Чудная картина. Как ты мне родна Белая равнина полная луна

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Анализ стихотворения «Чудная картина» Фета

А. Фета часто упрекали за чрезмерную краткость и отсутствие глубокого смысла в стихотворениях. Поэт признавался, что даже проявление личных чувств считает излишним. По его мнению, произведение должно максимально точно передавать непосредственные впечатления и не навязывать позицию автора читателям. Особенно ярко эта мысль Фета проявлялась в его раннем творчестве. Характерным примером служит стихотворение «Чудная картина» (1842 г.).

Автор описывает свои реальные впечатления под воздействием зимней ночной поездки. Стихотворение представляет собой миниатюру. Оно могло быть создано в приливе творческого вдохновения за несколько секунд. Талант Фета заключается в том, что он сумел запечатлеть самые нужные детали. Личное отношение автора выражено только в одной фразе: «как ты мне родна». Этого вполне достаточно, чтобы показать безграничную любовь поэта к своей земле. Если для большинства современников патриотизм выражался в обилии торжественных слов и обещаний, то Фет всего лишь упоминает о некоторых обыденных приметах русского пейзажа: «белая равнина», «блестящий снег». «Саней… одинокий бег» связывает его стихотворение с традиционным образом русской тройки, символизирующей собой всю Россию.

Фет был человеком с очень тонко чувствующей душой. Обычные вещи, на которые многие бы не обратили никакого внимания, могли привести его в восторг. Главная заслуга поэта заключается в умении передать читателю это чувство с использованием минимальных художественных средств. Стихотворение «Чудная картина» кажется до банальности простым и наивным, но волшебным образом создает в душе радостную атмосферу.

Поэт был еще очень молодым человеком. Его вдохновение было напрямую связано с юношескими мечтами и надеждами, которые отличались свежестью и чистотою.

Только после трагической смерти М. Лазич в творчестве Фета появляются личные мотивы. Но при этом поэт никогда не навязывал своих печальных размышлений природе, а продолжал искать в ней соответствие личным переживаниям. Фет придерживался мнения, что природа стоит с человеком на равных и обладает собственной душой. Поэтому свою задачу он видел в том, чтобы отдать природным явлениям заслуженную дань уважения, а не пытаться объяснить их с точки зрения разума.

МБОУ «Сорская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»

Мои размышления над стихотворением А.А.Фета

«Чудная картина»

Выполнила:

Мирончук Ксения,

ученица 7А класса.

Руководитель:

Безкорсая Л.Г,

учитель русского языка и литературы

Сорск, 2017

Почему я выбрала эту тему?

А. В. Дружинина о Фете: «Сила Фета в том, что поэт наш умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой… Поэт уясняет нам порывы собственных сердец наших перед той или иной сценой природы… Автор в высочайшей степени обладает… высокой музыкальностью стиха…».

Мне захотелось доказать, что это верно, на примере стихотворения «Чудная картина».

Цель работы :

Исследование художественно-изобразительных средств языка стихотворения, мастерства поэта .

Задачи :

- провести аналитическое прочтение текста стихотворения;

Убедиться в справедливости слов критика Дружинина о поэтическом мастерстве Фета;

Передать свое эмоциональное восприятие текста.

План исследования .

    Обоснование выбора темы.

    Цель и задачи работы.

    Анализ стихотворения «Чудная картина».

    Собственное творчество.

    Выводы

Чудная картина,
Как ты мне родна:

Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Действительно, чудная картина. Всего 8 строк, от которых веет какой-то тайной. Зимняя ночь. Белая от снега равнина. Над ней в высоких небесах – полная луна. Блестящий снег. И одинокие сани в этом снежном просторе. Очень красиво! И немножко грустно. И вся эта картина нарисована всего одним сложным предложением . И вот что удивительно : в стихотворении 21 слово: 8 существительных, 7 имен прилагательных, 1 причастие, 2 местоимения, 3 союза. И ни одного глагола. Я задумалась: почему? Вновь перечитала стихотворение. И вдруг поняла: глаголы в этой картине поэту не нужны. Читая стихотворение, чувствуешь, что картина, нарисованная поэтом, не изменяется на наших глазах, она какая-то застывшая, в ней нет движения. Все, о чем он пишет, происходит одновременно. А глаголы передают движение, динамику меняющихся картин.

Я представляю бескрайнюю равнину, покрытую белой, пушистой простыней. Над этим огромным пространством – полная луна. Она очень яркая, и от этого небо кажется высоким. С него желтым потоком льется свет, от которого блестит снег. Простой зимний пейзаж. А какая красота! Немного грустно, что луна на огромном пространстве неба одинока. Вдали по снежной равнине бегут одинокие сани. Но ведь в санях человек. И это он одинок в этой заснеженной ночной пустыне. Я понимаю чувства этого путника. Очутиться в зимнюю лунную ночь в заснеженной пустыне среди бескрайних просторов – это, наверное, испытание для души. От этого двойного одиночества (в природе и в душе человека) становится еще грустнее. И понимаешь, что у Фета человек и природа – это единое целое. Мне кажется, поэт восхищен этой холодной красотой природы. Это чувствуется и в прямой авторской оценке («Чудная картина, как ты мне родна…»), и в подборе эпитетов. Но поэт тонко понимает чувства одинокого путника.

Наблюдая за мастерством поэта, я увидела, как точны, верны эпитеты: равнина «белая», луна «полная», небеса «высокие» , сани «далекие», бег «одинокий» . Эпитет «одинокий» выбивается из этого ряда своей окраской, заставляет читателя задуматься. Все вместе они создают ощущение какой-то тайны, недосказанности.

Обращает на себя внимание цветовая гамма стихотворения: полная луна на фоне ночного неба, темный силуэт саней на белом снегу. Этот контраст придает особую выразительность зимнему пейзажу.

Строки стихотворения короткие, в каждой из них два-три, и только в одной четыре слова. А создается впечатление полноты нарисованной картины, все так точно, зримо. Мир земной (равнина, снег, сани) и небесный (луна, небеса) слились, соединились в какой-то тайне. Стихотворение написано хореем; я узнала, что это размер, который чаще всего используется в народной песне. И действительно, стихотворение напоминает народную песню. Перекрестная рифмовка в четверостишиях легко воспринимается, рифмы точные.

В первом четверостишии трижды повторяется звонкий твердый звук [р]. Он наполняет строку радостью, ощущением красоты. Во второй строфе его нет. И поэтому эта строфа так легко звучит. Зато здесь 6 раз повторяется звук [с], который передает ощущение света, 4 раза [н] - [н’]. В первой строфе этих звуков 7. Они есть почти в каждом слове. Аллитерация делает стихотворение музыкальным, ярким, красивым, создает впечатление таинственности и объединяет содержание строф. Так с помощью размера, богатой рифмы и аллитерации поэт добивается легкости стиха, его музыкальности.

В последней строке говорится об одиноком беге саней. От слова «одинокий» немножко грустно, но чувства одиночества не возникает, а появляется ощущение единства человека и природы. Мне кажется, «чудная картина», нарисованная поэтом, близка истинно русской душе. Фет сумел передать в небольшом стихотворении красоту зимней ночи, чувство любви, легкую грусть, духовное единение с родной природой.

Выводы.

Мои размышления над содержанием стихотворения, наблюдения за мастерством поэта позволяют сделать вывод, что А. А. Фет – великий мастер стиха. Он умеет волновать душу нарисованными картинами природы, вызывать переживания, положительные эмоции, т.е., по словам критика Дружинина, «умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой... обладает высокой музыкальностью стиха…».

Хочется перечитывать стихотворение, вновь и вновь переживать высокие эмоции.

Мое стихотворение.

Серебристый снег, На пушистых ветках,
Падая, кружится, Пляшут снегири,
Он из века в век, В зимних расцветках
Хлопьями ложится. Горят фонари…

Мне хотелось передать мысль о вечности природы, ее величии и красоте, и о том, что это величие и вечность невозможно до конца постичь. И поэтому природа всегда волнует, заставляет чувствовать, что ты ее маленькая частичка, заставляет сильнее биться сердце.

Ресурсы Интернета: https :// yandex . ru / images / search ? text =

Представленная лирика довольно маленькая по объёму. Но это не значит, что можно быстро и поверхностно читать стих «Чудная картина» Фета Афанасия Афанасьевича. Несмотря на краткость, стихотворение несёт серьёзную смысловую нагрузку.

При создании указанного произведения, датированного 1842 годом, автор осуществил интересную задумку. Поэт не использовал в тексте ни одного глагола, но при этом получившаяся картина ощущается как вполне динамичная. Такое построение стихотворения даёт читателям возможность самим домыслить подразумевающиеся слова. Но даже без этого действия воспроизведённый автором пейзаж не теряет своей значимости и привлекательности. Фет с искренним восхищением описывает чудесную картину, открывшуюся ему зимней ночью. Автора привлекла снежная равнина, хорошо различимая в ярком лунном свете, и далёкий звук редких для такого времени бегущих саней. Безусловно, даже эти простые, будничные, привычные для многих моменты достойны пристального внимания.

Рассматривая текст стихотворения Фета «Чудная картина» на уроке литературы в 5 классе очень важно подчеркнуть его структурные особенности. На нашем сайте стихи легко учить онлайн или скачать полностью.


Афанасий Афанасьевич Фет (настоящая фамилия Шеншин) (1820-1892) -
русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1886).

Афанасий Фет родился 5 декабря (23 ноября по старому стилю) 1820 года
в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Он был внебрачным
сыном помещика Шеншина и в четырнадцать лет по решению духовной
консистории получил фамилию своей матери Шарлотты Фет, одновременно
утратив право на дворянство. Впоследствии он добился потомственного
дворянского звания и возвратил себе фамилию Шеншин, но литературное имя -
Фет - осталось за ним навсегда.

Афанасий учился на словесном факультете Московского университета,
здесь он сблизился с Аполлоном Григорьевым и входил в кружок студентов,
усиленно занимавшихся философией и поэзией.
Университетское окружение (Аполлон Александрович Григорьев, в доме
которого Фет жил во все время своего обучения, студенты Яков Петрович
Полонский, Владимир Сергеевич Соловьев, Константин Дмитриевич Кавелин
и др.) как нельзя лучше способствовало становлению Фета как поэта.
Еще студентом, в 1840 году, Фет издал первый сборник своих
стихотворений - "Лирический Пантеон". Особого резонанса «Пантеон» не
произвёл, однако сборник заставил обратить на себя внимание критиков и
открыл дорогу в ключевые периодические издания: после его публикации стихи
Фета стали регулярно появляться в «Москвитянине» и «Отечественных
записках».

Фет вошёл в историю русской поэзии как представитель так называемого
"чистого искусства". Он утверждал, что красота - единственная цель
художника. Природа и любовь были главными темами произведений Фета.
Но в этой сравнительно узкой сфере талант его проявился с огромным
блеском. ...

Афанасий Фет особенно мастерски передавал нюансы чувств, смутные,
беглые или едва зарождающиеся настроения. "Уменье ловить неуловимое" -
так характеризовала критика эту черту его дарования".

Стихотворение «Чудная картина», созданное в 1842 году, - одно из самых
завораживающих поэтических полотен А.Фета.

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

Рецензии

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании