Феномен толпы на примере беспорядков на манежной. Виды толпы Можно ли толпу назвать обществом

В субботу, 11 декабря 2010 года, в самом центре столицы на Манежной площади, по оценке правоохранительных органов, собралось около 5 тысяч молодых людей, представляющих различные сообщества - от футбольных фанатов до сторонников националистических организаций. Произошла массовая драка, в которой пострадало более 30 человек. Поводом для беспорядков стало убийство 6 декабря в драке болельщика «Спартака» Егора Свиридова. В среду, 15 декабря, милиция предотвратила новые массовые беспорядки в Москве. Больше всего людей - по предварительным оценкам, порядка 1,5 тысячи человек - пришло к площади у ТЦ «Европейский» рядом с Киевским вокзалом. По разным данным, всего было задержано от 800 до 1,2 тысячи человек. Среди задержанных были и несовершеннолетние.

20 декабря в «РИА Новости» состоялся круглый стол на тему: «Феномены толпы: „Среди людей, мне близких... и чужих“». В ходе прямой трансляции эксперты рассмотрели события на Манежной площади с точки зрения психологии толпы. Разговор шел об управляемости толпы, об опасности, которая она несет обществу и даже тем людям, которые в ней находятся. Были затронут ряд вопросов. Что с точки зрения психологов происходило на Манежной площади? Что объединяет людей в толпе - коллективный разум или общее эмоциональное состояние? Подразумевает ли анонимность безответственность и безнаказанность? Можно ли управлять толпой? Какие опасности грозят обществу, когда «коллективное бессознательное» состоит на службе у манипуляторов? Какой психологический портрет протеста? С чем бороться, когда имеешь дело с толпой: с манипуляторами или с коллективным бессознательным? Отчет о мероприятии предлагается вашему вниманию.

Хрестоматийная картинка «Хрестоматийная картинка», - сказал, указывая на фотографию с протестующими на Манежной, главный редактор журнала «Историческая психология и социология истории», ведущий сотрудник Института востоковедения РАН Акоп Назаретян. С его точки зрения, все эти люди - типичное проявление «агрессивной толпы».«Это не просто агрессивная толпа», - продолжил тему Александр Тхостов, доктор психологических наук, заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии МГУ. «Там есть разные организации. Там разные организаторы были. Это не вполне в чистом виде толпа», - пояснил он. «Когда она уже такая, изменяются некоторые ее качественные особенности».Комментируя фотографии с Манежной площади, Александр Тхостов обратил внимание на людей в масках. «Было бы уместно вспомнить эксперименты Ф. Зимбардо по агрессивности, когда он заметил, что те люди, на которых надета маска, проявляют уровень агрессивности гораздо более высокий. Люди лишаются на этот момент ответственности за то, что делают», - подчеркнул специалист. По его мнению, в определенном смысле маской становится сама толпа, в которой человек растворяется. В это время на волю вырываются скрытые желания, подавляемые потребности. Чаще всего это деструктивные проявления - неудовлетворенность, недовольство, ненависть, агрессия. Коллективный разум при этом руководствуется одной-двумя несложными идеями. «Толпа - это, в каком-то смысле, маска. Анонимные люди лишаются в этот момент ответственности за то, что делают. Они как все, делают то же самое, что и все. При этом они регрессируют. Но считать что толпа именно в этот момент организовалась будет неправильно. В этот момент проявляются вещи, которые существовали ранее, но не находили выхода: ненависть, агрессивность, недовольство, ощущение что тебя никто не слышит, желание что-то сделать. Идей было не много, одна-две, и не то чтобы это были идеи, скорее - речевки или лозунги. В ситуации когда происходит облегчение социальной ответственности, безусловно такие деструктивные вещи будут проявляться».В свою очередь директор Центра социологии образования РАО, доктор психологических наук Владимир Собкин отметил, что наравне с попыткой скрыться в толпе, сегодня, в век новых технологий, молодые люди приходят, чтобы сфотографировать себя, покрасоваться под фотообъективами, а потом поделиться этими фотографиями с приятелями. Многие участники имеют с собой фотокамеру, телефон, на который они снимают события, в которых они участвуют. Такой способ фиксирования себя в авторском действии, когда ты в толпе, принадлежишь ей и это фиксируешь, запоминаешь для себя - это новый момент массового поведения толпы в ситуации информационного общества, который появился относительно недавно. Это наблюдалось и при расстреле Белого Дома, когда люди фиксировали штурм «в прямом эфире», и способ поведения подростков в драках, когда насилие снимается на видео а потом транслируется в сети и через СМИ.Сценарий протеста в форме агрессивной толпы и агрессивный способ поведения внутри нее молодые россияне усвоили через СМИ. Форма организованности, способ поведения, символика поведения являются языком массового протеста, который не придуман сегодня, а транслирован СМИ в десятках и сотнях вариантов, которые участники видели на телеэкранах. Тем не менее, как считает Владимир Собкин, на Манежной была «публика, уже имеющая опыт массового переживания, для многих из них это не первый раз - переживание в толпе, в массе со снятием авторства». «По языку и по способам соорганизованности есть вещи, которые усвоены в речевках футбольных фанатов и т.д., т.е. это публика, уже имеющая опыт массового переживания в толпе. И со снятием авторства происходит парадокс: с одной стороны стремление быть в маске, стремление снять с себя индивидуальную ответственность, а с другой стороны - зафиксировать это как «то где я участвовал, где я был». Он также отметил, что те молодые люди, которые пришли на Манежную площадь, принадлежат к поколению, выросшему в непростое время 1990-х. Очень многие из них вышли из неблагополучных семей и не видят для себя серьезных перспектив.Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов высказал мнение, что у толпы на Манежной были свои эмоциональные организаторы-«заводилы». Крики на Манежной «обеспечивали всего несколько человек». Он обратил внимание, что толпа была не только агрессивной, но и стяжательской: были требования, не связанные с агрессией в поведении. Толпа была неоднородна, присутствовала объединяющая группа - организаторы и люди, которые пришли с акции на Кронштадтском бульваре, а также, кто пришли по призыву в интернете и соцсетях, были прохожие, которые случайно увидели акцию и присоединились к ней. Орлов также отметил одну особенность: «Толпа была лишена очевидного публичного лидера или лидеров. Людей и организаций, которые публично вели массу за собой и готовы были брать публичную ответственность, я не видел. И это странно. Нет, организаторы, конечно, были. Но никто не говорил: «я это сделал, и я беру за это ответственность».Акоп Назаретян предложил не искать дьявола-организатора. Он не стал отрицать, что всегда есть отдельные подстрекатели у волнений, однако подчеркнул: «Самым излюбленным и элементарным приемом становится, как правило, у журналистов, поиск дьявола. Это сделал дьявол, кто-то это сделал нарочно. Но серьезная аналитика строится на презумпции спонтанности происходящего. Дьявол появляется в анализе только на последнем этапе, когда слишком много информации указывает на то, что есть за всем чьи-то намерения». «Чаще всего такие вещи - результат глупости организаторов и неумелых действий властей», - заявил он.А. Назаретян задался вопросом, почему правоохранительные органы не могут управлять толпой, а провокаторы - могут. «Толпа разнородна. Главное свойство толпы - превращаемость. Она легко превращается из одного вида в другой. Искусство управления толпой - умение ее превращать. Этому нужно учиться. ОМОН, конечно, хорошо, он тоже нужен. Но существует современная психология, отработанные технологии, которые позволяют снизить уровень насилия. Толпа - это очень примитивная система. Толпой управлять гораздо легче, чем, скажем, организацией. Стадом коров управлять легче, чем министерством или университетом. Другое дело, что все это нелинейно: хороший министр не сможет стать хорошим пастухом, если он этому никогда не учился. Этому надо учиться. В Москве 20 лет обучали политиков всего мира работать с толпой, работать со слухами. А теперь оказалось, что в Москве никто этого делать не умеет. Сводить все к ОМОНу не выход, к толпе нужно применять иррационально-психологические методы», - сказал он, напомнив, что «мы не армию Наполеона пытаемся из Москвы выгнать, а это наши дети».Профессор Назаретян также считает, что если бы в самом начале всех этих происшествий были бы психологически подготовленные люди, то можно было бы избежать последующих насильственных событий. «Если бы подключились подготовленные, знающие психологию массового поведения люди, то вполне можно было бы не допустить крайних форм поведения, и можно было бы вести диалог в цивильном русле» . Толпой управлять можно и нужно управлять, утверждает эксперт.Директор «Московского научно-исследовательского института психиатрии», профессор Валерий Краснов: «Оценка событий на Манежной площади показывает, что толпа не была управляемой - стихийное начало преобладало. Но надо учитывать, что толпа была подростковая. Она больше всего способна к подражательным действиям и не вполне самостоятельна. Подражательность - это свойство подросткового возраста. Дети подражают взрослым, подростки подражают сами себе. Если в толпе подростков находится какое-то агрессивное ядро, то они будут подражать и выражать агрессию. Если их отвлечет что-то необычное и неординарное, то они могут переключиться на этот неординарный момент и отвлечься от агрессии. Агрессивность проявляется у подростков в силу их импульсивности и склонности к подражательности, к группированию. Подростки еще не созрели как самостоятельные индивидуумы, поэтому как группа, как толпа они идентифицируются с неким общим началом. Я не думаю, что подростки настолько управляемы. У них есть и сопротивляемость. В поведении подростков всегда есть негативистический компонент, их не так просто заставить что-то делать. А вот подражая кому-то они могут совершить агрессивные действия, опираясь на образец в толпе. Кроме того, образцы для них есть и в средствах массовой информации».«Не затрагивать содержательную сторону протеста будет неправильно, - добавил В. Собкин. - На чем происходит идентификация протеста в данном случае? Людей на площадь вывело ощущение несправедливости: Их вывела несправедливость, с их точки зрения, которая произошла. В этом смысле, люди чувствовали свою безусловную правоту. Благие нравственные и моральные цели - это еще один способ снятия с себя ответственности за свое поведение».«Но это не является оправданием для таких действий, - уверяет Собкин. - Тут делалась ставка на юношеский максимализм. Есть фраза «вор должен сидеть в тюрьме». И они руководствуются этим. Это явно выраженное проявление конформизма (изменение поведения и установок в соответствии с позицией большинства). Это управляемая молодежь, управляемая лозунгами, простой идеологией, которая позволяет собой манипулировать».«Вы забываете еще одно ощущение - иных способов добиться справедливости у них нет, - заступился за молодежь Александр Тхостов. - Остается только выйти на площадь. Меня поразили данные опросов в интернете - большое количество людей поддерживали тех, кто вышел на Манежную площадь. По-поводу управляемости - тоже спорный момент. В начале толпа может быть управляемой, но когда на вас уже несется стадо бизонов, я не знаю, как им можно управлять. Есть ситуации, когда даже опытные люди ничего не могут сделать».Ксенофобия, национализм, агрессия - это нормально Акоп Назаретян напомнил, что 11 декабря митингующие начали действовать по законам первобытного мышления, коллективной ответственности - избивали попадавшихся под руку кавказцев, тех кто просто внешне немного похож на убийц Егора Свиридова. «Толпа стихийно превращаема и управление здесь получается стихийное. Изменчивые настроения, неоднородность, когда возникает ... когда такое происходит, начинаются страшилки - агрессия, ксенофобия и так далее, - сказал он. - Для меня, как психолога, это конкретные понятия и феномены, с которыми можно и нужно работать. Без агрессии нет жизни. Без национализма нет нации. Без ксенофобии нет иммунитета к чужим влияниям, нет никакой цельной культуры. Потому что культура - это не только Моцарт, Пушкин и Шекспир. Культура очень разнородна и всегда включает много аспектов. Людоедство - это тоже элемент культуры, и война - элемент культуры, и публичные порки, и семейное насилие».«Вопрос в том, к чему относится «ксено» - чужой. Чужой - это форма глаз, цвет волос или это поведение, которое для моей культуры неприемлемо?». Если избивают женщину - это неприемлемо, какой бы национальности ни были те, кто бьет. Даже если это принято в их культуре. Такая ксенофобия - это нормально. Вопрос нее в том, чтобы уничтожать ксенофобию. Без ксенофобии любая культура разрушится. Не может быть абсолютной толерантности. Абсолютное разнообразие - это разрушение. Поэтому в теории систем есть законы, которые ограничивают это разнообразие. Вопрос в том, как этот национализм, ксенофобию, агрессию направлять в конструктивное русло. Невозможно в России и Европе противодействовать засилью инородных людей, если не повысить рождаемость. Если русские рожают по одному ребенку, а кавказцы, например, по шесть-семь детей, то через какое-то время русские перестанут быть основной нацией. Вопрос в том, как переориентировать ксенофобию, чтобы молодые люди не головы брили и кастетами махали, а на рождаемость. Это вопрос информационной, экономической, культурной политики».«Толпа - это цивилизационная и эволюционная деградация, регрессия. Там были подростки и незрелые люди. Плохо, если с ними будут поступать только силовыми методами. Это будет побуждать к агрессии новых подростков, потому что они подражают друг другу. Надо думать о повышении культуры, о стимулировании, формировании культурных образцов у молодежи. Когда человек сформировался, он самодостаточен - он не войдет в агрессивную толпу самостоятельно. Он может оказаться случайно в этой толпе, но он попытается оттуда уйти, потому что ему это претит. Вливаться в толпу претит самодостаточному человеку», - добавил проф. КрасновА. Назаретян возразил: «Разве самодостаточный человек не может позволить себе какие-то совместные танцы и гуляния, чтобы выразить себя - это ведь тоже толпа. Мы говорим о формах толпы. Чем больше самодостаточных людей, тем труднее начинается и превращение. Поэтому один из приемов - внедрение в толпу специальных людей».В. Краснов: Я хочу не столько возразить, сколько дополнить. Это другой аспект социальной психологии - общество людей нуждается в том, что Бахтин, Тернер определяли как карнавализацию, когда низшие моменты как-то должны проявиться. Хотя человек не только и не столько агрессор, он еще и созидатель, но иногда ему нужна разрядка».В. Собкин: «Я бы не путал эту толпу с карнавальным ритуалом и карнавальным действием, где есть четкая социальная вертикаль, где есть король и есть шут, и т.д. Это совершенно другая структура. И когда мы все называем толпой, значит мы не видим того, что есть перед нашими глазами. А перед нами совершенно другое социальное проявление, которое не имеет отношения к карнавалу. Оно лишь в завершении своем может быть оформлено карнавальными ритуалами. Но если это превращается в некое выражение протеста, то дальше начинается действие снятия символов, переворачивание тех символов, которые были ранее наверху. Но это я бы уже не назвал карнавалом».Д. Орлов: «Хочу сделать замечание, что, во-первых, нынешний карнавал в Венеции и карнавал в Бразилии качественно отличаются, а во-вторых, карнавал по своему происхождению - довольно архаическая форма самовыражения. Безусловно, 300 лет назад это была малоконтролируемая толпа. Те институты и формы поведения, которые там выработались, со временем были освящены традицией и карнавал претерпел существенные изменения. А когда-то карнавал стоял в том же ряду, что и Пляска Святого Витта, и поиск страны Какании, и массовое бичевание».В. Собкин: «Но заметьте, что карнавал - это смеховая культура, истерически смеховая. Здесь ничего смехового нет».А. Назаретян: «Вспомним, в каких обстоятельствах это тогда происходило, во время голода и т.п.. Толпа - это конкретное понятие, существует классификация толп и описаны механизмы их превращения: как из карнавала может возникнуть Пляска Святого Витта или та же агрессивная толпа, или стяжательная толпа, или массовая паника. Это все подробно описано. Поэтому неправильно говорить, что это другой феномен. Это толпа, мы просто должны видеть разные разновидности и варианты толпы».Психология не толпы Когда во время мультимедийной пресс-конференции специалистам показали второй сюжет и фотографии с площади у Киевского вокзала, их оценки изменились. Александр Тхостов усомнился в том, толпа ли это была вообще. По его мнению, скорее это были люди, все рассчитавшие и обдумавшие, раз они подготовили оружие, заранее запланировали место драки и съехались туда. 15 декабря у Киевского вокзала была не стихийная толпа, а организованные группы, считают эксперты. Не было спонтанных действий, как в случае толпы. Была заведомо противоправная деятельность. Кавказцы и националистически настроенная молодежь шли туда с оружием, они ждали определенных событий и были готовы совершать противоправные действия. Была еще и третья группа - зеваки.«Это было всегда, - констатировал Александр Тхостов. - «Хлеба и зрелищ» - потребность известная со времен древнего Рима. Посмотреть на кровь, насилие, убийства - это тоже есть в человеке, как это ни омерзительно выглядит».«Здесь не три стороны, - уверен академик Владимир Собкин. - Здесь была четвертая сторона - ОМОН и милиция. Она испытывалась на прочность. Испытывалась мера допустимости и возможности, то, куда пойдет эта четвертая сторона. Это основная проба конфликта. Это очень важный момент». Значит, за этими событиями стояли реальные организаторы, сделали вывод эксперты.Валерий Краснов высказал сомнение в эффективной управляемости толпы: «Какой-то призыв, искра побуждения, толчок может быть дан извне, но потом толпа уже малопредсказуема». Его удивили слова одного из чиновников правительства Дагестана, который призвал кавказскую молодежь «действовать горскими методами» в ответ на агрессивные действия.«Это показывает, что общество деградировало, - сказал психолог. - Горские обычаи предполагают высокий уровень культуры. На Кавказе всегда жили, соблюдая законы и моральные принципы. А такие слова - это простой призыв к низменным слоям, который зажигает толпу. К животным инстинктам толпы. Меня удивляет, что люди, обличенные полномочиями, призывают действовать, выбирая не лучшее в культуре, а худшее. Это призыв к низменным слоям человеческой психики. Что он хотел сказать? Самосуд, к этому он призывал». Краснов также считает, что общество не совсем здоровое, но при этом «все молчат о язвах общества». «Мы живем в эпоху перемен, перемен в Европе. Многие упущения связаны с политикой многих государств, связанной с раздутой до предела политкорректностью - когда все молчат об язвах общества, о трудностях адаптации иммигрантов, пытаясь не замечать явно уродливых явлений., если они как-то этнически окрашены».Акоп Назаретян сделал акцент на необходимости четко различать: где толпа, а где нет. В первом случае (на Манежной) была толпа и там можно и нужно было применять специфические иррационально-психологические приемы. Во втором случае (на Киевском вокзале), когда группа специально собралась, приехали ребята с Кавказа - речь уже не идет о толпе. Когда погром на рынке называют толпой - это уже неправильное употребление термина. Если действовать с группой как с толпой - мы получим дисфункцию. Если с толпой работать как с группой - мы опять получим дисфункцию. Он сослался на три принципа поведения в толпе, чтобы не стать ее жертвой, которые разработаны американскими инструкторами: 1) не лезь в толпу бесплатно, 2) залезая в толпу, прогнозируй, как из нее выходить, 3) попав в толпу случайно, представь, что ты на работе.Д. Орлов: «Я хотел добавить, что чистой «классической» толпы, мы наверное уже не увидим, потому что живем в эпоху мультимедийных коммуникаций. И в случае 11 декабря, и в случае 15 декабря мы наблюдаем и действия организаторов, и очень масштабные кампании в интернете, которые побуждают людей туда идти. Почему люди пришли с оружием на акцию 15-го декабря, которая была предотвращена правоохранительными органами? Потому что их к этому мотивировали на целом ряде сайтов, в социальных сетях. Очень важной задачей становится предотвращение агрессии и фашизации толпы путем предварительной работы. В том числе закрытие радикальных сайтов. Действия властей и правоохранительных органов должны переместиться со сферы реагирования на сферу предупреждения». Пока хватит славянского элемента Все эксперты сошлись в одном - события, подобные тем, что произошли 11 и 15 декабря, повторятся еще не раз.Александр Тхостов: «Конфликты всегда есть и будут. Они должны отслеживаться и меть нормальный выход. Все же знали, о чем идет речь. Все долго молчали, никто не принимал на себя ответственность. Если бы люди, обладающие властью, приняли на себя ответственность, то можно было бы избежать всего этого». «Здесь, - сказал он, - проявляются вещи, которые не родились в этот момент, но существовали и не находили проявления - это ненависть, это агрессивность. Нельзя лечить симптом. То, что мы видим - это симптом проявления системной болезни власти и общества, отсутствия общественного договора - что мы строим, у кого какие обязанности. Пока этого не будет - будет война всех против всех».Главный урок, который следует извлечь из декабрьских событий, - осознание системной ошибки, уверен Александр Тхостов. В отношениях власти и общества растет диссонанс, народ гложет чувство несправедливости, людей гнетет невозможность высказать свое мнение и получить на него ответную реакцию.Проф. Краснов: «Когда мы говорим о неблагополучии в обществе, мы не говорим о неблагополучии материальном. Неблагополучными могут оказать дети и в очень состоятельных семьях. Потому что они были брошены. Отцы, матери все эти 20 лет посвящали себя добыванию средств к существованию и накоплению. Они забыли о том, что самое ценное - это семья, близкие. Известно по исследованиям в школе среди подростков, что в привилегированных учреждениях дети очень неблагополучны, очень уязвимы. Они тоже могут составлять толпу. Для этого им достаточно простых идей: националистических, футбольных и прочих, которыми они руководствуются. Широкого горизонта у них нет, чтобы было любопытство к чужим культурам, чтобы у них была и Франция, была Россия и был Китай».То, что произошло, было политическим противостоянием, отметил академик Владимир Собкин. Это уже выражение политического протеста. Нужно определить, кто эти люди, что за социальные группы и политические силы в нем участвовали. «Эти молодые люди - очень сложное поколение, - сказал он. - Их родители прожили тяжелый период, связанный с распадом страны и выращивали детей. Это дети неблагополучных семей. В силу растущей социальной дифференциации они не видят для себя никаких перспектив, социальных лифтов и возможностей. Это очень серьезный вопрос. Необходима работа с группами, которые себя ощутили и переживают себя как группы социально неуспешные. В этом хватании за топор, дубину, биту я вижу выход социальной неуспешности и безысходность социальных перспектив».«Сценарий Манежной площади будет повторяться пока хватит славянского элемента. А потом территория России будет отдана не славянам», - прогнозирует профессор Акоп Назаретян. Чтобы избежать такого сценария и, сопутствующих ему кровавых сцен, по мнению эксперта, необходимы информационные, демографические и прочие государственные программы. «Ксенофобию, которая, безусловно, будет развиваться, агрессию, национализм, нормальный, естественный национализм, нужно направить как атомную энергию - из бомбы в электростанцию».По материалам «РИА Новости» , 21.12.2010 admin

Человеческая жизнь обладает множеством различных форм. Определенные из них привычны и понятны. А другие немало отличаются от того, что понимается под обыденной нормой. Есть формы поведения личностные, которые в серьезной мере зависят от желаний человека. Но встречаются такие, где выражения воли и желаний личности оказываются под серьезным воздействием других личностей.

Люди или отдельные личности иногда не испытывают давление со стороны других, но воспринимают их поведение, заражаясь им, следуя ему и подчиняясь. Мнение о толпе часто возникает из индивидуального опыта человека. Почти каждый из нас участвовал в толпе или наблюдал ее. Толпой называется сосредоточение индивидов, у которых нет явной общности целей, но их связывает схожие эмоции или объект внимания.

Формирование толпы

В процессе создания из малых групп личностей, которые недовольны чем-либо, крупной группы, немало растет шанс создания стихийного поведения. Это направляется на показ испытываемых эмоций, суждений. Нередко субъектом подобного поведения выступает толпа.

В формировании толпы участвует:

публика. Это крупная общность, которая возникает на базе общих целей, без определенной организации, но в условиях, затрагивающих общие интересы. Здесь допускается рациональность обсуждения;
контактное, с виду неорганизованное общество, которое действует очень эмоционально;
совокупность личностей, которые составляют аморфную группу с большим числом участников. Последние не имеют непосредственных контактов между собой, но их связывает общий интерес. Сюда относятся массовая истерия, лжепатриотический или патриотический экстаз.

В масштабной форме действий коллектива серьезное значение получает неосознанность. На базе эмоционального волнения появляются стихийные действия из-за событий, которые затрагивают . Главными факторами образования толпы и ее развития выступают слухи и цепная реакция.

Существуют этапы создания толпы:

создание ядра. Появление толпы нечасто выходит за рамки причинных связей общественных событий. Но толпа формируется чаще с определенного ядра, т.е. с зачинщиков;
процесс кружения. Дальнейший этап идет рядом с процессом кружения. В процессе него идет обострение чувств, появляется готовность отзываться на данные, поступающие извне. Растет волнение, люди готовы к немедленным коллективным действиям;
возникновение нового совместного объекта внимания. Второй этап готовит следующий. Он проявляется в возникновении общего объекта, что становится центром внимания. На нем концентрируются чувства и воображение толпы;
возбуждение. Финальным этапом выступает активизация личностей вспомогательными стимулами путем возбуждения импульсов. Это случается из-за действий лидеров.

Классификация толпы

Как и в других общественных явлениях, существует классификация толпы по разным мотивам. Если в качестве базы брать управляемость, то выделяются следующие типы толпы:

стихийная. Создается и выражается без организации со стороны лидера;
ведомая. Появляется и выражается под воздействием изначально или вследствие действий ;
организованная. Подобный тип рассматривают в виде собрания людей, которые вступили в организацию.

Если брать за основу природу действий людей в толпе, то выделяются такие виды:

окказиональная. Появляется на базе интереса к внезапным происшествиям;
конвенциональная. Основывается на интересе к анонсированному развлечению. Временно придерживается нечетких норм;
экспрессивная. Создается с теми же условиями, что и конвенциональная. Она показывает общее мнение об определенном событии;
экстатическая. Это крайнее проявление экспрессивной толпы. Отличается общим экстазом;
действующая. Создается аналогично с конвенциональной, но производит действия, направленные на конкретный объект.

Последняя разновидность имеет несколько подвидов:

агрессивная. Объединяется ненавистью к одному объекту, способна на погромы и другие ;
паническая. Спасается от придуманного или истинного источника опасности;
стяжательная. Становится участников конфликта для обладания определенными ценностями. Провоцируют власти, что игнорируют интересы народа;
повстанческая. Образовывается на базе общего недовольства работой органов власти.

Психологические свойства толпы

Эксперты выделяют некоторые психологические свойства толпы, что относятся ко всей структуре данного образования. Они видны в разных сферах:

волевой;
эмоциональной;
когнитивной;
моральной.

Серьезной чертой толпы выступает безотчетность и инстинктивность. Если отдельные люди часто почти не поддаются разумным посылам, руководствуясь эмоциональными порывами, то толпа вообще не имеет разума, а существует на эмоциях, без присутствия логики. Здесь действует , особенно в чрезвычайной ситуации без лидера.

В толпе мощно . Она воспринимает образы. Те, которые поражают воображение, оказываются ясными и простыми. Еще одним серьезным эффектом выступают коллективные галлюцинации, т.е. неправильное понимание и толкование событий. Масса людей не задумывается над событиями, она не способна рассуждать. Здесь не возможны противоречия и споры. Толпе не требуется правда.

Внушаемость выступает еще одной чертой толпы. Это человеческая масса, которая находится под гипнозом. Источником внушений становятся иллюзии, которые рождаются у отдельной личности. Толпе просто внушается чувство обожания, фанатизм.

Заражение становится причиной образования особенных свойств толпы, оно устанавливает ее направление. Человек любит подражать чему-либо. Мнения в толпе передаются заражением.

В толпе присутствует эмоциональное усиление. Люди, что в ней участвуют, не просто соседи. Они заражают других, а также сами усваивают эмоции окружающих. Эмоциональный взрыв случается из-за определенных условий.

Мощь толпы направляется на разрушение. Подобные инстинкты спят в глубине сознания всех личностей. Поддаваться подобному отдельным личностям опасно, но в толпе они вольно следуют им.

Психология поведения толпы

В психологии поведения толпы заметны влияния идеологии, с их помощью осуществляются конкретные действия. Они помогают изменить психическое состояние, что происходит под влиянием событий или новостей. В действии толпы происходит стыковка информации, что влияет на поведение личностей. Общая воля и настроения усиливаются во много раз. Массовая истерия становится базой для развития трагических событий.

Один из типов поведения толпы – это паника. Данное эмоциональное состояние возникает из-за недостатка информации о неясном или пугающем событии, или из-за избытка информации, что становится причиной импульсивных действий.

Факторы, которые могут посеять панику, разнятся. Их основа бывает психологической, физиологической, а также социальной. Есть случаи образования паники в обычной жизни из-за катаклизмов или катастрофы. В панике человеком руководит бессознательный страх. Он теряет самоконтроль, начинает метаться, теряет солидарность, не замечает выхода. Факторы, что воздействуют на поведение толпы таковы:

Суеверие.

Это устоявшееся ложное мнение, которое возникло по , пережитых личностью. Хотя встречается суеверный страх, чьи основы неосознанны. Часто суеверия переплетены с верой в определенные вещи. Они свойственны индивидам, независимо от культурного уровня и образования. Суеверие базируется на страхе, оно во много раз увеличивается в толпе.

Это один из видов ложного знания, что закрепилось во мнении социума. Иллюзия иногда становится итогом искажения восприятия. В этом контексте имеются в виду иллюзии, что относятся к восприятию общественной реальности. Общественные иллюзии – это восприятия, что создаются в мышлении личности вместо реального знания, которое не допускается. В итоге, базой иллюзии становится незнание, что дает чересчур негативные эффекты, если возникает в толпе.

Предрассудки.

Также относятся к ложным знаниям, что стали предубеждениями. Они агрессивны, всеми силами противятся истине. Подобное противостояние так слепо, что толпа не воспринимает аргументы, что противоречат предрассудкам.

Основа этого лежит в том, что человеческая память фиксирует не обычное мнение, а запоминает сопровождающие это мнение чувства. Но память избирательна. События, которые противоречат установленному мнению, не всегда подвергаются анализу на сознательном уровне. Они устраняются из-за эмоций, что часто наполняют толпу. Если популярные стереотипы мнения общества перенасыщены эмоциями, то есть шанс появления массового психоза. В ходе него люди совершают наиболее безрассудные действия, они не отдают себе отчет в будущих последствиях.

Коммуникация в толпе

Серьезное значение при образовании толпы обретает коммуникация. В толпе – это обмен важной информацией. Известно, что личность участвует в массовых действиях, если заражается видимым поведением остальных, или если узнает о нем по информационным каналам. Отдельные разновидности подобного поведения появляются из-за острого дефицита данных или недейственной системы подачи информации.

Человек готов поддаться заразительному действию толпы, если это действие совпадает с его убеждениями. В обществе вместе с официальной коммуникацией работает неофициальная. Они соприкасаются в разных точках. К неофициальным источникам относятся слухи, сплетни. Они перемещаются на страницы СМИ.

28 марта 2014, 18:42

Психология толпы. Или секрет управления массами.

1. Понятие толпы. Что такое толпа?

Представление о толпе обычно рождается из личного опыта людей. Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел ее поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любопытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсуждающей какое-то событие. Возрастая количественно, заражаясь общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в нестройное, неорганизованное скопление, или толпу.

Толпа - бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного революционного подъема масс в конце XIX-начале XX в. Под толпой психологи в то время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров.

Толпой как субъектом массовых форм внеколлективного поведания часто становится:

— публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;

— контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно;

— совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.

Психология толпы. Или секрет управления массами.

В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права.

Определены даже основные этапы формирования толпы:

Образование ядра толпы.

Первоначальное ядро толпы может сложиться под влиянием рационалистических соображений и ставить перед собой вполне определенные цели. Но в дальнейшем ядро обрастает лавинообразно и стихийно. Толпа увеличивается, вбирая в себя людей, которые, казалось бы, ничего общего друг с другом до этого не имели. Спонтанно толпа образуется в результате какого-либо происшествия, которое привлекает внимание людей и рождает в них интерес (точнее, в самом начале - любопытство). Будучи взволнованным этим событием, индивид, присоединившийся к уже собравшимся, готов утратить некоторую часть своего обычного самообладания и получать возбуждающую информацию от объекта интереса. Начинается циркулярная реакция, побуждающая собравшихся проявлять схожие эмоции и удовлетворять новые эмоциональные потребности через психическое взаимодействие.

Циркулярная реакция составляет первый этап формирования и функционирования толпы. Процесс кружения. Второй этап начинается одновременно с процессом кружения, в ходе которого чувства еще больше обостряются и возникает готовность реагировать на информацию, поступающую от присутствующих. Внутреннее кружение на основе продолжающейся циркулярной реакции нарастает. Нарастает и возбуждение. Люди оказываются предрасположенными не только к совместным, но и к немедленным действиям.

Появление нового общего объекта внимания. Процесс кружения подготавливает собой третий этап формирования толпы. Этот этап - появление нового общего объекта внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение людей. Если первоначально общий объект интереса составляло возбуждающее событие, собравшее вокруг себя людей, то на этом этапе новым объектом внимания становится образ, создаваемый в процессе кружения в разговорах участников толпы. Этот образ - результат творчества самих участников. Он разделяется всеми, дает индивидам общую ориентацию и выступает в качестве объекта совместного поведения. Возникновение такого воображаемого объекта становится фактором, сплачивающим толпу в единое целое.

Активизация индивидов через возбуждение. Последний этап в формировании толпы составляет активизация индивидов дополнительным стимулировании через возбуждение импульсов, соответствующих воображаемому объекту. Такое (на основе внушения) стимулирование происходит чаще всего как результат руководства лидера. Оно побуждает индивидов, составляющих толпу, приступить к конкретным, часто агрессивным, действиям. Среди собравшихся обычно выделяются зачинщики, которые и развертывают активную деятельность в толпе и исподволь направляют ее поведение. Это могут быть политически и психически незрелые и экстремистски настроенные личности. Таким образом, четко определяется состав толпы.

Ядро толпы, или зачинщики, - субъекты, задача которых сформировать толпу и использовать ее разрушительную энергию в поставленных целях. Именно этим людям подвластна психология толпы или секрет управления массами.

Участники толпы - субъекты, примкнувшие к ней вследствие идентификации своих ценностных ориентации с направлением действий толпы. Они не зачинщики, но оказываются в сфере влияния толпы и активно участвуют в ее действиях. Особую опасность представляют агрессивные личности, которые примыкают к толпе исключительно из-за появившейся возможности дать разрядку своим невротическим, нередко садистским, наклонностям.

В среду участников толпы попадают и добросовестно заблуждающиеся. Эти субъекты присоединяются к толпе из-за ошибочного восприятия обстановки, они движимы, например, ложно понятым принципом справедливости.

К толпе примыкают обыватели. Они не проявляют большой активности. Их привлекает эксцесс в качестве волнующего зрелища, которое разнообразит их скучное, унылое существование.

В толпе находят себе место повышенно внушаемые люди, которые поддаются общему заражающему настроению. Они без сопротивления отдаются во власть стихийных явлений.

Участниками толпы оказываются и просто любопытные, наблюдающие со стороны. Они не вмешиваются в ход событий, однако их присутствие увеличивает массовость и усиливает влияние стихии толпы на поведение ее участников.

2. Классификация толпы

Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. Если за основу классификации взять такой признак, как управляемость (вот он один важный секрет управления массами), то можно выделить следующие виды толпы.

Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица.

Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером.

Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Можно сказать, что он подчас не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, а формирование. Даже отделение солдат, пока в нем есть командир, уже не толпа.

Если за основу классификации толпы взять характер поведения в ней людей, то можно выделить несколько ее типов и подтипов.

Окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т.п.).

Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения.

Экспрессивная толпа. Формируется - как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.)

Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т.п.).

Толпа на рок-концерте

Действующая толпа. Формируется - как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды.

1. Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п.

2. Паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности.

3. Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них (взятие штурмом мест в отходящем транспорте, ажиотажный расхват продуктов в предприятиях торговли, разгром продовольственных складов, осаждение финансовых (например, банковских) учреждений, в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами и т.п.).

4. Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы.

3. Психологические свойства толпы

Социальные психологи отмечают ряд психологических особенностей толпы.

Неспособность к осознанию. Важными психологическими характеристиками толпы являются ее бессознательность, инстинктивность и импульсивность. Если даже один человек довольно слабо поддается посылам разума, а потому большую часть поступков в жизни делает благодаря эмоциональным, порою совершенно слепым, импульсам, то людская толпа живет исключительно чувством, логика противна ей. Вступает в действие неуправляемый стадный инстинкт, особенно когда ситуация экстремальная, когда нет лидера и никто не выкрикивает сдерживающие слова команд. Разнородное в каждом из индивидов - частице толпы - утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества. Общие качества характера, управляемые бессознательным, соединяются вместе в толпе. Изолированный индивид обладает способностью подавлять бессознательные рефлексы, в то время как толпа этой способности не имеет.

Особенности мышления. Толпа мыслит образами, и вызванный в ее воображении образ, в свою очередь, вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым. Толпа не отделяет субъективное от объективного. Она считает реальными образы, вызванные в ее уме и зачастую имеющие лишь очень отдаленную связь с наблюдаемым ею фактом. Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам.


Толпа

Толпа не рассуждает и не обдумывает. Она принимает или отбрасывает идеи целиком. Она не переносит ни споров, ни противоречий. Рассуждения толпы основываются на ассоциациях, но они связаны между собою лишь кажущейся аналогией и последовательностью. Толпа способна воспринимать лишь те идеи, которые упрощены до предела. Суждения толпы всегда навязаны ей и никогда не бывают результатом всестороннего обсуждения.

Категоричность. Не испытывая никаких сомнений относительно того, что есть истина и что есть заблуждение, толпа выражает такую же авторитетность в своих суждениях, как и нетерпимость.

Консерватизм. Будучи в основе своей чрезвычайно консервативна, толпа питает глубокое отвращение ко всем новшествам и испытывает безграничное благоговение перед традициями.

Внушаемость. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы - это ее восприимчивость к внушению.

Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям.

Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

Заражаемость. Психологическое заражение способствует образованию в толпе особых свойств и определяет их направление. Человек склонен к подражанию. Мнения и верования распространяются толпе путем заражения.

Для эмоционально-волевой сферы толпы характерны также многочисленные психологические особенности.

Эмоциональность. В толпе имеет место такое социально-психологическое явление, как эмоциональный резонанс. Люди, участвующие в эксцессе, не просто соседствуют друг с другом. заражают окружающих и сами заражаются от них. Термин «резонанс» к такому явлению применяется потому, что участники толпы при обмене эмоциональными зарядами постепенно накаляют общее настроение до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв, с трудом контролируемый сознанием. Наступлению эмоционального взрыва способствуют определенные психологические условия поведения личности в толпе.

Высокая чувственность. Чувства и идеи отдельных лиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Рождается коллективная душа, имеющая, правда, временный характер. Толпе знакомы только простые и крайние чувства.

Различные импульсы, которым повинуется толпа, могут быть, смотря по обстоятельствам (а именно по характеру возбуждений), великодушными или злыми, героическими или трусливыми, но они всегда настолько сильны, что никакой личный интерес, даже чувство самосохранения, не в состоянии их подавить.

Сила чувств толпы еще более увеличивается из-за отсутствия ответственности. Уверенность в безнаказанности (тем более сильная, чем многочисленнее толпа) и сознание значительного (хотя и временного) могущества дают возможность скопищам людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека.

Какими бы ни были чувства толпы, хорошими или дурными, характерной их чертой является односторонность. Односторонность и преувеличение чувств толпы ведут к тому, что она не ведает ни сомнений, ни колебаний.

В своей вечной борьбе против разума чувство никогда не было побеждено.

Экстремизм. Силы толпы направлены лишь на разрушение. Инстинкты разрушительной свирепости дремлют в глубине души почти любого индивида. Поддаваться этим инстинктам опасно для изолированного индивида, но находясь в безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов. В толпе малейшее пререкание или прекословие со стороны какого-либо оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, - это ярость. Толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения.

Мотивация. Личный интерес очень редко бывает могущественным двигателем в толпе, в то время как у отдельного человека он стоит на первом месте. Хотя все желания толпы бывают очень страстными, они все же продолжаются не долго, и толпа так же мало способна проявить настойчивую волю, как и рассудительность.

Безответственность. Она порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. Безответственность позволяет толпе топтать слабых и преклоняться перед сильными.

4. Психологические особенности индивида в толпе

В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе.

Человека в толпе характеризуют следующие черты.

Анонимность. Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе - это ощущение собственной анонимности. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы. Участник толпы оказывается в ней как бы безымянным. Это создает ложное ощущение независимости от организационных связей, которыми человек, где бы он ни находился, включен в трудовой коллектив, семью и другие социальные общности.

Инстинктивность. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе.


Агрессивная толпа

Бессознательность. В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе.

Состояние гипнотического транса. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. У него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения, приобретаемого в толпе, индивид совершает действия с неудержимой стремительностью, которая к тому же возрастает, поскольку влияние внушения, одинакового для всех, увеличивается силой взаимности.

Ощущение неодолимой силы. Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности. Это сознание позволяет ему поддаться скрытым инстинктам: в толпе он не склонен обуздывать эти инстинкты именно потому, что толпа анонимна и ни за что не отвечает. Чувство ответственности, сдерживающее обычно отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе - здесь понятия о невозможности не существует.

Заражаемость. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.

Аморфность. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость.

Безответственность. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида.

Социальная деградация. Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В изолированном положении - в обычной жизни он скорее всего был культурным человеком, в толпе же - это варвар, т.е. существо инстинктивное. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности.

5. Поведение толпы.

В поведении толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых готовятся определенные действия, так и изменения в психических состояниях, происходящие под воздействием каких-либо конкретных событий или информации о них. В действиях толпы происходит стыковка и практическая реализация влияний и идеологических, и социально-психологических, их взаимопроникновение в реальное поведение людей.

Обстановка массовой истерии служит фоном, на котором развертываются нередко самые трагические действия.

Как уже говорилось, одним из видов поведения толпы является паника. Паника - это эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях.

Факторы, способные вызвать панику, многообразны. Их природа может быть физиологической, психологической и социально-психологической. Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни как следствие катастроф и стихийных бедствий. При панике людьми движет безотчетный страх. Они утрачивают самообладание, солидарность, мечутся, не видят выхода из ситуации.

Факторы, особо сильно влияющие на поведение толпы, следующие.

Суеверие - упрочившееся ложное мнение, возникающее под влиянием страха, пережитого человеком. Впрочем, может иметь место суеверный страх, причины которого не осознаются. Многие суеверия связаны с верой во что-либо. Им подвержены самые разные люди, вне зависимости от уровня образования и культуры. По большей своей части суеверие основано на страхе и оно многократно усиливается в толпе.

Иллюзия - разновидность ложного знания, закрепившегося в общественном мнении. Она может быть результатом обмана органа чувств. В данном же контексте речь идет об иллюзиях, относящихся к восприятию социальной действительности. Социальная иллюзия - своего рода эрзац-подобие реальности, создаваемое в воображении человека взамен подлинного знания, которое он почему-то не приемлет. В конечном счете, основа иллюзии - незнание, которое может дать самые неожиданные и нежелательные эффекты, когда проявляется в толпе.

Предрассудки - ложное знание, превратившееся в убеждение, точнее, в предубеждение. Предрассудки активны, агрессивны, напористы, отчаянно сопротивляются подлинному знанию. Это сопротивление до такой степени слепо, что толпа не приемлет никаких аргументов, противоречащих предрассудку.

6. Лидер в толпе и секрет управления массами.

Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко - и в порядке самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства людей толпы и сравнительно легко может побудить участников ее к поведению определенного типа.

Любое скопление индивидов инстинктивно подчиняется власти вождя. Герой, которому поклоняется толпа, поистине для нее - бог. В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения. Толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином.

Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил. Всегда готовая восстать против слабой власти, толпа раболепствует и преклоняется перед властью сильной. Предоставленная самой себе, толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и инстинктивно стремится к рабству.

Толпа столь же нетерпима, сколь и доверчива в отношении авторитета. Она уважает силу и мало поддается воздействию доброты, означающей для нее лишь своего рода слабость. Она требует от героя силы и даже насилия, хочет, чтобы ею владели, ее подавляли. Она жаждет бояться своего властелина. Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет толпу подчиняться.

В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна. Его воля - это ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Роль вожаков состоит главным образом в том, чтобы создать веру, все равно какую. Именно этим объясняется их большое влияние на толпу.

Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они объявляют и защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Есть и еще одно качество, которым обыкновенно отличаются вожаки толпы: они не принадлежат к числу мыслителей - это люди действия.

Сумасбродный лидер

Класс вожаков подразделяется на две категории:

— люди энергичные, с сильной, но появляющейся у них лишь на короткое время волей;

— люди, обладающие сильной и в то же время стойкой волей (встречаются гораздо реже).

Секрет управления массами, определяющий влияние лидера на толпу, - это его обаяние. Обаяние - вид господства какой-нибудь идеи или личности над умом индивида. Оно может складываться из противоположных чувств, например, восхищения и страха, и быть двух видов: приобретенное и личное. Личное обаяние отличается от искусственного или приобретенного и не зависит ни от титула, ни от власти. Оно основывается на личном превосходстве, на военной славе, на религиозном страхе, но не только на этом. В природе обаяния участвует множество различных факторов, но одним из самых главных всегда был и остается успех.

Управление толпой имеет двойственную природу, ибо толпа практически всегда - объект управления двух сил: с одной стороны, ею руководят лидеры, вожаки; с другой - толпой занимаются силы охраны общественного порядка, властные административные структуры.

Возможности управления толпой существенно различаются в зависимости от того, кто стремится быть в ней лидером - демагог или интеллигент. Как говорят на Востоке, тот, кто хочет управлять толпой, пытается оседлать тигра. Тем не менее, управлять личностями много сложней, чем толпой.

Механизмами массового поведения может воспользоваться политик с любыми взглядами и любого морального уровня. В таких случаях толпа становится игрушкой в руках лидера. Обычно люди, жаждущие вести за собой толпу, интуитивно владеют приемами воздействия на нее. Они знают: чтобы убедить толпу, надо сначала понять, какие чувства ее воодушевляют, притвориться, что разделяешь их, а затем вызвать в воображении толпы прельщающие ее образы. Толпе надо всегда предъявлять какие-либо идеи в цельных образах, не указывая на их происхождение.

Оратор, желающий увлечь толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями - вот способы аргументации для толпы.

Утверждение тогда лишь воздействует на толпу, когда оно многократно повторяется в одних и тех же выражениях: в таком случае идея внедряется в умы так прочно, что в конце концов воспринимается как доказанная истина, а затем и врезается в самые глубокие области бессознательного. Этот прием также вполне успешно применяется лидерами или вожаками толпы.

Теоретический анализ механизмов формирования толпы может в некоторой степени помочь и административным органам контролировать ее поведение. Перед ними стоит задача двоякого рода:

1) пробудить осознание индивидами толпы своих действий, возвратить им утраченное чувства самоконтроля и ответственности за свое поведение;

2) предотвратить образование толпы или расформировать уже образовавшуюся толпу.

— переориентирование внимания индивидов, составляющих толпу. Как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы, и толпа, только что объединенная «образом врага» или готовностью к совместным действиям, тут же распадается. Подавленные влиянием толпы черты личностной структуры индивидов оживают - каждый человек в отдельности начинает регулировать свое поведение. Толпа перестает быть активной, функционирующей и постепенно рассеивается;

— объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы;

— обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности;

— применение мер по захвату и изоляции лидеров толпы. Если из-за какой-нибудь случайности вожак исчезает и не замещается немедленно другим, толпа снова становится простым сборищем без всякой связи и устойчивости. В этом случае легче проводить мероприятия по рассеиванию толпы.

Вообще-то с толпой очень сложно говорить голосом разума. Она воспринимает лишь приказ и обещания.

Литература:

1. Американская социологическая мысль. - М., 1994.

2. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1996.

3. Митрохин С. Трактат о толпе // Век XX и мир. - 1990. № 11.

4. Московичи С. Век толп. - М., 1996.

5. Преступная толпа. - М., 1998.

6. Психология господства и подчинения: Хрестоматия. - Минск, 1998.

7. Психология масс: Хрестоматия. - Самара, 1998.

8. Психология толп. - М., 1998.

9. Руткевич А.М. Человек и толпа // Диалог. - 1990. - № 12.

10. Фрейд 3. «Я» и «Оно». - Тбилиси, 1991.

Мы рождаемся и живем в социуме. Мы стремимся к себе подобным и нуждаемся в общении с другими людьми так же, как нуждаемся в еде, свежем воздухе, крыше над головой. С момента появления на свет мы находимся в окружении людей и являемся частью различных групп. Но есть такой вид сообществ, в которых человек теряет самого себя и превращается из разумного, мыслящего индивида в часть стихии. Эта общность – толпа. Самая неорганизованная, стихийная и опасная социальная группа.

Вероятнее всего, толпа – это древнейший вид совокупности людей, и ближайшими к ней аналогиями будут стадо и стая.

Массовые выступления людей, носящие стихийный и часто разрушительный характер, не редкость в истории цивилизации. «Распни его!» - кричала толпа на Голгофе. «Жги ведьм!» - бесновались фанатики вокруг костров инквизиции. «Да, здравствует император!» - восторженно орали люди, приветствуя нового жестокого правителя и тирана. Это вполне обычные явления, они есть и сейчас, только внешний антураж поменялся, а суть осталась все та же.

Еще в древнейшие времена были разработаны методы управления этой необузданной стихией, и они успешно использовались политическими и религиозными деятелями. Но изучение толпы как специфического социально-психологического феномена началось в XIX веке, когда человечество в своем развитии дошло до осознания опасности этого явления. Книга «Психология масс» французского социолога и психолога Густава Лебона не только заложила основу исследования стихийных человеческих сообществ, но и стала началом такой отрасли психологической науки, как социальная психология.

Психологические особенности толпы

Толпа относится к стихийным большим группам. В отличие от двух других видов таких групп – массы и публики – толпа основана на . У людей, оказавшихся частью этой общности, нет осознаваемых общих целей, но есть то, что притягивает их внимание: информация, зрелище, враг, опасность, объект поклонения.

Высокий уровень эмоциональности и экзальтированности, характерный для толпы, приводит к двум важнейшим эффектам.

Феномен психического заражения

Этот древний психический механизм характерен для всех социальных животных и даже птиц. Вы видели когда-нибудь, как мгновенно и без видимой причины взлетает стайка воробьев? Это сработал эффект психического заражения.

В животном мире и в древнейших сообществах предков человека психическое заражение выполняло очень важную функцию: объединение и совместные действия особей помогали спастись от внезапной опасности. В примитивных социумах, как правило, коллективный разум сильнее и эффективнее индивидуального. Проявление этого феномена можно выразить фразой: «Все побежали, и я побежал».

Казалось бы, человек давно уже обрел самостоятельность и способность мыслить и принимать решения вне зависимости от социума. Но в толпе под влиянием эмоций он эту способность утрачивает. Человек «заражается» чужими чувствами и передает их окружающим, тем самым усиливая общую экзальтированность. И чем сильнее бушует ураган эмоций (страха, ненависти, восторга), тем сложнее не попасть под их влияние. Думаю, все видели, как неистовствуют футбольные болельщики на трибунах, как беснуются фанаты музыкальных групп, как с ненавистью выкрикивают лозунги люди на митинге или акции протеста.

Их поведение кажется странным, нелепым, пугающим, если наблюдать за толпой с приличного расстояния или на экране телевизора. Но оказавшись в самой толпе, человек быстро подпадает под влияние ее эмоций и особого настроя. Люди заражаются не только чувствами, но и энергией массы, они ощущают переполняющую их силу и вседозволенность и готовы смести всех врагов или отдать жизнь за своих кумиров.

Любой человек в толпе становится смелее, агрессивнее и безрассуднее, он может совершать поступки, на которые никогда бы не решился вне толпы, нарушать усвоенные с детства нормы и запреты. Я видела, как молодые девчонки-фанатки срывали лифчики и бросали их своим кумирам, выступающим на сцене. Как рвали на клочки футболку одного из певцов. Разве они способны на такое вне толпы?

Еще страшнее заражение ненавистью, когда люди готовы растерзать любого, кто покажется им врагом (или на кого укажет ), и такие случаи неоднократно описывались. А в состоянии панического страха толпа сметает все на своем пути и может затоптать даже детей и стариков.

Утрата рационального контроля

Этот второй эффект связан с первым. Мощный всплеск эмоций, который поддерживается и подпитывается толпой, вызывает блокаду рационального уровня сознания. Человек перестает контролировать свое поведение и управлять им. Наступает то, что психологи называют измененным состоянием сознания или помутнением сознания. Люди в прямом смысле слова утрачивают разум, становятся частью стихийного организма, который управляется коллективными эмоциями.

Отчасти это психическое явление напоминает состояние аффекта, которое человек переживает при сильном и внезапном эмоциональном потрясении. Но в этом случае он, как правило, спасает свою жизнь или жизнь своих близких. А вот эмоциональный всплеск, порождаемый толпой, не только бессмысленный, но и очень опасный. Ведь «крышу сносит» не у одного человека, а у нескольких сотен.

Как образуется толпа

Толпа считается стихийной группой, но всегда есть причина для ее образования, а нередко и люди, которые намеренно собирают, «заводят», провоцируют толпу. Зачинщики обычно рассчитывают использовать энергию этой стихии в своих целях. Иногда это получается, но далеко не всегда. Толпу несложно создать и разогреть, а вот управлять этой стихией очень непросто.

Из кого состоит толпа

Эта стихийная группа состоит из нескольких «слоев» людей, которые отличаются своими психологическими особенностями.

  • Зачинщики - ядро толпы, их действия часто сознательны и целенаправленны.
  • Следующий «слой» - наиболее внушаемые люди, которые быстро «заводятся» и не замечают, как утрачивают контроль над своим поведением, подчиняясь транслируемому зачинщиками настроению. «Внушаемые» обычно эмоциональные, а нередко и экзальтированные люди, они-то и создают ту эмоциональную атмосферу, которая охватывает всех, кто оказывается в толпе.
  • Случайные и просто любопытствующие люди. Первоначально они относятся нейтрально и даже негативно к настроениям толпы, но не замечают, как подпадают под влияние феномена психического заражения.
  • «Хулиганы» - это наиболее опасная часть толпы. К ним относятся асоциальные, агрессивные личности, которые примыкают к толпе ради «развлечения», желания безнаказанно подраться, погромить, удовлетворить свои садистские наклонности. Именно их действия и эмоции чаще всего и превращают просто эмоциональную массу людей в озверевшую толпу.

Не всегда в толпе есть четко выраженные зачинщики. Иногда роль объединяющего фактора выполняет какое-то событие, вызывающее всплеск эмоций: выступление популярных певцов, проигрыш (выигрыш) своей команды на спортивных соревнованиях, стихийное бедствие или техногенная катастрофа. В этом случае в роли ядра толпы выступают чрезмерно эмоциональные люди с неуравновешенной психикой, которые не умеют сдерживать свои эмоции и заводят остальных.

Стадии возникновения толпы

Если толпа стихийна, а люди в ней не связаны друг с другом, то возникновение ее всегда имеет причину. Это может быть какое-то событие или сознательная цель группы людей, но в основе формирования толпы всегда то, что привлекает внимание человеческой массы. Сам процесс возникновения и развития толпы тоже подчиняется четким психологическим законам и проходит определенные стадии.

  1. Образование ядра. Эта стадия может проходить в двух формах: сознательной (ядро составляют те, кто целенаправленно собрал толпу) и стихийной (в качестве ядра выступают эмоционально неуравновешенные люди).
  2. Информационный этап, который в психологии называют кружением. Примкнувшие к толпе люди из любопытства или под влиянием «чувства стадности» начинают быстро поглощать информацию, подпитываясь чувствами, и одновременно передавать ее окружающим. Информация в толпе всегда насыщена эмоциями, поэтому происходит рост возбуждения и готовность к действиям.
  3. Скачок внимания. Этот этап характеризуется осознанием объекта общего внимания и часто его изменением. То есть внимание людей оказывается перенаправлено. В случае сознательных действий группы людей в центр внимания попадает то, что им выгодно, например, общий враг.
  4. Активизация толпы. Рост эмоциональности и возбуждения требуют своего выхода, и наступает момент, когда толпа просто не может сдерживаться и начинает активные действия, нередко носящие крайне агрессивный и даже дикий характер. Если зачинщики вовремя не организуют активность толпы, то эта стихия станет неуправляемой и для них в том числе.

Не всегда эти 4 этапа четко выражены. Толпа может образоваться и вспыхнуть как копна сухого сена, особенно если люди были возбуждены какими-то событиями и до момента консолидации или им угрожает опасность.

Виды толп

Попытки сделать всеобъемлющую классификацию толп предпринимались неоднократно начиная с труда Лебона. Но до сих пор такой классификации не существует. Дело в том, что одна и та же толпа содержит в себе множество разных признаков и характеристик. Может быть одновременно:

  • агрессивной и спасающейся;
  • конвенциальной (объединенной общим интересом) и экспрессивной.

Поэтому существует несколько вариантов классификации по разным основаниям.

По степени активности

Выделяют 2 вида толп по этому признаку: пассивные и активные.

  • Пассивные толпы отличаются низким уровнем эмоциональности и возбуждения. Из всех психологических признаков этому виду присуща только массовость, и в полном смысле слова подобные собрания людей толпами не являются. К ним относят, например, людей, осматривающих достопримечательности, встречающих, провожающих и ждущих поезд на вокзале, транспортные толпы в метро и т. д. Но в случае какого-то эмоционального события эти толпы быстро перестают быть пассивными.
  • Активная толпа находится в состоянии эмоционального возбуждения, поэтому в ней формируется готовность к совместным действиям.

По характеру эмоциональности

Толпа всегда переполнена эмоциями, но они носят разный характер, что влияет на особенности действий этой стихийной группы:

  • Восторженная или экстатическая толпа объединяет людей на основе положительных эмоций, которые вызваны общим зрелищем (концерт, фестиваль) или общим действом (религиозные обряды и культы, карнавалы и т. д.).
  • Паническая толпа возникает под влиянием сильного чувства страха, который перерастает в панику. Это эмоциональное состояние приводит к быстрой утрате рационального контроля. Управлять панической толпой практически невозможно.
  • Агрессивная толпа отличается высокой степенью психического напряжения и негативными эмоциями: ненавистью, отчаянием, фрустрацией. Возникновение агрессии всегда связано с каким-то стимулом, например, слухом, информационным вбросом, то есть явлением, вызывающим всеобщее негодование.

По степени стихийности

Хоть толпа и относится к стихийным большим группам, степень этой стихийности может быть разной.

  • Организованная толпа. Этот вид описал еще Г. Лебон на примере массовых выступлений рабочих на митингах и забастовках. Его отличает целенаправленная организация и элементы управления, а нередко даже четкий план действий. Составляют его зачинщики и подключают к реализации своих сторонников из числа толпы.
  • Ведомая толпа. Чаще образуется стихийно, но благодаря человеку или группе людей с лидерскими способностями принимает признаки организованной.

Есть и другие основания, по которым можно проводить классификацию толп, но эти самые основные и общепринятые.

Как управлять толпой

Политики, религиозные деятели и просто амбициозные люди нередко стремятся использовать толпу в своих целях. Надо признать, что несмотря на явную аморальность такого желания, наличие у толпы лидера несколько снижает ее опасность.

Управлять этой стихией одновременно и просто, и сложно:

  • С одной стороны, толпа чем-то похожа на стадо и всегда готова идти за вожаком.
  • С другой стороны, этот вожак должен выделяться из толпы, привлечь к себе внимание людей, обладать яркой харизмой. А это на фоне бушующих эмоций сделать совсем непросто.

Политтехнологи и социальные психологи знают несколько способов привлечения внимания в толпе:

  • Демонстрация силы и власти. Потеряв себя в толпе, люди инстинктивно ищут сильного вождя, вожака - того, кто может противопоставить себя массе, поведет за собой. Учитывая примитивный характер сообщества, для этого иногда бывает достаточно стать выше толпы, ярче, громче, то есть заметнее.
  • Экспрессивность выступления. Насыщенное эмоциями и громкое обращение к толпе тоже способно привлечь внимание, поэтому вожаки используют разные приемы усиления звука (в настоящее время технические).
  • «Заводной» характер выступления. Толпа, насыщенная эмоциями, не готова слушать пространные выступления и оценивать объективные аргументы. На стихийную массу действуют короткие, повторяющиеся лозунги, не столько несущие информацию, сколько формирующие эмоциональный фон. С помощью этих лозунгов толпу сначала настраивают определенным образом, а потом программируют на конкретные действия.

Сложнее взять управление толпой человеку «со стороны». Как уже было сказано, люди в толпе теряют свою , утрачивают контроль над собой, и чтобы этого не случилось, индивид должен обладать огромной силой воли и способностью и эмоциональному давлению.

Подчинить себе толпу можно опять же через привлечение внимания. Способы могут быть разные, вплоть до выстрелов в воздух, на которые люди непроизвольно оборачиваются. Увы, но бывает, зачинщики стреляют и не в воздух, если им не удается раскачать слишком пассивную толпу. А пролитая кровь резко повышает уровень людей.

Феномен толпы изучается давно, но в настоящее время социальные психологи признаются в своей недостаточной компетенции. По сути, общество, как и в эпоху Средневековья, и в XXI веке не знает надежных средств управления толпой. И дело здесь не только в малой изученности предмета, но и в процессе эволюции массовых выступлений.

Существует две основные разновидности толпы: пассивная (выжидательная) и активная (действующая). Внутри каждой из этих групп также различают несколько разновидностей толпы.

1. Пассивная (выжидательная) толпа:

– случайная;

– конвенциональная;

– экспрессивная.

2. Активная (действующая) толпа:

– агрессивная;

– паническая;

– стяжательская;

– экстатическая.

Рассмотрим каждую разновидность толпы более подробно.

Случайная толпа. Это неорганизованная общность людей, которая возникает в связи с неожиданным событием (ДТП, пожар, драка). Обычно случайную толпу образуют зеваки и очевидцы, основной эмоцией которых является любопытство.

Конвенциональная толпа. Это такая разновидность толпы, поведение которой основано на определенных нормах и правилах поведения. Например, это толпа на митинге, политической демонстрации, концерте, спортивном состязании и т.д. Обычно, в таких ситуациях люди руководствуются определенными интересами, должны следовать нормам поведения, обусловленным характером мероприятия.

Экспрессивная толпа. Это общность людей, для которой характерно сильное массовое проявление чувств и эмоций (радости, печали, любви, горя, негодования и пр.). Обычно случайная и конвенциональная толпа трансформируется в экспрессивную. Это происходит за счет того, что люди становятся свидетелями определенных событий, следят за их развитием, и ими овладевает общий эмоциональный настрой. Примерами такой толпы могут быть скандирующие футбольные или хоккейные болельщики.

Мы рассмотрели различные виды пассивной толпы. Теперь перейдем к обсуждению активной толпы и ее разновидностей.

Агрессивная толпа. Это скопление людей, которые стремятся к уничтожению, разрушению и даже убийству. Люди, составляющие агрессивную толпу, часто направляют свой гнев на случайные объекты. При этом для них совершенно неважно, что эти объекты не имеют никакого отношения к происходящему и к ним самим и для их действий нет оснований. Агрессивная толпа редко возникает сама по себе – она чаще всего образуется из пассивной толпы (любого ее вида), реагируя на стимулы, не всегда значительные по интенсивности, способствующие появлению агрессивных реакций.

Паническая толпа. Это скопление людей, охваченных неконтролируемым чувством страха, стремлением любым путем избежать воображаемой или реальной опасности. Людьми, охваченными паникой, движет стремление к спасению своей жизни. Паническая реакция развивается в несколько этапов:

– резкий испуг, потрясение, восприятие ситуации как угрожающей, усиление ощущения страха;

– реакция бегства;

– завершение паники, после которой, как правило, следуют усталость либо тревожное состояние и возбудимость, которые могут привести к агрессивным действиям.

В зависимости от степени зараженности паникой выделяются несколько видов панической реакции:

– Легкая паника. Человек почти полностью сохраняет свое самообладание, критично воспринимает происходящее. Примерами легкой паники могут быть случаи, когда человек опаздывает куда-либо либо услышал внезапный сигнал.

– Средняя паника. В этом случае страх возрастает. Человек неверно осознает происходящее вокруг, критичность снижена. Например, это такие ситуации, как авария в общественном транспорте, не угрожающий жизни пожар.

– Полная паника. Человек теряет контроль над своими поступками, его сознание «отключено». Человек может совершать бессмысленные и даже опасные поступки. В таком случае говорят о полной невменяемости человека. Ситуации, которые могут спровоцировать полную панику, являются для человека смертельно опасными. Например, катастрофические стихийные бедствия, техногенные катастрофы и пр.

Паника может быть:

– индивидуальной – когда ею охвачен один человек;

– групповой – от двух до нескольких десятков человек;

– массовой – огромное количество человек – несколько сотен и даже тысяч.

Также паника считается массовой, если в замкнутом или ограниченном пространстве ею охвачено подавляющее большинство людей, находящихся там (например, на тонущем корабле).

Для того чтобы образовалась паническая толпа, необходима целая совокупность факторов – и физиологических, и социальных, и психологических. Например, помимо произошедшей ЧС, люди испытывают усталость и голод, не имеют никакой информации о случившемся и не испытывают доверия к администрации и специалистам. И если в этот момент возникает ситуация, которую люди воспринимают как угрожающую (повторный толчок, взрыв, неожиданный вой сирены), они могут образовать паническую толпу.

Стяжательская толпа. Это скопление людей, которые находятся в конфликте между собой из-за обладания определенными ценностями. При этом ценностей недостаточно для удовлетворения потребностей или желаний всех участников конфликта. Примерами такой толпы могут быть: покупатели в магазинах при недостатке товаров повышенного спроса; стремящиеся занять ограниченное количество мест пассажиры электричек и автобусов; вкладчики обанкротившегося банка, требующие возврата средств; пострадавшие, желающие получить гуманитарную помощь.



Экстатическая толпа. Толпа, в которой люди доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях. Частыми примерами являются: скопление молодежи во время концертов, представители некоторых религиозных направлений и сект.