Виды фундамента для пристройки к дому. Как пристроить фундамент к существующему Как пристроить новый фундамент к существующему

Одним из этапов строительства фундамента является создание арматурного каркаса. Именно эта конструкция отвечает за прочность основания под домом. В комплексе с бетоном она образует надежную опору для стен.

Вязка арматурных прутьев под ленточное основание считается наиболее подходящим способом скрепления металлической основы всей железобетонной конструкции. Этот вариант не только сохраняет линейную и пространственную форму каркаса, но и дает возможность балансировать конструкции для принятия оптимального положения под воздействием создающихся нагрузок.

Правильная вязка не дает возможности соединенным элементам перемещаться относительно друг друга.

Правила армирования ленточного фундамента

Для большей прочности и надежности основания под домом необходимо соблюдение правил создания армирующего каркаса:

  • Использовать нужно только качественную прочную арматуру.
  • Не следует использовать для армирования гладкие прутья, так как в этом случае снижается сцепление металла и бетонного раствора, а соответственно прочность всего фундамента.
  • Продольное соединение рекомендуется выполнять способом внахлест.
  • Вязка арматуры в углах каркаса и в местах его пересечения должна иметь особую прочность.

Способы и схемы вязки арматурного каркаса

Чаще всего арматурный каркас представляет собой объемную коробчатую конструкцию из горизонтальных и вертикальных прутов. Существует несколько способов создания металлического скелета:

  • Из прутьев создаются четыре решетки, которые соединяются между собой, формируя грани прямоугольного короба.
  • Из арматуры делают прямоугольники с закругленными углами. Затем выполняется соединение прямоугольных колец по сторонам с помощью длинных прутьев.
  • Самым прочным и дорогостоящим способом считается создание каркаса в виде кристаллической решетки, имеющей прямоугольную форму. В принципе этот вариант повторяет предыдущие способы, но отличается большим внутренним усилением.

Схемы вязки проволоки

А теперь ответим на вопрос: как же все-таки правильно вязать арматуру для ленточного фундамента? Соединять прутья арматуры с помощью вязальной проволоки можно по нескольким схемам:

  • Глухим узлом.
  • Крестовым узлом.
  • Двухрядным узлом.
  • Вязкой узлов из проволоки в углах.
  • Вязкой в пучке без подтягивания.

В любом случае для работы понадобится специальное приспособление для вязки. В специализированных строительных магазинах можно приобрести вязальный пистолет для арматуры. Более простым приспособлением является вязальный крючок. В крайнем случае, можно использовать обыкновенные пассатижи. Классический вариант вязки арматуры с помощью проволоки подразумевает выполнение следующих действий:

  • Отрезают проволоку длиной около 30 см и складывают ее пополам.
  • В левую руку берут проволоку, а в правую – приспособление для вязки.
  • Проволоку подводят под соединение арматурных прутьев и вставляют крючок в проволочную петлю.
  • Прутья огибают проволокой и кладут на крючок ее концы.
  • Вязальное приспособление поворачивают в направлении движения часовой стрелки так, чтобы концы проволоки были замотаны вместе.
  • В процессе вязки главное не перетянуть проволоку, чтобы избежать ее разрыва. По советам опытных мастеров достаточно сделать три оборота крючка.
  • Крючок вытаскивают из петли – соединение завершено.

Весь процесс вязки очень трудоемкий и долгий, так как для армирования ленточных фундаментов требуются объемные каркасы достаточно больших размеров.

Пошаговая инструкция по укладке и вязке арматуры

Вязать арматурный каркас и укладывать его на место одному человеку достаточно сложно и неудобно. Лучше всего выполнять работу командой из двух или трех человек.

Наиболее простым и удобным способом считается вязка арматуры на земле с последующей укладкой готовых элементов каркаса в траншею.

Создавать металлический скелет нужно в определенной последовательности:

  1. Готовят прутья арматуры. Для этого необходимо разрезать длинные прутья на нужную длину.
  2. На ровной площадке укладывают два длинных прута и выравнивают их торцы.
  3. Отступив от края прутьев около 20 см, одним из способов привязывают с двух сторон горизонтальные распорки.
  4. Выдерживая расстояние от 20 до 40 см, привязывают аналогичные распорки по всей длине. В результате получился один элемент каркаса.
  5. Чтобы получить вторую часть, необходимо повторить действия.
  6. Далее нужно скрепить вместе обе части. Для этого по краям конструкций привязывают по две горизонтальные распорки.
  7. Теперь аналогичным образом связывают каркас по всей длине.
  8. На дно траншеи устанавливают подкладки, имеющие высоту около 5 см. На этих подкладках будет лежать нижний ряд каркаса. По бокам траншеи устанавливают подпорки, которые будут удерживать сетку в нужном положении.
  9. Далее измеряют не провязанные углы и стыки и отрезают соответствующие куски арматуры. Этими отрезками собранные на земле сетки будут связываться в единую конструкцию.
  10. Вязку арматуры выполняют методом внахлест. Вначале связывают нижние повороты, после переходят к вертикальным стойкам, а в последнюю очередь выполняют вязку верхних поворотов.

Другие способы соединения арматуры

Вязка арматуры считается самым надежным способом соединения прутков арматуры при создании каркаса для ленточного фундамента. Однако существуют и другие варианты монтажа металлического скелета:

  • При помощи сварочного оборудования. Имея в арсенале сварочный аппарат и некоторые навыки по работе с ним, можно быстрее и проще создать каркас для фундамента из металлических прутьев. Но в этом случае стоит учитывать особенности такого соединения арматуры. Во-первых, сварка способствует утончению металла, делая его более хрупким. Во-вторых, сваренный каркас будет надежным лишь в том случае, когда правильно подобран металл и электроды, а также соблюдены все нормы и правила.
  • Соединение внахлест. Этот способ предполагает не поперечное, а продольное соединение прутьев. При этом отдельные концы арматуры имеют выпуск не меньше 15 см для последующей обмотки проволокой.
  • С помощью пластиковых ленточных хомутов. Такой способ может использоваться при строительстве фундамента под небольшие конструкции. Соединение пластиковыми хомутами делает процесс вязки несколько проще. Однако стоит помнить, что такой каркас менее устойчив к нагрузкам, а под воздействием низкой температуры пластик может лопнуть.
  • С помощью зажимов или скоб, выполненных из пластика или стали.

Любое здание не может обойтись без надежного и крепкого основания. Строительство фундамента является наиболее важным и трудоемким этапом. Но в этом случае должны быть соблюдены все правила и требования по укреплению фундамента. Для этой цели возводят ленточный фундамент, который способен сделать основу сооружения крепкой и надежной. Стоит рассмотреть подробнее особенности ленточного фундамента, а также технологию выполнения армирования конструкции.

Особенности

Ленточный фундамент представляет собой монолитную бетонную полоску без разрывов на дверные проемы, становящуюся основой под строительство всех стенок и перегородок конструкции. Основой ленточной конструкции является бетонированный раствор, который изготавливается из цемента марки М250, воды, песочной смеси. Для его упрочнения применяют арматурный каркас, выполненный из металлических прутьев разных диаметров. Лента углубляется на определенное расстояние в почву, одновременно выступая над поверхностью. Но ленточный фундамент подвергается серьезным нагрузкам (движение грунтовых вод, массивная конструкция).

В любой ситуации нужно быть готовым к тому, что различные негативные влияния на сооружения могут сказываться на состоянии основы. Поэтому, если армирование выполнено неправильно, при первой малейшей угрозе фундамент может разрушиться, что приведет к разрушению всей постройки.

Армирование имеет следующие преимущества:

  • препятствует проседанию грунта под зданием;
  • утвердительно сказывается на шумоизоляционных качествах фундамента;
  • повышает устойчивость фундамента к резким перепадам температурных режимов.

Требования

Расчеты арматурных материалов и схемы армирования выполняются в соответствии с правилами функционирующего СНиПА 52-01-2003. Сертификат имеет конкретные правила и требования, которые необходимо выполнять при армировании ленточного фундамента. Главнейшими показателями прочности бетонных сооружений являются коэффициенты сопротивляемости на сжатие, растяжение и поперечный излом. В зависимости от установленных стандартизированных показателей бетона подбирается определенная марка и группа. Выполняя армирование ленточного фундамента, определяется тип и контролируемые показатели качества арматурного материала. По ГОСТу допускается использование горячекатаной строительной арматуры повторяющегося профиля. Группа арматуры выбирается в зависимости от предела текучести при предельных нагрузках, она должна обладать пластичностью, стойкостью к ржавчине и низким температурным показателям.

Виды

Для армирования ленточного фундамента употребляется два вида прутьев. Для осевых, которые несут ключевую нагрузку, необходим класс АII или III. При этом профиль должен быть ребристый, ведь он обладает лучшей адгезией с бетонным раствором, а также в соответствии с нормой передает нагрузку. Для суперконструкционных перемычек используют более дешевую арматуру: гладкую класса АI, толщина которой может быть 6–8 миллиметров. За последнее время большой востребованностью стала пользоваться стеклопластиковая арматура, ведь она обладает лучшими прочностными показателями и длительными эксплуатационными сроками.

Большинство проектировщиков не рекомендуют ее употреблять для фундаментов жилых помещений. По правилам это должны быть железобетонные конструкции. Особенности таких стройматериалов давно известны. Разработаны специализированные арматурные профили, которые способствуют тому, что бетон и металл объединяются в целостную конструкцию. Каким образом будет вести себя бетон со стеклопластиком, как надежно будет данная арматура соединяться с бетонной смесью, а также успешно ли эта пара будет справляться с различными нагрузками – все это малоизвестно и практически не испробовано. Если есть желание поэкспериментировать, можно применить стекловолоконную либо железобетонную арматуру.

Расчет

Расход арматуры нужно выполнять на этапе планирования чертежей фундамента, чтобы в дальнейшем с точностью знать, какое количество стройматериала потребуется. Стоит ознакомиться с тем, как рассчитать количество арматуры для мелкозаглубленного основания высотой 70 см и шириной 40 см. Для начала необходимо установить внешний вид металлокаркаса. Он будет изготовлен из верхнего и нижнего армопояса, в каждом по 3 арматурных прутьев. Промежуток между прутками будет равняться 10 см, а также нужно добавить еще 10 см для защитного бетонированного слоя. Присоединение будет выполняться провариваемыми отрезками из арматуры идентичных параметров с шагом 30 см. Диаметр арматурного изделия равен 12 мм, группа А3.

Расчет необходимого количества арматуры выполняется следующим образом:

  • чтобы определить расходование прутков на осевой пояс, нужно сделать расчет периметра фундамента. Следует взять символическое помещение с периметром 50 м. Так как в двух армопоясах находится по 3 прутка (в сумме 6 штук), то потребление составит: 50х6=300 метров;
  • теперь следует рассчитать, какое количество соединений потребуется для стыкования поясов. Для этого необходимо разделить общий периметр на шаг между перемычками: 50: 0,3=167 штук;
  • соблюдая определенную толщину ограждающего бетонного слоя (около 5 см), величина перпендикулярной перемычки будет составлять 60 см, а осевой – 30 см. Численность отдельного типа перемычек на одно соединение составляет 2 штуки;
  • нужно высчитать расходование прутков на осевые перемычки: 167х0,6х2=200,4 м;
  • расход изделий для перпендикулярных перемычек: 167х0,3х2=100,2 м.

В итоге расчет арматурных материалов показал, что общее количество для расходования составит 600,6 м. Но это число неокончательно, необходимо приобретать изделия с запасом (10–15%), поскольку придется выполнять усиление фундамента в угловых областях.

Схема

Постоянное движение грунтов оказывает серьезнейшее давление на ленточный фундамент. Чтобы он крепко противостоял таким нагрузкам, а также на этапе планировки ликвидировал источники образования трещин, специалисты рекомендуют позаботиться о правильно выбранной схеме армирования. Схема армирования фундамента – это конкретное расположение осевых и перпендикулярных прутков, которые собраны в единую конструкцию.

В СНиПе №52-01-2003 четко рассматривается каким образом выполняют укладку арматурных материалов в фундамент, с каким шагом в различных направлениях.

Стоит рассмотреть следующие правила из данного документа:

  • шаг укладывания прутьев зависит от диаметра арматурного изделия, габаритов гранул щебенки, метода укладки бетонного раствора и его уплотнение;
  • шаг рабочего упрочнения – это дистанция, которая равна двум высотам сечения упрочняющей ленты, но не больше 40 см;
  • поперечное упрочнение – это расстояние между прутьями составляет половину ширины самого сечения (не больше 30 см).

Определяясь со схемой армирования, необходимо учитывать тот факт, что в опалубку монтируется собранный в одно целое каркас, а внутри будут обвязываться только угловые участки. Число осевых армированных слоев должно быть не менее 3 по всему контуру фундамента, ведь заранее невозможно определить области с наиболее сильными нагрузками. Наиболее востребованными являются схемы, у которых соединение арматуры выполняется таким образом, чтобы образовывались ячейки геометрических фигур. В данном случае гарантируется крепкое и надежное фундаментальное основание.

Технология работ

Армирование ленточного фундамента проводится с учетом следующих правил:

  • для функционирующей арматуры применяют прутья группы А400, но не ниже;
  • специалисты не советуют употреблять в качестве соединения сварку, поскольку она притупляет сечение;
  • на углах арматура в обязательном порядке связывается, но не сваривается;

  • для хомутов не разрешено использовать безрезьбовую арматуру;
  • необходимо строго выполнять защитный бетонированный слой (4–5 см), ведь он является защитой металлических изделий от коррозии;
  • при выполнении каркасов прутья в осевом направлении соединяются с нахлестом, который должен составлять не меньше 20 диаметров прутьев и не меньше 25 см;
  • при частом размещении металлических изделий необходимо соблюдать крупность заполнителя в бетонном растворе, он не должен застревать промеж прутков.

Подготовительные работы

Прежде чем приступать к работе, необходимо очистить рабочий участок от различного мусора и мешающих предметов. По предварительно подготовленной разметке выкапывается траншея, которую можно сделать вручную либо с помощью специализированной техники. Чтобы стены были в идеально ровном состоянии, рекомендуется монтировать опалубку. В основном каркас помещают в траншею вместе с опалубкой. После чего выполняют заливку бетоном, а также в обязательном порядке проводится гидроизоляция конструкции посредством рубероидных листов.

Способы вязки арматуры

Схема упрочнения ленточного фундамента допускает соединение прутьев методом связки. Связанный металлокаркас обладает повышенной крепостью сравнительно со сварочным вариантом. Это объясняется тем, что увеличивается риск прожига металлических изделий. Но это не относится к заводским изделиям. Допускается для ускорения работ выполнять армирование на прямолинейных участках методом сваривания. Но армировку углов производят только с применением вязальной проволоки.

Перед тем как вязать арматуру нужно приготовить необходимые инструменты и стройматериалы.

Существует такие два способа связывания металлических изделий:

  • специализированный крючок;
  • вязальная машинка.

Первый способ подходит для небольших объемов. Кладка арматуры в данном случае займет слишком много времени и сил. В качестве соединяющего материала применяют отожженную проволоку, диаметр которой составляет 0,8–1,4 мм. Употребление иных стройматериалов запрещено. Арматуру можно связать отдельно, а после опустить в траншею. Либо выполнять связывание арматуры внутри котлована. Оба способа рациональные, но имеются некоторые различия. Если изготавливать на поверхности земли, то можно справиться самостоятельно, а в траншее понадобится помощник.

Как правильно вязать арматуру в углах ленточного фундамента?

Для угловых стен используется несколько методов связывания.

  • Лапкой. Для осуществления работ на конце каждого прута делают лапку под углом 90 градусов. В данном случае стержень напоминает кочергу. Величина лапки должна составлять не меньше 35 диаметров. Загнутый участок стержня подсоединяют к соответствующему вертикальному участку. В результате чего получается, что наружные прутья каркаса одной стены присоединены с наружными другой стены, а внутренние присоединяются к внешним.

  • С использованием Г-образных хомутов. Принцип выполнения схож с предшествующей вариацией. Но здесь не нужно изготавливать лапку, а берут спецэлемент Г-образной формы, величина которого составляет не меньше 50 диаметров. Одну часть привязывают к металлокаркасу одной стеновой поверхности, а вторую – к вертикальному металлокаркасу. При этом внутренние и наружные хомуты соединяются. Шаг хомутов должен формироваться ¾ от высоты стены подвального помещения.

  • С использование П-образных хомутов. На угол понадобится 2 хомута, величина которых составляет 50 диаметров. Каждый из хомутов приваривают к 2 параллельным прутьям и 1 перпендикулярному стержню.

Как правильно нужно армировать углы ленточного фундамента, смотрите в следующем видео.

Как выполнить армировку на тупых углах?

Для этого наружный пруток гнут до определенной градусной величины и крепят к нему дополнительно стержень для качественного усиления прочности. Внутренние спецэлементы соединяются с наружным.

Как вязать упрочнительную конструкцию своими руками?

Стоит рассмотреть подробнее, как выполняется вязание арматуры на поверхности земли. Сначала изготавливаются только прямые участки сетки, после чего конструкция устанавливается в траншею, где выполняется армировка углов. Подготавливаются отрезки арматуры. Стандартизированная величина прутьев составлять 6 метров, по возможности лучше их не трогать. Если нет уверенности в собственных силах, что можно справиться с такими прутьями, их можно разрезать пополам.

Специалисты рекомендуют начинать вязать арматурные прутья для самого короткого участка ленточного фундамента , что дает возможность приобрести определенный опыт и навык, в дальнейшем будет легче справиться с длинными конструкциями. Резать их нежелательно, ведь это приведет к увеличению расхода металла и снижает крепость фундамента. Параметры заготовок следует рассмотреть на примере фундамента, высота которого составляет 120 см, а ширина – 40 см. Арматурные изделия должны быть залиты со всех сторон бетонной смесью (толщина около 5 см), что является первоначальным условием. Учитывая эти данные, чистые параметры упрочнительного металлокаркаса должны составлять по высоте не больше 110 см, по ширине 30 см. Для вязки необходимо добавить по 2 сантиметра с каждой грани, это нужно для нахлеста. Поэтому заготовки для горизонтальных перемычек должны иметь величину 34 сантиметра, заготовки для осевых перемычек – 144 сантиметра.

После расчетов вязание упрочнительной конструкции происходит следующим образом:

  • следует выбрать ровный участок земли, положить два длинных прутьев, концы которых нужно подровнять;
  • на дистанции 20 см от концов привязываются по крайним граням горизонтальные распорки. Для связывания потребуется проволока величиной 20 см. Ее складывают вдвое, протягивают под участком связывания и затягивают посредством вязального крючка. Но затягивать необходимо с осторожностью, чтобы проволока не обломалась;
  • на дистанции около 50 см выполняется поочередное привязывание оставшихся горизонтальных распорок. Когда все будет готово, конструкцию убирают на свободное место и осуществляют связывание еще одного каркаса идентичным способом. В итоге получатся верхняя и нижняя части, которые нужно между собой соединить;
  • следом необходимо установить упоры для двух частей сетки, упереть их можно к различным предметам. Главное – это соблюдать, чтобы связанные конструкции имели надежное профильное расположение, дистанция между ними должна приравниваться к высоте связанной арматуры;

  • по концам привязываются по две осевые распорки, параметры которых уже известны. Когда каркасное изделие будет напоминать готовое приспособление, можно приступать к привязыванию остальных кусков арматуры. Все процедуры выполняются с проверкой размеров конструкции, хоть заготовки и выполнены одинаковых габаритов, лишняя проверка не повредит;
  • по аналогичному методу осуществляется связывание всех остальных прямых участков каркаса;
  • на дно траншеи укладывается прокладка, высота которой составляет не меньше 5 см, на ней будет уложена нижняя часть сетки. Устанавливаются боковые подпорки, монтируется сетка в правильном положении;
  • снимаются параметры непровязанных стыковочных мест и углов, подготавливаются отрезки арматурного изделия для подсоединения металлокаркаса в общую систему. Стоит обратить внимание, что нахлест концов арматуры должен составлять не меньше 50 диаметров прутка;
  • привязывается нижний поворот, после перпендикулярные стойки и к ним выполняется привязывание верхнего поворота. Осуществляется проверка дистанции армировки ко всем граням опалубки. Упрочнение конструкции на этом заканчивается, теперь можно переходить к заливанию фундамента бетонной смесью.

Вязание арматуры посредством специализированного приспособления

Чтобы изготовить такой механизм, потребуется несколько досок толщиной 20 миллиметров.

Сам процесс выглядит следующим образом:

  • отрезаются 4 доски по величине арматурного изделия, их соединяют по 2 штуки на дистанции, равной шагу вертикальных стоек. В итоге должны получиться две доски идентичного шаблона. Необходимо следить за тем, чтобы разметка дистанции между рейками была одинаковой, иначе не получится осевого расположения соединительных спецэлементов;
  • изготавливаются 2 вертикальные подпорки, высота которых должна приравниваться к высоте арматурной сетки. Подборки должны иметь профильные угловые опоры, которые не позволят им перевернуться. Проверяется готовая конструкция на прочность;
  • ножки опоры устанавливаются на 2 сколоченные доски, а две наружные доски укладываются на верхнюю полку опоров. Выполняется фиксирование любым удобным методом.

В итоге должна образоваться модель арматурной сетки, теперь работу можно осуществлять без сторонней помощи. На запланированные участки устанавливаются вертикальные раскосы арматурного изделия, заранее посредством обычных гвоздей на определенное время выполняется фиксирование их положения. На каждую горизонтальную перемычку из металла устанавливается прут арматуры. Данную процедуру выполняют по всем сторонам каркаса. Если все выполнено правильно, можно приступать к вязанию посредством проволоки и крючка. Конструкцию необходимо делать, если в наличие есть одинаковые участки сетки из арматурного изделия.

Вязание армированной сетки в траншеи

Выполнять работы в траншеи довольно сложно из-за тесноты.

Необходимо хорошенько обдумать схему вязания каждого спецэлемента.

  • На дно траншеи укладываются камни или кирпичи высотой не больше 5 см, они поднимут металлические изделия от поверхности земли и позволят бетону закрыть арматурные изделия со всех граней. Дистанция промеж кирпичей должна быть равной ширине сетки.
  • Поверх камней кладутся продольные прутья. Горизонтальные и вертикальные стержни должны быть порезаны по необходимым параметрам.

  • Приступают к формированию основы каркаса с одной стороны фундамента. Работу выполнить будет легче, если заранее привязать к лежащим стержням горизонтальные распорки. Помощник должен поддерживать торцы прутьев до тех пор, пока они не монтируются в нужном положении.
  • Выполняется поочередное вязание арматуры, дистанция между распорными элементами должна быть не меньше 50 см. Аналогичным образом связывается арматура на всех прямых участках фундаментальной ленты.
  • Проверяются параметры и пространственное местоположение каркаса, при необходимости необходимо исправить положение, а также исключить прикосновение металлических изделий к опалубке.

Следует ознакомиться с многократными ошибками, которые допускают неопытные мастера при выполнении армирования без соблюдения определенных правил.

  • Первоначально необходимо разработать план, по которому в дальнейшем будут выполняться вычисления по определению нагрузки на фундамент.
  • Во время изготовления опалубки не должно образовываться никаких щелей, в противном случае через эти отверстия будет вытекать бетонная смесь и снизится прочность конструкции.
  • На почву обязательно нужно выполнить гидроизоляцию, при ее отсутствии снизится качество плиты.
  • Запрещается, чтобы арматурные прутья контактировали с почвой, такой контакт приведет к появлению ржавчины.

  • Если решено выполнять армирование каркаса методом сварки, то лучше употребить прутья с индексом С. Это специализированные материалы, которые предназначены для сварки, поэтому под влиянием температурных режимов не теряю свои технические характеристики.
  • Не рекомендуется применять гладкие прутья для армирования. Бетонному раствору не за что будет закрепиться, а сами стержни будут в нем скользить. При движении грунтов такая конструкция растрескается.
  • Устраивать углы посредством прямого пересечения не рекомендуется, арматурные изделия гнутся очень тяжело. Иногда при армировании углов приходят к хитростям: раскаляют металлическое изделие до податливого состояния либо при помощи болгарки подпиливают конструкции. Оба варианта запрещены, ведь при данных процедурах материал теряет свою прочность, что в дальнейшем приведет к негативным последствиям.

Ленточный фундамент часто используется в качестве основы для сооружений. Это замкнутый контур, напоминающий железобетонную ленту, который устанавливается по периметру несущих стен здания. Такой фундамент оптимизирует нагрузку на основание, распределяя ее по всей площади дома, что повышает сопротивление здания к проседанию и препятствует его перекосу.

Такая конструкция позволяет создавать различные здания, включая и монолитные сооружения из бетона. Кроме того, для нее требуется гораздо меньше материалов и подготовительных работ, что позволяет сэкономить на строительстве, но для качественного основания, необходимо хорошее армирование лент, которое производится с помощью связной арматуры.

Укладка и вязание арматуры

Для создания и укрепления ленточного фундамента используется обычная арматура, скрепленная между собой в одну конструкцию. Основная нагрузка приходится на нее, что увеличивает срок жизни фундамента.

Для работы необходимо выбрать правильную арматуру. Для этого подойдет материал с индикатором K — устойчивый к коррозии. Используют и индикатор C, но он рассчитан на соединение путем сварки.

Внимание! Арматуру без индикатора лучше вовсе не брать.

Перед тем как вязать арматуру для фундамента, необходимо выбрать способ ее соединения. Зачастую используют вязание, что позволяет скрепить части с помощью обычной проволоки. Для этого используют три соединителя:

Чаще всего используют проволоку, ведь это надежный и проверенный вариант. Но пластиковые хомуты более удобны, быстрее крепятся и не требуют инструментов. Их единственный недостаток — плохая фиксация, но он проявляется лишь при нагрузке на каркас перед заливкой. После застывания бетона пластиковые хомуты не уступают по свойствам проволоке.

Совет! Можно использовать хомуты с металлической сердцевиной. Они комбинируют преимущества обоих вариантов, являясь прочным соединением для армирования.

После выбора арматуры и соединителя нужно определиться со способом вязания, который зависит от инструмента.

Инструменты для вязания арматуры на фундамент

Так как правильно вязать арматуру на фундамент вручную достаточно сложно, для этого используют инструменты. Они позволяют ускорить процесс и существенно улучшить качество креплений. Хороший инструмент обеспечит быстрое армирование ленточного фундамента.

Среди основных инструментов для вязки арматуры используют:

  • самодельный крючок.

Иногда используют пластиковые фиксаторы (бобышки), но они неудобны в работе и требуют готового основания. Все инструменты действуют по схожему принципу, используясь для «смотки» проволоки после ее вязания. Отличается лишь вязальный пистолет, который самостоятельно захватывает конструкцию и обвязывает ее.

Однако ленточный фундамент неудобно вязать с помощью него, так как область работы мала.

Практичным и универсальным вариантом является вязальный крючок. Это профессиональный инструмент для соединений, который можно использовать везде. Он компактный и может использоваться при вязке арматуры в ленточном фундаменте. Самодельный крючок копирует его, являясь обычным крючком на рукоятке.

Для ускорения процесса используется дрель с насадкой. Она быстро проводит смотку соединений до упора, надежно закрепляя конструкцию. Правда, если инструмент большой, то он будет неудобен при вязке ленточного каркаса.

Совет! Такую дрель можно сделать самостоятельно. Для этого подойдет насадка в виде крючка и обычный шуруповерт.

Принцип работы всех инструментов схож — смотка проволоки на каркасе. Поэтому выбор зависит от личных предпочтений и на результат не влияет.

Схема вязания арматуры для ленточного фундамента

Вязать арматурный фундамент вручную достаточно просто. Перед этим нужно правильно установить каркас. Для этого подойдет следующая схема ленточного каркаса:

Количество поясов армирования зависит от длины и высоты ленточного фундамента. Если конструкция проста, то дополнительные прутья в одном поясе отсутствуют, схема превращается в обычный куб с восемью креплениями в сегменте. N и L отвечают за расстояние, через какое вязать арматуру на фундамент. Зачастую это 100-300 миллиметров, что зависит от нагрузки на конструкцию. Высоту сегмента делают такой же, а ширину — около 300 миллиметров. При необходимости можно добавить дополнительные линии арматуры, как сделано на рисунке.

Схема вязания арматуры проста и состоит из нескольких шагов:

  • берется кусок проволоки длиной 25-30 см;
  • складывается вдвое;
  • подводим под соединение прутьев цельной стороной;
  • петля цепляется крючком и полностью огибает арматуру;
  • после этого свободный конец кладется на крючок, начинается смотка;
  • крючок нужно вертеть по часовой стрелке до упора;
  • после завершения крючок вынимается, соединение готово.

Важно! Не стоит сильно закручивать проволоку, ведь она может лопнуть.

Путь петли для вязки ленточного фундамента можно увидеть на этой схеме, где единицей отмечены действия до 5 шага, а остальные — двойкой.

Наличие шуруповерта с насадкой упрощает смотку проволоки, а вязальный пистолет самостоятельно проводит весь процесс. С практикой, скорость ручной смотки повышается, как и надежность таких соединений.

Другие способы соединения арматуры

Для соединения каркаса в ленточном фундаменте используют и другие способы помимо вязки. Это хомуты из пластика, которые ранее упоминались, а также сварка. Их использование имеет ряд преимуществ, но многие предпочитают обычную проволоку. И этому есть причина.

Хомуты из пластика — удобный и простой способ соединения конструкции. Он быстро закрепляется, не требует инструментов и не уступает в надежности после затвердевания бетона. Но у него есть недостатки:

  • цена;
  • слабость соединения до заливки бетоном;
  • неустойчивость к температурам.

Такое соединение дорогостоящее, а его надежность сомнительна до заливки бетоном. При небольших нагрузках арматуру может попросту повести, испортив всю работу до этого. Низкие температуры для хомута губительны, надежность соединений падает при небольших морозах. Поэтому его лучше использовать для быстрых и простых конструкций.

Нужно ли вязать арматуру в фундаменте, когда есть сварка? Это надежное соединение, которое требует лишь опыта и сварочного аппарата. Оно обеспечивает хорошее крепление каркаса и требует минимум средств при самостоятельной работе.

Но недостаток этого способа — потеря прочности арматуры. Металл при тепловом воздействии теряет свои свойства, что особенно влияет на его устойчивость к низким температурам. Поэтому готовая конструкция может попросту лопнуть при первых морозах. Да и времени уходит на него много. Поэтому в вопросе «вязать или варить арматуру» многие предпочитают именно первый вариант.

Как вязать пластиковую арматуру

Стеклопластик — альтернатива металлу в создании фундамента. Он имеет меньшую стоимость и вес, а его срок жизни куда выше. Но процедура вязки такого каркаса несколько отличается от обычной.

От качества и правильности обустройства армирующего каркаса во многом зависят показатели прочности, надежности и долговечности фундаментной опорной конструкции. Армирующий пояс можно рассматривать в качестве своего рода скелета, способствующего существенному повышению устойчивости основания к поступающим нагрузкам.

Армирующий пояс
Устройство армирующего каркаса

Готовясь к предстоящей заливке фундамента, нужно, во-первых, разобраться, какую арматуру целесообразно и оптимально включать в состав подобной конструкции, во-вторых, какими способами может обеспечиваться соединение отдельных элементов в единый каркас.



С информацией в отношении перечисленных моментов и важных сопутствующих нюансов вам предлагается ознакомиться далее.


Стеклопластиковый каркас

Диаметр

При выборе арматуры для фундамента в первую очередь уделяют внимание диаметру прутьев. Зависимость проста: чем толще арматура, тем более серьезные нагрузки она способна выдерживать. При определении оптимального диаметра учитываются, прежде всего, характеристики грунта (главный момент – пучинистость) и предполагаемый вес готовой постройки с учетом массы ее внутреннего обустройства и жильцов/посетителей.

Диаметр арматуры, масса, суммарная площадь поперечного сечения


Так должно быть в идеале и по правилам. Наряду с этим, многие частные застройщики отказываются от составления проектной документации и выполнения сопутствующих обширных расчетов, придерживаясь усредненных и общепринятых значений. В случае со строительством относительно небольших построек, к примеру, таких как баня, подобный подход является допустимым.


Класс

Вторым важным показателем является класс арматуры. Для частного фундамента подойдет материал класса А-3.

Арматура рифленая а3 марка стали А500С, ГОСТ 5781-82

Арматура этой группы очень удобна в работе (легко гнется без применения специальных инструментов), прочна и надежна. Реже используются прутья класса А-2 (их можно гнуть на 180 градусов, А-3 – на 90 градусов).

Материал

Не менее важным показателем является материал изготовления арматуры. Ранее в отношении этого момента не возникало никаких вопросов – прутья изготавливались из прочной стали, альтернатив не было.

Однако строительный рынок неустанно развивается и расширяется. Одним из подтверждений этому стало появление в продаже стеклопластиковой арматуры.

Прутья этой группы характеризуются улучшенными эксплуатационными и практическими характеристиками. Среди главных преимуществ стеклопластиковой арматуры нужно отметить нижеперечисленные моменты:

  • высокие показатели надежности, прочности и долговечности;
  • сравнительно невысокую стоимость;
  • малый вес.

Использование стеклопластиковой арматуры позволяет сэкономить в среднем до 30-40% на покупке и транспортировке материала для обустройства армирующего каркаса по сравнению с более традиционными стальными элементами.

Малый вес стеклопластиковой арматуры делает возможной ее транспортировку в простом легковом автомобиле. Арматура не имеет ограничений по длине. Для нарезки прутьев применяется обыкновенная болгарка.

Важно! Перед резкой стеклопластиковой арматуры обязательно наденьте защитный комбинезон, перчатки, очки и респиратор.

В продаже доступна стеклопластиковая арматура различных диаметров, предполагающая применение разных вариантов вязки. Преимущественно для продольного армирования используются 8-миллиметровые стержни, для поперечного – 6-миллиметровые.

Скрепление стеклопластиковой арматуры чаще всего выполняется 2 способами:

  • с помощью вязальной проволоки;
  • при помощи пластиковых хомутов.

Порядок реализации обоих методов остается идентичным для стальной и стеклопластиковой арматуры и будет рассмотрен в соответствующих разделах.

Цены на стеклопластиковую арматуру

стеклопластиковая арматура

Проволока, хомут, фиксатор: особенности существующих крепежей

Скрепление арматурных прутков в единый каркас может выполняться с применением проволоки, хомутов и специальных фиксаторов. О них в таблице.

Таблица. Материалы для скрепления арматуры

Материал для скрепления Описание
Наиболее традиционный, бюджетный и привычный (в особенности для строителей «старой школы») материал для вязки арматуры. Изготавливается из отожженной стали.

Продается преимущественно «оптом», т.е. в упаковках (удобнее, т.к. материал уже нарезан на куски подходящей длины) либо специальных катушках. Вес упаковки и длина отрезков проволоки могут меняться в зависимости от производителя. Наиболее удобными считаются 5-килограммовые пачки, заполненные 40-сантиметровыми отрезками проволоки. В одной такой упаковке обычно содержится от 1000 до 1500 кусков проволоки.

По принципу использования мало чем отличается от вязальной проволоки – те же способы, аналогичные инструменты. Характеризуется большим удобством использования (проще сгибать и закручивать). Стоит немного дороже, чем проволока. Имеет увеличенный диаметр (в среднем 4 мм против 1,2 мм у проволоки). Для обеспечения надежного соединения арматурных прутков, достаточно использовать 20-сантиметровый хомут на одну точку пересечения.
Наиболее современный вариант соединения арматурных прутков. Фиксаторы изготавливаются из пластика. Лучше всего проявляют себя в комплексе со стеклопластиковой арматурой. Преимущества перед стальной арматурой и вязальной проволокой очевидны. Чтобы полностью их уяснить, нужно обратить внимание всего лишь на 1 недостаток стальной арматуры – она подвержена коррозии. Ржавчина способна на порядок увеличить диаметр металлического прутка. Его прочность, при этом, меняется не в лучшую сторону.

Коррозия приводит к появлению пор в бетоне. В поры проникает вода. Зимой вода расширяется и увеличивает размеры трещин.

Фиксаторы же не ржавеют, да и соединять с их помощью арматуру гораздо проще, удобнее, и быстрее, нежели проволокой. В продаже доступно несколько разновидностей крепежей, позволяющих обеспечивать соединение арматурных прутков в различных пространственных направлениях, обустраивать «подставки» (как на изображении) и решать прочие задачи, связанные с армированием.

Ввиду того, что рассматриваемое руководство посвящено именно вязке арматуры, порядок соединения прутьев специальными фиксаторами рассматриваться не будет – сей процесс не является вязкой в традиционном понимании и в целом интуитивно понятен.

Проволоке же и хомутам следует уделить большее внимание.

Во-первых, проволока.






Для изготовления таковой, как отмечалось, применяются низкоуглеродистые марки стали. Отожженный материал относительно легко гнется и отлично справляется с возлагаемыми на него задачами. В продаже доступна неоцинкованная вязальная проволока (имеет черный цвет) и ее оцинкованный аналог (белая).

Многие мастера считают покупку оцинкованной вязальной проволоки для обустройства фундамента излишеством и нецелесообразной тратой денежных средств, аргументируя свою позицию тем, что армирующий каркас после заливки бетона становится недоступным для воздуха, следовательно, ржаветь ничего не будет. Наряду с этим, исключать возникновение коррозии, как отмечалось ранее, нельзя.

  • если решено использовать стальную арматуру, можете вязать как оцинкованной, так и неоцинкованной проволокой – если коррозия доберется до армирующего каркаса, ей будет все равно, что «есть», хоть арматуру, хоть проволоку, и избежать ухудшения качественных характеристик фундамента при таких обстоятельствах не удастся;
  • если решено использовать стеклопластиковую арматуру, лучше осуществлять вязку оцинкованной проволокой – благодаря этому будет минимизирован риск возникновения коррозии и обеспечен более длительный срок службы опорной конструкции.

Что касается диаметра, наиболее оптимальным в отношении удобства использования и надежности является 1,2-1,4-миллиметровый вариант. «Единичка» слаба для фундамента, на работу с «двойкой» будут уходить лишние усилия.

Во-вторых, хомуты.

Это, как отмечалось, осовремененный и улучшенный вариант вязальной проволоки. Изготавливаются они из пластика, а не из стали, поэтому при использовании таких крепежей вероятность возникновения коррозии внутри опорной конструкции исключается. Наряду с этим, именно из-за материала изготовления пластиковых хомутов у многих застройщиков возникает ряд вполне обоснованных вопросов в отношении крепежей этой группы.

  1. Смогут ли хомуты выдержать нагрузки, создаваемые внутри фундамента? Смогут.
  2. Не разорвется ли крепеж со временем, нарушив равномерность распределения нагрузок и в целом ухудшив качество фундамента? Не разорвется.
  3. Действительно ли пластиковый хомут надежен? Действительно, но нужно правильно подойти к вопросу его выбора.

Полезный совет! Для вязки арматуры лучше всего походят пластиковые хомуты с использованием стальной проволоки в качестве сердечника. Стоят подобные фиксаторы дороже, чем стальная проволока, зато удобства в работе им не занимать.

Важное примечание! Пластиковые хомуты нельзя использовать для вязки арматуры при проведении работ по обустройству фундамента в зимнее время – на холоде материал изготовления фиксаторов практически мгновенно становится хрупким. Исключение – специальные фиксаторы из полиамида.

Цены на проволоку вязальную

проволока вязальная

Во-первых, запомните главное правило: арматура не соединяется с помощью сварки, а именно связывается.

Связывание арматуры – схема

Суть в следующем: контакт металла с электродом способствует уменьшению прочности первого настолько, что даже нагрузки, происходящие при минимально возможной усадке фундамента, способны привести к катастрофическим последствиям, последовательность которых обычно следующая:

  • места соединения арматуры разрушаются;
  • армирующий каркас распадается;
  • бетонная конструкция начинает трескаться.

Чем это грозит возведенной на фундаменте конструкции, в комментариях не нуждается. В качестве исключения можно рассматривать лишь специальные арматурные прутки, технология изготовления которых по ГОСТу изначально предполагает возможность последующего сваривания.

Во-вторых, вертикальные опорные стержни, устанавливаемые в качестве опор для горизонтально ориентированных прутков, нельзя просто забивать в землю. Правильно делать так: нижний армирующий ряд укладывается на специальные пластиковые фиксаторы (т.н. «подстаканники», демонстрировались ранее), а верхняя часть вертикальных прутьев связывается с верхним рядом каркаса. Подобное размещение исключит контакт прутьев с внешней средой.

В-третьих, верхний горизонтальный ряд каркаса должен обвязываться изнутри – так сложнее, но правильнее. Нередко неосведомленные застройщики допускают ошибку, оставляя верхний ряд каркаса незафиксированным. Если бетон будет заливаться вручную, ничего страшного в подобных условиях не случится. При заливке же специальным бетононасосом смесь подается под давлением. Создаваемое давление будет приводить к раздвиганию арматуры в стороны, в результате чего проволока может лопнуть.

В-четвертых, при выполнении армирования нужно уделять особое внимание углам конструкции, т.к. именно они являются самым слабым местом фундамента. В таких участках прутья не укладываются под прямым углом, а сгибаются. Перехлесты, при этом, прячутся в стене. Важно, чтобы соседние арматурные прутки не перехлестывались в одной точке. Принцип продемонстрирован на изображении.

Правильным считается армирование, по результатам которого получается жесткий пространственный каркас, выдерживающий вес человека без видимых изменений структуры.

Цены на пластиковый фиксатор для арматуры

фиксатор для арматуры пластиковый

Для вязки арматуры можно использовать самые разнообразные приспособления – от плоскогубцев до специальных автоматических пистолетов.

Применение плоскогубцев и кусачек с предварительно затупленными зубцами – самый примитивный вариант. Его единственным преимуществом является отсутствие необходимости покупки дополнительных приспособлений, однако закручивать проволоку подобными подручными средствами долго, неудобно и утомительно. Поэтому мы воздержимся от их рассмотрения.

Если вы ограничены в бюджете, сделайте хотя бы элементарный самодельный крючок для вязки. Для этого вам не понадобится ничего кроме гвоздя диаметром 4-5 мм, заготовки для ручки или старой ненужной отвертки/шила и молотка.

Для изготовления крючка сделайте следующее:

  • подготовьте ручку. Можете использовать любую подходящую деревянную заготовку (в древесину удобнее и проще вбивать гвоздь), к примеру, от отслужившего свое домашнего инструмента. Ручка может быть выполнена и из других материалов, главное, чтобы вам было удобно ее использовать;
  • вбейте гвоздь в ручку, оставив свободными 3-4 см;
  • отрежьте шляпку гвоздя, к примеру, с помощью кусачек или другого подходящего приспособления;
  • загните гвоздь в крючок. Делается это следующим образом: вы кладете гвоздь на подходящую подставку, к примеру, кирпич, и постепенно с помощью молотка придаете заготовке форму крючка для вязания.

Порядок изготовления крючка из отвертки/шила сводится к выполнению последнего этапа вышеприведенного руководства. На выходе вы должны получить приспособление, имеющее примерно следующий вид.

Вязка обычным крючком

Подготовив самодельный крючок или купив готовый инструмент в хозяйственном магазине, приступайте к выполнению работы. Для начала тщательно потренируйтесь на сторонних кусках арматуры, пока досконально не уясните принцип действий. Заключается он в следующем:

  • кусок вязальной проволоки длиной не менее 200 мм складывается пополам;
  • полученная заготовка оборачивается по диагонали в точке выполнения соединения;
  • крючок продевается в созданную петлю;
  • свободные концы вязальной проволоки аккуратно протягиваются через петлю. На этом этапе также помогает крючок;
  • не доставая рабочий инструмент, его поворачивают по направлению часовой стрелки до получения надежного соединения. Обычно хватает нескольких (до 3-4) витков. Перекручивать проволоку слишком сильно не стоит – оборвется. Лишние части концов проволоки загните. Если концы получились слишком длинными, можете отрезать их кусачками или другим подходящим инструментом.

Схематически процесс представлен на следующем изображении.

Для лучшего понимания технологии, ознакомьтесь с поэтапными иллюстрациями.

Существует несколько других вариантов вязки арматуры крючком, но приведенный выше способ является самым надежным, рекомендуется придерживаться именно его.

Также неплохо проявляет себя способ, в соответствии с которым исполнитель должен последовательно выполнить нижеперечисленные манипуляции:

  • сложить отрезок проволоки вдвое, как в предыдущем случае;
  • завести сложенную проволоку под арматуру в месте соединения;
  • захватить петлю вязальным крючком;
  • перегнуть через крючок оставшийся свободным «хвост»;
  • закрутить полученную петлю.

Порядок выполнения работы в соответствии с этим способом продемонстрирован на следующих иллюстрациях.

Видео – Вязка арматуры крючком

Вязка полуавтоматическим крючком

Полуавтоматический, он же реверсивный и винтовой крючок является усовершенствованной и более удобной в использовании версией вышерассмотренного приспособления.

Длина (как правило, она составляет 32 см) и в целом особенности конструкции реверсивного крючка позволяют обеспечивать качественную скрутку проволоки с одного затягивания. Мягкая ручка из резины делает работу с инструментом еще более удобной и безопасной, исключая вероятность возникновения мозолей на руках.

Порядок использования такого крючка следующий:

  • исполнитель обводит арматурные прутки проволокой в месте соединения (порядок действий такой же, как и в случае использования обыкновенного крючка, вся необходимая информация приводилась выше);
  • крючок вставляется в петлю;
  • исполнитель тянет ручку инструмента на себя.

На этом все. В результате таких нехитрых действий приспособление, работающее подобно «юле», быстро затягивает проволоку, обеспечивая получение плотного, надежного и аккуратного узла. Трудоемкость и затраты времени на выполнение работы сокращаются в разы.

Инструмент подходит как для профессионального, так и для частного использования. В каком-либо специальном техническом обслуживании реверсивный крючок не нуждается – достаточно лишь периодически смазывать рабочие элементы маслом.

Принцип работы винтового вязального крючка детально продемонстрирован в следующей видеозаписи.

Видео – Вязка полуавтоматическим крючком

Ручная вязка крючком – довольно затяжное и трудоемкое мероприятие. И хотя полуавтоматический крючок, рассмотренный в предыдущем разделе, позволяет существенно облегчить и ускорить выполнение армирующих работ, доступна прекрасная возможность сделать все гораздо быстрее и с еще меньшими усилиями. В этом поможет дрель-шуруповерт.

Все, что вам нужно сделать, – это изготовить крючок (в качестве заготовки подойдет обыкновенный гвоздь диаметром 0,5 см, с принципом изготовления крючка вы уже ознакомились в одном из предыдущих разделов) и зафиксировать его в патроне шуруповерта так, как устанавливаются обыкновенные сверла (подробно последовательность замены рабочего инструмента следует уточнить в инструкции конкретно к вашему шуруповерту, т.к. для разных моделей инструментов эти моменты могут несколько различаться).

Выглядеть такая конструкция будет следующим образом.

Дальнейший порядок действий не имеет отличий от технологии вязки арматуры крючком: вы все так же складываете проволоку вдвое, заводите ее под арматуру, захватываете петлю крючком, но закручиваете уже не вручную, а с помощью шуруповерта, прилагая минимальные усилия.

При закручивании проволоки инструмент практически не испытывает нагрузки, поэтому для вязки можно использовать даже самую бюджетную дрель-шуруповерт с минимальной мощностью. Лучше, чтобы модель была оснащена регулятором оборотов вращения. Перед работой выставьте его на минимум.

Видео – Вязка арматуры шуруповертом

Пистолет делает вязку арматуры максимально быстрой, простой и удобной – самые совершенные модели таких пистолетов способны создавать соединение менее чем за секунду. Каких-либо подготовительных мероприятий не требуется: проволока намотана на катушку пистолета, пользователь попросту подносит инструмент к месту соединения и нажимает соответствующую кнопку. Информацию в отношении специальных опций и функций уточняйте в инструкции к конкретному инструменту.

Выглядит это следующим образом.

Нарезать проволоку перед работой не нужно: инструмент все сделает самостоятельно. Это является большим преимуществом – отходы в виде обрезков вязальной проволоки отсутствуют, благодаря чему величина нецелесообразных затрат и рабочих издержек существенно уменьшается.

Пистолет удобен в работе – его можно держать одной рукой, второй, при этом, придерживая арматурный каркас, что исключает необходимость привлечения дополнительной рабочей силы в виде помощников.

Автоматический пистолет, в отличие от ручных инструментов, позволяет рассчитывать на постоянное высокое качество вязки. По умолчанию во всех моделях присутствуют функции регулирования длины отрезков и силы затягивания.

Марка пистолета Вес Размер арматуры Цена
1,4 кг D19хD18 48 780 руб.
1,5 кг D20хD22 60 920 руб.
2,25 кг - 52 000 руб.
2,4кг от 20 до 35 мм 165 000 руб.

Среди недостатков автоматического пистолета для вязки арматуры можно выделить следующие моменты:

  • высокую стоимость инструмента и комплектующих (катушек с проволокой);
  • необходимость предварительного обучения работе с пистолетом (в целом ничего сложного, но дополнительное время все равно тратится. На практике оно с лихвой компенсируется экономией временных затрат на скрутку проволоки);
  • невозможность использования пистолета в труднодоступных местах. Даже располагая столь серьезным помощником, вы все равно не сможете полностью отказаться от применения ручных инструментов для вязки. К примеру, пистолетом не получится связать прутки в углах армирующего каркаса. Помимо этого, лишь крючок вы сможете просунуть между хлыстами для подвязывания 2-го слоя упрочняющего каркаса.

Видео – Вязка арматуры пистолетом

Несколько слов о хомутах

Для вязки арматурных прутков, как отмечалось, можно использовать специальные хомуты. Выглядят они так.

Таким образом, один конец хомута свободный, а на втором располагается фиксатор.

Порядок использования хомута следующий:

  • изделие заводится под арматурные стержни в месте пересечения;
  • свободный конец затягивается в отверстие фиксатора до упора;
  • положение крепежа фиксируется, за счет чего обеспечивается соединение арматуры.

В продаже доступно достаточно много разновидностей хомутов. В комплексе с арматурой наилучшим образом проявляют себя изделия, изготовленные из полиамида 6.6. Такие хомуты нормально себя «чувствуют» в температурном диапазоне -40-+85 градусов, не лопаясь, не трескаясь и не растекаясь. Хороший хомут должен быть эластичным. Проверить этот параметр можно следующим образом: возьмите изделие и согните его пополам. Если в месте сгиба появилась трещина, откажитесь от использования такого хомута.

В продаже доступны специальные пистолеты, позволяющие сделать процесс обустройства хомутов более простым и быстрым.

Цены на кабельные стяжки (хомуты)

кабельные стяжки

Видео – Вязка арматуры хомутами

К числу аналогичных крепежей можно отнести металлические скрепки (коннекторы) для соединения арматурных прутков в единый каркас. Один конец такой сетки оснащен крючком, другой – петлей. Диаметр стальной скрепки составляет в среднем 2-4 мм. В месте связки арматуры происходит зацепление крючка и петли за нижний стальной стержень. Средняя часть фиксатора прижимает верхний прут к нижележащему.

Вязка арматуры скрепкой
Скрепки для вязки арматуры

Удачной работы!

Видео – Вязка арматуры для фундамента своими руками

Правильно возведенное во многом определяет долговечность архитектурного . Прочность соответствующей конструкции, в свою очередь, зависит от параметров армирования. Одним из важнейших этапов является вязка арматуры под . Этот силовой каркас можно сделать самостоятельно без ошибок после внимательного ознакомления с технологиями, инструментами, расходными материалами. Если в последующем реализация проекта будет поручена строительной бригаде, следующие сведения помогут контролировать правильность действий исполнителей.

Читайте в статье

Особенности ленточного фундамента

Этот вид основания применяют часто, благодаря следующим особенностям и преимуществам:

  • Такой фундамент повторяет контуры стен, поэтому и других материалов меньше по сравнению с монолитными аналогами.
  • Даже простейший, незаглубленный вариант исполнения, равномерно распределяет нагрузки. При возведении небольших , и других легких конструкций допустимо применять без армирования.
  • Если необходимо – устанавливают мелкозаглубленное основание с решетчатым каркасом внутри. На слабых грунтах его дополняют .
  • Работы по возведению таких сооружений можно , с применением относительно недорогих материалов.

Подобные инженерные решения позволяют обеспечить надежную опору при высоком уровне , на песке и других недостаточно прочных основаниях. ввинчивают до уровня твердого грунта, ниже уровня промерзания. Цельные железобетонные элементы упрочняют силовой каркас дома. На стадии заливки в них можно установить закладные детали.

Важно! В любом случае необходим предварительный расчет нагрузок, несущей способности основания. Точные вычисления помогут оптимизировать расход материальных и трудовых ресурсов. Если собственного опыта и знаний недостаточно – обращайтесь за помощью к профильным специалистам. Соответствующие технические данные являются обязательной частью профессиональной проектной документации.

Если решено использовать металлическую арматуру, надо обратить внимание на перечисленные ниже особенности.


В строительных конструкциях используют арматуру, изготовленную по государственному стандарту 5781-82. Для выпуска таких металлоизделий применяют технологию горячего проката. Точно регламентированы: размеры, высота и расположение выступов, сорта стали. Чтобы увеличить устойчивость к нагрузкам, коррозийным процессам, применяют разные виды легирования. С помощью лабораторных методик проверяется прочность, иные технические параметры.

Для частного строительства подходит арматура класса «А 400» («А-III») с диаметром от 10 мм до 16 мм. В самых нагруженных местах можно применять прутки от 16 мм до 22 мм. Если в наименовании есть буква «С» – эти изделия можно скреплять с применением сварных соединений. Наличие «К» свидетельствует о присадках, улучшающих антикоррозийные свойства. Перемычки и другие вспомогательные элементы каркаса не испытывают большие нагрузки. Их можно создать из тонких стержней диаметром 6-10 мм (классы от «А 240» («А-I») до«А 300» («А-II»).

Необходимо понимать, что улучшенные параметры и дополнительные возможности увеличивают стоимость продукции. Но повышенная стойкость к окислительным процессам в данном случае не требуется. После застывания в глубине бетона будет отсутствовать влага и свежий воздух. Соответственно – исключаются благоприятные условия для развития коррозии.

Способность изделий к созданию из них также надо рассмотреть подробнее. Такие рабочие операции поручают выполнять самым квалифицированным специалистам, чтобы предотвратить следующие неприятности:

  • При слишком длительном воздействии электрической дуги высокая температура способна значительно снизить прочность металла.
  • Скрытый дефект шва способен стать причиной разрушения соединения на стадии заливки строительного раствора.
  • Любое без тщательной зачистки и нанесения специального защитного покрытия не обладает стойкостью к процессам коррозии.

Создать силовой каркас можно из . Эти изделия были представлены сравнительно недавно, поэтому не существует стандартов, подкрепленных многолетними практическими испытаниями. Также надо отметить разнообразие комбинаций стекла, углерода и базальта в комбинациях с пластиком.

Такая арматура обладает меньшей по сравнению с металлическим аналогом. После она не создает «мостики холода», что в целом повышает изоляционные характеристики конструкции. Другие «плюсы» перечислены ниже:

  • Композитам на полимерной основе не угрожает коррозия. Они прочнее примерно в 3 раза, чем металлические детали с одинаковым диаметром, если прикладывать усилие для растяжения.
  • Дополнительным преимуществом является небольшой вес. Легкие прутья не сложно перевозить, разгружать.
  • На них нет следов , поэтому после завершения монтажных операций одежда останется чистой.
  • Арматура из стеклопластика обладает меньшей упругостью. Ее нельзя согнуть с применением небольшого радиуса без нарушения целостности.
  • Она теряет прочность при нагреве.
  • Некоторые модификации способны поддерживать процесс горения.
  • Ее нельзя соединять .
  • До сих пор нет технологий, которые базируются на точных расчетах и подтверждены солидным опытом.

К сведению! Некоторые недостатки можно назвать условными. Выше рассмотрены удобства соединения проволочной вязкой и сложности при создании сварных швов. Стеклопластик не проводит электрический ток, но в глубине фундамента это не имеет большого значения.


Не всегда получится уточнить отсутствие брака после визуального осмотра. Именно поэтому предпочтение стоит отдавать продукции известных производителей, параметры которой подтверждены официальными сертификатами. Но это утверждение в равной степени можно отнести ко всем видам арматурных изделий.

Схема армирования ленточного фундамента

Если нет профессионального проекта, утвержденного архитектурным бюро, можно использовать следующие сведения. Они помогут сделать расчет армирования , иного легкого строения с . Эти правила можно применять при использовании металлических изделий. Выбрав композитные аналоги, надо будет сделать соответствующие коррекции по нагрузкам.


Ниже приведены особенности технологии:

  • На продольные элементы конструкции распределяются наибольшие нагрузки. Здесь используют прутья с диаметром 10-12 мм.
  • Для вертикальных и поперечных участков подойдет арматура с толщиной от 6 до 10 мм.
  • Некоторые расстояния между отдельными элементами приведены на рисунке. При увеличении дистанции, выбирают прутья с большим диаметром, или уменьшают соответствующий шаг.
  • Имеет существенное значение расположение арматурного каркаса внутри железобетонного изделия. До внешней поверхности от него при заливке поддерживают расстояние 30-60 мм.


Удобнее и быстрее, чем вручную, можно получить нужные данные с помощью . Такие «калькуляторы» предлагают бесплатно некоторые продавцы арматурных изделий, строительные сайты (наш не исключение).


Его выполняют с учетом общего веса сооружения, глубины промерзания и уровня грунтовых вод, геологических данных. Такое задание обязательно следует поручить профильным специалистам, если предполагается строительство объекта, оказывающего нагрузку более 40 кН на один м. кв. поверхности земельного участка.