Разработка учения о ноосфере связана с именами. Учение о ноосфере

Учение о ноосфере объединяет в себе множество парадигм из, казалось бы, имеющих мало общего дисциплин: философии, экономики, геологии. В чем уникальность этой концепции?

История появления термина

О том, что такое ноосфера, впервые поведал миру в своих публикациях французский ученый-математик Эдуард Леруа в 1927 году. За несколько лет до этого он прослушал несколько лекций выдающегося русского ученого Владимира Ивановича Вернадского, касающихся проблем в области геохимии (а также биогеохимии). Ноосфера - это особое состояние биосферы, в которой ключевая роль принадлежит человеческому разуму. Человек, пользуясь интеллектом, создает «вторую природу» наряду с существующей.

Однако в то же время он сам по себе является частью природы. Поэтому ноосфера - это все же результат эволюции, происходящей по следующей цепочке: развитие планеты - биосфера - появление человека - и, наконец, возникновение ноосферы. В то же время в концепциях В. И. Вернадского, как считают исследователи, нет четкого ответа на вопрос: "Ноосфера уже есть, или ей только предстоит появиться?" Ученый вместе с тем предположил, что во времена, когда станет взрослой его внучка, человеческий разум, его творческое начало, вероятнее всего, расцветут и раскроют себя в полной мере. И это может стать косвенным признаком появления ноосферы.

Концепция Вернадского

Учение Вернадского о ноосфере, как считают ученые, было связано как раз с тем участком «эволюции», когда биосфера превращается в ноосферу. Владимир Иванович в своей книге «Научная мысль как планетарное явление» пишет, что переход из биосферы в ноосферу возможен, когда на этот процесс влияет научная мысль.

Кроме того, отмечают исследователи, Вернадский выделил несколько условий появления ноосферы. Среди таковых, например, полное заселение планеты людьми (и в этом случае места для биосферы попросту не останется). Также это совершенствование средств коммуникации и информационного обмена между людьми из разных частей планеты (и это благодаря интернету уже есть). Ноосфера может возникнуть, когда геология Земли будет в большей степени зависеть от человека, чем от природы.

Концепции ученых-последователей

Ученые различных областей, познав учение Вернадского и его единомышленников о том, что такое ноосфера, создали несколько концепций, развивающих исходные постулаты русского исследователя. По мнению А. Д. Урсула, например, ноосфера - это система, где нравственный разум, ценности, связанные с интеллектом, гуманизм будут являть себя в первоочередном порядке. В ноосфере по Урсулу человечество живет в гармонии с природой, в режиме совместного участия в эволюционных процессах.

Если учение Вернадского о ноосфере подразумевает преимущественное исчезновение биосферы, то, как отмечают современные исследователи, концепции авторов сегодняшнего дня содержат тезисы о том, что ноосфера и биосфера, скорее всего, будут существовать одновременно. Одним из возможных критериев наличия ноосферы - по версии современных ученых - может быть достижение предела развития человека, максимального уровня совершенствования социально-экономических институтов. Присутствует императив высших нравственных и культурных ценностей.

Связь ноосферы и человека

Человек и ноосфера связаны самым непосредственным образом. Именно благодаря действиям человека и направленности его разума появляется ноосфера (учение Вернадского говорит именно об этом). Возникает особая эпоха в развитии геологии планеты. Человек, создав специфичную для себя среду, берет часть функций биосферы. Люди замещают естественное, то, что уже есть в природе, искусственным. Появляется среда, где значительную роль играет техника.

Возникают ландшафты, созданные также при помощи управляемых людьми различных видов машин. Верно ли утверждать, что ноосфера - сфера разума человека? Ряд исследователей считает, что человеческая деятельность не всегда зависит от понимания им того, как устроен мир. Люди склонны действовать, экспериментируя, совершая ошибки. Разум, если придерживаться этой концепции, скорее будет являться фактором совершенствования техники как таковой, но не условием рационального воздействия на биосферу с целью превращения ее в ноосферу.

Антропосфера и техносфера

Теория ноосферы в работах ряда ученых тесно переплетается с двумя другими терминами. Во-первых, это «антропосфера». Понятие обозначает роль и место человека, а также его деятельности в пространстве. Антропосфера - это совокупность материальных сфер жизнедеятельности планеты, за развитие которых отвечает только человек. Во-вторых, это «техносфера». Есть две трактовки сущности термина. Согласно первой, данное явление - это частный случай трактовки антропосферы.

Техносфера - это совокупность областей жизнедеятельности человека, в которых задействуется техника. Это может быть как сама планета, так и космос. Согласно второй трактовке техносфера - это тот участок биосферы, который изменяется по причине технологического вмешательства человека. Есть, кстати, группа ученых, которые отождествляют техносферу и ноосферу, а есть исследователи, в понимании которых техносфера - промежуточное звено между биосферой и ноосферой.

Ноосферное мышление

Наряду с понятием «ноосфера» есть термин, связанный с особого типа мышлением. Он появился сравнительно недавно. Речь идет о ноосферном мышлении. Оно, согласно мнению ряда исследователей, характеризуется несколькими специфическими признаками. Самый важный из них - высокая степень критичности. Следом - внутренняя установка человека на улучшение биосферы, на создание материальных благ, способствующих этому. Важная часть ноосферного мышления - приоритет общественного над личным (особенно в решении научных задач). Это стремление решать необычные и не решенные кем-либо задачи. Еще один компонент ноосферного мышления - стремление понимать сущность процессов, которые происходят в природе и социуме.

Ноосферное образование

В среде ученых есть мнение, что не каждый человек предрасположен к ноосферному мышлению от природы. Многие люди и вовсе не знают, что такое ноосфера. Однако, полагают исследователи, человека можно обучить искусству освоения данного типа мышления. Это должно происходит в рамках так называемого ноосферного образования. Главный акцент в обучении здесь ставится на возможностях мозга человека.

Согласно теоретикам ноосферного образования, люди должны научиться стимулировать появление в себе позитивных устремлений, тягу к гармонии с окружающим миром, желание понимать объективную сущность происходящих в обществе процессов. Если позитивные устремление, как полагают создатели данной концепции, привнести в политику и решение экономических проблем, то человечество сделает огромный шаг вперед.

Концепция Тейяра де Шардена

В трактате «Феномен человека» французский ученый Пьер Тейяр де Шарден выдвинул несколько затрагивающих такое явление, как ноосфера. Кратко обрисовать их можно так: человек стал не просто объектом эволюции, но и ее двигателем. Согласно концепциям ученого, главный источник разума - это рефлексия, способность человека познавать себя. Теорию Тейяра де Шардена и концепцию Вернадского объединяет гипотеза о появлении человека. Оба ученых считают, что люди стали особенными и отличающимися от других живых существ по причине осознания себя личностями. Принципиальное отличие понимания ноосферы по версии Тейяра Де Шардена состоит в том, что он оперирует такими категориями, как «сверхчеловек» и «космос».

Когда биосфера может превратиться в ноосферу

Учение о ноосфере тесно связано с биосферой. Как было сказано выше, переход о одной сферы в другой может происходить в режиме особой эволюции. Согласно распространенному определению биосфера - это система, которая обеспечивает жизнедеятельность планеты. В ней обитают живые организмы, их деятельность влияет на оборот различных элементов и химических веществ. В ходе естественной эволюции биосфера подготовила плацдарм для появления человеческой цивилизации: люди получили в пользование сельскохозяйственные культуры, полезные ископаемые.

В ходе развития, в свою очередь, человеческой цивилизации, они приобрели инструменты, при помощи которых получили возможность влиять на биосферу. В среде ученых есть версия, что некоторое время это влияние было несущественным - потребности людей составляли не более, чем 1% от ресурсов биосферы. Но по мере увеличения этой цифры развивался дисбаланс: биосфера постепенно теряла способность обеспечивать человека всем необходимым полностью. Люди столкнулись с необходимостью получать то, что не могла дать биосфера, самостоятельно. И когда этот объем самообеспечения будет таким, что человек перестанет пользоваться ресурсами биосферы, тогда и появится ноосфера.

Значение учения о ноосфере для науки

Учение Вернадского о ноосфере очень серьезно повлияло на осмысление цивилизационных процессов в среде исследователей самого разного профиля. Зная, что такое ноосфера (или по крайней мере приближая себя к пониманию этого явления), современные ученые получают в распоряжение ценный инструмент, позволяющий конструировать модели развития планеты в будущем. Примерно так, как это удалось Вернадскому, фактически предсказавшему появление интернета и некоторых социально-экономических достижений. Концепции о ноосфере начала 20 века дают современным ученым ключ к пониманию эволюции. Самые первые признаки, свидетельствующие о возможном появлении ноосферы, были на Земле уже во времена палеолита и мезолита. С тех пор активность человека, связанная с влиянием на биосферу, только возрастала. Мощным импульсом трансформации биосферы к ноосфере стала в 19 веке, сегодня не менее влиятельным фактором является интернет. Вполне возможно, что человечество ждут еще более совершенные средства связи и технологии.

Абсолютно любые знания о том или ином внетелесном учении либо культе ведут человека к более высокой духовной ступени. Однако, как считается в настоящем материальном мире, любые моменты интеллектуального развития ограничены своими рамками. Но помимо всего, человеку необходимы и личные модельные виды самопознания.

Именно для этого и было создано учение о ноосфере. Оно может стать огромным научным прорывом и основой для третьего тысячелетия. Данное учение не имеет каких-либо рамок или конкретных религиозных форм, это глобализация процесса деятельности личного сознания.

На самом деле ноосферой начали интересоваться по весьма объективным причинам: отсутствие должной заботы о своей планете. Экология, демография, духовность и так далее стали точками преткновения нравственного развития человечества.

В начале 21 века скорая смерть всему живому в планетарном масштабе стала не просто выдумкой из фантастических фильмов, а действительной реальностью. Впервые за многие столетия этот вопрос вынесли на такое всеобщее обозрение, чтобы каждый смог задуматься о своей разрушающей деятельности. Ведь настоящая угроза - это проблема конфронтации в общественных умах. Общество начало разрушать себя само, а так же и свою биосферу.

Что такое ноосфера?

Изначальное появление данного понятия пришло из философии о целостности человеческой и космической энергий, которую изучает космизм. То есть эволюционирование возможно благодаря высшему духовному абсолюту, или внешней оболочке, которая, как считается, напрямую связана с человеческим разумом. Все это в жизнь общества привнесли ученые из Франции в начале прошлого века.

Но учение Вернадского о ноосфере разительно отличается от изначальных данных. Помимо духовности, Вернадский заключил в смысл теории еще и материальную сторону. Поэтому на сегодняшний день под словом "ноосфера" читатель обычно видит определение биосферы, которая находится на более высоком уровне. Связано это напрямую с деятельностью человеческой расы, которая благодаря материальным махинациям и извлечению информации из физического мира о его строении преодолевает природные и земные законы. Соответственно, и сами планетарные процессы начинают меняться.

Характеристика по Вернадскому

За долгие годы работы над определением и понятием ноосферы ученый описывал ее разными словами. Она была естественным состоянием Земли, а человек играл роль неотъемлемой части, которая меняет земной облик. Она являлась ответом на научную теорему об изменении биосферы.

Сейчас термин «ноосфера» означает неразрывную связь природы и культуры, духовного и материального. Ученый рассматривал это воззрение в аспектах настоящих и будущих дней, в масштабах геологического времени (создание и образование всего живого на планете, а также ее полное время жизни).

Биосфера очень много эволюционировала. Наблюдать это можно по разным археологическим находкам: окаменелости живых существ и циклу появления новых, ранее не существовавших.

Из всего вышеперечисленного можно выделить две грани. Первая - это отсчет формирования ноосферы со времени появления первого человека. То есть ее становление все еще продолжается, пока человечество не исчезнет и не наступит «конец света», либо не передаст бразды правления новой цивилизации. Вторая - это мнение об уже развитой ноосфере, которая формируется не только на общее благо общества, но и для каждого отдельно взятого индивида.

Ноосфера Вернадского совсем молодая, юность ее обусловлена реальным временем, человеческой мыслительной деятельностью и физическим преобразованием планеты.

Роль науки в ноосфере

О том, что такое ноосфера с научной точки зрения, Вернадский писал в своих работах. Он был уверен, что как раз научные мысли имеют большее влияние на естественное явление: изменение безграничного физического и ментального пространства биосферы. Он считал, что научный разум, как и человеческий, развивается в одной полярной плоскости. Соответственно, он делает свой вклад в энергетический слой Земли.

Отсюда следует, что научная идея - это такое же природное проявление, являющееся частью геологического времени. Развитие ноосферы - итог работы человеческого разума в этой области. Стремительность научных открытий и масштабные действия по усовершенствованию материальной оболочки формируют планету такой, какая она предстает перед нашим взором.

Оппоненты в данной теории

Динамическая цикличность научных разработок, ее прогрессирующих и взрывных открытий, показывает многостороннюю развитость человеческой жизни. Изучение науки не имеет границ. С каждым углублением можно познавать все новые и новые гуманитарные учения, которых безмерное множество.

Несмотря на сегодняшний пессимизм в сторону науки, сам Вернадский и его последователи всегда опровергали все страхи о возможном крахе своих идей. Ее кризис это не что иное, как варварские нападки со стороны философов, считающих, что смерть нашей цивилизации неизбежна, а соответственно остановка и геологического времени.

Но Вернадский был уверен, что теория просто ими недооценена, не понята переходная часть из биосферы в ноосферу.

Разум - отдельный слой биосферы

Используя человеческое вмешательство в геологические причинно-следственные моменты, рождается ноосфера. Разум людей безусловно велик, а наложившийся новый слой сравнивается с уже приобретенными за века оболочками биосферы: с вулканическими породами, тектоническими разломами и горными образованиями.

Ученый выдвинул идею о полном захвате наукой духовной части, живой жизни планеты. Он ее выделил на первое место и поставил в положение самой главной силы, способной проникнуть внутрь и изменить весь единый разум. Он говорит о захвате человеческим обществом, постоянно увеличивающимся в количестве и качестве, всей поверхности нашей планеты. Развитие ноосферы тесно связано с управляемыми силами интеллекта Homo Sapiens, направленными напрямую в биосферическое пространство.

Модель ноосферы по Вернадскому разительно отличается от той, что предлагают современные ученые. Нынешняя глобализация вопросов экологической катастрофы, которые теперь стали ставить на первое место в новостных сводках каждого государства, не была предусмотрена им в качестве разрушительных действий.

Наука - естественный процесс развития

Вернадский говорил, что само по себе научное знание и научная идея зародились еще до появления официального термина «наука». Независимая модель человеческого сознания проникала в биосферу через деятельность. А сама наука - творение жизни, совокупность общественного бытия. Основная ее черта - это действие.

Все научное соединяется с творческими моделями в самой гуще жизни. Благодаря этому пробуждаются те явления, которые самостоятельно распространяют научное знание, а также создают источники для его увеличения.

По мнению ученого, около пяти тысяч лет назад (геологическое время появления нашей новой цивилизации) появилась наука. С помощью ее познаний человек стремился постичь нечто божественное - духовные законы. Находясь в полярности биосферы, постепенно выходить в ее усовершенствованное состояние - ноосферу. Человеческий труд - это неизбежный процесс природы, который вносит свои коррективы и живет около 2-х млрд лет.

Вселенная и человек

Что возникло первым: яйцо или курица? По теории Вернадского, исходной точкой в постижении космической энергии и Вселенной был человек. Так как появление такого существа напрямую связано с эволюцией веществ космического пространства.

Он описывал наступающий век эпохой разума, который поглотит весь энергетический уровень. То есть эволюция должна была пройти по всем биохимическим процессам и достигнуть своей высшей точки - мыслеформы или энергии мысли. Он намеренно материализовал мысленный процесс человека. Для понимания, что такое ноосфера, существу необходимо действовать глобально.

Преобразование биосферы

Как мы уже поняли, существует определенный этап, когда биосфера, полностью поглощенная переработкой научных идей, превращается в территорию, где главенствует культура человека, связанная с научными познаниями, то есть в ноосферу.

Однако будучи космическим детищем, ноосфера находится за ее космическими просторами, и она пропадает, как что-то слишком мелкое, но такое бесконечное. Она также находится за рамками микроклимат как что-то бесконечное, но огромное.

Несмотря на такое определение, Вернадский считал, что ноосфера не занимается пустым рассеиванием энергии, так как концентрация сил идет из-за систематизации всех слоев биосферы.

Что такое ноосфера? Космическая идея, космическая цель. Эксплозия научных открытий готовилась в оболочке прошлого биосферы. Соответственно, как и человек не может вернуться во времени, так и данный процесс развития необратим, но может замедлять свой ход.

Процессы, которые готовятся миллионы и миллиарды лет, не могут остановиться. То есть в любом случае преобразование биосферы рано или поздно произошло бы. Появление человека разумного в корне изменило всю ее геологическую деятельность. Таким образом можно смело заявлять, что биосфера имеет свою личную эволюцию.

При каких условиях происходит формирование?

Суть ноосферы в том, что это не просто величайшее достижение умов нашей планеты. Это очередной период, который затрагивает и космическое пространство. Космопланетарное понятие человеческой жизни является плодом действий и труда разных занятий социально-общественных групп.

Мощь человеческой мысли не сравнима ни с одним геологическим процессом, протекающими в данный момент на Земле. Это выглядит достаточно фантастично, но именно мысль влияет и изменяет природу, помимо простой деятельности человека.

Ученый определил список причин, при которых ноосфера может преобразовать оболочку биосферы:

    Одна из самых главных является само человеческое появление на планете. И на Земле нет практически ни одного укромного уголка, куда бы не ступала его нога.

    Объединение мыслительного процесса. Ежегодно уровень развития государств совершенствуется, равно как и межгосударственные отношения. Несмотря на появление конфликтов на национальной почве, в мире созданы и создаются специальные миротворческие организации, которые направлены на сближение разных точек зрения у разных народностей мира.

    Совершенствование средств связи между государствами. Сейчас в век нано-технологий, помимо телевидения, факсов и так далее, используется интернет. Данное открытие форсировало развитие ноосферы за последнее десятилетие.

    Роль Homo Sapiens преобладает в геологических процессах биосферы, а также влияет на остальные.

Идея ноосферы внутри нее

Так как ранее упоминалось, что ноосфера далеко за границами нашего космоса, то значит и границы биосферы увеличены. С чем это связано?

В первую очередь с началом освоения космического пространства человеком в середине 20 века. Первый выход в неведомое - это посыл научной мысли не через километры, а на прямую, в пространстве. Человечество и биосфера это два сиамских близнеца, они неотделимы. Однако попасть за пределы биосферы человек может только используя свой разум.

Будущее в развитии ноосферы

Чтобы ноосфера вошла в свой полный цикл жизни, необходимы некоторые доработки. Например, по словам Вернадского, все люди мира должны объединиться и предоставить друг другу равные права, независимо от того, к какой расе или религии принадлежит ближний.

Правда, Вторая мировая война немного пошатнула колониальные устои, и по закону практически все государства согласились с этой моделью развития своей внутренней атмосферы в обществе.

Политические проблемы должны быть решены с помощью увеличения ценности человеческого мнения в принятии решений. На данный момент мы видим мировые распри и миллионы недовольных своей нынешней властью.

Жизнь в свободе

Ноосфера - не тюрьма для человеческих умов. В мире остается множество стран, где свободное волеизъявление, а также научные мысли и идеи блокируются правительством.

Мир должен быть освобожден от любого давления. Свобода, опирающаяся на неограниченные запасы еды, воды, должна восторжествовать. Мир должен быть освобожден от нищенской жизни и голода, ведь все это ведет к развитию болезней, а значит ослаблению человеческой силы мысли.

Правильное использование ресурсов

Помимо всего прочего, для полного разъяснения, что такое ноосфера, нужно обратиться к самому образу планеты. Разумно ли мы используем ее ресурсы? Преобразовывать геологические пласты и влиять на оболочку это одно, но на сегодняшний день происходит истребление самых начальных ресурсов нашего космического дома.

Из-за войн, террора и насилия уничтожается и ослабевает весь научный прогресс. Ведь изобретение атомной бомбы не пошел на пользу.

Сейчас концепция ноосферы вошла в состояние дисгармонии, то есть ее развитие все еще находится в режиме реального времени. Итог можно выразить одной мыслью: человеческий род обязан продолжать развитие биосферы, улучшать органический мир, поднимаясь на качественно новые ступени.

Введение. 3

1. Краткая характеристика ноосферы.. 4

2. Наука как образование ноосферы.. 6

3. Техносфера и ноосфера. 11

4. Условия становления и существования ноосферы.. 13

Заключение. 17

Введение

Любое учение, любой культ, любая конфессия приближают человека к высотам разума и духа, но каждый вид интеллектуальной и творческой деятельности имеет свои пределы; каждое из них необходимо, но необходима и форма универсального самоосмысления, которая ни в коем случае не означала бы упразднение или ограничение частных форм. Такой формой познания и методологии является учение о «Ноосфере», которое может и должно стать универсальной научной платформой третьего тысячелетия. Учение о Ноосфере – глобально; оно не укладывается ни в национальные, ни в конфессиональные рамки, равно как и в рамки известных до сих пор формаций.

Интерес к концепции Вернадского, значительно возросший в последние 15-20 лет, на наш взгляд, обусловлен тем, что в конце 20 века, современная цивилизация столкнулась с серьезными экологическими, демографическими, сырьевыми, духовными, нравственными проблемами. Они показали реальную угрозу биосфере планеты и человеческому обществу. Впервые в истории человечества эти проблемы стали не следствием стихии, а логическим результатом неумения или нежелания человечества решать острые противоречия между современным обществом и окружающей природой, которая по определению является средой его обитания.

В нашей работе мы рассмотрим общее понятие ноосферы, значение науки и техники, как образований ноосферы, а также вопросы, связанные с условиями становления и существования ноосферы в части касающейся развития научной и технической мысли человечества.

Все ссылки в настоящей работе приводятся по изданию: В.И. Вернадский. О науке. Т.1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. – Дубна: «Феникс», 1997. – 576с. – (Часть 3. Научная мысль как планетное явление. – С. 303-538)

1. Краткая характеристика ноосферы

Учение о ноосфере возникло в рамках космизма – философского учения о неразрывном единстве человека и космоса, человека и Вселенной, о регулируемой эволюции мира. Понятие ноосферы как обтекающей земной шар идеальной, «мыслящей» оболочки, формирование которой связано с возникновением и развитием человеческого сознания, ввели в оборот в начале ХХ века французские ученые П.Тейяр де Шарден и Э. Лерц. Заслуга В.И. Вернадского заключается в том, что он дал этому термину новое, материалистическое содержание. И сегодня под ноосферой мы понимаем высшую стадию биосферы, связанную с возникновением и развитием человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов на Земле и в околоземном пространстве, изменяя их своей деятельностью.

В работах В.И. Вернадского можно встретить разные определения и представления о ноосфере, которые менялись на протяжении жизни ученого. В.И. Вернадский начал развивать данную концепцию с начала 30-х годов после разработки учения о биосфере. Осознавая огромную роль и значение человека в жизни и преобразовании планеты, русский ученый употреблял понятие «ноосфера» в разных смыслах:

1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой;

2) как область активного проявления научной мысли как главного фактора перестройки и изменения биосферы.

Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени. Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние - отмечает В. И. Вернадский. В ней возникали новые геологические проявления, раньше не бывшие. Это было, например, в кембрии, когда появились крупные организмы с кальциевыми скелетами, или в третичное время (может быть, конец мелового), 15-80 млн лет назад, когда создавались наши леса и степи и развилась жизнь крупных млекопитающих. Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создает в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывшую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние - в ноосферу - перерабатывается научной мыслью социального человечества». [С. 315]

Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:

1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;

2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.

По мнению В.И. Вернадского, ноосфера только-только создается, возникает в результате реального, вещественного преобразования человеком геологии Земли усилиями мысли и труда.

2. Наука как образование ноосферы

Вернадский считал, что научная мысль – такое же закономерно неизбежное, естественное явление, возникшее в ходе эволюции живого вещества, как и человеческий разум, развивается она все в том же полярном векторе времени и не может ни повернуть вспять, ни совсем остановиться, тая в себе потенцию развития фактически безграничного. Мы отмечаем, как наука сильно и глубоко активизирует изменение биосферы Земли, она изменяет ситуации жизни, геологические движения, энергетику земного шара. Значит, научная мысль является природным явлением. «В переживаемый нами момент создания новой геологической силы, научной мысли, резко возрастает влияние живого общества в эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens, переходит в свое новое состояние – в ноосферу. Необходимо подчеркнуть неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания, ноосфера может создаваться только при этом условии».

Появление разума и итога его деятельности – науки – главнейший факт в формировании планеты. Научная деятельность сейчас приобрела такие черты, как стремительный темп, масштаб, глубину изысканий, мощность проводимых реорганизаций.

Таким образом, «научная мысль человечества, работая только в биосфере, в ходе своего проявления, в конце концов, превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом. Только теперь стало возможным научное выделение биосферы, являющейся основной областью знания, из окружающей реальности». [С. 433]

Хотелось бы обратить внимание на одну мало известную сторону научного наследия В.И. Вернадского – его идеи о цикличной динамике науки, периодических взрывах научного творчества.

В период взрыва научного творчества наблюдается углубляющаяся дифференциация гуманитарных наук, отражающая неисчерпаемую многогранность человеческого бытия и движения: «Чем ближе научный охват реальности к человеку, тем объем, разнообразие, углубленность научного знания неизбежно увеличиваются. Непрерывно растет количество гуманитарных наук, число которых теоретически бесконечно, ибо наука есть создание человека, его научного творчества и его научной работы; границ исканиям научной мысли нет...» [С.433-434].

Сейчас в моде пессимистическое отношение к возможностям науки и ее будущему. Это не случайно, поскольку научное знание переживает состояние глубокого кризиса и перестройки. Признаки этого кризиса наблюдались и в первой половине ХХ века, однако В.И. Вернадский оставался оптимистом и в отношении будущего человечества, и в отношении роли и места науки в этом будущем, связывая свой оптимизм со становлением ноосферы, охватывающей все человечество как единое целое. Он считал, что «страхи о возможности крушения цивилизации (в росте и в устойчивости ноосферы) лишены основания» [С. 340]; что «реальная обстановка в наше бурное и кровавое время не может дать развиться и победить силам варваризации.. Все страхи и рассуждения обывателей, а также некоторых представителей гуманитарных и философских дисциплин о возможности гибели цивилизации связаны с недооценкой силы и глубины геологических процессов, каким является происходящий ныне, нами переживаемый, переход биосферы в ноосферу» [С. 342].

В.И. Вернадский предвидел благотворные последствия возвышения роли науки в обществе на пути к утверждению ноосферы: «Хотя человек, Homo sapiens, есть поверхностное явление в одной из оболочек земной коры - в биосфере, но новый геологический фактор, вносимый его появлением в историю планеты - разум - так велик по своим последствиям и их возможностям, что, мне кажется, можно не возражать против внесения этого фактора для геологических подразделений наряду со стратиграфическими и тектоническими. Масштаб изменений сравним».

Мы подходим к новой эре в жизни человечества и жизни на нашей планете вообще, когда точная наука как планетная сила выступает на первый план, проникая и изменяя всю духовную среду человеческих обществ, когда ею охватываются и изменяются техника жизни, художественное творчество, философская мысль, религиозная жизнь. Это явилось неизбежным следствием – впервые на нашей планете – захвата все растущими человеческими обществами, как единого целого, всей поверхности Земли, превращения с помощью направляемого разума человека биосферы в ноосферу.

Таковы объективные основы и последствия ноосферной глобализации по Вернадскому и ее кардинальное отличие от нынешней модели глобализации, осуществляемой в интересах государств и ведущей к дальнейшему разрушению природной среды и экокатастрофе.

По мнению Вернадского, зачатки научного познания появились задолго до появления науки, как независимой формы людского сознания и деятельности. "Наука, - писал он, - есть создание жизни... Наука есть проявление действия в человеческом обществе совокупной человеческой жизни" [с. 344] "Действие - это характерная черта научной мысли. Научная мысль, творчество, знание идут в гуще жизни, с которой они непрерывно связаны. И самим существованием они пробуждают в среде жизни активные проявления, которые сами по себе являются не только распространителями научного знания, но и создают его бесчисленные формы выявления, вызывают бесчисленный крупный и мелкий источник роста научного знания".

Наука, по его мнению, начала складываться с самостоятельную область человеческой деятельности, приблизительно 5-6 тыс. лет назад [С. 354]. Эти данные он полагал лишь ориентировочными, требующими уточнения и возможной корректировки.

Согласно теории Вернадского, человек, охватив научной мыслью всю планету, стремится двигаться в направлении постижения Божественных законов. В центре внимания Вернадского – биосфера и ноосфера Земли. Биосфера как совокупная оболочка Земли пронизана жизнью (сфера жизни), закономерно под воздействием деятельности человеческого общества переходит в ноосферу – новое состояние биосферы, которое несет в себе результаты человеческого труда. Вернадский исходит из того, что человек «составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет» [С. 313].

Итак, Вернадский исходит из того, что исходным пунктом в познании Вселенной является человек, поскольку возникновение человека связано с главным процессом эволюции космического вещества. Описывая наступающую эпоху разума на энергетическом уровне, Вернадский указывает на эволюционный переход от геохимических процессов к биохимическим, и, наконец, к энергии мысли. Деятельность человека сравнима с действием геологической силы. Поэтому человек "должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но и в планетном аспекте» [С. 322].

На определенном этапе своего развития биосфера, перерабатываемая научной мыслью человека, превращается в ноосферу, область человеческой культуры, тесно связанную с научным знанием. Порождение космических сил, ноосфера лежит вне космических просторов, где она теряется как бесконечное малое, и вне области микромира, где она отсутствует, как бесконечно большое.

Вернадский воспринимает ноосферу как неэнтропийный фактор. Снижение скорости процесса энтропии происходит за счет создания системы биосферы и перехода ее во все более самоорганизующуюся систему ноосферы. Именно ноосфера придает космосу идею, смысл и цель. «"Взрыв" научной мысли в XX столетии подготовлен всем прошлым биосферы и имеет глубочайшие корни в ее строении - он не может остановиться и пойти назад. Он может только замедляться в своем темпе. Ноосфера - биосфера, переработанная научной мыслью, подготовлявшаяся шедшим сотнями миллионов, может быть миллиарды лет, процессом, создавшим Homo sapiens faber - не есть кратковременное и преходящее геологическое явление. Процессы, подготовлявшиеся многие миллиарды лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдет так или иначе - рано или поздно - в ноосферу, т.е. что в истории народов, ее населяющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие».

Таким образом, прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные корни.

3. Техносфера и ноосфера

Техносфера, взаимодействие общества и природы, экосистема, НТР – суть различные наименования или, если угодно, синонимы того объекта, с которым отождествляется ноосфера Вернадского.

Должно быть очевидным, что в свою ноосферу, как будущую обитель знания, Вернадский не мог допустить техносферу, где знания выступают против сознания, и самым активным протестантом здесь заявляется Homo sapiens faber – хозяин ноосферы, по Вернадскому. Степень отпора Вернадского можно определить, если сравнить новаторские пропорции знания Вернадского с тем пониманием биосферы, какое наличествует в казённой геологии и какое приспособлено к требованиям современной, порождающей экологический катаклизм, техносферы.

К сфере техники можно отнести не только использование, но и само производство научно-технических знаний, т.е. современная техника неразрывно связана с развитием науки. Техника включается в самостоятельную сферу жизнедеятельности, а именно в техносферу. «Под техносферой понимается исторически обусловленная, сознательно формируемая, поддерживаемая и совершенствуемая система отношений между человеком и природой, человеком и техникой, человеком и человеком на основе определенного технического миропонимания» . В.И.Вернадский верил, что человеческий разум, превращаясь в планетарную геологическую силу, приведет к упорядочению природной и социальной действительности, к более совершенным формам бытия. Как результат планомерного, сознательного преобразования биосферы, ее перехода в качественно новое состояние возникнет ноосфера. Ноосфера связана с техносферой, так же как разум связан с техникой, потому что разум есть потенциальная техника, а техника есть актуальный разум.

Основное влияние мысли человека как геологического фактора выявляется в научном ее проявлении: оно главным образом строит и направляет техническую работу человечества, переделывающую биосферу.

«...С ростом приложения научного знания к жизни, к технике, к медицине, к государственной работе создаются в еще большем числе, чем в новых областях науки, новые прикладные науки, появляется новая методика и до чрезвычайности [быстро] создаются новые приложения и выдвигаются новые проблемы и задания техники в широком ее понимании, тратятся государственные средства в небывалых раньше размерах, на прикладную хотя, но научную по существу работу» .

4. Условия становления и существования ноосферы

Прослеживая развитие биосферы, обретающее геологическую мощь воздействие человека на биосферу, В.И. Вернадский формирует учение о ноосфере как особом периоде в развитии планеты и окружающего космического пространства. Становление ноосферы определяется социально-природной деятельностью человека, его трудом и знаниями, т.е. тем, что относится к космопланетарному измерению человека.

Ноосфера – это новое, эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится, решающим фактором ее развития. В.И. Вернадский был убежден, в том, что наша планета вступает в новую стадию своего развития, на которой определяющую роль будет играть человек разумный как сила невиданного масштаба. Гигантская геологическая деятельность человечества выражается в том, что сейчас нет такого быстротекущего геологического процесса, с которым можно было бы сравнить мощь человечества, вооруженного огромным арсеналом всяческих воздействий на природу, в том числе и фантастических, по мощности разрушительных сил. В.И. Вернадский указал ряд условий, необходимых для становления и существования ноосферы.

1. Заселение и обживание людьми целой планеты. «Этот процесс - полного заселения биосферы человеком - обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете». [С.321] Это условие выполнимо, так как на Земле не осталось места, не подвергавшегося в какой-то степени воздействию человека.

2. Усиление связей между всеми государствами Земли. «Благодаря успехам связи, человек может быть неотрывно в сношениях со всем миром, нигде не может быть одиноким и потеряться беспомощно в грандиозности земной природы» Это условие также выполняется. ООН и другие международные организации еще не обеспечили единства человечества во всех вопросах, но их деятельность значительно способствовала сближению взглядов народов разных стран.

3. Резкое преобразование средств связи и облика между странами. Для передачи информации применяются радио, телевидение, факсы, скоростная авиация, радиотелефоны, сотовая связь, электронная почта, сеть "Интернет"и т.д. Средства связи постоянно развиваются и совершенствуются.

4. Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.

«Одновременно с полным охватом человеком поверхности биосферы - полного им ее заселения, - тесно связанным с успехами научной мысли, т. е. с ее ходом во времени, в геологии создалось научное обобщение, которое научно вскрывает по-новому характер переживаемого человечеством момента его истории. По-новому вылилась в понимании геологов геологическая роль человечества. Правда, сознание геологического значения его социальной жизни в менее ясной форме высказывалось в истории научной мысли давно, много раньше. Но в начале нашего столетия независимо Ч. Шухерт и А.П. Павлов учли геологически, по-новому, давно известное изменение, какое появление цивилизации человека вносит в окружающую природу, в Лик Земли. Они сочли возможным принять такое проявление Homo sapiens за основу для выделения новой геологической эры, наравне с тектоническими и орогеническими данными, которыми обычно такие деления определяются. Они правильно пытались на этом основании разделить плейстоценовую эру, определив ее конец началом выявления человека (последнюю сотню-другую тысяч лет - примерно несколько декамириад назад) и выделить в особую геологическую эру - психозойную, по Шухерту, антропогенную - по А.П. Павлову».

Это условие выполнено в связи с тем, что человечество стало мощным геологическим фактором, влияющим на все процессы, протекающие в биосфере.

5. Расширение пределов биосферы, изучение космического пространства и выход в космос.

«Человек живет в биосфере, от нее неотделим. Он только ее может непосредственно исследовать всеми своими органами чувств - может ее ощущать - ее и ее объекты. За пределы биосферы он может проникать только построениями разума, исходя из немногих относительно категорий бесчисленных фактов, которые он может получить в биосфере зрительным исследованием небесного свода и изучением в биосфере же отражений космических излучений или попадающего в биосферу космического внеземного вещества. Очевидно, научное знание Космоса, только так могущее быть полученным, по разнообразию, и по глубине охвата не может быть даже сравниваемо с теми научными проблемами и охватываемыми ими научными дисциплинами, которые отвечают объектам биосферы и их научному познанию». [С.433-434]

Это условие выполнено.

6. Открытие новейших источников энергии.

«Мы должны сейчас сказать более просто, что источник энергии, который захватывается разумом в энергетическую эпоху жизни человечества, в которую мы вступаем, - практически безграничен». [С.445]

Это условие также выполнено. Открыта и используется энергия атомного распада. Ведутся исследования по получению энергии управляемого термоядерного синтеза.

7. Равноправие людей всех рас и религий. [п.28, 29]

Это условие еще не достигнуто. Но после второй мировой войны произошло разрушение колониальной системы. Почти во всех странах люди разных вероисповеданий равноправны.

8. Усиление значения народа и его мнения в решении политических проблем. Это условие также еще не достигнуто.

9. Свобода научной мысли от давления религиозных и политических настроений. В большинстве развитых стран наука свободна от такого давления.

10. Подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания, голода, нищеты и ослабление влияния болезней. Это условия еще не достигнуто.

11. Разумное преобразование и использование первичной природы нашей планеты. Это условие нельзя считать выполненным.

12. Недопущение войн и насилия. «Нигде не видим мы какого-нибудь ослабления научного движения среди войн, истребления, гибели людей от убийств и болезней. Все эти потери быстро возмещаются мощным подъемом реально осуществляемых достижений науки и ею охваченной организованности государственной власти и техники». [С.339]

Это условие еще не выполнено. Ноосфера – это еще достаточно дисгармоничная, находящаяся в состоянии становления реальность. Мировоззренческий смысл понятия ноосферы состоит в том, что человек своей деятельностью должен продолжить логику развития органического мира, но на качественно новом уровне.

Заключение

Ноосфера – это оболочка, построенная на планете Земля по идеям разума, в которую входят люди, объекты природы, обработанные людьми, и объекты, созданные по идеям разума и трудом человека. Ноосфера начала создаваться после появления на Земле человека и в настоящее время она построена, но еще нуждается в совершенствовании. По В.И.Вернадскому эпоха ноосферы будет царством разума, организующего на принципах демократии развитие науки, техники, научно обоснованной системы природопользования и экономики, обеспечивающих счастливую жизнь людей.

В ноосферном учении Человек предстаёт укоренённым в Природу. Обобщая с позиции натуралиста человеческую историю, Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.

Значение учения В.И. Вернадского о ноосфере состоит, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. Ноосфера, по мнению ученого, есть уже качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и самого человека. В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.

Возникновение и эволюция понятия

Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870-1954), который трактовал её как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом - крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом . При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии , которые в /1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский ( -).

Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом . Развитие ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского.

В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205-270) об эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое. Согласно Плотину , сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым.

Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма . Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума , чтобы затем, через экстаз, приобщиться к Единому. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге .

В. И. Вернадский о ноосфере

По мнению Вернадского, основными предпосылками создания ноосферы являются:

  • расселение человечества по всей поверхности Земли и физическое уничтожение видов, «конкурирующих с человеком»,
  • радикальное усовершенствование средств связи и создания единой информационной системы и единой системы контроля над людьми,
  • создание и разработка новых источников энергии (атомной, геотермической, «лунной», «ганглиевой»),
  • «подъём благосостояния трудящихся» и «победа демократии»,
  • установление «равенства всех людей», причём не только равенства перед законом, но и других его форм,
  • учреждение единого планетарного марксистско-ленинского государства,
  • вовлечение «широких народных масс» в занятие наукой,
  • превращение человечества в «геологическую силу».

Академик утверждал, что эти социальные реформы и катаклизмы сделают «переход к ноосфере» необратимым.

В структуре ноосферы и биосферы Вернадский выделял «семь видов вещества»:

  • живое,
  • биогенное (возникшее из живого),
  • косное (возникшее не из живого),
  • биокосное (частично живое, частично неживое),
  • радиоактивное,
  • атомарно-рассеянное,
  • космическое.

Эта теория получила своё логическое продолжение и развитие в трудах академика Лысенко , а также профессора Лепешинской , расширившей и углубившей учение о «живом веществе». Тем не менее «Теория семи видов вещества» никогда не была принята западным научным сообществом.

Вернадский утверждал, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную «геологическую силу», своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики. Иногда Вернадский писал о «ноосфере» как о состоявшейся реальности, иногда - как о неотвратимом будущем. «Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… - отмечал он. - Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние - в ноосферу - перерабатывается научной мыслью социального человека» («Научная мысль как планетное явление»). Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:

  1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;
  2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.

Критика

Если понятие «живое вещество» было принято советской наукой, а понятие «биосфера» иногда встречается даже в пост-советских научных текстах, то понятие «ноосфера» вызывает резкие возражения в научных кругах, а в научных публикациях используется крайне редко. Критики учения о «ноосфере» указывают на то, что оно идеологизированно и носит не научный, а религиозно-философский характер. В частности, биолог Ф. Штильмарк из Института проблем экологии и эволюции РАН считает: «мысли о Ноосфере как Обществе Разума… уже по самой сути своей глубоко религиозны и пока что остаются утопичными» .

Американский историк природоохраны Д. Винер называет учение о ноосфере «утопической и научно несостоятельной идеей» .

Критика «ноосферы» Вернадского дана также в монографии Б. Миркина и Л. Наумовой .

Доктор философских наук В. Кутырев считает:

«Суть обновлённого взгляда на ноосферу, который мы намерены здесь защищать и который, как кажется, более адекватно отвечает ситуации, такова: это учение с самого начала несло в себе элементы утопии; в нём переплелись аксиологические и онтологические подходы без какого-либо их разграничения… Ноосфера как гармония - сциентистский аналог социально-политических утопий типа коммунизма и прочих, более ранних мечтаний о рае» .

Российский эколог и климатолог А. Поздняков пишет:

В научной среде России «ноосферогенез» рассматривается как учение. Однако если под учением понимать теорию достижения цели, единственно необходимую последовательность практических действий, то это скорее не учение, а недостаточно обоснованные утопические положения о всемогуществе Человека. В основе этого «учения» - обыкновенное человеческое тщеславие, выливающееся в эго- и антропоцентризм… .

На основе учения о «ноосфере» появилось понятие «ноосферизма». Профессор-правовед М. Н. Кузнецов и юрист И.В.Понкин дали заключение «по содержанию религиозно-политической идеологии ноосферизма» , в котором отмечен широчайший размах этой «квазирелигиозной идеологии», указано на тесные связи «ноосферизма» с оккультно-религиозным учением «русского космизма» и с оккультно-религиозными объединениями последователей Рерихов. В то же время, по утверждению авторов заключения, оно не относится напрямую к наследию Вернадского, поскольку «ноосферизм» является манипуляцией идеями Вернадского и его именем .

Российский историк и социолог Николай Митрохин называет ноосферологию «сциентистской интеллектуальной традицией, обожествляющей личность покойного академика В. Вернадского» и потенциально «самой влиятельной из гражданских религий современной России» .

В массовой культуре

  • Широкое значение ноосфера приобрела в серии игр «S.T.A.L.K.E.R.» (в особенности в игре S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля), где вымышленная группировка «О-Сознание», верила в коллективное сознание и работала над способом общения с ноосферой - информационной оболочкой Земли. Работа с ноосферой привела к локальной катастрофе и образованию аномальной Зоны.
  • В научно-фантастическом рассказе Альберта Шатрова «Есть контакт!» (др. название «В контакте») высказывается предположение, что ноосферы планет, населенных гуманоидными существами, каким-то образом общаются между собой, что выражается в наличие на этих планетах явления контактантов.

См. также

Примечания

Ссылки

  • В. И. Вернадский. «Несколько слов о ноосфере» (1944).
  • Пьер Тейяр де Шарден. «Феномен человека»
  • Казначеев В. П. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Новосибирск: Наука, 1989. ISBN 5-02-029200-1
  • Фесенкова Л. В. Ноосферное мышление и современная экологическая ситуация // Высшее образование в России, 2008, №1
«Ноосфера» в словарях
  • Ноосфера // «Новейший философский словарь»
  • Ноосфера // «Российский гуманитарный энциклопедический словарь»
  • Ноосфера // «Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура»
  • Ноосфера // «Энциклопедия социологии»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ноосфера" в других словарях:

    Ноосфера … Орфографический словарь-справочник

    - (от греч. noos разум и sphaira шар), антропосфера, психосфера, техносфера, новый, современный, следующий после биогенеза этап эволюции органического мира, связанный с появлением человека, индустриального человеческого общества. В ноосфере… … Экологический словарь

    - (от греч. разум и шар), сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеч. деятельность становится гл. определяющим фактором развития (для обозначения этой сферы употребляют также сходные термины: техносфера,… … Философская энциклопедия

    Ноосфера - (гр. nous ақыл+sphaira шар) – қоғам мен табиғаттың өзара әрекет сферасы, оның шекарасында (ішінде) есті (парасатты) адами қызмет дамудың аңықтаушы факторы болады. Бұл терминді мәдени және ғылыми айналымға ХХ ғ. басында француз палеонтологы,… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (сфера разума) особый этап в развитии биосферы, в к ром решающее значение приобретает духовное творчество человечества. Понятие Н. было введено в к. 20 х гг. франц. палеонтологом, математиком и философом Э. Ле Руа (1870… … Энциклопедия культурологии

2.3.5. Ноосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере

Огромное влияние человека на природу и масштабные последствия его деятельности послужили основой для создания учения о ноосфере. Термин "ноосфера" (гр. пооs - разум) переводится буквально как сфера разума. Впервые его ввел в научный оборот в 1927 г. французский ученый Э. Леруа. Вместе с Тейяром де Шарденом он рассматривал ноосферу как некое идеальное образование, внебиосферную оболочку мысли, окружающую Землю.

Ряд ученых предлагают употреблять вместо понятия "ноосфера" другие понятия: "техносфера", "антропосфера", "психосфера", "социосфера" или использовать их в качестве синонимов. Подобный подход представляется весьма спорным, так как между перечисленными понятиями и понятием "ноосфера" есть определенная разница.

Следует также отметить, что учение о ноосфере не носит пока законченного канонического характера, которое можно было бы принимать как некое безусловное руководство к действию. Учение о ноосфере было сформулировано и в трудах одного из его основателей В.И. Вернадского. В его работах можно встре­тить разные определения и представления о ноосфере, которые к тому же менялись на протяжении жизни ученого. Вернадский начал развивать данную концепцию с начала 30-х гг. после де­тальной разработки учения о биосфере. Осознавая огромную роль и значение человека в жизни и преобразовании планеты, В.И. Вернадский употребляет понятие "ноосфера" в разных смыслах: 1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой; 2) как об­ласть активного проявления научной мысли; 3) как главный фактор перестройки и изменения биосферы.

Очень важным в учении В.И. Вернадского о ноосфере было то, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез есте­ственных и общественных наук при изучении проблем глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружаю­щего среду. По его мнению, ноосфера есть уже качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразо­ванием не только природы, но и самого человека. Это не просто сфера приложения знаний человека при высоком уровне тех­ники. Для этого достаточно понятия "техносферы". Речь вдет о таком этапе в жизни человечества, когда преобразующая деятель­ность человека будет основываться на строго научном и действи­тельно разумном понимании всех происходящих процессов и обя­зательно сочетаться с "интересами природы".

В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимо­действия человека и природы, 9 пределах которой разумная чело­веческая деятельность становится главным определяющим факто­ром развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокуп­ность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.

Говоря об эволюционном развитии мира, его переходе в ноосферу, основатели этого учения расходились в понимании сущности данного процесса. Тейяр де Шарден говорил о постепенном переходе биосферы в ноосферу, т. е. "в сферу разума, эво­люция которой подчиняется разуму и воле человека", путем по­степенного сглаживания трудностей между человеком и природой.

У В.И. Вернадского мы встречаем иной подход. В его уче­нии о биосфере живое вещество преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно вмешательство человека все увеличива­ется, человечество становится основной планетарной геолого-образующей силой. Поэтому (стержень учения Вернадского о ноосфере) человек несет прямую ответственность, за эволюцию планеты. Понимание им данного тезиса необходимо и для его собственного выживания. Стихийность же развития сделает биосферу непригодной для обитания людей. В связи с этим че­ловеку следует соизмерять свои потребности с возможностями биосферы. Воздействие на нее должно быть дозировано разу­мом в ходе эволюции биосферы и общества. Постепенно био­сфера"преобразуется в ноосферу, где ее развитие приобретает направляемый характер.

В этом и заключаются непростой характер эволюции при­роды, биосферы, а также сложности появления ноосферы, оп­ределения роли и места в ней человека. В.И. Вернадский неод­нократно подчеркивал, что человечество лишь вступает в дан­ное состояние. И сегодня, спустя несколько десятилетий после смерти ученого, говорить об устойчивой разумной деятельности человека (т.е. о том, что мы уже достигли состояния ноосферы) нет достаточных оснований. И так будет по крайней мере до тех пор, пока человечество не решит глобальных проблем планеты, в том числе экологическую. О ноосфере правильнее говорить, как о том идеале, к которому следует стремиться человеку.


2.4. Взаимoосвязь космоса и живой природы

Благодаря взаимосвязи всего существующего космос оказывает активное влияние на самые различные про­цессы жизни на Земле.В.И. Вернадский, говоря о факторах, влияющих на развитие биосферы, указывал среди прочих и космическое влияние. Так, он подчеркивал, что без космических светил, в частности без Солнца, жизнь на Земле не могла бы существовать. Живые организмы трансформируют космическое излучение в земную энергию (тепловую, электрическую, химическую, механиче­скую) в масштабах, определяющих существование биосферы На существенную роль космоса, в появлении жизни на Земле указывал шведский ученый. Нобелевский лауреат С. Аррениус. По его мнению, занос жизни на Землю из космоса был возмо­жен в виде бактерий благодаря космической пыли и энергии. Не исключал возможности появления жизни на Земле из кос­моса и В.И. Вернадский. Влияние космоса на происходящие на Земле процессы (например. Луны на морские приливы и отливы, солнечные за­тмения) люди подметили еще в древности. Однако многие дека связь космоса с Землей осмысливалась чаще на уровне научных гипотез и догадок или вообще вне рамок науки. Во многом это было обусловлено ограниченными возможностями человека, на­учной базы и имевшегося инструментария. В XX столетие знания о влиянии космоса на Землю существенно пополнились. И в этом есть заслуга и российских ученых, в первую очередь пред­ставителей русского космизма - А.Л. Чижевского, К.Э. Циол­ковского, Л.Н. Гумилева, В.И. Вернадского и др. Понять, оценить и выявить масштабы влияния космоса, и прежде всего Солнца, на земную жизнь и ее проявления во многом удалось АЛ. Чижевскому. Об этом красноречиво сви­детельствуют названия его работ: "Физические факторы исто­рического процесса", "Земное эхо солнечных бурь" и т.п. Ученые давно обратили внимание на проявления активно­сти Солнца (пятна, факелы на его поверхности, протуберанцы). Эта активность в свою очередь оказалась связанной с электро­магнитными и другими колебаниями мирового пространства. А..Л. Чижевский, проведя многочисленные научные исследова­ния по астрономии, биологии и истории, пришел к выводу об очень значительном влиянии Солнца и его активности на био­логические и социальные процессы на Земле ("Физические факторы исторического процесса").

В" 1915г. 18-летний А-Л. Чижевский, самозабвенно изучав­ший астрономию, химию и физику, обратил внимание на син­хронность образования солнечных пятен и на одновременнука активизацию боевых действий на фронтах первой мировой войны. Накопленный и обобщенный статистический материал позволил ему сделать данное исследование научным и убеди­тельным.

Смысл его концепции, основанной на богатом фактическом материале, состоял в доказательстве существования космиче­ских ритмов и зависимости биологической и общественной жизни на Земле от пульса космоса. К..Э. Циолковский так оце­нил труд своего коллеги: "Молодой ученый пытается обнару­жить функциональную зависимость между поведением челове­чества и колебаниями в деятельности Солнца, и путем вычис­лений определить ритм, циклы и периоды этих изменений и колебаний, создавая таким образом новую сферу человеческого знания. Все эти широкие обобщения и смелые мысли высказы­ваются Чижевским впервые, что придает им большую ценность и возбуждает интерес. Этот труд является примером слияния различных наук воедино на монистической почве физико-математического анализа"".

Лишь через много лет высказанные АЛ. Чижевским мысли и выводы о влиянии Солнца на земные процессы были подтвержде­ны на практике. Многочисленные наблюдения показали неоспо­римую зависимость массовых всплесков нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний у людей при периодических циклах активности Солнца. Прогнозы так называемых "неблаго­приятных дней" для здоровья - обычное дело в наши дни.

Интересна мысль Чижевского о том, что магнитные возму­щения на Солнце в силу единства Космоса могут серьезно ска­зываться на проблеме здоровья руководителей государств. Ведь во главе большинства правительств многих стран стоят немоло­дые люди. Происходящие на Земле и в космосе ритмы, конеч­но же, влияют и на их здоровье и самочувствие. Особенно это опасно в условиях тоталитарных, диктаторских режимов. А ес­ли во главе государства стоят аморальные или психически ущербные личности, то их патологические реакции на косми­ческие возмущения могут привести к непредсказуемым и тра­гическим последствиям как для народов своих стран, так и всего человечества в условиях, когда многие страны обладают мощным оружием уничтожения.

Особое место занимает утверждение Чижевского о том, что Солнце существенно влияет не только на биологические, но и социальные процессы на Земле. Социальные конфликты (войны, бунты, революции), по убеждению АЛ. Чижевского, во многом предопределяются поведением и активностью нашего

светила. По его подсчетам, во время минимальной солнечной активности происходит минимум массовых активных социаль­ных проявлений в обществе (примерно $%). Во время же пика активности Солнца их число достигает 60%.

Многие идеи АЛ. Чижевского нашли свое применение в области космических и биологических даук. Они подтверждают неразрывное единство человека и космоса, указывают на их тес­ное взаимовлияние.

Весьма оригинальными были космические идеи первого представителя русского космизма Н.Ф. Федорова. Он возлагал большие надежды на будущее развитие науки. Именно она, по мнению Н.Ф. Федорова, поможет человеку продлить его жизнь, а в перспективе сделать бессмертным. Расселение людей на другие планеты из-за большого скопления станет необходимой реальностью. Космос для Федорова - активное поприще чело­веческой деятельности. В середине XIX в. он предлагал свой вариант перемещения людей в космическом пространстве. По мнению мыслителя, для этого надо будет овладеть электромаг­нитной энергией земного шара, что позволит регулировать его движение в мировом пространстве и превратит Землю в косми­ческий корабль («земноход») для полетов в космос. В перспек­тиве, по замыслам Федорова, человек объединит все миры и станет «планетоводом». В этом особенно тесно проявится единст­во человека и космоса.

Идеи Н.Ф. Федорова о расселении людей на другие плане­ты развивал гениальный ученый в области ракетостроения К.Э. Циолковский. Ему принадлежит также ряд оригинальных философских идей. Жизнь, по Циолковскому, вечна. "После каж­дой смерти получается одно и то же - рассеяние.... Мы всегда жили и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, разу­меется, без памяти о прошлом... Кусочек материи подвержен бес­численному ряду жизней, хотя и разделенных громадными про­межутками времени..."" В этом мыслитель весьма близок к индус­ским учениям о переселении душ, а также к Демокриту.

На основании диалектической в своей основе идеи о все­общей жизни, везде и всегда существующей посредством пере­мещающихся и вечно живых атомов, Циолковский пытался по­строить целостный каркас "космической философии".

Ученый полагал, что жизнь и разум на Земле не являются единственными во Вселенной. Правда, в качестве доказательства он использовал лишь утверждение о том, "гго Вселенная безгра­нична, и считал это вполне достаточным. Иначе," "какой бы смысл имела Вселенная, если бы не была заполнена органическим, ра­зумным, чувствующим миром?". На основании сравнительной мо­лодости Земли им делается вывод о том, что на других "старших планетах жизнь гораздо более совершенна"!. Более того, она ак­тивно влияет на другие уровни жизни, включая земную.

В своей философской этике Циолковский сугубо рациона­листичен и последователен. Возводя в абсолют идею постоян­ного совершенствования материи, Циолковский видит этот процесс следующим образом. Не имеющее границ космическое пространство населено разумными существами различного уровня развития. Есть планеты, которые по развитию разума и могущества достигли высшей степени и опередили другие. Эти "совершенные" планеты, пройдя все муки эволюции и зная свое печальное прошедшее и былое несовершенство, обладают моральным правом регулировать жизнь на других, примитив­ных пока планетах, избавлять их население от мук развития.

Именно таким образом Циолковский представляет себе технологию "гуманитарной помощи". "Совершенный мир" бе­рет все заботы на себя. На других, более низких по развитию планетах им поддерживается и поощряется "только хорошее". "Всякое уклонение ко злу или страданиям тщательно исправля­ется. Каким путем? Да, путем отбора: плохое, или уклонившее­ся к дурному, оставляется без потомства... Могущество совер­шенных проникает на все планеты, на все возможные места жизни и всюду. Эти места заселяются их собственным зрелым родом. Не подобно ли это тому, как огородник уничтожает на своей земле все негодные растения и оставляет только самые лучшие овощи!. Если и вмешательство не помогает, и ничего, кроме страданий, не предвидится, то и весь живой мир безбо­лезненно уничтожается...".

К.Э. Циолковский наиболее глубоко из современников изу­чал и освещал философские проблемы освоения космоса. Он по­лагал, что Земле во Вселенной принадлежит особая роль. Земля относится к более поздним планетам, «подающим надежду».

Лишь небольшому числу таких планет будет дано право на са­мостоятельное развитие и мучения, в том числе и Земле. В ходе эволюции со временем будет образован союз всех ра­зумных высших существ космоса. Сначала - в виде союза насе­ляющих ближайшие солнца, затем - союза союзов и так далее, до бесконечности, поскольку бесконечна сама Вселенная.

Нравственная, космическая задача Земли - внести свой вклад в совершенствование космоса. Оправдать свое высокое предназначение в деле совершенствования мира земляне могут, лишь покинув Землю и выйдя в космос. Поэтому Циолковский видит свою личную задачу в помощи землянам по организации переселения на другие планеты и расселения их по всей Все­ленной. Он подчеркивал, что суть его космической философии заключается "в переселении с Земли и в заселении Космоса". Именно поэтому изобретение ракеты для Циолковского было отнюдь не самоцелью (как полагают некоторые, видя в нем лишь ученого-ракетостроителя), а методом проникновения в глубины космоса.

Ученый полагал, что многие миллионы лет постепенно со­вершенствуют природу человека и его общественную организа­цию. В ходе эволюции человеческий организм претерпит суще­ственные изменения, которые превратят человека, по существу, в разумное "животное-растение", искусственно перерабаты­вающее солнечную энергию. Тем самым будет достигнут пол­ный простор для его воли и независимости от среды обитания. В конце концов человечество сможет эксплуатировать все око­лосолнечное пространство и солнечную энергию. А со време­нем земное население расселится по всему околосолнечному пространству.

Идеи К.Э. Циолковского о единстве разнообразных миров космоса, его постоянном совершенствовании, в том числе и самого человека, о выходе человечества в космос заключают в себе важный мировоззренческий и гуманистический смысл.

Сегодня уже возникают и практические проблемы влияния человека на космос. Так, в связи с регулярными космическими полетами есть вероятность непреднамеренного заноса в кос­мос, в частности на другие планеты, живых организмов. Ряд земных бактерий способны подолгу выдерживать самые экс­тремальные температурные, радиационные и иные условия су­ществования. Температурная амплитуда существования у некоторых видов одноклеточных достигает 600 град. Как они себя поведут в иной неземной среде - предсказать невозможно.В настоящее время человек начинает активно использовать космос для решения конкретных технологических задач, будь то выращивание редких кристаллов, сварка и другие работы. И уже давно получили признание космические спутники как средство сбора и передачи разнообразной информации.

Эти качества придают ей ведущие принципы построения и организации современного научного знания: системность, глобальный эволюционизм, самоорганизация, историчность. Данные принципы построения современной научной картины мира в целом соответствуют фундаментальным закономерностям существования и развития самой Природы. Системность означает воспроизведение наукой того факта, что наблюдаемая...

Во многом этому способствовал шведский ученый Якоб Берцелиус. Он построил систему атомных весов всех известных тогда химических элементов. Каждый вид атомов получил «права гражданства» в научной картине мира. Разработанная им электрохимическая теория позволила высказать догадку о силах, действующих между атомами, о распределении электричества на атомах, о неравноценности их «полюсов». Как видим, ...