Современные тенденции воспитания. Перспективы развития дошкольного образования в россии Основные направления развития системы дошкольного образования

Создание системы дошкольного воспитания в России. Понятие «система образования» в Федеральном Законе РФ № 273 «Об образовании». Компоненты системы дошкольного образования в соответствии с нормативно-правовыми документами.

Определение государственной стратегии в области развития системы дошкольного образования (анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих развитие ДОУ: Национальная доктрина РФ, «Федеральная целевая программа развития образования до 2020 года», Дорожная карта развития системы дошкольного образования в РФ до 2020 года, «Наша новая школа» и т.д.). Основные направления развития системы дошкольного образования в РФ: доступность и качество дошкольного образования; развитие педагогических кадров и повышение социального статуса педагогической деятельности; государственно-общественный характер управления образованием; повышение экономической эффективности дошкольного образования.

Создание системы дошкольного воспитания в России. Понятие «система образования» в Федеральном Законе РФ № 273 «Об образовании».

Представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности общества и семьи;

Решает задачи охраны и укрепления здоровья детей;

Реализует спектр образовательных программ (основных и дополнительных) в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОУ и потребностями потребителей (вариативные виды дошкольных образовательных учреждений составляют около 35 % от всего количества детских садов);

Предоставляет разнообразный спектр образовательных, оздоровительных и медицинских услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка;

Создает психолого-педагогические условия пребывания ребенка в ДОУ;

Взаимодействует с семьёй по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;

Встраивается в систему непрерывного образования (несмотря на свою необязательность);

Развивается в условиях социального партнерства.

Учитывает региональные особенности развития образования.

Преимущественные черты системы дошкольного образования на современном этапе

Целостный характер педагогического процесса, его развивающий и воспитывающий характер, «допредметное» содержание образования.

В условиях дошкольного образования обеспечивается целостность медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка, что необходимо в связи с возрастными особенностями дошкольника, гибкостью, подвижностью и сензетивностью в развитии соматики, физиологии, психики.

Наличие в учреждениях дошкольного образования эмоционально-комфортной, развивающей ребенка образовательной среды. Вариативность образовательного пространства обеспечивает детям возможность выбора и проявления самостоятельности в соответствии с интересами и склонностями. Организация полифункциональных видов детской деятельности инициирует создание детских объединений, в которых каждый ребенок выполняет понравившуюся функцию и одновременно сотрудничает с другими детьми. В таком образовательном пространстве ведущие в дошкольном возрасте процессы социализации и индивидуализации гармонично дополняют друг друга.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее - доктрина) - основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.

Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:

Создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

Укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества;

Кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;

Утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

Доктрина отражает интересы граждан многонационального российского государства и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.

Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.

Доктрина отражает новые условия функционирования образования, ответственность социальных партнеров - государства, общества, семей, работодателей - в вопросах качества общего и профессионального образования, воспитания подрастающего поколения.

Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования.

Принятие нормативных актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, не допускается.

Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя вместе с общественностью ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России.

Ожидаемые результаты реализации доктрины

Качество образования

Государственная политика в области образования обеспечивает:

Создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях;

Индивидуализацию образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;

Конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.

Доступность образования

Всем гражданам Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения обеспечивается:

Общедоступное и бесплатное дошкольное образование;

Обязательное и бесплатное основное общее образование;

Общедоступное и бесплатное среднее (полное) общее образование, включая возможность выбора основных профилей обучения;

Общедоступное и бесплатное начальное профессиональное образование;

Бесплатное высшее и среднее профессиональное образование на конкурсной основе;

Бесплатное послевузовское образование на конкурсной основе в аспирантуре, докторантуре;

Дополнительное образование, для детей - на основе адресной финансовой поддержки детей из малообеспеченных семей;

Общедоступное и бесплатное специальное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оплата труда педагогических работников

Заработная плата работников образования будет расти опережающим темпом, по срав-нению со средней в промышленности, за счет увеличения доли расходов на образование в государственном бюджете, расширения самостоятельности организаций отрасли и стимулирования эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств.

Это позволит достичь уровня заработной платы, обеспечивающего устойчивую конкурентоспособность образования на рынке труда и поэтапно приблизить оплату труда:

Учителей и других педагогических работников к средней заработной плате работников промышленности в Российской Федерации;

Иных работников образовательных учреждений к средней заработной плате аналогичных категорий работников промышленности в Российской Федерации.

Уже на первом этапе оплата труда педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего профессионального образования будет приближена к удвоенному размеру средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение

Работникам образования на основе повышения оплаты труда и создания отраслевой пенсионной системы будет обеспечен достойный уровень пенсионного обеспечения.

Уже на первом этапе начнется создание отраслевой профессиональной пенсионной системы для работников образования. За счет этой системы и средств образовательных организаций будут обеспечены, в частности, повышенные пенсии по возрасту для профессорско-преподавательского состава, научных работников и других категорий педагогических работников.

При этом педагогическим работникам, имеющим педагогический стаж свыше 25 лет, взамен пенсии за выслугу лет будет предоставлено право на получение надбавки за стаж работы при продолжении ими педагогической деятельности.

Социальное обеспечение обучающихся, вопитанников, студентов и аспирантов

Детям и молодежи, обучающимся в образовательных учреждениях, гарантируется:

Защита жизни, сохранность здоровья, физическое воспитание дошкольников, учащихся, студентов и аспирантов;

Адресное предоставление академических и социальных стипендий, а также законодательно устанавливаемых пособий учащимся и студентам из малообеспеченных семей и другим определенным категориям учащихся;

Содействие трудоустройству и занятости студентов, аспирантов, выпускников образовательных учреждений.

Финансирование системы образования

Государственная политика в области финансирования образования обязана обеспечить на первом этапе опережающий рост расходов на систему образования в общем объеме государственных расходов и существенное повышение их эффективности, создание условий для привлечения в сферу образования средств из внебюджетных источников.

Для реализации целей и задач, определяемых доктриной, обеспечивается достижение следующего уровня финансирования системы образования.

На первом этапе (до 2004 года) - темпы роста бюджетных средств будут опережающими по отношению к темпам роста общего объема расходной части бюджета.

Начиная с 2001 года будут предусматриваться целевые средства на развитие образования, в том числе на информатизацию образовательных учреждений.

Будут расширены возможности привлечения в сферу образования средств из бюджетов семей и других внебюджетных источников.

На втором этапе (до 2010 года) - следует обеспечить темпы роста объемов бюджетного финансирования образования в соответствии с темпами роста ВВП. Дополнительный объем финансовых средств будет поступать из семейных бюджетов и средств предприятий.

На третьем этапе (до 2025 года) - при сохранении темпов роста бюджетного финансирования произойдет дальнейшее увеличение поступления в систему образования финансовых средств из различных внебюджетных источников.

В соответствующих бюджетах на очередной финансовый год, а также за счет иных источников, устанавливаемых законодательством, должны предусматриваться средства в объемах, необходимых для реализации положений действующего законодательства об образовании в Российской Федерации.

Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции, признанные достижения: в XX веке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру.

В последнее десятилетие многие завоевания отечественного образования оказались утраченными, поэтому доктрина призвана способствовать изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества.

Опережающее развитие образования на основе настоящей доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России.

Определение государственной стратегии в области развития системы дошкольного образования

Реформирование системы дошкольного воспитания, начатое с конца 80-х годов и продолжающееся до сегодняшнего дня, направлено на решение новых целей и задач обновляемого общества, вставшего на путь демократизации всех сфер жизни.

Нынешний этап общественного развития, наступивший во второй половине ХХ века, характеризуется серьезными, динамичными изменениями в различных социально-экономических сферах. Возрос интерес к человеку как фактору экономического прогресса. Прогресс науки, техники, культурная и информационная революции превращают образование в необходимый атрибут повседневной жизни. Подлинный переворот в технике, технологии меняет характер и содержание многих видов труда. В результате этого от человека требуются уже не столько физические затраты, сколько интеллектуальные усилия, самостоятельность и ответственность в принятии решений. В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения, в том числе для национальных меньшинств, женщин, инвалидов, работающей молодежи и др.

В трудах многих зарубежных и отечественных мыслителей прослеживается важная идея необходимости уважительного отношения к маленькому человеку – ребенку, необходимость защиты его прав на свободу и развитие. В связи этим выдвигаются и обосновываются гуманистические принципы воспитания и образования. Гуманизм – совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил. Передовые мыслители на первое место всегда выдвигали и выдвигают права человека на его свободу, и в связи с этим высшей ценностью объявляется человек с его взглядами, индивидуальными особенностями.



На современном этапе развития человечества люди пришли к выводу, что необходимы международные документы, в которых должны быть закреплены основные права и свободы человека. В 1948 г. международное сообщество разработало и приняло в ООН документ «Всеобщая декларация прав человека». В 1950 г. Совет Европы на основе Всеобщей декларации прав человека принимает Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

Уже во Всеобщей декларации прав человека отмечалось что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь». В 1950 г. международное сообщество принимает Декларацию прав ребенка, а в 1989 г. Генеральная ассамблея Организации Объединенных Наций – Конвенцию о правах ребенка.

Конвенция (от лат.conventio) – договор, соглашение. В связи с тем, что наша страна подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, все последующие законодательные акты должны быть согласованы со статьями данного международного документа.

В преамбуле (вводной части к законодательному акту (Конвенции)) подчеркивается, что дети имеют право на особую заботу и помощь, признается, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Конвенция о правах ребенка состоит из трех частей и 54 статей. Первая часть включает в себя 41 статью. В статье 1 этого раздела четко указывается, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Все статьи этого раздела направлены на определение прав ребенка, защиту его безопасности, здоровья и обеспечение его интересов. Особое внимание в статьях 6, 7, 8 уделяется правам ребенка на жизнь, здоровое развитие, на имя и приобретение гражданства, подчеркивается право знать своих родителей, сохранять свою индивидуальность.

В статьях 9 и 10 особое внимание уделяется проблеме прав ребенка и родителей. В документе записано, что государства-участники обеспечивают родителям право не разлучаться со своим ребенком, если это делается вопреки желанию ребенка. Если же компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что такое разлучение необходимо в интересах ребенка, указывается право ребенка на воссоединение с семьей.

Впервые в международном документе декларируются права ребенка на выражение своих взглядов по всем затрагивающим его вопросам (статьи 12 – 17). В статье 16 записано, что ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную, семейную жизнь. В статье 17 важное место отводится средствам массовой информации в обеспечении ребенка сведениями в области культуры и социальной защиты.

В статье 19 подчеркивается, что государства-участники принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления со стороны родителей, законных опекунов или любых других лиц, заботящихся о ребенке.

В статьях 20–25 излагаются права детей и обязанности государства, связанные с системой усыновления, получения статуса беженца, а также всей необходимой медицинской помощи. Статья 24 Конвенции посвящена тем мерам, которые государства-участники должны применять для снижения уровня детской смертности; борьбе с болезнями и недоеданиями; предоставлению матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды; развития просветительской работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования семьи.

Важное место в статье 27 отводится правам ребенка на такой уровень жизни, который обеспечивал бы его физическое, умственное, духовное, нравственное и социальное развитие. Указывается, что родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.

В статье 28 Конвенции о правах ребенка признается его право на образование, на то, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, не травмирующих человеческое достоинство ребенка.

Статья 29 гласит о целях образования: образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей в их самом полном объеме; на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими и религиозными группами; на воспитание чувства уважения к окружающей природе. В дополнение к этому в статье 31 подчеркивается право ребенка на досуг, игры и развлекательные мероприятия, соответствующие его возрасту.

Ряд статей (32–36) рассматривает защиту детей от любой экономической, сексуальной эксплуатации; от незаконного приобщения их к употреблению наркотических и психотропных веществ; от похищения, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме.

В Конвенции имеются положения (ст. 37–41), в которых подчеркивается, что государства-участники обеспечивают права ребенка в случае нарушения им законов. При этом дается перечень определенных прав для лиц, совершивших противоправные действия, еще не достигнув 18 лет.

Особое внимание следует обратить на статью 41, имеющую важное значение для работников системы образования, особенно образовательных учреждений разного звена. Здесь изложены права ребенка в случае нарушения им уголовного законодательства: презумпция невиновности, пока вина не будет доказана согласно закону; безотлагательное принятие решения по рассматриваемому вопросу компетентным, независимым и беспристрастным органом; свобода от принуждения к даче свидетельских показаний или признанию вины; полное уважение к личности ребенка, его личной жизни на всех этапах разбирательства; в случае необходимос­ти предоставление бесплатной помощи переводчика.

Ко второй части Конвенции относятся статьи 42–45. В них определяются действенные средства для широкого информирования о принципах и основных положениях как взрослых, так и детей. Кроме того, предлагаются пути контроля за выполнением всех положений Конвенции государствами, которые подписали и ратифицировали этот документ. Учреждается Международный комитет по правам ребенка, члены которого избираются государствами-участниками из числа своих граждан, обладающих высокими нравственными качествами и компетенцией в области, охватываемой Конвенцией.

В третьей части отмечается, что Конвенции открыта для подписания всем государствам. Статьи 46–54 раскрывают процедурно-правовые вопросы, дающие государствам право вносить определенные изменения в статьи, подчеркивается, что поправки вступают в силу по утверждению документа Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций.

Конвенция о правах ребенка основана на общечеловеческих ценностях, самой главной из которых является человек и его ребенок. В ней отражены социально-нравственные, правовые нормы международного значения, признанные всеми народами мира. В основу Конвенции о правах ребенка положены достижения педагогической мировой науки о признании ребенка полноценной, полноправной личностью.

Впервые такой документ международного значения провозгласил приоритет интересов детей, его свободы. Свобода нужна ребенку для интеллектуального, морального, психического и физического развития.

Конвенция о правах ребенка впервые поставила государства перед необходимостью учитывать права ребенка при создании и принятии нормативных документов, касающихся обучения и воспитания, жизни в семье и отношений в обществе. Государства-участники должны, основываясь на ее содержании, создавать нравственно-правовое и образовательное пространство для полноценного развития каждого ребенка с учетом его возрастных возможностей.

Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. Реформы образования, став частью социальной политики современных государств, направлены на:

– обновление всех звеньев своей системы от дошкольных учреждений до университетов;

– совершенствование содержания, методов и средств учебно-воспитательной работы;

– улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации образования – усиления внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами.Это нашло отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Законе РФ «Об образовании» (1992), в котором утверждается гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободы развития личности, защиту национальных культур, культурных традиций народов России, общедоступность и др.

В Законе Российской Федерации об образовании (ст. 12) говорится о том, что деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами.

В соответствии с этим в 1995 г. было подготовлено и утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Оно регулирует деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

В разделе I «Общие положения» определены основные задачи дошкольного образовательного учреждения:

– охрана жизни и здоровья детей;

– обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

– осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

– взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В соответствии с Типовым положением все дошкольные учреждения делятся на определенные виды в зависимости от специфики их деятельности:

– детский сад общеразвивающего типа;

– детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

– детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

– детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

– детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании;

– центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Таким образом, Типовое положение закрепило все виды детских образовательных учреждений, которые складывались в истории развития дошкольного воспитания.

В разделе II «Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения» разъясняются порядок создания, регистрации дошкольных образовательных учреждений, выдачи им лицензии (разрешения).

В соответствии с Законом Российской Федерации об образовании каждое дошкольное учреждение создает свой устав – это документ, в котором четко устанавливаются цели и задачи учреждения, основные направления работы, вариативность используемых образовательных программ. В уставе определяются права дошкольных работников, отношения с родителями воспитанников, а также дополнительные платные образовательные услуги. Режим работы дошкольного образовательного учреждения устанавливается договором между детским садом и учредителем и фиксируется в уставе дошкольного образовательного учреждения.

В соответствии со своими уставными целями и задачами образовательное учреждение может оказывать дополнительные услуги сверх основных образовательных программ с учетом потребностей семьи на основе договора с родителями.

В разделе III «Комплектование дошкольного образовательного учреждения» предлагается порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети от 2-х месяцев до 7 лет на основании медицинского заключения. Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные учреждения любой направленности при наличии условий для коррекционной работы на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации.

Раздел IV «Участники образовательного процесса» указывает, что таковыми являются воспитанники, родители (лица, их заменяющие), педагогические работники. Взаимоотношения между детским садом и родителями регулируются родительским договором, в котором отражаются взаимные права, обязанности и ответственность сторон. В этом же разделе подчеркивается, что отношения воспитанника и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и представления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, подтвержденную документами об образовании.

Права, социальные гарантии и льготы работников дошкольных образовательных учреждений определяются законодательством Российской Федерации, уставом детского сада, трудовым договором (контрактом).

Работники дошкольного образовательного учреждения имеют право на:

– участие в управлении дошкольным образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом учреждения;

– защиту профессиональной чести и достоинства.

Все работники дошкольных образовательных учреждений проходят аттестацию. Молодые специалисты (выпускники учебных заведений) аттестацию проходят через три года работы.

В разделе V «Управление дошкольным образовательным учреждением» указано, что общее руководство осуществляет совет педагогов, а порядок его избрания, компетенции определяются уставом дошкольного образовательного учреждения. Непосредственное руководство деятельностью дошкольного учреждения осуществляет заведующий.

В заключительном VI разделе «Имущество и средства учреждения» раскрываются положения об имуществе и средствах дошкольного учреждения, приводятся нормативы наполняемости групп в зависимости от категории и возраста детей.

Типовое положение закрепляет права, регламентирует виды дошкольных учреждений, особую значимость придает уставу дошкольного учреждения. В этом документе обращается внимание на то, что отношения педагогических коллективов должны строиться на основе уважения их прав, учета их индивидуальности.

Для современной системы дошкольного общественного воспитания актуальны задачи реабилитации детей, коррекции их здоровья. Создаются специализированные учреждения, группы для детей с различными нарушениями здоровья: с нарушениями слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с туберкулезной интоксикацией и т.п. Проявлением гуманного отношения к детям-инвалидам стало создание в дошкольных учреждениях групп, образовательная работа в которых поможет интеграции этих детей в общество.

В последние годы получили широкое распространение учебно-воспитательные комплексы «Детский сад – начальная школа» (УВК), в которых дети воспитываются и обучаются до 10–11 лет. Такому образовательному учреждению присущи преемственность, непрерывность дошкольного и начального школьного образования.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, воспитываются в домах ребенка (до 3 лет), а затем – в детских домах, интернатах. Количество детей, нуждающихся в таких учреждениях, стремительно растет: по данным Министерства образования РФ, в 1997 г. их было 800 тыс. Имеющиеся детские дома переполнены; изыскиваются новые формы воспитания сирот фактических и социальных (при живых родителях, лишенных прав или возможности растить своих детей). Открываются приюты, организуется «шефство» взрослых над детьми, когда сирот берут в семьи на каникулы, на выходные дни. Создается институт патронажных семей: люди берут детей в свою семью, оформляются воспитателями детского дома и получают деньги на содержание ребенка и за свой труд родителей-воспитателей. Педагоги детского дома помогают родителям-воспитателям, делят с ними ответственность за жизнь, здоровье, воспитание сирот. Поиск новых форм организации воспитания детей-сирот идет в направлении отказа от казенных учреждений, приближения общественного воспитания к условиям семейного.

Программа развития дошкольного образовательного учреждения

Современные тенденции развития дошкольного образования

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), что выражается в переходе учреждений в режим развития.

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет определить ряд базовых тенденций в развитии системы:

    гуманизация - определяет примат личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоническое становление личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития в процессе раскрытия сущностных сил. Гуманизация образования - это процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений между ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом нового педагогического мышления, сфокусированного вокруг идеи развития личности . Ведущим направлением гуманизации образования считается «самоопределение личности в культуре» , ее приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным человеческим содержанием гуманизации - усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

    демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а также широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием;

    диверсификация определяется как необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Проекция выделенных оснований на учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении по-новому представляет все его подсистемы.
В связи с этим появляется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:

Принцип человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);
- принцип целостности педагогического процесса и комплексности целей;
- принцип активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.

Модернизация управления дошкольным образовательным учреждением связывается с многообразием видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов, мотивационного программно-целевого управления, соуправления, рефлексивного управления и самоуправления. Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы :

Демократизации и гуманизации;
- системности и целостности управления;
- централизации/децентрализации;
- взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);
- единоначалия и коллегиальности;
- объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности, такие, как:

    совмещение инновационных программ с существующими в ДОУ;

    раскол педагогического сообщества и сосуществование представителей различных педагогических концепций;

    несоответствие новых типов дошкольных образовательных учреждений ожиданиям, требованиям родителей;

    потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;

    потребность в новых педагогических кадрах;

    приспособление новшеств к новым условиям;

    проблема изменения, оптимизации, замены новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;

    проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

На основе анализа существующих концепций развития дошкольного образования к ведущим направлениям инноваций в ДОУ можно отнести утверждение гуманных субъект-субъектных отношений, развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей; индивидуальное творческое развитие личности ребенка; развитие связи практиков и исследователей в области инноватики .

Изменение парадигмальных установок современного образования позволяет рассматривать развитие ребенка как процесс его саморазвития, где образование выступает формой психического развития дошкольника, а нормативы развития трансформируются в понимание развития как нормы (В.Т. Кудрявцев, 1999).

Соответственно, основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. Насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, связность взрослого и ребенка в образовательном процессе, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и присвоении культуры.

Часть I. Дошкольное образовательное учреждение как открытая развивающая система

1.1. Структурно-функциональная модель деятельности дошкольного образовательного учреждения как открытой и развивающей системы

Дошкольное образовательное учреждение как система - сложное социопсихопедагогическое образование, состоящее из совокупности: а) системообразующих факторов, б) структурных и в) функциональных компонентов, г) условий функционирования.

а) системообразующие факторы представлены миссией, концепцией и программой развития, парциальными программами, фиксирующими совокупность ведущих идей, цель и результат деятельности ДОУ;

б) структурные компоненты обозначены управляющей и управляемой системами, их составом (воспитатели, родители, дети), а также технологиями деятельности субъектов всех уровней управления по поводу реализации программного содержания в ДОУ;

в) функциональные компоненты определяются назначением управленческих функций в деятельности ДОУ (аналитико-диагностической, мотивационно-стимулирующей, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-оценочной, регулятивно-коррекционной) по формированию взаимосвязанной деятельности в системе «педагог - ребенок - родители» и соответствующих подсистемах;

г) условия функционирования ДОУ определяются существующими пространствами его деятельности - медико-валеологической, социальной, психологической и педагогической средами, временными рамками и психофизиологическими особенностями и возможностями участников учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования

Открытость ДОУ как системы определяется на базе тех пространств развития, которые существуют в учреждении, а также динамики их изменений.

Характеристиками открытости ДОУ могут выступать степень неравновесности его состояния (относительно стабильное, но не абсолютно изменчивое), механизм саморегуляции и характер реакции на изменения окружающей среды (приспособление или сверхадаптивная активность), тип и степень регламентированности системы управления (традиционное или инновационное, преобладание вертикальных или горизонтальных связей) и др.

Основным результатом функционирования открытой системы будет успешное взаимодействие с социумом, осваивая который дошкольное образовательное учреждение само становится мощным средством социализации личности. Всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка может быть обеспечено комплексным воздействием на все стороны его активности. Комплексное воздействие основано на совокупности взаимосвязанных пространств развития субъектов воспитания внутри дошкольного учреждения.

Выделенные пространства являются необходимыми и на сегодняшний день достаточными для большинства ДОУ в целях обеспечения требуемого уровня воспроизводства результатов инновационной деятельности учреждения.

Моделирование и проектирование процесса развития дошкольного образовательного учреждения

Для полноценного развития образовательного учреждения необходимо построить проект его деятельности на обозримую перспективу, учитывающий модель дошкольного образовательного учреждения и механизм поэтапного преобразования ее составляющих.

При этом моделью в нашем понимании будет выступать система пространств ДОУ, фиксирующих развитие субъектов образовательного процесса во взаимодействии, а также показатели их взаимосвязанной деятельности.

Представленная в схеме модель пространства развития дошкольного образовательного учреждения выполняет критериально-диагностическую, планово-прогностическую и развивающе-формирующую функции, позволяющие оптимально управлять деятельностью учреждения.

Пространство развития дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) состоит из трех взаимосвязанных пространств развития его субъектов: воспитателей, родителей, детей. Основной структурной единицей в процессе развития ДОУ выступает взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса в системе «педагог - ребенок - родитель». Посредством описания специфики функционирования данной системы мы приходим к пониманию направленности и назначения выделенных пространств развития всех субъектов: родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности, воспитатели являются непосредственными реализаторами образовательных услуг на уровне государства, дети выступают как потребители оказываемых ДОУ образовательных услуг по обучению, воспитанию, развитию личности.

Пространство развития дошкольного образовательного учреждения

Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация. Выделенные этапы, с одной стороны, фиксируют непрерывность и количественную трансформацию изменений, с другой стороны, определяют уровни, характеризующие качественные изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения.

На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности.

Этап интеграции связан с обеспечением развития и саморазвития средствами взаимодействия в системе «педагог - ребенок - родитель» в форме сотворческой продуктивной деятельности и общения. Итогом этого этапа является перевод педагогов, родителей, детей с позиции субъекта в личностный контекст жизнеосуществления.

Этап индивидуализации связан с анализом степени обособленности личности педагога, родителя, ребенка в соответствующем интегрированном сообществе и определением потенциала развития в процессе максимального раскрытия индивидуальной сущности субъектов.

Логика развертывания социально-психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития субъектов в ДОУ

Интегрирование вышеперечисленных пространств позволяет разработать механизм комплексного медико-социально-психолого-педагогического сопровождения индивидуального пути развития каждого субъекта в логике:

а) структурной организации социального заказа в области дошкольного образования. Если выделить аспекты социального заказа, формируемые на разных уровнях общественного развития и развития образовательной системы, мы получим федеральный, национально-региональный и внутриинституционный (ДОУ) компоненты, одновременно представляющие структурные элементы Госстандарта в области дошкольного образования;

б) смены этапов и уровней развертывания сущностных сил субъекта. Представление социального развития как смены определенных этапов социализации субъекта позволяет зафиксировать логику и направленность развития всех субъектов учебно-воспитательного процесса в ДОУ (адаптация, интеграция, индивидуализация);

в) смены ведущих видов управления в ДОУ. Выделенные виды управления развиваются по линии «от простого к сложному» - от преобладания преимущественно внешних воздействий к внутренним, от ориентации на коллективное предписание к примату самопрограммирования и управления собственным развитием (традиционное управление, мотивационное программно-целевое управление, соуправление, рефлексивное управление, самоуправление);

г) смены ведущих форм взаимосвязанной деятельности субъектов процесса развития ДОУ. Зафиксированная в таких понятиях, как «воздействие», «взаимодействие», «самовоздействие», траектория развития детей, родителей, педагогов в совместной деятельности предстает основным механизмом смены предложенных выше форм и видов управления .

1.2. Режимы жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения

Существует два основных режима деятельности дошкольного образовательного учреждения. Ниже приводятся основные характеристики каждого типа и их отличительные особенности.

Деятельность ДОУ в режиме развития - целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития.

Деятельность ДОУ в режиме функционирования - процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабильное поддержание какого-либо определенного состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.

Предлагаемая ниже таблица позволяет определить характер жизнедеятельности конкретного учреждения с опорой на основные показатели режимов развития и функционирования.

Основные характеристики режимов жизнедеятельности ДОУ


Признаки деятельности ДОУ в режиме развития:

    актуальность (значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку практических мер решения серьезной проблемы;

    включенность в поисковую деятельность большинства педагогов, инновационный потенциал и климат коллектива, а также баланс интересов всех участников инновационной деятельности;

    характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность;

    показатели инновационного развития: устойчивость, воспроизводимость;

    качественная трансформация системы управления, всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ДОУ.

Условия развития ДОУ и источники идей развития:

    четкая формулировка цели на основе всестороннего проблемного анализа;

    наличие концепции развития;

    наличие кадрового обеспечения, материально-технической базы, научно-методического сопровождения, ресурсов для предстоящей работы;

    благоприятный социально-психологический климат в коллективе, готовность педагогов к реализации программы развития, удовлетворенность субъектов текущими результатами работы, сбалансированность интересов всех участников инновационного процесса;

    предоставление свободы выбора в решении поставленных задач;

    выбор педагогически целесообразных, оптимальных технологий инновационной деятельности;

    использование образовательного потенциала социума;

    расширение внешних связей, открытость ДОУ;

    организация целесообразного управления, оптимальное сочетание видов управления;

    изучение и использование позитивного опыта других ДОУ, создание банка инноваций.

Логика перевода ДОУ в режим развития связывается с реализацией основных функций управления анализа, планирования, организации, контроля и регулирования процесса трансформации .
Развернутый анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения по выделенным показателям позволяет представить совокупность взаимосвязанных критериев оценки актуального и потенциального уровня его развития. В их основе лежит понимание того, что выделенные этапы и уровни развития учреждения в целом и его отдельных пространств детерминированы единой логикой развития субъектов.

Система взаимосвязанных критериев оценки актуального и потенциального уровня развития дошкольного образовательного учреждения

Следует обратить внимание на возможность фиксации актуального и потенциального развития учреждения с опорой на предложенные критерии. Логика определения выделенных уровней развития укладывается в схему описания фактического и идеального состояния ДОУ, а также системы шагов по переводу учреждения в желаемое состояние путем определения достижимого уровня развития ДОУ на имеющейся базе, с привлечением внешних ресурсов модернизации.

Использование подобного алгоритма позволяет выявлять проблемные поля в функционировании и развитии дошкольного образовательного учреждения, планировать систему действий и организовывать работу по преодолению выявленных противоречий, определять промежуточные и итоговые результаты подобной деятельности, своевременно корректировать недостатки, а также прогнозировать дальнейшие линии развития ДОУ.

Подобный формат использовался для разработки ряда программ развития дошкольных образовательных учреждений г. Барнаула и зарекомендовал себя как весьма продуктивная форма наработки основных идей и определения направлений развития учреждений. Существенное условие для его эффективной реализации заключается в максимальном привлечении или делегировании инициативы педагогическому коллективу. По сути, консультантом или руководителем проекта фасилитируется продуцирование максимального количества идей на основе той информации о состоянии дошкольного учреждения, которая была собрана на аналитико-диагностическом этапе деятельности.

1.3. Программирование развития дошкольного образовательного учреждения

Программа развития ДОУ - нормативная модель совместной деятельности группы или множества групп людей, определяющая: а) исходное состояние (режим) дошкольного образовательного учреждения, б) образ желаемого будущего (качественно новое состояние системы), в) состав и структуру действий по преобразованию - переводу ДОУ в качественно новое состояние .

Программа развития является нормативным документом, регламентирующим процесс перевода ДОУ из фактического состояния на качественно новый уровень развития.

Компоненты программы развития фиксируют цель и задачи, проблемный анализ с обоснованием актуальности, новизны и практической значимости предлагаемого проекта, исходные научно-теоретические предпосылки, показатели, характеризующие успешность достижения цели, сроки и этапы реализации программы, исполнители, ресурсное и информационное обеспечение, контроль над ходом реализации программы, анализ и коррекция результатов.

Основные требования к программе развития позволяют смоделировать действительно жизнеспособный проект:

1. Актуальность и проблемность.

2. Прогностичность (учет сегодняшних и завтрашних условий).

3. Рациональность (взаимосоответствие цели, задач, содержания, технологий и результата).

4. Реалистичность.

5. Целостность.

6. Чувствительность к сбоям.

7. Личностная, социальная, нравственная направленность.

8. Эвристический, экспериментальный, инновационный подход.

Источником формирования миссии, стратегии и тактики развития учреждения выступает проблемный анализ его деятельности.

Алгоритм проблемного анализа

1. Фиксируется исходное состояние ДОУ: в первую очередь оцениваются результаты деятельности учреждения за отчетный период и проводится экспертиза полученных продуктов с целью определить соответствие достигнутого поставленным целям и задачам. Определяются проблемные поля на уровне результатов деятельности.

2. Подробно анализируются содержание и ход образовательного процесса.

3. Анализу подвергаются условия функционирования ДОУ .

Логика проведения проблемного анализа

Под каждую из выявленных в процессе анализа проблем строится дерево целей - системы шагов по устранению противоречий в каждом из аспектов деятельности учреждения: условия, процесс, результат (см. следующую схему).

Построение дерева целей решения конкретной проблемы

Пояснение к схеме: ц - цели, Вц - ведущая цель (получаю), цА1 - формирование мотивационной готовности (хочу), цА2 - формирование теоретической готовности (могу), цА3 - формирование технологической готовности (делаю).

Одной из форм обучения и актуализации умений педагогов в области конструирования и реализации экспериментальной программы в ДОУ может выступать деловая игра. Ниже приводится пример использования формата контекстного обучения в процессе инновационной деятельности.

Дидактическая игра «Программа развития ДОУ»*

Начальным этапом формирования компетентности педагога в области педагогической инноватики рассматривается перевод субъекта из состояния неосознанной некомпетентности в состояние осознанной некомпетентности. Формой его реализации выступает деловая игра, которая проводится на начальном этапе подготовки и разработки программы развития. Деловая игра направлена на актуализацию/формирование умений определять логику и последовательность разработки экспериментальной программы по освоению новшества.

Цель игры: овладеть алгоритмом построения экспериментальной программы в ДОУ.

Цель игрового взаимодействия: выработать единое решение в подгруппе относительно последовательности этапов разработки программы.

Объект имитации в игре: совместное заседание временного творческого коллектива педагогов дошкольного образования с целью разработки программы развития ДОУ.

Предварительная подготовка связана с информированием участников о сути и назначении деловой игры в учебном процессе, основных правилах, компетенциях игроков и ведущего.

Для организации игры необходимо сформировать несколько подгрупп из 5-7 человек (в зависимости от численности и подготовленности аудитории). Примерный комплект ролей: председатель (руководитель), генераторы идей, докладчик, секретарь, оппонент, аналитик.

Игра проходит в несколько этапов:

Этап I (3-5 минут) подготовительный: составление блок-схемы (игрового формата): (см. таблицу 4-7 столбцов, 17 строк), обозначение заголовков столбцов и заполнение первого столбца «Шаги создания программы» таблицы.

Этап II (5-7 минут). Каждый индивидуально в столбце 2 «Индивидуальная оценка» самостоятельно определяет порядок элементов программы: 1 - первый элемент, 2 - последующий, ..., 15 - последний элемент программы.

Этап III (10-15 минут). В подгруппах педагоги совместно определяют алгоритм разработки программы и принимают групповое решение, которое записывается в столбец «Групповая оценка».

Этап IV (5-10 минут). Выступление подгрупп: докладчиком фиксируется определенная группой логика создания программы развития, оппонентами других подгрупп задаются уточняющие и проблемные вопросы относительно содержания выступления.

Формат деловой игры «Программа развития ДОУ»

Этап V (10-15 минут). Обработка результатов. В столбце «Правильный ответ» задается последовательность шагов разработки программы. После того как заполнены первые три столбца, производится расчет в последующих столбцах:

«Индивидуальная ошибка»: из значения соответствующей строки столбца «Индивидуальная оценка» вычесть значение в соответствующей строке столбца «Правильный ответ», разницу без знака «минус» поместить в соответствующую строку столбца «Индивидуальная ошибка» (например, по критериям результативности: 2 - 12 = 10);

«Групповая ошибка»: тот же алгоритм действий - высчитывается разница значений в соответствующих строках столбцов «Групповая оценка» и «Правильный ответ» и помещается в столбец «Групповая ошибка» (например, для темы программы: 1 - 1 = 0);

«Лидерство»: действие «вычитание» совершается со значениями в соответствующих строках столбцов «Индивидуальная ошибка» и «Групповая ошибка», разница без знака «минус» помещается в столбец «Лидерство» (например, для актуальности программы: 7 - 8 = 1).

Последнее действие - подсчет суммы по каждому из последних трех столбцов «Индивидуальная ошибка», «Групповая ошибка», «Лидерство», значение которой помещается в соответствующий столбец строки «Итого».

Интерпретация результатов: если вы набрали менее 60 баллов в соответствующем столбце «Индивидуальная ошибка», «Групповая ошибка» строки «Итого», то данный результат принято считать оптимальным. Вы достаточно компетентны в вопросах разработки программы развития либо на индивидуальном, либо на групповом уровне.

Выраженность лидерских качеств определяется шкалой оценок:

    менее 20 баллов: вы обладаете ярко выраженными лидерскими качествами;

    20-30 баллов: у вас достаточно высокий уровень лидерства;

    31-40 баллов: в вас есть задатки лидера, но вы не стремитесь их проявлять;

    более 40 баллов: для вас характерна позиция конформизма.

Этап VI (10 минут). Групповая дискуссия призвана определить основные акценты и приоритеты в разработке программы, выработать единую точку зрения на последовательность шагов ее создания.

Этап VII (10 минут). Рефлексия результатов и процесса взаимодействия в игре позволяет актуализировать педагогам собственные смыслы и ценности, осмыслить предлагаемое содержание игровой ситуации.

1.4. Алгоритмы разработки программы развития ДОУ

Алгоритмирование процесса разработки и реализации программы развития ДОУ позволяет облегчить организационные затраты на перевод ДОУ в режим развития. Основным пунктом при избрании того или иного алгоритма является решение вопросов о том, насколько потенциал ДОУ позволяет определиться со стратегией развития и выявить, какие существуют проблемы в ДОУ, затрудняющие его переход на качественно новый уровень жизнедеятельности. В зависимости от имеющихся ответов, например, на первый вопрос, избирается стратегия углубления проблемного анализа под уже определенную перспективу развития. Если же проблемы более или менее определены, а стратегия еще не сформулирована, тогда следует начинать с определения стратегии развития, а затем необходимо уточнить и проранжировать имеющиеся в ДОУ проблемы, затрудняющие достижения обозначенной идеальной цели (см. табл. 5).

Примерный формат для разработки программы развития

Предлагаемые основания для анализа деятельности дошкольного образовательного учреждения выступают организационной основой разработки программы развития с использованием приводимых ниже алгоритмов.

Алгоритм 1 (управленческий)

Процесс разработки программы развития может быть представлен в логике управленческих функций.

Анализ (аналитико-диагностическая): диагностика исходной ситуации (фиксация проблем в состоянии ДОУ), поиск направлений и идей развития (идеальная модель ДОУ), построение программы по переводу ДОУ в режим развития. Организационная работа направлена на определение основных методологических и методических подходов к планированию и реализации программы развития; систематизация и обобщение внутреннего опыта деятельности ДОУ, согласование программы развития с органами управления образованием.

Планирование (планово-прогностическая): определение идеальной модели будущей системы и алгоритма по переводу ДОУ в желаемое состояние - определение наличных и дополнительных ресурсов по переводу ДОУ в режим развития, разработка показателей мониторинга перевода ДОУ в режим развития; создание интегративной основы деятельности всех специалистов в рамках экспериментальных программ.

Организация (организационно-исполнительская): создание условий, обеспечивающих эффективность и результативность работы всех участников эксперимента, установление сотрудничества с заинтересованными организациями, обеспечение научно-консультативной поддержки эксперимента: реализация экспериментальных программ; вовлечение родителей, специалистов социальных институтов детства, педагогов ДОУ и детей в единую творческую продуктивную деятельность.

Контроль (контрольно-регулировочная): организация текущего и итогового контроля (мониторинг хода и результатов эксперимента); проведение своевременной коррекции и регуляции хода эксперимента на основании полученных данных; сбор, обработка и интерпретация данных; организация рефлексивной деятельности участников эксперимента.

Обобщение результатов эксперимента, их верификация: обоснование достоверности и надежности. Подготовка управленческого решения о ходе эксперимента, рецензирование работы, методические рекомендации педагогам, работающим в режиме инноваций, рекомендации по распространению опыта. Распространение опыта в рамках новых проектов и программ в ДОУ. Перевод ДОУ в статус методического центра по заявленной проблеме работы с детьми из социально неблагополучных семей.

Алгоритм 2 (содержательный)

Вся работа по подготовке программы развития представлена 6 блоками:

1. Аналитический блок: подготовка информационной справки о состоянии ДОУ с целью проведения всестороннего анализа его деятельности.
Структура и примерное содержание справки: а) общие сведения об учреждении (нормативно-правовая база, учредители; характеристика постройки, количество групп-комплектов; б) анализ социальной ситуации развития (сведения о микрорайоне, инфраструктуре, внешних связях); в) сведения о коллективе воспитанников (количество, половозрастные характеристики, наполняемость групп); г) сведения о коллективе педагогов (стаж, квалификация, половозрастные характеристики, особые заслуги); д) анализ базовых пространств ДОУ и результатов деятельности за отчетный период, определение перспектив и проблем развития; е) дополнительные сведения (заслуги, традиции коллектива).

2. Целевой блок: формирование совокупности идей и приоритетов развития, определение целей и задач развития. Как правило, целевые ориентиры развития избираются на основе определения миссии ДОУ (его философии), а также базовых ценностей на основе анализа социального заказа и конкретизации запросов родителей на образовательные услуги ДОУ.

3. Содержательный блок: связан с разработкой направлений и содержания инновационной деятельности. Реализация поставленной цели и решение выделенных в предыдущем блоке задач связывается с конкретным содержанием деятельности (что осваивается, какие происходят изменения за счет введения новшеств и т.д.).

4. Технологический блок: определяется объем работы, конкретизируются методы, формы, средства деятельности в рамках управляющей и исполняющей программ, подробно обозначаются исполнители, время, место деятельности и технологии их работы.

5. Результативный блок фиксирует ожидаемый результат на уровне измеряемых показателей целедостижения. Определяются критерии эффективности деятельности по переводу ДОУ в режим развития, описываются качественные показатели нового состояния.

6. Экспертный блок: в заключение предложенный проект проходит экспертизу со стороны экспертов - как правило, внешних специалистов, компетентных в разрабатываемой проблеме. Результаты анализа могут оформляться в виде рецензии на программу или аналитической записки, содержащей заключение о целесообразности, актуальности и новизне, а также реальности предлагаемого к реализации проекта.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «В ДОЛГ». Посетив сайт интернет проекта «В ДОЛГ» по адресу http://vdolg.info, Вы найдете удобный сервис, который поможет в самые быстрые сроки взять в долг деньги под проценты у частного лица в частном банке. Благодаря услугам сайта независимого финансового консультанта «ВДОЛГ», приобрести кредит или денежный займ стало по-настоящему просто, что позволяет совершать покупки или удовлетворять Ваши экстренные потребности в денежных средствах, не дожидаясь зарплаты.

* В соответствии с психолого-педагогическими принципами конструирования и структурой деловой игры разработан предлагаемый формат. Использованы материалы методического пособия: Боброва М.П . Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности: Методическое пособие. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. С. 48-57.

Фото А.Степанова

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках ФГОС.

«Чтобы иметь будущее,

нужно быть готовым

сделать что-то новое»

Питер Джукер

К началу XXI в. человек в процессе своего интеллектуального совершенствования стал активно использовать имеющуюся в себе важную способность саморазвития путем создания новшеств.

Любая инновация – это изменение того, что уже существует.

В последние 10-12 лет в связи с изменением социально-экономических условий в России, развитием научных исследований в области образования, вариативности образования, в том числе и дошкольного, резко возросла актуальность поиска новых, более эффективных форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания.

Таким образом, время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию. Поэтому введение новых образовательных стандартов - это требование времени.

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала работников ДОУ. В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные образовательные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое учреждение. Инновационные преобразования приобретают системный характер. К такому мнению приходит ряд исследователей, в числе которых М. М. Поташник, И. О. Котлярова, Н. В. Горбунова, К. Ю. Белая.

Каковы же причины столь массового в дошкольном мире явления, как инновация? К основным из них следует отнести:

  • необходимость активного поиска путей решения существующих в дошкольном образовании актуальных проблем;
  • стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению образовательных услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить конкурентоспособность каждого ДОУ;
  • подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов о том, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива;
  • постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить, потребность в причастности к большому, значимому для всех делу;
  • возрастающие запросы отдельных групп родителей к уровню образованности своих детей;
  • конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желаемым и реальным результатами. Инновация может считаться успешной, если она позволила решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения .

Введение ФГОС кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание образовательного процесса и его образовательный результат.

Повышение качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС дошкольного образования обеспечивает его участникам:

воспитанникам : повышение уровня индивидуального развития детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, в соответствии с их склонностями развития. Гарантированное достижение целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями к начальному общему образованию;

педагогам : повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области использования современных педагогических технологий (технологии развития творческого воображения, информационно-коммуникативных технологий, технологии «педагогическая мастерская», проектных технологий). Овладение новыми формами и методами партнерского взаимодействия с семьями воспитанников;

родителям : получение качественного дошкольного образования, включающего личностное развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития, ориентированного на запросы родителей и государства. Получение возможности активного участия в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения;

учреждению : повышение имиджа и конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, можно сказать, что делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, обучении и развитии.

При этом ребёнок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки – уважения к другим людям, приверженность к демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования – положить начало формированию самоидентификации ребёнка в окружающем мире.

Миссией дошкольного образования в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогических условий и учёт аспектов социальной ситуации развития ребёнка, что соответственно требует необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования.

На сегодняшний день продолжается поиск новых форм обеспечения качества дошкольного образования. Выбор направлений в развитии дошкольного учреждения во многом зависит не только от руководителя, но также от каждого педагога и от работы методической службы.

В процессе изменения дошкольного образовательного учреждения меняются люди: они приобретают новые знания, получают больше информации, решают новые задачи, совершенствуют навыки и умения, а также часто меняют рабочие привычки и ценности.

Литература:

1. Белая К.Ю. «Инновационная деятельность ДОУ», Методическое пособие - М; ТЦ «Сфера», 2010г.

2. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. «Айрис пресс», М., 2008.

3. Михайлова – Свирская « Индивидуализация образования детей дошкольного возраста», Пособие для педагогов ДОУ, М.2013г.

1.4 Современные тенденции развития дошкольного образования

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.

Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования (табл.1.2.).

Таблица 1.2.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования.

Тенденции Процесс
Управление Педагогическая деятельность Сопровождение и обеспечение
Гуманизация Рефлексивное. Соуправление. Самоуправление. Личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы. Расширение комплекса услуг для удовлетворения потребностей и интересов личности.
Демократизация Расширение состава коллективного субъекта управления. Расширение горизонтальных связей.

Новые отношения и позиции:

Субъект-субъктные;

Возможность гибкой смены позиции объекта и субъекта каждым участником.

Расширение полномочий и состава субъектов воспитательно-образовательного процесса
Диверсификация Расширение типов и уровней управления. Индивидуализация и дифференциация. Вариативность в реализации образовательных услуг.

Расширение структур сопровождения:

Медико-валеологическая;

Социально-педагогическая;

Психологическая;

Коррекционно-педагогическая.

Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. В.Т.Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании».

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства ДОУ в режим поиска, что является переходным этапом на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития.

Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации соответствуют насущным потребностям и возможностям в ДОУ. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии дошкольных учреждений становится наиболее важным.

По мнению В.Т.Кудрявцева, положение, которое в настоящее время сложилось в дошкольном образовании, можно назвать умеренно-критическим в силу отсутствия вразумительных стратегий и доктрины развития дошкольного образования как отчетливой, жестко выраженной системы связанных воедино социальных, организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических и прочих приоритетов. Эти приоритеты должны определять реалистическую программу действий на исторически обозримый срок. Многолетние блуждения, связанные с разработкой государственного стандарта дошкольного образования, свидетельствуют о значимости этой проблемы.

В итоге же ДОУ вынуждены ориентироваться на «примерные требования», выдержанные в традиционном административном духе. По мнению ученого, те действия, которые предпринимаются работниками дошкольного образования по увеличению бюджетного финансирования, открытию ряда экспериментальных площадок с дополнительным финансированием их деятельности (с каждым годом это становится все труднее), проведению совещаний по обмену опытом и т.п., малоэффективны, пока не решена главная проблема.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет выделить ряд базовых тенденций в развитии системы.

Гуманизация устанавливает приоритет личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоничное формирование личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития. Гуманизация образования, по В.А.Сластенину, - процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом педагогического мышления, сфокусированного на идее развития личности .

Ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, её приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным современными идеями. Гуманизация проявляется в усилении внимания к личности каждого ребенка как высшей ценности общества, в формировании гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами (табл.1.2.).

Демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а так же широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием.

Диверсификация предполагает необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Проекция данных оснований на воспитательно-образовательный процесс в ДОУ по-новому представляет все его подсистемы. В связи с этим выделяется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:

Человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);

Целостности педагогического процесса и комплексности целей;

Активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.

Модернизация управления ДОУ предполагает многообразие видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов к соуправлению, рефлексивному управлению и самоуправлению.

Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:

Демократизации и гуманизации;

Системности и целостности управления;

Централизации/децентрализации;

Взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);

Единоначалия и коллегиальности;

Объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности:

Совмещение инновационных программ с уже существующими;

Сосуществование представителей различных педагогических концепций;

Раскол педагогического сообщества;

Несоответствие новых типов образовательных учреждений требованиям родителей;

Потребность в новом научно-методическом обеспечении;

Потребность в новых педагогических кадрах;

Приспособление новшеств к конкретным условиям;

Проблема изменения, оптимизации, замены новшеств;

Проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

В.Т.Кудрявцев выделяет четыре ведущих направления инноваций ДОУ .

1. Рассмотрение дошкольного образования в качестве не подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы, направленной на амплификацию (обогащение) детского развития за счет возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность и т.д.). Культивируя творчество на занятиях и вне их, мы тем самым способствуем не только общему психологическому созреванию ребенка, но и созданию фундамента полноценной школьной готовности на основе развития творческих возможностей, интеллектуальных сил воспитанников. Достаточно просто внимательно относится к главной психологической особенности дошкольного возраста – продуктивному или творческому воображению, которое должно развиваться во всем многообразии детской деятельности. Развитие воображения связано с обретением человечности в самом широком смысле этого слова путем приобщения ребенка к культуре. Поэтому нужны образовательные программы, направленные на развитие воображения дошкольников.

2. Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равнопартнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в педагогическом процессе.

3. Развитие связи между практиками и теоретиками в области инноватики.

4. Широкая поисковая и экспериментальная деятельность, организуемая с позиции исследовательского подхода.


Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

2.1 Предпосылки становления инновационной деятельности в системе дошкольного образования

Предпосылки и источники становления инноватики в дошкольном образовании обусловлены ходом общественного развития и образовательной политики в целом: инновационными процессами в экономике, производстве и других сферах жизни (XIX-XX вв.), демократизацией общественной жизни, гуманизацией отношений участников образовательного процесса, творчеством субъектов взаимодействия в образовании, поисковой, инновационной, экспериментальной деятельностью образовательных учреждений.

Термин «инновация» появился в исследованиях культурологов XIX в и первоначально обозначал введение некоторых элементов одной культуры в другую и изучение их отношений.

В начале XX в инноватика формируется как наука о нововведениях, изучающая закономерности технических нововведений в материальном производстве.

Развивается она как отражение потребностей в деятельности по разработке, внедрению новых услуг, идей в основные сферы человеческой активности.

В.А.Сластенин, Л.С.Подымова В науке выделяют три типа исследований инноваций:

Изучение фактов, способствующих/препятствующих нововведениям;

Исследование инновационного процесса;

Управлением инновационным процессом;

Анализ инновационных ситуаций/оценка степени риска, эффективности.

Инноватика складывалась как междисциплинарная область (на стыке философии, психологии, социологии, экономики, культурологи).

Педагогическая инноватика развивается с конца 50-ых гг. XX в на Западе, с 80-ых гг. – в России. Следует отметить, что степень инновационности образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем «неразвитости» образования. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации. Пространственно-временной континуум инновационного процесса охватывает накопленный потенциал в развитии образования и некоторые преграды (или угрозы) его стабильному функционированию. Следовательно, инновации решают определенное противоречие в образовании между функционированием как стабильным и эволюционным процессом и развитием как динамичным и революционным процессом. Существует и промежуточное состояние, когда стабилизационные результаты начинают дифференцироваться или же когда накопленные изменения стабилизируются (унифицируются). Индикатором возникающей ситуации становятся тенденции в образовании, определяющие вероятностную линию развития либо функционирования.

Поэтому проблема выстраивания системы повышения ее жизнестойкости так актуальна в Пермском крае, а именно в городе Кунгур. Цель исследования: Исследовать и проанализировать состояние альтернативных форм обучения в дошкольном образовании города Кунгур. Характеристика базы исследования. Исследование проводилось в городе Кунгур с численностью населения около 70 тысяч человек. ДОУ в городе - ...

... » и «Руководства...», активное применение которых началось уже после окончания войны, явилось свидетельством значительного развития теории и практики дошкольного воспитания в СССР 5. Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма В первые послевоенные годы были полностью восстановлены разрушенные фашистами дошкольные учреждения и теперь последовательно...