Нарушения письма с оптико кинетический дисграфией. Преодоление кинетических ошибок у младших школьников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Увельская средняя общеобразовательная школа 1"

ПРОГРАММА

профессионального самообразования

учителя-логопеда

Востриковой Юлии Владимировны

на 2014-18 гг.

Тема самообразования:

«Приемы коррекции оптической дисграфии»

Пояснительная записка

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.). предлагают различные методики коррекционной работы.

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В комплект входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Использование в работе материалов пособий позволит учителю-логопеду в течение года провести эффективную коррекционную работу.

Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии логопеду нужно принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок, своевременно подключить к выполнению домашних заданий родителей. После проведения комплексного обследования проводится серия специальных коррекционных занятий, а также параллельно ведется работа по индивидуальным тетрадям. При устранении специфических нарушений письменной речи у ребенка необходимо:

    Уточнить и расширить объем зрительной памяти.

    Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.

    Развивать зрительный анализ и синтез.

    Развивать зрительно-моторные координации.

    Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.

    Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.

Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:

Ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. (Р.И. Лалаева);

Конструировать и реконструировать буквы из элементов (В. А. Ковшиков);

    ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;

    проводить дифференцию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

Коррекционная работа проводится в четыре этапа.

1-й этап. Организационный. Цели и задачи

    Проведение первичного обследования.

    Оформление документации и планирование работы.

3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы). Работа на этом этапе проводится с 1 по 15 сентября. На данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование (первичное и углубленное), выступления на родительских собраниях и т.д.

2-й этап. Подготовительный. Цели и задачи

1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

Развитие зрительного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета;

б) развитие восприятия формы;

в) развитие восприятия размера и величины.

- Развитие буквенного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета букв;

б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;

в) дифференциация расположения элементов букв.

    Развитие зрительного анализа и синтеза.

    Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):

а) развитие запоминания формы предметов;

б) развитие запоминания цвета;

в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).

4. Формирование пространственного восприятия и представлений:

а) ориентировка в схеме собственного тела;

б) дифференциация правых и левых частей предмета;

в) ориентировка в окружающем пространстве.

    Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

Развитие зрительно-моторных координации.

Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий по альбому 1.

3-й этап. Основной. Цели и задачи

    Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

    Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

    Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

Дифференциация гласных букв:

а) изолированно (написание);

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

Дифференциация гласных и согласных букв:

а) изолированно;

б) в слогах и словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

Дифференциация согласных:

а) изолированно;

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетании;

г) в предложениях и тексте.

Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий по альбомам 1-2.

4-й этап. Заключительный . Цели и задачи

    Закрепление полученных навыков.

    Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.

Работа на данном этапе проводится в конце обучения.

Для удобства работы педагога все наиболее часто смешиваемые пары букв представлены в таблице.

Задачи : научить детей сравнивать буквы по начертанию; закрепить знания о правописании букв в слогах и словах; учить дифференциации букв в слогах и словах; развивать оптико-пространственные представления; знакомить детей со словами-паронимами; развивать словарь.

Продолжением работы по развитию зрительного анализа и синтеза является уточнение и дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство. Ученики упражняются в конструировании букв, анализе состава и структуры графического знака; в синтезе его из элементов; в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок – к более тонким).

Дифференциация букв должна происходить на всех уровнях организации речевой деятельности в следующей последовательности:

1) изолированное написание букв;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

Работа по различению оптически сходных букв, включает в себя следующие упражнения:

Нахождение дифференцируемых букв в ряду сходных;

Определение сходства и различия между похожими буквами, уточнение пространственного расположения элементов букв;

Превращение дифференцируемых букв в картинки-пиктограммы (б-белка, д-дятел, ц-цыплёнок, щ-щука и др.). Используются различные стихи и загадки о буквах:

Буква Б проснется рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!

Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.

Говорил недавно кто-то:
П похожа на ворота,
Возражать мне было лень,
Я-то знал, что П как пень.

Буква Ц -
Смотрите сами -
Как скамейка
Вверх ногами.

Дорисовывание (обводка по контуру) различающегося элемента в дифференцируемых буквах с проговариванием;

Написание слогов и слов с дифференцируемыми буквами в два столбика;

Нахождение дифференцируемых букв в тексте с последующей их обводкой или подчеркиванием;

Написание диктанта, содержащего максимальное количество дифференцируемых букв, с последующим их подчеркиванием и др.

Понимание механизмов дисграфии и ее эффективная коррекция требуют глубокого психолого-педагогического изучения специфических ошибок письма, особенностей устной речи, а также нейропсихологического анализа других психических функций школьников.

Устранение оптическойдисграфии осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.

Задание 1: Рассмотрите элементы букв и составьте буквы. Какие буквы у вас получились?

Задание 2 : Развитие логического мышления. Работа с к россвордом.

Отгадайте слова кроссворда.

    Домашняя птица.

    Она носит на себе свой дом.

    Зимующая птица с жёлтой грудкой.

    Это есть у собаки и у якоря.

    Хищник, похожий на хорька.

    Разбойник на море.

    Овощ, растущий на огороде.

    Предмет мебели.

Ответы: курица, улитка, синица, коготь, норка, пират, огурец, кровать.

Задание 3: Развитие буквенного анализа. Дифференциация изучаемых букв на уровне слова

Лиса и журавль играли со словами. Они вставляли буквы и - у в слова. Каждый, из них хотел вставить в слова именно свою букву. Помогите героям. Вставьте буквы и прочитайте слова.

Л...ТКА...Ч...ТЕЛБ Ш...ТК ЧЕН....К...ГР...ШКА...ТК... К...Р...ЦА ЖЁЛ...Д... В...ЛК... ...Л...ЦА Ш...ШК... Д...ДК.... М...Х... ТР...БОЧК... ...ДОЧК...

Задание 4: Составление рассказа по серии сюжетных картин. Развитие связной речи.

Составьте тексты по сериям сюжетных картин. Прочитайте рассказ на с. 6-7. Запишите его по памяти.

Собака Пушок

У Саши была собака Пушок. Однажды Саша ушёл в школу. А Пушок остался дома один. Пушок - шалун: он сорвал салфетку со стола. На пол упали чашки и чайник. Пришёл из школы Саша. Мальчик очень расстроился. Он поругал собаку.

Задание 5: Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания

.кножевдеМ

акножевдем илсенирп укинтохО

лисуртс ен коножевдем,утанмок в вапоП

ондобовс ясеб лавовтсвучоп нО

акабос яьчинтохо алшов онтемазен утанмок В

акножевдем алавовтсвучоп узарс анО

метсог микьнелам дереп укйотс алаледс акабоС

ьтертомс латс и логу в яслибаз коножевдеМ

уноротс в алшото и оге алахюноп акабоС

улгу в лунсу и яслиокопсу,хитаз коножевдеМ

Что, не получается? Как же справиться с этой задачей? Может, попробовать сделать всё наоборот: прочитать его не слева направо, а справа налево? Что у вас получилось? Запишите текст, укажите буквы занятия.

Медвежонок.

Охотнику принесли медвежонка.

Попав в комнату, медвежонок не струсил.

Он почувствовал себя свободно.

В комнату незаметно вошла охотничья собака.

Она сразу почувствовала медвежонка.

Собака сделала стойку перед маленьким гостем.

Медвежонок забился в угол и стал смотреть.

Собака понюхала его и отошла в сторону.

Медвежонок затих, успокоился и уснул в углу.

Задание 6: Дети записывают буквы и называют количество элементов, определяют расположение всех элементов в пространстве, затем логопед выставляет на доску символы для обозначения букв занятия: красную двойку для буквы и, синюю тройку для буквы ш.

И-2; Ш-3;

3 П 2 К 3 УТК 2 3 АР 2 К

3 П 2 ОН 3 2 3 КА 3 2 ЛО

2 ДЁ 3 Ь ЛЕТ 2 3 Ь БЕЖ 2 3 Ь

М23КА АФ23А МАЛЫ 3 2

Задание 7: Развитие языкового анализа и синтеза.

Составьте предложения из данных слов и картинок (слова, данные в скобках, заменены картинками), (мышка), норки, вышла, из. (кошка), (мышка), не, видит. Ушли, (дом), из, все. Осталась, (кошка), одна.

Пошла, кухню, (мышка), на.

Толкнула, (сыр), (мышка), (чашка), с

Нашла, там, (сыр), она.

Спрыгнула, с, (окошко), (кошка),

(чашка), разбилась, упала, и.

Но, не, (кошка), поймала, никого.

Это, (кошка), услышала.

Побежала, (мышка), (кошка), а, ней, за.

Дети читают вслух получившиеся предложения.

Задание 8: Работа на уровне текста. Дифференциация б – д в тексте.

Вставьте буквы б - д в слова текста и прочитайте. Что получилось? Почему это текст? Назовите признаки текста.

В деревне.

Летом...ратья...ыли в...еревне у...а...ушки и...е...ушки. Не...алеко от...еревни...ежала...ыстрая речка. Каж...ый...ень...ети лю...или у...ить там ры...у с утра и...о о...е...а. Потом спешили в лес за гри...ами и яго...ами. А вечером...ратья ра...отали в огоро...е вместе с...е...ушкой и...а...ушкой.

Материально-техническое обеспечение:

    Технологические средства (ТСО), слайд-проектор, экран.

    Листы бумаги А4, цветные карандаши, фломастеры.

    Логопедические альбомы;

При организации занятий необходимо применять:

    проведение правильной систематической работы по развитиюписьменной речи детей;

    упражнения на развитие артикуляционного аппарата;

    задания, направленные на активизацию словарного запаса младших школьников, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи, звукопроизношения и общих речевых навыков;

    развитие связной речи – диалогической (в общении) (в пересказе и составлении собственного рассказа);

    развитие слуха;

Для успешного проведения занятий курса используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, массаж рук, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.

    Бурина Е.Д. Такие похожие разные буквы. Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв. – СПб.: КАРО, 2008. - 96 с.

    Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2003. – 112 с.

    Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003 - 336с.

    Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2001. – 224 с.

    Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

    Мазанова Е.В. Коррекция оптическойдисграфии. – М.: ГНОМиД, 2006. – 88 с.

    Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.

    Садовникова И.Н. Нарушение речи и их преодоление у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 256 с.

    Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). // Расстройства речи у детей и подростков. / Под.ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина, 1969. - С. 190-212.

    Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984. – 138 с.

Коррекционная работа по преодолению кинетических ошибок у младших школьников предполагает 4 этапа:

I этап — подготовительный;

II этап -отработки кинетического навыка отображения элементов букв;

III этап — дифференциации графем (полный образ);

IV этап — непосредственное введение смешиваемых букв в различные структурные единицы письма (слог, слова, словосочетания, предложения, текст).

При работе на подготовительном этапе необходимо решать следующие задачи:

1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

Развитие зрительного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета;

б) развитие восприятия формы;

в) развитие восприятия размера и величины.

Развитие буквенного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета букв;

б) развитие восприятия формы, величины букв;

в) дифференциация расположения элементов букв.

Развитие зрительного анализа и синтеза.

2. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти:

а) развитие запоминания формы предметов;

б) развитие запоминания цвета;

в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом – геометрические фигуры, затем – буквы).

3. Формирование пространственного восприятия и представлений:

а) ориентировка в схеме собственного тела;

б)дифференциация правых и левых частей предмета;

в) ориентировка в окружающем пространстве.

4. Формирование речевых средств, отражающих зрительно- пространственные отношения.

5. Развитие зрительно – моторных координаций.

Основные виды работ на подготовительном этапе:

Прописывание фигур в воздухе

Усвоение различных способов работы рукой – от крупных движений всей руки, до мелких движений пальцами

(пальчиковая гимнастика – комплексы статических и динамических упражнений);

Штриховки, рисования прямых, наклонных, горизонтальных, кривых линий с различной степенью нажима на карандаш;

Рисование по клеточкам геометрических фигур, бордюров;

Узнавание и нахождение фигур, букв в условиях зашумлённого контура;

Конструирование, восстановление букв;

Упражнения на тактильное узнавание фигур, букв;

Игры- лабиринты;

Задания на развитие зрительного восприятия

(опираясь на ряд рисунков с предметами, ребёнок по заданию логопеда находит самый тонкий – толстый ствол, высокий – низкий дом и т.д.);

Работа с геометрическими фигурами, буквами по типу корректурных проб (раскрась все заданные фигуры);

Упражнения направленные на формирование пространственных представлений (лева –права, верх – низ);

работа с цветовыми линейками;

(логопед предлагает назвать цвет первой, последней ячейки, справа от жёлтой, слева от оранжевой, между белой и жёлтой и т.д.

Тренировка зрительного анализатора.

Работа по таблицам с буквами печатного и письменного шрифтов.

(логопед предлагает ученикам “найти” другую букву)

Используются карточки с предметами, после с буквами.

(логопед предлагает назвать все предметы, буквы первой строки, второй и т.д. ,все изображения первого, второго и т.д. столбиков, сказать каких букв больше, каких меньше)

Упражнения на развитие и уточнение пространственно-временных представлений

Усвоение собственного тела. Учить ориентироваться в схеме собственного тела.

Несколько шагов:

Учить выделять правые, левые части тела;

Учить ориентироваться в малом пространстве. Что от меня находится справа, слева, спереди, сзади, сверху, снизу;

Учить ориентироваться в большом пространстве по отношению к другому;

Учить ориентироваться на листе бумаги, лепка, аппликация по заданию. На основе этого проходит формирование графо-моторных функций.

Упражнения:

Поднять правую руку, левую руку;

Показать где у педагога правая, левая рука;

Назвать предметы, которые расположены справа, слева;

Ребёнку предлагается воспроизвести движения, выполняемые педагогом, сидящим напротив: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т.д.

Упражнения:

Положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге и карандаш по отношению к тетради — слева или справа. Так же проводится определение пространственного расположения трёх предметов: положить книгу перед собой, слева от неё поместить карандаш, справа – ручку;

Стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева;

На демонстрационном полотне расположить соответствующие картинки с лева и справа от заданного предмета;

Сидя за столом, определить его правый и левый края;

Определить место соседа по отношению к себе, соотнося это соответствующей своей рукой; определить своё место по отношению к соседу, ориентируясь на его руку;

Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде педагога один из партнеров определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д., затем они меняются ролями;

Назвать последовательность расположения цветов радуги;

Назвать первое число справа, слева. Какое из них больше?

Определить, в каком направлении возрастают числа в ряду;

Прочитайте ряд в обратном порядке (справа — налево). Определить, как изменяется величина чисел в этом направлении (уменьшается);

Показать число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит слева 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назвать соседей числа 4 справа, сравнить их по величине.

Работы с изографами как с предметными изображениями, так и с сюжетными картинами (на основе печатных и письменных букв).

Уменьшить объективные трудности при обучении письму можно в том случае, если правильно подготовить ребенка и, кроме того, учитывать его возрастные возможности в процессе обучения. Необходимо знать и этапы формирования навыка письма. Кстати, вспомним, что “навык ~ это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствия поэлементной сознательной регуляции и контроля”.

В формировании навыка выделяются три основных этапа:

Первый этап - аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания.

Второй этап условно синтетический. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.

Третий этап - автоматизация - и есть этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, легкость. Очень важно знать, что быстрота не должна быть навязанной, она должна стать естественным результатом совершенствования движений, а плавность (связность) также должна возникать как естественный результат формирования навыка.

Учитывая особенности формирования движений при письме, целесообразно обучение начинать не с целых букв, а с объяснения того, что каждая буква состоит из элементов, и мы фактически можем “сконструировать”, собрать любую букву из этих элементов.

II этап — отработки кинетического навыка отображения элементов букв.

На II этапе предлагались задания по типу корректурных проб. Задания данного типа следует предлагать поэтапно, постепенно вырабатывая кинетические навыки.

Работа начиналась с отдельно взятого элемента смешиваемой буквы. Возьмём пару и — , у -

Выбери элементы буквы у и обведи их по точкам.

Найди элементы буквы и, обведи их по точкам.

Потом предлагались задания по дифференцировке элементов, смешиваемых графем.- найди и обведи элементы букв и — у -

Завершающим видом работ, в рамках заданий по типу корректурных проб, является дифференциация целых кинетических

образов (графем). Задания необходимо предлагать детям на разлинованных тетрадных листах.

Найди и обведи по точкам букву у.

Найди и обведи по точкам все буквы и

найди и обведи по точкам все буквы и, у, используя разные цвета.

Допиши буквы по инструкции (перед ребёнком бордюр, состоящий из одинаковых элементов букв, логопед называет звуки – ребёнок дописывает например к овалу линию вверх с закруглением вправо –б, линию с петелькой внизу – д и т. д.).

Вырабатывая правильные, точные кинетические движения необходимо проговаривать звуки, тем самым мы закрепляем межанализаторную цепь, лежащую в основе процесса письма

Процесс письма — сложно организованный и первоначально очень трудный для ребенка вид деятельности, и его успешность во многом зависит от полноценной концентрации внимания, умения контролировать себя в процессе записи, способности сохранять продуктивность в работе благодаря выносливости и устойчивости внимания. Проверив особенности внимания с помощью специальных тестов и наблюдений за процессом письма учащегося, логопед во многих случаях сочтет необходимым включить в логопедическую работу упражнения на формирование у детей внимания и самоконтроля при письме. Подобные задания способствуют решению этой задачи.

На этом этапе также проводилась работа по “расшифровке’’ (перекодированию элементов смешиваемых графем в полные образы) .

Учащимся предлагались задания по расшифровке бордюров из элементов букв,слогов, слов, словосочетаний, предложений. Данный вид упражнений очень нравится ребятам, задания выполняются в хорошем эмоциональном настрое.

III этап — этап дифференциации графем (полный образ).

Учитель –логопед предлагает ребёнку:

Продолжи строку у у у …… и т. д.

Напиши, соблюдая ритм

Напиши бордюр из букв ииу ииу и т.д.

Прочитай слова, с буквой у — подчеркни синим цветом, с буквой и- зелёным.

Прочитай слова, с букой у- подчеркни синим цветом, с буквой и- зелёным, с буквами и, у – красным

Прочитай предложения. Подчеркни слова со смешиваемыми по кинетическому признаку буквами (с буквой п – синим, с буквой т – красным).

Прочитай предложения. Подчеркни слова с буквой п – синим, с буквой т – красным, с буквами п и т — зелёным.

Аналогичная работа проводится и на уровне текста.

Основная задача учителя-логопеда на данном этапе сводится к тому, чтобы научить детей выделять опорные признаки, отличающие смешиваемые буквы.

Последовательность операций:

Выделение звука из слога, слова (работа с фонемой);

Определение сигнального признака артикулемы;

Соотнесение артикулемы с графемой (выбор из пары смешиваемых);

Контроль правильности выбора;

Запись буквы.

Упражнения.

Графические диктанты (обозначение целыми буквами)

Работа со слоговыми схемами:

Ребёнок должен проанализировать слова и разобрать по соответствующим группам (опора на готовые схемы);

Ученик самостоятельно составляет схему слова.

Слова подбираются со схожими графемами и –у, о –а

Например: фикус, минус внизу, спутник, кубик, туфли

И__/_у___ __у__/__и___

Логопед предлагает ученику разделить слова на слоги и записать слоги в соответствующий столбик.

п
т
пал
точ
спи
втор

Точка, палка, плёнка, труды

Кости, распилил, растение, солдаты

Спина, вторник, спасибо, стеночка, плащи

Нитка, калитка

Посты, тропа, лапти и т.д.

IV этап — этап непосредственного введение смешиваемых букв в различные структурные единицы письма (слог, слова, словосочетания, предложения, текст).

Вставь в слова пропущенные буквы П или Т.

Образуй слова начинающиеся на смешиваемые по кинетическому признаку пары п-т, и –у, б –д и т.д. Запиши их в два столбика.

Вставь в словосочетания пропущенные буквы п или т.

Вставь в предложения пропущенные буквы п или т.

Найди место слову в предложении (слова со смешиваемыми буквами предлагаются в рукописном варианте).

Маляры _ потолки.
Пираты _ добытые сокровища.
делили
белили

Пёс Дик _ хозяину лапу.
Золушка спешит на _.

бал
дал

Щенок спокойно _ под столом.
Гадкий Утёнок _ красивой белой птицей.

стал
спал

Выпиши слова в два столбика п т.

Выпиши слова в три столбика п т п т.

Выпиши из текста слова в два столбика п т

Выпиши из текста слова в три столбика п т пт

Запиши под диктовку слова в два, три столбика;

Запиши словосочетания;

Запиши предложения под диктовку.

Зелененко Марина Олеговна,
учитель-логопед I категории,
ГБОУ СОШ — № 633 г.Москва

Разделы: Начальная школа

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из основных проблем учителей-логопедов и учителей начальных классов. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей по различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев и др.) высказывают различные причины и предлагают различные методики коррекционной работы.

Неуспеваемость младших школьников может быть вызвана рядом причин: недостаточным объемом словаря детей, низким уровнем развития устной речи. Учащиеся, попадающие на логопункт, имеют нарушения не только устной речи, но и письменной. Среди нарушений письменной речи первое место занимают дисграфии смешанного вида: дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная недоразвитием оптико-пространственных представлений и оптико-кинетическая дисграфия, осложненная акустическим недоразвитием.

Недоразвитие оптико-пространственных представлений и замена букв по принципу оптического сходства, а также искаженное их написание не связаны с состоянием устной речи ребенка. В большинстве случаев ребенок, имеющий вполне достаточную остроту зрения, не видит различия в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию.

Смешанный вид дисграфии предполагает наличие ошибок языкового и кинетического свойства, их коррекция ведется параллельно друг другу. У учащихся как общеобразовательных, так и коррекционных классов появление кинетических ошибок в значительной степени может быть объяснено особенностями русской графики. И в печатном, и в рукописном шрифтах для обозначения всех букв алфавита используется очень небольшой набор элементов, которые, по-разному комбинируются между собой, образуют различные буквенные знаки. Ограниченность элементов неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, состоящих из однотипных элементов. Например, в рукописном шрифте такие группы букв: г, п, т, р; и, ш, щ, ц, п, т; б, в, д, у, з и другие.

Многие из приведенных в списке букв отличаются друг от друга лишь разным количеством совершенно одинаковых элементов (и, ш; щ, ц), разным расположением их в пространстве (ш, т; в, д) или наличием каких-либо дополнительных элементов (и, ц; ш, щ). Поэтому не удивительно, что в начальный период обучения грамоте многие дети не улавливают этих достаточно тонких различий в начертании букв. Отсюда и возникают взаимные замены букв на письме. У большинства детей по мере овладения процессом письма такие буквенные замены обычно вскоре исчезают без применения каких-либо коррекционных приемов.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

Вниманию специалистов я предлагаю собственную работу: комплект практических занятий, предназначенный для работы с детьми при оптико-кинетической форме дисграфии. В комплект входят методические рекомендации и отработанные мной занятия на каждую букву.

Данное пособие представляет собой практический материал и составлен мной с учетом методических требований:

  • развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса, в т.ч. и буквенного.
  • уточнение и расширение объема зрительной памяти.
  • формирование пространственного восприятия и представлений.
  • развитие мелкой моторики.
  • развитие зрительного анализа и синтеза.
  • формирование речевых обозначений зрительно-пространственных обозначений.
  • дифференциация смешиваемых на письме букв.

Занятия пронумерованы в алфавитном порядке букв. Каждое занятие для удобства составлены для одной, конкретной буквы на отдельном листе.

Кратко опишу методику и задачи работы предлагаемых занятий:

1 задание

Задача : Сформировать зрительное восприятие буквы в различных шрифтах. Параллельно проводится ознакомительная и познавательная работа по начертанию букв, нахождению сходства и различия. Эффективным является показ стилизованных букв.

2 задание

Задача: Формирование зрительного гнозиса и праксиса. Игра «Путница». Нужно найти спрятанную новую (не говорим какую!) букву. Параллельно, например на уроках математики, проводится работа по разъяснению понятий: «обвести в кружок » и «по контуру».

3 задание

Задача: Выявление образа буквы в зашумленном,заштрихованном варианте. Параллельно ведется работа по знакомству с геометрией: ломанные линии, клетка, параллельные прямые и т.д.

4 задание

Задача: Сформировать пространственное восприятие образа буквы. Определить букву в неправильном положении. Параллельно проводится работа по формированию понятий: «наклон» и «лево-право».

5 задание

Задача: Развитие пространственных отношений. Выделение знакомой, новой буквы. Параллельно формируется пространственное положение предмета, в частности «НА».

6 задание

Задача: Развитие зрительного анализа и синтеза. Раскрашивание и выделение только знакомой буквы. Желательно параллельно на занятиях по развитию речи уделять внимание упражнениям:- Назвать слова начинающиеся на звук…. .

7 задание

Задача: Развивать пространственные отношения. Добавить недостающий элемент. Игра «Буква поломалась». Параллельно проводятся задания по развитию пространственного восприятия: верх-низ, лево-право, с боку, впереди и т.д.

8 задание

Задача: Сформировать зрительное узнавание буквы. Параллельно проводятся занятия по лепке, рисованию,штриховке, графические диктанты.

Предлагаемая методика апробирована в работе с дошкольниками (при подготовке к школе по программе «Радуга»,частных уроков) и при коррекции-профилактики дисграфии в начальных классах МОУ гимназии №2 г.Нелидова Тверской области. Динамика положительная! Занятия проходят всегда с интересом. Использование в работе данного пособия позволит родителям, воспитателям, учителям начальных классов, учителю-логопеду, репетиторам в течение года провести эффективную коррекционную и профилактическую работу и поможет отслеживать динамику состояния письменной речи ребенка.

Используемая литература:

  1. Р.И.Лалаева.Методическое наследие.Кн.4:Нарушение письменной речи: Дислексия. Дисграфия. М-Владос,2003г.
  2. О.Н.Яворская. Развитие письменной речи у школьников.КАРО-С-Петербург.2007г.

Наталья Кирилина
Профилактика и коррекция оптической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том, что слабые мышцы его пальцев и кистей рук быстро устают. Утомляет также и однообразная работа : палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. При письме особенно важно сформировать весь комплекс готовности ребенка : сочетание темпа и ритма речи с движением глаз и руки, умение управлять руками и пальцами, обучение написанию основных элементов букв, ознакомление с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, различными предметными образами, приближенными к конфигурации букв.

Изучение и коррекция специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время – одна из основных проблем учителей-логопедов и учителей начальных классов. С каждым годом в начальном звене увеличивается число детей дисграфиков и дислексиков , имеющих в связи со спецификой речевого расстройства серьезные трудности в усвоении школьной программы.

Среди нарушений письменной речи первое место занимают дисграфии смешанного вида (на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная недоразвитием оптико -пространственных представлений, и оптико-кинетическая , осложненная акустическим недоразвитием ). Перечисленные виды дисграфии не связаны с состоянием устной речи , а их появление у ребенка можно объяснить особенностями русской графики, ограниченностью элементов которой приводит к наличию в алфавите оптически сходных в начертании букв, например : и, ш, щ, ц, п, т.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдаются нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторной координации; неточность представлений о форме и цвете, величине предмета; недоразвитие памяти , пространственного восприятия и представлений; трудности оптико -пространственного анализа; несформированность оптического образа буквы . Перечисленные трудности могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения.

Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделять особое внимание, поскольку именно путь ее предупреждения должен стать самым основным в решении данной проблемы. Как отмечает Т. Г. Визель, уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии .

Ошибки, характерные для оптической дисграфии :

Ребенок недописывает элементы букв ;

Добавляет лишние элементы;

Неправильно располагает элементы букв в пространстве по отношению друг к другу;

Пишет зеркальное изображение букв.

К методам профилактики оптической дисграфии относят :

Формирование зрительного гнозиса :

Назвать предметы по контурам, недорисованные предметы , перечеркнутые изображения; выделить изображения, наложенные друг на друга; соотнести предметные картинки с геометрическими фигурами;

Распределить предметы по величине;

Соотнести предметные картинки с геометрической фигурой;

Срисовать изображения, состоящих из фигур и стрелок;

Дорисовать незаконченные контуры и симметричные изображения;

Составить разрезные картинки;

Развитие зрительной памяти :

Упражнения «Что изменилось?» , «Чего не стало?» ;

Зрительные диктанты «Продолжи строку» ;

Упражнение «Фотографирование» : ребенку предлагается посмотреть,

запомнить, нарисовать фигуры (начиная с 3-4 и постепенно увеличивая их количество) ;

Формирование буквенного гнозиса :

Найди заданную букву среди других : упражнения «Найди букву» , «Буква сломалась» , «Выложи букву» ;

Сравнивать одни и те же, но написанные разным шрифтом буквы;

Назвать (написать) буквы, перечеркнутые дополнительными линиями, выделить буквы, наложенные друг на друга;

Определить букву в неправильном положении;

Обвести контур буквы, заштриховать ее, «заполнить» букву точками, волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями;

Дописать букву;

Найти в тексте и подчеркнуть заданную букву;

Составить печатные буквы из разных элементов : счетных палочек, шнурка, пластмассовых пробок, каштанов, морских камешков, гороха, пластилина; использование сухих бассейнов, где внутри спрятаны пластмассовые буквы : упражнения «Выложи букву» , «Вылепи букву и придумай с ней слово» , «Вырежи из частей и наклей» ;

Формирование зрительно-пространственного восприятия :

Показать правую/левую руку, правой рукой левый глаз, правые/левые

части у человека, сидящего напротив;

Рассказать с опорой на картинки, что где находится;

Определить место человека по отношению к себе (справа/слева от меня и т. д.)

Тренировать в употребление пространственных предлогов;

Уточнение пространственного расположения букв :

Написать заданные буквы справа/ слева от вертикальной линии;

Найти букву в ряду похожих;

Реконструировать (преобразовывать) букву,

Дописать (достроить) недостающие элементы буквы ;

Соотнести зрительный образ буквы с каким-либо сходным предметом (например, О – обруч, Ж – жук) ;

Упражнять в тактильном ощупывание, узнавание рельефных букв, сделанных, из наждачной бумаги, картона, семян : упражнения «Объемные буквы» , «Узнай на ощупь» , «На что похоже?» ;

Срисовать, вырезать буквы, вылепить их из пластилина, обвести контур буквы, изобразить ее в воздухе.

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы при правильно организованной работе улучшают процесс коррекции , помогают организовать образовательную деятельность интереснее и разнообразнее. С детьми целесообразно проводить специальную логопедическую работу, позволяющую развивать не только речь, но и моторные навыки, восприятие и воображение. Параллельно, с работой по профилактики дисграфии , необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики рук и графомоторных навыков у детей. Для развития графических навыков можно использовать нетрадиционные техники рисования : рисование штрихом, волнистыми линиями, точками разного размера. Успешность работы по формированию графических навыков зависит от систематичности и регулярности выполнения различных заданий. Работа строиться по принципу «от простого к сложному» с учетом возраста детей.

Образцы разных видов рисунков, штриховок и заданий по конструированию можно взять из рабочей тетради Л. М. Граба «Развиваем графические навыки» , пособия М. М. Евдокимовой «Волшебный карандаш» , а также из альбома упражнений О. С. Гомзяка «Я буду писать правильно» .

Что необходимо для штриховки? Альбом, простой и цветные карандаши, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов. Правила работы : штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковые расстояния между линиями (штрихами) . Дети принимают условия быстро, легко, как в игре.

Когда дети хорошо усвоят простейшие варианты снизу вверх, сверху вниз и слева направо надо переходить к более сложным. Штриховка бывает не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями. Овладев штриховкой отдельных предметов, дети начинают создавать различные композиции из нескольких предметов. И вот уже получается сюжетная картинка. По ней можно повторить лексические темы.

Таким образом, развиваются не только мелкая мускулатура пальцев и кисти руки, но и связная речь, логическое мышление и творчество, расширяется словарный запас. Штрихуя цветными карандашами, дети закрепляют название цвета, умение красиво сочетать их, т. е. развивают свое эстетическое восприятие. В дальнейшем при штриховке можно использовать ручки с цветными пастами. Материал для данной работы можно найти в рабочих тетрадях серии «Школа для дошколят » : «Учимся писать» , «Штриховка» , тренажер-пропись «Готовим руку к письму» , «Прописи буквы» .

В каждом упражнении или задании для профилактики дисграфии могут быть предусмотрены следующие виды работы : заучивание стихотворений, отгадывание загадок. Рисование отгадок штрихом, в виде точечных, мозаичных рисунков, с дальнейшим раскрашиванием получившегося сюжета, использование метода пластилинографии (рисование пластилином) .

Примеры упражнений по профилактики оптической дисграфии у старших дошкольников .

Найди букву

Задачи : развивать зрительное внимание; упражнять в выделении буквы в зашумленном, заштрихованном варианте.

Описание : на листе бумаги находится изображение буквы, на фоне различных штриховок и линий различной конфигурации.

Задание : найти заданную букву, назвать ее и рассказать, из каких элементов она состоит.

Буква сломалась

Задачи : развивать умение проводить анализ и синтез знакомых букв; закреплять в памяти образ букв русского алфавита.

Описание : работа с плоскостным изображением букв, разделенным на несколько частей.

Задание : из различных частей правильно сложить буквы.

Будь внимательным

Задачи : развивать внимание и умение выделять из текста заданную букву.

Описание : работа с печатным текстом, набранным крупным шрифтом и цветными карандашами.

Задание : найти в тексте все заданные взрослым буквы и зачеркнуть их карандашом определенного цвета.

Систематические занятия принесут положительный эффект и будут способствовать успешному обучению ребенка в школе.

Список литературы :

1. Визель Т. Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста –М., 2005.- 265с.

2. Крупенчук О. И. Учим буквы. - СПб.: Издательский дом «Литера» , 2004.- 64с.: ил. - (Готовимся к школе) .

3. Мазанова Е. В. Логопедия. Оптическая дисграфия . - М., 2007.- 124 с.

4. Хозяинова М. А. Учимся штриховать // Логопед. 2012.- №3.- С. 75-82.

5. Якунина В. А. Логопедические упражнения для профилактики дисграфии // Логопед . 2014. -№1. - С. 86-93.

Республика Карелия

Прионежский район

МОУ «Заозерская СОШ №

Рабочая программа

«Коррекция оптической дисграфии у младших школьников»

_______________________________________

начальное общее образование

учитель – логопед

Никонова Ю.И.

2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекции оптической дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе методического пособия для учителя-логопеда Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» и авторской программы Е.В. Мазановой: «Коррекция оптической дисграфии».

Данная рабочая про г р а мм а направл е н а на коррекцию оптической дисграфии и со з да ни е у с лов и й для э ффе к т и вной реал и за ци и и освое ни я у ч ащ и м ися основной об р а з овател ь ной пр о г р а мм ы на ч а л ь но г о о б ще го обра з ова ния , в том ч исле н а обеспе ч ен и е у слов и й для и нди в и д у а л ь но г о ра з вит и я у ч ащ и хс я н у ж да ющих ся в логопедической коррекции и расс ч ита н а н а своевре м е н ное пре д у пре ж д е ни е и у с т ране ни е и м е ю щи х ся у н их недоста т к ов п ис ьм е н ной ре ч и .

Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

3. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373»;

4. Приказ МинобрнаукиРФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

5. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»;

6. Инструктивно-методическое письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2000 г.

2 « Об ор г а ни за ци и раб о ты л о г опеди ч ес к о г о п у н к та обще о бра з ова т ел ь но г о у ч ре ж де ни я » ;

7. Письмо Минобрнауки РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;

8. Письмо Минобрнауки РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».

Краткая характеристика оптической дисграфии

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв. Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают разных видов:

- замены графически сходных букв - состоящие из одинаковых элементов, но отличающиеся количеством данных элементов (л - м, и - ш, ш - щ, ц, - щ);

- замены графически сходных букв-отличающихся одним дополнительным элементом (о - а, б - д, с - х, х - ж);

- замены графически сходных букв - состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в - д, т - ш);

- зеркальное написание букв (с - е, э - е).

Первые два вида ошибок связаны с недоразвитием кинетических представлений. Последние два - это последствие недоразвития оптических представлений.

Цель коррекционной работы

Целью коррекционной работы является преодоление ошибок письма обусловленных оптической дисграфией, путем проведения работы на уровне звука, буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. А так же закрепление обучающимися на логопедических занятиях знаний полученных в классе, восполнение пробелов в обучении.

Организация работы по программе

Период обучения составляет 60 часов, хотя количество может меняться в сторону увеличения, либо уменьшения (все зависит от количества смешиваемых букв). Работа начинается с развития неречевых процессов и включает в себя два направления (работа ведется в двух направлениях параллельно):

1. Развитие неречевых процессов;

2. Дифференциация сходных по начертанию букв.

Необходимо отметить, что работа по развитию неречевых процессов не ограничивается рамками первого этапа. Далее соответствующие мероприятия включаются в работу по дифференциации букв в виде отдельных заданий.

Всю коррекционно-логопедическую работу можно условно разделить на 3 уровня:

1. Конструирование, реконструирование букв.

2. Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой (звуком).

3. Работа со словами-паронимами (ивазиомонимами).

Программа рекомендована для обучающихся 2-4 классов. Из каждого класса формируется одна подгруппа, наполняемость которой от 2 до 6 человек. Количество часов по программе может изменяться. Продолжительность одного занятия составляет 35 минут. Период проведения коррекционных занятий с 15 сентября по 15 мая. В первые две недели сентября и последние две недели мая проводится обследование состояния речи учащихся, на начало, и соответственно, конец учебного года.

Основные задачи коррекционно-развивающего обучения

1. Установление логических и языковых связей между предложениями;

2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);

3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы);

4. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций;

5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования);

6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;

7. Обучение конструированию сложного предложения.

Планируемые результаты после прохождения программы

К концу обучения дети должны знать:

- основные цвета и оттенки;

- геометрические фигуры;

- схему собственного тела;

Направления;

- артикуляцию всех звуков;

- сходство и различие всех сходных по начертанию букв;

- элементы букв двух шрифтов;

- название букв родного алфавита.

К концу обучения дети должны уметь:

- различать основные и оттеночные цвета;

- различать геометрические фигуры;

- соотносить предмет и форму, предмет и цвет;

- ориентироваться в схеме собственного тела;

- ориентироваться во времени и в пространстве;

- сравнивать предметы по величине;.

- сравнивать элементы букв двух шрифтов;

- уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;

- сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах;

- соотносить букву со звуком и наоборот.

Учебно-методический комплекс

    Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 192 с.

    Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 88 с.

    Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил. (Коррекционная педагогика).

Тематическое планирование

темы

Тема занятия

Часы

1. Развитие неречевых процессов

1

Развитие зрительного восприятия, памяти, навыков звукового анализа

Знакомство с основными и оттеночными цветами. Знакомство с геометрическими фигурами. Соотнесение предмета с цветом, величиной и формой. Дифференциация предметов по цвету, величине и форме. Знакомство с понятием «величина». Сравнение предметов по величине, ширине, глубине и т.д.

2

Развитие пространственно-временных отношений

Знакомство с такими понятиями как: год, месяц, день недели, сутки, вчера, сегодня, завтра. Формирование временных представлений по отношению к приему пищи. Развитие пространственных представлений: верх, низ, слева, справа, между, под, над... Расширение объема зрительной памяти

II. Дифференциация графически сходных букв

3

Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных букв (рукописного и печатного шрифта)

Дифференциация сходных по начертанию букв в слогах, словах, словосочетании, предложении, тексте. Соотнесение буквы со звуком и символом. Конструирование и реконструирование букв. Сравнение элементов букв. Развитие оптико-пространственных представлений. Развитие зрительно-моторных координации. Дифференциация букв. Работа с квазиомонимами. Развитие образного мышления

4

Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных и согласных букв (рукописного и печатного шрифта)

Дифференциация букв во всех позициях. Сравнение элементов смешиваемых букв. Соотнесение буквы с символом и звуком. Развитие зрительно-моторных координации. Конструирование и реконструирование. Развитие кинетических представлений. Работа с квазиомонимами

5

Дифференциация оптически и кинетически сходных согласных букв (рукописного и печатного шрифта)

Дифференциация сходных по начертанию оптических букв во всех позициях. Развитие зрительно-моторных координации. Конструирование и реконструирование. Развитие оптических представлений и оптико-пространственных отношений. Установление связей между графемой и артикулемой. Работа с квазиомонимами

Всего часов: