Сообщение как человек изменяет природу земли. Как человек изменил землю

Самое масштабное воздействие на Землю люди оказали за последние 65 лет. А события, произошедшие за последние 250 лет, изменили облик нашей планеты до неузнаваемости.

Ученые связали 12 индикаторов человеческого прогресса с 12 масштабными факторами, оказывающими негативное влияние на планету.

Земля является домом для человечества на протяжении многих миллионов лет. И планета менялась вместе с людьми. Вот только в последние несколько сотен лет человек стал настолько активным, что сам начал менять Землю. Зачастую — не в лучшую сторону. Для этого явления даже придумали название — «антропогенный фактор».

Исследователи, принимающие участие в Международной программе по изучению биосферы и геосферы , проследили, как менялась планета с начала индустриальной революции в 1750 году до наших дней. Именно об этом рассказывается в статье, опубликованной в журнале Anthropocene Review.

Отталкивались ученые от предложенного в 1980 году термина «антропоцен», который обозначает геологическую эпоху с уровнем человеческой активности, играющей существенную роль в экосистеме Земли.

Они изучали различные аспекты влияния человека на процессы, происходившие и происходящие на Земле. Однако оказалось, что особого влияния человек на планету не оказывал вплоть до 1950 года, начиная с которого ситуация начала меняться коренным образом. Исследователи окрестили этот год «краеугольным камнем Великого ускорения», которое продолжается по сей день.

Под данным термином они понимают 12 факторов антропогенного характера, которым соответствуют 12 негативных последствий для планеты.

Речь идет о росте населения Земли, реального внутреннего валового продукта, прямых иностранных инвестиций, общего использования энергии, числа больших плотин, объема используемой воды, применяемых удобрений, производимой бумаги, численности городского населения, уровне развития транспорта, телекоммуникаций и международного туризма. В противовес этим процессам исследователи поставили растущий уровень углекислого газа, оксида азота, метана в атмосфере планеты, озона в ее стратосфере, повышение температуры поверхности Земли, окисление океанов, вылов морской рыбы, вмешательство в экосистему планктона, загрязнение воды азотом, уничтожение тропических лесов, использование все больших площадей для сельского хозяйства и процессы, приводящие к деградации биосферы.

Все это стало проявляться в 1950 году. А началось 15 июля 1945 года, когда США успешно испытали свою атомную бомбу.

«65 лет — это средняя человеческая жизнь. За этот срок человечество продвинулось вперед, но одновременно нанесло планете колоссальный ущерб. Что будет дальше, и представить страшно», — уверен руководитель группы исследователей профессор Уилл Штеффен .

По его словам, именно люди несут ответственность за происходящие на Земле процессы. И только в их силах планету спасти или, напротив, уничтожить. Его коллеги сходятся во мнении, что единственный глобальный успех человечества за минувшие 65 лет — это борьба с озоновыми дырами. И если оно будет действовать сообща, то можно будет справиться и с другими глобальными проблемами из числа имеющихся.

Наконец, исследователи сделали еще один важный вывод. Продолжавшаяся на протяжении 12 тыс. последних лет эра голоцен подошла к концу. Влияние «венца творения» на Землю стало настолько сильным, что пора объявить о начале антропоцена — эпохи четвертичного периода, центральным фактором которого является именно человек.

Ученые считают, что со стабильностью, которая помогала человечеству развиваться на протяжении последних 12 тыс. лет, покончено. Настала эпоха Великого ускорения — антропоцена, — и удержаться на огромной скорости люди смогут, осознав всю ответственность за процессы, происходящие на Земле. Свои выводы ученые представят в ходе Всемирного экономического форума, который пройдет в Давосе с 21 по 24 января. А вот прислушаются ли к ним сильные мира сего — вопрос совершенно иного порядка.

  • Познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экономическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.
  • Познакомить с видами опасности для всего живого в загрязнении атмосферы.
  • образовательные:
  • сформировать представление о роли человека в преобразовании Земли. Показать необходимость охранять Землю.
  • воспитательные:
  • воспитание чувства любви к своей планете, воспитание чувства коллективизма, умение работать в группе, формирование познавательного интереса, формировать умение работать со специальной литературой, интернет-ресурсами.
  • развивающие
  • : развить коммуникативные умения в ходе групповой работы, умений логически мыслить, решать задачи проблемного содержания.

Оборудование: Презентация (Влияние человека на видовое многообразие растений), рисунки.

Ход урока

I. Учащийся читает стих

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши.
Она твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую
Нас много, а она одна.
В. Шефн.

II. Учитель 1. На протяжении своей истории человечество не только познавало природу и открывало новые земли. Все заметнее проявлялись изменения в природе, вызванные деятельностью человека.

(учитель проводит беседу по вопросам, используя презентацию)

Как использовал природу человек на ранних этапах своей истории.

Как развитие земледелия и приручения диких животных повлияло на природу.

К каким последствиям привели географические открытия и заселения, освоения человеком материков, приведите примеры.

Как человек боролся с вредителями, используя знания науки.

Объяснить понятия радиоактивные отходы, и что они вызывают у людей.

Назвать экологические проблемы, которые необходимо решить.

Какие три подарка человек сделал самому себе.

III. Учитель 2.(Проблемные вопросы, учитель оценивает, какая команда быстрее и полнее отвечает)

Подумайте!

1. Ребята вы познакомились с тремя подарками, что человек сделал самому себе. Какие меры борьбы с этими опасными явлениями вы можете предложить?

2. Ежегодно в сельском и лесном хозяйстве России используется до100 тыс. тонн ядохимикатов, установлено, что около половины этого количества смывается в водоемы. Сколько тонн ядохимикатов ежегодно попадает в водоемы нашей страны? Как вы думаете, какое воздействие это оказывает на природные сообщества водоемов? Сказывается ли это на здоровье людей.

3. На заре развития земледелия и скотоводства площадь лесов на Земле составляла 62 млн. км. Сейчас лесами покрыто 36 млн.км. На какой площади уничтожены леса за это время.

IV. Учитель.

1. Учащимся предлагается заполнить таблицу "Положительные и отрицательные последствия промышленности и сельского хозяйства"

1. Развития сельского хозяйства.

2. Развития промышленности.

Обсуждение результатов таблицы.

V. (Групповая работа) Учащиеся представляют проекты - антирекламу по охране природы.

VI. Учитель 1. Молодцы ребята и экологическая выставка, которую вы сделали, не оставят вас равнодушными.

Человек действительно изменил Землю. Он сделал ее во многом опасной для собственного здоровья, для будущего детей, и чтобы не исчезнуть с лица Земли подобно динозаврам, люди должны:

  • сохранить все живое на планете;
  • бороться с уничтожением лесов:
  • остановить наступление пустынь;
  • защитить планету от всех видов загрязнений.
Данный этап развития человеческого общества примерно за 50 тысяч лет до нашей эры. Человек научился пользоваться дарами природы, это выразилось в том, что он освоил сначала собирательство, а затем и охоту. Собирательство означает, что человек способен различать различные травы, ягоды, и иные природные материалы и использовать их без какой-либо первичной обработки, просто собирая их из природной среды. Смысл же охоты заключался в том, чтобы с помощью отлова или убийства пользоваться шкурами, мехами и мясом животных. Антропогенное воздействие было минимальным. Человек все еще был вынужден приспосабливаться к дикой окружающей среде, так как она представляла для него серьезную опасность.

Веха 2. Возникновение земледелия.

Земледелие возникло на территории современной Турции примерно 12000 лет назад. Первой возделываемой культурой стала пшеница. Сегодня земледелие включает в себя огромное множество разнообразных культур, большинство которых было получено путем селекции уже существующих видов . С точки зрения антропогенного воздействия, земледелие оказало колоссальное влияние на Землю. Для его поддержания специально обрабатываются почвы, применяются искусственные и изменяются естественные оросительные системы, вырубаются леса, засыпаются или высушиваются и болота.
Именно в это время человечество начало заниматься животноводством. Еще не осознавая смысла слова «селекция», люди научились выводить и скрещивать наиболее удобные для дальнейшего использования животных (лошадей, коров и т.д.).

Веха 3. Обработка природных материалов.

К моменту появления первых крупных государств на территории юго-восточной Азии, северной Африки и Средиземного моря человек научился выплавлять металлы, обрабатывать камни, древесину и другие материалы, дарованные . Строились дворцы, дома, дороги. Человек начал осознавать свое положение в этом мире, благодаря чему развитие общества претерпело кардинальные изменения.

Веха 4. Средневековье.

Данная эпоха характерна, в первую очередь, не столь бурным техническим развитием, как было в древности, благодаря прогрессу Древней Греции, Рима, Египта, стран Средиземноморья и Ближнего Востока. Человек продолжил осваивать имеющиеся в его распоряжении природные ресурсы. Но сказанное выше не означает, что средние века равнозначны эпохе застоя. Продолжали развиваться страны и государства, сформировывались новые торговые маршруты, человек продолжил освоение ранее недоступных для него уголков Земли.

Веха 5. Новое Время.

Данная эпоха ознаменовалась новым взглядом на окружающую среду и Землю в целом. Теперь человек осознал себя центром этого мира. Это вылилось в то, что Новое Время стало эпохой великих научных достижениях во всех сферах человеческой деятельности. Это качественно и количественно сказалось на человеческом воздействии на Землю. Началась эпоха Великих Географических Открытий, что привело к тому, что человеку стали доступны ранее неизвестные растения, животные, материалы. Началось активное развитие производства различных изделий. С появлением развитого мануфактурного производства можно с уверенностью говорить о зарождении массового потребления. Этого привело к росту потребляемых человеком природных ресурсов.

Новое Время также ассоциируется с активным сопротивление церкви различным новым и еретическим (с их точки зрения) идеям. Именно из-за их действий были преданы инквизиции такие великие ученые, как Дж. Бруно и Галилео Галилей.

Веха 6. Новейшее Время и XX век.

Научно-Техническая Революция, случившаяся благодаря изобретению ткацкого станка нового образца и «мартеновской» металлургической печи во второй половине XIX в., привело к возникновению массового производства. Это подстегнуло развитие капитализма, что не могло не сказаться на процессах глобализации. Землю начали окутывать транспортные сети, на карте мира появились новые города, появлялись и развивались новые типы производств. Планета стала выполнять роль скатерти-самобранки, которая может безгранично удовлетворять человеческие потребности в ресурсах. Такое варварское отношение к планете не могло не сказаться на ее состоянии. Такие явления, как загрязнение окружающей среды, глобальное потепление и изменение уровня мирового океана, не сходят с уст экологов всего мира.

Веха 7. XXI век - время осознания ошибок.

В нашем столетии человечество поняло, что не сможет вечно использовать Землю как источник ресурсов, ведь большинство из них - невозобновляемые. Человеческий взор устремился к альтернативным источникам энергии, восстановлению богатств земных недр. Новейшие технические изобретения в большинстве своем связаны не с интенсивным развитием производств, а оптимизацией созданных ранее процессов обработки материалов. Информационное общество требует себе всё новые и новые способы скоростного обмена различными данными. Сформировавшееся общество взглянуло на Землю не как на источник ресурсов, а как на дом, за которым нужен постоянный уход, внимание и забота.

Инструкция

Влияние человека на природу может быть прямым и опосредованным. Прямое воздействие антропогенных факторов имеет место, например, при распахивании целинных земель, возведении гидротехнических сооружений, при прокладке шоссейных дорог и других коммуникаций. Во многих случаях подобные изменения необратимым образом разрушают привычный ландшафт, преображая природу.

Широко распространено и косвенное воздействие цивилизации на окружающую среду. Примером может служить активное сжигание топлива в процессе производственной деятельности. В этом случае сам человек непосредственно не взаимодействует с биологическими организмами, но продукты сгорания топлива попадают в окружающую среду, приводя к загрязнению атмосферы и негативно воздействуя на растения и животных.

Человек в своей деятельности очень часто изменяет природу , бессознательным образом, не желая этого. Даже обычная прогулка по лесу или загородный пикник на природе могут стать для растений и живых организмов губительными. Люди вытаптывают траву, срывают цветы, наступают на мелких насекомых. Хуже всего, когда на месте пикника или привала туристов остается неубранным мусор, который не только портит внешний вид местности, но и губительно влияет на природу.

Гораздо более масштабное воздействие на природу оказывает целенаправленная деятельность человека. Цивилизация для своего существования нуждается в возделывании обширных участков земли. Возделывая поля для выращивания злаков, люди вносят изменения в природу, которые носят долговременный и часто необратимый характер. Сельскохозяйственная деятельность способна полностью изменить экологию значительных территорий. При этом меняется структура почвы, вытесняются некоторые виды растений и животных.

В наибольшей степени воздействие человека на природу ощущается там, где велика плотность населения, например, в больших городах и их окрестностях. Людям ежедневно приходится решать вопросы, связанные с обеспечением энергией и продовольствием, утилизацией и продуктов жизнедеятельности. И чаще всего подобные проблемы решаются за счет природы и в ущерб ей. Примером могут служить колоссальные по размерам свалки бытовых отходов, которые устраивают на окраинах мегаполисов.

Воздействие человека на природу может быть и положительным. Например, для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных в отдельных государствах организуются природоохранные территории, заповедники, заказники и национальные парки. Хозяйственная деятельность здесь, как правило, запрещена, а вот эффективные профилактические мероприятия по сохранению природного разнообразия проводятся довольно широко.

Реферат К Как человек изменил Землю Н На протяжении своей истории человечество не только познавало природу и открывало новые земли. Люди использовали природные богатства. И по мере того как людей становилось больше, а развитие науки и техники давало им новые возможности, все заметнее проявлялись изменения в природе, вызванные деятельностью человека.


Древние времена Уже древние люди, охотившиеся на крупных животных, погубили многих из них. Считается, что в вымирании мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей немалую роль сыграл человек. Люди преследовали их, подкарауливали в засадах или устраивали ямы – ловушки. Животных поражали камнями, палками, копьями, стрелами, каменными топорами, деревянными дубинами… В те далёкие годы живой мир планеты понёс первые большие потери от рук человека.


Две тысячи лет назад Со временем люди стали заниматься скотоводством и земледелием. Они одомашнили некоторых животных и постепенно вывели от диких предков множество новых пород. То же проделали и с растениями; в результате возникли такие их сорта, которых никогда не было в природе. Со временем люди стали заниматься скотоводством и земледелием. Они одомашнили некоторых животных и постепенно вывели от диких предков множество новых пород. То же проделали и с растениями; в результате возникли такие их сорта, которых никогда не было в природе.


Не так давно Развитие сельского хозяйства потребовало от дикой природы новых жертв. Чтобы создать поля, огороды и сады, люди, не задумываясь о последствиях, вырубали леса, распахивали степи, осушали болота, Увеличивая стада домашних животных, люди не замечали, как от вытаптывания и выедания скудеют пастбища и кое – где угрожающе разрастаются пустыни… Развитие сельского хозяйства потребовало от дикой природы новых жертв. Чтобы создать поля, огороды и сады, люди, не задумываясь о последствиях, вырубали леса, распахивали степи, осушали болота, Увеличивая стада домашних животных, люди не замечали, как от вытаптывания и выедания скудеют пастбища и кое – где угрожающе разрастаются пустыни…


Экологические последствия развития человечества Географическое открытия проложили дорогу в новые земли. Люди засеяли и осваивали многочисленные острова и целевые материки. Планета казалась огромной, а её богатства безграничными. Не было и речи о том, чтобы бережно к ним относиться. Это привело к печальным экологическим последствиям: облик многих районов Земли, особенно островов, изменился до неузнаваемости, На них почти исчезли леса, перестали существовать уникальные виды растений и животных. Географическое открытия проложили дорогу в новые земли. Люди засеяли и осваивали многочисленные острова и целевые материки. Планета казалась огромной, а её богатства безграничными. Не было и речи о том, чтобы бережно к ним относиться. Это привело к печальным экологическим последствиям: облик многих районов Земли, особенно островов, изменился до неузнаваемости, На них почти исчезли леса, перестали существовать уникальные виды растений и животных.


Одни виды растений и животных исчезли, зато другие приспосабливались к жизни на полях и в садах, в домах и амбарах. Такие растения человек назвал «сорняками», а животных «вредителями». Один из примеров – колорадский жук. Ещё в начале прошлого века о нем никто даже и не слышал. Но когда люди стали выращивать картофель и повсюду раскинулись поля с этим растением, колорадские жуки заселили эти поля и распространились по многим странам мира, принося картофелеводам громадные убытки. Одни виды растений и животных исчезли, зато другие приспосабливались к жизни на полях и в садах, в домах и амбарах. Такие растения человек назвал «сорняками», а животных «вредителями». Один из примеров – колорадский жук. Ещё в начале прошлого века о нем никто даже и не слышал. Но когда люди стали выращивать картофель и повсюду раскинулись поля с этим растением, колорадские жуки заселили эти поля и распространились по многим странам мира, принося картофелеводам громадные убытки.


Человек упорно искал эффективное средство борьбы с сорняками и вредителями. Развитие науки химии дало ему в руки такое средство – ядохимикаты. Люди начали широко их применять, но затем обнаружили, что эти вещества губят всё живое, да к тому же чрезвычайно опасны и для самого человека. Между тем в химических лабораториях «рождались» не только ядохимикаты, но и огромное количество других веществ, которых никогда не было в природе. Эти вещества и изделия из них (стиральные порошки, лаки и краски, лекарства, пластиковые пакеты и бутылки и многое другое), попадая в окружающую среду, загрязняют её. Оказываясь в почве, они не разрушаются микроорганизмами. Человек упорно искал эффективное средство борьбы с сорняками и вредителями. Развитие науки химии дало ему в руки такое средство – ядохимикаты. Люди начали широко их применять, но затем обнаружили, что эти вещества губят всё живое, да к тому же чрезвычайно опасны и для самого человека. Между тем в химических лабораториях «рождались» не только ядохимикаты, но и огромное количество других веществ, которых никогда не было в природе. Эти вещества и изделия из них (стиральные порошки, лаки и краски, лекарства, пластиковые пакеты и бутылки и многое другое), попадая в окружающую среду, загрязняют её. Оказываясь в почве, они не разрушаются микроорганизмами.


Развитие промышленности привело также к загрязнению воздуха, воды, почвы отходами производства. Особенно опасны радиоактивные отходы. Название «радиоактивные» образовано от латинских слов « радиаре» - излучать, испускать лучи и «активус» - деятельный. Это вещества, которые испускают особые, очень вредные для всего живого лучи. Их нельзя увидеть и почувствовать, но они вызывают у людей разные, в том числе самые страшные, смертельные болезни. У человека подвергшегося облучению, дети тоже могут родится больными. Причём многие радиоактивные вещества « живут» в окружающей среде очень долго: одни- несколько лет, другие – тысячи лет! Радиоактивные отходы образуются при производстве атомного, или ядерного, оружия, а также при работе атомных электростанций. В 1986 г. на одной из таких станций – Чернобыльской (Украина) – произошел взрыв. Развитие промышленности привело также к загрязнению воздуха, воды, почвы отходами производства. Особенно опасны радиоактивные отходы. Название «радиоактивные» образовано от латинских слов « радиаре» - излучать, испускать лучи и «активус» - деятельный. Это вещества, которые испускают особые, очень вредные для всего живого лучи. Их нельзя увидеть и почувствовать, но они вызывают у людей разные, в том числе самые страшные, смертельные болезни. У человека подвергшегося облучению, дети тоже могут родится больными. Причём многие радиоактивные вещества « живут» в окружающей среде очень долго: одни- несколько лет, другие – тысячи лет! Радиоактивные отходы образуются при производстве атомного, или ядерного, оружия, а также при работе атомных электростанций. В 1986 г. на одной из таких станций – Чернобыльской (Украина) – произошел взрыв.


При этом в воздух было выброшено очень много радиоактивных веществ. Ветер разнес их на огромные расстояния. Эти вещества попали в почву в водоёмы. В результате Чернобыльской аварии большие территории подверглись радиоактивному загрязнению. Тысячам людей из особо загрязненных районов пришлось переселится в другие места. Многие заболели, умерли… При этом в воздух было выброшено очень много радиоактивных веществ. Ветер разнес их на огромные расстояния. Эти вещества попали в почву в водоёмы. В результате Чернобыльской аварии большие территории подверглись радиоактивному загрязнению. Тысячам людей из особо загрязненных районов пришлось переселится в другие места. Многие заболели, умерли… Человек действительно изменил Землю. Он сделал её во многом опасной для собственного здоровья, для будущего детей. И чтобы не исчезнуть с лица Земли подобно динозаврам, люди должны: Человек действительно изменил Землю. Он сделал её во многом опасной для собственного здоровья, для будущего детей. И чтобы не исчезнуть с лица Земли подобно динозаврам, люди должны:


Сохранить всё живое на планете; - сохранить всё живое на планете; - бороться с уничтожением лесов; - бороться с уничтожением лесов; - остановить наступление пустынь; - остановить наступление пустынь; - защитить планету от всех видов загрязнений. - защитить планету от всех видов загрязнений. Это важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству. Это важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству.