Классификация мотивов учения схема. Классификация и структура мотивов учения

Понятие «мотив» и «мотивация»

В деятельности и поведении человека имеется две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение деятельности и поведения связано с феноменом мотивации. Мотивация объясняет целенаправленность действий, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение конкретной цели.

Понятие “мотивация” следует отличать от понятия ”мотив”.

Определение

Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит лично субъекту поведения, считается его стабильным личным свойством, изнутри побуждающим к совершению конкретных действий.

Обязательными составляющими мотивационной сферы человека считаются потребности и цели.

Потребностью называют состояние нужды человека в определённых условиях, которых ему не достаёт для нормального существования и развития.

Целью называют тот конкретно осознаваемый итог, на который в этот момент ориентировано действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Рассмотренные мотивационные образования (мотивы, потребности и цели) считаются главными составляющими мотивационной сферы человека.

Любая активность человека считается мотивированной, т. е. всякую активность направляют какие–либо мотивы, у любой деятельности имеется мотивация. Мотивация учения, энтузиазм к учебному труду, познавательной деятельности, школьному предмету занимают ведущие места среди причин, характеризующих производительность дидактического процесса. Мотивы учения – основные движущие силы дидактического процесса.

Определение

Под мотивами учения понимаются определенные побуждения, предпосылки, принуждающие личность исполнять учебную деятельность.

Как правило, учебная активность ребёнка побуждается не одним мотивом, а целой системой различных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, пребывают в определённом соотношении между собой. Не все мотивы имеют однообразное воздействие на учебную деятельность. Одни из них – ведущие, остальные – второстепенные.

Классификация мотивов обучения

Есть различные подходы к классификации мотивов учебной деятельности подростков (Розенфельд Г., Хеннинг В., Божович Л. И. И др.).

Согласно классификации Божович Л. И., все мотивы могут быть разделены на две большие категории:

  1. мотивы, которые порождаются самой учебной деятельностью , непосредственно связаны с содержанием и действием учения, методами усвоения познаний;
  2. мотивы, которые лежат как бы за пределами учебного процесса и связаны только с результатами учения и др.

Мотивы второй категории могут быть разнообразны: стремление отлично окончить школу, поступить в институт, хорошо зарабатывать в будущем, а так же – получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя, выделиться среди друзей, занять определённое положение в классе.

Важно отметить, что одним из основных критерий, обеспечивающих эффективность учебного процесса, считается высокий уровень развития категории именно познавательных мотивов учения. Основой познавательных мотивов учения считается познавательный энтузиазм, который лежит в основе позитивного отношения учащегося к школе.

Рассматривая энтузиазм с его содержательной стороны, Щукина Г. И. выделяет несколько значений:

  1. конкретный энтузиазм к фактам, интересным явлениям, которые фигурируют в информации (это элементарный уровень познавательного энтузиазма);
  2. энтузиазм к познанию существенных параметров предметов либо явлений, составляющих нередко невидимую их внутреннюю суть.
  3. энтузиазм к причинно – следственным связям, к раскрытию закономерностей, к установлению единых основ явлений, действующих в разных условиях.

В мотивации содержанием условно можно выделить три уровня:

  1. энтузиазм - занимательность;
  2. энтузиазм к фактам, правилам;
  3. энтузиазм к сути явлений, их происхождению.

В мотивации действием так же можно выделить три уровня:

  1. исполнительский;
  2. поисково-исполнительский;
  3. творческий (самому выдумывать задания по географии).

Познавательные мотивы учения (интерес к процессу, содержанию и методикам усвоения знаний) создаются в самом ходе активной учебной деятельности, а никак не предшествуют ей.

Любая активность проходит наиболее эффективно и даёт качественные итоги, если при этом у личности есть сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание делать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, негативные условия и остальные обстоятельства, упрямо продвигаясь к намеченной цели. Всё это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идёт наиболее удачно, если у воспитанников сформировано позитивное отношение к учению, если у них имеется познавательный энтузиазм, потребность в получении познаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и остальные мотивы учения.

Стимулирующая роль всех мотивов обучения

Для того, чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используется целый арсенал способов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические способы, репродуктивные и поисковые способы, а также способы самостоятельной учебной работы.

Любой из способов организации учебно-познавательной деятельности в то же время обладает не только информативно – обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующе-мотивационной функции любого способа обучения. Наукой накоплен большой багаж способов, которые специально ориентированы на создание позитивных мотивов учения, инициируют познавательную активность, одновременно помогая обогащению подростков учебной информацией. Функция стимулирования в данном случае как бы выходит на первый план, помогая осуществлению образовательной функции всех других способов.

Согласно последними данным повсеместно проводимых психологических исследований, главной движущей силой становления ребенка, позволяющей максимально полно использовать его возможности, считается мотивация. Лишь мощный мотив способен помочь ребенку во время выполнения учебных заданий полностью отвлекаться от посторонних мыслей и полностью сконцентрироваться на исполняемой им труде. Поэтому от преподавателя потребуется практическое умение акцентировать на труде интерес всякого воспитанника из доверенной ему учебной группы. Также ему нужно эффективно доводить собственный план до учеников, чтобы они имели возможность проникнуться возможностями исполнения устанавливаемой перед ними задачи и приложить для ее решения все собственные умения. А для того, чтобы грамотно определить учебную задачу, одного только умения довести до сознания подростка ее значение и заинтриговать в достижении итога мало. Нужно представлять себе совместный масштаб образовательного курса, чтобы в конечном итоге получить необходимый итог и наладить контакт с учениками.

  • На основе вышеперечисленных источников активности выделяют следующие группы мотивов:
    • социальные (осознание социальной значимости учения, понимание личностно-развивающего значения учения, потребность в развитии мировоззрения и миропонимания и др.);
    • познавательные (интерес к получению знаний, любознательность, стремление к развитию познавательных способностей, получение удовольствия от интеллектуальной деятельности и др.);
    • личностные (чувство самоуважения и честолюбия, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников, подражание референтным соученикам, стремление к персонализации или транслированию и эстафированию личностных свойств и др.).

М.В. Матюхина выделяет две основные группы мотивов (Матюхина М.В., 1984. С. 15-16) (http://www.psy.msu.ru/about/kaf/pedo.html; см. кафедру педагогики и педагогической психологии факультета психологии МГУ).

I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:
1) Мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.
2) Мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.

  • II. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
  1. Широкие социальные мотивы:
  • мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.;
  • мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);
  • Узколичные мотивы:
    • стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация благополучия);
    • желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация).
  • Отрицательные мотивы:
    • стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей).

    По мнению Марковой А.К. (Маркова А.К., 1990; аннотация), к видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы (рис. 2). Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах.
    К познавательным мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного.
    К социальным - такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц. Они являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации.


    • Еще более обусловлены внешними моментами такие мотивы, как:
      • учеба как вынужденное поведение;
      • процесс учебы как привычное функционирование;
      • учеба ради лидерства и престижа;
      • стремление оказаться в центре внимания.

    Эти мотивы могут оказывать и заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения и избегания неудач.
    Одной из основных задач учителя является повышение в структуре мотивации учащегося удельного веса внутренней мотивации учения.
    По мнению Марковой А.К., и познавательные, и социальные мотивы могут иметь разные уровни .

    1. Уровни познавательных мотивов:
    • широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями);
    • учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний);
    • мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования) (рис. 2).
  • Уровни социальных мотивов:
    • широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения);
    • узкие социальные , или позиционные, мотивы (стремление занять определенную позицию) в отношениях с окружающими, получить их одобрение);
    • мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).

    Как указывает А.К. Маркова, разные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе (рис. 3). Например, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные - в самостоятельных действиях по поиску решения, в вопросах, задаваемых учителю по поводу разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях к учителю с предложениями рациональной организации учебного процесса, в реальных действиях самообразования.
    Широкие социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником своего долга и ответственности; позиционные мотивы - в стремлении к контактам со сверстниками и в получении их оценок, в инициативе и помощи товарищам; мотивы социального сотрудничества - в стремлении к коллективной работе и к осознанию рациональных способов ее осуществления. Осознанные мотивы выражаются в умении школьника рассказать о том, что его побуждает, выстроить мотивы по степени значимости; реально действующие мотивы выражаются в успеваемости и посещаемости, в развернутости учебной деятельности и формах ухода от нее, в выполнений дополнительных заданий или отказе от них, в стремлении к заданиям повышенной или пониженной сложности и т.д.

    Мотив - это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность.

    В деятельности различают мотивы и цели. Цель-представляемый и осознаваемый результат деятельности. Цели, как правило, ясны и педагогу и ученику. Цели ставятся на уроке (или должны ставиться) в очень четкой форме. Мотивы жене всегда ясны учителю, да и самому ученику.

    В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для ребенка различный смысл. Ребенок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. Мотивы же могут быть различными. Мотив может быть в том, чтобы научиться решать задачи, или в том, чтобы не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей отметкой. Объективно во всех этих случаях цель остается той же самой: решить задачу, но смысл деятельности изменяется вместе с изменением мотива.

    Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учению. Если, например, ребенок учится, чтобы избежать плохой отметки, наказания, то он учится с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения.

    А. Н. Леонтьев различает мотивы понимаемые и мотивы реально действующие. Учащийся понимает, что надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. Понимаемые мотивы в ряде случаев становятся мотивами реально действующими.

    А. Н. Леонтьев рассматривает такой пример. Ученик - первоклассник всячески старается оттянуть приготовление домашних заданий. Он знает, что ему надо готовить уроки, иначе он огорчит родителей, получит неудовлетворительную отметку, что учиться-это его обязанность, долг и т. д. Но всего этого может быть недостаточно, чтобы заставить его готовить уроки. Предположим теперь, что ребенку говорят: до тех пор пока ты не сделаешь уроков, ты не пойдешь играть. Такое замечание может подействовать, и учащийся выполняет домашнее задание. Для сознания ребенка, бесспорно, существуют и другие мотивы (получить хорошую отметку, выполнить свой долг), по это «только понимаемые мотивы». Они для учащегося психологически не действенны, а подлинно действенным является другой мотив: получить возможность погулять. Но ребенок не только удовлетворил этот мотив, но и, так как он хорошо выучил уроки, получил хорошую отметку. Проходит некоторое время, и ребенок садится за уроки по собственной инициативе. Появился новый действующий мотив: он делает уроки, чтобы получать хорошие оценки,-в этом теперь смысл приготовления заданий.

    В заключение А. Н. Леонтьев высказывает следующую мысль: «Не заключается ли вообще искусство воспитания в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход и к более высокому типу реальных мотивов, управляющих жизнью личности?» (СНОСКА: Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 3 - е изд. М., 1979, с. 513.)

    Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. Актуально, т. е. в момент деятельности, они, как правило, не осознаются. Но даже в том случае, когда они не осознаются, они отражаются в определенной эмоции, т. е. учащийся может не осознавать мотив, который его побуждает, но он может хотеть или не хотеть что - то делать, переживать в процессе деятельности. Вот это желание или нежелание действовать является, по А. Н. Леонтьеву, показателем положительной или отрицательной мотивации.

    Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них - ведущие, другие - второстепенные.

    Все мотивы могут быть разделены на две большие группы: одни из них порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, способами усвоения знании; другие мотивы лежат как бы за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения. Такие мотивы могут быть как широкими социальными (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем), так и узко личными: мотивы благополучия (получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или родителей, избежать неприятностей) и престижные мотивы (выделиться среди товарищей, занять определенное положение в классе).

    Какое же место занимают эти группы, мотивов в мотивации учения младших школьников? Исследования мотивов учения младших школьников показали, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места. По данным исследований Л. И. Божович и ее сотрудников, у первоклассников эти мотивы занимают третье место, а у третьеклассников даже пятое место.

    По данным наших исследований, первое место занимают широкие социальные мотивы, второе-узколичные, третье- учебно - познавательные.

    В системе мотивов,-пишет Л. И. Божович,-побуждающих учебную деятельность младших школьников, социальные мотивы занимают настолько большое место, что способны определить положительное отношение детей к деятельности, даже лишенной для них непосредственного познавательного интереса» (СНОСКА: Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.. 1968, с. 249.).

    Для сознания ребенка, пришедшего в школу, наиболее значимы такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать). Ребенок осознает общественную значимость учения, и это создает личностную готовность к учению в школе. Эти мотивы - результат социальных влияний.

    Дети рассуждают так: «Надо учиться, чтобы потом хорошо работать, хочу быть шофером», «Я хочу быть врачом, чтобы лечить людей, а для этого надо много знать», «Учусь, чтобы быть культурным и развитым». Подобные рассуждения говорят о том, что - детский сад и семья создают у ребенка определенную социальную установку, ребенок понимает общественную значимость учения, понимает, что знания ему нужны для будущего, он хочет быть умным, культурным и развитым. В первые дни пребывания в школе такая установка определяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для начала учения.

    Надо отметить, что мотивы самосовершенствования и самоопределения выступают для младшего школьника как «понимаемые» и связаны с далекими целями.

    Отвечая на вопрос: «Моя цель», большинство детей писали так: «быть честным», «быть добрым», «не ссориться с друзьями», «быть примерным»; другая категория ответов: «быть врачом», «быть моряком» и т. п. То есть преобладает перспектива, связанная с мотивами самосовершенствования и выбора профессии.

    Однако эта перспектива очень далекая, а, как показывает наше исследование, младший школьник живет по преимуществу сегодняшним днем.

    В связи с той значимостью, которую младшие школьники придают мотивам самоопределения (будущая профессия, продолжение образования) и самосовершенствования (быть умным, развитым, культурным), важно строить учебный процесс так, чтобы учащийся с самого первого дня учения в школе «видел» свое движение вперед, свое ежедневное обогащение знаниями, умениями, свое движение от незнания к знанию. Это возможно, если ученик отдает себе отчет в том, что он уже знает и чего еще не знает, чему еще надо научиться, о чем он узнает и чему научится, какими способами работы он уже овладел и какими предстоит овладеть на следующем уроке, в следующей четверти. В связи с этим первостепенное значение приобретает в учебном процессе четкая постановка на уроке ближних и дальних целей, учебных задач.

    Мотивы, долга и ответственности первоначально не осознаются детьми, хотя реально этот мотив проявляется в добросовестном выполнении заданий учителя, в стремлении выполнять все его требования.

    Однако не все младшие школьники, как показывает наше исследование, правильно понимают, что значит быть ответственным учеником. Только 25% детей говорят, что ответственный старается, выполняет требования учителя. Безответственность понимается несколько лучше (33% детей безответственным называют того, кто не выполняет заданий, требований учителя).

    Многие младшие школьники проявляют очень низкий уровень личной ответственности, они склочны винить в своих неудачах, ошибках не себя, а других людей, товарищей, близких. Как показало наше исследование, дети в 2,5 раза чаще указывают на эти причины, чем на собственную безответственность. Это говорит о некритическом отношении к себе, о завышенной самооценке.

    Аналогичные данные получены при сопоставлении мнения учащихся о своей ответственности. Сопоставление с реальным проявлением ответственного поведения показало, что половина детей переоценили себя, т. е. реально не проявили того уровня ответственности, какой себе приписывали.

    Это говорит о том, что в большинстве своем дети не видят своих недостатков. Тем более младшие школьники затрудняются в поисках путей их устранения. Таким образом, требуется специальная работа по формированию ответственного отношения к учению.

    Ответственное отношение предполагает: понимание социальной ценности учения, понимание, что образование-это не просто личное достояние, но прежде всего достояние страны, что получение образования имеет государственное значение (младшие школьники редко указывают на этот мотив); понимание ученического долга перед обществом, родителями, коллективом (как мы уже говорили выше, младшие школьники плохо осознают мотивы, связанные с долгом, очень редко дети указывают на эти мотивы в словесных высказываниях).

    Однако одного понимания значимости учения еще далеко не достаточно. Ответственное отношение предполагает высокий уровень самоконтроля и самооценки. В связи с этим очень важно формировать умения организовать свою учебную деятельность, планировать ее, контролировать выполнение: не отвлекаться на уроке, доводить начатое дело до конца, самостоятельно выполнять задания, проявлять старательность и аккуратность при выполнении учебных заданий, активность на уроке и при подготовке к уроку; критически оценивать свое отношение к учению, свое поведение: относить свои ошибки и неудачи не за счет других людей, обстоятельств, а за счет своих личных особенностей.

    Ответственное отношение к учению проявляется в умении школьника сознательно подчинять свои действия более важным целям и задачам, т. е. проявлять соподчинение мотивов.


    Похожая информация.



    Общая классификация мотивов учения

    I. Мотивы, заложенные в самой :

    1) мотивы, связанные с содержанием учения: стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т. п.;

    2) мотивы, связанные с самим процессом учения: стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе ре­шения задач, т. е. учащегося увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.

    II. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:

    широкие социальные мотивы: мотивы долга и ответственности перед обществом, учебной группой, педагогом, родителями и т. п.; мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

    узколичные мотивы: стремление получить одобрение, хо­рошие отметки (мотивация благополучия); желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация); отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей).

    Мотивы поступления в школу (посещения школы первоклассниками)

    В качестве потребностей, которые приводят ребенка в школу, наряду с познавательной, могут быть такие как: престижная (повышение собственного социального положения), стремление к взрослости, стремление «быть как все» (не отставать от сверстников в исполнении социальных ролей).


    В мотивацию учения могут входить такие мотивы как: интерес к учению вообще (часто основанный на потребности в новых впечатлениях о приобретении знаний), желание получить знания в связи с его необходимостью (необходимость призрачная), желание заслужить похвалу, желание удовлетворить свое тщеславие (быть отличником).

    Мотивы посещения школы и мотивы учения могут действовать в одном направлении, а могут и расходиться.

    Положительная направленность, динамика развития тех и других, зависит во многом от того, как учитель относится к ученикам.

    Выделяют пять стилей отношения: активно-положительный, ситуативный, пассивно-положительный, пассивно-отрицательный, активно-отрицательный.

    Мотивы учения младших школьников

    Мотив получения высоких отметок

    Долг, ответственность, необходимость получить образование

    Познавательные интересы

    Престижная мотивация

    Мотивация успеха и мотивация избегания неудач

    Мотивы учения школьников средних классов

    Особенностью мотивации учения в этом возрасте является возникновение стойкого интереса к определенному предмету;

    Происходит общее снижение мотивации к учению, возникают аморфные познавательные потребности;

    Посещение школы не для того, чтобы знать, а потому что надо;

    Главным мотивом поведения и деятельности учащихся становиться стремление найти свое место среди одноклассников, товарищей;

    3. Профессиональные мотивы, связанные со стремлением к овладению профессией, специальностью.

    4. Мотивы социальной идентификации, то есть степень влияния коллектива на учащегося, стремление его к определенному ролевому статусу в группе.

    5. Утилитарные (личностные) мотивы, связанные с получением определенных лично-значимых результатов, выгод.

    Уровни развития мотивации учебной деятельности

    1. Отрицательное отношение к учению. Преобладают мотивы избегания неприятностей, наказания. Объяснение своих неудач внешними причинами. Неудовлетворенность собой и педагогом, неуверенность в себе.

    2. Нейтральное отношение к учению. Неустойчивый интерес к внешним результатам учения. Переживание скуки, неуверенности.

    3. Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению. Широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке учителя. Широкие нерасчлененные социальные мотивы ответственности. Неустойчивость мотивов.

    4. Положительное отношение к учению. Познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний.

    5. Активное, творческое отношение к учению. Мотивы самообразования, их самостоятельность. Осознание соотношения своих мотивов и целей.


    6. Личностное, ответственное, активное отношение к учению. Мотивы совершенствования способов сотрудничества в учебно-познавательной деятельности. Устойчивая внутренняя позиция. Мотивы ответственности за результаты совместной деятельности.

    Мотивы, цели, эмоции, умение учиться

    Умение учиться. Если ученик умеет учиться (ставить и решать учебные задачи), то он имеет возможность достигать положительных результатов, получать радость (удовлетворение) от учебных достижений – мотивация успеха, достижения.

    Умение учиться развивается, конечно, и самостоятельно, но роль педагога безусловно велика (ЗАР, ЗБР, ЗПР). Самое важное в помощи педагога - привить заинтересованность не столько к достижению результата решения, сколько к анализу процесса решения, поиску обобщенных способов решения, возможности их использования в изменившихся ситуациях.

    Методами изучения мотивации учения являются: наблюдение, создание ситуаций выбора, опрос (анкетирование, тестирование).

    Наблюдение. Типичные ситуации для наблюдения:

      как поведет себя ученик в ситуации, когда он полностью предоставлен самому себе, когда его никто не контролирует и не оценивает; какие побуждения возникают у ученика по мере усиления руководства и контроля со стороны педагога; как будут меняться эти побуждения в зависимости от норм оценки его взрослым; как будут изменяться ориентации ученика в условиях, когда ему надо отдать предпочтение одному из нескольких побуждений, соподчинить их при наличии так называемой «борьбы мотивов».

    Этапы формирования и развития мотивации учения

    1. Правильная оценка, понимание того, какие мотивы должны быть доминирующими для учащегося.

    2. Определение возрастных особенностей мотивации учения. То есть четкое понимание того, какие мотивы, цели учения, отношение к нему являются необходимыми для конкретного возраста. При этом важно понимать не только мотивы определенного возраста, но и побуждения возраста, предшествующего и последующего.

    3. Диагностика особенностей мотивации – изучение, анализ мотивации конкретных учащихся, с которыми работает педагог (как каждого учащегося, так и учебного коллектива в целом).

    4. При понимании того, что мотивация учения развивается неправильно, снижается, необходим отдельный – 4-й этап – анализ причин неправильного развития мотивации (проблемы со знаниями, недостаточные учебные умения, низкая обучаемость, проблемы с собственно мотивами и т. д.).

    5. Формулирование цели (целей) и задач формирования (развития) мотивации учения.

    6. Определение субъектов и объектов формирования.

    7. Определение методов, способов, приемов и средств формирования. Это, по сути, некий план действий.

    8. Осуществление мероприятий (реализация методов, приемов и средств) формирования мотивации.

    9. Оценка эффективности проделанной работы.

    Оценка в развитии мотивации

    Педагоги, нередко пользуясь отметкой как мотивирующим средством, как средством побуждения ученика к активной работе, сдвигают центр мотивационной сферы его деятельности с самой деятельности, с ее результата и процесса на оценку деятельности, то есть на что-то внешнее по отношению к этой деятельности. Отметка в этом случае приобретает в глазах учащегося самодовлеющую ценность и заслоняет подлинную ценность его деятельности.

    Деятельность учащихся, не подкрепленная в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная на внешние ее атрибуты, на оценку, становится недостаточно эффективной. Это приводит к тому, что отметка для многих учащихся перестает играть мотивирующую роль, а тогда и сама учебная работа теряет для них всякую ценность.

    Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у учеников адекватной самооценки работы, ее рефлексии.


    Творческая работа

    По теме «Знания – дети удивления и любопытства

    (к вопросу о мотивации учения школьников)»

    Ковдор, 2004

    © сайт

    2 . Виды мотивов и мотивации учебной деятельности

    Тема мотива и мотивации очень хорошо разработана в педагогической психологии, и это, как ни странно, создаёт определённые трудности в овладении этой темой, поскольку часто по одному и тому же вопросу у психологов существует несколько разных мнений, а и следовательно, отличающихся методик для выявления какого-либо факта. Похоже, единственный способ решения этих трудностей – определить свою собственную позицию по этой проблеме, и выбрать для своей работы те термины, те методики, которые более понятны и ближе к «стилю» преподавания. Что я и сделала в последующей моей работе.

    Для лучшего понимания проблемы целесообразно условиться об однозначности определений терминов «мотив» и «мотивация», хотя в психологии встречаются различные определения этих понятий.

    Итак: что такое «мотив»?

    Мотив - это то, что побуждает деятельность

    (является формой проявления потребности).

    Что такое «мотивация»?

    Мотивация - процесс побуждения себя и других

    к деятельности для достижения личных целей.

    Итак, существует несколько классификаций мотивов, перечислю некоторые из них.

    2.1. Классификация мотивов по Т.­ А. ­Ильиной

    Мотивы, непосредственно побуждающие:

    1. зависят от личности и деятельности учителя, отобранного материала, методов.
    2. опираются на непроизвольное внимание, основаны на положительных эмоциях.

    Мотивы, перспективно побуждающие:

    1. связаны с предметной целеустремлённостью самого ученика, нацеленностью его деятельности на будущее.
    2. это интерес к предмету, к определенной деятельности, к которой есть склонность; желание заслужить одобрение товарищей.
    3. мотивы часто могут быть связаны с отрицательными эмоциями – страх перед учителем, родителями.
    4. опираются на произвольное внимание, связанное с сознательно поставленной целью.

    Мотивы интеллектуального побуждения:

    1. интерес к процессу умственной деятельности;
    2. стремление найти самостоятельный ответ на вопрос, чувство удовлетворения от успешного решения, чувство удовлетворения от самого процесса мыслительной работы;
    3. пробуждение и поддержание подобных интересов зависит от учителя, т.е. необходимо обучение учащихся приёмам умственной деятельности, овладения общеучебными умениями.

    Это разделение очень условное, мотивы переплетаются друг с другом, переходят один в другой, объединяются; кроме того, соотношение мотивов меняется в зависимости от возраста; так в младших классах – преобладают непосредственно побуждающие мотивы; в старших – перспективно-побуждающие и социальные.

    2.2. Другой вариант классификации мотивов учения по Т.­ А.­ Ильиной
    (опирается на две тенденции: к достижению успеха и избеганию неудачи)

    Задача учителя при этом – развивать у учеников стремление к успеху, поощрять даже маленькие достижения, не акцентировать внимание на неудачах.

    2.3. Вариант классификации мотивов по А.­ К.­ Марковой

    (характеризующий отношение к самой деятельности)

    По этой же классификации внешние мотивы называются социальными , а внутренние – познавательными (именно эту классификацию я и буду использовать в дальнейшем).

    2.4. Выводы по мотивам деятельности ученика

    1. Ведущими мотивами ученической деятельности могут быть и внешние, и внутренние мотивы. Разумеется, все мы хотим, чтобы деятельность наших учеников направлялась внутренними мотивами, но и внешняя мотивация может привести к постановке цели деятельности, если это только не отрицательный (боязнь плохой отметки), а положительный мотив (желание получить хорошую отметку).
    2. Крайне важно знать динамику развития мотивов, и следить за тем, чтобы внешние положительные мотивы не перешли во внешние отрицательные. При правильно поставленном обучении происходит наоборот, интерес к учителю перерастает в интерес к предмету и позже – к науке, которую он представляет.
    3. Реально каждый ученик побуждается несколькими мотивами, т.к. учебная деятельность всегда полимотивирована.

    2.5. Вариант классификации мотивов по Е. ­П.­ Ильину

    Для понимания специфики мотива необходимо их соотнесение с возрастом. Возрастные особенности детей оказывают влияние на мотивацию. Например, готовность школьников подчиняться требованиям взрослых резко снижается от 4-го к 7-му классу, что свидетельствует о снижении роли внешней и увеличении внутренней мотивации. К сожалению, этот факт редко принимается во внимание как родителями, так и учителями.

    Теперь же интересно будет посмотреть, как мотивируется учебная деятельность школьника по возрастам. Ниже я привожу таблицу, где показан возраст и соответствующий возрасту мотив (таблица составлена обзорно, и мотивы сознательно упрощены, а некоторые даже и не включены, т.к. главное назначение этой таблицы – показать другой принцип классификации, а также показать взаимосвязь возраста и мотива).

    Таблица «Мотивы учебной деятельности»

    Возраст/Группа

    Мотив

    Первоклассники
    (дошкольники)

    1. интерес к учению вообще
    2. стремление к взрослости

    Младшие школьники

    1. беспрекословное выполнение требований учителя (т.е. у большинства – социальная мотивация);
    2. получаемые отметки;
    3. престижный мотив;
    4. познавательный мотив (очень редко).

    Средние классы

    1. стойкий интерес к определённому предмету на фоне снижения общей мотивации к учению;
    2. мотив посещения уроков – «не потому, что хочется, а потому, что надо»;
    3. требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок;
    4. потребность в познании и оценке свойств своей личности;
    5. главный мотив – стремление найти своё место среди товарищей (желаемое место в коллективе сверстников);
    6. особенность мотивации – наличие подростковых установок.

    Старшие классы

    1. основной мотив – подготовка к поступлению.

    Как видно из этой таблицы – мотив с возрастом меняется, и меняется потому, что меняются потребности. Предлагаю посмотреть взаимосвязь мотива и потребности и убедиться, насколько однозначно потребность обуславливает мотив.

    Последовательность появления потребностей в онтогенезе – снизу вверх (по А. Маслоу):

    Последовательность появления мотивов (составлено автором исследования):

    2.6. Способы мотивации по Д. ­Г.­ Левитесу

    Психологами и педагогами предлагаются разные способы мотивации. Я остановилась на тех, которые мне представляются более приемлемыми с точки зрения использования их на каждом уроке. Это следующие способы:

    Остановлюсь подробнее на каждом способе мотивации, сопроводив его следующими пояснениями: суть способа – через афоризм; что дает этот способ, или каков его результат; чего «требует» этот способ для лучшего его применения; помимо этого каждый способ я сопроводила фотографией собственных уроков, когда мною применялся тот или иной способ. Сразу оговорюсь, что способы мотивации «культура общения» и «чувство юмора» показать на фото оказалось проблематичным – не потому, что я эти способы не использую, а потому, что сфотографировать запах «Шанель №5» также невозможно.