Василий стасов. Архитектор Василий Петрович Стасов (1769—1848)

Василий Петрович Стасов - великий архитектор, отпрыск древнего рода, «певец» русских военных побед, любимец Александра I, отец знаменитых детей — и все это об одном человеке! Великий творец и .

Детство и юность Стасова

Василий Петрович Стасов родился 24 июля (4 августа) 1769 года в Москве в небогатой, хотя и принадлежавшей к одному из древнейших родов, дворянской семье. Согласно преданию, его предок охранял Дмитрия Донского во время Куликовской битвы 1380 года.

С детства у мальчика проявился художественный талант. Он увлеченно занимался рисованием и черчением, знакомился с азами архитектуры. Эти знания пригодились в 1783 году, когда один за другим умерли его отец и старший брат. Подросток вынужден был сам зарабатывать себе на жизнь, и тут его выручили художественные способности.

В 14-летнем возрасте он поступил в Экспедицию архитектурных дел, где за 11 лет прошел путь от «архитектуры капрала» (самого нижнего чина) до помощника архитектора. Огромную роль в его становлении сыграло знакомство с семьей Хлебниковых — обладателей одной из самых роскошных библиотек России. Через них он обзавелся полезными связями, познакомившись с Г. Р. Державиным и Н. М. Карамзиным, а также с ректором Академии художеств А.Н. Олениным.

Наследие Василия Петровича Стасова

По проектам архитектора в 1810— 1820-е годы возвели множество самых разных сооружений. Так, именно Стасов был автором здания Царскосельского лицея. Среди построенных им в Петербурге зданий выделяется корпус Академии наук на Васильевском острове, казармы Павловского гвардейского полка...

Летом 1831 года, во время холерной эпидемии, Василий Петрович овдовел. Чтобы заглушить боль утраты, он с еще большим рвением взялся за работу. Спустя три года по его проекту воздвигли триумфальную арку у Нарвской заставы, а в 1838 году торжественно открыли триумфальные ворота за Московской заставой. Кроме того, в 1835 году распахнул свои двери «стасовский» , который, как и Спасо-Преображенский храм, тоже стал памятником русскому воинству.

Не забывал Стасов и о родной Москве. Ему поручили составить проект восстановления сгоревшего в 1812 году царского дворца в . Построил он также известные Провиантские склады. Знаменитый архитектор первой половины XX века А. В. Щусев с восторгом писал об этом создании стасовского гения:

«Простота архитектурного решения здесь не знает себе равных... Можно смело сказать, что эта группа сооружений — одна из лучших в архитектуре Москвы... Она стоит рядом с лучшими произведениями русской архитектуры».

Творения Стасова украсили и другие города Российской империи. В Саратове по его проекту возвели собор Александра Невского, в Костроме — одно из зданий Гостиного двора. Современный дворец президента Литвы в Вильнюсе — это не что иное, как бывший дом генерал-губернатора в Вильне работы Стасова. Оставил он творческий след и за границей — зодчим был создан, например, храм Александра Невского в Потсдаме.

Дети Василия Петровича Стасова

Василий Петрович Стасов умер 24 августа (5 сентября) 1848 года в Петербурге, его похоронили в . Дети архитектора не посрамили памяти отца, во многом унаследовав его таланты. Так, Владимир Васильевич Стасов стал знаменитым искусствоведом и критиком, он стоял у истоков «Могучей кучки», к нему как к непререкаемому авторитету на протяжении десятилетий обращались в литературных спорах. Дочь архитектора Надежда Васильевна Стасова внесла огромный вклад в развитие женского образования. Еще один сын, Дмитрий, был известнейшим адвокатом.

Василий Петрович Стасов - архитектор, творчество которого практически завершило почти столетний период развития русской классической архитектуры. И если в начале этого периода неизменно: называется имя В. И. Баженова, конец его неразрывно связан с именем В. П. Стасова.

Начало творческой деятельности Василия Петровича Стасова приходится на 80 - 90-е годы XVIII столетия, время наивысшего расцвета классической архитектуры в России. Первые шаги в архитектуре В. П. Стасов делал в Москве, где он прожил более тридцати лет, из которых почти двадцать лет занимался архитектурой.

В. П. Стасов родился 24 июля 1769 г. в Москве, в небогатой дворянской семье. Его отец Петр Федорович Стасов служил мелким чиновником в Вотчинной канцелярии. Мать архитектора Анна Антипьевна занималась воспитанием детей. Кроме Василия в семье было еще два ребенка - сын и дочь. Зимой жили в Москве, а летом выезжали под Серпухов, где у них было небольшое родовое село Соколове.

В 1783 г. в семью Стасовых пришло горе - умер отец. Буквально вслед за этим еще одно - совсем молодым умер старший брат Василия Петровича. Семья осталась практически без средств к существованию, и мальчик четырнадцати лет, чтобы хоть как-то помочь матери и сестре, принял решение идти работать. Для него наступил очень важный и ответственный момент - выбор рода деятельности и соответственно будущей профессии. Надо отметить, что выбор, сделанный будущим архитектором, оказался на редкость удачным. По-видимому, на это повлиял тот факт, что до 1783 г. Стасов, как сказано в автобиографии, "обучался в Московском университете". Точнее, он учился в университетской гимназии, где в специальных художественных классах детей учили рисованию, черчению, знакомили с началами архитектуры. Впоследствии его сын, известный художественный критик и историк русского искусства Владимир Васильевич Стасов, писал об этом периоде жизни отца: "Конечно, не бог весть знает что требовалось от 14-летнего мальчика, чтобы поступить чертежником в Управу благочиния, но все-таки этот мальчик, наверное, уже умел кое-что чертить. Кто его этому научил - не знаю".

Говоря о творческой деятельности В. П. Стасова в Москве, следует сразу отметить, что она делится на два основных, продолжительных по времени и этапных по значению периода и несколько кратковременных пребываний в столице.

Архитектурная деятельность В. П. Стасова в Москве началась 14 февраля 1783 г., когда он был зачислен в штат Московской управы благочиния учеником в звании "архитектуры капрала" при Экспедиции архитектурных дел, руководимой в то время архитектором С. А. Кариным. В функции экспедиции входило регламентирование и регулирование жилых, так называемых «обывательских», строений, а также планирование городских районов. Ни одно здание не могло быть построено, если участок для него не был отведен Управой благочиния, а его фасады не получили санкции городского архитектора, состоявшего в штате управы.

По сохранившимся подлинным чертежам можно проследить творческий рост молодого архитектора. Самый ранний чертеж Стасова, датированный 11 августа 1783 г., - для дома купца И. А. Климова в Замоскворечье - выполнен еще по-ученически, нетвердой рукой. С первых же шагов в архитектуре Стасов столкнулся не столько с художественными, сколько с техническими сторонами архитектуры: перепланировкой участков, разрывами между домами, габаритами и конструкциями зданий, мерами противопожарной безопасности. Все это определило формирование его как архитектора-практика, с соответствующим подходом к архитектуре, характерным для всей его дальнейшей деятельности.

С 1785 г. Стасов привлекается к разработке фасадов зданий, чертежи которых выдавались застройщику одновременно с планами участков и разрешением на строительные работы.

К 1790 г. относится генеральный план усадьбы А. С. Небольсиной на Покровке (угол Машкова переулка), Стасов подписал его уже как "архитектуры помощник". Эта работа интересна своим планировочным решением. В ней Стасов на месте случайно построенных деревянных строений расположил группу каменных зданий с двухэтажным жилым домом в центре и одноэтажными, формирующими курдонер флигелями по бокам. Хозяйственный двор за счет полукруглой конфигурации и четырехколонных портиков получил характер парадности.

В этом же 1790 г. по проекту Стасова был построен новый дом для его семьи на вновь купленном участке в Колосовом (ныне Большой Сухаревский) переулке.

В 1791 г. Стасов разработал перепланировку пересечения Ильинки (ныне улица Куйбышева) с Введенским (ныне Рыбный) и Богоявленским переулками. Его проект 1785 г. на эту перепланировку не был принят из-за необоснованного сноса очень большого числа строений. Во втором варианте Стасов расширил перекресток за счет сноса ветхих зданий и предложил организовать образовавшуюся площадь новым торговым зданием. Этот вариант был реализован, и на углу Ильинки и Введенского переулка по проекту Д. Кваренги был построен Гостиный двор.

В Экспедиции архитектурных дел Московской управы благочиния Стасов проработал до 1794 г.; на этом заканчивался первый период творческой деятельности архитектора в Москве. Одиннадцать лет работы в экспедиции дали ему возможность приобрести необходимые графические навыки, изучить архитектуру классицизма в Москве, а также начать самостоятельную проектную и строительную практику. В эти годы молодой архитектор прошел отличную практическую школу, которая дала ему технические знания, научила конкретному, реальному подходу в решении архитектурно-строительных задач. И это стало одним из основных принципов Стасова-архитектора на протяжении всей его дальнейшей творческой деятельности. Он использовал и развивал в своих последующих работах все то, чему научился за эти годы в экспедиции: геометрическую правильность и логичность плапировки, классические пропорции и формы, не допуская при этом архитектурных и декоративных излишеств. К сожалению, постройки Стасова этого периода не сохранились, и судить о них можно только по архивным чертежам.

Относясь к своей работе очень ответственно и серьезно, Стасов довольно быстро продвигался по служебной лестнице. Через год после поступления на службу, в 1784 г., Стасов уже "архитектуры сержант", а в 1790 г. - помощник архитектора, самостоятельно выполняющий ответственные поручения.

До сих пор нельзя назвать непосредственного учителя Стасова в области архитектуры, но несомненно одно: работая в Москве, ведущими архитекторами которой в то время были Василий Иванович Баженов и Матвей Федорович Казаков, Стасов, мальчиком вступивший на поприще архитектуры, естественно, попал под влияние школы московского классицизма. Это влияние сказывалось потом во многих его постройках, не только московских, но и петербургских и провинциальных.

Кроме этого, огромное влияние на творчество Стасова оказало изучение им памятников древнерусского зодчества в Москве. Среди них такие шедевры русской архитектуры, как храм Василия Блаженного, Московский Кремль с его соборами и дворцами, ансамбли московских монастырей. Все это было для него наглядной школой высокого мастерства.

Круг интересов Стасова не замыкался только на архитектуре. Он был близок к передовой части московской интеллигенции, которая группировалась вокруг Н. И. Новикова и "Дружеского ученого общества". Стасов был знаком с литератором Н. И. Страховым, знавшим буквально всю Москву; тот познакомил молодого архитектора со многими интересными людьми. Через семью саратовских помещиков Левашовых Стасов познакомился с сенатором В. И. Нелидовым, для которого впоследствии построил усадьбу в районе Самотечной площади. Здесь же в Москве он познакомился с княгиней Екатериной Романовной Дашковой - одной из образованнейших женщин России, бывшей в то время директором Санкт-Петербургской академии наук и художеств, а с 21 октября 1783 г. - первым президентом Российской академии.

Ближайшими друзьями Стасова были дети известного всей Москве библиофила, собирателя и издателя древних русских рукописей Петра Кирилловича Хлебникова - Николай, Дмитрий и Анна. Библиотекой Хлебникова пользовался Н. М. Карамзин, работая над "Историей государства Российского". Стасов, сохранивший любовь к хорошим книгам на всю жизнь, имел свободный доступ к этой библиотеке. Через Анну Петровну, в замужестве Полторацкую, Стасов сблизился с Алексеем Николаевичем Олениным, президентом Академии художеств, и стал постоянным посетителем оленинского дома, где собирались поэты, художники, музыканты - Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, П. А. Вяземский, В. Л. Боровиковский, Н. А. Львов и многие другие.

В начале 1794 г. Стасов оставил Москву и отправился в Петербург для прохождения воинской службы. Как дворянин, он был определен в Преображенский гвардейский полк в чине унтер-офицера. Его недолгая военная служба проходила относительно спокойно. Полк постоянно находился при дворе, в столице, и Стасов, воспользовавшись своими московскими связями, попал в среду передовых людей петербургского просвещенного общества. Он посещал салон княгини Анны Петровны Трубецкой (в девичестве Левашовой), бывал у княгини Е. Р. Дашковой, принимавшей участие в судьбе молодого архитектора. Общение в Петербурге с людьми, думавшими о будущем русского искусства, укрепило намерение Стасова связать свою дальнейшую жизнь с архитектурой.

Ровно через год, 1 января 1795 г., Стасов, получив чин подпоручика, вышел в отставку и вернулся в Москву. Начался второй период его работы в столице. Он был назначен к статским делам при департаменте Герольдии, но очень скоро ушел оттуда и два года числился не у дел, т. е. не находился на службе в государственном учреждении. В 1797 г. указом Сената его зачислили в Главную соляную контору в чине коллежского секретаря для постройки соляных заводов.

Все это время не прекращалась архитектурная деятельность Стасова. Он выполнил несколько официальных заказов, среди которых необходимо отметить проект гостиниц на бульварах. Эти гостиницы предполагалось расположить на месте стен Белого города. Кроме того, Стасов осуществил несколько частных построек.

Проект парных двухэтажных гостиниц, которые должны были строиться по краям запланированных бульваров, Стасов сделал в течение 1797–1798 гг. по инициативе московского обер-полицмейстера Н. П. Каверина, выполнявшего распоряжение Павла I. Эти гостиницы "ради приезжающих дворян, иностранцев и купечества" должны были архитектурно организовать въезды в город. По этому проекту гостиницы представляли собой каменные двухэтажные здания с одинаковыми фасадами в классическом стиле, по 30 сажень длиной и 13–16 сажень шириной (в зависимости от места расположения). В первые два года было построено семь зданий гостиниц - у Покровских, Сретенских, Никитских и Пречистенских (ныне Кропоткинские) ворот. Остальные - у Арбатских, Петровских, Мясшщких и Яузских ворот - строились в начале XIX века. Для строительства было разрешено использовать бут, оставшийся в неразобранных фундаментах стен Белого города.

Пожар 1812 г. и позднейшие перестройки совершенно исказили внешний облик зданий, большая часть которых была впоследствии разобрана, и только одно из них (улица Чернышевского, 14) в своей дворовой части сохранило некоторые черты первоначального облика с очень простой, без лишних украшений архитектурой, характерной для конца XVIII столетия.

Активная архитектурная деятельность В. П. Стасова в Москве в последние годы XVIII столетия позволила ему принять участие в оформлении коронационных торжеств по случаю вступления на престол императора Александра I. Осенью 1801 г. Стасов оформлял Сокольническое поле. Вот как он сам описывал свой проект: "…Это сооружение имело форму овала, длиной в одну милю (около 1600 м) и было окружено земляным парапетом с сидениями; площадь внутри была разделена на 12 частей… были установлены 30 павильонов в виде храмов различных древних и современных народов… Вокруг было расположено шестнадцать укрепленных галерей для пяти тысяч избранной публики, а снаружи устроены две дороги для десяти тысяч карет таким образом, чтобы они, двигаясь по кругу, могли бы наблюдать веселье парода…"

Это необычное оформление, свидетельствовавшее о безусловной творческой одаренности автора, привлекло внимание императора, и он пожелал познакомиться с молодым архитектором. Стасов был представлен Александру I и произвел на него приятное впечатление, следствием чего было "высочайшее соизволение" отправить его в заграничную командировку во Францию, Италию и Англию "для усовершенствования знаний примерами славнейших древностей" за счет правительства сроком на три с половиной года.

Отъезд задержался, и только осенью 1802 г. Стасов выехал в Париж, где собирался пробыть два года. Этот срок был сокращен из-за обострения отношений между Россией и Францией, что в дальнейшем помешало Стасову попасть в Англию. С весны 1804 г. Стасов в Италии. В связи с началом военных действий между Францией и Россией командировка Стасова в Италию затянулась на четыре года. Это время молодой архитектор использовал для посещения итальянских городов и изучения итальянской архитектуры, как античной, так и эпохи Возрождения. Особенно большое влияние на Стасова как архитектора оказали памятники античной архитектуры городов Пестума и Геркуланума, изучению которых он посвятил много времени. Стасов был знаком со многими итальянскими архитекторами, пользовался среди них заслуженным авторитетом. Это подтверждается тем фактом, что в 1807 г. Стасов, вторым среди русских зодчих после В. И. Баженова, был удостоен диплома и почетного звания профессора Римской академии живописи, скульптуры и архитектуры св. Луки.

В начале 1808 г. Стасов отправился домой через южную Италию и Австрию и прибыл в Петербург осенью того же года, проведя вдали от России шесть лет.

Сразу по возвращении Стасов был зачислен в ведение кабинета Е. И. В., но так как обязанностей на него никаких не возложили, он отправился в Москву навестить родных. Здесь ему удалось ненадолго перевестись в Экспедицию Кремлевского строения в качестве преподавателя, но с начала 1810 г. Стасова прикомандировали в штат петербургского генерал-губернатора. С этого времени начинается петербургский период его жизни. После 1812 г., когда дом Стасовых в Москве сгорел во время пожара, он перевез в столицу мать и сестру и окончательно стал петербургским жителем.

Так закончился второй, завершающий почти двадцатилетнюю работу, период творческой деятельности В. П. Стасова в Москве. И снова приходится сожалеть, что пожар 1812 г. и время не пощадили его построек и, кроме здания гостиницы на Покровке, практически ничего не сохранилось.

Для самого архитектора этот период был удачным. Он много строил, выполнил несколько крупных заказов, как частных, так и официальных, был замечен и благодаря этому получил возможность изучить европейские памятники архитектуры. Его профессиональный уровень по сравнению с начальным периодом значительно вырос, и можно сказать, что уже на этом этапе своей архитектурной деятельности Василий Петрович Стасов выработал основные профессиональные принципы, которым в дальнейшем следовал всю жизнь.

Осенью 1811 г. В. П. Стасов за проект памятника-мавзолея над могилой русских воинов, павших в Полтавской битве, был удостоен звания академика Санкт-Петербургской академии художеств. Это еще больше подняло его авторитет архитектора и позволило вступить в среду столичных зодчих не новичком, а архитектором с именем, уже добившимся европейской известности.

Стасов выполнял и частные заказы. Одним из таких заказов, но всей вероятности, был проект памятника-мавзолея в Суханове, подмосковном имении князей Волконских. Это предположение [Высказано В, И. Пилявским] заслуживает пристального внимания.

Памятник-мавзолей - одно из замечательнейших произведений русской классической, архитектуры начала XIX века - было построено в течение 1813 г., после смерти владельца усадьбы князя Д. П. Волконского. Круглый храм высотой и диаметром 14 м был расположен в центре полукруглой галереи, образованной дорической колоннадой с симметричными павильонами по краям и двухъярусной колокольней в центре. Главный, западный вход в храм был акцентирован шестиколонным белокаменным дорическим портиком, с двух сторон которого позднее были установлены чугунные жертвенники. Два других входа подчеркивались крыльцами. Наклонные кирпичные стены мавзолея завершались круговым поясом небольших фронтонов, поддерживаемых вынесенными консолями. Каждый из фронтонов был украшен лепными венками с развевающимися лентами. Выше пояса фронтонов находился девятиметровый в диаметре световой барабан, опирающийся на кольцо внутренних стен. Барабан завершался куполом. Внутренние стены были разорваны с трех сторон лоджиями, с парой ионических колонн в каждой, а с востока - алтарем, расположенным в коринфской ротонде.

Предположение об авторстве Стасова аргументируется характерными признаками, встречающимися в других постройках архитектора. Среди них наиболее важными являются наклонные стены, встречающиеся во многих проектах Стасова, а также в двух осуществленных постройках (Провиантские магазины в Москве и конюшни в Царском Селе); орнамент на фронтонах в виде венков с развевающимися лентами, соответствующий аналогичному орнаменту на церкви в селе Авручине и Провиантских магазинах в Москве; замена алтарной преграды ротондой из колонн, что являлось в то время редким и оригинальным приемом в архитектуре культовых сооружений, нарушающим церковные традиции. Этот прием встречается у Стасова в проекте памятника-мавзолея русским воинам, павшим в Полтавском бою, и в Рождественской церкви в селе Истье. И наконец, обращает внимание созвучие яркой художественной выразительности памятника в Суханове с произведениями Стасова первых лет после возвращения из-за границы, когда в памяти архитектора были еще свежи впечатления, полученные при изучении памятников античной архитектуры. Все это, вместе взятое, а также тот факт, что в начале 1813 г. Стасов был в Москве проездом, по пути и Рязань, и мог по поручению заказчика посетить Сухаиово, говорит в пользу авторства Василия Петровича Стасова в этой постройке.

В первой четверти XIX века в России происходил небывалый подъем национального самосознания как в общественной жизни, так и в искусстве, вызванный победой русского народа в Отечественной войне 1812 г. В произведениях лучших русских архитекторов, среди которых был и В. П. Стасов, этот подъем нашел свое отражение. В эти годы Стасов строит много общественных сооружений, в которых его талант зодчего проявляется с наибольшей силой. Среди самых значительных работ Стасова этого периода можно отметить здание Царскосельского лицея, корпуса Российской академии на Васильевском острове, соборную церковь в Саратове, Торговые ряды в Костроме, Ямской рынок в Петербурге и др; Архитектор очень простыми, выразительными средствами добивается необычайно сильного эмоционального воздействия на зрителя. В этих постройках зодчий отрабатывал свой собственный градостроительный подход в решении любой локальной задачи, проявляя глубокое понимание архитектурного ансамбля, заметное уже в его ранних московских работах.

В 1816 г. В. П. Стасов, уже признанный мастер, наряду с К. И. Росси возглавил столичную архитектурную школу. Особенно значительна его роль в создании ансамбля Марсова поля, где он построил казармы Павловского гвардейского полка и неподалеку от них Главные конюшни. Оба проекта были выполнены в 1816 г. Казармы строились с 1817 по 1819 г., а конюшни - с 1817 по 1823 г.

Осенью того же 1816 г. после пятнадцати лет перерыва Стасов снова работает в Москве. Ему было поручено составление проекта на восстановление царского дворца в Московском Кремле, пострадавшего во время пожара 1812 г. До этого отделка интерьеров дворца осуществлялась московскими архитекторами, но после того, как в августе Александр I посетил Москву и остался недоволен медленными темпами восстановления, было решено привлечь к работам В. П. Стасова.

Его проект совершенно изменил внешний вид здания благодаря расширению третьего, мезонинного этажа на всю площадь дворца. Надстройка вызвала появление двух новых каменных лестниц. Отделка фасадов была очень простой, только фасаду со стороны Москвы-реки придавалась большая парадность. Центральный ризалит выделялся портиком с четырьмя парными ионическими колоннами в бельэтаже и большим полуциркульным окном над ним, с барельефами сидящих «Побед» по краям. Такие же барельефы были и над парными колоннами по фасаду. Изменена была планировка помещений. В бельэтаже располагалась парадная анфилада комнат с тронным залом в углу, а в надстроенном третьем этаже - жилые помещения.

Несмотря на то что автором проекта являлся Стасов, непосредственное руководство строительством осуществляли московские архитекторы, отчего при производстве работ происходили расхождения с проектом. На появление искажений и недоработок повлияли также крайне сжатые сроки, данные правительством на восстановление дворца. Практически за полгода требовалось закончить все строительные и отделочные работы. Можно предположить, что все это, вместе взятое, обусловило полную перестройку дворца уже через двадцать лет.

В 1824 г. было составлено несколько проектов по расширению Кремлевского дворца, в том числе один - Стасова. Его вариант был наиболее простым. Он предложил построить отдельно стоящий корпус, связанный с дворцом стилевым единством в оформлении фасадов. Проект не был принят.

Считалось, что после перестройки К. А. Тона от стасовского дворца ничего не осталось. Но весной 1977 г., при проведении реставрационных работ в Большом Кремлевском дворце, была обнаружена кладка из глиняных кирпичей-кувшинов, возведенная в свое время для облегчения сводов перекрытий второго этажа. Ни в одной постройке Тона подобного не встречалось, а Стасов использовал этот прием неоднократно. Особенно широко эта кладка была применена им при восстановлении здания Зимнего дворца в 1837–1839 гг.

В это же время, в 1816–1817 гг., Стасову поручают проектирование новых и исправление старых дворцовых строений как в Петербурге и его пригородах, так и в других местах. В качестве примера исправления старых дворцов может служить восстановление дворца в Московском Кремле и работа Стасова в пригородах Петербурга, а примером нового императорского дворца, построенного по проекту Стасова, может служить дворец в Вильно (ныне Вильнюс).

В число многочисленных служебных обязанностей В. П. Стасова входило проектирование построек для военных нужд. Наибольшего успеха при этом зодчий добился во время работы над так называемыми Провиантскими магазинами, или складами. Архитектор в течение 1816–1821 гг. выполнил несколько вариантов для Петербурга и один для Царского Села. Часть этих проектов была осуществлена, а самый последний вариант, 1821 г., был взят за основу при строительстве Московских провиантских магазинов 1830–1835 гг.

Вопрос о строительстве в Москве складов для хранения хлебного провианта возник в 1820 г., после того как сгорели находившиеся у Серпуховской заставы деревянные Провиантские магазины. В это время из Петербурга в Москву были присланы чертежи Калинкин-ских провиантских магазинов 1819 г. с предписанием взять их за основу. Привязку проекта осуществляли московские архитекторы Соколов и Элькинский, но вскоре работы были прекращены. Когда из восьми предполагавшихся мест строительства было окончательно выбрано место на углу улицы Остоженки (ныне Метростроевская) я Зубовского бульвара, из Инженерного департамента были получены утвержденные чертежи 1821 г. - образцовых Воскресенских провиантских магазинов. Вопросами строительства с самого начала занималась Комиссия Московского провиантского депо, а непосредственное руководство работами, а также привязку проекта к месту с 1826 г. выполнял архитектор Московской строительной комиссии Ф. М. Шестаков. В конце 1829 г. из Петербурга пришло предписание императора Николая I "располагать постройки соответственно высочайше утвержденным планам и фасадам и иметь строгое наблюдение, чтобы сии постройки были производимы правильно, прочно, с надлежащим успехом, и чтобы материалы были употребляемы доброго качества".

Перед Шестаковым, начавшим осуществлять привязку проекта к месту строительства, встало несколько вопросов, основным из которых был небольшой размер участка, отведенного под застройку. Он предложил увеличить участок за счет покупки соседнего владения, находившегося вдоль Зубовского бульвара. Кроме того, Шестаков считал необходимой доездку в Петербург, чтобы ознакомиться на месте с существующими в натуре магазинами и решить несколько частных вопросов. В начале 1830 г. состоялась командировка Шестакова в Петербург. После поездки все вопросы были им удачно решены, что дает возможность предположить, что он непосредственно консультировался с автором проекта [Первым это предположение высказал и аргументировал А. И. Каплун. Он же первым доказал принадлежность проекта Московских провиантских магазинов В. II. Стасову, что долгое время ставилось под сомнение, ввиду того что копии чертежей, присланных из Петербурга, были подписаны не автором проекта, а главным архитектором Инженерного департамента А. Е. Штаубертом].

Вернувшись в Москву, Шестаков принял решение обойтись без соседнего участка и расположил три корпуса магазинов неправильным покоем. Он очень скрупулезно следовал проекту при строительстве, и законченный вариант отличается от проектного решения практически только отсутствием аттиков на фасадах. Им были сохранены мощные наклонные стены, рустованные в центральной части, с редкими проемами, подчеркнутыми полуциркульными окнами и нишами второго этажа, а также лепными декоративными венками. В окна, вместо предполагавшихся ранее Шестаковым стекол, были вставлены железные решетки и железные створчатые ставни, использованные в петербургских постройках.

Проект включал только здания самих магазинов; Шестаков добавил во время строительства здание гауптвахты во дворе и оград между корпусами. Небольшое здание гауптвахты решено в стилевом единстве с основными корпусами. Чугунная литая ограда в виде стоящих вертикально копий с кистями - единственная в своем роде в Москве. Сначала предполагалось строить каменную ограду, но затем было решено оставить каменной ее дворовую часть, а парадную, уличную, сделать металлической. Это решение оказалось удачным, так как в таком виде ограда очень гармонично связана с мощными, суровыми корпусами.

Главный въезд со стороны Остоженки был организован приземистыми пилонами с завершением в виде военных атрибутов. Несомненно, на выбор места главных ворот повлиял тот факт, что напротив, через улицу, находился тогда дворец великого князя Михаила, построенный архитектором А. Г. Григорьевым. Эти крупные архитектурные ансамбли были лишены стилевого единства и тем не менее удачно сочетались.

Закладка первых двух корпусов произошла 5 июня 1830 г., а закончилось строительство в 1835 г. За пять лет был создан ансамбль, по праву входящий в число лучших произведений русской классической архитектуры.

А. В. Щусев так писал в свое время о Провиантских магазинах в Москве: "Простота архитектурного решения здесь не знает себе равной. Немногочисленные детали убранства прорисованы с исключительным совершенством. Три здания складов, несмотря на неправильную форму участка, образуют неразрывное единство. Можно смело сказать, что эта группа сооружений чисто утилитарного порядка, окрашенная в простой белый цвет, - одна из лучших в архитектуре Москвы. По совершенству своих форм она стоит рядом с лучшими произведениями русской архитектуры".

Это последняя постройка, осуществленная по проекту Василия Петровича Стасова в Москве. Участие в конкурсе на проектирование храма Христа Спасителя - памятника героизму и мужеству русского народа, победившего в Отечественной войне 1812–1814 гг., не принесло Стасову успеха, несмотря на то что этой работой зодчий занимался с перерывами почти двадцать лет. Понимая всю ответственность этого проекта, Стасов очень серьезно отнесся к работе. Основной вопрос, который занимал в это время архитектора, - каким должен быть храм (использовать образцы античные или древнерусские?). Сохранилось письмо Стасова к А. Н. Оленину, где он поднимает эту проблему. После долгих раздумий Стасов пришел к выводу, что наилучшей формой для памятника будет мощное одноглавое сооружение со звонницами по углам второго яруса; с трех сторон ею должны были быть расположены мощные десятиколонные портики коринфского ордера. Весь храм располагался на высоком цоколе. Таи выглядел последний проект Стасова, выполненный им в 1830 г. В 1815 г. был принят проект архитектора А. Л. Витберга, к которому Стасов был назначен консультантом. Стасов считал, что наилучшим местом для расположения памятника являются Воробьевы (ныне Ленинские) горы, и посоветовал Витбергу выбрать именно это место.

Проект Витберга был отвергнут Николаем 1, и на новом конкурсе Стасов представил проект, о котором говорилось выше. Этот проект также не был принят, и постройка памятника была отложена на некоторое время, пока на новом месте у Кропоткинских ворот, где теперь бассейн «Москва», по проекту К. А. Тона не был наконец воздвигнут пятиглавый храм Христа Спасителя в псевдорусском стиле.

В дальнейшем Василий Петрович Стасов создал целый ряд сооружений, стоящих в ряду лучших произведений архитектуры того периода. Среди них можно назвать Спасо-Преображенский собор (1827–1829), Триумфальные ворота в честь Гвардейского корпуса (1827–1834), Троицко-Измайловский собор (1827–1835), монументы М. И. Кутузову и М. Б. Барклай-де-Толли у Казанского собора (1830–1837), ансамбль Смольного монастыря (1832–1835), Триумфальные ворота у бывш. Московской заставы (1834–1838), интерьеры Зимнего дворца (1837–1839).

До последних лет жизни Василий Петрович Стасов трудился на избранном им поприще. Уже в возрасте далеко за семьдесят лет он руководил работами по строительству здания нового Эрмитажа. Умер Василий Петрович Стасов 24 августа 1848 г. в Петербурге в возрасте семидесяти девяти лет. Его прах покоится на бывш. Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (ныне Ленинградский некрополь).

Говоря о значении работ Стасова и о его влиянии на современную ему архитектуру, необходимо отметить тот факт, что, начав свою архитектурную деятельность в Москве и проработав здесь первые двадцать лет, Стасов именно в Москве вырабатывает основные принципы, используемые им в дальнейшем. А. В. Щусев писал: "По-видимому, уже на раннем, московском, этапе деятельности Стасова сложился основной характер его архитектуры - простота композиционного решения, подчеркивающая основную, четко выраженную идею.

Суровость форм и лаконичность архитектурно-художественного языка вторят общему целенаправленному замыслу. Возможно, что эти черты архитектурного творчества Стасова сложились под воздействием последних московских произведений Казакова. Однако в этот период Стасов не создал еще произведений, которые выдвинули бы его в шеренгу первых мастеров русского классицизма. Это произошло лишь после великой победы русского народа над Наполеоном в 1812 г.".

И здесь снова приходится сожалеть о том, что пожар 1812 г. в Москве не пощадил построек Стасова. Именно поэтому московский период творчества архитектора представлен в основном проектами. Сохранились только сильно искаженные поздними перестройками здание гостиницы у Покровских ворот (1797–1798), храм-мавзолей в Суханове (1813), остатки в кладке Кремлевского дворца (1816) и ансамбль Провиантских магазинов на Зубовской площади (1830–1835). Это только небольшая часть всего построенного Стасовым в Москве, причем количество сохранившихся построек несоизмеримо с тем значением, которое имел московский период для всей дальнейшей деятельности архитектора. И это влияние московской школы можно проследить в последующих постройках Стасова, как петербургских, так и провинциальных.

До сих пор московский период деятельности зодчего не выделялся исследователями творчества Стасова особо. Можно утверждать, что эти первые двадцать лет работы архитектора в Москве явились для него тем фундаментом, без которого В. П. Стасову, возможно, не удалось бы добиться таких выдающихся успехов в своей архитектурной деятельности.

А рхитектор Василий Стасов начинал свою карьеру как рядовой чертежник в Экспедиции архитектурных дел. Однако сегодня невозможно представить облик Москвы или Санкт-Петербурга без построенных или реконструированных им зданий. Предлагаем прогуляться по двум столицам и познакомиться поближе с творениями известного русского архитектора .

Ансамбль провиантских складов

Проект Провиантских складов Василий Стасов создал, работая в Инженерном департаменте Петербурга. Воплощением его идеи в Москве занимался архитектор Федор Шестаков.

Архитектурный ансамбль прост, но величествен. Все здания ансамбля - двухэтажные, высота потолков у них одинаковая - шесть метров. Полукруглые окна размещаются в нишах, декор фасадов лаконичен: их центральные части украшены рустовкой. Оштукатуренную поверхность разрезали пилой особым образом, чтобы стены выглядели сложенными из крупных камней правильной формы. Также на фасадах можно увидеть лепные украшения. Декоративные карнизы и венки с гирляндами были характерными элементами отделки зданий в стиле ампир.

Нарвские ворота

Триумфальную арку построили в честь русских войск после победы в Отечественной войне 1812 года. Арка была возведена из дерева и гипса всего за один месяц и вскоре обветшала. Разработать новый проект ворот поручили Василию Стасову. Строительство началось в 1827 году и продолжалось семь лет.

Арку построили из кирпича, который потом обшили медными листами. Ее высота составила около 30 метров, а ширина - 28 метров. Ворота опоясывали 12 десятиметровых колонн. На декоративных карнизах установили крылатые женские фигуры (по задумке скульптора Ивана Леппе они олицетворяли Славу), а внизу - медные скульптуры русских витязей. Арка украшена барельефами и золотыми памятными надписями. Венчает ворота фигура Победы на колеснице, запряженной шестеркой коней.

Во внутренних помещениях арки по задумке архитектора должен был открыться мемориальный музей. Но по решению военного ведомства там разместили солдат, охранявших Нарвскую заставу.

Казармы Павловского лейб-гвардии полка

На месте казарм Павловского лейб-гвардии полка в разное время находились дворец Елизаветы - дочери Петра I, ломбард, Петербургский воспитательный дом. В 1797 году в здании расположились казармы Кексгольмского полка. Спустя 20 лет Василий Стасов по поручению Александра I занялся реконструкцией здания. Он сохранил его первый ярус, незначительно изменил внутреннюю планировку и создал единый фасад с правильными пропорциями, присущими классическому стилю в архитектуре. На фасаде появился десятиколонный портик, первый этаж украсили арки, а верх здания - лепные барельефы. Монументальное сооружение завершило архитектурный ансамбль площади, где проходили военные марши, учения, парады и смотры войск.

Перепланировка корпусов позволила разместить в казармах до 3000 человек. Василий Стасов предусмотрел различные хозяйственные помещения: кухни и прачечные, кузницы и оружейные склады. Внутри здания появилась церковь.

Троице-Измайловский собор

Первая церковь лейб-гвардии Измайловского полка была деревянной. Летом ее возводили недалеко от устья реки Фонтанки, а на зиму разбирали. В 1754 году на ее месте заложили пятиглавый храм, но он сильно пострадал от наводнения 1824 года. Василию Стасову поручили по образцу старой церкви создать проект каменного собора, строительство которого закончилось в 1835 году.

Планировка и декор собора сдержанны. 24 колонны его портиков стоят близко к белым гладким стенам, вверху расположены барельефы, изображающие ангелов и цветочные гирлянды. Основной акцент в храмовой композиции Василий Стасов сделал на пяти ярко-голубых куполах. Близко расположенные друг к другу, они формируют торжественный силуэт храма.

Собор Измайловского полка должен был стать не просто молельным домом, но и музеем, который будет рассказывать о завоеваниях Российской империи. Внутри церкви хранились военные трофеи Крымской и Русско-турецкой войн - знамена, ключи от городов, орудия и флаги с захваченных кораблей.

Зимний дворец

В 1837–1839 годах Василий Стасов руководил восстановительными работами в Зимнем дворце . Внутренние помещения Зимнего дворца, кроме сводов первого этажа, уничтожил сильнейший пожар 1837 года. Его не могли потушить три дня, в огне погибли 13 человек.

В реконструкции здания также участвовали архитекторы Александр Штауберт и Александр Брюллов. Восстановление внутренних помещений было выполнено в рекордно короткий срок - всего за два года. При строительстве новых перекрытий Стасов использовал специальные несгораемые материалы для крыши дворца и новые конструкции, которые должны были облегчить своды. По распоряжению Николая I Стасов практически без изменений восстановил интерьеры Парадной (Иорданской) лестницы, Большой и Малой церквей. Парадные залы дворца подверглись небольшой перепланировке, но в целом и они были оформлены в прежнем виде.

Малый Эрмитаж

Проект Висячего сада, по желанию Екатерины II, разработал Жан Батист Мишель Деламот. Сооружение расположилось между Северным и Южным павильонами Малого Эрмитажа . Уже в 1766 году здесь высадили первые деревья и кустарники.

К 1841 году Висячий сад находился в плачевном состоянии. Его реконструкцию поручили Василию Стасову. В помещениях под садом находился Манеж, конюшни и каретный сарай. Архитектор заменил опорные столбы в Манеже, а по периметру антресольного этажа построил галерею. Для укрепления сводов конюшен Стасов установил гранитные колонны, в перестроенных подвалах появилась новая система отопления - аммосовские печи. В них попадал уличный воздух, нагревался и по специальным жаровым каналам, проложенным в стенах, поднимался в помещения дворца. Во время реконструкции была усовершенствована система канализации. Спустя два года Василий Стасов надстроил четвертый этаж Южного павильона.

Исаакиевский Собор

Василий Стасов входил в комитет Исаакиевского собора . Группа российских архитекторов, инженеров, художников и скульпторов была задействована в строительстве, которым руководил Огюст Монферран. Конкурс на реконструкцию Исаакиевского собора был объявлен в начале XIX века: предыдущий приземистый храм совершенно не вписывался в архитектурный облик Петербурга. Про его кирпичные стены на мраморном основании жители города сочиняли ехидные эпиграммы, за что некоторых из них даже сослали в Сибирь. Новый храм возводили 40 лет - с 1818 по 1858 год.

При строительстве здания было применено много новых для того времени технологий: купол построили с применением металлических конструкций, мраморные колонны привозили с пристани (куда их доставляли с каменоломни) по первому в России рельсовому пути, для подъема колонн использовали специальные леса и механизмы. После реконструкции Исаакиевский собор стал четвертым в мире по величине. Его высота составляет 101,5 метра, а внутреннее пространство храма позволяет одновременно вместить 10 тысяч посетителей.

Василий Петрович Стасов (1769–1848) – русский архитектор, один из основоположников русского ампира .

Академик Петербургской академии художеств.

Отец известного искусствоведа В.В. Стасова

Первоначальное художественное образование получил в гимназии Московского университета.

После смерти отца (1783), вынужден был идти работать для поддержки семьи и поступил на службу (в звании «архитектуры капрала») в Экспедицию архитектурных дел местной управы благочиния.

В 1794 году приехал в Петербург для прохождения воинской службы.

Выйдя вскоре в отставку, вернулся в Москву (1797) и работал архитектором Главной соляной конторы.

Представленный Александру I в качестве оформителя Сокольнического поля для коронационных торжеств (1801), по личному указу императора был направлен во Францию и Италию «для усовершенствования знаний» .

Возвратившись на родину в 1808 году, получил ответственный пост при петербургском генерал-губернаторе и окончательно перебрался в новую столицу в 1812 году.

С 1816 года – член «Комитета для приведения в лучшее состояние всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге».

Много строил и в других городах империи – гостиный двор в Костроме (1812–1820), собор Александра Невского в Саратове (1815–1826; снесён в 1930-е годы), усадьба Грузино в Новгородской губернии (1815–1820-е годы, разрушена во время Второй мировой войны), Провиантские склады в Москве (при участии Ф.М. Шестакова; 1821–1835), перестройка Путевого дворца в Новгороде (1824–1828) и дворца генерал-губернатора в Вильнюсе (при участии Г.В. Гаврилова и К. Греготовича; 1825–1832) и др.

Составил в 1810-е годы свыше 100 образцовых проектов жилых и хозяйственных построек, а также оград .

Однако с максимальной полнотой его творческая манера – стилистически унифицированная, строгая , основанная в первую очередь на монументальной выразительности самих архитектурных форм, а не декоративных скульптурно-орнаментальных акцентов (обычно достаточно сосредоточенных и лаконичных), – раскрылась в зданиях, возведённых в Петербурге и его окрестностях : казармы Павловского полка, (1817–1820), главенствующие в ансамбле Марсова поля; комплекс Конюшенного ведомства (1817–1823); Ямской рынок (1819–1820); провиантские склады – в самой северной столице (1819–1821) и в Царском селе (ныне Пушкин; 1819–1822); царскосельские мемориальные ворота «Любезным моим сослуживцам» (чугун, 1817–1821), Манеж (1819–1821), Большая оранжерея (1820–1823) и Конюшенный корпус (1823); петербургские соборы (Преображенский, 1827–1829, и Троицкий, 1828–1835) и триумфальные ворота – Нарвские (1833) и чугунные Московские (1834–1838).

В 1832–1835 годах под его началом был завершён ансамбль Смольного монастыря , который строил в 1748–1764 годах В.В. Растрелли.

Вместе с А.П. Брюлловым Стасов возглавил работы по восстановлению Зимнего дворца после пожара 1837 года, воссоздав важнейшие интерьеры, включая обе дворцовые церкви и Иорданскую лестницу, и надстроив Малый Эрмитаж.

Он проявил себя здесь не только как виртуозный декоратор, но и как замечательный инженер , применив целый ряд передовых для своего времени металлических конструкций.

Стасов реставрировал также массу дворцовых помещений в Царском Селе, Петергофе и Ораниенбауме.

Последним его официальным занятием был строительный контроль за возведением примыкающего к Зимнему здания Нового Эрмитажа (по проекту Л. фон Кленце; с 1839 года).

Стасов - последний представитель русской классической архитектуры, расцветшей во второй половине 18 и начале 19 вв.

Развивая основные идеи и композиционные приёмы последнего этапа русского классицизма - ампира, Стасов особенно часто обращался к строгим формам дорического ордера, добивался торжественного звучания архитектурного образа.

В ряде его произведений сказались отзвуки национального торжества после победы России в Отечественной войне 1812 года, темы воинской героики и доблести, государственного могущества .

Умер Василий Петрович Стасов в Петербурге 24 августа (5 сентября) 1848 года. Похоронен в Некрополе мастеров искусства в Александро-Невской лавре.

На доме (Галерная улица, 40), где в Петербурге в 1817-30 годах жил Стасов, установлена мемориальная доска.

А рхитектор Василий Стасов первые свои здания проектировал без специального образования. Однако он стал вторым в России архитектором, который получил звание профессора Римской академии живописи, скульптуры и архитектуры. Стасов возвел многие известные здания Петербурга и Царского Села : ансамбль казарм Павловского полка на Марсовом поле, Конюшенную церковь, Нарвские ворота и Царскосельский лицей .

Первые проекты архитектора-самоучки

Василий Стасов родился в 1769 году в Москве в небогатой дворянской семье. Основам черчения, рисунка и архитектурного искусства мальчик научился в гимназии при Московском университете. Ранняя смерть отца и старшего брата вынудила 14-летнего Стасова оставить учебу в гимназии и поступить в экспедицию Московской управы благочиния. Экспедиция утверждала проекты зданий и места под их строительство.

Способный юноша быстро продвигался по службе и вскоре получил звание помощника архитектора. С этого момента Василий Стасов не только проверял чужие чертежи, но и получил право самому проектировать здания. За время работы в экспедиции он создал около 100 проектов для Москвы и Московской области.

К 1794 году Василий Стасов стал известным архитектором , но без академического диплома он мог бы до конца жизни прослужить в Московской управе благочиния. На судьбу архитектора повлиял дворцовый переворот 1801 года в Петербурге. Ему поручили оформить Сокольничье поле в Москве - одно из центральных мест коронационных торжеств нового императора Александра I .

Московский архитектор-самоучка представил проект, который Александру I очень понравился. Сооружение для коронационных торжеств имело форму овала и было поделено на кварталы. В центре каждого из них находились бассейны, куда стекались белые и красные вина, пиво, мед. Буфеты с угощениями были оформлены в виде турецких, римских, греческих, китайских и древнерусских храмов. Архитектурные чертежи Стасов дополнил описаниями увеселений.

Профессор Римской академии

В 1802 году император направил Василия Стасова в Париж - изучать архитектуру за государственный счет. Но в 1804 году отношения между Россией и Францией резко ухудшились, и Стасов был вынужден переехать в Рим. Здесь он поступил в Академию живописи, скульптуры и архитектуры святого Луки. За успехи в учебе Римская академия присвоила русскому архитектору звание профессора - до Стасова такого звания из россиян удостаивался лишь зодчий Василий Баженов.

В Италии архитектор планировал оставаться 1,5 года, но в итоге пробыл 4: в 1805 году в Европе началась война между Наполеоном и русско-австрийской коалицией. Вернуться на родину Стасов смог только после заключения Тильзитского мира. По возвращению в 1808 году Стасова отправили на службу при генерал-губернаторе Петербурга для работ «по особым высочайшим повелениям». С этого времени архитектор работал над самыми крупными заказами двора и государства.

В 1810 году Василию Стасову поручили перестроить под учебное заведение часть Екатерининского дворца в Царском селе. На первом и втором этажах Стасов разместил квартиры преподавателей и хозяйственные помещения, на третьем этаже - учебные классы и большой парадный зал. На четвертом этаже находились спальни лицеистов.

В 1811 году Стасова избрали академиком архитектуры Императорской Академии художеств. Через год архитектор окончательно перебрался из Москвы в столицу. Его первым общественным зданием в Санкт-Петербурге стал комплекс Российской Академии на Васильевском острове . Одновременно зодчий работал над строительством Казанского собора , благоустройством территории вблизи Мытного двора.

Архитектор Петербурга и Царского села

В 1817 году по проекту Стасова началось грандиозное строительство: на Марсовом поле возводили казармы Павловского полка. Параллельно зодчий работал над перестройкой соседнего Конюшенного двора. Вместе здания создали изящный архитектурный ансамбль, который к тому же сочетался с окружающими строениями. За выдающееся мастерство император пожаловал Стасову пожизненный пансион в 2000 рублей в год.

Василий Стасов умер в 1848 году. Похоронили архитектора в некрополе Александро-Невской лавры .