Расположение судовых помещений. Расположение и назначение судовых помещений

Адмиральский час - обеденный отдых, во время которого морякам разрешается спать.
Бак - носовая часть корабля (судна).
Боевой пост - место с находящимся боевым оружием и техническими средствами.
Боевая часть - подразделение экипажа корабля, выполняющее определенные задачи.
Боевая служба - форма повседневной оперативной деятельности сил флота в мирное время.
«Боевой листок» - вид рукописной настенной листовки, где помещена информирующая об успехах в боевой и политической подготовке личного состава корабля (части).
«Боевой номер» - карманная книжка, в которую записаны обязанности матроса (старшины) согласно всем корабельным расписаниям.
«Большой сбор» - построение личного состава корабля при подъеме флага, при проведении морских парадов, при встречах должностных лиц и др.
Бригада - тактическое соединение однородных кораблей.
«Бычок» - командир боевой части корабля.
«Говнодавы» - тупоносые большие ботинки.
Гафель - наклонный рей, закрепленный в верхней части мачты, служащий для подъема и несения на ходу Андреевского флага.
Губа - гауптвахта.
Дивизион кораблей - низшее тактическое соединение однородных кораблей третьего и четвертого рангов.
Дивизия кораблей - тактическое соединение, состоящее из кораблей первого ранга или бригад и дивизионов кораблей низших рангов.
Док -доктор (судовой врач).
Дубы - орнамент на козырьках фуражек старших офицеров флота.
Жвака-галс - узел крепления конца якорной цепи к корпусу корабля. Фраза «травить до жвака-галса» означает - выпустить якорную цепь до конца.
ИДА-59 - индивидуальный дыхательный аппарат.
Кавторанг - капитан 2 ранга.
Камбуз - кухня на корабле (судне).
Каперанг - капитан I ранга.
Кок - повар на корабле (судне).
Комингс - ограждение дверей, люков, горловин, предохраняющее от попадания во внутреннее помещение воды.
Корма - задняя часть корабля (судна).
«Красные» - красным цветом на плане учения обозначают действия своих сил.
Кубрик - помещение для проживания матросов на корабле (судне).
Кэп - командир корабля.
«Липа» - преднамеренный обман.
Нактоуз - подставка магнитного компаса.
«Океан» - электронный тренажер, предназначенный для наглядного отображения обстановки во время проведения оперативно-тактической игры.
Перископ -оптический прибор для наблюдения за надводной и воздушной обстановкой с подводной лодки, находящейся в погруженном состоянии.
Полубак - возвышение корпуса над верхней палубой в носу корабля.
ПЭЖ - пост энергетики и живучести.
Раздвижной упор - приспособление для подкрепления переборок или плотного прижимания пластыря при заделке пробоины в борту корабля.
Рундук - сундук (шкафчик) на корабле, где хранятся личные вещи команды.
«Синие» - синим цветом на плане учения обозначают действия сил противника.
Субмарина - подводная лодка.
«Шило» - спирт.

Передвижение по рекам и морям на кораблях в истории известно уже более пяти тысяч лет. На сегодня, согласно общепринятой терминологии, морское судно - это грузовое, пассажирское или промысловое крупногабаритное плавсредство, корабль - военное. Перечислять и судов можно долго. Самые известные морские - это парусники и яхты, пассажирские лайнеры и пароходы, катера, танкеры и сухогрузы. Корабли - это авианосцы, линкоры, крейсера, эсминцы и подводные лодки.

Строение корабля

К какому бы виду или классу не относилось плавсредство, ему присущи общие элементы конструкции. В первую очередь, конечно, корпус, на котором установлены надстройки различного назначения, мачты и рубки. Важным элементом всех судов являются двигатели и движители, в общем, силовые установки. Для жизнедеятельности плавсредства имеют значение устройства, системы, электрооборудование, трубопроводы и оборудование помещений.

Оснащаются еще рангоутом и такелажем.

Носом называется передняя, кормой - задняя оконечности корпуса, его боковые поверхности - бортами. Правый борт по ходу движения моряки называют штирбортом, левый - бакбортом.

Дном или днищем называется нижняя часть корабля, палубами - горизонтальные перекрытия. Трюм корабля - это самое нижнее помещение, которое находится между днищем и нижней палубой. Межпалубное пространство называется твиндеком.

Конструкция корпуса корабля

Если говорить о корабле вообще, будь то военный корабль или гражданское судно, то корпус его представляет собой водонепроницаемое тело обтекаемой формы, полое внутри. Корпус обеспечивает плавучесть судна и является базой или платформой, на которой монтируется оборудование или вооружение в зависимости от назначения корабля.

Тип судна обуславливает и форму корпуса, и его размеры.

Корпус корабля состоит из набора и обшивки. Переборки и палубы - это элементы, присущие определенным типам судов.

Обшивка может быть изготовлена из дерева, как в древности и сегодня, пластмасс, сваренных между собой или склепанных стальных листов или даже железобетона.

С внутренней стороны для поддержания прочности и формы корпуса обшивка и палуба подкреплены набором жестко скрепленных между собой балок, деревянных или стальных, которые располагаются в поперечном и продольном направлениях.

В оконечностях корпус чаще всего заканчивается прочными балками: в корме — ахтерштевнем, а в носу - форштевнем. В зависимости от типа судна обводы носовой части могут быть разными. От них зависит уменьшение сопротивления движению судна, обеспечение маневренности и мореходных качеств.

Подводный нос корабля уменьшает сопротивление воды, а значит, увеличивается скорость судна, и уменьшается расход топлива. А на ледоколах форштевень сильно наклонен вперед, за счет чего судно наползает на лед и разрушает его своей массой.

Набор корпуса

Корпус любого судна должен иметь прочные связи в вертикальном, продольном и поперечном направлениях, чтобы противостоять давлению воды, ударам волн при любом шторме и другим усилиям, которые действуют на него.

Подводные части корабля испытывают основную нагрузку. Поэтому по середине днищевого набора устанавливается главная продольная связь, которая воспринимает усилия, возникающие при продольном изгибе судна - вертикальный киль. Он проходит по всей длине корпуса, соединяется с форштевнем и ахтерштевнем, и его конструкция зависит от типа судна.

Параллельно килю вдоль него идут днищевые стрингеры, их количество зависит от размеров корабля и уменьшается к носу и корме, так как меньше становится ширина днища.

Часто для уменьшения влияния боковой качки корабля устанавливаются боковые кили, они не выходят за габариты корпуса по ширине и иметь разную конструкцию.

Вертикальные стальные листы, которые называются днищевыми флорами, устанавливаются поперек корпуса и привариваются к килю и могут быть проницаемыми и непроницаемыми.

Набор борта продолжает днищевый набор и состоит из стрингеров (продольных балок) и шпангоутов (поперечных ребер жесткости). Форштевень считается в военном кораблестроении нулевым шпангоутом, а средний шпангоут - миделем.
Палубный набор представляет собой систему пересекающихся продольных и поперечных балок - бимсов.

Оболочка корабля

Оболочка судна состоит из наружной днищевой и бортовой обшивки и палубного настила. Наружная обшивка - из горизонтальных отдельных поясов, соединенных различными способами: внакрой, встык, вгладь, елочкой.

Подводные части корабля должны быть самыми прочными, поэтому нижний (шпунтовый) пояс обшивки выполняется толще промежуточных поясов. Таким же по толщине является и пояс обшивки, который называется ширстреком, у бимсов верхней непрерывной палубы.

Палубный настил состоит из максимально длинных листов, которые опираются на палубный же набор, и ограничивает сверху корабля. Листы располагаются длинной стороной вдоль судна. Наименьшая толщина металлического палубного настила составляет 4 мм. может быть выполнен и из досок.

Палуба - это совокупность набора и настила.

Палуба судна

По высоте корпус корабля делится на несколько палуб и платформ. Платформа - это палуба, которая идет не по всей длине судна, а только между несколькими переборками.

Палубы называются по расположению на судне нижней, средней и верхней. В оконечностях корабля (по носу и корме) под нижней палубой проходят платформы, которые считаются сверху вниз.

Количество как палуб, так и платформ зависит от размеров судна, его назначения и конструкции.

Речные суда и суда смешанного плавания имеют одну главную или верхнюю палубу. Морские, как, например, пассажирский корабль, точнее - пассажирское судно, три палубы.

Крупные озерные пассажирские суда имеют промежуточную палубу, кроме главной, образующую межпалубное пространство.

Круизный лайнер может иметь значительно больше палуб. Например, на «Титанике» их было четыре, тянувшихся по всей длине судна, две платформы, не доходившие ни до носа, ни до кормы, одна прерывалась в носовой части, а одна располагалась только в передней части лайнера. Самый новый лайнер Royal Princess имеет девятнадцать палуб.

Верхняя палуба, ее называют еще главной, или основной, выдерживает наибольшие напряжения при поперечном сжатии и продольном изгибе корпуса. Палуба корабля обычно выполняется с небольшим подъемом в центре к носу и корме и выпуклостью в поперечном направлении, чтобы легче стекала к бортам вода, попавшая на палубу при волнении моря.

Надстройки корабля

Палубные надстройки - это надпалубные конструкции, расположенные по всей ширине судна. Они образуют закрытые объемы, которые используются в качестве служебных и жилых помещений. Бортовыми называют надстройки, боковые стены которых продолжают борт корабля. Но чаще всего помещения над верхней палубой не доходят до бортов. Поэтому существует несколько условное деление на собственно надстройки, которые располагаются на довольно большой длине судна, и рубки, тоже надстройки, но короткие.

Поскольку верхняя палуба корабля делится на участки, имеющие свои названия, те же названия даны и надстройкам, на них расположенным: баковая или носовая, кормовая или ютовая и средняя. Полубак - носовая надстройка - предназначена для увеличения носовой части корпуса.

Бак может занимать до 2/3 длины судна. В удлиненном баке располагают на пассажирских судах каюты, а на грузовых судах — грузовые твиндеки.
В кормовой надстройке - юте или полуюте - на устраивают жилые помещения для команды.

Между надстройками палубу ограждают фальшбортами, которые должны защищать палубу от заливания водой.

На морских судах, в зависимости от типа и назначения судна, рубки выполняют в несколько ярусов.

На речных судах рубками называют только помещения, в которых находится штурвал и радио, а все остальные сооружения на верхней палубе - надстройками.

Отсеки корабля

Строение корабля военного или гражданского судна подразумевает наличие водонепроницаемых отсеков, которые увеличивают его непотопляемость.

Внутренние вертикальные стенки (переборки) выполняются водонепроницаемыми, разделяющими по длине внутренний объем корабля на отсеки. Они препятствуют заполнению водой всего внутреннего объема при повреждении в подводной части корабля и распространению пожара.

Отсеки корабля, в зависимости от назначения, имеют свои названия. Главные силовые установки устанавливаются в отсеке, который называется моторным или машинным отделением. Машинное отделение от котельного отделяется водонепроницаемой перегородкой. Грузы перевозят в грузовых отсеках (трюмах). Жилые помещения для экипажа и пассажиров называют жилыми и пассажирскими трюмами. Топливо хранится в топливном отсеке.

Помещения в отсеках ограждают легкими переборками. Чтобы можно было попасть в отсеки, в палубном настиле выполняются люки прямоугольной формы. Их размеры зависят от назначения отсеков.

Судовая силовая установка

Силовая установка на судне - это двигатели и вспомогательные механизмы, которые не только приводят корабль в движение, но и обеспечивают его электроэнергией.

В движение корабль приводится главным движителем, соединенных валопроводом.

Вспомогательные механизмы обеспечивают судно электроэнергией, опресненной водой, паром.

По принципу работы и типу главного двигателя, а также источников энергии судовая силовая установка может быть паросиловой или паротурбинной, дизельной, дизельтурбинной, газотурбинной, атомной или комбинированной.

Судовые устройства и системы

Строение корабля - не только корпус и надстройки, это еще и судовые устройства, специальное оборудование и палубные механизмы, обеспечивающие эксплуатацию судна. Без рулевого или якорного устройства не представляют корабль даже люди, далекие от кораблестроения. А еще на каждом судне есть буксирное, швартовое, шлюпочное, грузовое устройства. Все они приводятся в действие и обслуживаются палубными вспомогательными механизмами, к которым относятся рулевые машины, буксирные, грузовые и шлюпочные лебедки, насосы и многое другое.

Судовые системы - это многие километры трубопроводов с насосами, приборами и аппаратами, при помощи которых откачивается вода из трюмов или стоки, подается питьевая вода или пена при пожаре, обеспечивается отопление, кондиционирование и вентиляция.

Механизмы машинного отделения обслуживаются топливной системой для питания двигателей, воздушной для подачи сжатого воздуха, охлаждения двигателей.

С помощью электрооборудования обеспечивается освещение на судне и работа механизмов и устройств, которые питаются от судовой электростанции.

Все современные суда оборудованы сложным навигационным оборудованием для определения направления движения (курса) и глубин, измерения скорости хода и обнаружения препятствий в тумане или встречных судов.

Внешняя и внутренняя связь на корабле осуществляется с помощью радиооборудования: радиостанций, ультракоротковолновых радиотелефонов, судовых телефонных станций.

Судовые помещения

Судовые помещения, сколько бы их ни было на судне, делятся на несколько групп.

Это жилые помещения для команды (офицерские каюты и матросские кубрики) и для пассажиров (каюты различной вместимости).

Пассажирский лайнер сегодня уже редкость. Мало кто позволяет себе перемещаться с малой скоростью на большие расстояния. Значительно быстрее можно совершить авиаперелет. Поэтому пассажирские каюты - это уже больше принадлежность круизных судов.

Пассажирские каюты, особенно на круизных судах, по комфортабельности делятся на несколько классов. Самая простая каюта напоминает купе железнодорожного вагона с четырьмя полками и практически без мебели, зачастую обращенная внутрь корпуса и не имеющая иллюминатора или окна, с искусственным освещением. А лайнер Royal Princess предоставляет пассажирам и роскошные двухкомнатные сьюты с балконами.

Каюта на корабле, именно на корабле военном - это помещение для отдыха офицеров команды. Командир корабля и старшие офицеры имеют отдельные одноместные каюты.

Общественные помещения - это салоны, кинозалы, рестораны, библиотеки. Например, круизный лайнер Oasis of the Seas на борту имеет 20 ресторанов, настоящий ледовый каток, казино и театр, рассчитанный на 1380 зрителей, ночной клуб, джаз-клуб и дискотеку.

К санитарно-хозяйственным помещениям относятся санитарно-гигиенические (прачечные, душевые, ванные комнаты, бани) и хозяйственно-бытовые, к которым относят кухни, всевозможные кладовые и подсобные помещения.

В служебные помещения пассажирам обычно доступ запрещен. Это помещения, в которых осуществляется управление судном, или находится радиооборудование, машинное отделение, мастерские, кладовые для запчастей и других судовых запасов.
К помещениям специального назначения относятся грузовые трюмы, хранилища твердого или жидкого топлива.

Парусное судно

Устройство парусного корабля немногим отличается от обычного судна. Только парусным вооружением, рангоутом и такелажем.

Парусное вооружение - набор всех парусов судна. Рангоут - детали, которые непосредственно несут паруса. Это мачты, реи, стеньги, бушприты, гики и другие элементы, знакомые по книгам о пиратах прошлых веков.

Специальные снасти, с помощью которых в определенном положении закрепляются мачты, бушприты и стеньги, называются стоячим такелажем, например, ванты. Такая оснастка остается неподвижной и делается из толстого смоленого, изготовленного из растительных материалов, или оцинкованного железного или стального троса, а в некоторых местах - цепей.

Подвижные снасти, с помощью которых ставят и убирают паруса, выполняют другие операции, связанные с управлением парусным судном, называются бегучим такелажем. Это шкоты, фалы и другие элементы, изготовленные из гибких стальных, синтетических или пеньковых тросов.

Во всем же остальном, даже в количестве палуб, похожи на собратьев.

Многопалубное судно под парусами появилось в XVI веке. На испанских галеонах в зависимости от водоизмещения могло быть от 2 до 7 палуб. Надстройка тоже строилась в несколько ярусов, в которых располагались жилые помещения для офицеров команды и пассажиров.

Строение корабля, по крайней мере, его основные конструктивные элементы, не зависит от типа и назначения судна, будь то парусники, приводимые в движение силой ветра, надувающего паруса, или колесные пароходы с паровой машиной в качестве движителя, круизные лайнеры с паротурбинной установкой, или атомные ледоколы.

Основной корпус включает все помещения, образованные наружной обшивкой, верхней непрерывной палубой, а также палубами, платформами, главными поперечными и продольными переборками и выгородками, расположенными внутри корпуса. Различают помещения, образованные основными переборками, палубами и платформами, - отсеки и прочие судовые поме­щения, образуемые выгородками и платформами в надстройках, рубках, а также в основном корпусе.

К числу наиболее важных отсеков основного корпуса относят: форпик - крайний носовой отсек; ахтерпик - крайний кормовой отсек; междудонное пространство - пространство между наруж­ной обшивкой и вторым дном; трюм - пространство между вторым дном и ближайшей палубой; твиндеки - пространства между соседними палубами основного корпуса; диптанки - глубокие цистерны, расположенные выше второго дна; коффер­дамы - узкие нефте- и газонепроницаемые сухие отсеки, расположенные между отсеками или цистернами для нефтепродуктов и соседними помещениями; отсеки главных и вспомогательных механизмов, туннель гребного вала - на судах с МКО в средней части судна и т. п.

Наличие тех или иных из перечисленных выше отсеков на конкретных судах обусловлено назначением и конструкцией судна.

Надстройки расположены на верхней непрерывной палубе основного корпуса. Они простираются по ширине судна, или от борта до борта, или так, что их боковые стенки несколько отстоят от бортов, но не более чем на 0,04 ширины судна (в про­тивном случае их называют рубками). Надстройки служат не только для размещения в них помещений, но и для улучшения мореходных качеств судна.

Носовая надстройка бак – уменьшает заливаемость палубы, кормовая надстройка ют – увеличивая надводный борт в корме, повышает запас плавучести и непотопляемости судна при повреждении кормовой оконечности и дифференте судна на корму, средняя надстройка увеличивает запас плавучести.

Рубки меньше надстроек по ширине. Их устанавливают на верхней палубе основного корпуса или на надстройках.

Классификация судовых помещений

В зависимости от назначения все судовые помещения под­разделяют на специальные, служебные, жилые, общественные, бытового обслуживания, пищеблока, санитарные, медицинского назначения, мастерские, судовых запасов и снабжения и отсеки топлива, воды, масла и водяного балласта.

Специальные помещения в зависимости от назначения судна служат: для размещения груза (грузовые трюмы) - на грузовых и грузопассажирских судах; для специального технологического оборудования для обработки рыбы - на промысловых судах; для лабораторий - на научно-исследовательских судах.

К числу специальных относятся также ангары для размещения на судне вертолётов и помещения для их обслуживания.

Служебные помещения предназначены для обеспечения нор­мальной эксплуатации судна как плавучего сооружения. В их число входят: помещения главных и вспомогательных механизмов; помещения для размещения палубных механизмов и механизмов судовых систем - румпельное отделение, станции углекислотного пожаротушения, дистанционного замера уровня груза и управле­ния грузовыми операциями, станции приёма и выдачи топлива, вентиляторные, помещения кондиционеров и пр.; рубки, навига­ционные помещения и посты - рулевая, штурманская, радио­рубка, помещение лага и эхолота, гирокомпасная, пожарные и аварийные посты, АТС, трансляционная, аккумуляторные, агрегатные и пр.; мастерские - механическая, слесарная, элек­тро- и радиотехническая, сварочный пост, мастерская по ремонту промыслового снаряжения, плавсредств, контрольно-измерительных приборов и пр.; административные помещения - судовая, машинная, грузовая канцелярии, бюро администратора, судовой архив, касса, диспетчерская, типография и пр.

Жилые помещения (каюты) предназначены для постоянного проживания экипажа судна и размещения пассажиров.

Каюты экипажа подразделяют на каюты комсостава, команды и обслуживающего персонала, различающиеся расположением, площадью и оборудованием. Каюты команды, предназначенные для размещения более четырёх человек, обычно называют кубри­ками. Каюты пассажиров в зависимости от их расположения, площади, количества мест и оборудования подразделяют на каюты «люкс», каюты I, II и III классов. На большинстве современных лайнеров II и III классы обычно заменяют одним, так называемым туристским классом. На пассажирских судах местных линий предусматривают помещения для сидячих мест.

Общественные помещения служат для организации и про­ведения различных культурно-массовых мероприятий, коллек­тивного отдыха и питания экипажа и пассажиров. Сюда входят общественные помещения для экипажа и отдельно общественные помещения для пассажиров, а также площадки на открытых палубах и проходные помещения.

К общественным помещениям экипажа относят кают-компанию, салоны комсостава и команды, столовые комсостава и команды, курительные, спортзал, бассейн, комнату для занятий, красный уголок, библиотеку, каюты общественных организаций. На круп­ных промысловых и научно-исследовательских судах имеются кинозалы; на судах с немногочисленным экипажем показ кино­фильмов обычно проводят в столовых.

К общественным помещениям пассажиров относят рестораны, столовые, буфеты, бары, кафе, салоны (музыкальные, куритель­ные; для игр, для отдыха), киноконцертный зал, спортзал, бас­сейн, библиотеку с читальным залом, детские комнаты.

Площадки на открытых палубах включают веранды, прогулоч­ные палубы, солярии, открытые купальные бассейны (для взрос­лых и для детей), спортплощадки, танцплощадки и т. д.

К проходным помещениям относят коридоры, тамбуры, вести­бюли, фойе, закрытые прогулочные палубы.

Оборудуют на пассажир­ских, экспедиционных судах и крупных промысловых базах. К ним относят: ателье бытового обслуживания, парикмахерские, косметические салоны, фотоателье, судовые лавки, киоски, камеры хранения и пр.

Помещения пищеблока служат для приготовления и раздачи пищи экипажу и пассажирам, а также для мытья и хранения столовой посуды. Различают камбузные помещения (камбуз для пассажиров, камбуз для экипажа, пекарня, кладовые расходного запаса для камбуза и пекарни) и подготовительные (разделочные мяса, рыбы, овощей, хлеборезка, буфетные, посудомоечные, кла­довые посуды и столового белья).

Санитарные помещения подразделяют на санитарно-бытовые (прачечные, сушильные, гладильные, кладовые чистого и грязного белья, дезинфекционную камеру, помещения рабочего платья и пр.) и санитарно-гигиенические (мужские и женские умываль­ные, душевые, ванные, бани, санпропускники, туалеты и пр.).

Помещения медицинского назначения включают амбулаторию, приемную врача, операционную, рентгеновский, зубоврачебный и другие кабинеты (на судах с большим количеством людей), лазарет, изолятор, аптеку, медицинскую и санитарную кладовые и пр. Обычно комплекс помещений медицинского обслуживания на судах называют медблоком.

Служат для хране­ния запасов провизии, шкиперского, навигационного и прочего судового снабжения. В их число входят: провизионные кладовые - неохлаждаемые (для сухой провизии, хлеба, муки) и охлажда­емые (для мокрой провизии, мяса, рыбы, овощей, молочных продуктов, жиров, консервов), а также холодильные камеры; хозяйственные кладовые - для хранения ковров, дорожек, чехлов, спорт- и культинвентаря, кинолент, уборочного инвентаря и np.; шкиперские кладовые - шкиперская, малярная, фонарная, плотницкая, такелажная, тентов и брезентов, парусная, химическая и пр.; штурманская и навигационные кладовые - штурманского и навигационного имущества, карт и пр.; бельевые и вещевые кладовые.

Отсеки и цистерны служат для размещения жидких грузов: нефти, воды, масла и водяного балласта. Кроме отсеков, образо­ванных конструкциями основного корпуса и предназначенных для размещения основного количества жидких грузов, на судах предусматривают также цистерны для хранения небольших рас­ходных запасов топлива, воды и масла (так называемые вкладные цистерны).

бщее расположение судна

Под общим расположением судна понимают общую компоновку в корпусе, надстройках и рубках всех помещений, предназначен­ных для размещения на судне главных и вспомогательных меха­низмов, судового оборудования, запасов, перевозимых грузов, экипажа и пассажиров, а также всех служебных, бытовых, хозяй­ственных и санитарных помещений. Их взаимное расположение, планировка и оборудование зависят главным образом от типа и назначения судна, его размеров и предъявленных к нему требо­ваний. Например, на компоновку помещений внутри корпуса влияет разделение корпуса на водонепроницаемые отсеки, а пла­нировка помещений в надстройках зависит от местоположения машинной установки и т. д. На однотипных и близких по размерам судах их общее расположение может различаться в зависимости от вкусов и требований заказчиков. Однако в последние годы в судостроении проводится большая работа по типизации судовых помещений, в первую очередь жилых, общественных и служебных (рулевой и радиорубок, камбуза, кладовых, санузлов и пр.) и рубок в целом. Поэтому рассмотрим только основные принципы их планировки.

Расположение судовых помеще­ний. Для ориентации местополо­жения того или иного помещения на судне приняты следующие назва­ния палуб и междупалубных поме­щений (рис. 4.6).

В корпусе (сверху вниз): верхняя палуба, вторая палуба, третья палуба (на многопалубных судах последнюю палубу называют нижней палубой), второе дно.

В надстройках и руб­ках (снизу вверх): палуба I яруса надстройки (бака, юта, средней над­стройки), палуба II яруса рубки, палуба III яруса рубки и т. д. Иногда к этим терминам добавляют названия, характеризующие назна­чение палуб: прогу-лочная, палуба салонов, шлюпочная, спор-тивная, нижний (ходовой) мостик, верхний (навигационный) мостик и т. п.

Пространство между наружной обшивкой днища и вторым дном называют междудонным пространс­твом или двойным дном. Пространство между вторым дном и ближайшей палубой называют трю­мом, остальные междупалубные пространства - твиндеками. Положение помещения по длине и ширине судна обозначают соответственно номерами шпангоутов, ограничивающих помеще­ние по длине, и наименованием борта, на котором расположено помещение (правый и левый борт - ПрБ и ЛБ). Всем помещениям на судне присваиваются порядковые номера (по правому борту - нечётные, по левому - чётные).

На рис. 4.7 показано расположение основных групп помеще­ний на сухогруз-ном и пассажирском судах, а на рис.4.8 схема общего расположения помещений на танкере «По­беда».


Специальные помещения - грузовые трюмы, помещения для обработки и хранения улова и т. д. - занимают основную часть объёмов корпуса на гру­зовых и промысловых судах. Планировка этих помещений определяется

требо­ваниями, предъявляемыми к выполнению грузовых операций, хранению и раз­мещению груза, приёму, обработке и хранению улова и т. п.

От расположения специальных помещений, определяющих эксплуатационно-экономические показатели судна, зависит положение всех других судовых по­мещений.

Служебные помещения распределяют по всему судну, большей частью в трюме, в оконечностях судна, в рубках на верхней палубе, в помещениях бака, юта и т. д., иногда там, где не допускается размещать жилые помещения, напри­мер над фор- и ахтерпиком и ниже ватерлинии. Часть навигационных помеще­ний - рулевую, штурманскую, радиорубку - располагают на мостике; помещение лага и эхолота - на втором дне.

Мастерские размещают обычно в районе МКО.

Жилые помещения экипажа на грузовых судах находятся, как правило, в надстройке или под верхней палубой основного корпуса, но не ниже ватерли­нии, преимущественно ближе к средней части судна, где менее ощущается качка и вибрация от работающих гребных винтов. Исключение составляет большинство типов грузовых судов с чисто кормовым расположением МКО: на них все жилые помещения экипажа размещают в кормовой надстройке (на некоторых типах грузовых судов, например, лихтеровозах с кормовым расположением МКО, жи­лую надстройку располагают в носу). Для уменьшения шума в каютах, находя­щихся в районе шахты МКО, последнюю обстраивают помещениями вспомога­тельного назначения (кладовые, щитовые и т. п.), создающими своеобразный противошумовой барьер. На крупнотоннажных танкерах и


Подписи к рис. 4.8: а – вид сбоку; б – вид сверху; в – верхняя палуба; г – палуба рубки I яруса; д - палуба рубки II яруса; е - палуба рубки III яруса; ж - палуба рубки IV яруса; з - палуба рубки V яруса; и – верхний мостик; к – трюм.

1 – ахтерпик; 2 – машинно-котельное отделение; 3 – грузовое насосное отделение; 4 – топливные цистерны; 5 – отстойные танки; 6 – цистерна сбора отстоя; 7 – грузовой танк; 8 – балластные цистерны (двойное дно и двойные борта); 9 – диптанк; 10 – носовое насосное отделение; 11 – форпик; 12 – аварийный дизель-генератор; 13 – кондиционеры; 14 – душевая с парильней; 15 – прачечная с кладовыми грязного и чистого белья; 16 – амбулатория; 17, 29 – станция объёмного пенотушения; 18 – провизионные кладовые; 19 – инсинератор; 20 – станция инертных газов; 21 – сварочная мастерская; 22 – спорт-каюта; 23 – столовая и салон; 24 – курительная; 25 – пост управления грузовыми операциями (ПУГО); 26 – каюта II помощника капитана; 27 – кают-компания и салон; 28 – камбуз; 30 – бассейн; 31 – каюты практикантов (двухместные); 32 – каюты команды (одноместные); 33 – каюта электромеханика; 34 – каюта врача; 35 – каюта I помощника капитана; 36 – каюта старшего помощника капитана; 37 – каюта IV механика; 38 – каюта III механика; 39 - каюта II механика; 40 – лифт; 41 – каюта старшего механика; 42 – каюта лоцмана; 43 – каюта капитана; 44 – каюта начальника радиостанции; 45 – каюта III помощника капитана; 46 - каюта IV помощника капитана; 47 – каюта радиооператора; 48 – каюта боцмана; 49 – каюта донкермана; 50 – операторная; 51 – рулевая; 52 – аппаратная; 53 - трансляционная

судах для пере­возки навалочных грузов практикуют полное отделение жилой рубки от шахты МКО, жилую рубку ставят отдельно, впереди шахты, в виде сооружения, на­поминающего точечный дом. На пассажирских судах каюты команды размещают в нос, в корму и ниже пассажирских кают, а каюты комсостава - на одном из верхних ярусов надстройки, обычно в районе рулевой рубки (ярусом ниже).

Каюта капитана обычно находится с правого борта на ярус ниже рулевой рубки. Все каюты помощников капитанов (штурманов) размещают здесь же или ниже ярусом; каюты старшего (главного) механика, механиков и прочего персо­нала службы технической эксплуатации судна располагают, по возможности, ближе к МКО; каюту начальника радиостанции - ближе к рулевой рубке; каюты персонала службы эксплуатации (палубной команды) размещают по пра­вому борту, персонала службы технической эксплуатации (машинной команды) - по левому.

Жилые помещения пассажиров на пассажирских судах располагают, по возможности, в средней части судна, преимущественно в надстройках и в верх­них твиндеках основного корпуса. Размещать пассажирские каюты ниже палубы переборок не рекомендуется, а ниже ватерлинии - не допускается. Каюты пассажиров, как правило, имеют естественное освещение, однако на крупных судах, перевозящих большое количество пассажиров, имеются каюты и без естественного света.

Под общественные помещения отводят лучшие районы надстроек и палуб с хорошим обзором. Некоторые общественные помещения - рестораны, кино­концертный зал, закрытый купальный бассейн, спортзал и т.п. - оборудуют в помещениях, не имеющих естественного освещения.

Помещения бытового обслуживания оборудуют в районе общественных поме­щений, но они, как правило, не имеют естественного освещения.

Помещения пищеблока должны находиться вблизи тех объектов, которые они обслуживают. Так, камбуз, хлебопекарню и т. д. размещают вблизи столовой команды, кают-компании или ресторана, обычно на одной и той же палубе, или под ними, с оборудованием специального лифта для подачи пищи. В свою очередь, провизионные кладовые располагают рядом или на один-два яруса ниже кам­буза. При размещении провизионных кладовых обязательно учитывают удоб­ство погрузки провизии на судно с помощью судовых средств.

Санитарно-гигиенические помещения располагают в непосредственной бли­зости от жилых помещений или в одном блоке с ними (например, туалетные в каютах). Банно-прачечный блок размещают в кормовой части корпуса ниже верхней палубы, в районе, не используемом для постоянного пребывания людей.

Помещения медицинского назначения располагают в надстройке, обычно в средней части судна, подальше от основных магистральных коридоров и мест скопления экипажа и пассажиров.

Помещения судовых запасов и снабжения располагают в районе жилых и общественных помещений (кладовые уборочного инвентаря, ковров, дорожек, чехлов, культ- и спортинвентаря), а также в районе открытых палуб (кладовые аварийно-спасательного, водолазного имущества и т. п.).

Запасы топлива, котельно-питательной воды, масла, а также водяной бал­ласт размещают в отсеках двойного дна и в диптанках, которые оборудуют в рай­оне МКО, форпика, а также в двойных бортах, если они имеются. Форпик и ахтерпик, как правило, используют в качестве балластных цистерн. Расходные топливные цистерны находятся в районе МКО. Запасы пресной воды хранят во вкладных цистернах.

Планировка и оборудование судовых помещений.

Как отме­чалось выше, в настоящее время широко практикуется унифика­ция и типизация планировочных решений однотипных помеще­ний и блоков (каюты разного назначения, пищеблок, медблок, кладовые, бытовые помещения, рулевая, штурманская и другие посты и т. д.), а также ведутся работы по разработке целых ти­повых рубок на основе модульного метода. Это прогрессивное направление создает предпосылки для использования электронно-вычислительной техники при разработке чертежей общего располо­жения и для внедрения прогрессивной технологии изго­товления судовых рубок на всех этапах. При планировке и обо­рудовании судовых помещений учитывают требования, предъ­являемые к ним в зависимости от назначения.

Жилые и общественные помещения эки­пажа и пассажиров должны быть удобны для обитания людей. Эти требования регла­ментируются в нашей стране Санитарными правилами для морских судов РФ, поло­жениями Международной конвенции 1970 г. о помещениях для экипажа, Правилами РМРС, а также устанавливаются ведомствами, эксплуатирующими суда. Они определяют минимальную площадь, куба­туру и высоту жилых и общественных по­мещений, а также номенклатуру оборудо­вания, необходимого для создания нормаль­ных бытовых условий. Ширина проходов, уклон и ширина трапов, противопожар­ные конструктивные мероприятия и другие требования безопасности также регламен­тируются.

Комсостав размещают, как правило, в одноместных каютах, причём каюты старшего комсостава - капитана, старшего штурмана и старшего (главного) механика - состоят из кабинета, спальни и туалета с ванной (душем). На больших судах блок капитана имеет также салон, а все каюты комсостава - туалет с душем.

Команда (рядовой состав) размещается в одно- и двухместных каютах, оборудован­ных всем необходимым (на судах, где невозможно предусмотреть в каждой каюте экипажа санузел, его предусматривают не более чем на каждые шесть человек). В каж­дой каюте помимо мягких одно- и двухъ­ярусных коек (минимальные внутренние размеры койки-1900x800 мм) имеются диван, стулья (кресло), шкафы для одежды, письменный стол, полочки для книг и гра­фина со стаканами, умывальник с горячей и холодной водой (на современных супертан­керах - туалет с душем).

Все каюты экипажа оборудуют систе­мами кондиционирования воздуха, хорошо освещены, имеют естественное освещение через иллюминатор.

Судовое оборудование помещений изготовляют в морском исполнении, т. е. оно может нормально функ­ционировать в условиях качки. Для этого вся судовая мебель, которую в обычных условиях можно передвигать, имеет штормовые крепления, надёжно удерживающие её во время шторма. Судовые койки имеют небольшой буртик, предотвраща­ющий падение с койки при качке. На столах по периметру также ставят невысокие буртики. На полках, особенно с посудой, для каждого предмета, делают гнёзда-крепления. Все прочее оборудование - радиоприёмники, телевизо­ры, телефоны, настольные «лампы и т. д. - также снабжают штормо­вым креплением. Для безопасного прохода по коридорам вдоль переборок уста­навливают штормовые поручни. Предусматривают надёжное крепление ка­ютных дверей как в закрытом, так и открытом положениях.

Общественные помещения экипажа, располагаемые вблизи кают, оборудуют с таким расчётом, чтобы создать хорошие усло­вия для отдыха, приёма пищи.

Ещё более комфортабельны жилые и общественные помеще­ния для пассажиров на пассажирских судах. Океанские лайнеры, которые в последнее время всё чаще используют для совершения длительных морских путешествий, оборудуют как лучшие совре­менные гостиницы. Пассажиры размещаются в одно- и двух­местных (реже, четырёхместных) каютах со всеми удобствами. Предусматривают салоны отдыха, музыкально-танцевальные залы, курительные, рестораны, кафе, бары, комнаты для игр, бассейн, гимнастический зал, детскую комнату, библиотеку, кинозал и пр.

Для отделки и оборудования жилых и общественных помеще­ний широко применяют пластмассы и новые синтетические мате­риалы. Особое внимание уделяется размещению открытых ве­ранд, соляриев, бассейнов, спорт-площадок, занимающих значи­тельную площадь на верхней палубе и палубах надстройки в кор­мовой, защищённой от ветра части.

На пассажирских судах жи­лые и общественные помещения пассажиров отделены от соответ­ствующих помещений экипажа. Поэтому большое значение при­дают коммуникациям, т. е. путям перемещения пассажиров и эки­пажа по судну. И те и другие должны иметь изолированный друг от друга доступ к «своим» общественным помещениям, а эки­паж, кроме того, и к рабочим местам. Для этого оборудуют спе­циальные магистральные кори­доры и трапы - раздельно для пассажиров и экипажа.

Из хозяйственных помещений наибольший интерес представляет пищеблок с провизионными кла­довыми.

При планировке медблока осо­бо учитывают в первую очередь удобство транспортировки боль­ных в лазарет и из него. В изоля­тор обязательно должен быть вход с открытой палубы через тамбур. К койке в изоляторе должен быть подход с трёх сторон.

Специальные грузовые помеще­ния на грузовых судах – г р уз о в ы е трюмы, занимающие около 60 % кубатуры основного корпуса, оборудуют в соответствии с их назначением. Длину грузовых трюмов принимают возможно большей (в пределах требований обеспечения непотопляемости при затоплении одного отсека). Изнутри грузовой трюм сухогрузного судна обшивают дере­вом: по настилу второго дна от борта до борта - сплошным насти­лом - пайолом - из досок толщиной около 50 мм, укладывае­мых на идущие в поперечном направлении бруски (лаги) толщи­ной примерно 40 мм; по бортам - съёмными деревянными брусья­ми сечением 50 х 200 мм - рыбинсами, устанавливаемыми вдоль трюма поверх бортового набора на расстоянии 200–300 мм один от другого.

Рыбинсы не только изолируют груз от соприкосновения с влаж­ным бортом, но и предохраняют груз и борт от случайных повреж­дений. Аналогично трюмам оборудуют и грузовые твиндеки.

На судах, перевозящих грузы, выгружаемые грейфером, де­ревянный пайол в трюмах заменяют настилом второго дна, уси­ленным не менее чем на 4 мм.

На судах, перевозящих зерно, в грузовых трюмах в их верх­ней части устанавливают временные съёмные продольные пере­борки в ДП, высотой, равной примерно 1 / 3 высоты трюма. Эти пере­борки, называемые шифтинг-бордсами, предотвращают пере­сыпание зерна на один борт при качке судна, которое может привести к опрокидыванию судна. Шифтинг-бордсы изготовляют из металлических стоек и закладных досок либо предусматривают штатными и выполняют в виде складных щитов.

Внутренние поверхности рефрижераторных трюмов покры­вают теплоизолирующим материалом и зашивают листами из лёгкого сплава. Такие трюмы оборудуют хорошей вентиляцией и устройствами для размещения и крепления груза: клети - на рыбопромысловых рефрижераторных судах, этажерки - на бананово­зах, крючья под подволоком - на судах для перевозки мяса и т. п.

Трюмы специализированных контейнеровозов имеют ячеистую конструкцию, т. е. состоят из образованных специальными вер­тикальными стойками направляющих ячеек, в которые вставляют контейнеры. На судах типа «ро-ро», автомобильных паромах и других судах, перевозящих колёсную технику, грузовые трюмы и твиндеки оборудуют специальными креплениями для раскреп­ления в них грузов - автомашин, трейлеров, контейнеров, а также предусматривают хорошую вентиляцию (до 20 обменов воздуха в час), предупреждающую образование взрывоопасных концентраций паров бензина от перевозимых автомашин.

  • XVII. Требования к санитарному содержанию помещений дошкольных образовательных организаций
  • Автоматическое регулирование судовых энергетических установок
  • Анализ определения времени эвакуации для различных типов помещений (пожаров)
  • Аритмии у детей: классификация, особенности клинического течения, диагностика, дифференциальная диагностика, принципы лечения, наблюдение

  • § 18. Расположение судовых помещений

    Расположение судовых помещений зависит от назначения судна и той функции, которую эти помещения должны выполнять.

    Расположение и габариты судовых помещений регламентируются различными требованиями наблюдающих организаций, выполнение которых при постройке гражданских судов обязательно. Согласно этим правилам каждому члену экипажа должны быть обеспечены разумный комфорт, удобства для индивидуального отдыха. Так, командный состав на отечественных судах должен размещаться в одноместных каютах, а помещения старшего командного состава должны включать рабочий кабинет и индивидуальные санитарные помещения с ванной или душем. Для рядовых членов экипажа каюты должны быть не более двухместных при обязательном соблюдении лимитированных правилами норм кубатуры (не менее 4,0 м³), площади (в пределах 1,8-4,2 м²), оборудования, освещения, отопления и вентиляции на одного человека. Высота жилых помещений «в свету» (расстояние от нижней кромки зашивки подволока до верхней кромки настила палубы) должна быть не менее 2,0 м, а на малых судах- 1,85 м. Размещение кают, как правило, предусматривается в надстройках, в средней части судна.. Размещение кают в носовой части судна запрещено.

    Жилые помещения команды должны быть расположены на кратчайшем пути к служебным помещениям, проходящем по возможности в закрытых проходах. Двери из жилых помещений должны выходить в закрытые коридоры, которые при выходе на открытую палубу имеют две двери. Помещения коридоров, ограниченные этими дверями, называются тамбурами.

    Проходы через палубы должны иметь или люковые крышки, или специальные тамбуры, герметически разобщающие палубы. Кроме основного выхода из любого помещения на судне должен быть предусмотрен запасный выход, обеспечивающий проход на открытую палубу.

    На кораблях, где личного состава значительно больше, чем на гражданских судах, матросы размещаются по принципу однородности их службы, в многоместных помещениях, называемых кубриками.

    По требованиям противопожарной охраны всякое судно должно иметь надлежащую конструктивную противопожарную защиту; кроме деления корпуса водонепроницаемыми переборками на отсеки для обеспечения непотопляемости, судно должно еще быть разделено на противопожарные зоны прочными, непроницаемыми переборками с огнестойкой изоляцией и с автоматически перекрывающимися проходами через них. При таком делении судовых помещений в случае возникновения пожара огонь не сможет распространиться по всему судну, люди, без паники в кратчайшие сроки могут быть эвакуированы в безопасную зону и огонь будет быстро ликвидирован сосредоточенными усилиями при использовании всех средств противопожарной обороны судна, вплоть до применения химических средств тушения огня (которыми при наличии в районе пожара посторонних людей пользоваться запрещено).

    Основными помещениями, обеспечивающими назначение транспортного судна, являются грузовые трюмы и твиндеки . Погрузка груза в них производится через грузовые люки в палубах, огороженных комингсами, перекрывающимися специальными крышками или щитами - лючинами. Погрузка в танкеры жидких грузов происходит через грузовой трубопровод.

    Для пассажирских судов основными помещениями являются пассажирские каюты , которые располагаются в междупалубных помещениях и в надстройках. Эти каюты оборудуются спальными местами, санитарными и другими помещениями в соответствии с классом. К высшему классу относятся каюты люкс, состоящие из гостиной, кабинета, спальни и отдельного санузла. К пассажирским помещениям, кроме кают, следует отнести также обслуживающие пассажиров холлы, лестницы, залы, салоны (концертный, танцевальный, курительный и т. п.), библиотеки, киоски (почтовый, сувенирный и т. п.), рестораны, буфеты, бары, спортивные палубы, бассейны, прогулочные палубы и т. д.

    Помещения расторанов, являющиеся одним из самых парадных на судах, обычно отделываются с особым вниманием так, чтобы они создавали у посетителей хорошее эстетическое впечатление, чувство уюта и покоя. Отделка помещений на советских судах во многом отличается от отделки помещений на зарубежных судах, например отсутствием излишнего украшательства и утяжеляющих форм.

    Все прочие судовые помещения являются типовыми и объединяются в следующие группы:

    посты управления - помещения, в которых расположены главные навигационные приборы и оборудование для управления судном, судовые радиоустановки, станции пожаротушения и т. п. Эти помещения включают: рулевую, штурманскую, радиорубку, помещение гирокомпаса и др.;

    жилые помещения : каюты экипажа и обслуживающего его или пассажиров персонала, каюты для медицинского обслуживания (амбулатория, лазарет, изолятор для больных, аптека), коридоры, вестибюли и тамбуры, примыкающие к этим помещениям;

    общественные помещения - салоны, кают-компании столовые, красные уголки, библиотеки, кинозалы и пр.;

    санитарно-гигиенические помещения - туалетные, гальюны, умывальные, душевые, ванны, бани, прачечные, закрытые бассейны и т. п.;

    служебные помещения , состоящие из хозяйственных помещений, которые на судах обычно предусматривают раздельными для команды и пассажиров: заготовительные, камбузы, хлебопекарни, буфетные, посудомоечные, кладовые (мокрой и сухой провизии), рефрижераторные (кладовые для скоропортящихся продуктов), а также сушилки, гладильные, пошивочные мастерские, почтовые отделения и т. п.;

    кладовые : фанарные, малярные, шкиперские и др.;

    машинные помещения - машинное и котельное отделения, в которых расположены главные силовые установки, помещения вспомогательных механизмов - электростанции, преобразователи электрического тока, аккумуляторные, помещения вспомогательных котлов, насосов, компрессоров, станций размагничивания и т. п.;

    грузовые помещения для перевозки на пассажирских судах: багажа пассажиров, личных автомашин, срочных почтовых грузов, а на грузовых судах - генеральных, сыпучих или жидких грузов. Этими помещениями в соответствии с характером груза являются: твиндеки, трюмы и танки.

    Вместо обшивки трюмов изнутри, по бортам трюмов устанавливаются рыбинсы - деревянные брусья - обычно сечением 50 X Х200 мм, расположенные горизонтально на расстоянии 250 мм друг от друга на закладных планках-гнездах, прикрепленных к шпангоутам. Рыбинсы используют также и в качестве закладных досок в продольных разделительных переборках, устанавливаемых в трюмах на время перевозки в них сыпучих грузов для предотвращения перемещения груза при качке судна.

    Такие разделительные переборки называются шифтинг-бордсами . Конструкции шифтинг-бордсов состоят из вертикальных стоек, коробчатых профилей, в которые закладываются доски (или используются рыбинсы). При большой длине трюмов дополнительно устанавливаются съемные пиллерсы такого же профиля, как и основные стойки.

    На всех судах автономного плавания должна быть предусмотрена биологическая защита жизненно важных судовых помещений, к которым относятся: служебные и хозяйственные помещения с провизионными кладовыми и цистернами питьевой воды, медикосанитарные помещения и специальные помещения, оборудованные для противохимической обработки людей. Эта защита заключается в создании герметизации помещений с повышенным давлением, для предотвращения попадания наружного зараженного воздуха при прохождении судном зоны радиоактивного заражения. Питание этих помещений воздухом должно осуществляться через специальную вентиляцию, имеющую воздушные фильтры, очищающие зараженный наружный воздух или работающие по замкнутому циклу с регенерацией (восстановлением) надлежащего состава воздуха.

    Характерное общее расположение судовых помещений показано на чертеже общего расположения судна (рис. 36).

    Рис. 36. Схема расположения архитектурных элементов на сухогрузном судде. 1 - форштевень; 2 - форпик; 3 - цепной ящик; 4 - таранная (форпиковая) переборка; 5 - трюмы; 6 - днище; 7 -растил второго дна; 8 - междудонные цистерны; 9 - поперечные переборки; 10 - коффердамы; 11 -горловины лазов; 12 - фундамент под котел- 13 - главный паровой котел; 14 - платформы; 15-главная судовая силовая установка; 16-главныи турбозубчатый агрегат, 17 - упорный подш и пни к; 18 - клинкетная дверь; 19 - туннель гребного вала; 20 - линия гребного вал а; 21 - рецесс; и - ах-терпиковая переборка; 23 - дейдвудная труба; 24 - ахтерпик; 25-ахтерштевень; 26 - ледовый шпор; 27 - гелъмпортовая труба; 28 - ют; 29 - флаг-шток; 30 - леерное ограждение; 31 - твиндеки; 32 - лючины (крышки) грузовых «люков; 33 - нижняя (вторая) палуба; 34 - комингсы грузовых люков; 35 - фалы; 36 - гафель; 37 - ванты; 38 - грот-мачта; 39 - фальшборт; 40 - планширь; 41 - верхняя палуба; 42 - наружные трапы; 43 - светлый люк; 44 - шахта светлого люка; 45 - кожух дымовой трубы; 46 -шлюпочная палуба- 47 - палуба надстройки; 48 - верхний мостик; 49 - нактоуз магнитного компаса; 50 - ходовой мостик; 51 - ходовая рубка; 52 - капитанская рубка; 53 - средняя надстройка; 54 - дымовая труба; 55 - штаг-карнак; 56 - клотик; 57 _ фок-мачта; 58 - фока-штаг; 59 - козырек; 60 - шкиперская кладовая; 61 - бак.


    Вперед
    Оглавление
    Назад

    Судовые помещения для экипажа и пассажиров делятся на жилые, общественные, бытовые, хозяйственные и медицинские.

    Жилые помещения. На грузовых судах обычно для них используют среднюю надстройку и рубки, расположенные в ней. На пассажирских судах жилые помещения находятся не только в надстройках и рубках, но и в междупалубных пространствах.

    Основным типом жилых помещений на судах являются каюты. Командный состав размещается в одноместных каютах, а рядовой - в одно-или двухместных.

    Каюты для пассажиров разделяются на классы. Одно- и двухместные каюты I и II классов обычно располагаются в средней надстройке, а четырехместные каюты III класса - на нижних палубах.

    Суда, совершающие непродолжительные рейсы или рейсы с частыми заходами в порты, могут перевозить пассажиров в общих помещениях с местами для сидения.

    Жилые помещения оборудуют мебелью и инвентарем. В каютах командного состава, а также в пассажирских каютах I и II классов устанавливают диваны и умывальники. Койки могут быть одно или двухъярусные, устанавливают также стол, стулья и платьевые шкафы.

    На судах чаще всего применяют коридорную систему. Выходящие в коридор двери открываются внутрь
    кают, чтобы не стеснять движения людей по коридорам. Только двери общественных помещений должны открываться наружу, что ускоряет выход из этих помещений в случае аварии.

    Общественные помещения. На грузовых судах к ним относятся столовая для команды и кают-компания для командного состава. Обычно рядом со столовой находится салон, который отделен от нее раздвижной переборкой. Это позволяет использовать оба помещения для проведения массовых мероприятий.

    На современных грузовых судах имеются плавательные бассейны, спортивные залы, комнаты отдыха
    и другие помещения, значительно улучшающие бытовые условия экипажа.

    На пассажирских судах общественных помещений значительно больше. Здесь есть столовые, рестораны, курительные и музыкальные салоны, .кафе, бары, кинозал, читальни, спортивные залы, бассейны для купания, детские игровые помещения и т. п. Предусматривается также достаточная
    площадь открытых палуб или веранд, предназначенных для прогулок пассажиров.

    Бытовые помещения. К ним относятся гальюны (уборные), умывальные, ванные, бани, душевые и т. п. Для них используют помещения, не имеющие, как правило, естественного освещения. Недалеко от бани размещают помещение для спецодежды, оборудованное персональными шкафами. Иногда здесь имеются сушильные шкафы.

    Хозяйственные помещения. На грузовых судах камбуз (кухня)-небольшое помещение, снабженное плитой, столом, кубом для кипячения воды, полками и шкафами для посуды. Камбуз пассажирского судна имеет большие размеры и иногда может состоять из ряда отдельных помещений. Поблизости от камбуза располагают кладовые для хранения продуктов. Их оборудуют стеллажами, шкафами, рефрижераторными камерами.

    Медицинские помещения . К ним относятся амбулатория, стационар, изолятор и т. п. Размеры этих помещений и количество коек зависят от числа экипажа и категории судна. Располагают медицинские помещения обычно изолированно от других помещений с отдельными независимыми выходами на открытую палубу. Стационар и изолятор имеют собственный отдельный санитарный блок (гальюн, ванну, душ).