Проблема ядерной безопасности на корейском полуострове. Проблема ядерной безопасности на Корейском полуострове: подходы России к ее решению

(VOVworld) - 31 марта в Вашингтоне (США) начал свою работу 4-й саммит по ядерной безопасности. В двухдневном саммите принимают участие около 50 мировых лидеров, которые обсуждают обеспечение безопасности ядерных материалов примерно в тысяче атомных объектов в мире. Однако в этом году самой главной темой саммита стала ядерная проблема на Корейском полуострове на фоне эскалации напряжённости в этом регионе.

Саммит по ядерной безопасности 2016 в Вашингтоне

Международный саммит по ядерной безопасности проводится раз в два года с участием ведущих мировых лидеров. Мероприятие играет важную роль в осуществлении целей содействия глобальным усилиям для обеспечения ядерной безопасности и предотвращения ядерных атак. Однако это также форум, на котором возникают разногласия между мировыми державами по методам контроля ядерных материалов.

Нарастание напряжённости в преддверии саммита

В преддверии саммита Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) потребовала отменить саммит по ядерной безопасности, заявив, что будет укреплять свои ядерные силы до тех пор, пока Вашингтон проводит враждебную политику в отношении Пхеньяна. По официальному заявлению Северной Кореи, опубликованному на сайте Центрального телеграфного агентства Кореи (ЦТАК), на самом деле этот саммит проводится в отчаянной попытке любой ценой лишить КНДР возможности укреплять ядерный потенциал сдерживания в интересах самообороны. Северная Корея считает нелепым стремление США организовать бессмысленный саммит против неё вместо пересмотра своего враждебного курса в отношении Пхеньяна и налаживания диалога с ним. В распространнённом сообщении ЦТАК отмечается, что США и Республика Корея намерены использовать данный саммит для усиления санкций в отношении КНДР и критики законного доступа народной республики к ядерному оружию.

Чтобы доказать свои жёсткие заявления, КНДР запустила ракету малой дальности, которая пролетела примерно 200 километров из курорта Вонсан в сторону Японского моря. Этот запуск ракеты был осуществлен после ряда последних провокационных действий Пхеньяна. Кроме того, Пхеньян пригрозил нанести превентивный ядерный удар по США и их союзникам в случае угрозы для безопасности страны.

Ситуация на Корейском полуострове обострилась после того, как Пхеньян провёл ядерные испытания 6 января и запустил ракеты большой дальности в феврале. Совет Безопасности ООН резко отреагировал на эти действия посредством введения самых жёстких до сих пор санкций в отношении КНДР. США и Южная Корея также ужесточили санкционные меры против неё. 29 марта представители США, Республики Корея и Японии провели встречу, на которой обсуждались политика в отношении Пхеньяна, а также меры по расширению трёхстороннего сотрудничества для обеспечения безопасности в регионе и мире. Раньше отношения между Республикой Корея и Японией обострялись из-за исторических проблем. Однако, в обстановке повышения ядерной угрозы со стороны КНДР после осуществления этой страной запусков ракет и четвёртого ядерного испытания, Южная Корея и Япония вынуждены сблизиться друг с другом для активизации военного сотрудничества. Между тем, США давно надеются на тесное взаимодействие между своими близкими азиатскими союзниками для формирования коалиции в борьбе с Северной Кореей, а также для укрепления своей стратегии возвращения в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Стремление к достижению консенсуса в решении международных актуальных проблем

Военная напряженность на Корейском полуострове нарастает в последение недели, когда лидер КНДР Ким Чен Ын непрерывно совершал провокационные военные действия. После ядерного испытания и запуска ракеты большой дальности в январе и феврале текущего года, Пхеньян продолжал осуществлять ряд запусков ракет малой и средней дальности. Помимо этого, КНДР совершает провокационные действия, почти ежедневно угрожает нанести превентивные ядерные удары по США и Южной Корее, а также продолжить ядерные испытания и запуски ракет. Действия Северной Кореи подвергались резкой и решительной реакции со стороны соседней Республики Корея и США. Сеул и Вашингтон ввели самые жёсткие санкции в отношении Пхеньяна, и одновременно пригрозили народной республике наиболее масштабными до сих пор военными учениями.

Эскалация напряжённости на Корейском полуострове вызывает у международного сообщества озабоченность тем, что ситуация может выйти из-под контроля. В такой обстановке ракетно-ядерная программа КНДР несомненно стала горячей темой данного саммита по ядерной безопасности, который проходит под председательством США. Общественность надеется, что хотя и не удалось призвать КНДР вернуться к переговорам, стороны смогут достичь консенсуса в смягчении напряжённости на Корейском полуострове.

Проблема региональной безопасности в Северо-Восточной Азии имеет несколько аспектов. Во-первых, корейский кризис США пытаются использовать в плане давления на Китай. В своих заявлениях Дональд Трамп постоянно отмечает, что Пекин «должен» решить ядерную проблему Корейского полуострова выгодным для США образом. Принимаются санкционные меры против китайских компаний за торговлю с КНДР.

Второй аспект связан с размещением на Корейском полуострове элементов ПРО THAAD: хотя формально речь идёт о противоракетной обороне, в условиях региона эти действия не столько снижают напряжённость, сколько повышают. Наличие ПРО создаёт соблазнительное искушение для Северной Кореи нанести первый удар и попробовать избегнуть ответного. Южная Корея, таким образом, оказалась вовлечённой в противостояние Вашингтона и Пхеньяна.

Увеличилась вероятность силового решения северокорейской проблемы. Американское руководство устами своих первых лиц чётко озвучивает позицию, «не исключаюшую» силовые варианты. Администрация Дональда Трампа признала, что политика «стратегического терпения», призванная тихо уморить Северную Корею санкциями, себя не оправдала.

В-третьих, определённую угрозу стабильности создаёт и дальнейшее развитие северокорейской ядерной программы. Действия КНДР, направленные на разрушение режима нераспространения и последовательного игнорирования резолюций Совбеза ООН, несомненно, нарушают баланс сил в регионе, создают неопределённость в сфере безопасности. Здесь и Россия, и Китай, будучи постоянными членами Совета Безопасности, не могут не осуждать подобную активность, хотя неофициально мотивы северокорейского руководства им понятны. Каждое новое действие Севера требует от мирового сообщества в лице СБ ООН ответной реакции, при том что санкционное давление, по сути, себя исчерпало и грозит превратиться в полную экономическую блокаду, которая будет бить в первую очередь по населению КНДР.

Любой серьёзный военный конфликт на Корейском полуострове не может не задеть российские интересы – хотя бы потому, что даже в самом мягком варианте нашему Дальнему Востоку придётся тратить значительную часть сил и ресурсов на противодействие широкому спектру возможных угроз – от притока беженцев до последствий экологических катастроф, которые могут быть вызваны разрушением ядерных объектов Севера и Юга.

В то же время очевидно, что КНДР вряд ли откажется от ядерного оружия, пока будет ощущать прямую угрозу своей безопасности. Ведь именно так северокорейцы расценивают регулярные широкомасштабные манёвры и учения США и их союзников в регионе, а также направление туда, чему мы являлись свидетелями в этом месяце, американской военно-морской эскадры.

Санкции не должны использоваться ни для экономического удушения КНДР, ни для ухудшения гуманитарной обстановки. В складывающихся условиях всем вовлечённым сторонам следует проявлять хладнокровие и сдержанность, не предпринимать шагов, которые могли бы привести к эскалации напряжённости. Силовые опции абсолютно неприемлемы и чреваты катастрофическими последствиями как для Корейского полуострова, так и для региона Северо-Восточной Азии в целом. Выбор должен быть в пользу максимальной активации дипломатического инструментария.

Важно подходить к урегулированию ситуации в контексте всего комплекса проблем между сторонами и тем самым создавать условия для денуклеаризации КНДР. Это невозможно без нормализации общей военно-политической обстановки, отказа от наращивания военной инфраструктуры, сокращения масштабов проводимых манёвров, формирования атмосферы доверия между государствами региона. Как показали последние события, ситуацию в регионе пускать на самотёк ни в коем случае нельзя. Как говорится, «худой мир лучше доброй ссоры».

В этой связи РФ и КНР как в рамках , так и в других форматах готовы к более тесному взаимодействию со всеми партнёрами в целях скорейшего урегулирования ядерной и других проблем Корейского полуострова единственно возможными средствами – политико-дипломатическими, через взаимно уважительный диалог и обоюдный учёт интересов и озабоченностей.

ЯДЕРНОЕ СДЕРЖИВАНИЕ КНДР – ВОЛШЕБНАЯ ПУЛЯ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ НА КОРЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ И СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

(Октябрь 2016, Цой Ын Чжу, научный сотрудник Института разоружения и мира Министерства иностранных дел, КНДР )

2016 год был отмечен беспрецедентным усилением ядерной конфронтации между КНДР и США на Корейском полуострове.

Начиная со 2-й половины 2015 года, США и их военно-подчиненная, Южная Корея, требовали проведения “рейда по обезглавливанию”, наметив в качестве цели штаб Верховного Главнокомандующего КНДР и пригрозили начать отрабатывать этот план на практике в совместных военных учениях в 2016 году. Подобные шаги со стороны США и Южной Кореи были успешно сдержаны КНДР при помощи ряда мер по укреплению своиx сил ядерного сдерживания.

Данное исследование ставит своей целью изучение стратегического фона корейско-американского ядерного противостояния и его перспективы на будущее.

Укрепление сил ядерного сдерживания является неизбежным выбором КНДР для самообороны.

Это звучит правдоподобно для многих людей, что проблема Корейского полуострова - это замкнутый цикл ядерныx и ракетныx испытаний КНДР, обострения напряженности, санкций и очередного витка ядерных и ракетных испытаний КНДР. Однако эти люди не видят или просто игнорируют реальность, что каждое звено цикла напрямую связано с враждебной политикой США и иx последующей ядерной угрозой в отношении КНДР.

Американская ядерная угроза и шантаж в отношении КНДР-это не временное явление, которое началось в последнее время, и не выдуманная концепция. Это фактическая конкретная угроза, под которой США держат КНДР в последние десятилетия, потому что такова политика США - чтобы защитить возможность нанесения упреждающего ядерного удара по КНДР. США уже готовили ядерный удар по КНДР в начале 1950-х годов, когда было развернуто большое количество ядерного оружия в Южной Корее с конца 1950-х годов. С конца 1960-х годов они проводят совместные военные учения с Южной Кореей, в xоде которыx они отрабатывают практическое применение такого оружия. Эти ежегодные совместные ядерные военные учения США и Южной Кореи продолжаются уже более 40 лет.
КНДР прилагает огромные усилия по ликвидации американской ядерной угрозы. С этой целью она пыталась начать диалог и переговоры о создании безъядерной зоны при опоре на международные законы. Но несмотря на эти усилия, США не отказались от своей ядерной угрозы в отношении КНДР, и дело зашло так далеко,что в 2002 году они официально объявили, что назначают КНДР в качестве мишени для ядерного превентивного удара. Учитывая тот факт, что ни диалог, ни международные законы не помогли и будучи перед лицом крупнейшей ядерной угрозы в мире со стороны самой большой в мире ядерной державы, КНДР не оставалось другого выбора, кроме как прибегнуть к ядерному оружию, чтобы противостоять ядерному оружию.

Даже после приобретения ядерного потенциала КНДР не оставляла всевозможных попыток создать прочный мирный режим и реализовать денуклеаризацию Корейского полуострова. Она приняла участие в нескольких раундах 6-сторонних переговоров, отключила свои ядерные объекты и согласилась ввести мораторий на ядерные испытания.

Однако враждебность США и ядерная угроза с их стороны скорее увеличилась, чем уменьшилась. В апреле 2010 года администрация Обамы исключила КНДР из списка государств, в отношении которых США обязались не наносить ядерного оружия, вновь раскрывая свои амбиции нанести ядерный превентивный удар по КНДР. США и в дальнейшем делали официальные заявления на этот счет.

Острие политики США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, инициированной администрацией Обамы в 2012 году, направлена на северо-восток Азии, с КНДР в качестве их первой цели. Масштабы и частота совместных военных учений США и Южной Кореи резко увеличились в последние годы. До 2012 года в совместных военных учениях участвовало 400.000 военных и они проводились около 30 раз в год. Однако, начиная с 2012 года, масштаб увеличился до 500 000 военных, а частота - до более чем 40 раз в год. Начиная с 2012 года, периодичность посещения авианосцамии США вод вокруг Корейского полуострова увеличились до 3-4 раз вместо 1-3 раз.

Специальные операции, направленные против Верховного Главнокомандующего КНДР, открыто стали включены в совместные военные учения в 2012 году. В 2013 году они обнародовали впервые проведение учений по воздушной тревоге, с участием стратегических бомбардировщиков, несущих атомные бомбы, и с применением атомных подводных лодок, тем самым пропитывая учения атмосферой настоящей войны. «Стратегия сдерживания”, которая была согласована США и Южной Кореей в 2013 году и направлена на ядерный превентивный удар по КНДР, была впервые представлена на совместных военных учениях в 2014. Стратегия эта включена в концепцию плана “4D OPLAN ” в 2015 году и в дальнейшем превращена в “рейд по обезглавливанию” и “точность удара” в 2016 году. Соответственно, маски “ежегодных” и “оборонительных” учений были сорваны, и выявилось истинное лицо – учений по подготовке нанесения превентивного ядерного удара. Сегодня стратегические американские бомбардировщики с ядерным грузом смеют пролетать всего в десятках километров от территории КНДР.

США планируют потратить более триллиона долларов в ближайшие 30 лет, чтобы модернизировать свой ядерный арсенал, который является наиболее передовым по качеству и количеству в мире, потому что США уже провели наибольшее количество ядерных испытаний в мире.

В этих тяжелых условиях, перед лицом растущей американской угрозы против КНДР, при яростном обновлении США своего ядерного оружия, КНДР вынуждена была ускорить разработку собственного ядерного оружия, чтобы защитить свою собственную социальную систему и национальную безопасность.

Само собой разумеется, что КНДР будет развивать свое ядерное оружие в качественном и количественном отношении с учетом возрастающего уровня ядерной угрозы со стороны США.
Воздействие системы ядерного сдерживания КНДР на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии

США преследуют две основные цели посредством постоянного наращивания напряженности на Корейском полуострове.
Одна из них -обеспечить предлог для усиления присутствия своих вооруженных сил вокруг Корейского полуострова и на нем. Во время «холодной войны» США увеличили свое военное присутствие в Южной Корее, в том числе и с ядерным оружием, под предлогом «сдерживания вторжения Советского Союза на юг» . Потеряв этот предлог с концом "холодной войны", США последовательно представляют собой военную угрозу для КНДР и используют напряженность, чтобы оправдать усиление своего военного присутствия. США считают, что постоянная напряженность на Корейском полуострове создает условия, наиболее благоприятные для осуществления их стратегии поворота к Азиатско-Тихоокеанскому региону, оправдывает введение более современного оружия, чтобы сдерживать КНДР и соседние с ней страны.

Другой целью является создание благоприятной среды для формирования трехстороннего военного альянса США-Япония-Южная Корея, который сыграет ключевую роль в стратегии доминирования в Азии. С разрядкой, Япония и Южная Корея вряд ли объединятся в военный союз в силу исторических и территориальных проблем, которые осложняют их отношения. Опасаясь этого, США ищет “ударное средство”, а именно: обострение напряженности. Если треугольный военный альянс будет полноценным, проводимые США и Южной Кореей и Японией и США военные учения могут перерасти в трехсторонние военные учения США-Япония-Южная Корея и таким образом увеличить радиус военных операций под руководством США и в их агрессивные возможности в Северо-Восточной Азии. Развертывание “THAAD” в Южной Корее, в частности, и практическая разработка трехстороннего военного Союза, будет означать только то, что будет посажен корень зла, который превратит Корейский полуостров в региональное место военнных разборок.

Учитывая все факты, если бы КНДР была лишена военных средств сдерживания, это только лишь предоставило бы США условия, благоприятные для осуществления их стратегии и несомненно угрожало бы региональной стабильности. В этом смысле укрепление ядерного арсенала КНДР гарантирует мир и безопасность на полуострове и в регионе, сдерживая произвол США.

Между тем, США эффективно эксплуатируют политику противостояния Север-Юг, проводимую нынешними властями Южной Кореи, чтобы помочь реализовать свою политику в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В начальный период своих полномочий нынешние власти Южной Кореи, по крайней мере на словах, твердили о таких понятиях, как “дипломатия объединения” инициатива “ мира и сотрудничества в Северо-Восточной Азии”, “Trustpolitik” и “Дрезденская декларация”. Но сегодня они сбросили свою обманчивую маску и открыто проводят “дипломатию давления” на Север и азартно стремятся к “объединению системы”, которая полностью нарушает действующие соглашения между Севером и Югом.

Однако власти Южной Кореи не имеют ни возможности, ни мужества, чтобы противостоять КНДР самостоятельно. Подобно морякам, готовым причалить к любому порту в шторм, они полагаются на внешние силы. По этой причине власти Южной Кореи фанатично отвергают отказ от передачи военного командования южнокорейскими войсками США в период военного времени, соглашаются со ввозом нового военного оборудования США, включая “THAAD” и все чаще проводят крупномасштабные совместные военные учения. США, воспользовавшись этой тенденцией, пытаются ускорить реализацию своей политики доминирования в Азии. Все это свидетельствует о том, что стремление Южной Кореи к “объединению систем” ускоряет американское военное развертывание, угрожающее миру и безопасности на полуострове и в регионе.

Стратегические ядерные силы КНДР обрывают на ходу такие необдуманные маневры властей США и Южной Кореи, таким образом, обещая светлое будущее и мирное воссоединение независимой Кореи. Они также позволяет полуострову служить в качестве буферной зоны, что позволяет предотвратить ядерную войну в регионе. Для всех намерений и целей, тем сильнее будет стратегическое ядерное оружие КНДР, тем надежнее будут обеспечены мир и безопасность на полуострове и в регионе.

Это противоречит интересам соседних держав и заведомо проигрышно для них - противостоять на словах обострению напряженности со стороны США, в то же время присоединяясь к возглавляемым США “санкциям” против КНДР. Это только поможет США протолкнуть свою стратегию, чтобы ослабить КНДР и сдерживать эти самые соседние страны.

В администрациях США и Южной Кореи в 2016 и 2017 годах соответственно произойдут изменения. Однако, пока политика, враждебно настроенная против КНДР, остается неизменной, ядерная угроза США и переход к форме треугольного военного альянса будут продолжаться. Вполне очевидно, что они будут только стимулировать КНДР и дальше укреплять свои силы ядерного сдерживания как по качеству, так и по количеству.

Независимо от того, как могут измениться ситуация и окружающие структуры, принципиальная позиция КНДР будет постоянной. Пока ядерная угроза в отношении КНДР со стороны враждебных сил продолжается, КНДР будет придерживаться своей политики укрепления сил ядерного сдерживания- ее, непобедимого заветного меча, и приложит все возможные усилия для защиты своего суверенитета и безопасности, стремясь реализовать независимое воссоединение Корейского полуострова и обеспечение мира и стабильности в регионе.

В двух словах, события на Корейском полуострове в 2017 году будут во многом зависеть от того признают ли США и другие страны региона ядерный статус КНДР и примут ли они разумные политические решения, или нет.

Свыше полувека тому назад завершилась война в Корее, продолжавшаяся три года и унесшая сотни тысяч жизней. 27 июля 1953 г. в Пханмунчжоне между КНДР и Китаем, с одной стороны, и силами ООН во главе с США, с другой, было подписано соглашение о прекращении огня. К сожалению, оно не ликвидировало "горячую точку" на Корейском полуострове, которая время от времени дает о себе знать, и бушующие здесь политические и военные страсти заставляют мировое сообщество лихорадочно и напряженно искать средства по их умиротворению. Причем в последнее время обстановка накалилась настолько, что возникла опасность возвращения к ситуации 1953 г.

ШАНТАЖ КИМ ЧЕН ИРА

В январе 2003 г. руководство КНДР заявило о выходе страны из Договора о нераспространении ядерного оружия, что не могло не вызвать негативной реакции буквально на всех континентах. Однако Пхеньян на этом не остановился. Его официальные представители и средства массовой информации стали выдвигать аргументы в пользу обладания ядерным оружием. Например, в июне 2003 г. сообщалось, что оно нужно Северной Корее для решения насущных задач народного хозяйства, поскольку позволит "многократно повысить сдерживающий потенциал Корейской народной армии", а это "даст возможность сократить обычные вооружения и направить людские и финансовые ресурсы на развитие производственного сектора экономики страны в целях повышения благосостояния народа".

Появляются утверждения, что КНДР уже обладает ядерным оружием. В частности, Пхеньян объявил о завершении переработки восьми тысяч графитовых стержней, ранее использовавшихся на атомной станции в Йонбене. Считается, что полученного при этом оружейного плутония достаточно для создания пяти-шести ядерных боеприпасов. Вместе с тем прямых доказательств наличия у КНДР ядерного оружия нет. Ведь для проверки работоспособности боезарядов и определения их боевых характеристик необходимо проводить испытания, что при существующей системе контроля скрыть невозможно (даже в том случае, если это будут подземные испытания и малой мощности).

Пхеньян, видимо, блефует, в первую очередь, стремясь приобрести статус ядерной державы. Лидеры КНДР, очевидно, полагают, что это не только позволит Северной Корее выйти из политической и экономической изоляции, в которой она оказалась, но и повысит ее роль на международной арене. Высказывается также мнение, что ядерное оружие необходимо Пхеньяну для решения своих проблем при объединении страны. Понимая, что богатый Юг может поглотить страдающий тяжелым экономическим недугом Север, имея перед глазами опыт воссоединения Германии и особенно незавидную судьбу бывших правителей ГДР, руководители КНДР постараются выторговать себе более благоприятные условия. Вместе с тем не исключено, что, наладив производство оружейного плутония, северокорейские власти рассчитывают продавать его, а вырученные средства пустить на подъем экономики.

Вероятно, официальный Пхеньян пошел ва-банк и намерен как можно дороже разменять свою ядерную программу на гарантии сохранения нынешнего положения и широкую экономическую помощь своей стране, что подтверждается условиями, на которых вроде бы КНДР готова отказаться от ядерных амбиций. Главное из них - отказ США от "враждебной политики". Для Северной Кореи это означает полную нормализацию отношений с Соединенными Штатами, американское признание существующей в КНДР системы, гарантии отказа от превентивного нападения на Северную Корею, а также обещание "не мешать ее экономическому развитию".

Вашингтон категорически отвергает подобные предложения. Однако администрация Джорджа Буша-младшего, по сути, спровоцировала Пхеньян, когда причислила КНДР к "оси зла", "странам-изгоям", с которыми можно разговаривать только с позиции силы. Расправившись с Ираком, США еще и наглядно продемонстрировали, как они будут поступать со всеми, кто не укладывается в прокрустово ложе американской политики. Вашингтон подтолкнул Пхеньян к возобновлению ядерной программы и прекращением поставок КНДР мазута для энергетических целей взамен остановки ядерного реактора в Йонбене.

Как ни печально, но многие факты говорят о том, что США заинтересованы в сохранении напряженности на Корейском полуострове ибо так осуществляется сдерживание Китая, не только сохраняются, но и укрепляются американские позиции во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кампания вокруг ядерной программы КНДР способствовала значительному продвижению американских планов по созданию региональной системы ПРО, которая, как считают аналитики, нужна не столько против Пхеньяна, сколько против Пекина. К осуществлению этих планов уже удалось пристегнуть Японию, сейчас на очереди Австралия и еще несколько стран АТР.

ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ ДАВНЕЙ ПРОБЛЕМЫ

Ядерную и другие кризисные проблемы можно рационально решить лишь в общей системе корейского урегулирования с учетом интересов РФ, США, КНР, Японии и других стран. Объединение двух корейских государств должно носить постепенный, поэтапный характер. Учитывая исключительную сложность этой задачи, в обозримом будущем реально лишь вести разговор о мирном сосуществовании Севера и Юга Кореи. Или - в лучшем случае - о конфедеративном государстве с двумя правительствами и двумя различными общественными системами.

Представляется целесообразной разработка комплексной программы постепенного, поэтапного объединения Кореи с участием ООН, структурных организаций АТР, КНДР и РК, других заинтересованных стран. Желательно поручить создание первоначальной программы (концепции) не государственным, а общественным научным организациям с тем, чтобы ее излишне не политизировать и по возможности полнее и объективнее учесть реальное положение дел, сложившееся в обеих частях Кореи, интересы различных стран и общие интересы международного сообщества. При этом надо учесть ошибки и уроки, вытекающие из опыта Афганистана (когда правительство РФ отвернулось от правительства Наджибуллы) и объединения Германии.

Общественные и научные организации путем многократного и всестороннего обсуждения призваны подготовить концептуальную основу разработки и рассмотрения корейской проблемы на международном, государственном уровне.

Программа (концепция) решения корейской проблемы могла бы охватывать следующие важнейшие шаги:

Меры по укреплению политического доверия. Отказ от крайностей и нетерпимости идеологической конфронтации, признание статуса двух корейских государств, постепенное их сближение и, прежде всего, широкое экономическое сотрудничество. По опыту Афганистана и объединения Германии нельзя допустить поглощения одной части Кореи другой. Оба государственных образования имеют свои преимущества: КНДР - с точки зрения выражения патриотических чувств корейского народа, обеспечения независимости страны, системы образования и здравоохранения; РК - с точки зрения демократических устоев и развития рыночной экономики. Поэтому надо искать пути взаимного обогащения за счет положительных приобретений и преодоления негативных сторон. Надо трезво оценивать сложившуюся реальность. Северные и южные корейцы сейчас по существу разные по менталитету народы. Поэтому их интеграция будет весьма сложным делом, требующим больших усилий и времени. Но тем более важно когда-то начать этот процесс и стремиться, чтобы все промежуточные шаги и меры были ориентированы на эту конечную цель. Это - прежде всего всемерное развитие экономических и культурных связей между двумя частями Кореи. Заслуживает внимания предложение президента РК о создании форума по региональной безопасности и сотрудничеству в Северо-Восточной Азии с включением в него обеих Корей, США, Китая, Японии и России;

Сокращение вооружений и постепенная демилитаризация полуострова, вывод иностранных войск из Южной Кореи. До определенного периода могут осуществляться поставки (продажа) оружия в КНДР и РК, но в перспективе неизбежно настанет момент, когда США, Китай, Россия должны будут согласовать свои действия в этом направлении. Особенно это относится к недопущению распространения ядерного оружия, ракетных технологий и создания ПРО. Относительно ядерной программы КНДР были разъяснены российские позиции по вопросам сокращения и нераспространения ракетно-ядерных вооружений, ратификации ДВЗЯИ и совершенствования режима контроля за ракетными технологиями и другим вопросам обеспечения стабильности и безопасности в Азиатско-Тихоокеанской зоне.

Российскими участниками конференции подчеркивалось неуклонное стремление РФ к недопущению распространения ядерного оружия в мире, в том числе на Корейском полуострове. Урегулирования северо-корейской ядерной проблемы следует добиваться политико-дипломатическими методами, продолжая переговоры в рамках шести государств: РФ, США, КНР, Япония, КНДР, РК. Вместе с тем российские военные специалисты обратили внимание на необоснованность утверждений сотрудников корейского Института оборонных исследований относительно наличия в КНДР готового к применению ядерного оружия. Было отмечено также, что присоединение Южной Кореи к попыткам создания единой американо-японо-южнокорейской системы ПРО дестабилизирует обстановку в АТР и не пойдет на пользу процессу разрядки па Корейском полуострове.

МНЕНИЕ ЮГА

В ходе конференции с докладами и сообщениями выступили корейские ученые и эксперты в области оборонных проблем. Например, профессор Кан Бон Гу (Исследовательский центр проблем АТР Ханьянского университета) подчеркнул, что сегодня России удается эффективно сочетать гибкость и жесткость в своей политике по отношению к Корее. При этом отчетливо видны различия в подходах США и РФ, проистекающие из несовпадающих национальных интересов двух государств в этом регионе.

По мнению профессора, Россия, во-первых, исходит из того, что американо-северокорейские отношения являются двусторонними отношениями двух суверенных государств и по этой причине не считает желательным предпринимать какие-либо попытки в них вмешиваться. Москва и Вашингтон в настоящее время - стратегические партнеры. Но вместе с тем, несмотря на то, что взаимоотношения России с Северной Кореей были в течение 1990-х гг. довольно прохладными, РФ ныне держит курс на поддержание долгосрочных добрососедских и дружественных контактов с нею.

Во-вторых, Москва, как можно заметить по ее усилиям обеспечить безусловное и бессрочное действие Договора 1965 г. о нераспространении ядерного оружия, последовательно придерживается позиции по сохранению безъядерного статуса Корейского полуострова.

В-третьих, особенность позиции России заключается в том, что терроризм ею понимается как сложное наднациональное явление, угроза глобальной безопасности в целом. Поэтому РФ считает необходимым активно с США сотрудничать в борьбе с этим злом.

Такая позиция России, считает докладчик, не может не находить своего отражения в формировании подходов международного сообщества к проблемам северокорейского оружия массового поражения.

Пэк Сын Джу (начальник исследовательской лаборатории по проблеме Северной Кореи) проанализировал внутреннее положение в КНДР после так называемого "второго ядерного кризиса" и пришел к выводу, что перспективы сохранения северокорейского режима значительно ухудшились. Дело в том, что до состоявшихся в апреле 2003 г. трехсторонних переговоров политика Китая по отношению к КНДР в связи с ядерной проблемой была достаточно умеренной. Но после того, как Северная Корея заявила о возможности обладания ядерным оружием, стали заметны признаки того, что Пекин начал оказывать на Пхеньян определенное давление. А это может оказать негативное влияние на политический авторитет Ким Чен Ира.

Во-вторых, это недоверие США к КНДР. Причем оно находится на том уровне, когда его уже, как представляется, крайне трудно рассеять. Между тем позиция международного сообщества, в котором Соединенные Штаты играют ведущую роль, определенным образом способна ослабить северокорейский режим.

В-третьих, возрастающая настороженность южнокорейской общественности по отношению к Северной Корее. Перед лицом северокорейской ядерной угрозы происходит сплочение консервативных сил РК, что сдерживает активное проведение политики "солнечного тепла" и, в свою очередь, наверняка может привести к усугублению экономических трудностей Северной Кореи.

Ю Ен Ехоль (старший научный сотрудник Института оборонных исследований) подчеркнул, что не оправдались некоторые предположения о роли России как пассивного посредника на шестисторонних переговорах по северокорейской ядерной проблеме. Наоборот, РФ были выдвинуты важные предложения по обеспечению безъядерного статуса КНДР, ясно заявлено о неприятии Москвой факта обладания Северной Кореей ядерным оружием.

Вместе с тем докладчик обратил внимание на то, что некоторые российские СМИ убеждены: РФ находится вне основных тенденций переговорного процесса. Они считают, что в последующем роль Москвы может стать не столь значимой, как того ожидает руководство России. В частности, отмечается скепсис в отношении того, насколько действенными окажутся посреднические возможности правительства РФ в остром американо-северокорейском противостоянии.

Ю Ен Ехоль подчеркнул, что в понимании северокорейской ядерной проблемы у России и Республики Корея имеются определенные различия. Бесспорно, обе стороны едины в главном - в стремлении урегулировать северокорейскую ядерную проблему мирным путем. Однако вызывает разочарование чрезмерная, как представляется РК, защита Северной Кореи со стороны России.

Особо отмечалось, что в ходе предыдущего этапа развития отношений между Республикой Кореей и Россией вопросы безопасности не учитывались в полной мере, а упор делался на развитии экономического сотрудничества. Однако в нынешних условиях необходимы взаимно согласованные усилия для мирного разрешения северокорейской ядерной проблемы, а это может обернуться экономической выгодой для обеих сторон.

Итоги конференции подвели президент корейского института оборонных исследований доктор Хван Дон Джун и президент АВН генерал армии Махмут Гареев. В ходе официальных выступлений представителей южнокорейской стороны красной нитью проходило стремление оправдать стабильный и долгосрочный характер военного присутствия США на Корейском полуострове в связи со стремлением КНДР к созданию ракетно-ядерного оружия и нестабильной обстановкой в АТР в целом. Об этом свидетельствует и большой резонанс в печати в связи с заявлением командования американских войск о планах отвода передовых соединений Соединенных Штатов в глубь территории РК. По мнению южнокорейцев, это может спровоцировать удар со стороны КНДР. Высказывалось пожелание, чтобы Россия активизировала свои возможности и влияние на Пхеньян с целью прекращения разработки ядерного оружия.

Представители российской стороны, в частности, генерал-полковник Варфоломей Коробушин, подчеркивали, что проблему ядерной угрозы на Корейском полуострове можно решить лишь в общей системе преодоления корейского кризиса и объединения страны. В целом российские участники в своих выступлениях проводили мысль о необходимости культивирования в Южной Корее последовательного, неконфронтационного подхода к КНДР и вопросу объединения страны с упором на меры экономического, гуманитарного характера, активного вовлечения в процесс авторитетных региональных и субрегиональных международных экономических организаций.

По проблемным вопросам двустороннего военно-технического сотрудничества российская делегация разъяснила корейской стороне необходимость более последовательного осуществления ранее достигнутых соглашений и дальнейшего их наращивания. Президент Института оборонных исследований доктор Хван Дон Джун, который одновременно является председателем Совета оборонных предприятий РК, обратился с предложением направить в Россию группу предпринимателей, занимающихся бизнесом в оборонной сфере с целью расширения корейско-российского военно-технического сотрудничества. АВН ожидает конкретных предложений по этому вопросу.

Представители Министерства обороны РК и руководства корейского Института оборонных исследований выразили удовлетворенность научной конференцией, подчеркнули готовность продолжать военно-научные контакты с российской стороной. Достигнута договоренность о проведении очередного научного симпозиума в Москве в октябре 2004 г. На эту встречу можно было бы привлечь более широкий круг представителей от Минобороны РФ, МИДа и российских специалистов по корейской проблеме.

Северная Корея располагает вполне достаточным для развития ядерной программы количеством природного урана: запасы месторождений оцениваются в 26 млн. тонн руды, из них более 4 млн. пригодны для промышленной разработки. Сейчас КНДР имеет на своей территории 10 ядерных объектов, включая завод по производству ядерного топлива, но сих пор точно неизвестно, каким количеством оружейного плутония располагает Пхеньян. Госдепартамент США предполагает, что это 6-8 кг., ЦРУ и военная разведка США называют цифру 8-9 кг., Институт Науки и Международной Безопасности США -- 14 кг., южнокорейские и японские источники предполагают, что запасы могут достигать 24 кг. По сведениям МАГАТЭ, Северная Корея запустила две промышленные линии по производству плутония на полную мощность и полу чила в 2003-2004 годах 25-30 кг плутония. Агентство считает, что КНДР способна ежегодно вырабатывать до 10 кг плутония оружейного качества. Относительно военно-ядерного потенциала КНДР имеются различные версии. Некоторые специалисты полагают, что в настоящее время Северная Корея обладает материалами для создания 10-ти и более ядерных зарядов, а также считают, что в распоряжении северокорейцев уже есть 12-15 ядерных зарядов малой мощности. Однако проверить эти данные не представляется возможным. Реальный военно-ядерный потенциал Северной Кореи остается неизвестным. Однако, Пхеньян обладает потенциальной возможностью доставки оружия массового уничтожения, в частности, с помощью ракет малого и среднего радиуса действия. История северокорейской ракетной программы насчитывает более 30 лет и сейчас КНДР -- одна из немногих стран мира, владеющих ракетными технологиями. Северная Корея также имеет устаревшие советские боевые самолеты, которые потенциально могут быть модернизированы для доставки ядерного оружия. Однако ядерные испытания, проведенные в КНДР, все же показали, что уровень развития северокорейских технологий недостаточен для того, чтобы изготовить ядерную боеголовку ракетного или авиационного базирования.

Росту ядерных амбиций КНДР, попыткам Северной Кореи использовать ракетно-ядерный фактор в своей политике, в частности, способствовали: геополитический "уход" СССР из ряда регионов мира, в том числе сокращение его связей с КНДР, включая военную сферу, переориентация СССР, а затем России, на сотрудничество с Южной Кореей; спонтанное формирование однополюсного мира, политика США как мирового полицейского, что имело свою проекцию и на Корейский полуостров; резкое ослабление и без того крайне неэффективной экономики КНДР, серьезные проблемы с финансированием общих ВС КНДР и их оснащением современными средствами, стремление компенсировать это прорывами в ракетно-ядерной сфере; стремление КНДР привлечь внимание к себе как к политической фигуре для повышения своего статуса в регионе, в том числе в ходе переговоров с США, и использование ядерной карты для торгов и разменов в экономической, политической и военной сферах.

Ядерные и ракетные разработки Северной Кореи неоднократно становились причиной международных кризисов, поскольку все последнее десятилетие КНДР успешно шантажирует страны-соседи своими ядерными и ракетными программами. А в феврале 2005 года Министерство иностранных дел Северной Кореи официально заявило о наличии у страны ядерного оружия и о временном выходе из шестисторонних переговоров по урегулированию кризиса на Корейском полуострове. Реакция международного сообщества на это была резко негативной. Соединенные Штаты в очередной раз отвергли возможность прямых двусторонних переговоров с Северной Кореей, как и выдвинутое КНДР еще в ноябре 2002 года предложение о подписании пакта о ненападении. Вашингтон также призвал также Китай и Южную Корею не идти на уступки, чтобы заставить Пхеньян возобновить прерванные им переговоры по ядерной программе. В июле 2006 года Джордж Буш возглавил очередную кампанию протестов международного сообщества в связи с испытаниями баллистических ракет "ТЭПХОДОН-2" в Северной Корее. Однако все закончилось тем, что, несмотря на принятие соответствующих резолюций ООН, Пхеньян продолжал разрабатывать баллистические ракеты и работать над своей ядерной программой. 14 октября 2006 года Совет Безопасности ООН одобрил еще одну резолюцию в отношении КНДР, осуждающую Пхеньян за испытание ядерного оружия 9 октября и накладывающую на страну ряд санкций. Кроме того, США, Австралия, Япония и Южная Корея прекратили экономические отношения с КНДР и приостановили поставки гуманитарной помощи Пхеньяну на неопределенный срок. Насколько эти меры окажутся действенными, пока неизвестно. Аналитики отмечают, что такого рода резолюции Совбеза ООН давно уже не играют особой роли в международной политике. Со своей стороны Северная Корея сочла санкции, наложенные Советом безопасности ООН, объявлением войны, и пригрозила незамедлительно нанести "безжалостный удар" по любому государству, которое "попытается посягнуть на суверенитет и право на выживание КНДР под предлогом выполнения санкций СБ ООН".

Очевидно, что военная ядерная программа - единственный серьезный козырь, с помощью которого Пхеньян может удержать на плаву крайне неэффективную экономику страны, а также надеется повысить свой политический статус в регионе. Не исключено, что северокорейский режим решил использовать опыт Пакистана, который взорвал свое ядерное устройство в 1998 году, и выдержал три года санкций, а сейчас является главным союзником США в арабском мире. Вероятно также, что имея в своем распоряжении ядерное оружие, Пхеньян стремится обезопасить себя от потенциально возможного военного вмешательства со стороны Соединенных Штатов. Однако, как отмечает Тед Карпентер, сотрудник исследовательского центра Cato Institute, автор книги "Корейская Головоломка" (The Korean Conundrum: America"s Troubled Relations with North and South Korea), - за исключением КНДР, ни одна из стран, пытавшихся создать ядерное оружие, не делала атомную бомбу своим главным политическим, военным, научным и экономическим приоритетом. Северокорейский ядерный кризис сегодня в центре внимания мировой политики, но эффективного продвижения в разрешении ядерной проблемы пока не видно. Все еще нет и ясного представления о том, каким путем можно реально обеспечить ядерное разоружение КНДР. Однако вопрос состоит даже не столько в том, как решить нынешний кризис, но и в более широком плане - "что делать" с северокорейским режимом и как вообще создать стабильные политико-правовые основы для мира на Корейском полуострове.