Конспект занятия по грамоте Звук, буква. Конспект НОД «Знакомство с согласными звуками и и буквой « М» план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему Интересные задания с буквой м для дошкольников

В рубрике учим буквы сегодня буква «М» . Малыши любят эту букву быстро ее запоминают и называют ее мамина буква. И не случайно дети ее любят ведь в слове мама две буквы М.

Дорогие мои мы с вами уже говорили о том, что прежде, чем знакомить ребенка с буквой надо поработать сначала со звуком.

Сегодня я вам предлагаю, прежде, чем знакомить малыша с буквой проверьте на сколько ваш малыш внимательный? А для этого поиграйте с ним.

Игра на внимание:

Предложите запомнить слова со звуками [м, мґ], которые встретятся в сказке Г. Юдина «Поэты».

ПОЭТЫ

Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:

– Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:

Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо:

Нет на свете никого

Лучше нашей…

– Малины! – заорал Миша.

– Да при чем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».

– Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?

– Ну, хотя бы про этот мухомор.

– Не ешьте белые макароны,

А ешьте красные мухоморы!

– Что ты, что ты! – испугался мышонок. – Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней,

Чем бойкий рыжий…

– Айболит! – заорал медвежонок.

– Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.

– Откуда ты так много знаешь?

– Кто много читает, тот много знает! – важно ответил мышонок Мыша.

После прочтения сказки спросите:

  • Понравилась ли ребенку сказка?
  • Что понравилось?
  • Какие слова со звуками [м, мґ] запомнил?

Буква «М»

Веселые стихи

Мама, глянь-ка!

Словно две родных сестры! Г. Виеру

П куда-то торопилась,

Посрединке проломилась,

П не П теперь совсем –

Она стала буквой М .

Г. Ванюхина

Мы за руки возьмемся,

Мы маме улыбнемся,

Мы, словно буква М , вдвоем

На праздник майский днем пойдем.

В. Степанов

Вот качели – буква М !

Здесь качаться можно всем!

Е. Тарлапан

Медвежонок по утрам

Все твердил упрямо:

– Нет на свете никого

Лучше моей мамы.

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

В. Степанов

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я –

Это мы». А между тем

Получилась буква М .

А. Шибаев

Мама Милу с мылом мыла,

В глаз попало Миле мыло.

Мама Миле говорила:

– Не сердись, дочурка Мила!

– Не сержусь, – сказала Мила, –

Я выплакиваю мыло.

И. Демьянов

Буква М – начало слов

многообразных:

Малина, мама, мухомор и масло.

М можно встретить нам легко:

Мёд, микстура, молоко.

Буква «М»

Пословицы и поговорки

1. Мир строит, а война разрушает.

2. Много снега – много хлеба.

3. Мало хотеть, надо уметь.

Чистоговорки

Ма-ма-ма – дома я сама.

Му-му-му – молоко кому?

Мо-мо-мо – едим эскимо.

Мы-мы мы – прочитали мы.

Ми-ми-ми – поем ноту ми.

Игры

Игра «Кто больше?».

1. Вспомните, какая ягода начинается со звука [м ] и заканчивается звуком [а ]. (Малина, морошка.)

2. Назовите цветы, в названии которых есть звук [м ]. (Мак, маргаритка, мальва, ромашка.)

3. Перечислите продукты, в названии которых есть звук [м ]. (Мясо, маргарин, масло, макароны, манная крупа, молоко, мука, мандарины.)

Игра «Доскажи словечко».

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь – лесной… (медведь).

В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц?.. (Мел).

* * *

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это?.. (Мышка).

Летом много их бывает,

А зимой все вымирают.

Прыгают, жужжат над ухом,

Как они зовутся?.. (Мухи).

Каждый тут в лесу талант –

И певец, и… (музыкант).

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку… (мячик)

* * *

Хоть на холоде лежат,

Но от стужи не дрожат.

Пусть ветра с водой свежи,

Покрывают пляж… (моржи).

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?.. (Май).

Мы щенка в воде и в мыле

Два часа мочалкой… (мыли).

Игра «Доскажи фразу».

Конь ржет, а корова… (мычит).

Собака лает, а кошка… (мяучит).

Луна светит, а звезды… (мерцают).

Игра «Волшебная цепочка».

Превратите мышку в миску .

(Мышка мошка – мишка – миска.)

Игра «Буква потерялась».

Найдите потерявшуюся букву.

– сква, – инск, – ак, – етро, – а – а, – ир.

Игра «Наоборот».

Назовите слова, которые начинаются со звука [м ], противоположные по смыслу данным словам,

Война – (мир ), ссориться – (мириться ), быстро – (медленно ), твердый – (мягкий ), глупый – (мудрый ), большой – (маленький ).

Игра «Один – много» .

Представьте данные слова во множественном числе: мост – (мосты ), музей – (музеи ), мука – (мука ), мыло – (мыло ), метро – (метро ).

Игра «Полсловечка за вами».

Мак… (-ушки ), маска… (-рад ), мясо… (-рубка ), мышь… (-як ).

Игра «Подберите пару».

машина маленький

море малиновый

мужчина медленный

мяч мирный

мел мелкий

музей мороженое

мясо музыкальный

Игра «Шесть магов».

1. м – – – а – г.

Этот придумали люди в Австралии.

2. маг – – – – – – –.

Этот и джаз, и частушки, и арии.

3. маг – – – – –.

Этот – прекрасный восточный цветок.

4. – – – – – – маг.

В этом – различных товаров поток.

5. ма – г – – – – – –.

Этот на клумбе, он мал, но красив.

6. – – маг –.

Если б не этот, вернее, не эта,

Я бы от вас не дождался ответа.

О т в е т: мустанг, магнитофон, магнолия, универмаг, маргаритка, бумага.

Игра «Найди слова».

Игра «Играем в прятки».

Вопрос. А кто еще жил в доме? Внимательно прочитайте предложение. Может, увидите еще кого-нибудь.

Игра «Слоговое лото».

1. Прочитайте слоги и составьте с ними слова. (Молоко, мама, мыло, мороз и т. д.)

2. На наборном полотне печатается слог ма , нужно добавить еще слог (слоги), чтобы получилось целое слово. (Ма-ма, ма-лина, ма-ки. )

3. Составьте слова, в которых один из слогов должен начинаться

с буквы «м»: ма, ти, ма, си, ма, ра, ма, ро, ма, му, ло, ла, ма, ло, мы. (Например: мама, мало, мыло, Рома, мука, рама, Сима, Тима. )

Игра «Магическая буква».

Л

А Р? И Я

О т ве т: армия, лампа

Игра «Хвостоглав».

Мы – малышки-коротышки.

Будем рады, если ты

Поразмыслишь и отыщешь

И начала и хвосты.

Мель мол мак

О т в е т: шмель, мельница, хмель; молоко, молодец, моль, смола, молекула; макароны, гамак, макет и т. д.

Игра «Черным по белому».

мел – – – – –

– – мел –

– мел –

– мел – – – –

Возможный вариант о т в е т а:

мельница, помело, шмель, смельчак.

Игра «Зашифрованное слово».

Отгадайте слово, используя шифр.

О т в е т: мандарин.

О т в е т: морковка, ветка, ведро, метла.

2. Кругограмма .

Отгадайте зашифрованное слово.

О т в е т: Мурзилка.

Перевертыши

МАДАМ. МИР ИМ.

МОКНЕТ ОКСАНА С КОТЕНКОМ

О т в е т: лапа. О т в е т: сок.

Загадки

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина.)

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз?

(Мороз.)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Матрешка.)

Великан стоит в порту,

Освещая темноту,

И сигналит кораблям:

«Заходите в гости к нам!».

(Маяк.)

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут!

(Мяч.) С. Маршак

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Морковь.)

Белый камешек растаял,На доске следы оставил.

(Мел.)

Зверь лохматый, косолапый,

Он сосет в берлоге лапу.

(Медведь.)

Раскаленная стрелаДуб свалила у села.

(Молния.)

Старик у ворот тепло уволок.

Сам не бежит и стоять не велит.

(Мороз.)

Я работаю в артелиУ корней лохматой ели.По буграм тащу бревно –

Больше плотника оно.

Не найдешь у нас пилы;

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором, –

А под елью вырос дом.

(Муравей.)

В лесу у пня суетня, беготня:Народ рабочий весь день хлопочет,Себе город строит.

(Муравьи.)

Сами крошки, боятся кошки,

Под полом живут, туда все несут.

(Мыши.)

Мала, а никому не мила.

(Мышь.)

Думаю, что практический материал рубрики учим буквы на букву «М» вам понравился. Комментарии приветствуются!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте

Тема: « Знакомство с согласными звуками [М] и [М"] и буквой « М»

в подготовительной к школе группе № 12 «Радуга»

Воспитатель : Постовалова Е.А.

г. Советский

октябрь 2014г.

Интеграция ОО:

Цель : познакомить детей с согласными звуками [М] и [М"] и буквой (М);

Образовательные задачи:

Характеристика звука с использованием схем;

Упражнять в различении твердых - мягких согласных звуков в слогах, словах;

Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове); выделение заданного звука из потока звуков;

Закреплять умение отвечать на вопросы;

Учить составлять и анализировать предложения со словом « Мак»;

Познакомить с буквой М;

Активизировать словарь;

Развивающие задачи:

Развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей. Воспитывать навыки оказания взаимопомощи в коллективе.

Виды детской деятельности и приёмы работы:

виды детской деятельности

Методические приёмы

игровая

игровые ситуации, дидактическая игра «Хлопни - топни»; игра « Весёлый язычок», д/и « Скажи наоборот», мотивация: «Приглашение в путешествие по волшебной стране звуков и букв » .

познавательно - речевая

решение проблемных ситуаций

продуктивная

буквенный конструктор (буква М) , мастерская по изготовлению продуктов детского творчества – « дорисуй букву по точкам».

коммуникативная

ситуативная беседа, вопросы, отгадывание загадок; чтение стихов.

Место проведения : группа

Количество детей : 10

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: карточка с изображением буквы и звука « М» (шрифт чёрный), картинка - схема слова «мак», кружки (зелёный, синий, красный), предметные картинки, где присутствует звук «М», схемы предложений, схема произношения звуков, фланелеграф, наборное полотно.

Раздаточный материал : схемы слова «мак» и фишки синего и красного цвета для звукового анализа слова, схемы для определения местоположения звука в слове и фишки, схемы для составления предложения, зеркала для артикуляционной гимнастики, карточки для определения твёрдых и мягких звуков(синие, зелёные), предметные картинки, где присутствует звук «М», картинки – сюрпризы.

Ход:

Звенит колокольчик (воспитатель даёт звонок для начала НОД) – дети встают полукругом.

Доброе утро дети, я рада видеть вас, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. Вы готовы? - да. Проходите и встаньте к своим стульчикам. – (дети подходят к стульчикам.)

I. Организационный момент :

Сядет тот, кто придумает слово со звуком (А) в начале.

– Сядьте правильно, сейчас мы с вами как всегда вначале поиграем в игру « Весёлый язычок», возьмите зеркала - артикуляционная гимнастика: «Улыбочка» - « Хоботок» «Заборчик» - « Птенчик», «Часики», «Качели», «Чашечка» (схемы – карточки для показа упражнений).

Повторение изученного материала:

С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.

А, О, У, И, Э, Ы.

Они какие?

Гласные.

Почему мы их так называем?

Потому что их можно пропевать свободно, легко, с голосом, они не встречают препятствия.

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? – красным.

II. Введение в тему :

Послушайте ребятки, я приготовила для вас загадки. Попробуйте их отгадать. Слушайте внимательно :

1.Сидит девица в темнице, а коса на улице! (Морковь)

Появляется соответствующая картинка

Следующая загадка :

2. Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней . (машина)

Слушайте третью загадку :

3.В подполье, в коморке

Живет она в норке,

Серая малышка

Кто же это? (Мышка.)

Появляется соответствующая картинка.

Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки. (морковь, машина, мышка)

А какой один и тот же звук слышится в начале слова? (М)

Мы сегодня будем знакомиться со звуком (М)

Характеристика звука (М) – по схеме

Возьмите зеркала в руки. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально ) .

Что происходит с нашими губами?

Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.

Что происходит с нашими зубами?

Они смыкаются.

Где находится язык? (за зубами)

Да, а воздух выходит свободно?

Нет, воздух встречает преграду

Что ему мешает?

Губы.

Звук (М) какой?

Согласный, твёрдый.

Каким мы его обозначаем цветом?

Синим.

У нашего звука (М) есть братец звук (Мь)- произнесите звук (Мь)

Как мы его произносим – мягко, значит это звук какой?

Согласный, мягкий.

Каким цветом мы его обозначаем?

Зелёным. (в –ль выставляет кружок синего цвета)

А для того, чтобы это всё получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Хлопни - топни»

(я буду называть звуки, а вы должны будете хлопнуть, если услышате звук М; а если Мь – топнуть) – дети играют за столами .

Физкультурная минутка.

Игра с мячом « Скажи наоборот»

(в – ль говорит например: мо – мо – мо, бросает мяч ребёнку, а ребёнок отвечает ми – ми – ми и т.д….) (садятся на места)

Работа со схемами.

Определение места звука (м) в слове.

Посмотрите на свои картинки, и определите, где находится звук (М)

(Каждый ребёнок берёт картинку и располагает её под соответствующей схемой на столе: (мыло, тумбочка, дом, сумка, аквариум, лимон, малина, мышка, бумага, чемодан)

Гимнастика для глаз.

Дети посмотрите вверх, затем вниз, поморгайте, закройте глазки.

Знакомство с буквой М.

Дети, что мы можем сказать про звуки?

Мы их слышим и произносим.

А буквы?

Пишем.

Итак, наш звук [ м ] на письме обозначается буквой М (м). Вот она.

(Изображение печатной буквы вывешивается на наборном полотне.)

На что похожа буква М? (ответы детей)

А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

Молодцы.

Звуко – буквенный анализ слова « Мак»

На доске - картинка-схема с изображением цветка (мака).

У детей на столах - карточки для анализа трехзвукового слова и фишки (синего и красного цветов).

Посмотрите, что нарисовано на этой картинке? (Мак.)

Под маком нарисованы клеточки,

Что это обозначает?

(Эти клеточки обозначают, сколько звуков в слове «мак».)

- Какой звук первый? - (м) – согласный, твёрдый, синим цветом.

Какой второй? - (а)- гласный, красный.

Какой третий?- (к) – согласный, синим цветом.

Мак - м-ааа-к - мак. (Каждый раз слова произносятся с выделением голосом нужного звука).- один ребёнок выполняет у доски.

Сколько звуков в слове «мак»? (Три.)

Сколько согласных?- два, какие?- (м), (к).

Сколько гласных? – один, какой?- (а)

Сколько слогов в слове « мак»? – определяют хлопками – один (обозначают полоской).

Оживите звуки, первый и второй. (дети ставят вместо фишек буквы)

4) Произнесение слова в соответствии с движением указки воспитателя по схеме звукового состава слова.

Молодцы справились с заданием.

Составление предложений со словом «Мак»

Составьте предложения со словом «Мак» из трёх слов (схема) –дети говорят свои предложения. В – ль предлагает одно предложение составить по схеме.

(звуковая схема остаётся на доске, под ней схема предложения, дети за столами составляют схему предложения самостоятельно)- один у доски.

Анализ предложения:

С какой буквы начинается предложение? – с заглавной.

Что ставится в конце предложения? – точка.

Сколько слов в предложении? – три

Какое первое?

Какое второе?

Какое третье?

Если я уберу одно слово, что получится? – ответы детей. Ставит обратно.

Молодцы, справились с заданием.

Давайте заселим букву М в наш буквенный домик (дети встают подходят к мольберту с домиком, говорят, в какого цвета квартиру, на какой этаж заселяют букву М).

- (дети встают в круг)

Рефлексия:

Итак, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?

С буквой М (м).

Какой звук она обозначает?

Звук [ м ].

Какой это звук? (согласный)

А согласный звук бывает каким? (твёрдым и мягким)

Правильно.

А что вам больше понравилось?

Что интересного запомнилось?

- Вы очень хорошо работали, молодцы! - И за то, что вы справились со всеми заданиями я вам хочу подарить волшебные «картинки – невидимки» (с изображением буквы М точками.)

Вы можете соединить точки и увидите, что у вас получится.


, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: закрепить знания детей о согласных звуках и буквах; учиться различать звуки по артикуляции, отличать звуки и букву, которая их обозначает. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику.

Оборудование: презентация, мультимедийное устройство, тетради, ручки красного, синего и зелёного цвета.

Ход занятия

1. Организационный момент

.

Сядет тот, в чьём имени есть звук [И].

Психогимнастика. Логопед : Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся? Что вы делаете, когда вас ругают (Слайд 1)(плачем, грустим, прячемся, защищаемся, молчим, извиняемся – дети мимикой выражают разное эмоциональное состояние). Разыгрываются 2-3 сценки.

2. Сообщение темы занятия.

(Показ слайда 2)

Логопед: Что это? – Дом. Какой последний звук в слове дом? (Звук [М]). В этом доме живут бабушка, дедушка, папа, мама, дети – сын и дочка по фамилии Михайловы. Скажите одним словом – “семья” (Слайд 3).Какой третий звук в этом слове? (Звук [М’]) – Сегодня мы будем учиться различать звуки [М]– [М’] и букву, которая обозначает эти звуки на письме. Буква М.(Слайд 4)

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Посмотрите на мои губы, они чуть-чуть улыбаются, когда произносят звук [М’], и чуть-чуть сердятся, когда произносят звук [М].

М – нам губы звук смыкает!
Звуку голос помогает. (Профиль звука [М]– (Слайд 5),

Обозначение звуков цветовыми символами и “звоночками” (Слайд 6)

4. Развитие фонематического слуха. Игра “Твёрдый – мягкий”

Логопед: Семья Михайловых – дружная. Они вместе трудятся и вместе отдыхают, любят играть в различные игры. Папа Матвей предлагает вам поиграть в игру “Твёрдый – мягкий”. Если услышите звук [М], то поднимайте синий квадратик, а если услышитезвук [М’], то поднимайте зелёный квадратик. (Слова: самолет, малина, мёд, мост, милый, мала, мясо, мука, медведь, муха) Логопед: А на что же похожа буква М?

Буква М с двумя горбами, Как верблюд - смотрите сами (Слайд 6)

Взялись за руки друзья.
И сказали: “Ты да я – это мы!
А между тем
получилась буква М.
А.Шибаев (Слайд 7)

Логопед: Внукам Мите и Майе очень нравится играть и с бабушкой Машей.

5. Развитие внимания, памяти, логического мышления. Игра “Четвёртый лишний”.

Логопед: Посмотрите на картинки, назовите их, найдите “лишнее слово”, объясните, почему вы так считаете.

Образец ответа: Я считаю, что слово “дом” “лишнее”, потому что звук [М] в конце слова, а во всех словах слышится в начале слова.

(Масло, машина, малыш, дом – Слайд 9),
(Мяч, мёд, мелки, море -Слайд 10)
(Мороженое, мясо , мыло, муха -Слайд 11), (2 варианта ответа)
(Мама , монеты, мост, мотоцикл-Слайд 12).

Чем похожи слова? (молоко, молоток – Слайд 13) (Начинаются на твёрдый согласный звук [М], в каждом слове 3 слога, пишутся с гласной буквой О). В чём различие?(молоко–это продукт, а молоток-инструмент. В слове “молоко” – 6 букв и 6 звуков, в слове “молоток” -7 букв и 7 звуков)

Логопед: С дедушкой Мишей дети любят что-то мастерить, постучать молоточком и посмотреть интересные фильмы (слайд15)..

6. Физминутка – “Молоточки” (слайд14).

О.С. – ноги – на ширине плеч, руки опущены. Пальцы сжаты в кулачок.

– Кулачок об кулачок постучали – чок да чок. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. Молоточки тук-тук, по гвоздочкам стук-стук. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. (Повтор – 2 раза под музыку, дети выполняют соответствующие движения)

7. Чтение слогов и чистоговорок.

Ма-ма-ма - дома я сама.
Му-му-му - молоко кому?
Мо-мо-мо - едим эскимо.
Мы-мы-мы - прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми - поем ноту ми. (Слайд 17).

8. Письмо слогов с буквой М (

разноцветными ручками) в тетради.

Логопед: Мама учит Митю и Майю писать буквы, слоги и слова.

Слоги – МА, МУ, МО, МЫ, МИ,
Слова – Мама, ам, ум.

9. Итог занятия.

С какими звуками познакомились? Чем они похожи? В чём их различие?

Тихоненкова Елена Павловна

Учитель-логопед, МБДОУ общеразвивающего вида детский сад № 62 "Жемчужинка г. Мытищи, г. Москва

Тихоненкова Е.П. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте: "Звуки М, Мь и буква М" // Совушка. 2016. N4(6)..11.2019).

Цель: уточнение знаний о звуках [М], [М"]

Задачи:

  • Образовательные : Познакомить со звуком [М] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.
  • Развивающие : развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух, внимание, мышление, пространственное восприятие;
  • Воспитательные : Воспитывать уважение к ответам товарища.

Оборудование:

Демонстрационный материал : красивый конверт с указанным адресом группы, листочки из лёгкой бумаги, “камни” - буквы, ковёр-“речка”, большой лабиринт c “норками”, игрушка мышка, рисунок дома, образец буквы, образцы заданий из рабочего листочка, три короба разной величины.

Раздаточный материал : разрезные картинки на подгруппу детей, рабочие листочки с заданиями, карандаши, подносы с элементами букв, полоски-слова, кружочки (зеленый, красный, синий).

Ход занятия

1. Оргмомент

Детей встречают на входе в группу. “Доброе утро, ребята! Многие из вас пришли в садик очень рано, а вы не забыли умыться и почистить зубы? Давайте вспомним, как мы это делаем”

- Самомассаж и артикуляционная гимнастика

Водичка, водичка, умой моё личико (ладошками рук ведём по лбу от центра к вискам)

Чтобы глазки блестели (от уголков глаз по скулам к вискам )

Чтобы щёчки краснели (круговыми движениями ладошками растираем щёчки)

Чтоб смеялся роток (указательными пальцами рук от центра над верхней губой, а затем под нижней губой ведём к краям губ)

Чист и бел был зубок (улыбнуться, показать зубки и удержать продолжительное время)

Логопед: Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить нашу страну, познакомиться с новым звуком и научиться писать букву, обозначающую этот звук”

- работа над силой речевого дыхания

Когда дети дадут своё согласие и отправятся в путь, дорогу перекрывает “быстрая речка”. Но нет переправы.

Логопед спрашивает детей, какое время года на улице и предлагает обосновать ответ. (Дети называют признаки зимы.)

Логопед: И у нас снежинки закрыли всё на подносе. Давайте все вместе глубоко вдохнём носиками и сильно подуем на снежинки, сложив губы трубочкой.

Дети сдувают листочки и видят “камни ”с буквами А, О, У, Э, И.

Логопед: Эти камни мы используем для переправы через речку.

Камни помещают поперёк речки, и каждый ребёнок по образцу учителя перепрыгивает с камня на камень, называет букву громко и чётко на твёрдой атаке.

Перебравшись на другой берег, дети видят дом. “Кто в домике живёт?” Дети отгадывают загадку:

В подполье, в коморке

Живет она в норке

Серая малышка

Кто же это?... (Мышка)

3. Сообщение темы.

- Работа над словообразованием прилагательного от существительного

Логопед достаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая) Вот полевая мышка Мила и приготовила вам сегодня задания.

- Работа над ориентировкой на листе бумаги и развитием слухового внимания.

Перед детьми появляется планшет - лабиринт.

Логопед: У полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить.

Логопед говорит маршрут, а ребёнок ведёт по нему мышку: “Идём от стрелки вверх, поворачиваем направо, вниз, мимо цветочка”. Норку снимают с планшета, переворачивают и видят “?” (вопрос). Учитель показывает карточку с предметами: цветы, стол, стул, кровать. Просит перечислить предметы: ”Что на карточке лишнее? (Машина. Почему?(ответы детей) Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия. Произнесём ещё раз слово “машина” и назовём первый звук” (мммашина).

Дети выделяют звук [М].

А вот еще одно задание, кто же лишний на этой карточке?

Произнесём ещё раз слово “медведь” и назовём первый звук” (мммедведь).

Дети выделяют звук [Мь].

Назовите еще раз первые звуки этих слов.

Мммашина. [М]

Мммедведь. [Мь]

Логопед: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите сначала звук [М]. А теперь звук [Мь]. (хором, затем индивидуально)

Вопросы по схеме:

Губы открыты или смыкаются? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)

Где находится язык? (он лежит на дне рта)

Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (да, губы)

Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные) Значит, звуки [М] и [Мь] какие? (согласные).

Логопед: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [Мь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [М] и [Мь] какие? (звонкие).

Логопед: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).

5. Развитие фонематическо восприятия.

Логопед предлагает пройти ко второй норке другому ребёнку с мышкой. (Идём вверх, поворачиваем налево, вверх, мимо колокольчика, мимо гриба боровика) С другой стороны норки нарисовано ухо.

Логопед: Поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть разные звуки. Если вы услышите [М], хлопните в ладоши, а если [Мь], топните ногой... (Небольшим экраном логопед прикрывает рот от глаз детей и произносит звуки) О-в-м-у-м-ы-мь-м-ш-н-нь-м-мь-мь-м. (Затем слоги) Ма-со-мы-ми-ты-ым-ом-им-ни-но-не. Затем слова: ложка, рыба, мед, коты, дым, помидор, малина, лыжи, ручка, мир, бык, дым…

А теперь физминутка.

Физминутка

6. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

Дети на столах работают с разрезными картинками на каждого ребёнка: на 1 ряду лежат 5 разрезных картинок: малина, морковь, мед, лимон, мороженое, помидоры.

На 2 ряду лежат разрезные картинки: самолет, машина, трамвай, самосвал, мотоцикл, метро.

Логопед: Назовите собранные картинки одним словом. (продукты (еда), транспорт)

Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [м] или [мь], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова). И выставляет кружочек в нужном месте.

7. Обозначение звуков [М] и [Мь] буквой “ЭМ”.

Один из детей снова подходит к лабиринту и проходит путь к норке по инструкции. На обратной стороне норки нарисован карандаш. “Ребята, как вы думаете, что мы с вами будем делать сейчас?” (учиться писать букву М).

Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква).

Логопед: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

Дети садятся за столы для письменных работ. Учитель показывает на карточке букву М. Сколько элементов в букве? Какие? (четыре вертикальных палочки),

Логопед: Соберите букву М по образцу из 4 элементов, которые лежат у каждого на столе.

- Развитие зрительного восприятия.

Логопед: Карандаш решил проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз, спрятал ее за рисунком (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки) (Приложение)

Найдите букву за линиями и раскрасьте её наполовину синим, наполовину зеленым карандашом. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.

- Пальчиковая гимнастика.

В нашем маленьком домишке

Завелись серые мышки

Так и шмыгают кругом

Все на кухне кувырком

Круговые движения пальцами

То топочут под столом

Лакомятся молоком

На скамейку сесть хотят

И пугают там ребят

«Скамейка»

То на шкаф залезут мышки

То на стуле шалунишки

Так и хочется поймать

А они шмыг под кровать

Быстро прячут мышек

Затем дети раскрашивают букву.

Логопед: А теперь напишем букву в воздухе: (Логопед объясняет и показывает)

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

Несколько раз дети вместе с логопедом “пишут” букву в воздухе. Затем логопед ставит образец следующего задания на доску. У детей задание напечатано на рабочих листках. Ребята учатся писать букву простым карандашом по пунктирным линиям. Дети обводят букву на листочках, затем по образцу пишут букву самостоятельно.

8. Развитие фонематических представлений и работа над звуковым анализом и схемой слова “дом”.

В нашем конверте-приглашении находятся звуки: мы их не можем увидеть, но можем услышать. Если звуки назвать быстро в той очерёдности как вы их ловили, то узнаете слово из конверта.

Логопед достаёт и “кидает” звуки [д] (Маша, какой ты звук поймала?) , [о] (Иван, какой ты звук поймал?),[м]. Какое слово было в конверте? (дом). Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

У детей на столах есть конверты с кружочками для звукового анализа. Им необходимо составить из кружочков правильную схему.

А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.

9. Организация окончания занятия.

Наше занятие подошло к концу.

С какими звуками познакомились?

Какое задание понравилось больше всего?

Логопед: Мне понравилось с вами путешествовать, поэтому на память для вас приготовлен сюрприз. Он находится не в первом и не в высоком коробе.

Дети отгадывают. Это картинка с последним заданием из рабочего листочка. Детям предлагается выполнить задание - провести мышку по лабиринту к сыру -по желанию самостоятельно или с родителями дома.

Конспект занятия по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

«Звук и буква М»

Задачи: 1. Образовательные: Учить детей выделять первый согласный звук в слове; познакомить с буквой М; закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы слова; закрепить умение восстанавливать деформированное предложение.

2. Развивающие: Развитие фонематического слуха и слухоречевой памяти; развитие логического мышления, внимания, памяти.

3. Воспитательные: воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к членам своей семьи.

Оборудование: картины «Дом», картинки: мяч, мышь, малина, мука, медведь, дым, машина; звуковые домики; буквы М, разрезная азбука; кружки синего и красного цвета для обозначения звуков; карточки со слогами и словами: ам, ом, ум, ма, мо, му, мама.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Доброе утро. Посмотрите сколько гостей пришли к нам, поздоровайтесь с ними.

А сейчас встаньте в круг. У меня в руках волшебный мячик, он дарит всем, кто подержит его в руках хорошее настроение. Мы будем передавать его по кругу и желать друг другу доброго утра.

II. Сообщение темы занятия. В: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?

Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

В: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.

А, О, У, И.

В: Они какие?

Гласные.

В: Как они произносятся? +Свободно, легко, с голосом.

В: Посмотрите на схему этого слова. Из каких звуков оно состоит? + Из гласных.

В: Сколько их? + Два.

В: Подберите короткие слова для этой схемы. Ау! Уа! Иа!

В: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает? + согласными.

Что это? (выставляется картина «Дом»)

Какой последний звук вы услышали в этом слове?

Сегодня мы с вами будем изучать звук и букву «М»

Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

Палочка и палочка, между ними галочка.

И понятно сразу всем: получилась буква М.

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали. Похожи ребята на букву М?

В: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа? В: Сколько в ней элементов? В: А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.

III. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. При произнесении звука [м] губы сомкнуты, на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы.

Какой это звук? (согласный)

А я хочу с вами поиграть в слова. Назовите овощи со звуком М. (морковь, помидор).

Назовите фрукты и ягоды с этим звуком(смородина, мандарин, малина, лимон).

А теперь назовите весенние месяца со звуком М (март, май).

В: А я знаю ещё одну игру, она называется «Где звук живет? »

В: Вы должны определить место звука в слове, в середине, в конце или в начале.

В: Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза. (показываю рисунки).

Физкультурная минутка.

Звуко – буквенный анализ.

В: ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире?

МАМА

В: Давайте разберём это слово и составим его схему, а потом прочитаем.

(составление схемы слова).

В: - Как ласково дети называют маму? (Мамочка, мамулечка, мамуленька, любимая, милая)

IV. Развитие фонематического слуха.

Сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный?

- (имя девочки, придуманное детьми) учится говорить слова, но пропускает звуки. Поможем ей: .алина, .уха, .едведь, ды., .ашина, до..

Дети определяют место звука м

Проговаривание хором, подгруппами, индивидуально

VI. Физкультминутка.

VII. Развития зрительного внимания и памяти.

Майя и Митя очень любят играть в игру «Чего не стало?» Мы с вами тоже в нее поиграем.

Выставляются игрушки: машинка, мозаика, пирамидка, матрешка.

Запомните, как стоят игрушки. Закройте глаза.

Игрушки переставляются.

А теперь откройте глаза. Что изменилось? (Игрушки переставлены. Раньше матрешка стояла между машиной и пирамидкой, а теперь стоит…).

VIII. Развитие фонематических представлений.

Вся семья собирается в отпуск к морю. На чем они поедут? (на машине). А полетят? (на самолете). Какой первый звук в слове «машина»? Где вы услышали звук [м] в слове «самолет»?

Что они взяли с собой? Назовите только те предметы, в названии которых есть звуки [м].

IX. Восстановление деформированных предложений.

Мама предложила Мите составить предложения. Послушайте, что у него получилось:

«Мама мыть Митя».

«Возле дома цвести мак».

«Дима мыть руки мыло».

Поможем Мите составить эти предложения правильно.

Нахождение буквы М в кассе букв

Найдите букву, которой обозначаются звуки [м]. Закрасьте ее.

XI. Итог занятия.

С какими звуками сегодня познакомились?

Что еще нового узнали на занятии?

Что было трудным для вас на занятии?

Спасибо всем за работу.