Тема я не ищу гармонии в природе. Анализ стихотворения Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе

Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.

Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.

Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке.
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке,

Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода,

Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой,-
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.

И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.

И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.

Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.

Анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе» Заболоцкого

Николай Заболоцкий считается одним из ярких представителей русской советской поэзии. Он отличался ото всех своим нестандартным видением процессов, происходящих на тот момент в обществе и в целом в мире. Николай не понимал само устройство мира, не понимал той суеты и спешки, тех придуманных противоречий между людьми. Поэтому произведения Заболоцкого зачастую имели оттенок трагизма и пессимизма.

Стихотворение «Я не ищу гармонии в природе» было написано поэтом в 1947 году после того, как он вернулся со сталинских лагерей. Шесть лет, проведенные в ссылке, наложили сильный отпечаток на его творчестве: Заболоцкий начинает искать философскую основу для своих произведений.

В стихотворении поднимается тема поиска гармонии в природе. Она предстает для него как хаос и тюрьма, в которой невозможно достичь идеальную гармонию. Он пишет, что бессмысленно искать разумную соразмерность в ней. Мир для поэта кажется дремучим, однако автор отмечает, что можно восхищаться некоторыми его пейзажами, но за этой внешней красотой всегда кроется её обратная сторона — жестокость и боль, из-за которого сердце не может услышать «правильные созвучия». Только в моменты сна и тишины, «в тихий час осеннего заката» лирический герой видит в ней умиротворение, когда большой мир противоречий наконец-то мирится с самим собой. Это состояние окружающего мира поэт сравнивает напрямую с матерью и ребенком, чьи взаимоотношения кристально чистые и неподдельные, потому что в их основе лежит искренняя любовь. Это прекрасное чувство побуждает мать жертвовать собой, а ребенка принимать эту жертву, чтобы растянуть моменты счастья — «солнце увидать», то есть превзойти все земные страсти и предрассудки ради единства души. А это возможно лишь при бескорыстных взаимоотношениях, которые так характерны для матери и ребенка.

Жанр стихотворения – философская лирика. Для выражения своих рассуждений и мысли автор использует такие художественные средства, как эпитеты («ясном небосводе», «мир дремучий», «тревожном полусне», «потемневшая вода»), метафоры («в ожесточенном пении ветров», «сияньем немощным объята»), сравнение (природа сравнивается с матерью, «мир противоречий как бы прообраз боли человечьей»).

При создании своего произведения Николай Заболоцкий применил пятистопный ямб с пиррихием, что позволяет заметить пессимистический настрой автора.

Таким образом, это стихотворение является отображением мировоззрения поэта в тот тяжелый период его судьбы.

Стихотворение «Я не ищу гармонии в природе» было написано Н. Заболоцким в 1947 г. спустя 4 года после возвращения с лагерей. 6-ти летняя ссылка оставила отпечаток на внешности, характере поэта и, конечно же, на его творчестве.

Тема произведения – поиск гармонии в окружающем мире, красота индустриального города. Идея автор показывает, что природа не насколько идеальна, чтобы искать в ней гармонию. Да, можно восхищаться некоторыми пейзажами, но истинное наслаждение приносят картины могущественных творений человеческих рук.

Ключевой образ стиха – лирический герой, который сливается в единое целое с автором. Связь с читателем усиливается тем, что строки написаны от первого лица. Уже в первом куплете лирический герой заявляет, что искать гармонию в природе – напрасное для него дело. Ее нет «ни в недрах скал, ни в ясном небосводе. Мир поэт называет своенравным и дремучим, наверное, эти строки являются отголоском его пребывания в лагерях. И только ночью, когда все замедляет свой бег и засыпает, лирический герой чувствует «симпатию» к ней. А все потому, что во сне природа-мать видит турбины, «током налитые провода» и плотины.

Важную роль в стихотворении играют пейзажные зарисовки, которые автор вплетает в свои раздумья. Сначала его взор охватывает весь мир от небосвода до самых глубоких недр скал, постепенно пейзаж концентрируется на тихом задумчивом осеннем вечере над рекой. Осенняя пора акцентирует внимание на настроении автора, лирического героя и стихотворения в целом. Плавно Н. Заболоцкий переходит к описанию технического прогресса. Объекты, сооруженные руками человека, привлекают блеском на фоне «слепой ночи».

Для того чтобы ненавязчиво сравнить природу и индустриальные достижения Н. Заболоцкий использует прием параллельного изображения. Картины эти разные, но резкого контраста не ощущается, наоборот они взаимодополняются. Последние куплеты показывают, что мать-природа приняла в свое лоно искусственные творенья.

Идея стихотворения Н. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» реализуется при помощи художественных средств. Автор использует метафоры («ожесточенное пение ветров», «… сияньем немощным объята, слепая ночь…»), эпитеты («печальная природа», «дикая свобода»). Самое яркое сравнение, отображающее мировоззрение автора – «… огромный мир противоречий… как бы прообраз боли человечьей…». Художественные средства помогают оживить природу, придать строкам философского звучания.

Композиция стихотворения несложная. Оно состоит из восьми катренов с перекрестной рифмой. Стихотворный размер – ямб с пиррихием, что позволяет замедлить темп, воспроизвести печальное настроение. Спокойная интонация произведения только раз прерывается восклицательным предложением, которым автор передает свое отношение к миру.

Стихотворение Н. Заболоцкого «Я не ищу гармонию в природе» – оригинальное художественное отображение мировоззрения автора, его отношения к прогрессивным изменениям в обществе.

Жизнь русского поэта Николая Заболоцкого сложилась весьма трагически. Он 6 лет провел в лагерях и вышел на свободу совершенно другим человеком, постаревшим, утратившим веру в себя и в близких ему людей. Прошло еще несколько лет прежде, чем Заболоцкий получил возможность вернуться в любимую Москву, был восстановлен в Союзе писателей и вошел в число наиболее востребованных советских литераторов. Однако к этому моменту поту уже не нужны были ни слава, ни материальное благополучие. Он неоднократно признавался в том, что его личная точка невозврата

Уже пройдена, и впереди – лишь вечность, которая является прямым следствием физической смерти.

В 1947 году поэт создает один из самых популярных своих стихов под названием «Я не ищу гармонии в природе», в котором пытается изложить свою концепцию жизненных ценностей. Автор отмечает, что пейзажная лирика, к которое тяготеют многие поэты, лично для него лишена всякой ценности, так как «ни в недрах скал, ни в ясном небосводе» ему так и не довелось увидеть «разумной соразмерности». Мир природы представляется ему своенравным и дремучим. Поэтому искать в нем гармонию так же глупо, как и пытаться превозносить человека,

Являющегося, по всем канонам, венцом творения.

Однако у каждого из нас масса недостатков, потому вести речь о совершенстве в этом случае бессмысленно.

Николай Заболоцкий признается, что по отдельности может восторгаться ветром, солнцем, пением птиц. Но при этом не стоит забывать, что все явления в природе взаимосвязаны между собой. И за внешней красотой нередко скрываются жестокость и боль, которые являются обратной стороной медали любых взаимоотношений. Найти «золотую середину» в этом случае крайне сложно, и лично для поэта это – «тихий час осеннего заката», когда окружающий мир наполняется удивительным умиротворением, а «огромный мир противоречий» наконец-то находит примирение с самим собой. Это состояние природы автор сравнивает со взаимоотношениями матери и ребенка – чистыми, бескорыстными и совершенными в своей непогрешимости только потому, что в их основе лежит неподдельная любовь.

Именно это чувство заставляет мать жертвовать собой, а малыша с благодарностью принимать эту жертву ради того, чтобы продлить мгновения истинного счастья, которые им дарованы, и «солнце увидать». Т. е. преодолеть все земные страсти, предрассудки и предубеждения во имя единства души, которое возможно лишь при бескорыстных взаимоотношениях, которые свойственны матери и ребенку.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Темы социального характера всегда были близки Николаю Заболоцкому, который считал, что любой человек – это, в первую очередь, личность, наделенная...
  2. В 1938 году поэт Николай Заболоцкий был приговорен к отбыванию наказания в лагерях за антисоветскую пропаганду. Спустя 6 лет его...
  3. Стихотворение Н. А. Заболоцкого “Читая стихи” воплоща­ет эстетические взгляды автора, который ведет полемику с де­кадентскими исканиями в поэзии начала XX...
  4. В творчестве Николая Заблоцкого довольно много произведений, которые посвящены родной природе, но при этом имеют глубокий философский и житейский смысл....

Стихотворение “Я не ищу гармонии в природе” (1947) носит программный характер, причем не только для послевоенного периода, но и для всего творчества Заболоцкого. Именно оно открывает раздел “Книга вторая. Стихотворения 1932-1958” в подготовленном поэтом в 1957 г. собрании своих сочинений. Написанное характерным для произведений философской лирики пятистопным ямбом, оно опирается на классическую, в частности тютчевскую, традицию и в то же время, как верно отметила критик И. Ростовцева, вступает с ней в полемику. Если Тютчев писал: “Певучесть есть в морских волнах, / Гармония в стихийных спорах... / Невозмутимый строй во всем, / Созвучье полное в природе...” - то восприятие Заболоцкого совершенно противоположное:

Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.

Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
He слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.

Природа у Заболоцкого живая, бесконечно многообразная, изменяющаяся, противоречивая. Она в постоянном стихийном, буйном движении, занята, как человек, тяжким трудом и “бесплодною игрой...”. Мир ее одухотворен, и это проявляется во всей системе тропов: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений:

Ho в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке,
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке...
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.

Опускающаяся к реке “слепая ночь”, затихающая “в тревожном полусне изнеможенья” вода и - от частного к общему - засыпающая “печальная природа” - все это позволяет поэту создать в финале образ природы-матери, пусть лишенной гармонии и разума, но обретающей их в деяниях человеческих:

Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.

Творчество Николая Алексеевича Заболоцкого неразрывно связано с темой природы. Родившийся в семье агронома и сельской учительницы, обучавшийся одновременно на медицинском и историко-философском факультетах Московского университета, будущий поэт все-таки выбрал творчество и не изменял этой стезе на протяжении всей своей нелегкой жизни.

Знакомство с футуристами и участие в создании литературной группы ОБЭРИУ во многом повлияли на мировоззрение поэта, а работа в детском журнале и литературные переводы, которыми занимался Заболоцкий, позволили ему рано обрести свое имя в творческой богеме Москвы. Однако позже за это ему пришлось расплатиться сполна: за то, что не прославлял советскую страну, коммунистическую партию, вождя, Заболоцкий был обвинен в антисоветской пропаганде и осужден. Почти год провел он в тюрьме, где подвергался пыткам, с помощью которых из него «выбивали» признание в якобы контрреволюционном заговоре вместе с Николаем Тихоновым и Борисом Корниловым, а впоследствии еще 5 лет провел в сибирских лагерях.

Только в 1946 году Николай Алексеевич вновь оказался в Москве, во многом благодаря своему главному труду - поэтическому переводу «Слова о полку Игореве». С этого времени Николай Алексеевич словно ищет философскую основу для своих стихотворений. Прежние основы утрачены. В 1947 году появляется программное произведение «Я не ищу гармонии в природе». В отличие от Федора Ивановича Тютчева, который как раз воспевал гармонию человека и природы, Заболоцкий позицию своего лирического героя заявляет уже в первой строке: «Я не ищу гармонии в природе».

Далее герой очень логично и доказательно объясняет почему. Он не видит в ней «разумной соразмерности начал», его сердце «не слышит правильных созвучий», а «душа не чует стройных голосов». Дремучий мир природы, по мнению героя, своенравен, и даже в пении ветров ему слышится ожесточение. Такой пейзаж сейчас не удивит современного читателя, ведь во многих фантастических произведениях природа давно враждебна миру человека. Но в середине ХХ века такое восприятие было необычным для русской поэзии.

Однако большая часть стихотворения является антитезой вышесказанному тезису. Целых три строфы, являясь анафорой и одновременно придаточными предложениями в однородном соподчинении, представляют взгляду читателя те моменты, когда природа, «устав от буйного движенья», предстает перед героем «прообразом боли человечьей». Теперь природа одухотворена, она находится в умиротворенном состоянии.

Недаром поэт именно в этих строфах использует больше всего тропов. Эпитеты «тихий час осеннего заката», «слепая ночь», «тревожный полусон изнеможенья», «потемневшая вода» создают привычный образец пейзажной лирики, помогающей читателю глубже прочувствовать, пережить то состояние, в котором находится природа.

В этот момент «печальная природа» тяжело вздыхает, потому что ей самой «не мила дикая свобода», в которой она пребывает. Сон, описанный далее поэтом, воссоздает картину индустриального мира, сотворенного человеком: это и «блестящий вал турбины», и «зарево плотины», и «налитые током провода». Созданные человеческим гением гидроэлектростанции, главное достижение первой послевоенной пятилетки, воспринимаются автором как победа над стихией природы, первый шаг на пути «одомашнивания» дикой природы.

И если другого русского поэта ХХ века, Сергея Александровича Есенина, пугала индустриализация, что ярче всего отражено им в «Сорокоусте» в сцене поединка тонконогого жеребенка и летящего «на лапах чугунных» поезда, то Николай Заболоцкий вслед за Владимиром Маяковским (своим бывшим «коллегой по цеху» футуристов) прославляет прогресс, осуществляемый под руководством человеческого разума.

В последней строфе Заболоцкий использует прием параллелизма: в этих строчках возникает образ матери-природы, но она не просто слепо любит свое дитя, а готова «вместе с сыном солнце увидать». Это уже не идеализация природы, а, скорее, осознание неотвратимости бытия. Поздний Заболоцкий вслед за Мичуриным уверен, что ждать милости от природы уже нет смысла и человеку остается только взять у природы все самое необходимое.

Таким образом, Николай Алексеевич Заболоцкий в своем философском стихотворении не только изобразил природные стихии, но и восславил мудрость природы. Человек при этом не царь, а сын природы, венец ее творения, поэтому ему нужно не покорять природу, не противостоять стихии, а бережно от «дикой свободы» вести ее в мир разума и гармонии.