. Тбилиси, 1975.

4. Норман Д.А. Память и научение. М., 1985.

5. Одаренные дети. М., 1991.

6. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М., 1983.

7. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

Подобные документы

    Я–концепция в современном человекознании: сущность, проблематика, структура. Основы личностного развития человека согласно теории Эриксона. Психологические факторы, влияющие на структуру образа тела. Самооценка личности в юношеском и зрелом возрасте.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2011

    Концепции развития ребенка от рождения до старости в современной психологии. Анализ Я-концепций в изложении З. Фрейда и Э. Эриксона. Уровни психической жизни по Фрейду. Стадии генеза психического в течение жизни ребенка. Кризисы идентичности личности.

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Эпигенетическая направленность теории Э. Эриксона - эго-психолога XX века, постфрейдиста. Сравнительная характеристика взглядов Э. Эриксона и З. Фрейда. Виды идентичности. Основные этапы становления личности (модус, основной конфликт, базисные чувства).

    контрольная работа , добавлен 13.03.2016

    Био- и социогенетические концепции. Психоаналитическая теория З. Фрейда. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона. Концепция развития интеллекта Ж. Пиаже. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Концепции Д.Б. Эльконина, В.С. Мухиной.

    реферат , добавлен 18.11.2003

    Ознакомление с концепциями понимания сущности поступка как сознательного, нравственного и личностного действия человека. Характеристика основных принципов теории игр и деятельности Берна и поведенческого подхода к проблеме психологии искусства Скиннера.

    реферат , добавлен 15.04.2010

    Становление эго-психологии. Эпигенетический принцип. Развитие личности: психосоциальные стадии. Младенчество. Раннее детство. Возраст игры. Школьный возраст. Юность. Зрелость. Основные положения Эриксона относительно природы человека.

    реферат , добавлен 31.05.2006

    Молодежь как социально-психологическая категория. Теоретическое обоснование проблемы интеллектуального и личностного развития человека в период молодости: психологические особенности, специфика направленности личности; профессиональное самоопределение.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2012

    Влияние смысло-жизненных ориентаций на становление самосознания и особенности Я-концепции. Психологическое содержание личностного самоопределения в ранней юности. Сравнительный анализ гендерных особенностей личностного самоопределения юношей и девушек.

    дипломная работа , добавлен 02.07.2015

    Проблемы своеобразия личностного развития детей-инвалидов по слуху. Сравнительная характеристика уровня самооценки у детей-инвалидов по слуху и детей с сохранным слухом. Разработанные направления работы по развитию личности детей с нарушенным слухом.

    контрольная работа , добавлен 13.10.2011

    Вклад Жана Пиаже в психологию развития. Факторы, влияющие на ход и темп когнитивного развития. Интеллектуальное развитие как процесс адаптации. Когнитивное развитие. Основные положения теории развития. Применение теории Пиаже к практике образования.