Монастырь Варлаама, монастырь Всех Святых (Каламбака). Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни Братья Нектарий, Феофан, Венедикт и Пахомий

Греция, г. Каламбака, Метеоры.

Основание монастыря связано с именем подвижника Варлаама, который поднялся на скалу около 1350 года. Варлаам построил три церкви, келью и цистерну для воды. Там он обитал до конца своих дней в полном одиночестве. После его кончины скала оставалась необитаемой около двух веков.

В 1518 году два брата, монахи Нектарий и Феофан, происходившие из знатного рода Апсарадов из города Янина, до этого прожившие семь лет на столпе Предтечи в Преображенском монастыре (Великий Метеор) поднялись на скалу с единственной целью - отреставрировать превратившуюся в руины церковь Трех Святителей, построенную Варлаамом.

Братья так описывают восхождение на скалу: «Мы обнаружили широкую, высокую и уединенную скалу, названную Варлаам, в честь монаха Варлаама, который жил здесь много лет тому назад, она имеет обширную территорию и подходит нам для проживания, хотя и была заброшена долгие годы, в 1518 году мы начали восстанавливать и возводить постройки на холме, чтобы сделать его обитаемым».

После восстановления церкви братья остались на скале и постепенно к ним присоединились другие монахи, число которых к середине XVI века достигло 30 человек.

В 1542 году братьями была построена новая просторная церковь с двумя куполами - по подобию Афонских церквей, посвященная Всем Святым, ставшая кафоликоном монастыря. При этом подъем строительных материалов на неприступную скалу занял 22 года, а строительство - всего 20 дней. После смерти братьев - Феофана в 1544 году, а Нектария в 1550 году монастырь продолжал процветать, получая от верующих земельные угодья, виноградники, оливковые плантации и деревни. Прибывали другие монахи, которые свято следовали указаниям основателей монастыря, сделанными ими в их завещании: «Все, кто пришел в лоно монашеской жизни, должны пользоваться всем и исполнять все сообща, будь то трапеза, одежда, обувь, принятие решений, проживание…».

В годы расцвета монастыря здесь жило до 35 монахов. С XVII века начался упадок монастыря, который продолжался до 1961 года. Тогда здесь обосновалось новое братство во главе с будущим митрополитом Пирея и одним из виднейших деятелей греческой церкви Каллиником. В это братство входил также и будущий архиепископ Элладской церкви Христодул.

Вот описание монастыря, которое дает Й. Бьернстааль, посетивший монастырь Варлаама в 1779 году: «Игумен монастыря, отец Анатолий, являющийся одновременно ризничим и библиотекарем, принял меня со всем почтением. Здесь имеются две церкви. Число монахов не превышает 9 или 10 человек, всех же людей, проживающих на вершине этой скалы, не более 24 человек вместе с работниками монастыря, С момента основания монастыря ни одна женщина не поднималась наверх, так же как и в Метеор. Игумен проводил меня в церковь, которая не так велика, как в Метеоре, но намного красивее. Она имеет два небольших красивых свода и довольно светлая. Повсюду внутри ее видны настенные росписи, сделанные в манере этого края, без перспективы, без светотени. Монастырь Святого Варлаама был построен в 7044 от сотворения мира, что соответствует 1535 году от Рождества Христова, о чем свидетельствует надпись на камне, находящемся у лебедки, с помощью которой Вас втаскивают наверх».

Доступ в обитель осуществлялся в средневековье по деревянным лестницам, причем монахам приходилось перепрыгивать с риском для жизни с одной подвесной лестницы на другую над бездонной пропастью. Причина этого была в сложной форме скал, на которых нельзя было подвесить одну-единственную лестницу, требовались, по крайней мере, 4-5. Потом была сделана сеть, и только в XIX веке в скале высекли лестницу и мост.

Церковь Трех Иерархов, которая была первой построена на скале, имеет в алтарном своде замурованную черепицу с датой восстановления церкви (1627 г.). Эта церковь с деревянной крышей - однонефная базилика с богатой, великолепной настенной росписью. Посетителей особенно восхищает непревзойденная техника и эстетика двух фресок, украшающих внутреннее пространство церкви. Первая фреска «Жития Святых Эфраима Сирийского» - одного из самых известных схимников и наиболее плодотворного из церковных авторов. Вторая фреска «Успение Иоанна Златоуста».

Также имеется много изображений Святых, например, основатели монастыря Нектарий и Феофан, Рождество Богородицы и Святой Николай из Метцово, который был замучен в Триккале.

Для церкви Всех Святых, построенной в 1542 году, основатели монастыря Феофан и Нектарий описывают в своей автобиографии, как проходило сооружение храма на протяжении 20 лет.

Эта церковь, по подобию Афонских церквей, крестообразная, четырехстолпная, с одним куполом над главным собором и еще одним куполом над притвором. В алтарной нише имеется прекрасная фреска Богоматери Платитера в золотом одеянии, а немного ниже «Литургия Ангелов». На алтарном своде изображен Иисус Христос также в золотых одеждах. Главный собор завершается находящимися слева и справа двумя полукруглыми хорами с аналоем, украшенным мозаикой из слоновой кости и перламутра. Резной деревянный иконостас покрыт позолотой и имеет иконы «Распятие Христа», «Богоматерь» и икону одного из любимых его учеников, а по обоим краям иконостаса находятся иконы в полный рост Молящейся Богоматери и Христа. На четырех парусах под куполом находятся изображения четырех Евангелистов. Великолепна композиция - «Евангелист Лука пишет образ Богоматери». Имеются также замечательные сцены из жизни и страстей Христа, «Богоматерь Скорбящая», а также изображения церковных песнопевцев Иоанна Дамаскина и Козмы. Над Царскими Вратами изображена сцена «Успение Богоматери» с облаками в виде животных и людей, несущих Апостолов к гробу с останками Богоматери.

Притвор церкви покоится на четырех четырехгранных колоннах. В восточной части имеется фреска «Второе Пришествие», а над внутренним дверным проемом находится изображение «Святой Сысой, размышляющий перед останками Александра Великого». В юго-западном углу притвора изображены сцены из жизни Иоанна Предтечи, а в северо-западном углу изображена сцена пытки Святого Пантелеймона. На левой колонне изображен первый отшельник Варлаам в светлом облачении. Захоронение двух основателей монастыря Нектария и Феофана находится в юго-восточном углу придела, а на стене изображены фигуры самих отшельников с белыми бородами, держащими в руках монастырь.

Выразительный Ангел-хранитель, выполненный в гармоничных тонах, изображен над их могилой, а на своде придела видна фигура Вседержителя (Пантократора) в полный рост.

В надписи, которая находится в главном соборе и которая называет основателей монастыря, живописец не поставил своего имени. Однако допустимо, что настенная роспись алтаря и главного собора была выполнена Франгосом Кателаносом, великим живописцем критской школы, многие работы которого, находятся в Великой Лавре Афонского монастыря. Росписи придела были выполнены в 1566 году священнослужителем Георгием, относящимся к Сакелларию г. Фивы, и его братом Франкосом (не следует путать с Кателаносом).

Следует упомянуть также о митрополичьем троне в центральной части собора и о деревянной двустворчатой резной двери притвора.

В монастырской трапезной расположен музей, где хранится крупное собрание редких рукописей, вышитых золотом плащаниц, резных деревянных крестов исключительно тонкой работы. Особо следует выделить переносные иконы поствизантийского периода, а также Евангелие императора Константина Багрянородного.

В монастыре имеется коллекция рукописей, числом около 300. Некоторые из них можно увидеть на выставке, которая представляет также ценные иконы, шитые золотом плащаницы и так далее. Здесь был и скрипторий.

Отправляемсяв Метеоры, чтобы понять, почему сюда так хотят попасть наши соотечественники, а лучший вариант - экскурсия в Метеоры с гидом. В этот раз отправляемся в Варлаамов Монастырь , построенный на высокой скале, 373 м. над уровнем моря. Исследования показывают о том, что первым жителем на этой скале был Иеромонах Варлаам, который в 1350 г., построил на его вершине, несколько келий, и один храм посветив его Трём Иерархам. Позже, спустя почти 200 лет, два брата Нектарий и Феофан, из богатой аристократической семьи, проживающей в Иоаннина, вновь выстроили на руинах старых построек, Храм Трёх Иерархов, а немного позже Храм Всех Святых и Иоанна Предтечи.

Оба брата были выходцами из дворянской семьи Апсарадис из города Яннина, как утверждают надписи, сохранившиеся там по настоящее время. Первый отшельник взобрался на скалу по последовательным подмосткам, опирающимися на балки, которые были вклинены в отверстия внутри скалы. Его примеру последовали и другие отшельники, результатом чего явилась постройка монастырей в Метеорах. Позже, подмостки были заменены на верёвочные лестницы, которые вызывали головокружение у приходящих. К тому же, тех, кто не решался подняться наверх по верёвочной лестнице, поднимали в сети. Подъём наверх, в страхе и агонии, продолжался 30 минут. Холодным потом покрывался каждый поднимающийся, когда сеть поднималась над землёй и кружилась в поворотах над бездной, и верёвка лебёдки начинала скрипеть, угрожая с минуты на минуту » отправить» поднимающегося в пропасть. В 1923 году были выбиты в той же скале 195 ступенек, которые с лёгкостью и безопасностью поднимали каждого посетителя на вершину скалы. Храм, как указывается в уставе, был построен приблизительно в течении 20 дней. Иконостас Кафоликона вырезан из дерева, и имеет изображения животного и растительного мира. Трон Владыки и Игумена, место моления и анолои, украшен мозаикой различных фигур из слоновой кости и перламутра-всё это придаёт особый блеск храму. Неф содержит помимо уникальных фресок, так же могилу святых братьев.

Вы всегда можете заказать экскурсии в Метеоры на русском языке, воспользовавшись услугами индивидуального гида.

Монастырь Варлаама в Метеорах находится на высоте 551 метр над уровнем моря, на вершине одной из самых больших и крутых метеорских скал. Своим названием монастырь обязан первому обитателю скалы, преподобному пустыннику Варлааму, современнику святого Афанасия Метеорского, который жил здесь в середине XIV века.

Мужской монастырь Варлаама - не самый труднодоступный в Метеорах Греции , но попотеть, поднимаясь, все жё придётся. Поскольку этот монастырь соседствует с главным монастырём Метеор - монастырём Преображения , здесь тоже довольно людно.

Монастырь Варлаама (Всех Святых) открыт для посетителей:
в летний сезон с 9.00 до 16.00 (по пятницам остаётся закрытым);
в зимний сезон с 9.00 до 15.00 (закрыт по четвергам и пятницам).

Вход - 3 евро с человека, дети бесплатно.
Требования к одежде для всех монастырей Метеор одинаковы: шорты и голые плечи запрещены и для мужчин, и для женщин, женщинам надлежит быть в юбке (запахивающиеся, они висят на входе), а вот платки на голову уже особо никого не волнуют.


В 2016 г. в монастыре проходил ремонт, но нельзя сказать, что он испортил все впечатления от посещения обители. Скорее наоборот: запомнился настоятель монастыря, который бодро ходил по территории с отвёрткой. Несмотря на ремонт, территория ухожена и украшена цветами.


Из истории монастыря Варлаама в Метеорах.
Основателями и устроителями монастыря были преподобные братья Феофан и Нектарий, отпрыски аристократического рода Апсарадов из Яннины. В 1517-1518 гг. они начали строительство на труднодоступной скале Варлаама. Сначала святые и их послушники, преподобные Бенедикт и Пахомий, восстановили небольшой храм Трёх Святителей, памяти которых посвятил своё убежище пустынник Варлаам. В 1544 г. строительство величественного храма Трёх Святителей в святогорском стиле было завершено. Позолоченный деревянный иконостас был украшен изящной резьбой и прекрасными иконами Спасителя и Распятия.

В 1548 г. центральное помещение храма и алтарь расписал чудесными фресками вдохновенный фиваидский иконописец Франк Кателанос, представитель т.н. "Северо-западной школы", а притвор в 1566 г. был расписан также фиваидскими иконописцами, родными братьями священником Георгием и Франком Контарисами.


В 1627 г. на средства игумена Кирилла и его брата Сергия была отреставрирована часовня Трёх Святителей, а ещё через 10 лет (в 1637 г.) её украсил фресками выдающийся иконописец из Стагон, священник Иоанн.

Со второй половины XVI - нач. XVII в. в монастыре Варлаама работала знаменитая мастерская золотого шитья. В обители также существовала рукописная мастерская, в которой заботливо переписывались богослужебные книги. Рукописи украшали тонко проработанными узорами, искусным цветным орнаментом, затейливыми титлами и инициалами.

Недавно была отреставрирована возвышающаяся на северо-восточном краю скалы старая башня монастыря с подъёмным устройством, построенная в 1535-1536 гг.
А вот нас удивил ремонт... туалета: если спуститесь на самый нижний этаж, вы увидите суперсовременные автоматически открывающиеся массивные двери из дерева, закрытого стеклом.

С обзорной площадки монастыря Варлаама открывается очередной восхитительный (абсолютно без преувеличения) вид. А снизу монашеская обитель похожа на неприступную крепость:

Варлаамо-Хутынский монастырь, расположенный в семи километрах от Новгорода, раньше был мужским, а ныне он женский. Главной святыней храма испокон веков считаются мощи его основателя - преподобного Варлаама. Однако никто не уезжает отсюда, не посетив могилу известного русского поэта и государственного деятеля восемнадцатого века Он похоронен недалеко от главного собора, рядом со своей супругой Д. Дьяковой.

Описание

Точное месторасположение этой святой обители - северная окраина небольшой новгородской деревеньки, по названию которого и назван сам храм. Монастырь Варлаамо-Хутынский возвышается на красивом берегу Волхова. Эта река так величава и неспешна, что местами больше похожа на стоячий обширный пруд...

Варлаамо-Хутынский монастырь, знакомый паломникам со всей России, находится всего в нескольких километрах от Новгородского кремля. Еще издалека видны его серебряные купола, а подъехав поближе, можно увидеть и сам белоснежный собор, стоящий на крутом берегу реки Волхов.

Исторически монастырь являлся мужским, но сегодня его приходится возрождать женщинам. В 1994-м году сюда из Пюхтицкой обители перешли четыре послушницы с матушкой Алексией. В настоящее время здесь живет и трудится, ежедневно молясь, около сорока насельниц.

Сегодня Варлаамо-Хутынский монастырь считается одним из самых посещаемых мест для паломничества на северо-западе нашей страны. Каждое воскресенье сюда приезжает несколько автобусов из столицы и Петербурга, Белгорода и Воронежа, из многих других городов не только России, но и Украины. Паломников в монастыре привлекают не только мощи преподобного, но и горка, которую нанес этот святой, используя только свою скуфейку. Интересно, но землю с нее брать не разрешается. Здесь рассказывают, что к одной из женщин, забравшей горстку земли, во сне пришел разгневанный Варлаам и повелел отнести взятое обратно. До нас дошел и колодец, который вырыл преподобный. Считается, что вода в нем не только очень вкусная, но и целебная. Многие приезжают за этой водой, особенно когда наступает сезон зимних заготовок.

История

Варлаамо-Хутынский монастырь, отзывы о паломничестве в который полны теплых воспоминаний, пережил на протяжении своей многовековой истории существования и взлеты, и падения. Более того, он славится чудесами, которые происходили при мощах его основателя - Варлаама преподобного. Первое упоминание о монастыре относится к 1192 году.

Его основатель подвизался в деревеньке Хутынь достаточно давно, задолго до того, как здесь появился монастырь Варлаамо-Хутынский. Место это в те времена было довольно мрачным. Удаленное от Новгорода на несколько верст, оно имело дурную славу. Берега обильно поросшие лесом, внушали местным жителям суеверный страх. Поговаривали, что в этих местах властвует и есть много змей. Видимо, поэтому и название свое этот новгородский пригород имел соответствующее - Хутынь, подразумевающее «худое место». Однако преподобный Варлаам, не испугавшись дурной молвы, все-таки решил поселиться именно здесь. В этом мрачном и глухом лесу ему пришло знамение - яркий луч света, исходивший из самой глубины непроходимой чащи. И именно это вселило в него надежду. Согласно легенде преподобный запретил змеям приближаться к обители ближе чем на двенадцать верст. Поэтому до сих пор ни одна рептилия здесь больше не появилась. В память об этом самую первую церквушку монастыря освятили в честь Преображения Господня.

Основатель

Будучи в мирской жизни достаточно богатым человеком, преподобный Варлаам потратил немалые средства на открытие и благоустройство Хутынской обители. Историки указывают, что монастырь Варлаамо-Хутынский получил от него по завещанию целых два села с холопами, а также несколько «пожень и ловель». Таким образом, преподобный заложил основу будущего благосостояния обители, потратил немало труда и на ее духовное процветание. Именно Варлаам первым воспитал целую плеяду подвижников, которые впоследствии стали достаточно выдающимися деятелями.

Заслуги преподобного Варлаама

Но буквально через несколько месяцев после освящения храма, который тогда назывался Спасо-Преображенским, преподобный Варлаам скончался. Произошло это в 1192 году. Погребал его сам архиепископ. Это, по мнению историков, являлось свидетельством огромного уважения, которым пользовался игумен в Новгороде. После его смерти монастырь Варлаамо-Хутынский продолжал действовать, он не пришел в состояние упадка. Напротив, огромными стараниями учеников преподобного он все больше укреплялся и обустраивался.

Считается, что своей внешней красотой и величавостью обитель обязана вкладам, которые делали состоятельные новгородцы, высоко чтившие преподобного Варлаама. К большому сожалению, крайне мало сохранилось документальных сведений о самом раннем периоде существования этого монастыря. Поэтому сегодня сложно представить все те приобретения, которые тогда делались. Это затруднено и потому, что ни одна из построек, датируемых тем временем, в том числе и Спасо-Преображенский храм, не сохранилась.

Жизнь первых насельников

Считается, что преподобный Варлаам, который был человеком «книжным» и воспринимавшим христианские традиции древней Византии полностью, установил в обители общежительный устав. Некоторые историки считают данное утверждение всего лишь догадкой, поскольку самые ранние летописи, рассказывающие о монашеской жизни в монастыре, относятся к шестнадцатому веку. Их дал в своих «Записках о Московии» Зигмунд фон Герберштейн, который рассказывает, что настоятель, имевший общую трапезу с братией, всегда советовался с несколькими старшими иноками, прежде чем выносить важные вопросы на обсуждение других насельников.

Удивительные факты

Варлаамо-Хутынский монастырь, фото которого свидетельствуют о величавости этого храма, как общерусская святыня был возвышен во второй половине пятнадцатого столетия. Уже с 1460 года к мощам преподобный Варлаама начали совершаться паломничества. Почтить его приходил и великий князь Василий II со своими сыновьями Андреем и Юрием. В том 1460 году у мощей преподобного Георгию Тумгеню - княжескому постельничему - было даровано исцеление.

А спустя несколько лет, в 1471 году, в монастыре происходит событие, о котором до сих пор новгородцы вспоминают с большим удовольствием. Великий князь Иоанн III, пожелавший открыть мощи Варлаама, был посрамлен. Когда по его велению начали раскапывать могилу святого, вырвавшийся прямо из земли огонь опалил стену и дверь иконостаса. Великий князь со страхом убежал, а его сгоревший посох и часть алтаря еще долго хранились в ризнице монахов.

Одна из самых известных русских святынь

Именно это событие стало причиной того, что сегодня преподобный стал наравне с Сергием Радонежским наиболее известным на Руси святым. И хотя монастырь после утратил некоторую часть своих имений, он все равно оставался одним из богатейших в епархии, уступая только Юрьеву.

В 1540 году храм пострадал от пожара, который начался у чудотворцева гроба. Сгорело все, начиная от икон и заканчивая входной дверью. Но монастырь недолго бедствовал: на восстановление очень быстро было собрано достаточно средств, львиную долю которых пожертвовала местная знать. Очень скоро Спасо-Преображенская обитель стала еще красивее, чем была раньше.

Бедствия

Спустя несколько десятилетий, в 1611 году, монастырю пришлось пережить более тяжелое испытание. Во время нашествия шведов, предводителем которых был Якоб Делагарди, именно Хутынская обитель была выбрана для устройства штаб-квартиры чужеземцев. И нужно сказать, вели себя шведы в ней довольно бесцеремонно. Историками их действия прямо называются ограблением. И это действительно так: даже раку преподобного Варлаама шведы не пощадили, сняв с нее все серебро.

В середине семнадцатого века, после изгнания захватчиков, было принято решение о разборе древнего Спасо-Преображенского собора и о строительстве каменного сооружения. Выстроенный на прежнем месте, и сегодня поражает своим величием Варлаамо-Хутынский монастырь.

Как доехать

В отличие от многих других российских церквей и храмов эта обитель вполне доступна для приезда сюда на общественном транспорте. Варлаамо-Хутынский монастырь, адрес которого: Новгородская область, пос. Хутынь, является местом, куда на праздники съезжаются тысячи верующих. Добраться до него не составляет труда. Из Новгорода с автовокзала до Хутыни довольно регулярно курсирует автобус № 121.
На автомашине из областного центра можно добраться, если двигаться по Большой Московской улице. На пересечении с улицей Державина следует повернуть направо и, добравшись до указателя на Хутынь, поехать налево. Через несколько минут будет развилка, которая приведет на Монастырскую улицу. Она-то и выведет прямо на Варлаамо-Хутынский монастырь.

Расписание богослужений

Ежедневно в стенах храма проводится общая утренняя молитва и полунощница, а также акафист и литургия, которая начинается в половине седьмого утра. После окончания обедни в храме и в часовне преподобного Варлаама, а также у его колодца служат молебны. Вечернее богослужение начинается в 18 часов. По воскресеньям в вечерние часы в главном соборе перед мощами преподобного Варлаама читается акафист.

Праздники и особые дни в монастыре связаны в основном с именем его основателя. Память преподобного празднуется 19 ноября и в первую пятницу во время Петрова поста. Престольный в обители проходит 19 августа.

Впечатления паломников

Настоятельницей является матушка Алексия. Именно ею был благословлен сбор пожертвований от прихожан на строительство часовни на горке, которую возвел собственноручно преподобный, основавший Варлаамо-Хутынский монастырь.

Владимир Дергачев

Мужской монастырь Варлаама или Всех Святых на снимке (справа) .

В середине 15 века подвижник Варлаам поднялся на скалу и построил несколько келий и маленькую церковь, которую посвятил Трём Святителям. Там он обитал в полном одиночестве и после его смерти все помещения оставались необитаемы долгие годы. В 1518 году два брата, монахи Нектарий и Феофан, поднялись на скалу, отреставрировали старинные постройки и основали монастырь. В 1542 году братьями была построена новая просторная церковь по подобию Афонских церквей, посвященная Всем Святым, ставшая кафоликоном монастыря, в котором в середине 16 века обитало 30 монахов. После смерти братьев монастырь продолжал процветать, получая от верующих земельные угодья, виноградники, оливковые плантации и деревни.

В 1922 году для более удобного подъёма к монастырю в скале были прорублены ступени.

В монастырской трапезной расположен музей, где хранится крупное собрание редких рукописей, вышитых золотом плащаниц, резных деревянных крестов исключительно тонкой работы. Особо следует выделить Евангелие византийского императора Константина Багрянородного .

На вершину холма монахи поднимают и плодородную землю, на которой растут не только декоративные деревья, но и черешня.




Старинное подъемное устройство. В средневековье канат подъёмной сети заменяли на новый только тогда, когда он рвался. Можно было погибнуть. Но, монахи считали это трагическое событие проявлением Божьей воли и воспринимали смерть за благо. В наши дни сети используются только для поднятия грузов.

На снимке внизу монах крутит колесо с катом, сеть с грузом кладется на поддон, который по рельсам отправляется на склад.



Вино наслаждает сердце челвоека. С такой бочкой вина длительная осада не страшна

В Греции церковь не отделена от государева. Поэтому на флагштоке с государственным флагом Вы увидите крест.

Глубокое ущелье служило гарантом безопасности монастыря, но не всегда.

Стоянка транспорта, слева внизу — монастырский огород.