Я есмь сущий что означает. Кто такой сущий? Открывая сокровищницу грамматики иврита

Свт. Иоанн Златоуст

Ты хочешь узнать о вечном? Услышь же, что говорит Моисей об Отце. Ибо спросив, что ему ответить египтянам, если бы они его спросили о том, кто был пославший его, Он приказывает сказать: Сущий послал меня . Сущий же означает вечно пребывающий и безначальный, подлинно и всецело пребывающий.

Гомилии на Евангелие от Иоанна.

Свт. Григорий Богослов

Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам

Наименования «Сущий» и Бог суть некоторым образом наименования сущности, особенно же таково имя «Сущий» , не потому только, что Вещавший Моисею на горе, когда вопрошен был об имени, как именовать Его, Сам нарек Себе имя это, и повелел сказать народу: «Сущий послал меня» , но и потому, что наименование это находим наиболее свойственным Богу. Ибо имя Θεος (Бог), которое искусные в корнесловии производят от θέειν (бежать) или αιθειν (жечь), по причине приснодвижимости и силы истреблять худое (почему Бог именуется и огнем истребляющим (Втор.4:24) , есть имя относительное, а не отрешенное, подобно как и имя «Господь» , которое также принадлежит к наименованиям Божиим. Ибо сказано: «Я Господь, – Мое имя» (Ис.42:8) ; также: «Господь имя Ему» (Ам.4:13) . Но мы ищем имя, которым бы выражалось естество Божие, или самобытность, и бытие, ни с чем другим не связанное. А имя «Сущий» действительно принадлежит собственно Богу и всецело Ему одному, а не кому-либо прежде и после Него, потому что и не было и не будет чем-либо ограничено или пресечено. Что касается других имен Божиих, то некоторые очевидным образом означают власть, а другие домостроительство, и последнее, частью до воплощения, частью после воплощения.

Слова. Слово 30.

Бог всегда был, есть и будет, или, лучше сказать, всегда есть, ибо слова был и будет означают деления нашего времени и свойственны естеству преходящему, а «Сущий» – всегда. И этим именем именует Он Сам Себя, беседуя с Моисеем на горе; потому что сосредоточивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится. Как некое море сущности, не определенное и бесконечное, простирающееся за пределы всякого представления о времени и естестве, одним умом (и то весьма не ясно и недостаточно – не в рассуждении того, что есть в Нем Самом, но в рассуждении того, что окрест Его), через набрасывание некоторых очертаний, оттеняется Он в один какой-то облик действительности, убегающий прежде, нежели будет уловлен, и ускользающий прежде, нежели умопредставлен, настолько же обнимающий сиянием владычественное в нас, если оно очищено, насколько быстрота летящей молнии озаряет взор. И это, кажется мне, для того, чтобы постигаемым привлекать к Себе (ибо совершенно непостижимое безнадежно и недоступно), а непостижимым приводит в удивление, через удивление же возбуждать большее желание и через желание очищать, а через очищение делать богоподобными; и когда сделаемся такими, уже беседовать как с вечными (дерзнет слово изречь нечто смелое) – беседовать Богу, вступившему в единение с богами и познанному ими, может быть настолько же, насколько Он знает познанных им (1Кор.13:12) .

Слова. Слово 45.

Свт. Амвросий Медиоланский

Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам

Сказал Господь: Я есмь Сущий. Ты скажешь: Сущий послал меня . Это есть истинное имя Бога: быть всегда.

Послания.

Это Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова, явившийся Моисею в терновом кусте, о Котором говорит Моисей: Сущий послал меня . В терновом кусте - не Отец, в пустыне - не Отец, но Сын беседовал с Моисеем.

Итак, Христос всегда Сущий, а Кто Сущий, Тот есть всегда. Христос же всегда Сущий, о Ком говорит Моисей: Сущий послал меня.

Пять книг о вере.

Свт. Афанасий Великий

Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам

Как одно начало и поэтому один Бог, так подлинно, истинно и действительно сущая сущность и ипостась есть единая, именно та, которая говорит: Я есмь Сущий , а не две сущности, иначе будут два начала. От единой же сущности есть Слово, Премудрость, ее собственная и неотлучная от нее сила, по естеству и истинно Сын.

Слово четвертое против ариан.

Свт. Григорий Нисский

Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам

Один признак истинного Божества указывает слово Священного Писания: тот, которому был научен Моисей гласом свыше, услышав рекшего: Я есмь Сущий . Следовательно, как мы полагаем истинным верить, необходимо только это Божественное бытие, которое распознается по вечности и безграничности в бытии, и все, что относится к Нему, такого же рода: не появляется и не исчезает. Таким образом, если кто-то скажет о Боге, что раньше Он был, а сейчас Его нет, или что сейчас Он есть, а раньше Его не было, оба эти изречения мы считаем равно безбожными. Ибо понятие вечности тем и другим одинаково искажается, с той и с другой стороны одинаково покрываемое несуществующим, усмотрит ли кто-либо несущее прежде сущего или покажет, что сущее пресеклось в несущее, - нисколько не убедительно нечестивое предположение о Божественном, приписывающее Богу небытие в начале или в конце. Поэтому измышление о том, что не существует сущностно Сущий, мы считаем отрицанием и упразднением истинного Божества. Ибо когда во свете явивший Себя Моисею называет Себя Сущим, говоря: Я есть Сущий , а Исаия, ставший как будто инструментом звучащего в нем, говорит от лица Сущего, что: «Я есть первый, и Я по сих», таким образом вечность мыслится в каждом помышлении о Боге.

Против Евномия.

Свт. Евсевий Кесарийский

Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам

Все, что когда-либо существует, берет бытие из Единого и Единственного Сущего и Преждесущего, рекшего: Я есмь Сущий , потому что Он есть Единый Сущий и всегда Сущий для всех, получивших из Него бытие; Он стал причиной бытия посредством воли и силы, и всем [прочим] из Себя богато и щедро даровал и силу и вид.

Доказательство в пользу Евангелия.

Свт. Иларий Пиктавийский

Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам

Это и многое другое подобное вставлялось в те книги, которые, согласно еврейской религии, были написаны Моисеем и пророками. В них при том, что Сам Бог Создатель свидетельствовал о Себе, содержалось следующее: Я есмь Сущий , и далее: Так скажи Сынам Израиля: Сущий послал Меня к вам. Я очень удивился такому полному определению Бога, которое говорит о непостижимости Его Божественной природы словами, пригодными для человеческого восприятия. Ведь имеется в виду, что Богу больше всего присуще бытие, ибо то, что есть, не принадлежит ни концу, ни началу. И то, что в силу неповрежденного блаженства является бесконечным, не могло и никогда не сможет не быть, ибо все Божественное не подвластно уничтожению или началу. И поскольку Божественная вечность ни в чем не нуждается сама по себе, то Он справедливо показывает только то, что служит провозглашению Его неповрежденной вечности.

О Троице.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам

Сущий … Как прекрасно выражает это слово вечность и неизменность Божества. Для Него нет ни прошедшего, ни будущего, а есть одно настоящее: Сый, или Сущий, – тогда Он был Сый, и теперь Сый, и во веки веков Сый! А мы? Нас недавно вовсе не было. Потом чрез посредство родителей Бог воззвал нас к существованию – и мы существуем; но дни наши, как сень, преходят, настоящего у нас одна минута, и та движется и проходит, так что эта минута, которой я называю настоящее, сейчас же становится прошедшей. Будущее не в моей воле, и мне не известно, что я буду в следующую минуту. Таково бытие мое. Возблагоговеем все пред Сущим.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Августин

Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам

Он все же, несомненно, есть субстанция или, говоря точнее, сущность, что по-гречески звучит как ousia . Ибо как «мудрость» производится от «мудрого», а «знание» от «знать», так от «сущего» производится «Сущность». И кто же есть больший, нежели Тот, Кто сказал рабу: Я есмь Сущий , и: Так ? Однако же другие предметы, называющиеся сущностями или субстанциями, допускают изменения, посредством которых в них происходит большая или меньшая перемена. С Богом же ничего такого произойти не может. Поэтому неизменная субстанция или сущность, которая есть Бог, - одна единственная и, конечно же, ей более всего подобает быть сущей, от чего и возникает само название сущности.

О Троице.

Удивительно и божественно Господь наш сказал своему рабу: Я есмь Сущий и: Скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам . Действительно, Он Сам существует, так как Он не изменяется; ибо всякое изменение означает, что то, что было, уже не существует. Следовательно, существует Тот, Кто не изменяется; прочее, что было Им сотворено, от Него в свою меру начало свое существование.

О природе добра.

Ведь Тот существует в высшей степени и изначально, Кто является вообще неизменным и Кто действительно смог сказать: Я есмь Сущий , и: Скажи им: Сущий послал меня к вам , чтобы все остальное, что существует, могло существовать только в Нем и быть хорошим настолько, насколько восприняло свое существование.

Об учении христианском.

Ничто с такой силой не высказывается в этих Священных Писаниях, как известное мнение Платона, что философ есть человек, любящий Бога. А главное, что более всего побуждает и меня почти соглашаться с мнением, что Платону не были неизвестны те книги, это следующее: когда ангел передавал святому Моисею слова Божии, то на вопрос последнего, как зовут Того, Кто повелевал ему идти к еврейскому народу для освобождения его из Египта, ему был дан ответ: Я есмь Сущий . И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам , то есть как бы в сравнении с Ним, Который существует истинно, поскольку неизменяем, все, что сотворено изменяемым, не существует; именно этой мысли горячо придерживался и старательно проводил ее Платон. И я не знаю, находится ли подобное где-нибудь в книгах тех, которые жили до Платона, за исключением этого места.

О граде Божием.

Хотя эта неизменяемая и невыразимая [Божественная] природа не принимает «был и будет», но только «есть», сама она на самом деле есть сущая, так как не может измениться. И поэтому только Ему подобало говорить: Я есмь Сущий , и: Скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам . Однако из-за изменяемости времен, в которых вращается наша смертность и наша изменяемость, мы говорим уверенно [о Боге]: «И был, и будет, и есть». Был - в предыдущие века, есть - в настоящее время, будет - в будущем. Был, так как не было времени, когда Его не было; будет, так как не будет времени, когда Его не будет; есть, так как Он есть всегда.

Возможно, и самому Моисею было трудно, и тем более трудно будет нам понять сказанное: Я есмь сущий , и: Сущий послал меня к вам . И даже если бы Моисей это понял, то когда бы поняли это те, к кому он был послан? Поэтому Господь отложил то, что человек не может понять, и добавил то, что он понять может. Ведь Он говорит: Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 3:6) . Это ты можешь понять, но какой ум может понять: Я есмь Сущий ?

Трактат на Евангелие от Иоанна.

Что же означает, что Он затем еще раз сказал о Своем другом имени? Здесь: «Я называюсь Сущий », а там: «У Меня есть другое имя: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова » (Исх. 3:6) . Ибо, хотя Бог является неизменным и все сотворил по милосердию, Сам Сын Божий соизволил, приняв на Себя изменяющуюся плоть, оставаясь тем, что есть Слово Божие, прийти и спасти человека. Итак, Сущий принял на Себя смертную плоть, так что может быть сказано: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова.

Когда Моисей спросил об имени Бога, ему было сказано: Я есмь Сущий , и: Скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам . Что же это? О Боже, о Господь наш, как Твое имя? Он сказал: «Я называюсь Сущий». Что значит: «Я называюсь Сущий»? Я пребываю в вечности, так как не могу изменяться. То, что изменяется, не существует, ибо не пребывает. То, что существует, остается. То, что изменяется, некогда было и некогда будет, но не существует, ибо изменяется. Значит, неизменяемость Бога по праву называется так: Я есмь Сущий.

Проповеди.

Блж. Иероним Стридонский

Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам

Одна есть единственная природа Бога, поистине сущая, ведь она не имеет того, что поддерживало бы ее извне, но ей свойственно быть. Остальное, что сотворено, только кажется сущим, потому что некогда не существовало и может вновь не быть, потому что не было. Один Бог, Который вечен, есть Тот, Кто не имеет начала, по праву носит имя Бытия. Потому и Моисею Он говорит из тернового куста: Я есмь Сущий , и еще: Сущий послал меня . А ведь существовали тогда ангелы, небо, земля и моря, почему же общее для всех имя бытия Бог присваивает Себе, как собственность? Но потому, что есть единственная несозданная природа и в трех лицах существует единое Божество, Которое поистине существует и является единой природой.

Послания.

Ориген

Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам

Поскольку действие Отца и Сына совершается и в святых, и в грешниках, из этого явствует, что все, кто разумен, причастны слову Божию, то есть разуму, и потому несут в себе как бы посеянные семена премудрости и правды, чем и является Христос. Тому, Кто истинно Сущий, Кто сказал чрез Моисея: Я есмь Сущий , все сущее причастно, и причастие Бога Отца распространяется на всех, как праведных, так и грешных, и разумных, и неразумных, и вообще на все, что есть сущее.

О началах.

Фульгенций Руспийский

Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам

Точно помни и никоим образом не сомневайся, что Святая Троица - единственный Истинный Бог, как вечный, так и единственный действительно неизменный. Именно это Он имеет в виду, когда говорит рабу Своему Моисею: Я есмь Сущий.

О вере (к Петру).

Магн Аврелий Кассиодор

Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам

Это есмь есть глагол, свойственный Божеству, ибо Оно не изменяется во времени, но всегда пребывает и остается вечным, как Моисею был дан ответ: Я есмь Сущий , и еще: Сущий послал меня . Но надо исследовать, почему Бог усваивает только Себе имя бытия? Ведь тогда, когда это было сказано, существовали ангелы, существовали силы небесные, существовало все земное, как было указано. Но так как только одно есть несотворенное и вечное естество, которое никогда не начиналось, и в трех лицах присутствует одно Божество, по праву говорится, что Един Бог: ибо, чтобы быть, Он ни в чем не нуждается, но всегда держится крепостью собственного достоинства. Есть там и другая тайна, что один слог содержит три буквы (sum), чтобы показать, что Святая Троица есть единый Бог.

[Бог] всегда пребывает, всегда есть, и, что бы ты ни говорил, Он сегодня есть. Как в Моисеевом Бытии Он приказывает, чтобы о Нем говорил Моисей: Иди , - говорит, - и скажи сынам Израилевым: Я есмь Сущий, и Сущий послал меня к вам . Поэтому Свою вечность Он пожелал обозначить наименованием настоящего времени. Ведь настоящее время, о котором Он говорит «сегодня», используется вместо вечности и понимается как свойство божественных Писаний.

Изъяснение Псалмов.

Лопухин А.П.

Ст. 14-15 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род

Сообразно с таким законным желанием Моисею и открывается всеобъемлющее обозначение сути Бога - Сущий, по-еврейски - «Иегова ». Слово Иегова , еврейское Ягве , от глагола «гайа » - быть, взятого в 1-ой форме, означает личность самобытную, абсолютно и независимо от чего-либо существующую (Сущий). Понятие о такой личности выражено дважды употребленным личным глаголом «ehjeh» = я есмь. Они соединяются местоименной связкой для указания на то, что единственная самодовлеющая причина бытия этой личности заключается в ней самой. Вследствие безусловной самобытности Сущий является в Своих действиях всегда Себе равным и неизменным, на слово Его можно и должно полагаться. И если теперь явившийся Моисею Всевышний есть в то же время Бог отцов народа еврейского, с которыми заключен клятвой подтвержденный завет, то уже нет никаких оснований и поводов сомневаться, что Он исполнит Свое обещание вывести их потомков из Египта. Сообразно с этим и слова Моисея, посланника такого Бога, заслуживают полного доверия: «Сущий послал меня к вам… Бог отцов ваших послал меня к вам».

Толковая Библия.

Это прилагательное сегодня используется редко, в основном во фразеологизмах. Толковый словарь Ефремова дает два значения:

1) (разг.) подлинный, истинный, самый настоящий;
2) (устар.) существующий, имеющийся в наличии.

Примеры первого значения: сущая мелочь, сущий вздор. Однако в Синодальном переводе Библии это слово везде используется во втором значении, которое сегодня является устаревшим. Наиболее точный современный эквивалент этого значения – «существующий». Везде, где мы встречаем в Синодальном переводе слово «сущий», его можно заменить на «существующий» без потери смысла. Например, в Иоан. 13:1 христиане названы «сущими в мире». Это значит, что они существуют или пребывают в мире. Вряд ли они при этом являются Богами или единосущными Богу. Все просто.

Конечно, в определенном контексте даже «сущий/существующий» может выполнять роль обозначения или титула Бога. Но титул тем и отличается от имени, что может применяться не только к Богу, но и к другим личностям. Скажем, Бог – Создатель, но любой скульптор или программист тоже создатель, хотя вряд ли при этом Бог. Я уже приводил примеры , до какого абсурда можно дойти, если выискивать в Библии эпитеты, примененные к Богу и к другим лицам, и проводить между ними знак равенства по этой причине.

Почему слово «сущий» использовано в Исходе 3:14, где Моисей встречает горящий куст и разговаривает с Богом? В оригинале Бог говорит о себе такие слова: «Я стану тем, кем стану» (אהיה אשר אהיה , ehye asher ehye). Перевод такой конструкции как «сущий/существующий» не самый плохой вариант, особенно ввиду того, что позволяет изящно передать следующую фразу: «Сущий послал меня к вам». При таком переводческом решении заглавная буква уместна, поскольку слово «сущий» использовано в качестве титула и речь идет о Боге.

Но в любом случае важно понимать, что «Сущий» в данном тексте – творческая обработка переводчиков, очень свободная и идиоматичная по своему характеру. В оригинале стоит не одно слово, а три. Это не столько титул, сколько описательная характеристика, отражающая определенные качества Бога. Поэтому неверны такие утверждения, как на одном православном сайте : «Сущий – имя Божье, явленное Моисею». И уж совершенной дезинформацией является утверждение из следующего абзаца: «Имя Сущий соответствует еврейскому Яхве». Между «ehye asher ehye» и тетраграмматоном יהוה (yhwh) нет ничего общего, кроме разве что общей этимологии с глаголом «быть» в слове ehye.

Но гораздо больше вопросов возникает к тому, что мы находим в Синодальном переводе в стихе Иоанна 8:25:

Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.

Во-первых, в греческом тексте нет ничего, что напоминало бы русское слово «сущий». Буквально Иисус говорит примерно так: «Я тот, о котором говорю с начала». Синодальный перевод – один из немногих, кто вставляет сюда слово «сущий». Так не делает даже православный перевод Кассиана:
Говорили Ему тогда: Ты кто? Сказал им Иисус: о чем Мне вообще говорить с вами?

В других переводах тоже нет никакого сущего:
Кто же Ты такой? – спросили они. – Я вам уже давно говорю, кто Я такой, – ответил Иисус (Живой Новый Завет).

«Так кто же Ты?» – спросили они тогда. – «Об этом и говорю Я вам с "самого" начала, – ответил Иисус… (Новый Завет Заокского института).

– Так кто же Ты? – спросили они Его. – Тот, кем Я себя называл с самого начала, – ответил Иисус (перевод Кузнецовой).

Тогда они спросили Его: «Кто же Ты?». Иисус ответил: «Я То, что Я вам говорил с самого начала» (Современный перевод).

– Кто же Ты такой? – спросили они. – Я вам уже давно говорю, кто Я такой, – ответил Иисус (IBS).


Это же касается большинства английских переводов. Даже архаичный перевод короля Якова передает в духе Кузнецовой. Смысл ясен. Иисус имеет в виду следующее: «Я уже столько раз говорил, кто я такой, а вы никак не понимаете, так что какой смысл говорить опять?» Синодальный вариант совершенно не передает эту мысль, зато вставляет слово «сущий», да еще и с заглавной буквы. На каком основании? Здесь нет ни титута, ни эпитета. Переводчики так хотят поддержать учение о Троице, что начинают писать с большой буквы обычные прилагательные в стандартных речевых конструкциях. А все для того, чтобы перекинуть мостик на Исх. 3:14, который они предусмотрительно перевели точно так же. Но если там использование «Сущий» с большой буквы более-менее допустимо, то здесь такой вариант не допустим ни в каком случае.

Это один из примеров грубых тринитарных искажений Синодального перевода (я приводил и

ГЛАВА 13. «Я ЕСМЬ СУЩИЙ» (Исход 3: 14).

Мы подходим к одному из самых ключевых моментов в истории общения Моисея с Богом. В ответ на просьбу Моисея открыть свое имя «бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исход 3: 14).
Словосочетание «Я есмь сущий» -- очень вольный перевод ивритского выражения «Эhие ашер эhие». На самом деле перед нами древнееврейская идиома, подразумевающая нарочитую расплывчатость ответа. Собственно говоря, Бог себя никак не называет, явно намекая Моисею, что это, мол, не его дело. «Я есть то, что есть», объявляет Высшая сила.
Современная теология толкует это выражение с философских позиций как «Тот, кто заставляет быть» или «Тот, кто является причиной бытия» в поддержание концепции Бога как «Самосущего бытия».
Но Моисей -- совсем не отвлеченный философ. Его общение с Богом идет в строгом русле его земных интересов. Поэтому он предельно честен с еврейскими старейшинами, не утаив от них такого обтекаемого ответа Бога: «Я есть то, что есть». Но это не имя Бога! Могли ли в последующем смириться с таким определением Бога жрецы, выстраивающие тесную связь между Богом Авраама и Богом Моисея? Конечно, нет. Поэтому появилось следующее разъяснение, сделанное от лица Бога: «скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам».
Но так эта фраза звучит в переводе. А в оригинале как такового слова «Сущий» нет. Вместо него стоит словосочетание;;;;;; ;;;;;;, где первое слово означает имя «Яхве», а второе – производное от другого имени Всевышнего «Элохим».
Акцент же сделан на первом слове. В переводах, в частности в синодальном переводе Библии, для усиления акцента в этом стихе после слова «Сущий» в скобках дано уточнение «Иегова». Правда, сейчас уже доказано, что буквосочетание, так называемый тетраграмматон ";;;, следует правильно читать как «Яхве». Дело в том, что приблизительно к третьему веку до нашей эры, то есть спустя продолжительное время после признания Торы священным писанием, при чтении эти четыре буквы стали заменять словом «Адонай», что переводится как «Господь», производное от «адони» -- «мой господин», в буквальном соответствии с требованием не упоминать лишний раз имя Бога. В конечном счете, это привело к утрате правильного звучания имени Бога.
В раннем средневековье, когда к лишенному гласных тексту Писаний были добавлены огласовочные знаки, слово;;;; было огласовано близко к имени Адонай. Отсюда произошло употребляемое в христианской литературе имя Иегова.
Но, как свидетельствуют так называемые Лахишские письмена, найденные в 30-х годах ХХ века при раскопках города Лахиш, одного из последних городов, оказавших сопротивление вавилонскому войску, осадившему Иерусалим в 585 году до нашей эры, а затем и разрушившему его, до вавилонского плена это имя произносилось вслух как «Яхве». Такого же произношения придерживались и некоторые ранние христианские авторы, писавшие на греческом языке.
Возвращаясь к тексту Библии, следует отметить, что Моисей еще не определился с именем своего Бога, и потому не мог назвать его. Перед нами попытка авторов или редакторов произвестии идентификацию Бога, необходимую для доказательства, что Яхве уже со времен Авраама правил судьбами избранного Им народа.
Следующий стих должен закрепить эту связь, необходимую для выстраивания четкой религиозной линии: «И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род» (Исход 3:15).
Выделим из этого стиха строчку «Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род» и зададимся вопросом, о каком имени идет речь? Для людей, не читающих Библию на языке оригинала, вопрос этот покажется, мягко говоря, странным, потому что в переводе Высшее духовное начало называется то Богом, то Господом, а то сразу тем и другим – Господом Богом, что воспринимается современным человеком как слова синонимы. На самом деле, на иврите -- это два совершенно разных имени, возникших в разное время, в разной среде, из разных источников. И еще раз повторимся, судя по дальнейшему развитию событий на момент, который мы проясняем, Моисей еще не знает, что за Бог перед ним. Жрецы, исходя из своих мотивов, слишком торопятся.
Мы уже говорили, что процесс написания Торы был значительно растянут во времени, что доказано немецким ученым Юлиусом Вельхаузеном, основателем школы критического анализа Библии. Тщательно исследовав библейские тексты, он пришел к выводу, что история еврейского народа, изображенная в многочисленных сюжетах, была записана не по свежим следам событий, а значительно позднее.
Отличительной чертой самой древней части, датируемой концом одиннадцатого – началом девятого века до нашей эры, является обозначение бога словом «Элохим». В текстах, относящихся к восьмому веку до нашей эры, бог именуется словом «Яхве». В седьмом веке до нашей эры, когда обе части были объединены и перемешаны, имена Элохим и Яхве постоянно чередуются или вообще пишутся вместе, образуя словосочетание «Господь Бог».
Несколько позже мы будем читать, как Бог откроется Моисею под именем Яхве. И хотя читающий Библию на языке оригинала встречает это имя уже в книге Бытия, одном из самых древних произведений Торы, исследователи Библии считают этот факт поздней грубой редакторской правкой, сделанной все с той же целью – показать, что Яхве и Элохим суть одно и тоже.
Сегодня, после выдающихся археологических открытий, наукой доказано, что легенды, описанные жрецами в книге Бытия, о создании мира, об Адаме и Еве – это переработанное в течение многих веков еврейскими племенами шумерское наследство. Аккадцы, из среды которых вышел отец Авраама Терах, будучи наследниками шумерского политеизма, оставили свой языческий след в иудаизме в имени Бога «Элохим», что на самом деле переводится как «боги». Этот языческий анахронизм настолько прочно вошел в язык, что евреи, ставшие монотеистами, не задумываются над множественным значением этого слова. Да и в переводах Танаха это имя переводится просто «Бог». Внимательный же читатель без труда разглядит в книге Бытия в остатки политеизма, где недвусмысленно говорится о множестве богов. Это следы недоработки жрецов-редакторов. История создания этих легенд очень интересна, и если появится повод, можно поговорить и об этом.
Но, возвращаясь к разговору об имени Бога, следует вспомнить, что Аврааму, выходцу из аккадского Ура, Бог открылся под именем Эль Шаддай. В переводе с иврита эта фраза звучит так: «Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий» (Бытие 17:1). Эпитет «всемогущий» наглядно демонстрирует виденье этого бога Авраамом, жрецами-создателями Торы и всеми последующими верующими. Дословный же перевод имени «Эль Шаддай» означает «Бог вершин».
Откуда пришло это имя, ученые спорят и по сей день: то ли Авраам вынес его из родных мест Месопотамии, то ли из скитаний по Египту. Скорее всего, таким образом проявилось влияние ханаанской культуры, к которой Авраам волей неволей приобщился, поселившись в этой земле. Словом «эль» обозначалось высшее духовное начало в иерархии богов Ханаана. Косвенным подтверждением этой версии можно рассматривать указание Торы на тот факт, что Бог открыл свое имя Аврааму после длительного периода общения с ним, когда тот был уже глубоким стариком, и, следовательно, прожил в Ханаане продолжительное время: «Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий… и поставлю завет Мой между Мною и тобою» (Бытие 17:1-2).
Видимо, для Авраама, жителя пастбищ и пустыни, естественным местом обитания Бога были горные вершины. Жрецы, оставили имя «Эль Шаддай» в тексте Торы, посчитав, по-видимому, что создали убедительную доказательную базу идентичности бога Авраама и бога Моисея. Иудейские толкователи, делая сложные теологические пассажи вроде того, что оба эти имени говорят о Едином Боге, пытаются и сегодня доказать, что Аврааму было известно имя Яхве.
Что означает имя «Яхве» неизвестно до сих пор. Многие исследователи склонны рассматривать Яхве, как мадиамского бога, обитавшего на горе Хорив, бывшей в те времена активным вулканом. Этой версии способствует рассказ Пятикнижия о начале похода евреев по пустыне: «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа» (Исход 13:21-22).
Что это, как не точное описание действующего вулкана? С этой точки зрения, можно говорить о тождественности «Бога вершин» и бога-вулкана Яхве.

Итак, Моисей под руководством Бога продолжает разрабатывать план по привлечению евреев в союзники: «Пойди, собери старейшин Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, Исаака и Иакова, и сказал: Я посетил вас и увидел, что делается с вами в Египте» (Исход 3:16).
К этому стиху комментарии, что называется, излишни.
«И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед» (Исход 3:17).
Безусловно, перед нами творчество жрецов, описывающих в виде Божественного обещания уже свершившееся событие – завоевание еврейскими племенами плодородных земель Ханаана.
Современным людям, страна «текущая молоком и медом» известна под названием Палестина. Так, по имени плиштим, в русской транскрипции филистимлян – народа, занявшего в XII веке до н. э. южное побережье Ханаана, а потом через двести с лишним лет изгнанного царем Давидом – ее назвал греческий историк Геродот. В обиход это название, по имени несуществующего народа, много позднее, в конце первого века нашей эры, ввели римляне. Сделано это было специально, после многократных иудейских восстаний, чтобы истинное название стерлось из памяти людей. С этой же целью был разрушен Иерусалим, а земля, на которой он стоял, перепахана. А потом отстроен новый город под названием Элиа Капитолина. Обычная римская практика – стирать с лица земли все, что ненавистно.

«И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израилевы к царю Египетскому, и скажете ему: Господь, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему» (Исход 3:18).
Первая часть стиха – план Моисея, одобренный Богом: опираясь на сподвижников, потребовать у фараона трон. Вторая часть – желание уйти в пустыню для принесения жертв Богу – версия, сочиненная авторами Торы, поэтому в своих комментариях мы практически не будем больше касаться ее.
«Но Я знаю, что царь Египетский не позволит вам идти, если не принудить его рукою крепкою» (Исход 3:19).
Ни Моисей, ни Бог не сомневаются, что фараон так просто не уступит. Кстати, тут важно отметить, что Моисей вернулся в Египет после вступления на трон фараона Мернепта, или в другой транскрипции – Менефты, сына и преемника Рамсеса Второго.
«И простру руку Мою и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; и после того он отпустит вас. И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками» (Исход 3:20-21).
Про чудеса мы будем говорить дальше. А вот по поводу «милости в глазах египтян» и смысла выражения «пойдете не с пустыми руками» следует разбираться. Но сначала прочитаем последний стих в этой главе:
«Каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян» (Исход 3:22).
Этот абзац вызывает наиболее горячие споры среди исследователей, которые недоумевают, как мог Бог, с одной стороны, обещать, что египтяне сами отдадут свое золото и серебро, с другой, велеть обобрать их.
Если рассматривать происходящие события с точки зрения жрецов, как версию об изначальном желании уйти из Египта, то, в самом деле, покажется наивным и нелепым, чтобы египтяне одолжили своим рабам драгоценности. Если же перед нами описание попытки захвата власти, то получается, Бог дает добро на вооруженное восстание, при котором бывшие рабы обберут своих господ. А это значит, что Моисей не исключает и такого развития событий.
Ранее говорилось о частых восстаниях в Египте. Но может быть, сейчас самое время привести свидетельства очевидцев подобных событий, чьи воспоминания найдены в древних папирусах, относящихся к тому времени. В одном из них, египетский богач, по имени Ипувер, сообщает: «Бедные люди стали обладателями богатства, в то время, как еще недавно они не имели даже сандалий, теперь они владеют сокровищами. Тот, кто не спал даже рядом со стеной, стал собственником опахала. Тот, кто не имел даже лодки, стал владельцем кораблей. Тот, кто не имел даже куска хлеба, стал владеть закромами... Тот, кто спал прежде без жены из-за бедности, находит теперь знатных женщин».
Не кажется ли вам, что в свете подобных картин становятся более понятными слова «о милости в глазах египтян» и «не пустых руках»?

Глава 4 книги «Исход» начинается с очередных сомнений Моисея: «А если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь?» (Исход 4:1).
Как же точно переданы Торой чувства человека, стоящего перед главным выбором в своей жизни! Он ищет возможность показать евреям силу Бога, который поведет их к свободе. И находит!
«И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него. И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его; и он стал жезлом в руке его» (Исход 4:2-4).
Чтобы понять смысл этого знамения, превращения посоха в змею, нужно углубиться в очень древнюю историю и, самое главное, понять, что сыны Израилевы – это обобщающее название отдельных кочевых племен, обитавших в безжалостной, безводной, голодной пустыне на территории от Красного моря до Сирийских нагорий, несбыточной мечтой которых был цветущий, сытый Ханаан. И только одно из племен в связи с голодом, за четыреста с лишним лет до описанных событий, переселилось в Египет. Сколько было на самом деле этих племен, мелких кланов, родов и семей, сегодня сказать невозможно. Тора упоминает о двенадцати. Хотя дотошные исследователи подсчитали, что в Пятикнижие говорится о четырнадцати. Число их было сокращено намеренно до магической, символической цифры – 12. Сначала было изъято «колено Иосифово», а затем потомство Ефрема и Манассии посчитали за полуколена.
Но для нас важно то, что каждое из племен поклонялось своему племенному или, говоря по-научному, тотемному богу. Колено Иосифа поклонялось Быку. На знаменах рувинитов красовался извергающий пламя Дракон. Колено Иссахар поклонялось Солнцу и Луне. Богами потомков Иуды были львы с женскими головами. У колена Вениамина тотемным богом был Волк. Колено Асирово воздвигало храмы богине-матери Астарте, устраивая оргии с храмовыми жрицами. Искоренение этого обычая стоило жрецам и пророкам в дальнейшем огромных сил.
Все это свидетельствует о том, что до Моисея евреи не были монотеистами. Их веру можно назвать генотеизмом. То есть, признавая существование других богов, они поклонялись только одному из них - покровителю племени. Таким типичным тотемным богом был описанный Торой Бог Авраама. Вчитайтесь в строки Ветхого завета, и вы увидите, что он держит себя как простой смертный, вмешиваясь в житейские дела, ведет с Авраамом споры и даже одобряет его сомнительные в нравственном отношении поступки и уловки.
Моисею, охваченному идеей захвата власти, нужен сильный Бог. Бог воин. Бог, стоящий высоко над всеми остальными богами, подчиняющий своей воле и богов и людей, делающий из рабов силу, способную возвести его на египетский трон. Проведенный нами анализ диалога Моисея с Высшим духовным существом говорит о том, что Моисей не сразу определился в своем выборе бога горы Хорив, бога-вулкана, громовержца, бога мадиамитян, именуемого Яхве. Это произойдет несколько позже, и мы будем свидетелями этого события. Сейчас перед ним стоит задача, подчинить своей воле бога Нехуштана, которому, по всей видимости, поклонялось племя египетских евреев. Имя «Нехуштан» происходит от ивритского слова «нехаш» -- «змея». Вот почему посох в руках Моисея по воле его Бога превращается в змею, а потом снова в посох.
Обратите внимание, в начале диалога с Божественным началом Моисей ничего не знает о боге этого племени. Поэтому получает расплывчатый ответ «Я есть то, что есть». Сейчас, по прошествии, по всей видимости, продолжительного времени, когда все четче и четче вырисовывается план действий, когда собраны необходимые сведенья о людях, на чьи плечи ему предстоит опереться, он ясно представляет, что его Бог должен быть сильнее Нехуштана.
Чем же плох бог Нехуштан? Дело в том, что у древних народов змея ассоциировалась с мирной жизнью – земледелием и плодородием. Такой бог явно не устраивал Моисея.
А как же хитрый, подлый змей, соблазнивший Еву вкусить запретный плод? Как сегодня доказала археологическая наука, библейская легенда о пребывании в раю первых людей, возникла на основе очень древнего шумерского и аккадского фольклора, где этот персонаж, бог в виде змеи, присутствует тоже. Правда, его роль в этих легендах не носит столь яркой негативной окраски. Но к моменту написания жрецами Пятикнижия Яхве показал свою силу при освобождении евреев. Поэтому при переработке сказаний поверженному змею были приданы не самые лучшие черты.
Но, может быть, такая гипотеза ошибочна? Для уточнения ее, давайте выясним, что из себя представляло племя евреев, ставшее рабами в Египте. Библия называет этих людей двояко «Левитянами» и «сынами Израилевыми».
В настоящее время ученые единодушно пришли к мнению, что сыны Израилевы, или бней-Исраэль, это общее название многочисленных еврейских племен, считавших своим предком Иакова. Выходит, левиты - есть то самое племя, которое осталось в Египте после голода, а затем вышло с Моисеем. О существовании левитов известно и из египетских источников. Обращает на себя внимание, что корень этого слова «леви» входит в название библейского чудовища змееподобной формы Левиафана, а также в имена представителей этого колена. Очень может быть, что на каком-то наречии так называлась змея.
Часть левитов стали сподвижниками Моисея, поэтому в дальнейшем этому колену выпала особая роль в жизни израильского народа. Они были обойдены при разделе ханаанской земли, но зато получили право собирать десятину на свое содержание с остальных колен, выполняя при скинии завета, а потом и при Храме обязанности священнослужителей, стражников, казначеев, писарей, певчих и служек
И еще один очень важный момент -- Тора повествует о странном эпизоде, когда во время скитаний по пустыне Моисей установил в лагере изображение змея, чтобы вернуть здоровье людям, покусанным ядовитыми змеями. Обратите внимание, суровый приверженец Яхве устанавливает изображение другого бога, не смотря на запреты, которые же сам ввел. Этот поступок можно расценить как уступку Моисея левитам, убежденным, что бедствие ниспослано богом-змеем в наказание за то, что люди отступились от него.
Впоследствии царь Соломон установил огромного медного змея в выстроенном им Храме, что дает возможность некоторым исследователям придерживаться версии, что со времен Авраама на протяжении многих веков евреи изображали Яхве в виде змея. И только при иудейском царе Иезекии в VIII веке до нашей эры это изображение, как проявление идолопоклонства, было вынесено из Храма и переплавлено. Иезекия «истребил медного змея, которого сделал Моисей; потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» (Четвертая книга царств 18:4).

«Пчелы извлекают мед из тысячи цветов,
тогда как паук из того же самого источника берет яд»

В мире есть целое движение людей, изучающих Библию, которые называют себя - «Свидетелями Иеговы». И эти «свидетели» ассоциируют имя Бога с Иеговой. Свидетель это лицо, которому, известны какие-либо факты. Но в Библии сказано «Бога не видел никто никогда» (Иоанна 1.4), «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает» (1 Иоанна 4.12). Значит, они не могут быть свидетелями Бога, а являются свидетелями Иеговы, так кто же такой Иегова? Очень многие увидели это слово именно в Библии (особенно американского издательства), где в главе 3 Исхода, впервые упоминается имя Бога:

«13. И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?
14. Бог сказал Моисею: Я Есмь Сущий [Иегова]. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам».

Это уже кажется подозрительным, что в конце самого святого имени, благодаря которому существует весь мир, в скобках написано какое - то примечание. Истина вещь абсолютная, она существует независимо, знает ли о ней кто либо или нет, только каждый человек ее по-своему понимает и прежде всего из-за несовершенства своего сознания. Бог не может говорить двояким языком, это делают люди. Одним из самых старых известных переводов Ветхого Завета на греческий язык выполненный в III-II веках до н. э. является - Септуагинта , ставшая по-существу, каноном Священного Писания на греческом языке, с которого впоследствии были сделаны переводы на другие языки, в том числе первый перевод на церковнославянский. Масоретский вариант перевода, сделанный в VIII-X веках н. э., использует в основном католическая церковь.

На сайте исследовательского проекта Санкт-Петербургского государственного университета можно посмотреть множество переводов Библии на разных языках. Вот примеры:

На английском: King James "And God said unto Moses, I AM THAT I AM: and he said, Thus shalt thou say unto the children of Israel, I AM hath sent me unto you".

На немецком: Luther Bibel "Gott sprach zu Mose: ICH WERDE SEIN, DER ICH SEIN WERDE. Und sprach: Also sollst du den Kindern Israel sagen: ICH WERDE SEIN hat mich zu euch gesandt".

На французском: D. Martin Et Dieu dit a Moise: JE SUIS CELUI QUI SUIS. Il dit aussi: tu diras ainsi aux enfants d"Israel: JE SUIS, m"a envoye vers vous".

На украинском: "І сказав Бог Мойсеєві: Я Той, що є. І сказав: Отак скажеш Ізраїлевим синам: Сущий послав мене до вас".

Архимандрит Макарий : "Богъ сказалъ Моисею: Я есмъ Тотъ, Который есмь, и сказалъ: такъ скажи сынамъ Израилевымъ: Сущій послалъ меня къ вамъ".

Русский синодальный перевод: "Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам".

Свидетели Иеговы считают, что правильное произношение имени Бога утрачено и поэтому не видят помехи в использовании имени «Иегова» или «Яхве» (другой вариант произношения) в своём поклонении.


Нажмите для увеличения

На самом деле имя Иегова взято из древней еврейской Каббалы. Каббала - представляет выражение эзотерической философии евреев, от еврейского слова «к-б-л» или «х-б-л» обо-значающего - могущество двадцати двух. Это то, что получено от предков, что переходит из рук в руки и основывается на следующей теории - что якобы еврейские буквы в точности соответствуют божественным законам, и каждая из 22 букв еврейского алфавита представляет иероглифическую сущность, идею и число. Уметь комбинировать эти буквы - это значит знать законы или главную суть творения. Кроме того, система 22 букв еврейского алфавита приписывает священную Троицу - 3, планеты -7 и Зодиак - 12, 3+7+12=22.

Каббала это своего рода алгебра веры, имеющая теоретическое и практическое применение. Есть Каббала книжная, известная раввинам и филологам и практическая - изображаемая на талисманах колдунов, на пергаменте еврейских амулетов.

Главное слово в каббале, заключающее в себе все тайны это (по-еврейски читать справа налево) «i-е-о-e».

Разберем его по буквамъ: iod (i) считается принципом всего алфавита, ибо все остальные буквы составлены из различных его комбинаций.


Нажмите для увеличения

Iod обозначает число 10 - соединение единицы, т. е. существа, действительности, бытия с нулем, т. е. с небытием.

iod - означает мужское активное начало,

е - означает женское пассивное начало,

вау (во) - означает их соотношение, т. е. действе активного начала на пассивное.

4-ая буква слова i-e-o-e , или второе е, есть результат воздействия мужского начала на женское, т. е. их произведение, ребенок, синтез.

В применении к догмам христианства iod означает Бога Отца, е - Бога Сына, вау - Св. Духа, второе e - есть все человечество. Таким образом Иегова или Jod-Нe-Vau-Нe , соединяет в себе принципы мужского и женскокого начала, является андрогином или двуполым.

В древних Писаниях все весьма образно и аллегорично, и все основано и неразрывно связано с астрономией. Связь Иеговы с Луною в Каббале хорошо известна ученикам, так Луна - Мать Земли и она гораздо старше Земли. Человечество планеты Земля было животным царством на планете Луна, наше теперешнее животное царство земной эволюции было растительным царством на Луне. Воздух и вода Луны были втянуты в состав нашей планеты и Луна в настоящем своем состоянии представляет плотную массу, лишенную воздуха, облаков и воды. Передав все свои жизнетворные начала новой планете, она стала мертвой планетой. Когда закончится задача нашей планеты Земля, работа развивающейся жизни произойдет в царствах следующей, другой планеты, на тонких планах бытия.

Образ, который в первых четырех главах книги Бытия называется различно, как «Бог», «Господь Бог», и «Господь», не является одной и той же личностью, конечно, это не Иегова. В некоторых местах Библии имя Иеговы ассоциируется с Адамом. «Господь Бог сказал: вот Адам стал как один из Нас» (Бытие 3.22).

Существуют три различных класса или группы Элохимов (строителей формы), называемых Сефиротами в Каббале и столько же Планетных Духов каждая группа снова делится на семь под-групп. Три основные класса - это соответственно мир Божественный, мир духовный, мир души (ментальный и астральный). Иегова - это образ Лунных Элохимов (Лунных Питри в Пуранах), создавших форму человеческого тонкого астрального тела - бесполого Адама, созданного по образу «бескостных» Богов, но еще лишенного Разума - Сознания, Высшего Я. Первоначальный человек мог бегать, ходить и летать, но он был бессознательным, он не отвечал за свои поступки. Великие Духи Природы, кем является и образ Иеговы, одарили человека лишь внешней формой - астральным телом. И только намного позднее Божественные Сыны Разума с планеты Венера, эволюция которой впереди земной на целую ступень, усыновили свое чадо - человечество Земли и наделили, сначала его лучших представителей, а затем и всех остальных Священным Огнем бессмертным Духом. Это и есть час рождения человека, мы стали ответственны за каждый поступок, тогда у нас появился Высший разум, Совесть, этим мы и отличается от животных. С тех пор человек стал проходить свою великую школу жизни - постоянно решать, чем ему руководствоваться: голосом своего плотского, лукавого ума или голосом своего Высшего Разума, находящегося в сердце каждого, и однажды он должен сделать окончательный выбор.

Тем, что христианская Церковь сделала Иегову - Высочайшим Богом, она внесла безнадежную путаницу в небесную иерархию, несмотря на целые тома, написанные Фомой Аквинским и его школой по этому поводу. “Иегова” есть лишь Бог, который выше всех Богов в глазах Израиля. Моисею было четко сказано имя Бога, зачем что-то еще придумывать. И эзотерическая религия Моисея была подавлена и заменена культом Иеговы. Таково было тайное начало всех последующих и современных религий и особенно же культа позднейших евреев, которые сделали из Иеговы личного - племенного Бога. Утверждение, что Иегова был племенным Богом евреев и не выше, будет отрицаться так же, как и многое другое. Однако, в данном случае, теологи не в состоянии пояснить нам значение стихов во Второзаконии, (32.8 и 9) где в одном предложении упоминается и Бог и Иегова: «Когда Всевышний [не «Господь» или Иегова] давал уделы народам и расселял сынов Адама [человеческих], тогда поставил пределы народов.... по числу сынов Израильских....... Ибо часть Господа (Иеговы) народ его;. Иаков наследственный удел его» . Это решает вопрос.

Но есть и другая Каббала не та, которую преподают в официальных учебных заведениях, ее изучали «еретики» и мистики. До наших дней истинное знание, включая самого Иисуса из Назарета, всегда было гонимо и преследуемо, «отцами Церкви». И всегда, были, есть и будут те, кто не боится отбросить предрассудки для отыскания истины, кто не придает значения почестям и одобрению современников. Эти мудрецы знали, что религия содержит в себе нечто гораздо более значительное, чем лишь одно соблюдение обрядов, пение мантр и молитв. Из-за слишком различного уровня сознания людей, знания давались человечеству Учителями Мудрости для широкого круга масс с поверхностным и отдельно для их учеников, с более глубоким смыслом.

Изучающие религию, натыкаются на множество непонятных им символов, но еще грустнее то обстоятельство, что они забыли, что эти символы когда-то вообще имели иной смысл. Укоренившееся в умах христиан мнение, что их вера есть "единственно верная", вдохновенная доктрина - не есть благоразумие. Сравнительное изучение религий, без сомнения, показывает, что христианство заимствовало свою философию и идеи у религий и философий Древнего и после потопного языческого мира.

Библию переписали под свои интересы евреи, чтобы повысить свою значимость в глазах мира, что они избранный народ. На самом деле Моисей вывел из Атлантиды 850 000 лет назад, лучших представителей всех народов, а не только евреев, остальные погибли, он основал законы и положил начало Арийской расы. Библия ведь не единственный источник древней мудрости. На Руси известны свято - русские Веды или книга Велеса (он же библейский Ветхий Днями, наиболее известен как Санат Кумара, настоящее имя - Ахур Мазда, является одним из Семи Святых Кумар, пришедших на Землю в самый темный час, после истории городов Содома и Гоморра). В книге Велеса описаны события на сотни тысяч лет ранее чем в Библии. Славянские народы поклонялись Перуну великому Духу Огня, он же обожествленный греческий Зевс, на подобие Духа стихии Воздуха - Индры, хорошо известного в Индии. Есть еще Веды - индийские, есть - Пураны ("древняя былина") - тексты древнеиндийской литературы на санскрите, где описаны события миллионной давности и др.

На заре своего развития человек был бесполым, в будущем, обретя и развив свою духовную суть и сбросив с себя оковы материального мира снова станет бесполым. Разве можно дословно верить еврейскому сказанию о ребре Адама, послужившем созданию Евы, во время разделения полов. Ребро есть кость, и когда мы читаем в книге Бытия, что Ева была создана из ребра, это лишь означает, что Раса «с костями» произошла из прежней Расы, которые были «без костей - астральной». Сцены грехопадения человека вообще сознательно искажены. После появления зародыша сознания, человек еще не имел верований или какой-либо системы веры в своем внешнем поклонении, которые можно назвать религией. Это были первые смертные после разъединения полов - следовательно, первые зачатые и рожденные человеческим способом, те кто стали приносить первые жертвы Материи, так и был создан великий символ Каина и Авеля.

Именно отсюда пошло разделение на тех кто поклонялся Форме и Материи, а также Духам Земли, приведшее к культу, который и сейчас существует в символизме каждой религии, состоящей из ритуалов и догм, и на тех кто поклонялся невидимому Космическому Духу, Луч которого мыслящий человек чувствует в себе. Эти две группы стали разделяться и по месту своего проживания, одни тяготели к Северному Полюсу или же к «Небесам» своих Прародителей Гиперборейскому Материку, другие к Южному Полюсу, к «Бездне». Эти два Полюса назывались древними Драконами и Змиями - отсюда добрые и злые Драконы и Змии.

Далее, ложно толкуя закон о необходимости двух противоположных начал, заключили, что злое начало равносильно доброму и ввели культ зла. Чтобы оправдать свои преступления - придумали историю с падшими ангелами, миф о Люцифере, обратили его в довольно подробный образ дьявола. Ангелы это личности - существа, они были есть и будут. Было время когда аура Земли была еще довольно чистой и Ангелы, и Боги могли опускаться (имеется в виду схождение, а не опущение до греха) на Землю и непосредственно обучать человечество. Кроме того эти Существа Света - Небесные Йоги добровольно пожертвовали собою, чтобы помочь Человечеству, они отказались от свойственного им состояния и спустились на нашу Земную Сферу. Но люди исказили этот факт, чтобы оправдать свои грехи. Дьявол это не личность - это символический образ всех людских пороков, живущий в душе человека, символически отображен Иоанном в Апокалипсисе как «зверь, выходящий из моря» который представляет собой страсти человека, его эго и этот зверь должен быть повержен, иначе человек не сможет продолжить эволюцию. Духовенство упорствует, что Бог послал Дьявола искушать человечество, - что было бы довольно странным способом проявления Его беспредельной любви к человечеству.

Дракон и Зверь имеют разное значение, в разных местах в Откровении Иоанна, который описывает один день творения Бога - равный 4 320 000 000 лет - весь цикл существования человека на планете Земля. Как вы уже поняли цикл схождения в материю и цикл выхода из нее. И «дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола». Жена это человечество, мать, материя, Дракон это Божественная мудрость, сошедшая в человека в начале времен, младенец - плод этой мудрости, Высшее Я человека.

Ни какие тайны не откроются человеку, если ум его не будет успокоен, если его воля не станет твердой, а душа чистой - как родниковая вода, и если ищущий наберется храбрости сделать шаг в дверь, находящуюся в конце души - к своему Духу, и сделает его, чтобы установить постоянный контакт со своим Высшим Я. Пока человек не достигнет этого, все писания будут истолкованы неверно. В этом и состоит смысл жизни, только отсюда начинается истинная жизнь, о которой говорил Иисус, - «истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоанна 3.3), все остальное не имеет никакого смысла.

Для чего же в скобках пишется имя Иегова - для того чтобы сбить с верного пути, чтобы разъединить людей, чтобы лишить их истиной веры, а следовательно и духовной силы и Божественной поддержки. И религии не объединяют, а разделяют людей. Так, из единого учения мы получили множество, исключающих друг друга лжерелигий. Также не стоит забывать, что «Инквизиция есть самое страшное, несмываемое пятно на златотканых одеждах христианской церкви» . Ведь Инквизиция была установлена, конечно, не для преследования ведьм и колдунов, а для уничтожения всех инакомыслящих, всех личных врагов церкви, для утверждения и упрочнения своего могущества. А история религий, истинно, самая мрачная и кровавая страница в истории человечества!

Самый основной упор церковь делает на это «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Матфея 16.16). Быть спасенным означает заслужить право продолжить свою эволюцию на Земле, но это еще не означает обрести Царство Божие. Истинную веру заменили на ритуалы и обряды. На протяжении веков церковь внедряла в сознание своей паствы чувство безответственности. Каждый член паствы знает, что человек может совершать любые злодеяния, но если поставить свечку в церкви, то «священник» на исповеди отпустит грехи его.

Лишив человека ответственности, церковь лишила человека его Божественного Происхождения, тем самым дискредитировала великое понятие Божественной Справедливости. А утратив понимание ответственности и справедливости, человек неминуемо будет деградировать, «ибо тот, кто не идет с космическими законами, осужден на разложение». «Весь Космос построен законом ответственности или, как его чаще называют, законом причины и следствия или законом кармы. И не может человечество игнорировать его и пренебрегать им без саморазрушения в конечном итоге. Все древние учения, без исключения, учили этому закону великой ответственности, этому закону Божественности в нас».«Почему все «духовные отцы» так упорно опровергают великий космический закон, который один может объяснить все, кажущиеся нам, несправедливости, всю разницу в условиях рождения, все несчастья, постигающие нас? Ответ один! всюду и везде действует одно корыстолюбивое побуждение, дабы не утерять свою власть и преумножить свое благополучие».


"Я не из тех, кто признаёт попов,
Кто безотчётно верит в Бога,
Кто лоб свой расшибить готов,
Молясь у каждого церковного порога.

Я не люблю религию раба,
Покорного от века и до века,
И вера у меня в чудесные слова —
Я верю в знание и силу Человека".

С.Есенин

Имя Бога

А что сделали из крещения? Креститься не значит руками водить по телу и носить на шее крест. Крещение это обещание Богу в своем сердце - жить с чистой совестью, «крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» . (Первое Петра 3.21). Но главное исполнять, то что обещаешь. «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». (Матфея 7.21) Американская пропаганда - что бог Иегова, проводится как раз для того, чтобы сбить с истинного пути. Но перевес всегда был за теми, кто на стороне истинного Бога. Так было всегда. Имя Иегова вышло из людского ума, а не пришло свыше от Богов. Но Моисею было четко сказано имя Бога, и не стоит ничего придумывать. Как же можно просить Бога о помощи, не зная Его имени. Все языки мира произошли от санскрита. И в русском языке имеются его корни. И еще сто лет назад произносили: «Аз есмь Царь», в английском языке этот порядок до сих пор используется “I am Tsar”. В Новом Завете Иисус много раз говорит именно такими словами - (Иоанна 6.35, 6.41, 6.48, 8.58, 10.9, 10.11, 10.14, 11,25, 14.6, 15.1;Откр.Иоанна 1.10,1.17,2.23,21.6). Почему именно такими словами говорит Иисус? Что означает имя Бога - «Я ЕСМЬ ТО ЧТО Я ЕСМЬ». «Я ЕСМЬ» - означает Бог во мне есть, ТО ЧТО Я ЕСМЬ - означает Бог везде есть или "я в Тебе Отче, а Ты во мне". Даже исламское «Аллах Акбар» точнее выражает истину, чем Иегова, Аллах Акбар означает - Бог Велик, но сокровенный смысл - Все Есть Бог.

Все человеческие просьбы доносят Духи природы и Ангелы, так как они находятся наиболее ближе к плотному плану Земли. И они не могут не откликнуться на призыв «Во имя Я ЕСМЬ ТО ЧТО Я ЕСМЬ» , даже находясь за тысячи километров, так как слух их острее в тысячи раз чем человеческий, так заложено Создателем. Если вы хотите окликнуть своего знакомого в толпе людей и зовете его по имени, разве человек с другим именем повернется в вашу сторону?

Спрашивает Alexander
Отвечает Виктор Белоусов, 27.06.2013


Александр спрашивает: "Здраствуйте, прошу вас ответить на мой вопрос.
Иисус сказал...Я есмь .
Это те же слова Я есмь Сущий
Как написано в оригинале? Я знаю, что идут какие-то споры вокруг этих слов."

Мир Вам, Александр!

Мы рассмотрим этот вопрос с нескольких сторон:


()

Оригинал дошел до нас на греческом-койне (упрощенном), хотя говорился на арамейском. Использовал ли Иисус "тетраграмматон" в этом тексте (ЙХВХ - Яхве, Сущий) - неизвестно. Но смысл текста и без этого был очень "еретичным" для иудеев - потому что кто может быть, прежде чем еще Авраам появился. Ведь иудеи, как народ, вели свое родословие от Авраама. Если Иисус говорит что Он существует еще до Авраама - это очень серьезное заявление.

2) Контекст этого разговора.

Буквально несколькими стихами ранее, Иисус очень явно говорит о Своей сути.

22 Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: "куда Я иду, вы не можете придти"?
23 Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.
24 Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.
25 Тогда сказали Ему: кто же Ты ? Иисус сказал им: от начала Сущий , как и говорю вам.
()

В греческом тексте там используется слово "Начало" - для иудея это была понятная отсылка к главе - В начале сотворил Бог небо и землю...

Еще это же слово используется в Евангелиях точно так-же, когда говориться о 1-й главе Бытия:

4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
()

8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;
()

21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
()

Видно что Иисус относит Себя к 1 главе Бытия, где не так много действующих персонажей.

3) Контекст того времени - по реакции тогдашних слушателей на Его слова.

53 Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?
()

56 Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.
57 На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама?
58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.
59 Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него ; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.
()

Иудеи отлично поняли слова Христа о Его Божественной сути и расценили их как богохульство, за что побивали камнями. Надо сказать что Иисус в Евангелиях никогда не называл Себя ангелом - что Он сотворенный ангел от Бога, но Он всегда говорил что Он Сын Небесного Отца. Иудеи понимали очень прозрачно это значение:

33 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.
()

Думаю что в совокупности можно явно увидеть что Иисус называл Себя Сыном Божьим - единым с Отцом, за что Его хотели побить камнями.

Благословений Божьих,
Виктор

Дополняет Александр Дулгер:

Хотя мы не знаем какой именно оборот речи использовал Иисус, как верно отметил брат Виктор, мы тем не тем не менее можем понять, что хотел сказать евангелист Иоанн, вдохновленный Духом Святым.

В 3-м веке до рождества Христова, по заказу египетского царя Птолемея Филадельфа, 70 иудейских книжников сделали перевод Писаний Ветхого Завета с еврейского на греческий язык. Этот перевод называется Септуагинта и во времена апостолов он был хорошо известен. В этом переводе, в тексте стоит греческое выражение "эго ими", то есть "я есмь".

Тот факт, что он использовал эти же слова, говорит о том, что он отождествлял Христа Иисуса с Личностью, которая разговаривала с Моисеем в книге Исход. Иными словами, Иоанн ставит знак равенства между Иисусом и Яхве.

С уважением,
Александр

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

13 фев