Испытано в ссср. итальянские эсминцы в рккф

5 июля 2004 года экипаж эсминца «Бесстрашный» был построен по большому сбору. Заместитель Командующего Северным Флотом, вице-адмирал Доброскоченко, мой первый комбриг, зачитал приказ о переименовании эсминца в «Адмирал Ушаков». Церемония, приуроченная к десятилетию подъема Андреевского Флага, была проведена в соответствии ритуалами и регламентом, принятом в ВМФ Российской Федерации, в присутствии первого заместителя председателя Государственного собрания Республики Мордовия Литюшкина и командования, не сокращенной, к тому времени, 7 Оперативной Эскадры.

Корабль был заложен на заводе № 190 им. А. А. Жданова, ныне ОАО «Северная Верфь» по проекту 956 «Сарыч» 6 мая 1988 года и спущен на воду 28 декабря 1991 года. Принят в состав ВМФ 30 декабря 1993 года.

С 1994 года проходил службу в составе 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры Северного флота.

Совместно с эсминцем «Расторопным», который больше был известен на Флоте под именем «Растопоренный», 4 апреля 1995 года участвовал в проведении зенитной ракетной стрельбы. Под флагом контр-адмирала В. Д. Верегина нанёс визит в Осло, 22 ноября выполнял артиллерийские стрельбы в присутствии министра обороны и Главнокомандующего ВМФ. 21 декабря «Бесстрашный» под флагом адмирала И. В. Касатонова вышел совместно с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» на боевую службу в Средиземное море; с 29 января по 3 февраля осуществил деловой заход в Тартус (Сирия); с 17 по 18 февраля совместно с «Адмиралом Кузнецовым» находился с визитом в Ла-Валетте (Мальта), где эскадренный миноносец посетил Президент республики Мальта. 22 марта 1996 года корабль вернулся в Североморск, пройдя за время боевой службы 14 156 морских миль и выполнив 7 учений и 49 боевых упражнений.

Для комплексной проверки боеготовности 14 апреля 1997 года эсминец совершил выход в море, с 16 по 17 апреля и с 23 по 25 апреля этого же года он участвовал в командно-штабных учениях флота в составе двух эсминцев и двух больших противолодочных кораблей. 21 августа «Бесстрашный» выполнил артиллерийскую стрельбу с постановкой помех из ПК-10 и ПК-2М. 2 сентября стрелял «Москитом», получил оценку «отлично». 16 сентября «Бесстрашный» совершил в составе корабельной группы выход в море, в период с 22 по 26 сентября нанёс визит в Портсмут (Англия); 4 октября в проливе Каттегат была осуществлена заправка эсминца топливом кильватерным способом от танкера «Г. Гасанов». Пройдя 4391 морскую милю, эскадра возвратилась в Североморск 8 октября 1997 года.


1 мая 1998 года эскадренный миноносец «Бесстрашный» был включён в состав 43-й дивизии ракетных кораблей 7-й оперативной эскадры. Во время похода летом 1998 года в условиях шторма произошла остановка котлотурбинной установки корабля, из-за чего он едва не был выброшен на скалы.

В девяностые годы, когда Флот практически стоял на приколе, два эсминца: «Бесстрашный» и «Расторопный» не вылезали из морей, закрывая боевую подготовку за всю эскадру.

После серьезной аварии, корабль был поставлен в ремонт в Мурманский завод № 35. Ему повезло, он вышел из ремонта и в настоящее время продолжает выходить в море, к сожалению, не с такой интенсивностью, как в более молодые годы. А вот его «систер – шип», «Расторопный», который своим ходом в 2000 году пришел на ремонт в Санкт – Петербург, повторил судьбу крейсера «Киров» и со спущенным флагом умирает в центре морской столицы России в одном из достроечных ковшей ОАО «Северная верфь».

Что же это за корабли, эсминцы проекта 956. Последние эсминцы Советского Союза?

Эсминцы проекта 965, шифр «Сарыч» по классификации НАТО «Sovremenny class destroyer» - эсминцы 3 поколения типа «Современный» (по имени головного корабля). Последний эсминец советской постройки. Корабли строились для ВМФ Советского Союза, последние корабли достраивали уже для российского ВМФ. Оставшиеся недостроенные корабли вследствие финансовых проблем были проданы ВМС Китая.

В шестидесятые годы прошлого столетия, Советский Союз приступил к строительству океанского Флота. Необходимо было создавать крупные корабли первого ранга, способные к длительному несению службы в океанской зоне.

По замыслу военного – морского командования, при подготовке к войне на море и захвата стратегической инициативы, перед ВМФ СССР были поставлены следующие боевые задачи:

1) обеспечение боевой устойчивости стратегических ракетных подводных крейсеров;
поиск, обнаружение и слежение за подводными лодками противника. В первую очередь за подводными ракетоносцами;

2) вскрытие надводной обстановки, слежение за основными надводными группировками противника (АУГ (авианесущими ударными группировками), КПУГ (корабельными поисково – ударными группами);

3) обнаружение и вскрытие коммуникаций противника;

4) немедленная готовность к боевому применению на морских и океанских театрах военных действий;

5) выполнение внешнеполитических задач.

Да. Время было практически предвоенное. Противостояние двух мировых систем: капитализма и социализма достигала своего апогея и исход последней смертельной схватки не мог бы предсказать никто.

Многочисленными НИИ и оперативными управлениями были пересмотрены различные варианты решения данных задач. Предлагалось, по примеру США и Великобритании создать соединения с авианесущими крейсерами. От осуществление данного варианта было отказались из-за слишком дорогого строительства и судоремонта. Но окончательно проект отложен не были на самом своем излете, СССР смог вывести в океан свой первый и единственный авианосец. Вторым вариантом было массовое строительство противолодочных кораблей. Осуществление данного варианта до конца не реализовано из-за потребности прикрытия их самих РК (ракетными комплексами) или РКА (ракетно – артиллерийскими комплесами).

Кроме этого, эсминцы с артиллерией калибра 130 мм и артиллерийские крейсера проектов 68-К\Б подошли к предельному сроку эксплуатации и не имели современного вооружения - ПКР. Пробные эксперименты по размещению на крейсерах крылатых ракет, положительных результатов не дали.

Требовались многоцелевые корабли, оснащенные современными видами артиллерийского и ракетного вооружения – требовались эскадренные миноносцы. Корабли нового поколения.

1.11.1973 года – официальная дата начала строительства новейших отечественных ЭМ (эскадренных миноносцев) проекта 956. Как и планировалось, строительство началось на заводе имени А.Жданова. К 1981 году была подготовлена эксплуатационная документация и доработки по проекту постройки первого корабля (головного).

В оперативно-тактическом задании эсминец получил название «корабля огневой поддержки десанта», так как планировалось, что корабль будет действовать в основном совместно с десантными отрядами. Согласно ОТЗ корабль предназначался для:

  1. подавления наземных малоразмерных целей, а также объектов противодесантной обороны, скоплений живой силы и боевой техники противника;
  2. огневой поддержки противовоздушной и противокатерной обороны десанта в районе высадки и на переходе морем;
  3. уничтожения надводных кораблей и десантно-высадочных средств противника совместно с другими силами флота.

Головной корабль начинают строить с середины 1975 года – ЭМ «Современный» под заводским номером 861. В 1976 году серия ЭМ проекта 956 уменьшена до 32 кораблей, вместо предусмотренных 38, а в 1988 году серия уменьшается до 20 единиц. За все время было заложено 22 эсминца, из которых 17 вошли в состав ВМФ СССР/России. 2 ЭМ достроили по проекту 956-Э для ВМФ КНР. 3 недостроенных корабля в 1990-х годах подверглись утилизации. До 1991 года в ВМФ СССР поступили 14 ЭМ проекта 956. Строительство одного эсминца в среднем длилось 4 года. Средняя цена одного эсминца – 90 миллионов рублей в начале запуска серии и 70 миллионов рублей к середине серии (в ценах Советского Союза).


Энергетическая установка:

ЭМ проекта 956 - единственные эсминцы 3-го поколения с энергетической установкой котлотурбинного типа. ГЭУ (главная энергетическая установка) состоит из двух КТА (котло – турбинных агрегатов) ГТЗА-674 эшелонного расположения (корма/нос) мощностью по 50000 л.с. Для поддержания требуемой частоты вращения при различных режимах работы КТА имеется АСУ с регулятором частоты. В носовой части машинного отделения установлены два котла с правой турбиной, в кормовой – два котла с левой турбиной и укороченным гребным валом.

Первые 6 единиц ЭМ проекта 956 получили паровые котлы типа «КВН-98/64», дающие 98 000 килограмм пара. На седьмой и далее устанавливали паровые котлы типа КВГ-3, дающие 115 000 килограмм пара. Избытки или недостаток для котлов воздуха регулируется специальной турбиной или заслонкой. Котлы становятся самым слабым звеном эсминца – очень требовательные к подаваемой воде, быстро выходили из строя.

Именно ГЭУ и послужит основной причиной вывода эсминцев из состава Флотов в будущем. Эксплуатировать паросиловую установку надо чередуя с регулярными ремонтами, плановой заменой арматуры и аппаратуры. Должна безукоризненно выполняться цикличность боевого использования корабля. Но, как правило, корабли «насиловали» до той поры, когда они еще в состоянии были выйти в море, а потом, выбрасывали в отстой. К сожалению, отсутствие продуманной системы организации использования сил и привели к тому, что «Сарычи» довольно быстро выбыли из строя. Также, как и мои любимые «азы» - большие противолодочные корабли проекта 1134 «А». Изначально, эсминцы конструировались с газотурбинной установкой, которая отличается большей устойчивость и живучестью. Именно, имеющие ее в качестве движителей крейсера типа «Слава» и БПК типа «Удалой» до сих пор составляют основу ВМФ РФ, хотя по возрасту не моложе, а в большинстве своем старше эсминцев. До сих пор помню, как механики виртуозно ругали прогоревшие трубки котлов.

Окончательный выбор типа энергетической установки (котлотурбинной вместо более современной газотурбинной) был сделан Главкомом ВМФ С. Г. Горшковым после совещания с министром судостроительной промышленности СССР Б. Е. Бутомой. Это не бесспорное решение объяснялось несколькими причинами. Основным поставщиком газовых турбин в 1970-е годы был Южный турбинный завод, но на момент выбора типа ЭУ для проекта он был загружен заказами и с новыми заказами мог не справиться. В это же время, в Ленинграде на Кировском заводе простаивал паротурбинный цех. В пользу котлотурбинной установки приводили и тот аргумент, что на флоте на тот момент было много потребителей дизельного топлива, а в случае перебоев с ним корабли с КТУ, потреблявшие мазут, оказались бы в преимущественном положении. Но при этом не был учтён тот факт, что в случае перебоев с поставкой топлива в ходе военных действий потребители как соляра, так и мазута оказались бы в одинаково невыгодном положении. Важным аргументом в пользу котлотурбинной установки должно было стать и её качество. Энергетическая установка эскадренных миноносцев проекта 956 должна была стать родоначальницей нового поколения КТУ с выдающимися характеристиками, которых должны были добиться благодаря применению прямоточных котлов. Но прямоточные котлы оказались неработоспособными, вследствие чего их пришлось заменять высоконапорными котлами. Дополнительной причиной выбора КТУ была дешевизна флотского мазута в сравнении с газотурбинным топливом (в годы энергетического кризиса начала 1970-х годов этот аргумент был немаловажным).

Запас топлива 1.7 тысяч тонн. Дальность хода от 1300 до 3900 миль.
Основное вооружение:

ЗРК (зенитно-ракетный комплекс) «Ураган» (с 14 ЭМ-ЗРК «Ураган-Торнадо»). Состоит из двух однобалочных наводящихся ПУ, расположенных на полубаке и за вертолетной площадкой. Боекомплект - 48 «9М38М1» зенитных управляемых ракет. СУ (система управления) ЗРК «Орех» - 6 радиопрожекторов для подсветки целей и вычислительного оборудования. ЗРК способна работать по надводным кораблям. Одновременно ЗРК способна наносить удар по 1-6 воздушным объектам на высоте до 15 километров на расстоянии до 25 километров. Вероятность поражения самолет/КР – до 0.96/0.86. Достаточно высокая.

Артустановки:

АК-130. На борту корабля установлены две спаренные установки АК-130. СУ АК-130 – многоканальная МР-184, в состав которой входит двухдиапазонная РЛС, телевизир, лазерный дальномер, цифровой вычислитель, оптическое устройство. Установки имеют оптическое устройство, комплекс подачи боеприпасов и аппаратуру сопряжения. Скорострельность до 90 выстр/мин, дальность поражения до 24 километров. Боезапас – 500 выстреловна каждый ствол (180 из них готовы к боевому применению, заведены в ленту). Для ведения стрельбы по береговым объектам используется визирный спецпост. СУ позволяет вести только однобортное применение артустановок.



АК-630М – зенитный скорострельный комплекс ПВО (противовоздушной обороны). Состоит из двух 30-мм батарей комплекса АК-630М. Одна батарея – две артустановки с вращающимся шестиствольным блоком и СУ «Вымпел». Дальность эффективной стрельбы до четырех километров. Скорострельность 4 000 выстр/мин. Боезапас арткомплекса – 16 тысяч выстрелов. Вероятность поражения ПКР «Harpoon» - 0.4 -1.0.


ПКРК (противокорабельный ракетный комплекс) «Москит». Противокорабельный комплекс с ракетами «Москит». Состоит из 2 счетверенных блоков пусковых. Боезапас – 8 КР (крылатых ракет). Дальность поражения – 120 километров. Скорость – до 3М. Вес КР почти 4 тонны, вес БЧ – 0.3 тонны. Способен нести спец. боезапас. СУ эсминца проводит полный залп за полминуты. Вероятность поражения - 0.94-0.99.

Противолодочное вооружение:

РБУ (реактивная бомбометная установка) -1000. Реактивный бомбомет с боезапасом 48 РГБ (реактивных глубинных бомб). Дальность поражения до одного километра. Основная задача – обеспечение противоторопедной защиты корабля. Вероятность поражения торпеды противника – 0,2 – 0,3 (при одиночной стрельбе. Стрельба производится полным залпом, увеличивая вероятность до 0,7).
2 ТА (торпедных аппарата) калибра 533мм. Использовались торпеды СЭТ-65/53М, УСЭТ-80.

РМ-1/УДМ/ПМ-1-минное вооружение. Для использования мин установлены минные рельсы. Боезапас 22 мины.

Авиационное вооружение:

КА-27ПЛ/КА-25ПЛ – авиационное вооружение. Для использования вертолета на корабле имеется площадка (середина корабля) и телескопический ангар. Бортовой запас топлива позволяет обеспечить вертолету две дозаправки.
Эсминец всегда был «голубой мечтой» нас, минёров. Ещё бы! Вооружение как на МПК (малый противолодочный корабль), а должность «майорская» (капитан 3 ранга). Попадали по большому блату или, когда звание поджимало. Мне на эсминцах послужить не довелось, хотя в море на «Расторопном» и «Отличном» выходил….

Основным боевым соперником в водах Мирового океана для эсминцев проекта 956 являются спроектированые в 1980—1985 годах эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» и «Spruance». Однако, по своим боевым качествам, эти два типа эсминцев несопоставимы: эсминцы 956-го проекта существенно уступают американским кораблям по целому ряду показателей: отсутствие многофункциональной БИУС (боевой информационной управляющей системы), слабыми возможностями гидроакустической станции по поиску ПЛ, котлотурбинной ГЭУ и относительно слабой ПВО. У эсминцев типа «Сарыч» имеются также 2 недостатка, свойственных и эсминцам «Арли Бёрк» первой серии: отсутствие вертолётного ангара и недостаточная дальность плавания на оперативной скорости, причём по последнему показателю американские эсминцы имеют неоспоримое преимущество: 4400 миль на 20 узлах против 3940 миль на 18 узлах для советских эсминцев 956-го проекта. Единственным преимуществом корабля в сравнении с американскими эсминцами является более мощное, чем у американских эсминцев, противокорабельное и артиллерийское вооружение. Но это преимущество и является решающим…

Выйти на уровень иностранного аналога по возможностям ПЛО оказалось невозможным из-за весьма внушительных массо-габаритных характеристик ГАК «Полином» и отсутствия на корабле резервов, которые ранее израсходовали на установку мощного артиллерийского вооружения (масса двух АУ главного калибра с системой подачи боезапаса составила около 300 т).

Таким образом, по артиллерии и ЗРК корабль пр.956, безусловно, превосходил американцев, а противолодочное вооружение «Сарыча» получилось слабым: два РБУ-1000 и столько же двухтрубных 533-мм ТА, ВПП со сдвижным ангаром-укрытием для противолодочного вертолёта Ка-25 (позже – Ка-27) временного базирования и небольшая ГАС «Платина-С» с антенной в носовом бульбовом обтекателе. Таким образом, средства ПЛО обеспечивали лишь самооборону корабля от торпедных атак ПЛ.

эсминец «Спрюенс»

Учитывая эти обстоятельства, командованием ВМФ было принято решение о создании СИСТЕМЫ из двух кораблей. Корабль УРО (управляемое ракетное оружие) и ПВО – пр.956, и специализированный корабль ПЛО (противолодочной обороны), создаваемый в развитие БПК пр.1135 и получивший проектный номер 1155. По сути, планировались совместные действия пр.956 и БПК пр.1155 в составе соединений и групп.
Первоначально предполагалось построить по 50 кораблей обоих проектов, но позже программа подверглась значительному сокращению.

Честно говоря, я даже не знаю, проектировалось ли где – нибудь в мире создание СИСТЕМЫ из двух кораблей? А если бы СССР не развалился и программа была бы реализована в полном объеме? А ведь на подходе были уже свои АУГ (авианесущие ударные группы) прикрытые атомными крейсерами….. Много чего кануло в вечность. Наверное, не так уж плох был СССР, как нам пытаются доказать….

бпк проекта 1155

краткие биографии:

«СОВРЕМЕННЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 7.5.1975 г.; заложен 3.3.1976 г. на ССЗ №190 («Северная верфь»); спущен на воду 18.11.1978 г.; введён в строй 25.12.1980 г.; вошел в состав КСФ 24.1.1981 г.; 6.12.1989 г. поставлен на капремонт в Мурманске, но из-за нехватки финансирования простоял без ремонта почти 10 лет и в ноябре 1998 г. выведен из состава флота и расформирован.
«ОТЧАЯННЫЙ»: Заложен 4.3.1977 г. на ССЗ №190; спущен на воду 29.3.1980 г.; введен в строй 30.9.1982 г.; вошел в состав КСФ 24.11.1982 г.; 2-6.05.1985 г. нанес визит в Алжир; 26.6.1992 г. поставлен на капремонт в Мурманске, но позднее был выведен в резерв, а впоследствии – из состава флота.
«ОТЛИЧНЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 14.4.1976 г.; заложен 22.4.1978 г. на ССЗ №190; спущен на воду 21.3.1981 г.; введен в строй 30.9.1983 г.; вошел в состав КСФ 15.12.1983 г.; 28.12.1984-2.01.1985 гг. нанес визит в Гавану (Куба), 21-25.07.1989 г. – в Норфолк (США); в конце 1990-х гг. выведен из состава флота.
«ОСМОТРИТЕЛЬНЫЙ» : Зачислен в списки ВМФ 14.4.1974 г.; заложен 27.10.1978 г. на ССЗ №190; спущен на воду 24.4.1982 г.; введен в строй 30.9.1984 г.; вошел в состав КТОФ 7.12.1984 г.; в 1985 г. совершил переход из Балтийска во Владивосток, произведя деловые заходы в Луанду (Ангола), Аден (Южный Йемен) и Камрань (Вьетнам); в 1990-х гг. поставлен в отстой, но ремонта не дождался и впоследствии был выведен из состава флота и расформирован; разделан на металл.

«БЕЗУПРЕЧНЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 21.2.1979 г.; заложен в 1980 г. на ССЗ №190; спущен на воду в августе 1983 г.; введен в строй 6.11.1985 г.; вошел в состав КСФ 7.1.1986 г.; 2-5.06.1984 г. нанес визит в Триполи (Ливия), 9-13.07.1990 г. – в Портсмут (Великобритания), 20-24.02.1991 г. – в Александрию (Египет); 3.11.1993 г. поставлен на капремонт в Пала-Губе на ССЗ №190.
«БОЕВОЙ»: Зачислен в списки ВМФ 21.2.1979 г.; заложен 26.3.1982 г. на ССЗ №190; спущен на воду 4.8.1984 г.; введен в строй 28.9.1986 г.; вошел в состав КТОФ 5.11.1986 г.; 18-23.11.1987 г. нанес визит в Аден (Южный Йемен), 12-16.05.1988 г. – в Вонсан (Северная Корея), 31.07-4.08.1990 г. – в Сан-Диего (США); 25.11.1993 г. поставлен на капремонт на «Дальзаводе» во Владивостоке.
«СТОЙКИЙ». Зачислен в списки ВМФ 1.8.1981 г.; заложен 28.9.1982 г. на ССЗ №190; спущен на воду 27.7.1985 г.; введен в строй 31.12.1986 г.; вошел в состав КТОФ 24.2.1987 г.; 22.10.1993 г. поставлен на капремонт на «Дальзаводе» во Владивостоке, но из-за отсутсвия финансирования отправлен в отстой; в начале апреля 1999 г. затонул и впоследствии был расформирован, списан и разделан на металл.
«ОКРЫЛЁННЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 5.11.1982 г.; заложен 16.4.1983 г. на ССЗ №190; спущен на воду 31.5.1986 г.; введен в строй 30.12.1987 г.; вошел в состав КСФ 19.2.1988 г.; в конце 1990-х поставлен в отстой.
«БУРНЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 11.4.1983 г.; заложен в 1984 г. на ССЗ №190; спущен на воду в феврале 1987 г.; введен в строй 30.9.1988 г.; вошел в состав КТОФ 9.11.1988 г.

«ВЕДУЩИЙ»: с 18.8.1988 г. «ГРЕМЯЩИЙ». Зачислен в списки ВМФ 30.10.1984 г.; заложен 23.11.1984 г. на ССЗ №190; спущен на воду 30.5.1987 г.; введен в строй 30.12.1988 г.; вошел в состав КСФ 1.5.1989 г.; 25.06-1.07.1990 г. нанес визит в Гавану (Куба); 25.05-1.06.1993 г. принял участие в торжествах в Ливерпуле (Великобритания), посвященных 50-летию «битвы за Атлантику». С 18.08.1988 г. носит гвардейский Военно-морской флаг, унаследованный от одноименного ЭМ пр.7 СФ и БПК пр.57-А КСФ.
«БЫСТРЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 30.10.1984 г.; заложен 29.10.1985 г. на ССЗ №190; спущен на воду 28.11.1987 г.; введен в строй 30.9.1989 г.; вошел в состав КТОФ 31.10.1989 г.; 5-8.06.1990 г. нанес визит в Киль (ФРГ), 23-30.08.1993 г. – в Циндао (Китай), 31.08-4.09.1993 г. – в Пусан (Республика Корея).
«РАСТОРОПНЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 21.3.1985 г.; заложен 15.8.1986 г. на ССЗ №190; спущен на воду 4.6.1988 г.; введен в строй 30.12.1989 г.; вошел в состав КСФ 28.2.1990 г.; 11-15.10.1993 г. нанес визит в Тулон (Франция).
С 2002 года в отстое.

«БЕЗБОЯЗНЕННЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 26.11.1986 г.; заложен в 1987 г. на ССЗ №190; спущен на воду в марте 1989 г.; введен в строй 28.11.1990 г.; вошел в состав КТОФ 29.12.1990 г.; 15-19.06.1991 г. нанес визит в Антверпен (Бельгия).
«БЕЗУДЕРЖНЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 26.11.1986 г.; заложен в 1987 г. на ССЗ №190; спущен на воду в июне 1990 г.; введен в строй 25.6.1991 г.; вошел в состав КСФ 11.7.1991 г.; 26-31.05.1993 г. принял участие в торжествах в Нью-Йорке (США), посвященных 50-летию «битвы за Атлантику».
«БЕСПОКОЙНЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 26.11.1986 г.; заложен в 1988 г. на ССЗ №190; спущен на воду в июне 1990 г.; введен в строй 28.12.1991 г.; вошел в состав ДКБФ 11.2.1992 г. Резерв второй категории.

«МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ»: с 15.2.1992 г. «НАСТОЙЧИВЫЙ»
Зачислен в списки ВМФ 30.12.1987 г.; заложен в 1989 г. на ССЗ №190; спущен на воду в июне 1991 г.; введен в строй 30.12.1992 г.; вошел в состав ДКБФ 5.2.1993 г.; 19-26.06.1993 г. нанес визит в Киль и 28.06-2.07.1993 г. – в Вильгемсхафен (ФРГ). В1996 в Абу-Даби и Кейптаун.

«БЕССТРАШНЫЙ»: с 05.07.2004 г. «АДМИРАЛ УШАКОВ»
Зачислен в списки ВМФ 30.12.1987 г.; заложен 6.05.1988 г. на ССЗ №190; спущен на воду в 28.12.1991 г.; введен в строй 30.12.1993 г.; вошел в состав КСФ 21.1.1994 г. и 17.04.1994 поднял Андреевский флаг; 16.08.1994 г. совершил межфлотский переход с Балтики на КСФ; с 5.05.1995 г. по 10.05.1995 г. посетил с официальным визитом Осло (Норвегия); с 21.12.1995 г. по 03.04.1996 г. нес Боевую службу в Средиземном море; 29.01.1996 г. деловой заход в Тартус (Сирия); 17.02.1996 г. официальный визит в Ла-Валетта (Мальта); в октябре 1997 г. официальный визит в Портсмут (Великобритания); с 06.2000 г. по 07.2003 г. проходил ремонт на ФГУП МП «Звездочка» в Североморске; с сентября по октябрь 2004 г. – Боевая служба в Северо-восточной Атлантике.
«ВНУШИТЕЛЬНЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 11.4.1983 г.; заложен 30.8.1983 г. на ССЗ №200, но вскоре снят со строительства; спущен на воду 17.10.1987 г. и превращен в плавсклад при заводе; впоследствии разделан на металл.
«ВАЖНЫЙ»: позднее - «ЕКАТЕРИНБУРГ» . Заложен в 1988 г. на ССЗ №190; спущен на воду 30.04.1991 г.; достраивался на плаву по пр.956-Э для КНР; введен в строй в декабре 1999 г. и передан КНР, где получил название «ХАНЬЧЖОУ» (б/н 136) и вошел в состав Восточного флота ВМС НОАК.
«ВДУМЧИВЫЙ»: с 30.8.1995 г. «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
Заложен в 1988 г. на ССЗ №190; спущен на воду в 1992 г.; достраивался на плаву по пр.956-Э для КНР; введен в строй в декабре 2000 г. и передан КНР, где получил название «ФУЧЖОУ» (б/н 137) и вошел в состав Восточного флота ВМС НОАК.

: [з/н 880]. Заложен в 1992 г. на ССЗ №190; постройка была приостановлена при технической готовности 20%.


Списание :

1987 – Внушительный (зав.№2211) (как плавсклад ССЗ им. 61 коммунара, слом в 1996);

1998 – Окрылённый (30.09), Отличный (30.09), Осмотрительный (30.09), Отчаянный (30.09), Современный (30.09), Стойкий (30.09);

2001 – Безупречный (20.07);

2006 – Гремящий (18.12);

2009 – Расторопный (ноябрь);

2010 – Боевой (1.12)

С момента вступления в строй и до окончания холодной войны эскадренные миноносцы проекта 956 интенсивно эксплуатировались на различных морских театрах (от Баренцева моря до Персидского залива), активно участвовали в боевой службе советского Военно-Морского Флота, демонстрировали советское военно-морское присутствие в Мировом океане, в том числе и в зонах вооружённых конфликтов.




А ведь планировалась и модернизация проекта….

Работы над проектом эсминца с усиленным составом вооружения (пр. 956У) были начаты в Северном ПКБ в конце 1980-х годов. Проектом было предусмотрено три варианта модернизации. Отличие первого варианта от базового проекта 956 состояло в том, что вместо пусковых установок для ПКР «Москит» на корабле размещались наклонные универсальные пусковые установки СМ-403 для 16 крылатых ракет класса ПКР и КРБД. Отличие второго варианта от первого заключалось в том, что помимо замены пусковых установок комплекса «Москит» на корабле на месте кормовой АУ АК-130 размещалась установка вертикального пуска ЗС-14 на 16 крылатых ракет. Третий вариант модернизации предусматривал размещение только кормовой УВПУ на 24 ракеты с демонтажем ПУ ПКРК «Москит».

В УПУ и УВПУ всех трёх вариантов предполагалось разместить крылатые ракеты «Оникс» и «Калибр» в любой комбинации. Целеуказание для крылатых ракет должен был обеспечивать новый радиолокационный комплекс (РЛК) «Монумент», устанавливаемый взамен РЛК «Минерал» (КРС-27). Установки РБУ-1000 и все ЗАК АК-630М снимались. Вместо них предполагалось разместить 2 боевых модуля ЗРАК «Кортик» (для первых двух вариантов) и 4 аналогичных модуля для третьего варианта. Стандартное водоизмещение модернизированного корабля в окончательном варианте приблизилось к уровню 6700—6750 тонн.

Все необходимые проектные работы были выполнены к концу 1991 года. Однако из-за отсутствия финансовых средств в период практически полного прекращения финансирования военного судостроения достройка уже заложенных кораблей по проекту 956У не производилась, а все дальнейшие работы по нему были свёрнуты, несмотря на то, что эскадренные миноносцы проекта 956, если сравнивать их с новыми кораблями четвёртого поколения, безусловно устарели, прекрасные модернизационные возможности, имеющиеся у проекта, позволяют придать ему требуемые в новых условиях боевые качества посредством замены устаревших систем корабельного вооружения на более современное.

Представьте себе, какой у России сейчас мог бы быть Флот…

Глава 1. Эсминцы в советском флоте в довоенный период

Класс эскадренных миноносцев торпедно-артиллерийских кораблей, предназначенных для взаимодействия с оперативным соединением (эскадрой), сформировался накануне и в период Первой мировой войны. Первоначально он появился вследствие необходимости эффективной борьбы с вражескими ми­ноносцами. Противоминная артиллерия линейных кораблей, имеющая то же назначение, не всегда гарантировала эскадру от атак миноносных кораблей. Поэтому возникла идея включения в состав эскадр миноносцев, способных защитить ее на переходе и во время боя с главными силами противника. Плавание с эскадрой в открытом море обусловило необходимость повышения мореходности, которое достигалось «ав­томатически» - с увеличением размерений и водоизмещения, неизбежных при росте калибра и количества орудий. Последнее же было совершенно обяза­тельным для победы в артиллерийском бою с миноносцами противника. Об основном назначении новых кораблей свидетельствовало их наименование: контрминоносец или destroyer , то есть истребитель миноносцев. Таким обра­зом, «истребители» представляли собой, по существу, увеличенные миноносцы с более мощным артиллерийским (иног­да - и усиленным торпедным) воору­жением, большей скоростью хода и дальностью плавания, более пригодные к охранной службе при эскадре, но при этом способные действовать самостоя­тельно или группой. Обладая резервом скорости, необходимым для выполнения тактической разведки, контр-миноносцы смогли принять на себя большую часть работы, входившей ранее в обязанности многочисленных предшественников класса легких крейсеров. В ведущих флотах, реально располагавших эскад­рами мощных артиллерийских кораблей, накануне Первой мировой войны раз­вернулось серийное строительство «ис­требителей», заслуживших в ходе боевых действий репутацию незамени­мых и универсальных боевых кораблей, способных решать широкий круг задач.

В Императорском российском флоте в 1909 году официально утвердился термин «эскадренный миноносец». Первым «истинным» представителем этого класса следует считать вступивший в строй в 1913 году эсминец «Новик», качественно отличавшийся от предше­ственников. Турбинные механизмы и котлы на жидком топливе, уже завое­вавшие позиции в корабельной энерге­тике иностранных флотов, четырех­дюймовая артиллерия с системой цен­тральной наводки, спаренные торпедные аппараты делали этот корабль, при за­кладке классифицировавшийся как мин­ный крейсер, достойным прототипом для многочисленной серии эсминцев русского флота. Боевые возможности «Новика» настолько отличались от на­ходившихся в строю миноносцев, что командование Балтийского флота сочло необходимым включить его в состав бригады крейсеров. В ходе войны на Балтике «Новику» пришлось воевать самостоятельно или во взаимодействии с однотипными кораблями, проявляя свои способности, превосходящие по спектру разработанные военно-морски­ми тактиками оперативные «сценарии». Русские эсминцы неоднократно вступа­ли в артиллерийские дуэли даже с крейсерами Германии и Турции - ар­тиллерийский огонь 102-мм орудий счи­тался достаточно эффективным при стрельбе по крупным легкобронирован­ным кораблям (в германском же флоте калибр 105-мм признавался достаточ­ным для вооружения легких крейсеров практически всех типов вплоть до се­редины Первой мировой войны).

Серийные «новики» составили основу советского флота в двадцатые - трид­цатые годы. Однако уже в начале трид­цатых прогресс в мировом военном кораблестроении сделал эти эсминцы морально устаревшими. Поэтому вполне логичным предстает тот факт, что раз­рабатывавшееся с 1928 года Морским отделом штаба РККА оперативно-так­тическое задание на «новый эсминец для Балтийского и Черного морей» в конечном итоге сформировалось в до­кумент, положивший начало проекти­рованию лидеров типа «Ленинград*. Новые эсминцы, строительство которых, главным образом вследствие финансо­вых ограничений, планировалось в не­большом количестве, предполагалось использовать именно для лидирование «новиков» - в полном соответствии с господствовавшими в иностранных фло­тах воззрениями.

Класс лидеров эсминцев (flotilla leader ) зародился в годы Первой ми­ровой войны, продолжив основную тен­денцию эволюции миноносцев - увеличение водоизмещения и повыше­ние мощности вооружения. В некоторых случаях вооружение даже «опережало» сам корабль: примером могут служить построенные в конце Первой мировой войны в Германии эсминцы со 150-мм артиллерией. К середине тридцатых го­дов Великобритания, Франция и Италия ввели в состав своих флотов корабли водоизмещением более двух тысяч тонн, вооруженные 4-5 орудиями калибра 120-138 мм и 6-9 торпедами в залпе, способные развивать скорость полного хода до 40 узлов. В английском флоте лидерам отводилась классическая роль - вывод в атаку эсминцев, тогда как французы и итальянцы, по существу, соревновались между собой в строи­тельстве все более мощных и быстро­ходных кораблей, которые должны были противостоять друг другу в поединке. В СССР термин «лидер» официально утвердился в 1933 году, и с того времени «Ленинград» стал именоваться лидером эсминцев.

После закладки в 1932 году трех лидеров «проекта № 1» вновь началась работа над проектом серийного эсминца, предназначенного для замены «нови­ков», техническое состояние которых вследствие солидного возраста и интен­сивной эксплуатации определялось как «плачевное». Эсминцы, которые ВМС РККА рассчитывали получить в коли­честве более 50 единиц, по мнению тогдашней отечественной военно-мор­ской науки, следовало вооружить двумя трехтрубными торпедными аппаратами для торпед калибром 533-мм, четырьмя }