Классификация вариантов аддиктивного поведения. Аддиктология: симпотмы, виды, причины, методы диагностики Основные подходы к изучению аддиктивного поведения

Актуальность проблемы . Аддиктивное, или зависимое поведение (табакокурение, алкоголизм, наркомания, интернет-зависимость, пристрастие к азартным играм), является одним из наиболее распространенных типов девиантного поведения и выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), сопровождающихся развитием интенсивных эмоций (Сирота Н. А. с соавт., 2001). Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. (Короленко Ц. П., Донских Т. А., 1990). Этот процесс настолько захватывает личность, что начинает управлять ее существованием. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием.

Психологическая феноменология аддиктивной личности . Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком односторонний способ выживания - уход от проблем. Естественные адаптационные возможности аддикта нарушены на психофизиологическом уровне. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта. Перепады настроения всегда сопровождают процесс жизни, но люди по-разному воспринимают эти состояния и по-разному на них реагируют. Одни готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью фрустраций. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ борьбы с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации. Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. С целью уменьшения субъективного стресса и нейтрализации эмоционально-негативного состояния, вызванного неприятными событиями, нередко принимаются алкоголь или наркотик (Софронов А. Г., 1995). Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютер, секс, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки.

Негативные аспекты пристрастия . Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращается в цель. Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо всем, но в случае аддиктивного поведения оно становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности. Аддиктивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности. Она поглощает время, силы, энергию и эмоции до такой степени, что аддикт оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, увлекаться, релаксироваться, развивать другие стороны личности, проявлять симпатии, сочувствие, эмоциональную поддержку даже наиболее близким людям. Аддикция - это процесс психологического порабощения, в результате которого человек становится рабом кого-то или чего-то, какой-нибудь формы поведения.

Направления исследований аддикции . Исследования причин и механизмов формирования аддиктивного поведения проводятся в медицине и в психологии, в связи с наличием биологической предрасположенности, психологических факторов риска, а также определеннымипровоцирующими социальными воздействиями. В медицине, в частности, существует представление о том, что определенная предрасположенность к употреблению психоактивных веществ обусловлена генетически. Ее связывают с дефицитом дофаминовой нейромедиации в системе подкрепления мозга, особенностями различных звеньев кругооборота и его нейромедиаторными функциями – слабостью синтеза дофамина, гиперактивностью процесса обратного захвата дофамина, ускоренным разрушением дофамина, низкой чувствительностью дофаминовых рецепторов (Анохина И. П. с соавт., 2004). В подкрепляющих свойствах психоактивных соединений и лекарственной зависимости наиболее значим дофамин и мезокортиколимбическая дофаминергическая система (Воробьева Т. М., 2004). Сниженная активность моноаминооксидазы крови может служить фактором, предрасполагающим к злоупотреблению алкоголем (Копосов Р. Д. с соавт., 2004). Описана роль сниженного уровня мужских половых гормонов в нарушении процессов соматополового созревания и в ускоренном развитии аддиктивных мотиваций (Артемчук А. Ф., 2003). Имеются данные об особенностях морфофункциональной и нейрохимической организации мозговых систем подкрепления у лиц, склонных к зависимому поведению (Potenza M . N ., 2001; Шабанов П. Д. с соавт., 2002). Считается доказанным факт участия «субстанции П» в механизмах действия опиатов, и, в частности, в механизмах формирования патологического влечения к наркотику у больных наркоманией (Судаков С. К., 2002). Неблагоприятным прогностическим признаком в отношении раннего развития аддиктивного поведения считается наличие выраженной межполушарной ассиметрии (Hoppe K . D ., 1984; Jacobson J . G ., 1993).

Существенным фактором риска аддиктивного поведения, по мнению врачей-психиатров, является наследственная отягощенность наркологическими заболеваниями (Личко А. Е., Битенский В. С., 1991; Блейлер Э., 1993; Пятницкая И. Н., 1994; Козлов А. А., Рохлина М. Л., 2001). Отмечается предрасполагающая роль личностных нарушений. Многими исследователями, в частности, отмечается связь склонности к употреблению психоактивных веществ и формирования зависимого поведения с психопатиями и акцентуациями характера (Ганнушкин П. Б., 1933; Личко А. Е., 1983; Битенский В. С., 1991; Блейлер Э., 1993; Пятницкая И. Н., 1994; Козлов А. А., Рохлина М. Л., 2001; Менделевич В. Д., 2003). Во многом аддиктивному поведению способствуют такие психологические особенности, как нарушения самоконтроля и саморегуляции; неустойчивая и неаргументированная самооценка; стойкие нарушения в аффективной сфере, проявляющиеся высокой эмоциональной лабильностью и негативной аффективностью; психический инфантилизм (Krystal J. H., 1988; Иванов Д. А., 2002; Шипицына Л. М. с соавт., 2002; Менделевич В. Д., 2003).

Окончательное оформление аддиктивного поведения происходит при встрече биологически предрасполагающей «почвы» в виде наследственности, тех или иных личностных аномалий, с ситуацией, связанной с напряжением. Ц. П. Короленко и Е. Н. Загоруйко (2002) считают, что любая аддикция начинается с фиксации или «прилипания» к тому или иному аддиктивному агенту, встреча с которым привела к сверхсильному изменению эмоционального состояния. Человек, испытавший его, фиксирует контраст между субъективным состоянием, предшествующим встрече, и развившимся в результате нее. Момент фиксации в ассоциативной коре этого переживания сопровождается чувством вдохновения, радости и ощущением возможности контролировать, независимо от многих внешних обстоятельств, свое состояние, чтов дальнейшем приводит к повторению аддиктивного опыта.

Эта деятельность является основой для возбуждения специфического центра удовлетворения, который не только обеспечивает формирование положительных эмоций, в связи с удовлетворением потребности (или антидрайв), но и фиксирует в памяти способ достиже­ния цели, что значительно облегчает задачу в последующей жизни. По этому меха­низму развиваются поведенческие реакции, связанные с табакокурением, алкоголизмом, наркоманией и др. (Шостак В. И., Лытаев С. А., 1999). При аддиктивном поведении сужается круг значимых объектов действительности, а так же происходит утрата общей активности, целеустремленности и инициативности в реализации социально – одобряемых видов деятельности. В работе Дмитриевой Н.В., Четверикова Д.В. показано, что утрачиваются интересы, склонности находящиеся вне поля аддиктивной реализации, а также происходит снижение показателей волевой сферы по отношению к данным видам активности. Но при этом внутри поля аддиктивной деятельности происходит увеличение волевых и мотивационных показателей. Для достижения цели (обладание аддиктивным агентом) прилагается максимум усилий, отмечается повышенная активность, инициативность и возрастание креативности.

Формирование личности в семье и аддиктивное поведение . Во многом изучению и коррекции аддиктивного поведения препятствует то чувство презрения, которое мы питаем к аддиктам, происходящее от нашей тенденции видеть в таких людях искателей удовольствия или носителей деструктивных тенденций. Между тем на практике приходится убеждаться в том, при наличии генетической предрасположенности в родительской семье, где все ее члены имеют личностные и поведенческие нарушения, проявляющие себя в специфической психологической атмосфере, в микросоциальных правилах, нормах, ценностных ориентациях, формирование аномальной личностной структуры, склонной к аддиктивному поведению, у ребенка становится практически неизбежной. Большинство отклонений в поведении несовершенно­летних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, имеют в своей основе один ис­точник - социальную дезадаптацию, корни которой лежат в дезадаптированной семье. Из всех дефектов социализации личности наиболее опасными являются именно семейные дефек­ты.

Процесс социализации в семье предполагает усвоение ребенком образцов нормативного, социально одобряемо­го поведения родителей. Их поведение до определенного возраста становится эталоном для подражания. Знание родительских норм-образцов и моделей поведения позво­ляет подростку не искать заново решений в стандартных ситуациях, а вести себя как бы автоматически, в соответст­вии с принятыми в данной среде и усвоенными личностью шаблонами. Социально дезадаптирован­ный ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, в определенном смысле является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили. Невозможность осуществления позитивной со­циальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своей потребности в развитии. Именно поэтому исследователи психодинамического направления основное внимание при изучении аддиктов уделяют ранним условиям формирования их личности, закладывающим фундамент будущих психологических проблем.

Дональд Винникотт (Winnicott, 1974), в частности, считает, что потребности младенца настолько велики, что его как такового просто нет: не существует такого явления, как младенец, есть лишь младенец и мать. Он рассматривает связку «мать - младенец» как биологическую систему, в которой адекватное разворачивание процесса развития ребенка обязательно требует фигуры, адекватно проявляющей заботу о нем. Отсутствие или дефицит эмоционального комфорта в этих взаимоотношениях нарушает эмоциональное развитие. Человек не склонен к химической зависимости, если он находится в согласии с самим собой и своими чувствами и способен адекватно выражать эти чувства, если он поддерживает здоровые отношения с другими людьми и может позаботиться о себе (Krystal, 1978, 1982). Базовое чувство благополучия, внутренней гармонии и целостности создается как функ­ция оптимальной успокоенности, сытости и защищенности. Впоследствии на этом основывается способность к любви во взаимоотношениях «Я-другой» через реакцию взаимного восхищения, которая возникает между родителями и развивающимся ребенком.

В оптимальных условиях у человека развивается чувство собственной ценности, возникают ведущие жизненные установки и стремления, закладывается здоровая способность к независимому существованию. Забота о себе есть психологическая способность, связанная с определенными функциями и реакциями «Эго». Эта способность, предохраняющая от причинения вреда и гарантирующая выживание, включает в себя проверку реальности, рассудительность, самоконтроль, умение воспринимать сигналы тревоги и видеть причинно-следственные связи. Способность заботиться о себе развивается из роли родителей как питающих, помогающих и оберегающих малыша в раннем детстве, а также из более поздних взаимодействий «ребенок-родители». Если условия развития оптимальны, растущий ребенок интернализует адекватные защитные функции и реакции, позволяющие заботиться о себе. Способность заботиться о себе в явной форме выражена у взрослых в виде разумного планирования и осуществления деятельности, предчувствия вероятного вреда, опасности или угрожающей ситуации. Она сопровождается выраженными в определенной степени предупреждающими аффектами - чувствами страха, беспокойства или стыда.

Такие реакции и предчувствия абсолютно отсутствуют или не развиты у аддиктов. Они периодически оказываются не в состоянии понять, что их поведение и реакции не учитывают ситуацию и условия, и поэтому подвергают опасности свое благополучие (что в первую очередь связано с ситуациями употребления наркотиков или алкоголя и связанного с этим поведения) (Khantzian, 1978; Khantzian and Mack, 1983, 1989). Аддиктивные индивидуумы страдают от того, что не чувствуют себя «хорошими» и поэтому не способны удовлетворить свои потребности или установить удовлетворяющие их отношения с другими людьми. Под холодностью и отчуждением часто скрываются более глубинные стыд и чувство собственной неадекватности. Неудивительно, что могучая способность различных химических веществ изменять чувства притягивает их.

Травмирующее, оскорбительное или пренебрежительное поведение родителей разрушает психологическое здоровье ребенка. Исследуя феномен госпитализма, Рене Спиц (Rene Spitz, 1945) показал, что без адекватного контакта ребенка с человеком, который заботится о нем с достаточной теплотой и сердечностью, при отсутствии кого-то, к кому можно прижаться, на кого можно положиться, у малыша развивается анаклитическая депрессия, биопсихологический уход в себя (withdrawal). У брошенного без должной опеки ребенка может возникнуть состояние общего истощения (marasmus), которое и приводит его к тяжелой форме депрессии, уходу в себя, а при неблагоприятном исходе - к смерти. Младенец, если ему вообще удается выжить, действительно находит нечто в своем окружении, что не напоминает ему о матери, но заменяет мать. Не имея ничего, младенец или ребенок постарше сам становится как бы ничем; он должен приспособить что-нибудь для того, чтобы выжить, что-то, что может хоть немного его утешить при отступлении в его собственный, приватный мир. Доктор Ханзян отметил, что химические вещества «могут служить мощным противоядием от внутреннего чувства пустоты, дисгармонии и недостатка покоя и легкости, которые свойственно переживать подобным людям» , которые не получили достаточно любви и не научились любить самих себя, развивая тем самым здоровую самооценку. Леонард Шенгольд (Shengold, 1989) назвал такое раннее злоупотребление и пренебрежение детьми убийством души.

Типы дисфункциональных семей . Семьи, для которых характерны наиболее глубокие де­фекты социализации, вольно или невольно провоцируют детей на раннее употребление психоактивных веществ и совершение правонарушений. Криминологи выделяют следующие типы дисфункциональных, неблагополучных семей: псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания; неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре; проблемная семья, характеризующаяся посто­янной конфликтной атмосферой; аморальная семья, характеризующаяся алкогольной, аморальной и сексуальной деморали­зацией; криминогенная семья (Г. Г. Шиханцев, 1998).

Псевдоблагополучная се­мья отличается ярко выраженным деспотическим харак­тером, безоговорочным доминированием одного из роди­телей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестоких взаимоотношений, применением физического наказа­ния как основного средства воспитания. Особый вред развитию личности наносят частые физические наказания, которые вызывают состояние фрустрации. Накапливающа­яся обида, раздражительность, злобность вымеща­ются на доступных людях, прежде всего на сверстни­ках. Развивается агрессивное по­ведение. Физическое наказание наносит ущерб са­мооценке личности ребенка, вследствие чего у него развивается болезненно чувствительное самосозна­ние, легко ранимое самолюбие. Систематическое физическое наказание в раннем детстве может привести к утрате отзывчивости, способ­ности сочувствовать и сопереживать другим людям. По отношению к родителям вырабатывается негати­визм, который перерастает во враждебность {Шиханцов Г. Г., 1998). Таким образом, отношения неблагополучной, дисфункциональной семьи отражаются на всех сферах жиз­недеятельности ребенка: снижается школьная успевае­мость, уличная компания заменяет родительский авто­ритет. Все это приво­дит к социальной и педагогической запущенности ре­бенка, иногда к задержкам психического развития и психическим отклонениям, эмоциональным нарушениям, следствием этого становят­ся употребление психоактивных веществ, правонаруше­ния.

Неполная семья . Один из негативных факторов неполной семьи - эмоциональ­ный дискомфорт, который испытывает ребенок в такой семье. Он характеризуется комплексом психо­логических реакций и переживаний: чувством собствен­ной неполноценности, ущербности, зависти, эмоциона­льного голода и пр. Такая ситуация вызывает у детей повышенный интерес к своим переживаниям с пренебрежением к переживаниям взрослых, недоброже­лательное, порой агрессивное отношение к отцу или мате­ри, бросившим семью. Наибольший эмоциональный дискомфорт испытыва­ют мальчики, воспитывающиеся без отцов. Именно у отца мальчик учится таким качествам, как му­жество, смелость, решительность, благородство, уважите­льное отношение к женщине. В семьях без отца возрастает опасность феминизации мальчиков, которые бессознате­льно боятся этого и начинают демонстративно проявлять маскулинность в поведении: они склонны к агрессивно­сти, драчливости, грубости. Очень болезненно отражается на воспитании ребенка развод родителей. Разводу предшествует общее ухудшение семейных от­ношений. Ребенок становится свидетелем скандалов между родителями, видит сцены грубости, унижения, на­силия. В этих условиях он чувствует себя отчужденным в семье и старается как можно больше времени проводить вне дома. Возникает бесконтрольная, криминогенно опасная ситуация, так как роль воспитателя берет на себя улица.

Проблемная семья. Проблемная семья является разно­видностью неблагополучной семьи. Она характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее по­ложение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми. Господствующая в семье конфликт­ная ситуация создает постоянную атмосферу напряженно­сти, которая является непереносимой для детей, и они стремятся как можно меньше находиться дома, «улизнуть» под любым предлогом на улицу, где и проводят большую часть времени. Проблемные семьи во многих случаях создают условия для криминогенного формирова­ния несовершеннолетних, поскольку в них нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональ­ные связи между родителями и детьми.

Аморальная семья. В ней наблюдаются такие отрицате­льные факторы, как правонарушения, совершаемые роди­телями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей. Алкоголизм ро­дителей вызывает обнищание семьи, ухудшение быта и полное искажение норм поведения. Дети оказываются за­брошенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, развивается мрачный, озлобленный харак­тер. Каждый из перечисленных факторов в отдельности способен исказить процесс социализации ребенка, но все вместе они практически исключают полноценное разви­тие личности. У них формируются психопатические черты характера, своевременно не выявляются различного рода заболевания, родители причиняют детям травмы в резуль­тате побоев, выгоняют их из дома. Подростки вынуждены скитаться по улицам, по подъездам и вокзалам. В школу они приходят плохо или совсем не подготовленными. Вследствие этого они резко отстают в учебе. Нередко в классе их называют «тупицами», что по­рождает у них обиду, повышенную чувствительность и ду­шевную ранимость, приводит к ожесточению и агрессии, такие ребята вступают в конфликты со сверстниками и учителями. Оказавшись в позиции изолированных или пренебрегаемых, они не находят поддержки среди одно­классников и педагогов, в семье и школе, они начинают искать товарищей на стороне, в уличных компаниях, где собираются точно такие же сверстники.

Криминогенная семья - такая семья, члены которой со­вершают преступления. Иногда криминальная деятельность является основным видом деятельности конкретного лица или семьи в целом. Согласно криминологическим исследованиям, судимость одного из членов семьи (чаще всего это отцы или старшие братья) увеличивает вероятность совершения преступле­ния другими членами семьи, прежде всего несовершенно­летними, в 4-5 раз. Каждый четвертый из осужденных не­совершеннолетних проживал с судимыми братьями и се­страми. Преступное поведение взрослых членов семьи демон­стрирует детям, подросткам «нормы-образцы», «нор­мы-принципы» антиобщественного поведения, порожда­ет или углубляет внутрисемейные конфликты, усиливает ее криминогенный потенциал. Между родителями и детьми отсутствуют или искаже­ны эмоциональные связи, практически отсутствует социа­льный контроль, искажается процесс усвоения социаль­ных ролей, норм-образцов и норм-принципов поведения, что в итоге приводит к формированию у детей и подрост­ков деформированной структуры потребностей, ее примитивизации, таким образом, идет формирование делинквентной, асоциальной личности. Формирование такой личности происходит, как пра­вило, в виде реакции протеста против родителей, учите­лей, школы и даже против общества в целом. Это приводит к выбору референтной группы или лица с асоциальной направленностью, в отношениях с ко­торыми подросток вынужден усваивать их ценности, по­ведение, роли, жаргон и пр.

Травмы и психические повреждения, которые переживают на протяжении своего развития аддиктивные индивиды в родительских семьях дисфункционального типа, сочетаются с факторами биологической или генетической восприимчивости, определенными культурными нормами или угнетающими социальными условиями, что усиливает психологическую уязвимость. Иными словами, увеличивается вероятность того, что пережившие психические травмы люди будут экспериментировать с химическими веществами, вызывающими зависимость, стремясь использовать их кратковременные адаптивные и несущие облегчение эффекты. Эти вещества служат мощным средством против внутреннего чувства пустоты, дисгармонии и душевной боли.

Пред­шествующая социальная дезадаптация создает «благопри­ятные» условия для формирования большинства типов ак­центуаций характера. Неко­торые типы (гипертимный, эпилептоидный, истероидный, конформный, неустойчивый) наиболее склонны, по мнению А. Е. Личко (1977), к проявлению девиантного и, в частности, аддиктивного поведения. Гипертимные подростки, в частности, с детства отличаются большой подвижностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью. При хороших способностях, живом уме обнаруживаются неусидчи­вость, недисциплинированность. Реакция эмансипации бывает яркой, лег­ко возникают конфликты. Наставления и нравоучения вызывают усиление «борьбы за самостоятель­ность», нарочитое нарушение правил и порядков. Гипертимные подростки склонны к групповым формам делинквентного поведения и нередко сами становятся вдохновителями правонаруше­ний, на которые их толкает не только жажда развлечений или желание заполучить средства для удовольствий. Алкоголизация представляет для гипертима серьезную опасность с подро­сткового возраста, он легко становятся на путь частых и регуляр­ных выпивок, может проявлять интерес к наркотикам, особенно к «модным» суррогатам. Сексуальные реакции проявляются достаточно ярко, они рано пробуждаются и бывают сильными, это толкает на ранние сексуальные связи. В целом склонность к аддиктивному поведению выражена в значительной степени в силу активности, предприимчивости, стремления к сильным ощущениям, к экспериментированию, к поиску нового. Главной чертой эпилептоидного типа является склон­ность к дисфориям и тесно связанная с ней аффективная взрывчатость, напряженное состояние инстинктивной сферы, иногда достигающее аномалий влечений, а также вязкость, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всей психике - от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценно­стей. Дисфории, длящиеся часами и днями, отличает злобно-тоскливая окраска настроения, накипающее раз­дражение, поиск объекта, на котором можно сорвать зло. Аффекты не только очень сильны, но и продолжительны, ваффекте выступает безу­держная ярость. Инстинктивная жизнь ока­зывается особенно напряженной. Сексуальное влечение пробуждается рано и со значительной силой. Эпилептоидные подростки склонны к сексуальным эксцес­сам, а их половое влечение сопряжено с садистскими, а иногда мазохистскими стремлениями. В ситуациях, где нормальная половая активность неосуществима (напри­мер, в закрытом учреждении с однополым составом), по­дростки этого типа нередко вступают на путь перверзий. В гомосексуальных связях они обычно выступают в актив­ных ролях и не довольствуются взаимным онанизмом, а принуждают партнера к педерастии или другим формам грубых извращений. У эпилептоидных подростков алкоголизация проявля­ется в особо брутальной манере поведения, может возникнуть потребность пить «до отключения», при этом предпочитают крепкие напитки. Почти все эпилептоиды отдают дань азартным иг­рам. В них пробуждается почти инстинктивная тяга к обо­гащению. Эпилептоидный тип характера с его выраженной склонностью к хроническому алкоголизму, гемблингу и другим формам аддиктивного поведения, является одним из ве­сьма трудных для социальной адаптации. Главная черта истероидного типа - беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувст­вия. На худой конец, предпочитаются даже негодование или ненависть, направленные в свой адрес, но только не перспектива остать­ся незамеченным. Лживость и фантазирова­ние целиком направлены на приукрашение своей персо­ны. Среди поведенческих проявлений истероидности у по­дростков на первое место следует поставить суицидальность. Речь идет о суицидальных попытках, демонстрациях, псевдосуицидах, суицидальном шантаже. Обильная суицидальная «сигнализа­ция» нередко предшествует демонстрации или сопровож­дает ее: пишутся записки, делаются «тайные» признания приятелям, записываются «последние слова» на магнито­фон и т. п., нередко причиной, толкнувшей истероидного подростка на «суицид», называется неудачная любовь. Действительной причиной обыч­но служит уязвленное самолюбие, страх упасть в глазах окружаю­щих, лишиться ореола избранни­ка. Алкоголизм или употребление наркотиков у истероидных подростков также иногда носит демонстративный характер. Наслышав­шись о наркотиках или испробовав раз-другой тот или иной суррогат, истероидный подросток начинает распи­сывать свои наркотические эксцессы, необычный «кайф». Проявления реакции оппозиции могут быть теми же, что и в детстве: уход в болезнь, попытки избавиться от того, на кого внимание переключилось (отчим, мачеха), но чаще всего эта детская реакция оппозиции проявляется подростковыми нарушениями поведения - выпивка, нар­котики, прогулы, воровство, асоциальные компании, ко­торые предназначаются для того, чтобы просигнализиро­вать: «Верните мне прежнее внимание, иначе я собьюсь с пути».

Неустойчивый тип с детства отличается непослу­шанием, непоседливостью, трусливостью, страхом перед наказаниями и склонностью подчиняться старшим. Элементарные правила поведения усваива­ются с трудом. С первых классов школы нет желания учиться. Только при непрестанном и строгом контроле, нехотя подчиня­ясь, неустойчивые дети выполняют задания, всегда ищут случаи отлыни­вать от занятий. Вместе с тем, рано обнаруживается повы­шенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Все дурное словно липнет к ним. Еще детьми начи­нают курить. Легко идут на мелкие кражи, готовы все дни напролет проводить в уличных компаниях. В подростко­вом возрасте тяготеют к более острым ощущениям - в ход идут хулиганские поступки, алкоголь, наркотики. Делинквентность этих подростков - это прежде всего желание поразвлечься. Пре­бывание в асоциальных группах ведет к раннему сексуаль­ному опыту, включая знакомство с развратом и извраще­ниями. Сексуальная жизнь становится для таких подростков таким же источником развлечений, как постоянные выпивки и похождения.

П. Б. Ганнушкин метко обрисовал основные черты конформного типа : постоянная готовность под­чиняться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к ходячей морали, благонравию, консерватиз­му. Представители конформного типа - это люди своей среды. Их главное качество, главное жизненное кредо - «думать как все», стараться, чтобы все у них было «как у всех» - от одежды и домашней обстановки до мировоззре­ния и суждений по животрепещущим вопросам. Конформная личность - полностью продукт своей среды. В хорошем окружении - это неплохие люди и не­плохие работники. Но, попав в дурную среду, они со вре­менем усваивают все её обычаи и привычки, манеры и правила поведения, как бы они ни противоречили уже имеющимся и каким бы пагубным оно ни было. Конформные подростки, лишен­ные собственной критичности и инициативы, «за компа­нию» легко спиваются, могут быть подбиты на употребле­ние наркотиков и других психоактивных веществ, могут быть втянуты в групповые правонарушения, на побег из дома или на расправу с «чужаком».

Основным мотивом поведения всех подростков, склонных к аддиктивным формам поведения, является бегство от невы­носимой для них реальности. Этим детям не удается найти в реальной действительности какие-либо сферы деятель­ности, способные привлечь их внимание, увлечь, обрадо­вать, вызвать эмоциональную реакцию.

Эмоциональный дефицит аддиктивной личности . Аддикты страдают не только вследствие переживания внутренней дисгармонии, дискомфорта и фрагментации, а также из-за неспособности думать хорошо о себе, а, следовательно, и о других. Доктор Ханзян выразил это просто: «Аддикты страдают, потому что не ощущают себя хорошими». Большие мучения им доставляют собственные защиты, с помощью которых эти люди пытаются скрыть свою уязвимость. Аддиктивная личность защищает поврежденное и уязвимое «Я» с помощью саморазрушающих защит: отказа от реальности, утверждения собственной самодостаточности, агрессии и бравады. У аддиктивной личности формируется своеобразный субъективный внутренний мир в виде виртуальной реальности, наполненной мифами, иллюзиями, фантазиями, искажающими и фальцифицирующими действительность. За это приходится платить чувством изоляции, обеднением эмоциональной сферы, отсутствием стойких привязанностей и неустойчивостью взаимоотношений с людьми (Дэвид М. Херст).

Большинство авторов согласно с тем, что эмоциональная уязвимость, дефициты и дефекты в сфере аффективной регуляции, которые проявляются как неспособность человека успокоить себя и контролировать свои импульсы, составляют решающий психологический фактор предрасположенности. Аддиктивному пациенту крайне тяжело признавать и выносить собственные чувства; его самооценка, возникающие отношения с окружающими и способность заботиться о себе не отличаются надежностью и основательностью; наконец, злоупотребление алкоголем и наркотиками вызывает множество проблем, представляющих реальную угрозу для жизни. Именно поэтому соображения, касающиеся лечения таких пациентов, в первую очередь должны учитывать удовлетворение крайне значимых для них потребностей в эмоциональном комфорте, безопасности и контроле. По мере изучения психологической феноменологии аддиктивного поведения у многих авторов происходит сдвиг во взглядах на аддиктов, от ищущих удовольствие гедонистов до доведенных до отчаяния людей, занимающихся самолечением.

Список литературы

1. Анохина, И. П. Биологические механизмы зависимости от психоактивных веществ (патогенез): Лекции по наркологии / под ред. Н. Н. Иванца. - Медпрактика, 2000. - С. 16-41.

2. Бабаев Ю.Б., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации. // Психологический журнал, т. 19, 1998, №1.

3 . Василюк, Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) - М., 1984.

4. Дмитриева Н.В., Четвериков Д.В. Психология аддиктивного поведения. Новосибирск 2002.

5. Жичкина А.Е. Особенности социальной перцепции в Интернете. // Мир психологии, 1999, №3.

6. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., Политиздат, 1984.

7. Короленко Ц.П. , Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск: Наука, 1990.

8. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. - М., 2000.

9. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1.

10. Короленко Ц.П. Работоголизм - респектабельная форма аддиктивного поведения. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1993/4.

11. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. – М., 1998.

12. Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. - Л., 1989.

13. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. - Л., 1991.

14. Леонова Л.Г., Бочкарева Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие. Новосибирск. 1998.

15. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. М., 2003.

16. Менделевич В.Д., Садыкова, Р.Г. Психология зависимой личности - Казань, 2002.

17. Пятницкая И.Н. Наркомания. М. Медицина, 1994.

18. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма – М, 2003.

19 . Рохлина М. Л. Наркоманическая личность // урнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 2000. - № 7. - С. 23-26.

20. Шабанов, П. Д., Штакельберг, О.Ю. Наркомании: патопсихрология, клиника, реабилитация / Под ред. А.Я. Гривенко. – СПб., 2001.

21. Шабалина В. В. Зависимое поведение школьников - СПб., 2001.

22. Шипицына Л. М. Диагностика наркомании у подростков группы риска. // Мир детства. 2002, № 1, С. 29–30.

23. Эйдемиллер Э.Г., Кулаков С.Л., Черемисин О.В. Исследование образа «Я» у подростков с аддиктивным поведением // Психологические исследования и психотерапия в наркологии: сборник научных трудов. т. 123, Л., 1989.

24. Glasser, W.Positive addiction. New York , NY: Harper & Row. 1976.

25. Suler J. Computer and Cyberspace Addiction http://www1.rider.edu/~suler/psycyber/psycyber.html, 1996.

Компьютерная зависимость и Интернет-зависимость.

26. Internet Addiction. Is the Internet addictive? (Из: Internet behavior and addiction)

Интернет-зависимость: порождает ли Интернет - зависимость?

27. Kimberly S. Young. What makes the Internet Addictive: potential explanations for pathological Internet use. (Paper presented at the 105th annual conference of the American Psychological Association, August, 1997, Chicago, IL).

Что порождает Интернет-зависимость: возможные объяснения патологического пользования Интернет.

28. Winnicott, D.W. Through pediatrics to psychoanalysis. New York: Basic Books, 1974.

Соловьева С.Л. Аддиктивное поведение как способ компенсации эмоционального дефицита. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2009. N 1..мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] - дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

В книге представлены основные разделы психологии аддиктивного поведения, охватывающие описание концепции аддиктивного поведения, причин возникновения аддикций, классификации аддикций, их диагностики, коррекции и терапии.

Приводится анализ психологических механизмов формирования и развития аддиктивных расстройств, описана общая психодинамика, характерная для химических и нехимических (процессных) аддикций. Обсуждается значение в развитии аддикций предрасположенности, связанной с наличием диффузной идентичности, сформировавшейся в результате дисфункциональных семейных отношений и неадекватно-го семейного воспитания. Описана специфика аддиктивной идентич-ности. Предлагается новая методика ее диагностики.

Приведены критерии диагностики аддиктивной личности. Анализируются новые, не описанные ранее виды аддикций: религи-озная, сексуальная, со-сексуальная, порноаддикция и др. Приводятся экспериментальные данные, подтверждающие влияние кризиса сексуальной идентичности на возникновение аддикций.

Выделяются признаки интернет-аутизма у подростков. Анализируются факторы риска возникновения интернет-зависимо-сти, способы ее предупреждения и коррекции у лиц молодого возраста. Книга рекомендуется как учебное пособие, предназначенное для обе-спечения учебного процесса в высших образовательных учреждениях и рассчитано на студентов, преподавателей, аспирантов и соискателей, а также врачей, психологов, сотрудников правоохранительных органов, социальных педагогов и всех тех, кто интересуется проблемой влияния культуры отчуждения на формирование аддиктивного поведения.


Предисловие............................................................................. 5

Глава 1. Психодинамические механизмы аддикций ........... 21

1.1. Дефиниция аддикций и формы аддикций......................... 21

1.2. Значение аттачмента......................................................... 25

1.3. Значение личностных факторов......................................... 35

1.4. Эго-системы и аддикции.................................................... 37

1.5. Переживание скуки как триггер аддикций.......................... 39

1.6. Аддиктивная идентичность в постсовременной культуре.... 41

1.7. Автоматизм и компульсивность в динамике аддикций..... 56

1.8. Межличностные отношения аддикта......................... ....... 65

1.9. Проблема психологической и физической зависимости

и ее симптомов........................................................................ 78

1.10. Общая психодинамика аддиктивных расстройств........... 83

1.11. Роль семейного воспитания............................................. 95

1.12. Роль социальных факторов

в постмодернистской культуре............................................... 105

1.13. Аддикций в экстремальных условиях............................ 111

1.14. Аддикций и самоконтроль.............................................. 114

1.15. Общность психодинамических механизмов химических

и процессных аддикций......................................................... 119

Глава 2. Классификация аддикций ...................................... 131

2.1. Нехимические аддикции.................................................. 131

Гэмблинг .................................................................................. 131

Интернет- аддикция .................................................................. 135

Работоголизм .......................................................................... 151

Созависимость ......................................................................... 160

Ургентная аддикция .................................................................. 192

Социальная организация как аддиктивная фиксация ..................... 200

Религиозная аддикция ................................................................ 205

Шоппинг ................................................................................... 218

Аддикции к еде ........................................................................... 227

Эротические аддикции ............................................................... 243

Любовные аддикции и аддикции избегания .................................... 243

Сексуальные аддикции. Инцест .................................................. 253

Co- сексуальная аддикция ................................ 268

Киберпорно- аддикция ............................................ 269

2.2.Химические аддикции....................................................... 274

Алкогольная аддикция ................................................................. 274

Наркомании и токсикомании ............................................. 284

Глава 3. Дети химических аддиктов ................................ 291

Глава 4. Методика диагностики аддиктивной
идентичности
..................................................................... 305

Глава 5. Психологическая коррекция и терапия
аддиктивного
поведения .................................................. 318

5.1. Основные подходы к коррекции аддиктивных нарушений. 318

5.2. Психоанализ аддикции....................................................... 369

5.3.Программа психологической коррекции аддиктивного

поведения............................................................ 385

5.4. Саморегулятивный тренинг как средство гармонизации
аддиктивной идентичности...................................................... 466

Литература ........................................................................... 484

Глоссарий .................................................................. 513

  • 1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб, «Питер», 2000г
  • 2. Поликарпов В., Залыгина Н., Обухов Я. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей/ Изд. Пропилеи 2004
  • 3. Леонова Л. Г., Бочкарёва Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие под редакцией Короленко Ц. П. - Новосибирск: НМИ, 1998
  • 4. Клиническая психиатрия: пер.с англ. доп//гл.ред. Т.Б.Дмитриева?М.: ГЭОСТАР МЕДИЦИНА, 1998
  • 5. Вагин Ю. Р. Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведение у подростков) Пермь Издательство ПРИПИТ 2001
  • 6. Акопов А.Ю. Безумие здоровых в больном обществе. «Невский врачебный вестник», №5, 2000г.
  • 7. Акопов А.Ю. Игра в жизнь. СПб. «Политехника», 1999г.
  • 8. Короленко Ц. П., Тимофеева А. С. Корни алкоголизма --Новосибирск. книжн. изд., 1986.
  • 9. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Не упрощая ситуацию.--Сибирские огни, 1988, № 12,
  • 10. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. Деструктивные формы поведения в современном мире.--Новосибирск: Наука, 1990.
  • 11. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия.
  • 12. Короленко Ц.П. Работоголизм - респектабельная форма аддиктивного поведения. - Обозр. психиат. и мед. психол., 1993/4
  • 13. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. - Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1
  • 14. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Аддиктивное поведение при пограничных личностных расстройствах М.: 199
  • 15. Линский И. В., Кузьминов В. Н. Аналгетики и проблема аддиктивного поведения // Ліки України. -- 2004. -- № 9
  • 16. Ярмыш А. Н., Соболев В. А., Сердюк А. А. Политико-правовая и методологическая основа профилактики аддиктивного поведения в Украине и Харьковском регионе // Молодёжь и наркотики (социология наркотизма) / Под ред. В. А. Соболева, И. П. Рущенко. -- Харьков: Торсинг, 2000. -- С. 272-292.
  • 17. Шайдулина А.Ф. Интернет-зависимость - новая форма аддиктивного поведения у подростков из материалов конгресса по детской психиатрии (Москва, 25-28 сентября 2001);
  • 18. Попов Ю.В., Бруг А.В. Аддиктивное суицидальное поведение подростков. Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева Том 02-N 1-2005
  • 19. Воеводин И.В. Копинг-поведение при аддиктивных состояниях относительность критериев адаптивности Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева Том 01-N 4-2004
  • 20. Менделевич В.Д. и др. Аддиктивное поведение, креативность и самоактуализация. Проблемы девиантного поведения молодежи в современном обществе. Сборник тезисов научной конференции с международным участием. СПб., 2001
  • 21. Chernin К. The hungry self. Women, eating, identity.--Harper Row, 1986.
  • 22. Friedan В. The feminine mystique. -- New York: Dell, 1974.
  • 23. Korolenko С. P. The peculiarities of alcoholism in the north. -- Circum-polar health 87, Umea Sweden, 1987
  • 24. Korolenko С. P. Alkohol problems in conditions of the north. -- Cir-cumpolar health 87, Umea. Sweden, 1987
  • 25. Korolenko С. P., Bochkareva N. L. Donskih T. A. Addictive behavior in conditions of the north.--8th International Congress on Circumpolar health. -- Yukon, Whitehorse, 1990.

Segal В., Korolenko С. The study of addictive behavior in Alaska and Siberia. A review of a cooperative relationship and implications for research in circumpolar nation. -- 8th International Congress on Circumpolar health. Yukon, Whithehorse, 1999

  • 26. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1987
  • 27. Смагин С. Ф. Аддикция, аддиктивное поведение, СПб.: МИПУ, 2000
  • 28. Смагин С. Ф. Полиморфный накопленный стресс, СПб.: МИПУ, 2001
  • 29. Смагин С. Ф. Морфология критической ситуации, СПб.: АМСУ, 2002
  • 30. Смагин С. Ф. Социально-психологические аспекты критической ситуации, СпБ.: АМСУ, 2002
  • 31. Психология человеческой агрессивности/ составитель Сельченок К.В.?Мн.: Харвест,1999
  • 32. Психология социальных ситуаций/ составитель Гришина Н.В. --СПб.
  • 33. Психические состояния/ составитель Куликов Л.В. ? СПб.: Питер, 2000
  • 34. Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х. Наркология, М.: Медицина, 1990
  • 35. Лужников Е.А. Клиническая токсикология, М.: Медицина, 1994
  • 36. Балабанова Л.М. Судебная патопсихология, Д.: Сталкер, 1998
  • 37. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, Н. Новгород: НГМА, 2000
  • 38. Бодров В.А. Информационный стресс, М.: ПЕР СЭ, 2000
  • 39. Зимбадо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние, СПб: Питер, 2000
  • 40. Морозов Г.В., Шумский Н.Г. Введение в клиническую психиатрию, Н. Новгород: НГМА, 1998
  • 41. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - М., 1979.
  • 42. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1977
  • 43. Портнов В.А., Смирнов П.В. Антиципация возраста совершения повторных суицидальных попыток. Материалы XIII съезда психиатров России. М., 2000.
  • 44. Rassel A. Suicide. Toronto, 1968;
  • 45. Stengel E., Cook N.G. Attempted Suicide. L., 1958;
  • 46. Конончук Н.В. О психологическом смысле суицидов // Психологический журнал. 1989, N 5, с. 95-102.

Семья – это самый первый институт социализации ребёнка. Функциональное назначение семьи складывается из важных составляющих. Чем больше функций у каждой отдельной семьи, тем богаче внутрисемейные отношения. Дисфункциональные семьи разрушают не только отношения, но и личностные свойства. Паттерны поведения, усвоенные в таких семьях, не могут способствовать укреплению целостности личности ребенка и адекватному восприятию себя и других людей. Для детей из дисфункциональных семей осложнены такие значимые для личности процессы, как принятие объективной сложности окружающего мира, полноценная адаптация к изменяющимся условиям, умение принимать на себя ответственность и делать выбор.

Функции семьи: воспитательная, хозяйственная, эмоциональная, функция духовного общения, функция первичного социального контроля, сексуально-эротическая функция.

Функции семьи могут менять свое содержание и значимость вместе с изменением социальных условий. Нарушению реализации функций способствуют разные факторы: личностные особенности членов семьи, низкий уровень доверия и взаимопонимания, условия жизни, неполный состав семьи, недостаточный уровень знаний и навыков в культуре взаимоотношений и воспитании детей. В связи с проблемой аддиктивного поведения особую значимость приобретает эмоциональная функция, которая реализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. С нарушением эмоциональной стабильности могут развиться и укрепиться такие явления как повышенная тревожность, страх перед действительностью, потеря чувства безопасности и недоверие к окружающим.

Уже в пренатальном периоде ребенок способен воспринимать изменения эмоционального состояния матери. Ершова Т. И. и Микиртумов Б. Е. отмечают, что эмоциональные расстройства матери могут оказывать патогенное влияние на развитие ребенка, степень устойчивости адаптационных процессов к моменту рождения и последующего взаимодействия с окружающей средой. Дестабилизации эмоционального состояния способствуют разные факторы: повышенная тревожность матери во время беременности, продолжительные стрессы, переживания по поводу нежелательной беременности и др. (Ершова, Микиртумов, 2006). Необходимой основой является первая привязанность матери и ребенка. Она играет детерминирующую роль в развитии ребенка и формировании его взаимоотношений как в семье, так и в социуме вообще. Педиатры полагают, что первые полтора часа после рождения – самый критический период для успешного выстраивания отношений привязанности и доверия между родителями и детьми. Это тот промежуток времени, когда младенцы находятся в состоянии максимальной восприимчивости, что в значительной мере определяет глубину и силу привязанности между матерью и ребенком. Ребенок появляется на свет с чувством базальной тревоги. Если во время первых контактов родители не удовлетворяют потребность в безопасности, то реальность для ребенка может всегда оставаться фрустрирующим фактором.

Проявление родителями безразличия, отвержения, враждебности, неуважения, предъявление завышенных требований, подвержение ребенка систематическим наказаниям – все это может способствовать формированию у ребенка базовой враждебности по отношению к родителям, отстраненности от самых близких людей, недоверию. Подобное отношение к родителям в какие-то моменты может переноситься на отношение к взрослым вообще. Отсутствие доверительных отношений во многом осложняет процесс социализации. Доверие у ребенка укрепляется тогда, когда его проблемы находят отклик у окружающих, когда в трудный момент ребенок обретает поддержку (но не гиперопеку, которая лишает инициативы). Ребенку также важно быть уверенным в том, что он состоятелен для окружающих (в первую очередь для близких людей) как «соучастник» во многих важных событиях. Он должен быть уверен в том, что с его потребностями и его точкой зрения считаются. Так ребенок сможет реализовать свою страсть к взрослению. Взрослым нельзя стать сразу. Взрослость начинает формироваться в детстве. Здесь важно отметить, что и некоторые психосберегающие подходы в воспитании в искаженном виде могут внести свой вклад в осложнение процессов адаптации. Часто детская психика не оберегается там, где это необходимо, и с особой тщательностью оберегается в тех случаях, когда целесообразней дать ребенку возможность стать полноправным участником тех или иных событий, какой-то деятельности с правом выбора и с формированием своей позиции, своего мнения.

В формировании аддиктивных механизмов родительское программирование имеет большое значение. По Э. Берну «Сценарий – это постоянно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора» (Берн, 1995). По сценарию человек наследует не только заболевания, но и способ взаимодействия со средой. Поэтому если родителям свойственно испытывать страх перед реальностью и искать утешения и защиты в ощущениях, достигаемых в контакте с аддиктивными агентами, то и дети унаследуют и этот страх и способ защиты – уход от реальности. В выборе аддиктивных агентов ребенок может пойти по линии родителей или найти свои средства. Совсем не обязательно, например, что, если один или оба родителя алкоголики, то ребенок не избежит участи родителей. Сильнее может оказаться антисценарий. (Один из реальных случаев: сын алкоголика выбирает профессию врача-нарколога). Но «алкоголизм родителей порождает социальные проблемы у детей…»(Горьковая, 2007). Социальные проблемы детей порождаются и другими видами аддиктивного поведения родителей.

Особого внимания заслуживает проблема созависимости. Семьи с аддиктивными родителями продуцируют людей двух типов: аддиктов и тех, кто заботится об аддиктах. Такое семейное воспитание создает определенную семейную судьбу, которая выражается в том, что дети из этих семей становятся аддиктами, женятся на определенных людях, которые заботятся о них или женятся на аддиктах, становятся теми, кто о них заботится (формирование генерационного цикла аддикции).

Члены семьи обучаются языку аддикции. Когда приходит время образовывать собственные семьи, они ищут людей, которые говорят с ними на одном аддиктивном языке. Такой поиск соответствующих людей происходит не на уровне сознания. Он отражает более глубокий эмоциональный уровень, т. к. эти люди опознают то, что им нужно. Родители обучают детей своим стилям жизни в системе логики, которая соответствует аддиктивному миру. Этому способствует эмоциональная нестабильность.

Важен анализ особенностей людей, находящихся в близких отношениях с аддиктами. Мы привыкли считать, что аддикт отрицательно влияет на тех людей, которые находятся рядом с ним. Но другая сторона этого явления заключается в том, что эти люди могут влиять на аддикта определенным образом, способствуя аддикции, провоцируя её, мешая коррекции этой аддикции. Здесь мы выходим на проблему созависимости. Созависимыми являются люди, создающие благоприятные условия для развития аддикции. Аддиктивным недугом поражена семья в целом. Каждый член семьи играет конкретную роль, помогая злоупотреблению. Воспитывая детей наряду с аддиктом, созависимые передают детям свой стиль, закладывают в детей незащищенность и предрасположенность к аддикции.

Так же, как аддикт приобретает сверхозабоченность аддиктивным агентом, также созависимый человек всё больше фокусируется на аддикте, его поведении, употреблении им аддиктивного агента и т. д. Этот соаддикт изменяет своё собственное поведение в ответ на стиль жизни аддикта. Изменение поведения может включать попытки контроля над выпивкой, над проведением времени, над социальными контактами, особенно с теми, кто тоже имеет аддиктивные проблемы. Созависимый старается любой ценой удержать мир в семье, стремится изолировать себя от внешних активностей. Он оказывается в своей основе фиксированным на аддикте и его стиле жизни. Черты, характерные для созависимости:

    комплекс отсутствия честности (отрицание проблем, проекция проблем на кого-то, изменение мышления настолько выражено, что оно носит характер сверхценных образований);

    неспособность распоряжаться своими эмоциями здоровым образом (неспособность выразить свои эмоции, постоянное подавление эмоций, замороженные чувства, отсутствие контакта с собственными чувствами, фиксация на какой-то одной эмоции (обида, месть и т. д.) и неумение отвлечься от неё);

    навязчивое мышление (прибегание к формально-логическому мышлению, создание формулы и подчинение всего этой формуле);

    дуалистическое мышление (да или нет без нюансов);

    перфекционизм;

    внешняя референция (направленность на других);

    низкая самооценка вследствие последнего;

    постоянная тревожность и страх;

    ригидность;

    частые депрессии и т. д.

Созависимые вынуждены зависеть от других, чтобы доказать свою значимость. Их главные цели: определить чего хотят другие люди и дать им то, чего они хотят. В этом успех созависимых. Они не представляют себе жизни наедине с собой. Созависимые стараются манипулировать и контролировать ситуацию. Они стараются сделать себя незаменимыми. Они нуждаются в том, чтобы в них нуждались. Часто берут на себя роль мучеников, страдальцев. Страдают ради того, чтобы скрыть проблему для блага людей. Созависимые спасают аддиктов от наказания, скрывают происходящее, как будто ничего не происходит, тем самым лишая аддикта всякой ответственности за своё поведение.

отсутствие осознания болезни, характера ситуации;

подсознательное желание быть незаменимым, необходимым для аддикта (это желание может превращаться в желание осуществлять контроль и власть).

Таким образом, среди внешних факторов, сопутствующих аддиктивному поведению, особое место принадлежит семье как основному институту социализации человека.

Цезарь Петрович заведовал кафедрой психиатрии и наркологии факультета клинической психологии Новосибирского Государственного медицинского университета с 1964 года по 2006 год. Он является действительным членом Нью-Йоркской Академии Наук, членом ВОЗ по разделу транскультуральной психиатрии во Всемирной психиатрической Ассоциации, членом редакционной коллегии журнала «Антропология и медицина» Великобритании, членом-корреспондентом РАН Высшей Школы, Почётным Профессором НГМА, Заслуженным деятелем науки РФ.

Область научных интересов: аддиктивные и личностные расстройства; психиатрия экстремальных состояний; транскультуральная психиатрия, психиатрия постсовременного общества.

Под руководством Ц.П. Короленко защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций. Профессор Ц.П. Короленко участвовал с докладами во многих Всемирных Конгрессах по психиатрии и наркологии (Монреаль, Ванкувер, Торонто, Андорра, Квебек-Сити, Варшава и др.).

Свободно владеет несколькими иностранными языками: английский, немецкий, польский, венгерский; читает и переводит тексты с японского языка.

Книги (13)

Homo postmodernus: Психологические и психические нарушения в посмодернистском мире

Предлагаемая вниманию читателя книга является первым в России руководством по постсовременной психиатрии и психологии.

В книге излагаются данные о новых, не выделяемых в прошлом формах психических нарушений и их теневых синдромах, дается их классификация.

Интимность

Книга посвящена новому разделу психологической науки — психологии и психотерапии интимности.

C современных позиций рассмотрены психологические особенности развития интимности, защитные механизмы, сопровождающие ее проявления, виды и структура интимности. Анализируются факторы риска возникновения страха интимности, сниженного сексуального желания и других нарушений этой сферы, приводятся данные психоанализа объектных отношений и коммуникативного анализа, модели поведения и сексуальные сценарии.

Цель монографии — не только познакомить читателей с фактической информацией, основанной на научных исследованиях, но и предоставить возможность разобраться в противоречиях между полами, в различных аспектах сексуальности и интимном поведении, что позволит внести необходимые изменения в свою половую жизнь.

Личностные и диссоциативные расстройства

Книга рассматривает характеристики личностных расстройств, в том числе тех, что не входят в DSM-IV-TR (2000).

Особое внимание обращается на диссоциативное расстройство идентичности, которое до сих пор не диагностируется или, что еще хуже, диагностируется ошибочно с различными (медицинскими, психологическими, социальными) отрицательными последствиями.

Рассматриваются вопросы этиологии и механизмов развития личностных расстройств в свете теории Self-объектных отношений. Анализируется значение неадекватного парентинга (родительствования), интернализации ранних отношений, психической травматизации, нарушений аттачмента. Акцентируется роль интерзависимостей, взаимной эмпатии, «обоюдности» в различных аспектах.

Авторы полагают, что книга окажет каждодневную помощь в самоанализе своих сильных и слабых сторон, правильности принятия решений, раскрытии внутреннего потенциала, избавлении от комплексов, препятствующих самореализации и искусственно ограничивающих чувство внутренней свободы.

Личностные расстройства

Книга существенно отличается от имеющихся публикаций, посвященных личностным расстройствам.

В ней пересмотрены и расширены в соответствии с новыми данными клинические характеристики личностных расстройств. Описаны личностные расстройства, которые не входят в DSM-IV-TR (2000).

Особое внимание уделено диссоциативному расстройству идентичности, которое нередко либо не диагностируется вообще, либо диагностируется ошибочно. Подробно рассмотрены вопросы этиологии и механизмов развития личностных расстройств, представлены особенности терапии, в том числе диалектической поведенческой, когнитивной, психодинамической и др. Приведены современные сведения о сочетанном психотерапевтическом и психофармакологическом подходах к лечению и коррекции личностных расстройств.

Издание предназначено для широкого круга профессионалов из числа психотерапевтов, психиатров, клинических психологов и представителей смежных специальностей.

Мифология пола

В книге «Мифология пола» с новых позиций, отражающих данные литературы и собственные исследования автора, рассматривается роль, которую играет мифологизация секса в разных сферах межличностных отношений.

Обычно публикации о сексуальном поведении человека (крайне малочисленные в нашей стране) концентрируют внимание на нарушениях явно болезненного характера или значительных отклонениях, которые излагаются в специальных руководствах по психиатрии, научных статьях, монографиях. Эта сторона вопроса находит свое отражение и в настоящей книге, однако здесь анализируется значительно шире.

В книгу включены проблемы, выходящие за пределы сексуальных отношений в узком смысле слова: психология семейных отношений, вопросы отношений родителей с детьми, отношения между мужчинами и женщинами в различных ситуациях, значение воспитания в детстве.

Общая психопатология

Настоящая книга предлагается в качестве вспомогательного пособия по изучению общей психопатологии для студентов медицинских институтов.

Шесть разделов книги посвящены рассмотрению нарушений в различных сферах психической деятельности. Изложению каждого из разделов предшествуют краткие сведения из области общей психологии. Отдельный раздел касается и методов обследования психически больного.

Психическое здоровье XXI века. Психические отклонения в постмодернистском обществе

В работе рассматриваются проблемы и расстройства преобладающие в системе развития и существования современного человека.

Термины постмодернистское общество и постмодернистская культура в последние десятилетия все чаще встречаются в литературе по социологии, транскультуральной психологии и психиатрии. Они отражают специфику новых явлений и процессов, происходящих в конце 20-го и начале 21-го века, прежде всего, в наиболее развитых странах.

Постмодернистская культуральная модель, являясь продуктом модернистского общества, сосуществует с ним, проявляя тенденцию к более или менее быстрому дальнейшему распространению. В разных регионах мира, в том числе и в сегодняшней России, обнаруживается мозаичность сочетания традиционной, модернистской и постмодернистской культур.

Постмодернистская культура в современной России получает наибольшее развитие в крупных городах, метрополиях, зонах интенсивного промышленного роста. Для лучшего понимания особенностей постмодернистской культуры целесообразно остановиться на основных чертах предшествующих ей культур — традиционной и модернистской.

Психоанализ и психиатрия

Предлагаемая вниманию читателей книга — первое руководство по взаимосвязи психоанализа и психиатрии.

Авторы рассматривают психоанализ, психиатрию и психотерапию, как с биологических, так и с психологических и социальных позиций. В книге излагаются современные данные по различным аспектам психоанализа, анализируются психологические механизмы, участвующие в становлении и развитии ряда психических нарушений.Современный человек, находящийся под влиянием постоянных стрессовых ситуаций, вынужден ориентироваться только на себя, на свои внутренние возможности.

Книга необходима не только для усовершенствования знаний в области психоанализа и психиатрии, но и для сомопознания любого человека. Авторы полагают, что книга окажет каждодневную помощь в самоанализе своих сильных и слабых сторон, правильности принятия решений, раскрытии внутреннего потенциала, избавлении от комплексов, препятствующих самореализации и искусственно ограничивающих чувство внутренней свободы.

Психодинамические механизмы аддикций в современной культуре

В работе описаны механизмы возникновения различных видов аддиктивного поведения личности.

Основой возникновения и развития аддикций является стремление к изменению психического состояния, которое чем-то дискомфортно для индивидуума. Содержание психологической реальности, от которой старается избавиться индивидуум, бывает различным, также как и могут быть различными способы от ее избавления.

Вызывающая психологический дискомфорт реальность может быть состоянием подавленности, грусти, неуверенности, обиды, тревожного ожидания, разочарования, скуки; включать элементы растерянности, беспомощности, безнадежности, низкую личностную и социальную самооценку. Все эти отрицательные переживания, лежащие в основе формирования аддикций, обычно не достигают уровня, характерного не только для психотического, но и для непсихотического (невротического) уровня расстройства.

Сексуальность в постсовременном мире

Книга посвящена новому разделу психологической науки психологии сексуальности. Авторы с позиций биопсихосоциокультуральной парадигмы рассматривают различные аспекты мужской и женской сексуальности: психологические механизмы выбора брачного партнера, сексуальную агрессивность, гендерную флюидность, влияние семьи на сексуальную идентичность. В книге представлены авторские классификации видов постмодернистской гендерной идентичности, типов привязанности и проявлений блокированной интимности.

В монографии с современных позиций рассмотрены психологические особенности развития сексуальности, представлена авторская модель формирования зависти, впервые описаны проявления травматического стрессового расстройства, вызванного переживанием зависти. Освещены вопросы психотерапии ревности, классификации видов ревности, ее структуры и психологических защитных механизмов, сопровождающих ее проявления.

Социодинамическая психиатрия

Книга представляет собой первое в отечественной литературе руководство по социодинамической психиатрии.

Это направление является пограничным между собственно психиатрией и клинической и социальной моделями психотерапии. Авторы рассматривают психиатрию, психотерапию и наркологию как с биологических, так и с психологических и социальных позиций.

Книга адресована профессионалам в области психиатрии, психотерапии, психологии, а также всем специалистам, кому по роду своей деятельности приходится взаимодействовать с людьми, имеющими те или иные психические расстройства, как выраженные, так и скрытые, становящиеся заметными только в стрессовых ситуациях.