Экспрессии лица. Восприятие экспрессии лиц как холицистический процесс
§ 2. Экспериментальные исследования восприятия экспрессии
В настоящее время известно большое число исследований, посвященных различным аспектам восприятия лица. В большинстве из них исследуются вопросы опознания лица и лицевой экспрессии в зависимости от пространственных и цветовых характеристик изображения лица.
Разберем наиболее интересные из этих исследований. Брюс и Юнг (Bruce, Young, 1986) провели несколько экспериментов, в которых изучали влияние светотени и контрастности на восприятие лица. Испытуемым предъявлялись фотографии, а затем контурные изображения тех же людей. В первом случае 90% испытуемых узнали изображенного человека, во втором - только 47%. Предполагается, что это можно объяснить отсутствием светотеней на контурном изображении. Было также выявлено, что контрастность играет менее существенную роль, чем светотени лица.
Были проведены исследования на распознавание знакомых и незнакомых лиц (Bruce, Valentine, 1988). Интересно, что при распознании незнакомого лица доминируют внешние характеристики лица (прическа, размер головы и т.д.), при распознании знакомых лиц - психологические характеристики. Для незнакомых лиц развернутое на ѕ лицо запоминается и распознается легче, чем лицо, предъявленное анфас. Для знакомых лиц различий в опознании в зависимости от ракурса не наблюдалось. Авторы объясняют это тем, что развернутое на ѕ лицо на изображении выглядит более информативным (очень хорошо, например, видна длина и форма носа). Хотя эффект восприятия лица с определенной точки и под определенным углом предполагает наличие некоторого воздействия на восприятие объемного трехмерного очертания, в действительности определить кто изображен все равно трудно. В другом своем эксперименте Брюс (Bruce, Langton, 1994) показал, что внешние характеристики (светотени, пигментация, цветовая гамма) очень важны для нормального процесса восприятия. Он предложил некоторым своим сотрудникам сканировать их лица и предложил эти изображения для опознания этим же и другим сотрудникам. Процент опознания таких лиц был очень низким.
Шинс и Олива (Schyns, Oliva, 1994) провели оригинальное исследование, в котором было показано, что считывание различной информации о лице может быть обусловлено дистанцией до рассматриваемого лица. Они наложили фотографию мужчины - премьер-министра Великобритании Тони Блэйра на фотографию женщины - бывшего премьер-министра Маргарет Тэтчер и полученное изображение предъявляли испытуемым. В ходе эксперимента получилось, что с близкого расстояния испытуемые без труда распознавали изображение Тони Блэйра, а с расстояния 1,5 - 2 метра отчетливо воспринималось изображение Маргарет Тэтчер. Исследователи объясняют это спецификой зрительной системы человека, которая в зависимости от пространственного положения объекта по-разному воспринимает фоновые и детальные составляющие изображения. Данное исследование указывает на специфику восприятия в традиции гештальтпсихологии, здесь проявляется закон противоборства фигуры и фона.
Отдельные элементы лица отличаются различной степенью информативности и значимости. Экспрессивность каждого отдельного элемента зависит от индивидуальной структуры лица. Элементы лица характеризуются рядом признаков: контуром, величиной и формой. Наиболее информативным считается общее выражение лица, далее волосы, глаза, брови, губы, уши, нос, лоб. Основная гипотеза о взаимовлиянии отдельных частей человеческого лица проверялась в экспериментальных исследованиях Юнга и его коллег (Young, et al., 1987). Они провели серию экспериментов, применив так называемую «композиционную технику». Испытуемым предъявлялись несколько фотоизображений лиц, разрезанных пополам горизонтально. Испытуемые с высокой степенью точности идентифицировали половинки, представленные изолированно. Ученые пришли к выводу, что мы не воспринимаем черты лица независимо друг от друга. Эти результаты свидетельствуют о том, что отдельный элемент целостной структуры - лица не несет в себе свойства этой структуры. Отдельные признаки играют большое значение в восприятии экспрессии, но лицо воспринимается как целостный образ.
Другие исследования (Tanaka, Farah, 1993) показали, что целое лицо воспринимается информативнее, чем совокупность его отдельных частей. Их эксперимент условно был назван «Где нос Лари?». Испытуемым предъявлялись изображения целого лица, изолированные части лица и лицо, составленное из произвольно расположенных частей. Надо было определить, где нос Лари. Оказалось, что, когда нос помещается в «нормальное» лицо - его идентифицировать легче, чем в остальных вариантах. Эти данные хорошо согласуются с идеями важности конфигурационных процессов при опознании лица. Нос, помещенный в «нормальное» лицо не вызывает дисбаланса с целостной структурой, а воспринимается вместе с ней.
Элис (Ellis, 1981) выделил основные характеристики лица, которые регулярно и надежно используются людьми для описания и категоризации человеческих лиц. Это форма лица, волосы, возраст и все основные размеры черт лица. Взаимосвязь между различными чертами лица так же важна, как сами эти черты. Эти категории являются своеобразными инвариантами относительно ситуативных (мимических) изменений.
Механизмы опознания исследовались в работах Юнга (Young, et al., 1987). Он предложил испытуемым составлять «дневник ошибок» в механизме идентификации, т. е. испытуемый должен был письменно фиксировать все неточности, возникающие при распознании знакомых лиц и все случаи встреч с людьми, которые кажутся знакомыми. При анализе всех отчетов он выделил несколько этапов, ведущих к успешной идентификации знакомого лица: первый этап - лицо должно быть определено как знакомое, т. е. оно должно совпасть по каким-либо признакам с лицевым изображением личности, запечатленным в памяти; второй этап - человек должен вспомнить, почему это лицо знакомо (из какой сферы деятельности, чем этот человек занимается); третий - восстановление имени (именно на этом этапе наблюдалось больше всего ошибок и трудностей).
Дальнейшие психологические исследования (McWeeny, 1985) показали, что трудности, возникающие при восстановлении имени, не связаны с непосредственным словом, это имя называющим. Сравнивалось, как люди при встрече с новым человеком запоминают имя и занятие незнакомца, обозначенные одним и тем же словом (например, «This is Mr. Baker» / «Это мистер Пекарь» и «This is a baker» / «Это пекарь»). Оказалось, что в памяти лучше сохраняется занятие, чем имя.
Феномен трудности воспроизведения имени был исследован Брюсом и Юнгом (Bruce V, Young, 1986) в следующем эксперименте. Он использовал фотографии лиц восьми человек. Четверых звали John, и четверых - James. Половина изображенных были англичане и половина - американцы; половина - умершие, половина - здравствующие (например: Джон Леннон, англичанин, умер; Джон Вэйн, американец, умер). Испытуемым предъявлялись пары портретов, объединенных общим именем или общей национальностью или общее было - живой, умерший. Оказалось, что медленнее всего выполнялись задания, содержащие имена. Результаты эксперимента могут быть объяснены трехэтапной моделью механизма идентификации. Ответ на вопрос, почему имя воспроизводится на поздних этапах идентификации, до сих пор дискутируется и активно исследуется.
Были проведены интересные исследования, в которых в качестве стимульного материала использовались изображения лиц, составленных из двух вертикальных половинок. Грюссер (Грюссер, 1995) выявил двойную асимметрию в восприятии лица, которая предполагает, что эмоции выражаются и воспринимаются, как правило, на левой половине лица, а идентификация индивида происходит по правой половине.
Была предпринята попытка соотнести асимметрию человеческого лица с психологическими характеристиками воспринимаемого лица. Скинер и Мулен (Skinner, Mullen, 1991) проанализировали результаты четырнадцати основных исследований по асимметрии лица. Полученный ими важный результат состоят в том, что левая сторона лица воспринимается более экспрессивной, чем правая. Они объясняют это тем, что левая половина лица представляет собой внутренний мир личности, а правая - то, что личность хочет представить миру. С этой точки зрения рассматривались фотоизображения известных личностей. Стимулы создавались следующим образом: изображение известного тенора Паваротти разрезалось пополам по центральной вертикальной линии. Затем соединялись две правые половинки и две левые половинки изображения, в результате чего формировались два новых изображения полного лица. Изображение, состоящее из двух левых половин воспринималось шире, чем из двух правых; изменился овал лица, лоб казался шире, челюсть - более жесткой, глаза - более узкими и эллипсоидной формы (а в изображении из двух правых половин - глаза казались шире и распахнутыми, стал виден белок). Далее были составлены психологические характеристики личности по этим двум изображениям. Получилось, что на изображении, состоящем из двух левых половин, перед нами сильный, волевой, упорный, целеустремленный человек, который в основном полагается на себя, и в то же время добрый и открытый. На изображении, состоящем из двух правых половин - человек, обуреваемый огромным количеством страстей, «демонического» вида, жестокий и беспринципный. В личной беседе с Паваротти исследователи нашли подтверждение наличия в нем почти всех этих качеств, которые трудно было распознать по нормальному изображению его лица. Именно возникший дисбаланс между двумя новыми изображениями может дать дополнительную информацию воспринимающему о личности воспринимаемого.
Интересное исследование восприятия психологических характеристик по «разделенному лицу» было предпринято Н. Г. Артемцевой (Артемцева 2003) в ее диссертационной работе. Группе испытуемых предъявлялись карточки с изображением левой или правой половины лиц известных деятелей искусства и культуры (Достоевский, Есенин и др.); при этом необходимо было написать первые пришедшие на ум слова, характеризующие изображенного человека. Предположение автора о том, что психологические характеристики разделенного по вертикали изображения лица при восприятии каждой из половин будут различаться, подтвердилось.
Следует, однако, отметить, что при использовании такой схемы эксперимента вклад разного восприятия объекта в правой и левой половинах зрительного поля с одной стороны и восприятие объективно отличающихся правой и левой половин реального лица с другой могут накладываться друг на друга. Предварительные установки испытуемых, касающиеся легко узнаваемых ими лиц на картинках, также могут осложнить ситуацию.
Интересные факты были получены в поисках взаимосвязи внешности человека с его внутренними характеристиками и их внешними проявлениями. Например, Зебровиц (Zebrowitz, 1997) выделяет четыре возможных пути выявления реальной взаимосвязи между внешностью и поведением: 1 - общебиологическое воздействие; 2 - влияние окружающей среды; 3 - влияние поведения на внешность (эффект Дориана Грэя); 4 - влияние внешности на поведение (эффект самоуничтожения, эффект самосозидания, связь с установками).
В ряде исследований в рамках психофизиологии было продемонстрировано правополушарное доминирование в распознавании образных и пространственных характеристик стимулов. Имеются многочисленные доказательства того, что восприятие эмоциональных сигналов находится под контролем правого полушария. Правосторонние корковые разрушения делают невозможным декодирование эмоционального настроения собеседника, нарушают распознавание лицевой экспрессии эмоций.
Правое полушарие лучше, чем левое, справляется с различением ориентации линий, кривизны, многоугольников неправильных очертаний, пространственного расположения зрительных каналов, глубины в стереоскопических изображениях. Однако левое полушарие обнаруживает большие способности в отношении других аспектов зрительно-пространственного восприятия. Оно лучше дифференцирует нарисованные лица, если они различаются только одной чертой. Правое полушарие лучше различает их, когда они отличаются не одной, а многими чертами.
Д. Леви (Levy, 1979) указывает, что при изучении здоровых людей обнаружено преимущество левой половины зрительного поля (т.е. правого полушария) при оценке выражения лица и отмечено более интенсивное выражение эмоций левой половины лица. Занимаясь особенностями межполушарной интеграции функций у людей искусства, исследователь также предположил, что эстетические переживания у «обычных» людей могут зависеть от такого же рода интегративной активности. С этой целью описываются следующие эксперименты. Фотографии «химерных» изображений, составленных из двух вертикальных половин разных лиц (одна половина - улыбающаяся, другая - нет) предъявлялись испытуемым в тестах на оценку выражения лиц. Две «химерные» фотографии составляют зеркально симметричную пару, однако большинству правшей настроение изображенного на них человека кажется различным. «Химерное» лицо с улыбкой на левой (от наблюдателя) половине снимка воспринимается как более радостное, чем его зеркальное отражение с улыбкой справа. Поскольку левая часть пространства привлекает больше внимания, улыбка слева впечатляет сильнее, чем такая же улыбка справа. У левшей, чья полушарная специализация противоположна, создается обратное впечатление. Едва заметные эмоциональные реакции чаще выражаются левой, а не правой половиной лица. Это одно из указаний на то, что правое полушарие мозга больше, чем левое, связано у правшей с эмоциональными переживаниями. С одной стороны есть данные о доминировании левой половины поля зрения (у правшей) в восприятии эмоционального выражения лиц. С другой стороны, правая половина у них, по-видимому, важнее при идентификации партнера: об этом говорят результаты экспериментов, в которых испытуемых предъявляются три фотопортрета (спокойное состояние, взгляд направлен на зрителя): один - нормальное лицо, другой - составленный из двух правых половин, третий - из двух левых половин. Испытуемого просят оценить сходство нормального лица с составными фотопортретами. Если бы такой односторонней тенденции при распознавании лиц не было, ответы в большой группе испытуемых распределились бы приблизительно поровну, однако наблюдается явная асимметрия: на сходство «дважды правых» лиц с «нормальными» указывается чаще. У некоторых левшей отмечена противоположная тенденция. Таким образом, «нормальные» праворукие люди и по крайней мере половина леворуких демонстрируют «двойную» асимметрию в восприятии лица: эмоции выражаются и воспринимаются, как правило, на его левой половине, тогда как идентифицируется индивид основном по правой. При устойчивой фиксации взора на правом, а затем на левом глазе партнера (или лица на телеэкране) большинство людей отмечает существенную разницу в своем восприятии его черт: если смотреть на правый глаз, они становятся более четкими.
Предполагают, что левое полушарие превосходит правое, когда задача состоит в выявлении немногих четких деталей, а правое доминирует при интеграции элементов в сложные конфигурации. Это различие согласуется с клиническими данными.
В этих исследованиях объектом изучения было проявление асимметрии больших полушарий головного мозга у воспринимающего индивидуума. При этом характеристики воспринимаемого оставались вне поля интересов ученых.
Р. Вудвортс (Woodworth, 1938) и Г. Шлоссберг (Schlossberg, 1941) систематизировали результаты проведенных до Экмана экспериментов о распознании выражений лица. Они обратили внимание, что когда испытуемым дается набор разнообразных изображений человеческих лиц, то определение испытуемыми выраженных на этих лицах эмоций, на первый взгляд, кажутся очень разбросанными. Однако они не были беспорядочными и бессистемными. Каждому выражению лица соответствовал определенный набор характеристик. Например, испытуемые про одно и тоже лицо говорили, что это страх, страдание, грусть, даже удивление, но ни один из испытуемых не определил это выражение как счастье, радость, наслаждение или отвращение и презрение. В результате анализа всех описаний была создана классификаций эмоциональных выражений лиц по двум основаниям: 1- приятные/неприятные выражения и 2 - обращенность во внешний мир/неприятие внешнего мира. Хотя этот эксперимент касался эмоций, тем не менее, авторы вышли на базовые факторы классификации эмоциональных выражений лиц. Можно предположить, что это общее положение, более фундаментальный принцип.
Многие исследователи, изучая проблему восприятия человеческих лиц и выражения эмоций на лице, часто используют схематические изображения лица. Чанг (Chang, 2006) провел исследование, в ходе которого решил проверить есть ли существенные отличия в восприятии экспрессии реального лица и его схемы, и можно ли через схематические изображения изучать проявления экспрессии. В первом эксперименте испытуемым предъявлялись простые схематические изображения лиц с тремя типами выражений глаз (счастливые, нейтральные и грустные), которые пересекались с тремя такими же типами выражений губ. Было показано, что при определении эмоции испытуемые руководствуются, прежде всего, выражением губ. Во втором эксперименте исследователь по аналогичной схеме предъявлял более реалистичные изображения и опять выяснил, что при определении эмоции доминирующую роль играют губы. Точно такие же результаты Chang получил и в третьем эксперименте, в ходе которого предъявлял фотографии реальных людей. На основе этих данных был сделан вывод, что информация об эмоциях обрабатывается одинаково при восприятии реальных лиц и при восприятии их схематических изображений. Эти результаты могут свидетельствовать о том, что схематические изображения лиц являются подходящим стимулом для изучения лицевой экспрессии, не искажают результаты. Также можно предположить, что в схеме есть все необходимые качества, чтобы ее считать единицей исследования экспрессии.
Адекватность восприятия лица зачастую нарушается при восприятии лиц с дефектами. Масаме (Masame, et al., 2006) с коллегами провели исследование с целью проверить одинаково или по-разному воспринимается улыбка на нормальном лице и лице с дефектами. Испытуемым предъявлялись лица с деформированным носом и шрамом на верхней губе, также нормальные лица. Предъявляли целое лицо и отдельно его верхние и нижние части. В другом эксперименте предъявляли лица с увеличенным правым глазом и увеличенной правой половиной губ. Исследования показали, что улыбка воспринимается как улыбка и на «нормальном» лице, и на лице с дефектами. Дефекты не искажают коммуникативного смысла улыбки. Данные этого исследования свидетельствуют, что нарушенная структура отдельных элементов не искажает свойств целостной системы - лица при восприятии.
Наряду с другими познавательными процессами, перцептивными и интеллектуальными, выделяются процессы мнемические (от греч. «мнема» - память)...
Основные факторы агрессивного поведения в юношеском возрасте
Основные характеристики уровня притязаний у студентов-медиков
Первые экспериментальные исследования уровня притязаний принадлежат одному из представителей школы К. Левина, Ф. Хоппе. В его экспериментах испытуемым предлагался ряд заданий, расположенных по возрастающей сложности. Таким образом...
Проблемы коммуникативной сферы у дошкольников с нарушениями зрения
Психология межгрупповых отношений
Экспериментальные исследования М. Шерифа. Самые ранние экспериментальные исследования в области межгрупповых взаимодействий, а в частности, межгрупповых конфликтов и межгруппового соперничества были проведены М...
Психология общения
Лицевые экспрессии также могут играть немаловажную роль в межличностном общении. Вера в то, что выражение какого-либо человека может отражать его истинные чувства, является общепринятой...
Психология эмоций
Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Так, сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Хорошо известно, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания...
Рефлексивные процессы в управлении
В качестве наглядного примера для иллюстрации вышеизложенных теоретических тезисов можно привести задачу, разобранную на практическом занятии. Условие: «Сколько нужно цифр для того, чтобы пронумеровать книгу...
Своеобразие родительских экспектаций в семьях, воспитывающих детей-инвалидов
2.1 Организация и методики исследования родительской экспектации в семьях воспитывающих детей - инвалидов В нашем исследовании принимали участия родители, воспитывающие детей - инвалидов...
Уровень развития эмоционального интеллекта у мужчин и женщин
Экспрессия человека в качестве динамических компонентов включает самые разнообразные выразительные движения (жесты, экспрессия лица, взгляд,позы, интонационно-ритмические характеристики голоса, прикосновения), которые сопряжены с изменяющимися психическими состояниями человека, его отношениями к партнеру, с ситуацией взаимодействия и общения и которые представляют основу экспрессивного Я личности Традиционно самое большое внимание уделяется исследованию экспрессии лица или мимике, взгляду, поэтому начнем рассмотрение динамических компонентов в структуре экспрессивного Я личности с этих средств выражения.
2.2.1. Экспрессия лица и взгляд
Лицо является важнейшей характеристикой внешнего облика человека, поэтому лицо наряду с глазами называют зеркалом души. Большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внимание на лицах партнеров. Оно выступает главной частью экспрессивного репертуара личности. Лицо человека осуществляет, особенно на ранних стадиях онтогенеза, а затем и всю последующую жизнь, функции социального контакта, функции передачи состояний и отношений.
Сокращение лицевых мышц происходит в соответствии с теми или иными состояниями человека, образуя то, что называют мимикой лица. Каждая мина представляет собой сокращение многих лицевых мышц, что обусловлено тем, что все мимические мышцы развиваются из общего зачатка и иннервируются одним лицевым нервом (176). Данные экспериментальной психологии и физиологии свидетельствуют о том, что мимика лица складывается из спонтанных и произвольных движений мимических мышц. Обычно мимику анализируют: 1) по линии ее произвольных и непроизвольных компонентов; 2) на основе физиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия - асимметрия, динамика, амплитуда); 3) в социальном и социально-психологическом плане выделяют межкультурные типы выражении лица; выражения, принадлежащие определенной культуре; выражения, принятые в социальной группе; индивидуальный стиль выражения. Применяя перечисленные способы анализа мимики, можно получить информацию о мимическом знаке в целом или об отдельных его элементах.
На основе анализа зарубежной и отечественной литературы, посвященной систематизации эмоций и их лицевых выражений, нами была составлена схема описания мимики шести эмоциональных состояний (радость, гнев, страх, страдание, отвращение, удивление). За единицу анализа лицевого выражения был принят сложный мимический признак. На физиологическом уровне он включает ряд характеристик: направление движения лицевых мышц, отношения между движениями мышц, интенсивность, напряжение мышц лица. В феноменологическом плане мимический признак представляет следующее: «брови подняты вверх, губы плотно сжаты» и т. д. «Для психолога существует, - писал П. П. Блонский, - «расширение ноздрей» - при удовольствии, «оттягивание рта книзу» - при неудовольствии. Психолог не должен игнорировать значение мускулов, но его реальная единица - движение сочленений, то есть то или другое движение черт лица» (23. С. 96). Сложные мимические признаки являются необходимыми, постоянными, но в то же время могут входить в структуру мимики различных состояний. В связи с этим постоянным и необходимым индикатором психических состояний будет выступать комплекс признаков мимики.
Предлагаемая схема описаний мимики строится с учетом этого принципа, что позволяет обнаружить универсальные признаки для определенного типа состояний, специфические признаки для каждого состояния, неспецифические, которые приобретают значение только в контексте с другими признаками. Таблица 1 наглядно демонстрирует сочетание различных типов
Таблица 1
Схема описания мимических признаков эмоциональных состояний
Части и элементы лица |
Мимические признаки эмоциональных состояний |
Экспрессивное Я личности |
|||||
Презрение |
Страдание |
Удивление | |||||
Положение рта |
Рот открыт |
Рот закрыт |
Рот открыт |
Рот закрыт |
|||
Уголки губ опущены |
Уголки губ приподняты |
||||||
Форма глаз |
Глаза раскрыты или припущены |
Глаза сужены |
Глаза широко раскрыты |
Глаза прищурены или раскрыты |
|||
Яркость глаз |
Глаза блестят |
Глаза тусклые |
Блеск глаз не выражен |
Глаза блестят |
|||
Положение бровей |
Брови сдвинуты к переносице |
Брови подняты вверх |
|||||
Уголки бровей |
Внешние уголки бровей подняты вверх |
Внутренние уголки бровей подняты вверх |
|||||
Вертикальные складки на лбу и переносице |
Горизонтальные складки на лбу |
||||||
Подвижность лица и его частей |
Лицо динамичное |
Лицо застывшее |
Лицо динамичное |
мимических признаков в структуре экспрессии лица. Характерной особенностью «мимических картин» эмоциональных состояний является то, что каждый симп-томокомплекс мимики включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения других Например, такие признаки, как: «уголки губ опускаются», «глазная щель сужается», «глаза прищурены» соответствуют ряду отрицательных состояний (см табл 1). Признак «уголки губ опущены» является универсальным, так как появляется только в том случае, когда человек переживает состояния, относящиеся к отрицательным. Признак «глазная щель сужается» может быть индикатором как отрицательных состояний (гнев, презрение и т. д), так и положительных (радость) Однако для первого типа состояний он является специфическим, для второго - нет. Иными словами, в выражении состояний гнева, презрения, страдания он несет информацию только в контексте с другими признаками и представляет возможный вариант выражения этого состояния.
Далее, для лицевого выражения гнева характерны как признак «рот открыт», так и признак «рот закрыт». Но эти признаки будут выступать индикаторами состояний гнева только в контексте с признаками «брови сдвинуты к переносице», «глаза сужаются - расширяются». В контексте с такими признаками, как «брови подняты», «глаза расширены», признак «рот открыт» будет уже индикатором состояний удивления, страха. Таким образом, в каждом случае комплекс признаков в целом представляет мимическую картину состояний и является его индикатором.
Описанные симптомокомплексы мимики соответствуют интенсивным проявлениям состояния. Для распознания такая мимика субъективно менее сложна, так как «картина выражения» представлена четко Более сложными для распознания являются те выражения, которые соответствуют переходным состояниям, неинтенсивным аффектам. В них мимические признаки, как и система их отношений, непостоянны Но даже в этом случае лицевое выражение представляет вариации мимики основных эмоциональных состояний.
К Леонхард (242), используя принцип деления лица на определенные зоны, дифференцировал состояния на основе ведущего элемента лицевой экспрессии, который является его индикатором. Данная работа представляет одну из попыток классифицировать экспрессию, избегая обозначения ее в терминах психических состояний, которые она выражает К. Леонхард анализирует «топографию мимического поля», динамику, отношения отдельных движений лица и выделяет наиболее характерные из них, фиксируя состояния, приводящие к активности соответствующие фракции лица. На основе этих признаков он классифицирует различные состояния. Его классификация выглядит следующим образом.
Мины «области лба» Напряжение Страх Внимание Мины «области подбородка и носа»
Стремление Отвращение Порицание Мины «области рта» Удивление Отвращение Упрямство Волевое напряжение Сомнение Обдумывание Терпение Страх Радость
Мины «области глаз» Легкое внимание Удовлетворение Симпатия Антипатия Размышление Оценивание Вопрошание Мины «области щек» Страдание Скорбь «Неспецифические мины» Мины смеха Мины слез Смущение Мины «интегральные»
Пренебрежение Презрение Восхищение Сострадание Одобрение Нерешительность
Фризен (225), изучая сокращения лицивых мышц пришли к выводу, что существует три сигналов: стабильные (цвет кожи, форма и конст лица), относительно стабильные сигналы (внестабильные- кожи, расположение морщин, тонус мышц ни« <Ч> признаки, претерпевающие изменения в тече-ны* %1зни человека), нестабильные - кратковремен-бил изменения движений мышц лица. Среди нестабильных сигналов ими выделены символические или именений атвческие, имеющие четкое вербальное значе-"вещающие слово (например, подмигивание гла-
носа) На основе анализа сокра-
Milrj\J\ мышц лица, приводящих к определенной Ибеской картине, а также учитывая изменения в тонусе отдельных частей лица, их взаимодействие, появление специфических морщин, они составили таблицы признаков, характерных для трех зон лица (брови - лоб, глаза - веки, основание носа, нижняя часть лица и щеки), для каждого эмоционального состояния. Результатом проделанной работы было создание фотоэталонов естественных мимических выражений основных эмоций и «метода кодирования выражений - FAST». Данный «метод» позволяет провести анализ экспрессии с точки зрения наличия в ней мимических признаков основных эмоций. Паттерны экспрессии лица, послужившие основанием для создания фотоэталонов, приводятся ниже.
УДИВЛЕНИЕ
1. Брови округлены и высоко подняты.
2. Кожа под бровями натянута.
3. Горизонтальные морщины на лбу.
4. Веки раскрыты.
5. Рот открыт, челюсть опущена, зубы разъединены.
1. Брови приподняты и сдвинуты.
2. В центре лба появляются морщины.
3. Верхние веки подняты так, что видна склера, а нижнее веко напряжено и приподнято.
4. Рот раскрыт, губы слегка напряжены и оттянуты в стороны или сильно напряжены и растянуты.
ОТВРАЩЕНИЕ
1. Верхняя губа поднята, а нижняя приподнята по направлению к верхней губе или опущена и слегка выпячена
2. Нос наморщен.
3. Щеки подняты.
4. Нижние веки приподняты, но без напряжения, под ними образуются морщины.
5. Брови опущены, как и верхние веки.
1. Уголки губ оттянуты в стороны и приподняты.
2. Рот может быть приоткрыт или закрыт, а зубы обнажены или прикрыты губами.
3. От носа к внешнему краю губы тянутся морщины (носо-губные складки).
4. Щеки подняты.
5. Верхние веки спокойны, под нижними образуются морщины, нижние веки приподняты, но не напряжены.
6. У наружного края уголков глаз появляются морщинки - «гусиные лапки».
1. Внутренние уголки бровей подняты вверх.
2. Кожа между бровями треугольной формы.
3. Внутренние утолки верхних век приподняты.
4. Рот закрыт, уголки губ опущены, но не напряжены.
1. Брови опущены и сведены.
2. Между бровями вертикальные складки.
3. Нижние веки напряжены и приподняты, нижние веки также напряжены.
4. Глаза неподвижные, могут казаться выпученными.
5. Губы находятся в одном из двух положение: крепко сжаты, уголки губ прямые или опущенные; губы раскрыты и напряжены, как при крике.
6. Ноздри могут быть расширены.
Позже, наряду с вышеназванной методикой анализа экспрессии лица, появляется усовершенствованный вариант - FACS - система кодирования активности лицевых мышц (226). Методика предназначена не только для анализа экспрессии лица, связанной с определенным состоянием, но и для дифференциации всех наблюдаемых изменений лица. «Система кодирования активности лицевых мышц», как отмечает В. Трусов (180), имеет ряд уникальных характеристик. Первая заключается в том, что методика основана на совершенном знании функциональной анатомии лица. Вторая особенность выражается в применении для анализа экспрессии дискретных, едва различимых изменений тонуса мышц. Эксперт должен заметить самые различные изменения, зная дискретные единицы и хорошо владея данными о функциональной анатомии лица. Среди недостатков этого метода можно отметить то, что для его применения в практической работе требуется специальная подготовка, а также то, что далеко не все изменения тонуса мышц могут быть зафиксированы человеком. Использование технических средств не предусмотрено разработчиками данного метода. Кроме этого, эксперт должен разбираться как в статических, так и в динамических компонентах выражения лица. Ему необходимо учитывать особенности изменения тонуса мышц в зависимости от структуры кожного покрова, постоянных морщин, выучить все возможные сопутствующие изменения тонуса мышц.
Методику «FACS» отличает от многих других способов кодирования экспрессии применение экспертом цифрового кода для записи дискретных единиц мышечных изменений. На базе данного метода осуществлено большое количество исследований и подтверждена валидность системы кодирования активности лицевых мышц, разработанной П. Экманом и его коллегами.
Таким образом, экспрессия лица как важнейший компонент структуры экспрессии человека изучалась на протяжении долгого времени как экспрессивный код состояний и эмоциональных отношений личности. С целью исследования экспрессии лица применялись разнообразные методические приемы, в основе которых лежала процедура наблюдения, дополненная различными способами фиксации" вербальное описание сокращений мышц лица, пиктограммы, рисунки, фотокиновидеозапись. В результате многолетней работы исследователей, работающих в области психологии экспрессивного поведения, были созданы вербальные, графические, цифровые коды экспрессии и соответствующие им способы кодирования.
Критерии эффективности способов фиксации и измерения экспрессии лица были разработаны в 80-е годы нашего столетия рядом психологов, но наиболее признанной «шкалой оценки», используемых приемов кодирования является «шкала», предложенная П. Экманом (227). Им осуществлен анализ имеющихся методов измерения лицевой экспресии по следующим параметрам: способ (база) выделения единиц экспресии; тип акции - степень обобщенности, время акции и ее интенсивность. Итак, П. Экман обращает внимание на то, как были выделены акции (отдельные движения), насколько они детализированы или обобщены, позволяет ли предлагаемый способ фиксации акции учесть временные и интенсивностные параметры движения. На основе вышеизложенных критериев он классифицирует исследования, в которых представлены экспрессивные коды или предлагаются способы их записи.
Несмотря на достижения в области кодирования экспрессии лица, многие единицы анализа являются весьма условными. Отдельные зоны лица входят в единую целостную систему, и изменение какого-либо компонента мимического знака приводит к изменению его психологического смысла. Вместе с этим, в каждом лицевом экспрессивном паттерне имеются те элементы, которые придают ему основное значение. П. Экман (226) установил, что по нижней части лица лучше всего распознается гнев, радость, страдание, но с трудом определяется удивление. На основе средней части лица успешно идентифицировались удивление, страдание, радость, страх, но не распознавалось удивление. Наибольшие трудности у наблюдателей возникают тогда, когда они пытаются распознать эмоции по верхней части лица (лоб и брови). Анализируя эти данные, П. Экман пришел к выводу, что точность восприятия экспрессии лица значительно выше тогда, когда она предъявляется как целостный знак.
Л. М. Сухаребский также отмечает, что для понимания мимического разнообразия личности имеет смысл рассматривать как целостную мимическую активность, так и частную, связанную с деятельностью отдельных ее зон. Но не следует забывать, продолжает он, что отдельные мимические зоны лба, глаз, рта - действуют как звенья единой целостной системы (176. С. 216-218).
Целостность, динамичность - главные характеристики мимики как элемента экспрессивного поведения личности, поэтому изменение какого-либо компонента мимической структуры приводит к изменению всего ее психологического смысла. Исходя из этого факта, за единицу анализа собственно мимического выражения должна быть принята совокупность координированных движений мышц всего лица.
Таким образом, двойная регуляция (биологическая и социальная), динамичность, целостность мимики, а также характеристики, производные от вышеперечисленных: изменчивость структуры выражения и в то же время наличие константных признаков, многозначность и одновременно «емкая однозначность» мимики являются ее основными параметрами как элемента экспрессии личности и определяют ее функции в межличностном общении.
По мнению многочисленных исследователей, экспрессия лица, мимика несут, главным образом, информацию о состояниях человека, демонстрируют отношение к другому, снабжают обратной связью, комментируют речевое поведение, являются одним из важных социальных стимулов в развитии контактов матери и ребенка, Высокая социальная значимость экспрессии лица повлияла на развитие мимического репертуара, способов его интерпретации, послужила основанием для выработки конвенциальных, мимических масок, экспрессивных способов психологической защиты. Среди всех элементов экспрессивного поведения мимика является наиболее контролируемым явлением со стороны субъекта. Как известно, данный факт был учтен П. Экманом и У. Фризеном (225) в процессе разработки концепции «о невербальной утечке информации». В рамках данной концепции проранжированы различные части тела на основе критерия - «способность к передаче информации». Лицо человека является самым мощным передатчиком информации: лицевые мышцы быстро изменяются в соответствии с состоянием человека; они могут создавать значительное число паттернов выражения; лицо является видимой частью тела, представленной наблюдателю. Поэтому люди чаще всего контролируют выражение лица и не обращают внимание на другие составляющие их экспрессивного репертуара. Попытки обмана трудно обнаружить, ориентируясь на экспрессию лица.
В различных направлениях психотерапии отмечается факт неосознанного отношения человека к экспрессии своего лица. Так, Лоуэл пишет: «Вот на лице пациента возникает усмешка и мы интересуемся, почему он усмехается. К нашему удивлению, он отвечает, что и не думал усмехаться... Оказывается, что человек, поглощенный наблюдением за реакцией на себя окружающих, часто не осознает выражения собственного лица» (109. С. 106). Такие неосознанные выражения, по мнению психотерапевтов психоаналитического направления, подобны случайным оговоркам, и на них еще много лет назад обращал внимание сам Фрейд. Кроме этого Лоуэл отмечает, что еще большее значение в психотерапии имеют те неосознанные выражения, которые словно примерзают к лицу, да настолько, что окружающие воспринимают их как часть личности, а сам человек перестает их замечать. «Словно старая привычная одежда, - пишет Лоуэл, - эти выражения до такой степени становятся частью нас самих, что мы осознаем лишь их отсутствие» (109. С. 106).
Рассматривая с этой точки зрения проблему регуляции экспрессии лица, необходимо обратить внимание на то, какую информацию субъект собирается передать или скрыть от окружающих, каковы индивидуальные различия в выборе экспрессивных масок.
Несмотря на социальный и субъективный контроль в ситуациях эмоционального напряжения, в ситуациях, имеющих личностное значение, мимика раскрывает действительное отношение к партнеру, к происходящим событиям. На основе взаимосвязи между отдельными зонами лица судят о гармоничности - дисгармоничности мимики. Как правило, гармония, целостность присущи тем экспрессивным знакам, которые соответствуют естественным переживаниям. Преднамеренное наигранное выражение лица отличается дисгармоничностью. Рассогласование мимических движений (верхней и нижней части лица - дисгармоничная «маска») свидетельствует о неискренности чувств человека, его отношений к другим людям. Такая «дисгармоническая маска» может очень точно охарактеризовать личность, отразить ее ведущие отношения к миру. Вспомните А. С. Пушкина:
Напрасно видишь тут ошибку: Рука искусства навела На мрамор этих уст улыбку, А гнев на хладный лоск чела.
Недаром лик сей двуязычен. Такой и был сей властелин: К противочувствиям привычен, В лице и в жизни арлекин.
Гармоничность экспрессии, синхронность элементов мимики - это своеобразный визуальный знак истинного отношения к другому человеку, это знак внутренней гармонии личности. Мимика, экспрессия лица неотделима от личности, она выражает не просто состояния, а состояния, переживаемые конкретным человеком. Отсюда происходят индивидуальные различия в выражении одной и той же эмоции, отношения и соответственно трудности их однозначного понимания.
Основное внимание в работах, направленных на изучение экспрессии лица, уделяется поиску экспрессивных кодов, соответствующих тем или иным эмоциональным состояниям. Благодаря усилиям огромного количества исследователей получены данные, которые говорят о существовании экспрессивных кодов состояний. Но до сих пор их диагностические и коммуникативные функции остаются предметом спора в связи с проблемой кодирования и декодирования, существующей в психологии невербального общения. Мимика является индикатором различных состояний, но связь между экспрессией лица (знаком) и его значениями (психическими состояниями человека) неустойчива, ее форма и содержание зависят от многочисленных переменных общения. «Самое простое движение, невольное дрожание губ может стать развязкой ужасной драмы, которая долго таилась в двух сердцах» (О. Бальзак).
Диапазон выражений лица, сопряженных с эмоциональными состояниями личности, колеблется в пределах общего типа, свойственного определенному социальному коллективу. Выполнение экспрессией лица индикативных функций возможно не только потому, что она обусловлена единым нервно-генетическим механизмом, но и потому, что вариабельность выражений, многозначность их смыслов ограничена социокультурными нормами общения и выражения своего Я.
Экспрессия лица, являясь важнейшим элементом внешнего Я личности, сопряжена с другими компонентами экспрессии, особенно с физиогномическими параметрами и движением, выражением глаз - взглядом человека. Идея о том, что глаза - зеркало души, пронизывает все трактаты о внешности человека, его экспрессии. К. С. Станиславский писал, что взгляд - «это прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души - в душу...» (172. С. 307). По мнению Пауля Шильдера, высказанного в его книге «Видимая и реальная форма человеческого тела» (приводится по А. Лоу-элу. С. 106), основное внимание должно быть направлено на глаза, так как Эго личности «где-то вблизи глаз или даже в самих глазах».
Динамические (направленность взгляда, время фиксации взгляда, темп) и качественные (выражения глаз) характеристики взгляда как бы завершают мимическую картину. Порой выражение глаз сообщает об истинных переживаниях человека, в то время как хорошо контролируемые мускулы лица остаются неподвижными. По мнению многих исследователей, качественные и динамические параметры взгляда трудно поддаются контролю и регуляции, поэтому глаза - это не просто зеркало души, а именно тех ее уголков, которые человек пытается скрыть как от себя, так и от других. Практически невозможно скрыть качество взгляда, особенно тогда, когда человек переживает сильные чувства. Верно подметил писатель С. Есин: «Человек еще может скрыть горе, но радость - это свыше его сил. Она... сочится из глаз. Надо долго тренировать себя на поприще жизни, чтобы научиться ее скрывать» (53. С. 69). Естественно, что потребность в маскировке взгляда, как и мимики, развивалась в связи с их высокими диагностическими возможностями, как своеобразный защитный механизм.
Модальность состояния, переживаемого личностью, влияет на такие признаки взгляда, как: блеск - тусклость; теплота - холодность; открытость - непроницаемость; статичность - подвижность; поверхностность - глубина; сосредоточенность - рассеянность. Продолжительность, сосредоточенность, подвижность взгляда описывается обычно с помощью следующих определений: беглый, быстрый, неторопливый, длинный, короткий, долгий, мгновенный, мимолетный, стремительный. Психофизиологические особенности взгляда менее изучены в психологии экспрессивного поведения, чем его динамические характеристики. Это обусловлено тем, что психофизиологические аспекты
взгляда трудно поддаются экспериментальному изучению. Они чаще всего представлены в описательном плане (искристые глаза, потухший взгляд и т. д.) и рассматриваются как метафорические характеристики, привнесенные в исследования «наивными» наблюдателями и подчерпнутые из произведений искусства. Н. Заболоцкий в стихотворении «Портрет» пишет:
Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. ...
(Н. Заболоцкий. Стихотворения и поэмы. М.-Л., 1965. С. 129)
«Ускользающий» от традиционных методов изучения взгляд человека, тем не менее, не перестает играть одну из главных ролей в его экспрессивном репертуаре, сообщая о динамических и статических аспектах структуры личности, выполняя функции идентификации. Например, прямой взгляд - это может быть не только характеристика взгляда в данный момент общения, но и отражение устойчивого свойства личности - прямоты (прямой человек). В качестве экспрессивного стиля можно рассматривать взгляд исподлобья - это манера смотрения на других людей, которая в сочетании с настороженным выражением лица свидетельствует о недоверии человека к другим людям, об опасении попасть впросак и т. д. «Стрелять глазами», «строить глазки», «играть глазами», «мерить взглядом с головы до ног», «взглянуть свысока», «смотреть краем глаза», «ловить взгляд», «вперить глаза», «манить взглядом», «провожать взглядом» - все эти наименования взгляда не столько принадлежат научной психологии, сколько отражают обыденный опыт. Но думается, что данный опыт намного правдивее и богаче, чем опыт экспериментального изучения взгляда, который отражает, главным образом, динамические характеристики взгляда (темп, длина, направленность). Данные параметры взгляда исследуются в контексте невербальной интеракции, поэтому мы их рассмотрим в соответствующем разделе книги.
Взгляд сопряжен с выражением лица и другими элементами экспрессии, поэтому он может быть описан как показатель основных состояний человека: радостный взгляд, удивленный, испуганный, страдающий, внимательный, презрительный взгляд, восхищенный. Если рассматривать взгляд с точки зрения различных классификаций отношений человека, то взгляд бывает: дружеский - враждебный (агрессивный); искренний - неискренний; доверчивый - недоверчивый; уверенный - неуверенный; принимающий - неприязненный; покорный - доминантный; понимающий - непонимающий; ласковый - грубый; отчужденный - включенный; отталкивающий-притягивающий. Наверное, различные выражения глаз можно расположить на шкалах отношений, предложенных В. Столиным (174). В соответствии с этими шкалами взгляд человека выражает: симпатию - антипатию; уважение - неуважение; доверие - недоверие; близость - отдаленность.
В качестве черт характера чаще всего ассоциируются со взглядом такие, как: безжалостный, безразличный, беспощадный, бесстыдный, благородный, высокомерный, гордый, жестокий, наивный, нахальный, неподкупный, непримиримый, озлобленный, скромный, нескромный, прямодушный, робкий, угрюмый, умный, глупый, хитрый, честный. Правильнее сказать, что такие выражения взгляда сообщают не об отдельной черте личности, а свидетельствуют об ее типе (честный, прямодушный и т. д.). «У некоторых глаза яркие, искрящиеся, у других сияющие, словно звезды, у третьих скучные и тусклые, а у большинства и вовсе пустые. Конечно, выражение глаз меняется. Значит, нам нужно определить типичное. Одни глаза злые, другие грустные, одни холодные и безжалостные, другие кроткие и зовущие. Измерить эти свойства невозможно никаким прибором. Нередко на лице отражаются противоречивые свойства характера. Взгляд может быть мягким и рассеянным, а челюсть сильной, выступающей вперед. И наоборот, челюсть слабой, безвольной, а взгляд - острым, пристальным. Легкая выдвинутость челюсти вперед выражает решительность, большая - придает лицу воинственное выражение, а сильно выдвинутая челюсть, как у Муссолини, означает явный вызов и пренебрежение» (приводится по А. Лоуэлу).
Таким образом, оказывается, что качественные характеристики выражения глаз, их психофизиологические параметры выполняют функцию дифференциации - типизации личности на основе широкого спектра критериев (интеллект, воля, нравственно-моральные критерии, отношение к себе и другим). Особенно часто движения глаз, направленность взгляда связываются в обыденном сознании с нравственно-этическими характеристиками человека (бегающий взгляд - вор).
Обычно описания значений взгляда в общении сопровождаются указанием не только на выражение лица, но и на положение головы. Движение головы и взгляд являются взаимосвязанными элементами экспрессивного поведения. Например, взгляд вниз при закинутой голове выражает горделивость, надменность. Взгляд вниз при слегка опущенной голове говорит о скромности человека или о его желании выглядеть скромным. Направленный в сторону и фиксированный взгляд при слегка наклоненной голове - выражает недоверие. Взгляд в сторону, с поворотом головы («взгляд через плечо») говорит о превосходстве над кем-нибудь (61).
Взгляд как показатель состояний, отношений личности представлен в живописи, в кино, театре, художественной литературе. Эти жанры искусства выручают практическую психологию, коллекционируя динамические и качественные характеристики взгляда. Именно они закрепляют за определенными особенностями взгляда его психологические значения, подчеркивают возможности взгляда в качестве способа создания образа человека. Кроме названных функций, взгляд, как и другие элементы экспрессивного репертуара, выполняет паралингвистические функции, является условием чередования реплик в диалоге. Взгляд наряду с экспрессией лица является важнейшим компонентом экспрессивного Я личности.
Интенсивность, динамика, симметрия - асимметрия, гармония - дисгармония движений, типичность - индивидуальность - все это характеристики экспрессивного репертуара человека. Разнообразие элементов экспрессивного поведения, быстрота их смены, гармоничность, индивидуальность, доступность для отражения партнером свидетельствуют о наличии у субъекта экспрессивной одаренности, способности к передаче тех параметров своей личности, которые адекватны общению. Неопределенный, однообразный репертуар, беспорядочные, судорожные движения говорят не только о том, что человек не владеет " экспрессивным языком души", что у него низкий уровень развития экспрессивной одаренности, но и о наличии у него глубоких внутренних конфликтов.
В отечественной психологии принята классификация выразительных движений, имеющих как четкое, так и размытое поле психологических значений: мимика или экспрессия лица (выразительные движения лица), пантомимика (выразительные движения всего тела -- позы, походка, жесты) и "вокальная мимика" (выражение эмоций в интонации и тембре голоса). Мимика, жесты, позы, походка, интонации образуют экспрессивный репертуар личности, который в той или иной степени осознается индивидом, управляется им. (Н.В. Тарабрина).
Физиогномика - это учение о выражении человека в чертах лица и формах тела; в более широком смысле ~ это учение о выразительных формах какой-либо области действительности и искусство толкования внешнего облика наблюдаемых явлений.
Систематизация эмоций и их лицевых выражений позволяет составить схему описания мимики шести основных эмоциональных состояний (радость, гнев, страх, страдание, отвращение, удивление).
Характерная особенность «мимических картин» эмоциональных состояний проявляется в том, что каждое мимическое выражение включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения других.
Особо важное значение для физиогномического анализа имеют те неосознанные выражения, которые словно «примерзают» к лицу настолько, что окружающие воспринимают их как часть личности. Когда некое выражение «припечатывается» к лицу, человек перестает его замечать, оно становится частью его самого и он осознает только его отсутствие.
Один из главных выводов физиогномического подхода к экспрессивному Я личности является заключение о том, что люди со сходной внешностью имеют однотипную структуру личности, но это утверждение подвергается сомнению многими исследователями как слишком обобщенное.
Мимика - это выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. Наблюдая за человеком, можно понять эту игру чувств.
Систематизация эмоций и их лицевых выражений позволяет составить схему описания мимики шести основных эмоциональных состояний (радость, гнев, страх, страдание, отвращение, удивление). Для диагностики такая «картина выражения» достаточно проста, так как представлена четко. Более сложными для распознавания являются те выражения, которые соответствуют переходным состояниям, неинтенсивным аффектам. В них мимические признаки непостоянны и менее выражены, однако, и в этом случае лицевое выражение представляет вариации мимики основных эмоциональных состояний.
С целью исследования экспрессии лица применяются различные методические приемы, в основе которых лежит процедура наблюдения, дополненная различными способами фиксации: вербальное описание сокращений мышц лица, пиктограммы, рисунки, фото-кино-видеозапись.
Основные функции экспрессии лица и мимики по мнению многих исследователей следующие: развитие контактов матери с ребенком, демонстрация отношения к другому, установление обратной связи; информация о состояниях человека; комментирование речевого поведения.
Экспрессия лица: являясь важнейшим элементом внешнего Я личности, неразрывно связана со взглядом человека. Приступая к изучению выражения лица как мерила личности и характера, человек оказывается на более или менее знакомой почве, поскольку неосознанно занимается этим всю жизнь. Большинство людей в процессе общения концентрируют свое внимание на лицах партнеров. Основное внимание здесь должно быть направлено на глаза. Везде и повсюду глаза считаются зеркалом души.
Конечно, выражение глаз меняется, но чтобы понять человека, нужно определить типичное для него выражение глаз. Одни глаза грустные, другие злые, одни холодные и безжалостные, другие кроткие и зовущие. «Контакт глаз» - это обмен взглядами, время фиксации взгляда на партнере и направление взгляда. На динамику контакта глаз влияют следующие факторы: степень знакомства партнеров, пол, возраст, личностные особенности, система отношений между партнерами. Анализ контакта глазами позволяет проанализировать характер отношений между партнерами. В качестве критериев анализа контакта глаз в диаде, группе рассматриваются:
- 1. временные параметры смотрения друг на друга (частота, длительность контакта),
- 2. пространственные характеристики взгляда (направление движения глаз: глаза в глаза, в сторону, вверх-вниз, вправо-влево).
- 3. интенсивность взгляда (пристально, «бросить взгляд», «скользнуть взглядом»).
Рассматривая с этой точки зрения проблему регуляции экспрессии лица, необходимо обратить внимание на то, какую информацию субъект собирается передать или скрыть от окружающих, каковы индивидуальные различия в выборе экспрессивных масок.
Таким образом, экспрессия лица как важнейший компонент структуры экспрессии человека изучалась на протяжении долгого времени как экспрессивный код состояний и эмоциональных отношений личности. С целью исследования экспрессии лица применялись разнообразные методические приемы, в основе которых лежала процедура наблюдения, дополненная различными способами фиксации" вербальное описание сокращений мышц лица, пиктограммы, рисунки, фотокиновидеозапись. В результате многолетней работы исследователей, работающих в области психологии экспрессивного поведения, были созданы вербальные, графические, цифровые коды экспрессии и соответствующие им способы кодирования.
Поза - это определенное положение частей тела человека (головы, плеч, туловища, рук, ног) в пространстве. Поза оформляет экспрессивный репертуар человека. Она требует соответствующего выражения лица, жестов, направленности и качества взгляда. Особую роль поза играет в выражении отношения к человеку, в подчеркивании своего и чужого социального и социально-психологического статуса (поза «победителя», поза «провинившегося ребенка», поза «высокомерного человека»).
Позы позволяют диагностировать:
- 1. этапы общения (начало контакта (расположенность к общению) проявляется в повороте и наклоне не только головы, но и всего туловища, включая ноги (носки ног) в сторону партнера; о выходе из контакта говорят в первую очередь носки ног и поворот корпуса, а затем только поворот головы);
- 2. степень эмоционального напряжения (напряженные позы - жесткие, неподвижные, наклонены вперед, либо назад);
- 3. агрессивность партнеров по общению (сокращение дистанции общения, наклон корпуса вперед, напряженность позы в целом).
Кроме того, для правильного понимания позы необходимо учитывать: культурные традиции; возрастные ограничения; половые различия в использовании тех или иных поз.
Дистанция - величина расстояния между людьми, влияющая на их поведение и отношения, и зависящая от них. Характеристики дистанции эволюционно связаны с ареалом обитания, пропитанием и безопасностью.
По физическому расстоянию между общающимися выделяют следующие дистанции общения:
- 1. интимная, ближняя (менее 40 см) - для родственников и ближайших друзей;
- 2. личная (50-120 см) - для хорошо знакомых людей, для друзей;
- 3. деловая (120 см) - для приемлемых людей, деловых партнеров;
- 4. общественная, социальная (более 120 см) - для малознакомых и незнакомых, малоприемлемых людей.
Размеры дистанций индивидуальны и зависят от условий, в которых жил, живет и работает человек, от его общественного положения, национальных особенностей, от его общительности, контактности и др.
Темперамент -- характеристика динамических особенностей индивида: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов.
Основные типы темпераментов:
Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный тип НС.
Флегматик - сильный, уравновешенный, инертный.
Холерик сильный, неуравновешенный, подвижный.
Меланхолик - слабый, неуравновешенный, инертный.
Итак, темперамент входит в структуру характера, но не отражает содержательную сторону личности (мировоззрение, убеждения, интересы), которая связана с характером. В анализе структуры характера на первое место выдвигается отношение личности к объективной действительности, а затем уже свойства темперамента.
Походка в меньшей степени, чем другие элементы экспрессии, поддаются регуляции и поэтому на ее основе можно говорить об устойчивых индивидуальных характеристиках человека, о его психомоторной активности (то есть о свойствах темперамента).
Жесты - движения рук и кистей рук. В психологии невербального общения жесты принимаются прежде всего как средство выражения и передачи информации, то есть выполняют диагностическую, коммуникативную, регулятивную и выразительную функции. Жест может сказать о желании человека, о его состоянии, об интенсивности переживания человека и о многом другом.
Самая широкая классификация жестов - это деление их на две группы:
- 1. естественные,
- 2. искусственные языки жестов (язык глухонемых, жесты дирижера, «ручной язык» биржевиков).
Классификация жестов на основе их ведущей функции в общении:
- 1. коммуникативные жесты, заменяющие в речи элементы языка - приветствие, прощание, угроза, привлечение внимания, приглашение, запрещение, оскорбление, утверждение, отрицание, вопрос, благодарность, примирение. Все перечисленные жесты понятны и без речевого контекста и имеют собственное значение в общении.
- 2. описательно-изобразительные, подчеркивающие жесты - сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл.
- 3. модальные жесты - выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям окружающей среды: жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенность, незнание, страдание.
Таким образом, жесты выполняют различные функции в общении, в том числе они свидетельствуют об интенсивности переживаний, о модальности отношений, о культурной, групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о человеке, независимо от его речи или других составляющих процесса общения. Жесты, объединяясь с другими элементами экспрессии человека, создают эффект динамичности, интенсивности предъявления экспрессивного Я личности.
Экспрессия – это понятие синонимичное выразительности, интенсивности, яркости проявления и преподнесения своего эмоционального состояния, чувств, переживаний. Кроме того термин экспрессия может использоваться для обозначения непрямых посланий и мыслей человека в невербальной форме (слезы, истерика, восклицания и прочее). Т.е. экспрессия затрагивает не описательную сторону состояния, когда человек способен отрефлексировать происходящее, а непосредственный момент бытия, проживания эмоции, ее реализации во внешнем пространстве.
Слово экспрессия значение свое реализует исключительно на внешнем плане проявления личности. Сила и качество личности во многом обусловлено врожденными характеристиками, связанными с , силой и подвижностью нервной системы, темпом, амплитудой и интенсивностью психических процессов. Выражает экспрессия значение для человека другого или произошедшего события, причем выражает, как степень важности, так и направление (позитивное или негативное).
Экспрессивные компоненты проявления во внешнем мире отражают статус личности (принятие обществом располагает к большей экспрессивности), а также принадлежность к той или иной культуре, общности (например, итальянцы более экспрессивны, чем эстонцы). Уровень развития коммуникативных навыков также проявляется через степень развитости экспрессивных проявлений и их адекватного использования для создания социально-приемлемых форм поведения. Кроме таких внешних факторов, экспрессия служит прекрасным регулятором внутреннего состояния личности, предоставляя способ эмоциональной разрядки при стрессах.
Экспрессия во многом служит для контроля и регулировки отношений, позволяя устанавливать определенную оптимальную близость дистанции, изменять характер взаимодействия. Так, экспрессивно проявленная злость оттолкнет нежелательного собеседника, а столь же сильно выраженная радость от появления человека будет способствовать сближению. Яркое выражение собственных чувств позволяет придавать общению определенную форму: конфликта, прояснения, взаимодействия, согласия, подчинения и пр.
Что такое экспрессия
Экспрессия подразумевает выражение и поэтому часто это понятие используется в сферах искусств. Есть художественная и театральная экспрессия, экспрессия в музыке. Во всех творческих сферах чувства и детали подаются более объемно, выразительно и ярко по сравнению с обыденной жизнью. В психологии же понятие выступает исключительно как проявление эмоционально-чувственной сферы.
Экспрессия включает в себя помимо эмоционального проявления (экспрессия эмоций), также динамический компонент (экспрессия движений). Именно последний все больше изучается наукой из-за своей наглядности и удобности в фиксации результатов. Визуальное распознавание выразительных движений, как показателей и эмоционального состояния человека было заложено еще эволюционными механизмами и служит неотъемлемой частью общения. Важно, что критерии распознавания и расшифровки информации экспрессивных действий у партнеров по общению может как совпадать, так и различаться. Подобные нестыковки объясняются разностью культур и особенностями темперамента нации. Одинаковые жесты и интонации могут означать различное (кивок не всегда обозначает согласие), а степень выраженности жеста может давать дополнительные оттенки в различных культурах.
Выделяется мимика (экспрессия лица), пантомимика (жесты, позы, походка), помимо этого к экспрессивным проявлениям относят тембр, интонацию и громкость голоса. В сочетании эти проявления дают индивидуальный личностный рисунок проявления вовне, а также влияют на внутреннюю организацию личности. Влияние на внутренние процессы внешних проявлений происходит путем высвобождения эмоционального накала или его удержания, а также в способе его проявления.
Экспрессия эмоций отражается не только на поведенческом уровне, но затрагивает все внешние проявления человека – это может быть одежда, прическа, выбор аксессуаров. Можно заметить тенденцию, что чем более заряжен человек экспрессивными проявлениями, тем более яркий и нестандартный внешний облик он выбирает. При этом тот же человек с отсутствием эмоционального аффекта и внешне будут выглядеть менее вызывающим.
Импрессивность является противоположностью экспрессии и проявляется ориентированностью во внутренний мир, проживанием собственных чувств изолированно от общества, а также большей ориентированностью на негативную сторону процесса. Такие люди выглядят холодными, отстраненными, без эмоциональными, оградившимися от социума и не нуждающимися во взаимодействии. Но отсутствие внешних проявлений в сильной и значимой форме не означает отсутствие сильных переживаний как таковых. Экспрессивная или импрессивная ориентированность личности не определяет силу и продолжительность чувств, а только характеризует способ их переживания.
Не существует постоянного разделения людей на экспрессивных и импрессивных, т.к. в гармоничном своем развитии личность умеет творчески и спонтанно выбирать форму проживания эмоций, наиболее адекватную сложившейся ситуации. Проявления, ориентированные на внешний выплеск состояния и на внутренний анализ должны находиться в постоянном балансе. При наличии устойчивого перекоса в одну сторону можно говорить об , если же человеку доступен только один способ переживания, то возможно наличие нарушений психиатрического спектра.
Экспрессия не может быть искусственно созданной, так как во многом управляется биологическими характеристиками и является проявлением бессознательных процессов. Она является своеобразным неконтролируемым фоном, где реализуются более сложные формы активности, контролируемые сознанием.
Экспрессия чувств
Экспрессия чувств, как их яркая проявленность и обозначенность, является важным компонентом взаимодействия человека, окружающего мира и социума. Возникновение эмоциональных реакций является сигнализирующей системой организма, поскольку изменение эмоционального фона происходит в ответ на изменения внешнего пространства. Если надвигается опасность, мы чувствуем или , если были нарушены наши границы, то возникает обида или , когда все складывается хорошо, рождается удовлетворение и радость. Соответственно, эмоции, возникающие бессознательно при соответствующем анализе могут поведать много информации о происходящем на самом деле в человеческой жизни.
Кроме того, проявление эмоциональной экспрессии способно не только считывать и анализировать происходящие события, но и регулировать жизнь личности. Происходит это посредством управления эмоций поведением. Именно чувства заставляют выбирать ту или иную линию поведения, подгоняют к осуществлению или блокируют всякую активность. Помимо направления действий, выражение эмоций и способ, через который это производится, имеет непосредственное влияние на снятие или нарастание эмоционального напряжения, что в итоге влияет и на соматические функции и на дальнейшее формирование личности.
Любые эмоциональные проявления затрагивают физиологические процессы, и при не сильно выраженной экспрессии влияние на физическую сторону не так заметно. При более сильных потрясениях возможны реакции слез, ощущения холода или жара. Однако при интерпретации жестовых и физических проявлений чувств необходимо проявлять максимальную осторожность, поскольку не всегда есть соответствия в выражении. Наиболее соответствуют такие проявления у детей, которые плачут, когда расстроены, топают, когда злы, и смеются, когда счастливы. Уже в подростковом возрасте происходит смешение проявлений, а с развитием и усложнением личности внешние проявления могут все дальше уходить от прямых проявлений. Человек начинает плакать от радости, смеяться от злости, крушить мебель от горя и быть чрезвычайно спокойным, когда вся жизнь идет под откос. Это следствие наложенных социальных норм и правил поведения, где нам всем объяснили, как вести себя подобает, а как не стоит. Полученные могут изменить эмоциональную экспрессию человека, когда в ответ на истинную и открытую эмоциональную реакцию был получен неадекватный по своей силе ответ.
Экспрессия чувств может подавляться или наоборот поощряться особенностями культуры, и чем сильнее культуральное воздействие, тем больше она претерпевает изменений относительно своего первоначального природного хода.