Школьник взял для исследования сорванный. Олимпиадные задания по биологии (6 класс)

6 класс

На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 1 часа (60 мин.). Работа состоит из 4 частей и включает 17 заданий.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до четырех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть I.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

На русский язык переводится, как слово «растение, трава»:
а) «ботанэ», б) «биос», в) «дендро», г) «логос».

Кукуруза относится к:

А) однолетним травам, б) деревьям,

В) многолетним травам, г) кустарникам.

3. Растения считаются на Земле основным источником:

А) углекислого газа, б) азота, в) водорода, г) кислорода.

4. К генеративным органам растения относится:

А) цветок, б) стебель, в) лист, г) корень.

5. Что из перечисленного ниже обычно характерно для старой растительной клетки?

А) одна очень крупная вакуоль, б) ядро расположено в центре,

В) очень тонкая клеточная оболочка, г) интенсивно делится.

6. Спорами размножается:

А) яблоня, б) редис, в) папоротник, г) ель.

7. У семени фасоли наибольшую массу имеет:

А) семенная кожура, б) семядоли,

В) зародышевая почка, г) зародышевый корень.

8. Липа отличается от жука тем, что она:

А) растет, б) образует органические вещества,

В) состоит из клеток, г) дышит.

9. Каким термином называют стебель с листьями и почками:

А) ствол, б) ветка, в) побег, г) воздушный корень.

10. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем была его ошибка?

А) в неправильной установке света,

Б) нужно было поставить большее увеличение,

В) нужно было сделать тонкий срез листа,

Г) нужно было подкрасить лист красителем.

Часть II.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 5 (по 1 баллу за правильный ответ).

Общий внешний вид растения называют жизненной формой.

Клеточный сок - содержимое живой клетки.

Главный признак жизни клетки - обмен веществ.

Тополь - семенное растение.

Микроскоп - прибор для изучения растений.

Часть III.

Вам предлагается тестовое задание, требующее установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 2. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Установите соответствие между растением и продолжительностью его жизни:

Продолжительность жизни Растения

А. Однолетнее 1. Морковь

Б. Двулетнее 2. Томат

В. Многолетнее 3. Шиповник

4. Календула

5. Пион

Часть IV.

Какие типы пластид встречаются в растительных клетках? Какую окраску они имеют? Могут ли они превращаться друг в друга? Ответ подтвердите примерами.

Фамилия ________________________ Шифр _____________

Имя ________________________

Матрица ответов
по биологии. Школьный этап. 2011-12 уч. год. 6 класс

Часть 1 . 10 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

Ответ

Часть 2 . 5 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

Часть 3 . 2 балла.

Часть 4. 4 балла.

Ответ:

Предварительный просмотр:

Часть I.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Семена образуются:
а) на рыльце пестика, б) в завязи пестика, в) в столбике пестика,

Г) в пыльнике тычинки.

2. Какую из перечисленных функций корни не выполняют:

А) закрепление растений в почве,

Б) всасывание воды и минеральных веществ из почвы,

В) запасание питательных веществ,

Г) образование питательных веществ в растении.

3. Ночных насекомых-опылителей скорее всего привлекает:

А) форма цветка, б) окраска цветка, в) размеры цветка, г) аромат цветка.

4. Если у растения параллельное или дуговое жилкование листьев, то у этого растения вероятнее всего:

А) стержневая корневая система, б) мочковатая корневая система,

В) может быть любая корневая система,

Г) тип жилкования не связан с типом корневой системы.

5. В старых деревьях часто встречаются большие дупла. Это опасно для живого дерева в первую очередь тем, что:

А) у дерева не развиваются корни,

Б) дуплистое дерево не способно к размножению,

В) на дереве не развиваются новые побеги,

Г) нарушается проведение воды и органических веществ по стволу.

6. Цветковые растения размножаются:

А) семенами и вегетативным путем, б) только вегетативным путем,

В) только семенами, г) спорами.

7. Пестик и тычинка - главные части цветка, потому что они:

А) самые большие, б) самые яркие, в) являются органами размножения,

Г) самые сложные по строению части.

8. Для прорастания семян необязательным условием является:

А) влага, б) тепло, в) свет, г) воздух.

9. К покрытосеменным растениям относятся все:

А) цветковые растения, б) растения Земли,

В) растения, дающие семена, г) опыляемые растения.

А) ряску, б) камыш, в) морскую капусту, г) кувшинку.

11. Съедобная часть белого гриба называется:

А) грибницей, б) пеньком, в) шляпкой, г) плодовым телом.

12. Животные отличаются от растений тем, что:

А) состоят из клеток, б) питаются готовыми органическими веществами,

В) растут, г) размножаются.

13. К фотосинтезу способна:

А) инфузория-туфелька, б) эвглена зеленая, г) амеба дизентерийная,

Г) лямблия кишечная.

14. Сократительная вакуоль инфузории - это органоид:

А) выделения, б) размножения, в) пищеварения, г) дыхания.

15. Функции простейших животных в природе заключается в том, что они:

А) служат пищей животным, б) поедают бактерии,

В) образуют осадочные породы, г) участвуют во всем перечисленном.

Часть II.

Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Признаки класса однодольных растений:

I. стержневая корневая система
II. дуговое жилкование листьев
III. параллельное жилкование листьев
IV. перистое жилкование листьев
V. мочковатая корневая система
а) II, V;
б) I, IV;
в) II, III, V;
г) II, III, IV, V.

2. Семенами размножаются:

I. водоросли
II. мхи
III. цветковые растения

IV. хвойные растения

V. папоротники
а) II, V;
б) III, IV;
в) II, III, V;
г) II, III, IV.

3. Функции цветка, важные для жизнедеятельности растений:

I. испарение воды
II. привлечение опылителей
III. образование нектара

IV. образование семян

V. запасание органических веществ
а) II, IV;
б) III, IV;
в) II, III, V;
г) II, III, IV.

4. Выберите растения, у которых сложные листья:

I. береза
II. дуб
III. желтая акация

IV. земляника лесная

V. шиповник
а) II, V;
б) III, IV.
в) II, III, V;
г) III, IV; V.

5. К животным подцарства Простейшие относятся:

I. амеба протей
II. хламидомонада
III. инфузория-туфелька

IV. радиолярия

V. ряска
а) I, II, V;
б) I, III, IV.
в) II, III, V;
г) III, IV; V.

Часть III.

Все растения, существующие на Земле, имеют цветки.

Если у растения цветки крупные, ярко окрашенные, имеют запах, то они опыляются ветром.

Сухие семена дышат.

Мхи относятся к споровым растениям.

Мелкие семена лучше прорастают и дают сильные проростки.

Гриб пеницилл используют для получения антибиотиков.

Лишайники не растут в промышленных городах, потому что там загрязнен воздух.

Плоды лопуха распространяются ветром.

В клетках и растений, и животных есть хлоропласты.

Зоология - наука о животных.

Часть IV.

Дайте развернутый ответ на вопрос. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 3.

Какие простейшие вызывают заболевание малярии? Кто является переносчиком возбудителей болезни? Назовите меры профилактики малярии.

Матрица ответов на задания школьного этапа олимпиады по биологии

Имя ________________________

Класс ________________________

Школа ________________________

Матрица ответов на задания школьного этапа олимпиады по биологии

Фамилия ________________________

Имя ________________________

Класс ________________________

Школа ________________________

Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. Школьный этап. 2012-13 уч. год. 9 класс

Часть 1. 25 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

Ответ

Ответ

Часть 2 . 20 баллов (по 2 балла за каждое задание).

Ответ

Часть 3. 15 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

Часть 4 . 4 балла (по 2 за каждое задание).

Задание на установление соответствия.

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

1 ТУР - ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (2012-2013 гг.)

8 класс

Инструкция по выполнению работы

На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 1 час (60 мин.). Работа состоит из 4 частей и включает 37 заданий.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до трех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть I.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Общим признаком клеток все существующих на Земле организмов является:
а) обмен веществ, б) наличие хлоропластов, в) одинаковое строение,

Г) наличие ядра.

2. Вода необходима для прорастания семян, потому что:

А) зародыш потребляет только растворенные питательные вещества,

Б) в воде растворены органические вещества,

В) в воде находятся минеральные вещества,

Г) при прорастании необходимо увеличивать массу семян.

3. С появлением растений на Земле атмосфера обогатилась:

А) кислородом, б) азотом, в) углекислым газом, г) водородом.

4. Бактерии, наиболее полезные для человека:

А) стрептококки, б) туберкулезная палочка, в) молочнокислые, г) пневмококки.

5. Семенами размножаются:

А) хвощи и плауны, б) мхи и папоротники, в) папоротники и водоросли,

Г) хвойные и цветковые.

6. Двойное латинское название принято для обозначения:

А) класса, б) вида, в) рода, г) типа.

7. В организме животного не существует ткани:

А) соединительной, б) нервной, в) проводящей, г) мышечной.

8. Органы объединяются в систему органов, потому что:

А) они рядом расположены, б) сходны по строению,

В) выполняют общую функцию, г) взаимодействуют с другими системами.

А) многоглазка, б) печеночный сосальщик,

В) белая планария, г) бычий цепень.

10. Кто из насекомых проходит стадию куколки:

А) саранча, б) тля, в) бабочка, г) клоп.

11. Дальневосточный лосось во время нереста в реках ничего не ест и погибает от истощения. Это происходит потому, что:

А) нет пищи, б) есть запасы жира, в) кишечник сжат созревшей икрой,

Г) много конкурентов за пищу.

12. Жабы, в отличие от лягушек, могут жить вдали от водоемов. Чем это можно объяснить?

А) они размножаются на суше, б) у них лучше развиты легкие и более сухая кожа,

В) у них короткие задние конечности и длинные передние,

Г) они питаются наземными беспозвоночными животными.

13. Кожа ящерицы выполняет функцию:

А) дыхания, б) защиты от потери воды, в) выделения, г) опоры.

14. Какая особенность органов кровообращения сформировалась в процессе эволюции у птиц?

А) два круга кровообращения, б) четырехкамерное сердце,

В) разветвленная сеть капилляров, г) автоматия сердечной мышцы.

15. Млекопитающих можно отличить от других позвоночных по наличию:

А) волосяного покрова и ушных раковин, б) голой кожи, покрытой слизью,

В) рогового панциря или щитков, г) сухой кожи с роговыми чешуями.

16. К основным распространителям инфекционных заболеваний относится:

А) домовая мышь, б) лисица, в) ондатра, г) корова.

17. Клетки человека не способны к:

А) размножению, б) обмену веществ, в) развитию, г) фотосинтезу.

18. Функцию питания и роста кости в толщину выполняет:

А) губчатое вещество, б) желтый костный мозг,

Г) надкостница, г) красный костный мозг.

19. При переломе позвоночника необходимо:

А) уложить больного на спину на мягкую поверхность и вызвать «Скорую помощь»,

Б) уложить больного вниз лицом на твердую поверхность и вызвать «Скорую помощь»,

В) наложить тугую повязку вокруг туловища и транспортировать пострадавшего в больницу,

Г) ждать врачей, не оказывая помощь.

20. Импульсы от органа в мозг проводят:

А) чувствительные нейроны, б) двигательные нейроны,

В) вставочные нейроны, г) все указанные нейроны.

Часть II.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 10 (по 1 баллу за правильный ответ).

Водорослями называют любые растения, обитающие в воде.

Овощеводы и полеводы размножают растения только семенами.

Рыбы - раздельнополые животные.

Все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше.

Птицы и млекопитающие - теплокровные животные.

Вид Человек разумный относится к классу Млекопитающих.

Анатомия - это наука о функциях организма и его органов.

Центральная нервная система человека образована головным и спинным мозгом.

Неподвижно соединены между собой теменная и височная кости.

Для уменьшения отека и боли при вывихе сустава следует согреть поврежденный сустав.

Часть III.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия или последовательности. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 4 (по 2 балла за правильный ответ). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого он характерен:

Царство Признак

А. Растения 1. Растут в течение всей жизни

Б. Животные 2. Активно перемещаются в пространстве

3. Питаются готовыми органическими веществами

4. Образуют органические вещества в процессе

Фотосинтеза

5. Имеют органы чувств

6. Являются основным источником кислорода на Земле

Установите последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей:

А) семейство Волчьи Г) Отряд Хищные

Б) Класс Млекопитающие Д) Тип Хордовые

В) Вид Обыкновенная лисица Е) Род Лисица

Часть IV.

Дайте развернутый ответ на вопрос. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 4.

Каковы причины нарушения осанки? К чему может привести неправильная осанка?

Матрица ответов на задания школьного этапа олимпиады по биологии

Фамилия ________________________

Имя ________________________

Класс ________________________

Школа ________________________

Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. Школьный этап. 2012-13 уч. год. 8 класс

Часть 1 . 20 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

Ответ

Категории

Часть 4 . 4 балла.

Задание 27. «Клетка» (рис. 27)

Выберите по одному правильному ответу.

1 . Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист и начал рассматривать его в микроскоп. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. Его ошибка заключается в:

а) неправильной установке света (1–3–5–4–2);
б) том. что он не поставил большее увеличение (4–3–1–2–5);
в) том, что он не сделал тонкий срез листа (1–2–3–4–5).

2 . Границей клетки и окружающей среды является:

а) цитоплазма (5–7–6–1–8);
б) межклеточное вещество (5–6–1–7–8);
в) оболочка (1–8–7–6–5).

3 . Общее между клетками всех организмов:

а) в любой живой клетке происходит обмен веществ (12–32–29);
б) все растительные клетки имеют хлоропласты (29–12–32).
в) у всех растительных клеток одинаковое количество хромосом (32–29–12).

4 . Цитоплазма в клетке:

а) медленно движется (12–11–31–29);
б) движется очень быстро (29–11–31–12);
в) не движется (11–29–12–31).

5 . Пластиды в растительных клетках бывают:

а) синими, фиолетовыми, малиновыми (25–26–27–10–25);
б) зелеными, желтыми, оранжевыми, бесцветными (27–26–10–25–27);
в) зелеными, синими, красными, черными (26–10–27–25–26).

6 . Зеленые пластиды называют:

а) хлоропластами (9–13–33–18);
б) хромопластами (33–9–13–18);
в) хромосомами (18–9–13–33).

7 . Органы растения увеличиваются в размерах благодаря:

а) увеличению числа клеток (21–18–9–22);
б) увеличению числа клеток и их росту (9–21–22–18);
в) увеличению числа клеток и образованию межклетников (22–21–18–9).

8 . Клеточная оболочка не выполняет указанную функцию:

а) деления (35–34–14);
в) транспорта веществ (35–14–34);
б) связи с другими клетками (34–14–35).

9 . Правильно указана последовательность деления клетки:

а) деление оболочки – деление цитоплазмы – удвоение хромосом – деление ядра (15–16–17–14);
б) удвоение хромосом – деление ядра – деление цитоплазмы и оболочки (15–14–16–17);
в) деление цитоплазмы и оболочки – деление ядра – удвоение хромосом (14–15–16–17).

10 . Наследственная информация в дочерних клетках:

а) уменьшается в полтора раза (20–16–19);
б) уменьшается в два раза (19–16–20);
в) сохраняется неизменной (16–19–20).

11 . Вакуоли заполнены:

а) клеточным соком (19–23–24);
б) воздухом (24–19–23);
в) цитоплазмой (23–24–19).

12. Если к свежему препарату с клетками кожицы лука добавить немного соленой воды, то клетка несколько сморщится, так как:

а) наступит явление пиноцитоза (30–34–28);
б) наступит явление плазмолиза (34–28–30);
в) произойдет обмен веществ (28–30–34).

13 . Существование растительной клетки открыл:

а) Роберт Гук (28–36–23);
б) Антоний Ван Левенгук (36–23–28);
в) Роберт Кох (23–28–36).

Рис.27Б. Правильно выполненное задание 27

(Правильные ответы : 1–2–3–4–5; 1–8–7–6–5; 12–32–29; 12–11–31–29; 27–26–10–25–27; 9–13–33–18; 9–21–22–18; 35–34–14; 15–14–16–17; 16–19–20; 19–23–24; 34–28–30; 28–36–23.)

Тема «Деление цветковых растений на группы»

Задание 28. «Проросток фасоли» (рис. 28)

Какие из перечисленых растений относятся к однодольным?

Рис. 28 А.Точечный рисунок к заданию 28

1. Лук репчатый (9–18–19–20).

2. Бамбук обыкновенный (1–2–6–17).

3. Вишня обыкновенная (30–32–24–25).

4. Алоэ древовидный (35–16–5–4).

5. Тыква декоративная (9–20–21–18).

6. Одуванчик лекарственный (2–8–9–14).

7. Ландыш майский (25–23–27–26).

8. Кукуруза сахарная (12–11–13–15).

9. Рожь посевная (17–34–33–32).

10. Фасоль обыкновенная (18–24–28–9).

11. Тюльпан Грейга (4–3–7–8).

12. Дуб черешчатый (14–16–3–4).

13. Подсолнечник однолетний (29–26–28–15).

14. Тростник сахарный (20–21–22–29).

18. Томат культурный (21–15–31–30).

16. Клевер красный (23–24–25–26).

17. Рис посевной (26–28–31–35).

18 . Ромашка полевая (19–15–29–26).

19. Ковыль перистый (32–30–24–25).

20. Пальма кокосовая (1–9–10–12).

21. Орхидея «венерин башмачок» (29–15–14–7).

Рис.28 Б. Правильно выполненное задание 28

(Правильные ответы : 9–18–19–20; 1–2–6–17; 35–16–5–4; 25–23–27–26; 12–11–13–15; 17–34–33–32; 4–3–7–8; 20–21–22–29; 26–28–31–35; 32–30–24–25; 1–9–10–12; 29–15–14–7.)

Продолжение следует

Олимпиада 5-6 класс 2014-2015

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

1 ТУР – ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (2014-2015 гг.)

Инструкция по выполнению работы

На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 2 часа (120 мин.). Работа состоит из 4 частей и включает 21 задание.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до трех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1.На русский язык как переводится, слово «растение, трава»:

а) «ботанэ», б) «биос», в) «дендро», г) «логос».

2. Кукуруза относится к:

а) однолетним травам, б) деревьям,

в) многолетним травам, г) кустарникам.

3.Растения считаются на Земле основным источником:

а) углекислого газа, б) азота,

в) водорода, г) кислорода.

4.Липа отличается от жука тем, что она

а) растет, б) образует органические вещества,

в) состоит из клеток, г) дышит.

5. Определите ядовитые грибы:

а) груздь б) мухомор в) подосиновик г) гриб-боровик

6. Как называется часть тела, выполняющая определенные функции

а) орган б) фагоцитоз в) ткань г) вирус

7. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем была его ошибка?

а) в неправильной установке света,

б) нужно было поставить большее увеличение,

в) нужно было сделать тонкий срез листа,

г) нужно было подкрасить лист красителем.

8. Какие бактерии считают "санитарами планеты"?

а) гниения б) уксуснокислые в) молочнокислые г) клубеньковые

9. Число хромосом для каждого вида организмов постоянно. Сколько хромосом у человека?

а) 54 б) 78 в) 48 г) 46

10. Лишним звеном в составе единой трофической цепи (цепи питания) является:

а) дождевой червь; б) мятлик; в) волк; г) овца.

Часть 2 Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице

1.Из предложенных растений выберите культурные:

1.одуванчик, 2. просо, 3. яблоня, 4. липа, 5. осока, 6. подорожник, 7. пшеница, 8. череда, 9. камыш, 10 рожь, 11. овес.

в) 2, 3, 7, 10, 11

г) 6, 8, 9, 10, 11

2. Из предложенных названий грибов выберите ядовитые:

1. подосиновик, 2. мухомор, 3. сыроежка, 4. сморчок, 5. волнушка, 6. бледная поганка, 7. масленок, 8. ложные опята, 9. дедушкин табак, 10. зеленая поганка.

3. Установите, какие животные являются жертвами?

1. сокол, 2.плотва, 3.голубь, 4. щука 5. волк 6. заяц 7. тигр 8. антилопа 9. стрекоза 10. комар

а) 1, 3, 5, 6, 9

б) 2, 3, 6, 8, 10

в) 3, 5, 7, 9, 10

г) 4, 5, 6, 7, 9

4 Бактерии являются возбудителями болезней:

1) чума 2) холера 3) амебная дизентерия 4) оспа 5) туберкулез

а – чага;

б – сыроежка;

в – головня;

г – фитофтора;

д - пеницилл;

е – рыжик.

Часть 3

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 баллу за правильный ответ) .

    Общий внешний вид растения называют жизненной формой.

    Главный признак жизни клетки – обмен веществ.

    Микроскоп – прибор для изучения растений.

    Все природные сообщества (биоценозы) обязательно включают автотрофные растения.

    Растения поглощают углекислый газ в процессе дыхания.

Часть 4

Дайте развернутый ответ на вопрос. Максимальное количество 6 баллов .

1. Какие типы пластид встречаются в растительных клетках? Какую окраску они имеют? Могут ли они превращаться друг в друга? Ответ подтвердите примерами.

Часть 1.

Часть 2.

Часть 3. Поставь крестик (Х) в строке «ДА», если утверждение правильное или в строке «НЕТ», если утверждение неправильное (мах.5баллов)

Правильно

Неправильно.

Часть 4.

Фамилия __________________________ Шифр _____________

Имя __________________________ Отчество_____________________________

Школа __________________________

Класс ___________________________

Матрица ответов шифр _______________

Часть 1. Впиши одну букву, которой обозначен правильный ответ (мах.10 баллов)

Часть 2. Впиши одну букву, которой обозначен правильный ответ (вопрос 5- несколько букв) (мах.10 баллов)

Часть 3. Поставь крестик (Х) в строке «ДА», если утверждение правильное или в строке «НЕТ», если утверждение неправильное (мах.5 баллов)

Правильно

Неправильно.

Часть 4. Запиши ответы на вопросы словами (мах.6 баллов, полный ответ 2 балла, неполный 1 балл)

1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверил________________________(ФИО)____________________________________

Перепроверил________________________(ФИО)________________________________

1. БИЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ 1.1. Биология как наука

При выполнении заданий с выбором ответа обведите номер правильного ответа в экзаменацион­ной работе

1. В какой из указанных областей биологии микроскопический метод является основным?


  1. биохимия

  2. цитология

  3. селекция животных

  4. физиология человека
2. Л. Пастер подтвердил, что ослабленные возбудители куриной холеры, введенные в организм,
создают иммунитет против определенных заболеваний методом

  1. микроскопии

  2. описательным

  3. моделирования

  4. экспериментальным
3. Методом наблюдения можно установить

  1. скорость фотосинтеза у растений

  2. зависимость активности фермента от температуры

  3. сроки созревания пшеницы в Московской области

  4. силу вакцины против инфекционного заболевания

4. Предположение о том, что на свету растения образуют органические вещества из неорганиче-
ских - это


  1. научный факт

  2. гипотеза

  3. теория

  4. эксперимент

5. И. И. Мечников создал учение о


  1. эволюции органического мира

  2. клеточном иммунитете

  3. условных рефлексах

  4. пристеночном пищеварении

6. Какая наука изучает способы выведения сортов растений и пород животных?


  1. агрономия

  2. селекция

  3. физиология

  4. экология
7. Кардиолог - это врач, занимающийся лечением болезней

  1. сердечно-сосудистой системы

  2. пищеварительной системы

  3. нервной системы

  4. эндокринной системы
8. Грегор Мендель сформулировал

  1. законы наследственности

  2. теорию условных рефлексов

  3. эволюционную теорию

  4. клеточную теорию
9. При заболеваниях желез внутренней секреции пациенты обращаются к

  1. кардиологам

  2. эндокринологам

  3. ортопедам

  4. отоларингологам

10. На каком уровне организации жизни совершается круговорот веществ в природе?


  1. на организменном

  2. на клеточном

  3. на популяционно-видовом

  4. на биосферном
11. Какой уровень организации жизни являлся предметом изучения Ч. Дарвина?

  1. клеточный

  2. популяционно-видовой

  3. биосферный

  4. молекулярный
12. Элементарной живой системой ученые считают

13. На каком уровне жизни изучается объект, показанный на рисунке


  1. на клеточном

  2. на организменном

  3. на популяционно-видовом

  4. на биосферном

14. На каком уровне организации жизни происходит синтез белков?


  1. на клеточном

  2. на молекулярном

  3. на организменном

  4. на популяционно-видовом
15. Ядро клетки кожицы лука можно увидеть

  1. невооруженным глазом

  2. с помощью ручной лупы

  3. только под электронным микроскопом

  4. с помощью светового микроскопа

16. Резкость изображения в школьном микроскопе окончательно устанавливается с помощью

17. Какой цифрой обозначен окуляр микроскопа?

18. Чтобы установить время листопада липы, тополя и березы, вы будете применять метод иссле­дования


  1. наблюдение

  2. описательный

  3. экспериментальный

  4. исторический

19. Антоний ван Левенгук мог быть или был знаком с


  1. Наполеоном Бонапартом

  2. Михайло Ломоносовым

  3. Петром Первым

  4. Константином Циолковским

20. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микро­скопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем заклю­чалась его ошибка?


  1. в неправильной установке света

  2. нужно было поставить большее увеличение

  3. нужно было сделать тонкий срез листа

  4. нужно было подкрасить лист красителями

Ответы: 1-2), 2-4), 3-3), 4-2), 5-2), 6-2), 7-1), 8-1), 9-2), 10-4), 11-2), 12-3), 13-1), 14-2), 15-4), 16-3), 17-1), 18-1), 19 -3), 20-3).

Строение клетки. Устройство увеличительных приборов.

1. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласта в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем заключалась его ошибка?

1) в неправильной установке света

2) нужно было поставить большее увеличение

3) нужно было сделать тонкий срез листа

4) нужно было подкрасить лист красителями

2. Антоний ван Левенгук мог быть или был знаком с:

1) Наполеоном Бонапартом

2) Михайлой Ломоносовым

3) Петром Первым

4) Чарльзом Дарвином

3. Появление различий в строении и функциях клеток называется их:

1) делением

2) размножением

4) дифференциацией

4. Создание первого микроскопа относится к:

1) XVII веку

Задания с выбором нескольких верных ответов

В1. Выберите признаки хлоропластов:

А) имеют внутренние мембраны

Б) бесцветны

Г) способны к фотосинтезу

Д) не имеют мембран

Задания на установление соответствия

В1. Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого этот признак характерен

Признак Царство

    По способу питания в основном автотрофы А) Растения

    Имеют вакуоли с клеточным соком Б) Животные

    Клеточная стенка отсутствует

    В клетках имеются пластиды

    Большинство способно передвигаться

    По способу питания преимущественно гетеротрофы

Задания части С

С1. Если к свежему препарату с клетками листа элодеи добавить немного соленой воды или спирта, то клетка несколько сморщится. Почему?

Ответ: С1. Произойдет плазмолиз, связанный с обезвоживанием цитоплазмы клетки. Соль или спирт оттянут воду из цитоплазмы.