Является ли луна спутником земли. Лунные тайны: почему спутник так важен для земли? «Темная сторона» отсутствует

Конспект урока с использованием информационных технологий (ИКТ)

Предмет: окружающий мир.

УМК: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков, развивающее обучение «Система Занкова Л.В.»

Класс : 2

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Тема урока : Луна – спутник Земли.

Продолжительность : 40 мин.

Аннотация: II четверть, изучаемый модуль «Космос», 5 урок.

Методы, приемы, формы:

– словесный (беседа), игровой;
– наглядный (мультимедийная презентация;);
– практические;
– метод самоконтроля;
– проблемный, организация поисковой и исследовательской работы;

Сочетание фронтальной, индивидуальной, групповой и парной формы работы;

Урок окружающего мира разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Цель: расширить знания учащихся о Луне.

Задачи:

Образовательные задачи:

    познакомить со спутником Земли – Луной, с её движением вокруг Земли, размерами и расстоянием от Земли;

    объяснить, почему видимая форма Луны, меняется в течение месяца.

Развивающие задачи:

    развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности;

    развивать умение работать с глобусом, учебным текстом;

    развивать навыки самоконтроля и контроля, навыки практической работы в группах;

    развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи:

    содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;

    прививать уважительное отношение друг к другу;

    формировать эмоционально – положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Ценностные ориентиры: любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

    формирование целостного, социально – ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве;

    формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

    воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

    вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

    быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

    совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

    после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

    прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;

    оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

    выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:

    ориентироваться в своей системе знаний;

    извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;

    извлекать информацию, представленную в разных формах (тест, текст, иллюстрация);

    перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

    доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

    оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

    слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

    совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

    осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

Предметные УУД:

    уметь объяснять значение «Луна – спутник Земли»;

    работать с готовыми моделями (глобус);

    расширить знания о Луне.

Технологии обучения: технология развивающего обучения, технология деятельностного подхода, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая, технология оценки образовательных достижений.

Оборудование : компьютер, мультимедийная презентация урока, раздаточный материал для работы в группах: оценочные сигнальные карточки, маски для сценки (фазы Луны), словарное слово «кратер».

Ход урока

I .Мотивация к учебной деятельности (дети хором) (слайд 1)

Прозвенел звонок

Начинается урок.

Чтоб природе другом стать

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать

Учимся мы наблюдать.

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет все узнать, наша любознательность.

Здравствуйте, ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и садитесь. Сейчас у нас урок окружающего мира.

I I . Актуализация знаний

Прежде чем перейти к изучению новой темы, мы с вами выполним тест, тем самым проверим насколько хорошо вы усвоили тему прошлого урока. (слайд 2 - 7)

Тест (Система контроля и мониторинга качества знаний) PRoClass

    Планеты Солнечной системы изучают...

А) географы;

Б) химики;

В) астрономы;

Г) физики.

    Вокруг Солнца вращаются планеты. Их...

А) 7;

Б) 9;

В) 11.

    Плутон – это...

А) самая большая планета Солнечной системы;

Б) самая маленькая планета Солнечной системы;

В) самая близкая к Солнцу планета Солнечной системы.

    Относительно Солнца планеты расположены так:

А) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;

Б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;

В) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

    Что такое Земля?

А) звезда;

Б) планета;

В) пылающий шар.

III . Формулирование темы урока, постановка цели

Я подготовила вам небольшой кроссворд. Давайте отгадаем его и посмотрим, какое ключевое слово у нас получится. (слайд 8)

    Звезда, вокруг которой вращается Земля?

    Самая удаленная от Солнца планета?

    Небесное тело, вращающееся вокруг Солнца?

    Небесное тело, которое само светится?

    Итак, какое получилось ключевое слово? (Луна)

Значит о чем мы сегодня будем говорить? (о Луне)

    Видели ли вы Луну?

    Что вы о ней знаете?

А все ли вы знаете о ней?

    А хотите ли узнать больше? (да)

    Как вы думаете, какая тема нашего урока? («Луна – спутник Земли») (слайд 9)

    Давайте посмотрим, что мы должны узнать о ней в течение этого урока? (слайд 10)

1.Луна - спутник Земли.

    Поверхность Луны.

    Лунные фазы.

    Изучение Луны человеком.

    Чтобы узнать все это, мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие на Луну. Вы будете настоящими исследователями, учеными-астрономами. Будете на основе научных фактов делать выводы.

Итак, готовы отправится в необыкновенное путешествие?

    Пристегните ремни! Внимание! Взлет!

I V. Открытие нового знания.

Вот мы с вами и на месте. Приступим к поиску ответов на наши вопросы?

1. Луна - спутник Земли. (слайд 11)

Ребята, перед вами наша планета Земля и Луна. Что вы можете о них сказать?

Каковы размеры Луны по сравнению с размерами Земли?

Луна, оказывается, в 4 раза меньше Земли.

Каково расстояние от Земли до Луны?

Расстояние до луны примерно 400 тысяч км. Это самое близкое к Земле космическое тело.

Оказывается, Земля и Луна, они как 2 брата, всегда неразлучны. Луна движется вокруг Земли, а вместе с Землей вокруг Солнца. Поэтому Луну называют спутником Земли.

    Давайте, чтобы это все лучше представить, сами ненадолго превратимся в Солнце, планету Землю и Луну. Мы с вами попробуем показать движение Земли вокруг Солнца, а Луны вокруг Земли. (Дети демонстрируют, как движутся Солнце, Земля и Луна. Ученик - Солнце вращается вокруг себя. Ученица - Земля - вокруг себя и очень медленно вокруг Солнца. Ученица - Луна вращается вокруг себя и вокруг Земли.)

    Вот мы увидели наглядно движение спутника Земли Луны.

    Молодцы, садитесь.

    Теперь откройте учебники стр.65 и прочитаем первый абзац. Узнаем, что нам предлагают авторы учебника? (слайд 12)

    Итак, почему Луну называют спутником Земли? (ответы детей)

2. Поверхность Луны. (слайд 13)

    Что вы видите на изображении?

    Посмотрите на поверхность Луны и скажите, какая она?

Рассмотрите фотографию Луны и послушайте стихотворение Джанни Родари., которое расскажет нам ваш одноклассник … (рассказывает один ученик) . Подумайте, что назвали лунными морями. (Скорее всего, это горы и впадины на поверхности Луны.)

У лунного моря

Особый секрет, -

На море оно не похоже.

Воды в этом море ни капельки нет,

И рыбы не водятся тоже.

В волны его

Невозможно нырнуть,

Нельзя в нём плескаться,

Нельзя утонуть.

Купаться в том море

Удобно лишь тем,

Кто плавать

Ещё не умеет совсем!

Что говорится о поверхности Луны? {поверхность Луны каменистая и очень неровная. Горы чередуются с равнинами, покрытыми пылью. На Луне много впадин, которые образовались от ударов метеоритов об ее поверхность).

    Ребята, эти впадины называются кратерами или по – другому их называют «лунными морями».

Давайте повторим хором это слово – кратер (хором).

    Люди даже дали названия этим морям: Море Спокойствия, Море Дождей, океан Бурь.

    Значит, что такое «лунные моря»? (кратеры, образованные вследствие падения метеоритов - камней упавших из космоса).

Физминутка

Не зевай по сторонам, Будет вправо поворот.

Ты сегодня космонавт! Раз – хлопок, два – хлопок,

Начинаем тренировку, Повернись ещё разок!

Чтобы сильным стать и ловким. Раз, два, три, четыре,

Руки в стороны поставим, Плечи выше, руки шире.

Правой левую достанем, Опускаем руки вниз

А потом наоборот - И за парты вновь садись!

3. Лунные фазы

- А сейчас, ребята, посмотрите сказку, которую мы с вашими одноклассниками подготовили для вас. Называется она «Почему у месяца нет платья?» И подумайте, почему ее так назвали? (инсценировка сказки двумя учениками) Приложение 1

Какую тайну раскрывает эта сказка? (слайд 14)

    Почему же у месяца нет платья? (Луна бывает разная)

А вы знаете, от чего зависит разный вид Луны?

    Работа в парах (применение документ – камеры)

- Давайте, вспомним правила работы в парах, в группах. Приложение 2

- Сравните ваши зарисовки Луны с рисунками в учебнике.

Почему мы с Земли видим Луну такой разной? (Сообщения детей)

Разный вид Луны зависит от того, как она освещена невидимым нам ночью Солнцем. Вид Луны в течение месяца меняется, потому что она занимает разное положение относительно Солнца и Земли. Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то на серп, который назвали месяцем. Всему этому есть объяснение. Солнце – это пылающий шар. Оно испускает свет. А Луна не испускает света; она словно зеркало, отражает свет Солнца. Лучи Солнца освещают её только с одной стороны. Только эту освещенную сторону Луны и видно с Земли. По мере того как Луна движется вокруг Земли, Солнце освещает её по-разному. В зависимости от того, какая часть Луны освещена, мы видим на небе её – то целиком, то половинкой, то узким серпиком. Если наблюдать за Луной, вы заметите, серп «молодой», «растущей» Луны отличается от Луны «стареющей». Для этого нужно соединить отрезком прямой линии кончики рожек и немного продлить вниз эту линию. У нас получится буква «Р», т.е. первая буква слова «растущий». Значит мы нарисовали молодую Луну. А «стареющий» серпик сам об этом говорит, потому что он похож на букву «С» - первую букву слова «стареющий».

    Изучение человеком Луны. (слайд 15)

    Ребята, как вы думаете, мечтали ли люди побывать на Луне? (Сообщения детей)

Люди издавна мечтали побывать на Луне. Настоящий штурм Луны начинается с 1959 года. В 1966 году станция «Луна-9» прилунилась и передала телевизионное изображение лунного ландшафта. В 1970 году станция «Луна-16» произвела бурение и доставила лунный грунт на Землю. Изучением Луны также занимались и другие страны.

    А сейчас вы узнаете о том, кому удалось побывать на Луне. (Сообщения детей)

В 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин побывали на Луне. Им даже удалось поездить на лунном вездеходе. В 1970 году на поверхности Луны начал своё движение первый отечественный самоходный аппарат «Луноход – 1». Множество кратеров на Луне вызвано падением метеоритов, т.к. у Луны нет атмосферы, в отличие от Земли. Из - за отсутствия атмосферы на поверхности Луны происходят резкие колебания температуры. На освещенной Солнцем поверхности она поднимается до +130 градусов, а ночью падает до – 160 градусов.

- Как звали американских астронавтов побывавших на Луне? (Нил Армстронг, Эдвин Олдрин)

    Что удалось выяснить учёным – астрономам в результате изучения Луны? (Учёные доказали, что на Луне нет воздуха, воды, а следовательно нет животных и растений.)

    Получили ли мы ответы на неизвестные ранее нам вопросы?

    А теперь закройте глазки и представьте, что мы с вами летим обратно на Землю. С успешным приземлением вас, ребята!

V. Закрепление изученного материала (слайд 16)

Вот мы с вами узнали многое о спутнике Земли Луне. А сейчас проверим, насколько вы хорошо все запомнили.

Работа в группах

Выложить на столах высказывания, используя данные вам слова. Но учтите, что не все слова вам пригодятся.

I группа

II группа

(

III группа

Прочитайте полученные вами высказывания.

Одной из групп встретилась фамилия Гагарин. Кто мне скажет кто это? (первый человек полетевший в космос).

Назовите его полное ФИО. (Юрий Алексеевич Гагарин)

А может кто-нибудь сможет назвать мне год, когда Юрий Гагарин совершил полет? (12 апреля 1961 года)

Молодцы, ребята!

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Скоро прозвенит звонок

Подведем скорей итог.

Что нового узнали на уроке? (о том, что Луна – спутник Земли, о поверхности Луны, о фазах, о людях покоривших луну)

Самооценка работы

Я предлагаю вам, чтобы вы оценили свою работу на уроке: (на столе у каждого лежат звездочки трех цветов)

Крас.звезда - на уроке было легко, интересно.

Желт.звезда - испытывал затруднения.

Корич.звезда - на уроке было скучно, трудно, я ничего не понял.

Дом.зад. Подготовить сообщение о Луне от имени астронавта или ученого астронома.

Список литературы:

    Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – 8 изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

    Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь по окружающему миру для 2 класса – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.

    Гулуева Т.С. Окружающий мир 2 класс. Методические рекомендации к учебнику Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 2 класс. – Волгоград: Учитель, 2009. – 281с.

Приложение 1

Сказка «Почему у месяца нет платья»

Заглянул Полумесяц к Портному,

Не к небесному, а к земному.

-Сшей мне, мастер, нарядное платье,

Буду по небу в праздник гулять я!

Снял Портной с Полумесяца мерку.

Приглашает его на примерку.

Но всего лишь за несколько дней

Вдвое сделался Месяц полней.

И в плечах, и в груди ему тесно

Так поправился Месяц небесный!

Чуть не плачет с досады Портной:

-Что за бес подшутил надо мной!

Ваша милость слегка пополнела

Иль от стирки материя села, -

Я, по правде сказать, не пойму...

Ладно! Новую примерку сниму.

Вот проходят за сутками сутки,

Не теряет Портной ни минутки.

Ну, а Месяц - гуляка ночной

Стал тем временем полной Луной.

Примеряет он тесное платье

И, вздыхая, бормочет проклятья:

-Греховодник, мошенник, злодей!

Постыдился бы добрых людей.

За последние три дня и три ночи

Платье стало тесней и короче!

Ничего не ответил Портной,

Где уж спорить Портному с Луной!

Снял он мерку с заказчика снова:

Будет к празднику платье готово.

Швы у платья Портной распорол,

Грудь расширил, надставил подол.

Доработать осталось немножко,

А уж Месяц стучится в окошко.

Да не Месяц, а тоненький Серп

В это время он шёл на ущерб,

Не Луна, а всего половинка:

Только рожки да круглая спинка.

Весь затрясся от гнева Портной:

-Нет, довольно шутить надо мной!

Угодить вам пытался я сдуру.

Что ни день, вы меняли фигуру.

То Вы делались круглым, как блин.

То худым, точно этот аршин.

Шить Вам платье - пустое занятье,

Оставайтесь-ка лучше без платья!

Приложение 2

Правила работы в парах

    Работать должны оба.

    Один говорит, другой слушает.

    Если не понял, переспроси.

Правила работы группах

    В группе должен быть ответственный.

    Если не понял, переспроси.

    Один говорит, другие слушают.

    Своё несогласие высказывай вежливо.

    Работать должен каждый на общий результат.

Приложение 3

Карточки с высказываниями для работы в группах.

I группа

Марс, Солнце, Луна, искусственный, естественный, спутник Земли, Плутон.

(«Луна - естественный спутник Земли»)

II группа

Первые, люди, животные, Армстронг, Гагарин, покорившие, Олдрин, Луну. ( Первые люди покорившие Луну - Армстронг и Олдрин»)

III группа

Кратеры, образованные, комет, от ударов, впадины, это, метеоритов. (Кратеры - это впадины, образованные от ударов метеоритов.)

Приложение 4

Творческий отчёт с фотоматериалами


В 1609 году, после изобретения телескопа, человечество сумело впервые подробно рассмотреть свой космический спутник. С тех пор Луна - это наиболее изученное космическое тело, а также первое, на котором сумел побывать человек.

Первое, с чем предстоит разобраться - чем же является наш спутник? Ответ неожиданный: хотя Луна и считается спутником, технически она является такой же полноценной планетой, как и Земля. У нее большие размеры - 3476 километров в поперечнике на экваторе - и масса в 7,347×10 22 килограмм; Луна лишь немногим уступает , самой маленькой планете Солнечной Системы. Все это делает ее полноценным участником гравитационной системы Луна-Земля.

Известен и другой такой тандем в Солнечной системе, и Харон. Хотя вся масса нашего спутника составляет чуть больше сотой части массы Земли, Луна не обращается вокруг самой Земли - у них есть общий центр массы. А близость к нам спутника порождает еще один интересный эффект, приливный захват. Из-за него Луна всегда повернута к Земле одной и той же стороной.

Более того, изнутри Луна устроена как полноценная планета - у нее есть кора, мантия и даже ядро, а в далеком прошлом на ней существовали вулканы. Однако от древних ландшафтов уже ничего не осталось - на протяжении четырех с половиной миллиардов лет истории Луны на нее падали миллионы тонн метеоритов и астероидов, которые избороздили ее, оставив кратеры. Некоторые удары были настолько сильны, что прорвали ее кору вплоть до самой мантии. Котлованы от таких столкновений образовали лунные моря, темные пятна на Луне, которые легко различимы с . Более того, они присутствуют исключительно на видимой стороне. Почему? Об этом мы расскажем дальше.

Среди космических тел, Луна влияет на Землю сильнее всего - кроме, разве, Солнца. Лунные приливы, которые регулярно поднимают уровень воды в мировом океане - наиболее очевидное, но не самое сильное воздействие спутника. Так, постепенно отдаляясь от Земли, Луна замедляет вращение планеты - солнечный день вырос из первоначальных 5 до современных 24-х часов. А еще спутник служит естественным барьером против сотен метеоритов и астероидов, перехватывая их на подлете к Земле.

И вне сомнения, Луна - это лакомый объект для астрономов: как любителей, так и профессионалов. Хотя расстояние до Луны измерено с точностью до метра с помощью лазерных технологий, а образцы грунта с нее неоднократно привозили на Землю, там все еще остается место для открытий. Например, ученые охотятся за лунными аномалиями - таинственными вспышками и сияниями на поверхности Луны, не всем из которых находится объяснение. Оказывается, наш спутник скрывает гораздо больше, чем видно на поверхности - давайте же разберемся в тайнах Луны вместе!

Топографическая карта Луны

Характеристики Луны

Научному изучению Луны сегодня больше 2200 лет. Движение спутника на небосклоне Земли, фазы и расстояние от него до Земли были подробно описаны еще древними греками - а внутреннее строение Луны и ее история исследуются по сей день космическими аппаратами. Тем не менее века работы философов, а затем физиков и математиков дали весьма точные данные о том, как выглядит и движется наша Луна, и почему она именно такая. Все сведения о спутнике можно разделить на несколько категорий, взаимовытекающих друг из друга.

Орбитальные характеристики Луны

Как движется Луна вокруг Земли? Если бы наша планета была неподвижной, спутник вращался бы по почти идеальному кругу, время от времени незначительно приближаясь и отдаляясь от планеты. Но ведь и сама Земля вокруг Солнца - Луне приходится постоянно «догонять» планету. А еще наша Земля не является единственным телом, с которым наш спутник взаимодействует. Солнце, находящееся в 390 раз дальше Земли от Луны, массивнее Земли в 333 тысячи раз. И даже с учетом закона обратных квадратов, по которому интенсивность любого источника энергии резко падает при отдалении, Солнце притягивает Луну в 2,2 раза сильнее Земли!

Поэтому конечная траектория движения нашего спутника напоминает спираль, да еще и непростую. Ось лунной орбиты колеблется, сама Луна периодически приближается и отдаляется, а в глобальных масштабах и вовсе улетает от Земли. Эти же колебания приводят к тому, что видимая сторона Луны - это не одно и то же полушарие спутника, но разные его части, которые попеременно поворачиваются к Земле из-за «покачивания» спутника на орбите. Эти перемещения Луны по долготе и широте называются либрациями, и позволяют заглянуть за обратную сторону нашего спутника задолго до первого облета космическими аппаратами. С востока на запад Луна проворачивается на 7,5 градуса, а с севера на юг - на 6,5. Поэтому с Земли легко можно увидеть оба полюса Луны.

Конкретные орбитальные характеристики Луны полезны не только астрономам и космонавтам - к примеру, фотографами особенно ценится суперлуние: фаза Луны, в которой она достигает максимального размера. Это полнолуние, во время которого Луна находится в перигее. Приведем основные параметры нашего спутника:

  • Орбита Луны - эллиптическая, ее отклонение от идеального круга, составляет около 0,049. Учитывая колебания орбит, минимальное расстояние спутника до Земли (перигей) оставляет 362 тысячи километров, а максимальное (апогей) - 405 тысяч километров.
  • Общий центр массы Земли и Луны находится за 4,5 тысячи километров от центра Земли.
  • Сидерический месяц - полное прохождение Луны по своей орбите - проходит за 27,3 дня. Однако для полного оборота вокруг Земли и смены лунных фаз требуется на 2,2 дня больше - ведь за то время, что Луна идет по своей орбите, Земля пролетает тринадцатую часть собственной орбиты вокруг Солнца!
  • Луна находится в приливном захвате Земли - она вращается вокруг своей оси с той же скоростью, что и вокруг Земли. Из-за этого Луна постоянно повернута к Земле одной и той же стороной. Такое состояние характерно для спутников, которые находятся очень близко к планете.

  • Ночь и день на Луне очень долгие - по половине земного месяца.
  • В те периоды, когда Луна выходит из-за земного шара, ее видно на небе - тень нашей планеты постепенно сползает со спутника, позволяя освещать его Солнцу, а затем обратно закрывает его. Смены освещенности Луны, видимые с Земли, называются ее . Во время новолуния спутника не видно на небе, в фазе молодой Луны появляется ее тонкий серп, напоминающий завиток буквы «Р», в первой четверти Луна освещена ровно наполовину, а во время полнолуния ее заметно лучше всего. Дальнейшие фазы - вторая четверть и старая луна - происходят в обратном порядке.

Интересный факт: так как лунный месяц короче календарного, иногда за один месяц может быть два полнолуния - второе называется «голубой луной». Она такая же яркая, как и обычная полня - Землю она освещает на 0,25 люкс (для примера, обычное освещение внутри дома составляет 50 люкс). Сама Земля освещает Луну в 64 раза сильнее - целых 16 люкс. Разумеется, весь свет не собственный, а отраженный солнечный.

  • Орбита Луны наклонена к плоскости орбиты Земли и регулярно ее пересекает. Наклонение спутника постоянно меняется, варьируясь между 4,5° и 5,3°. На смену наклонения Луны уходит больше 18 лет.
  • Луна движется вокруг Земли со скоростью 1,02 км/с. Это намного меньше скорости движения Земли вокруг Солнца - 29,7 км/с. Максимальная скорость космического аппарата, достигнутая зондом для исследования Солнца «Гелиос-Б», составляла 66 километров в секунду.

Физические параметры Луны и ее состав

Для того чтобы понять, насколько большая Луна и из чего она состоит, людям понадобилось немало времени. Только в 1753 году ученый Р. Бошкович сумел доказать, что у Луны нет существенной атмосферы, равно как и жидких морей - при покрытии Луной звезды исчезают мгновенно, когда наличие дало бы возможность наблюдать их постепенное «затухание». Еще 200 лет понадобилось на то, чтобы советская станция «Луна-13» в 1966 году измерила механические свойства поверхности Луны. А про обратную сторону Луны вообще не было ничего не известно вплоть до 1959 года, пока аппарат «Луна-3» не сумел сделать первые ее снимки.

Команда космического корабля «Аполлон-11» доставила первые образцы на поверхность в 1969 году. Также они стали первыми людьми, которые побывали на Луне - до 1972 года на ней приземлилось 6 кораблей, и высадились 12 астронавтов. В достоверности этих полетов часто сомневались - однако многие пункты критиков исходили из их несведущести в космическом деле. Американский флаг, который по уверениям конспирологов «не мог развеваться в безвоздушном пространстве Луны», на самом деле твердый и статичный - его специально укрепили твердыми нитями. Это было сделано специально для того, чтобы сделать красивые снимки - провисшее полотно не столь зрелищное.

Многие искажения цветов и форм рельефа в отражениях на шлемах скафандров, в которых искали фальсификат, были обусловлены золотым напылением на стекле, защищающем от ультрафиолетового . Советские космонавты, которые смотрели трансляцию высадки астронавтов в реальном времени, также подтвердили достоверность происходящего. А кто сможет обмануть эксперта в своем деле?

А полные геологические и топографические карты нашего спутника составляются по сегодняшний день. В 2009 году космическая станция LRO (англ. «Lunar Reconnaissance Orbiter», Лунный Орбитальный Зонд) не только доставила самые детальные снимки Луны в истории, но и доказала наличие на ней большого количества замерзшей воды. Он же поставил точку в дискуссии о том, были ли люди на Луне, засняв следы деятельности команды «Аполлон» с низкой орбиты Луны. Аппарат был укомплектован оборудованием из нескольких стран мира, в том числе и из России.

Так как к исследованию Луны подключаются новые космические государства вроде Китая и частные компании, свежие данные поступают каждый день. Мы собрали основные параметры нашего спутника:

  • Площадь поверхности Луны занимает 37,9х10 6 квадратных километров - около 0,07% от всей площади Земли. Невероятно, но это лишь на 20% превышает площадь всех заселенных человеком местностей на нашей планете!
  • Средняя плотность Луны 3,4 г/см 3 . Она на 40% меньше плотности Земли - в первую очередь из-за того, что спутник лишен многих тяжелых элементов вроде железа, которыми богата наша планета. Кроме того, 2% массы Луны приходится на реголит - мелкую крошку камня, созданную космической эрозией и ударами метеоритов, плотность которой ниже обычной породы. Его толща в отдельных местах достигает десятков метров!
  • Все знают, что Луна намного меньше Земли, что сказывается на ее гравитации. Ускорение свободного падения на ней составляет 1,63 м/с 2 - всего 16,5 процентов от всей силы притяжения Земли. Прыжки астронавтов на Луне были очень высокими несмотря даже на то, что их скафандры весили 35,4 килограмма - почти как рыцарские доспехи! При этом они еще сдерживались: падение в условиях вакуума было достаточно опасным. Ниже - видео прыжков астронавта из прямой трансляции.

  • Лунные моря охватывают около 17% всей Луны - в основном ее видимую сторону, которая почти на треть покрыта ими. Они являются следами ударов особенно тяжелых метеоритов, которые буквально сорвали со спутника его кору. В этих местах от мантии Луны поверхность отделяет лишь тонкий, полукилометровый слой застывшей лавы - базальта. Поскольку ближе к центру любого большого космического тела концентрация твердых веществ растет, в лунных морях больше металла, чем где-либо по Луне.
  • Основная форма рельефа Луны - это кратеры и другие производные от ударов и ударными волнами, которастероидов. Лунные горы и цирки были построены громадными ые изменяли структуру поверхности Луны до неузнаваемости. Особенно сильна их роль была в начале истории Луны, когда та была еще жидкой - падения поднимали целые волны расплавленного камня. Это же стало причиной образования лунных морей: обращенная к Земле сторона была сильнее раскалена из-за концентрации в ней тяжелых веществ, из-за чего астероиды влияли на нее сильнее, чем на прохладную обратную сторону. Причиной такого неравномерного распределения вещества стало притяжение Земли, особенно сильное в начале истории Луны, когда та была ближе.

  • Кроме кратеров, гор и морей, в луне существуют пещеры и трещины - уцелевшие свидетели тех времен, когда недра Луны были также раскалены, как и , и на ней действовали вулканы. В этих пещерах часто присутствуют водные льды, как и у кратеров на полюсах, из-за чего их часто рассматривают как места для будущих лунных баз.
  • Настоящий цвет поверхности Луны - очень темный, ближе к черному. По всей же Луне попадаются самый разные цвета - от бирюзово-голубого до почти оранжевого. Светло-серый оттенок Луны из Земли и на снимках обусловлен высокой освещенностью Луны Солнцем. Из-за темного цвета, поверхность спутника отражает лишь 12% от всех лучей, падающих от нашего светила. Будь Луна светлее - и во время полнолуний было бы светло как днем.

Как сформировалась Луна?

Исследование минералов Луны и ее история - одна из самых тяжелых для ученых дисциплин. Поверхность Луны открыта для космических лучей, а тепло у поверхности нечему задерживать - поэтому спутник днем накаляется до 105° C, а ночью остывает до –150° C. Двухнедельная продолжительность дня и ночи усиливает влияние на поверхность - и в итоге минералы Луны изменяются до неузнаваемости со временем. Однако удалось кое-что выяснить.

Сегодня считается, что Луна - это продукт столкновения крупного зародыша планеты, Тейи, с Землей, который произошел миллиарды лет назад, когда наша планета была полностью расплавленной. Часть столкнувшейся с нами планеты (а она была размером с ) была поглощена - но ее ядро вместе с частью поверхностной материи Земли было выброшено по инерции на орбиту, где и осталалось в виде Луны.

Это доказывает уже упоминавшийся выше дефицит железа и других металлов на Луне - к тому времени, когда Тейя, вырвала кусок земного вещества, большая часть тяжелых элементов нашей планеты была притянута гравитацией внутрь, к ядру. Это столкновение отразилось на дальнейшем развитии Земли - она стала вращаться быстрее, а ось ее вращения наклонилась, из-за чего стала возможной смена сезонов.

Дальше Луна развивалась как обычная планета - у нее сформировалось железное ядро, мантия, кора, литосферные плиты и даже своя атмосфера. Однако малая масса и бедный на тяжелые элементы состав привел к тому, что недра нашего спутника быстро остыли, а атмосфера - испарилась от высокой температуры и отсутствия магнитного поля. Однако кое-какие процессы внутри все еще происходят - из-за движений в литосфере Луны иногда происходят лунотрясения. Они представляют одну из главных опасностей для будущих колонизаторов Луны: их размах доходит до 5 с половиной баллов по шкале Рихтера, а длятся они куда дольше земных - нет океана, способного вобрать в себя импульс движения земных недр.

Основные химические элементы на Луне - это кремний, алюминий, кальций и магний. Минералы, которые образуют эти элементы, схожие с земными и даже встречаются на нашей планете. Однако главное отличие минералов Луны - это отсутствие воздействия воды и кислорода, вырабатываемого живыми существами, высокая доля метеоритных примесей и следы воздействия космического излучения. Озоновый слой Земли сформировался достаточно давно, а атмосфера сжигает большую часть массы падающих метеоритов, позволяя воде и газам медленно, но уверенно менять облик нашей планеты.

Будущее Луны

Луна - это первое космическое тело после Марса, которое претендует на первоочередную колонизацию человеком. В некотором смысле Луна уже освоена - СССР и США оставили на спутнике государственные регалии, а орбитальные радиотелескопы прячутся за обратной стороной Луны от Земли, генератора множества помех в эфире. Однако что ждет наш спутник в будущем?

Главный процесс, о котором уже не раз упоминалось в статье - это отдаление Луны за счет приливного ускорения. Оно происходит достаточно медленно - спутник улетает не больше чем на 0,5 сантиметра в год. Однако важно тут совершенно другое. Дистанцируясь от Земли, Луна замедляет ее вращение. Рано или поздно может наступить момент, когда сутки на Земле будут длиться столько же, сколько лунный месяц - 29–30 дней.

Однако у удаления Луны будет свой предел. После его достижения, Луна начнет витками приближаться к Земле - причем куда быстрее, чем отдалялась. Полностью врезаться ей, однако, не удастся. За 12–20 тысяч километров от Земли начинается ее полость Роша - гравитационный предел, при котором спутник какой-либо планеты может сохранять твердую форму. Поэтому Луна на подлете будет разорвана на миллионы маленьких фрагментов. Часть из них упадет на Землю, устроив бомбардировку в тысячи раз мощнее ядерной, а остальные образуют вокруг планеты кольцо наподобие . Однако оно будет не таким ярким - кольца газовых гигантов состоят изо льда, который в разы ярче темных пород Луны - их не всегда будет видно на небе. Кольцо Земли создаст проблему астрономам будущего - если, конечно, к тому времени на планете кто-либо останется.

Колонизация Луны

Однако все это произойдет через миллиарды лет. А до тех пор человечество рассматривает Луну как первый потенциальный объект для космической колонизации. Однако что именно подразумевается под «освоением Луны»? Сейчас мы вместе просмотрим ближайшие перспективы.

Многие представляют колонизацию космоса подобно колонизации Земли времен Нового Века - поиск ценных ресурсов, их добыча, а затем доставка обратно домой. Однако это неприменимо к космосу - в ближайшие пару сотен лет доставка килограмма золота даже с ближайшего астероида будет обходиться дороже, чем его добыча из самых сложных и опасных для работы шахт. Также Луна вряд ли выступит «дачным сектором Земли» в ближайшем будущем - хотя там и есть большие месторождения ценных ресурсов, там будет тяжело выращивать еду.

Зато наш спутник вполне может стать базой для дальнейшего освоения космоса в перспективных направлениях - например, того же Марса. Главная проблема космонавтики на сегодняшний день - это ограничения по весу космических аппаратов. Для запуска приходится строить монструозные конструкции, которым нужны тонны топлива - ведь нужно преодолеть не только притяжение Земли, но и атмосферу! А если это межпланетный корабль, то нужно его еще и заправить. Это серьезно стесняет конструкторов, принуждая их предпочитать экономность функциональности.

Луна подходит для стартовой площадки космических кораблей куда лучше. Отсутствие атмосферы и низкая скорость для преодоления притяжения Луны - 2,38 км/c против 11,2 км/с Земли - делают запуски намного проще. А залежи полезных ископаемых спутника позволяют сэкономить на весе топлива - камне на шее космонавтики, который занимает значительную долю массы любого аппарата. Если развернуть производство ракетного топлива на Луне, можно будет запускать большие и сложные космические корабли, собранные с деталей, доставленных с Земли. Да и сборка на Луне будет куда проще, чем на околоземной орбите - и намного надежнее.

Существующие на сегодняшний день технологии позволяют если не полностью, то частично осуществить этот проект. Однако любые шаги в эту сторону требуют риска. Вложение громадных денег потребуют исследования на предмет нужных ископаемых, а также разработка, доставка и тестирование модулей будущих лунных баз. А одна предполагаемая стоимость запуска даже первоначальных элементов способна разорить целую сверхдержаву!

Поэтому колонизация Луны - это предмет не столько работы ученых и инженеров, сколько людей всего мира для достижения столь ценного единства. Ибо в единстве человечества кроется истинная сила Земли.

В астрономии спутником называется тело, которое вращается вокруг большего по размерам тела и удерживается силой его притяжения. Луна — спутник Земли. Земля — спутник Солнца. Все планеты Солнечной системы, за исключением Меркурия и Венеры, имеют спутники.

Искусственные спутники — это созданные человеком космические аппараты, вращающиеся вокруг Земли или другой планеты. Их запускают с различными целями: для научных исследований, для изучения погоды, для связи.

Система Земля — Луна — уникальная в Солнечной системе, так как ни одна планета не имеет такой крупный спутник. Луна — единственный спутник Земли, зато такой большой и близкий!

Она видна невооруженным глазом лучше, чем любая планета в телескоп. Телескопические наблюдения и крупные фотографии показывают, что ее красивая поверхность неровная и чрезвычайно сложная. Активное изучение естественного спутника Земли началось с 1959 года, когда в нашей стране и в США по направлению к Луне для всестороннего ее исследования были запущены космические зонды, автоматические межпланетные станции, доставившие образцы лунных пород. И до настоящего времени космические аппараты приносят немало информации для работы селенологов (ученых, изучающих Луну). Много загадок таит в себе наш спутник. Долгое время люди не видели его обратной стороны вплоть до 1959 года, когда автоматическая станция “Луна-3” сфотографировала невидимую сторону лунной поверхности. Позднее на основе снимков, полученных с помощью отечественной станции “Зонд-3” и американских космических аппаратов “Лунар орбитер” были составлены карты поверхности Луны. Полеты лунных автоматических станций и высадки лунных экспедиций помогли получить ответ на целый ряд неясных вопросов, волновавших астрономов. Но, в свою очередь, они поставили перед астрономами новые задачи.

Как уже говорилось, наиболее эффективными «снастями» ловцов комет являются самодельные телескопы, а иногда даже простые бинокли. Возможно, именно поэтому такой большой вклад в открытие комет внесли любители. На их счету 98 процентов долгопериодических комет, украшавших небосвод в XIX веке и семьдесят четыре — в XX. Ежегодно открывают пять — семь новых комет, и каждый год…

С давних времен люди обожествляли зарю, связывали с ней множество легенд, сказаний, мифов. Древние греки считали, что заря наступает, когда встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос”. Эти слова принадлежат Гомеру. Он описывает, как розовоперстая богиня Эос мчится на колеснице, запряженной белыми лошадьми, возвещая появление своего брата Гелиоса — бога Солнца. Древние римляне богиню…

Пещеры — это пустоты в горной породе. Они образуются по разным причинам. Некоторые породы, например известняк, гипс и каменную соль, вода растворяет или размывает, и в результате возникает углубление. Постепенно оно увеличивается, формируется грот, глубина или длина которого меньше высоты. А затем грот удлиняется и постепенно превращается в пещеру. Образуются пустоты под землей и тогда,…

Поскольку воздух у водопадов насыщен влагой, то в тропических лесах вокруг них много бамбука, древовидных папоротников, перистых пальм, красочных цветов. Около Игуасу, например, растут разнообразные, фантастической окраски орхидеи. В Японии у водопадов можно увидеть прекрасные хризантемы. Японские цветоводы даже вывели своеобразный сорт — “каскадный цветок”. Его свисающие со стебля лепестки-ленты невероятно похожи на струи пенящегося…

Немного есть научных трудов в истории человечества, которые сохраняли бы свою ценность на протяжении многих веков, изучались бы десятками поколений ученых. К числу таких трудов относится “Альмагест” греческого ученого Клавдия Птолемея. Он долго жил в Александрии, которая хоть и расположена в Африке, в устье Нила, но в течение нескольких столетий служила центром греческой культуры. Там…

Обитательницы безграничного космоса — звезды — давным-давно сосчитаны, записаны в каталоги – и не только те, что видны невооруженным глазом, но и множество других, наблюдаемых в телескоп. Есть сведения, что в IV в. до н.э. китайский астроном Ши Шен составил первый звездный каталог, первую перепись звезд. Великая честь и огромный труд составления звездного каталога принадлежат…

Действительно, кажется странным, что среди животных и “полуживотных” в Зодиаке есть знак “Весы”. Свыше двух тысячелетий назад в этом созвездии находилась точка осеннего равноденствия. Равенство дня и ночи могло стать одной из причин, по которой зодиакальное созвездие получило название “Весы”. Появление на небе Весов в средних широтах указывало, что пришло время сева, а древние египтяне…

Звезд на небе в темную ночь видно так много, что кажется, и сосчитать их нельзя. Однако астрономы уже давно сосчитали все звезды, видимые на нем простым, или как говорят, невооруженным глазом. Оказалось, что на всем небе (на всей небесной сфере, включая звезды южного полушария) в ясную безлунную ночь можно было бы увидеть при нормальном зрении…

Мы живем на одной из девяти планет, движущихся вокруг Солнца. Планета Земля — единственная в Солнечной системе, на которой есть жизнь. На других планетах нет условий для жизни — воздуха, подходящей температуры для существования живых организмов. Вокруг Земли вращается один-единственный естественный спутник — Луна, а также множество искусственных спутников и их обломков. Вместе с Луной…

Почему тела не улетают с поверхности вращающейся Земли? На чем держатся планеты? Почему они движутся вокруг Солнца, а не улетают от него прочь? Ответов на эти вопросы долгое время не было. Открытием истины мы обязаны великому английскому ученому И.Ньютону. Он пришел к мысли о существовании сил тяготения между всеми телами Вселенной, В результате открытия Ньютона…

Спустя более полувека после того, как СССР вывел человечество в космос, РФ еле удерживается в тройке мировых лидеров по количеству запусков, уступая Китаю, который только недавно начал осваивать космос, и США, которые до сих пор не научились делать своих ракетных двигателей и закупают их в РФ. Вчера Известия сообщили, что новое расследование дела в отношении экс-главы подведомственного «Роскосмосу» НПО «Техномаш» может обернуться арестами в рядах руководства госкорпорации.

Бывший и.о. гендиректора компании Дмитрий Панов, которого подозревают в мошенничестве на полмиллиарда рублей, 29 апреля был на два месяца отправлен Замоскворецким судом в СИЗО. По данным следствия, он причастен к хищениям денег, полученных на выполнение гособоронзаказа по техническому перевооружению Пермского порохового завода. Эксперты отмечают, что схема вывода денег, использованная преступной группой, в которую входили в том числе должностные лица «Роскосмоса», была популярна еще в конце 1990-х. По версии следствия, «Техномаш» перевел ничем не примечательному ООО «Москапстрой» более 410 млн рублей. Незадолго до этого компания выиграла тендер на реконструкцию производства смесевого твердого топлива на ФКП «Пермский пороховой завод» и должна была приступить к работам еще в 2017 году. Однако после получения нескольких траншей в качестве аванса субподрядчик своих обязательств не выполнил. Кроме того, по данным следствия, гарантии Генбанка, предоставленные под контракты, оказались фиктивными.

Таким образом, коррупция становится реальной проблемой, из-за которой увеличивается отставание России от ведущих космических держав. Вот таблица запусков в космос по странам:

С такими темпами лет через пять мы будем бороться с Японией и Индией за место в пятерке, тем более, что индийская космическая программа планирует увеличение своего присутствия в космосе в два раза. Индия имеет собственную пилотируемую космическую программу, и ожидается, что с 2021 года она начнёт собственными силами пилотируемые космические полёты космонавтов-гаганавтов на космическом корабле «Гаганьян» и станет четвёртой космической сверхдержавой. В будущем там предполагается создание аппарата многоразового использования и многоразовой транспортной космической системы нового поколения, а в далёком будущем (после 2025-2030 гг.) - пилотируемые полёты на Луну в кооперации с другими странами или даже самостоятельно.

Нет, планов у нас тоже много и не менее амбициозных, чем индийские, да вот с их реализацией в нынешних реалиях туговато, и чем чаще в какую-то стратегическую сферу приходят «эффективные менеджеры», тем больше там вместо полетов процветает воровство.

Базовая стоимость запуска российской ракеты-носителя «Союз-2.1» с разгонным блоком «Фрегат» составляет около $48,5 млн, или 3 млрд 137,5 млн рублей по нынешнему курсу, сообщила во вторник компания «Главкосмос пусковые услуги». Запомним эту цифру.

Перед нынешним праздником Дня космонавтики Генпрокуратура отчиталась, сколько денег было только похищено на подведомственных предприятиях Роскосмоса и Ростеха. Как говорится в докладе ведомства о состоянии законности и правопорядка в России в прошедшем 2018 году , в ходе проверок были выявлены факты неправомерного распоряжения средствами, которые выделялись на выполнение работ в рамках оборонного заказа, завышения стоимости самих работ, срыва сроков их исполнения, а также другие нарушения. По материалам прокурорских проверок возбуждены уголовные дела. «Руководство госкорпорации не только в курсе результатов проверки Генпрокуратурой предприятий промышленности, но и активно содействовало ей. На основании данных материалов на предприятиях ракетно-космической промышленности уже в конце 2018 года приняты исчерпывающие меры для наведения порядка», - заявили в Роскосмосе.

Впрочем, лучше всего масштабы хищений в отрасли показывает строительство так и не достроенного космодрома «Восточный», который должен был стать гордостью и главной площадкой выхода в космос нашей страны. Напомним, космодром начали строить семь лет назад и до сих пор не довели дела до конца (первый пуск ожидался в 2015 году, но был перенесен на весну 2016 года). В очередной раз этой весной Президент Владимир Путин заявил, что стройку надо завершить. «Мы должны располагать независимым доступом в космос с российской территории, и уже в ближайшей перспективе пусковые нагрузки на космодром "Восточный" должны возрасти», - заявил глава российского государства. Президент поторопил завершить строительство комплексов на базе российских космодромов для новейших ракет-носителей «Ангара-А5» и «Ангара-А5М». По мнению Путина, чтобы достроить космодромы «Плесецк» и «Восточный», правительству нужно обратить внимание на расценки. «Уже докладывали несколько раз, что ни одна компания не берётся за завершение работ с этими расценками. Надо как-то реалистично к этому подходить, обоснованно, не завышать, разумеется, ничего», - полагает Президент.

Насчет расценок здесь вопрос отдельный, но если учесть, сколько там уже украдено, то, вернув всего половину, Россия могла бы выйти в лидеры по пускам ракет. По фактам хищений при строительстве космодрома «Восточный» были возбуждены десятки уголовных дел в разных регионах страны. В хищениях обвиняются бывший глава «Дальспецстроя» Юрий Хризман, его сын Михаил Хризман, главный бухгалтер предприятия Владимир Ашихмин и экс-спикер Хабаровской краевой думы Виктор Чудов. Как утверждает Следственный комитет, Юрий Хризман и главный бухгалтер предприятия Владимир Ашихмин злоупотребили должностными полномочиями при использовании авансов по 11 государственным контрактам, что повлекло причинение ущерба РФ в 5,2 миллиарда рублей. В зависимости от роли каждого они обвиняются в злоупотреблении должностными полномочиями и растрате. Несколько уголовных дел было возбуждено в отношении подрядчиков и субподрядчиков «Спецстроя». Глава одной из подрядных фирм Вадим Митряков получил четыре года колонии за хищение 1,3 миллиарда рублей на строительстве объектов транспортного хозяйства. Другой деятель, Анатолий Рязанов, тоже получил четыре года колонии. Вместе с сообщниками он, по материалам дела, украл свыше 1,1 миллиарда рублей на поставках металлоконструкций. http://rapsinews.ru/moscourts_news/20161228/277461800.html Гендиректор проектного института «Ипромашпром» Сергей Островский, по мнению следствия, похитил почти половину из 143 миллионов рублей, выделенных из бюджета на строительство административного комплекса космодрома. Расследование этого уголовного дела продолжается. Ранее Островский уже был приговорен к пяти годам колонии общего режима и штрафу в размере 800 тысяч рублей за совершение аналогичного преступления - хищения денежных средств, выделенных на проектирование космодрома «Восточный», в размере 9,7 млрд рублей.

Более 288 миллионов рублей похитил, по утверждению следователей, бывший гендиректор «Тихоокеанская мостостроительная компания» Виктор Гребнев. По мнению следствия, он заключал заведомо невыгодные для ТМК договоры поручительства, ущерб превысил 130 миллионов рублей. Другой экс-гендиректор ТМК Игорь Нестеренко также похитил на стройке «Восточного» 104,5 миллиона рублей и был осужден на три года колонии. Экс-председатель совета директоров ТМК Сергей Юдин, который, по версии следствия, организовал совершение Юрием Нестеренко хищения денежных средств, был приговорен к трем годам и четырем месяцам лишения свободы в колонии общего режима. В общем, добавляем еще полмиллиарда к ранее известным 9,7 млрд, и сумма украденного увеличивается до 10 млрд рублей.

К концу 2017 года по уголовным делам, возбужденным после прокурорских проверок строительства, осудили 13 человек. 21 февраля 2018 года Симоновский суд Москвы приговорил к срокам от четырех с половиной до восьми лет колонии четырех фигурантов дела о хищении средств при строительстве космодрома «Восточный». И подобные дела возбуждаются снова и снова. А тем временем только доказанная сумма украденного уже превысила 10 млрд рублей. При этом стоимость всего космодрома находится в районе 180 млрд рублей или 3 млрд от стоимости запуска. Но важны в данном случае не деньги, а потерянное время. Украденные средства должны были пойти на строительство и полный ввод космодрома, а значит, увеличение запусков, полезную нагрузки, деньги от запусков, которые должны были пойти на новые разработки, научные программы и новые прорывы. Мы уже потеряли из-за этого много, теперь время наводить порядок, пока не потеряли все. 58 лет назад наши отцы и деды смогли дать человечеству выход в космос, сегодня пора менять подход, а лучше всю систему, чтобы история полета Гагарина была историей начала, а не одной из историй былого величия.

Актуальность:

12 апреля наша страна вспоминает грандиозное событие – полет человека в космос. На уроках мы тоже обсуждали тему космоса, рисовали рисунки. И учительница попросила нас приготовить интересные доклады про космос. Поэтому я выбрал именно эту тему, так как мне самому это интересно. И в преддверии этого праздника “Дня космонавтики” для нас это актуально, думаю, что и вас заинтересует.

Мои предположения:

Дома я достал энциклопедию ” Небесные тела” и стал читать. Тут я себя спросил, а может Луна на нас упасть? Я ответил, что, наверное, Луна упадет в том случае, если приблизится к Земле. А, может быть, ее что–то держит с Землей, поэтому она не падает и никуда не улетает.

Цель и задачи моей работы:

Я решил подробнее изучить литературу, как Луна образовалась, как влияет на Землю, что ее связывает с Землей, и почему Луна не улетает в космос и не падает на Землю. И вот что я узнал.

Введение

В астрономии спутником называется тело, которое вращается вокруг большого по размерам тела и удерживается силой его притяжения. Луна – спутник Земли. Земля– спутник Солнца. Луна – твердое, холодное, шарообразное небесное тело, которое в 4 раза меньше Земли.

Луна– самое близкое к Земле небесное тело. Если было бы возможно, то турист шел бы до Луны 40 лет

Система Земля – Луна – уникальна в Солнечной системе, так как ни одна планета не имеет такой крупный спутник. Луна – единственный спутник Земли.

Она видна невооруженным глазом лучше, чем любая планета в телескоп. Много загадок таит в себе наш спутник.

Луна – это пока единственное космическое тело, на котором побывал человек. Луна обращается вокруг Земли точно так же, как Земля обращается вокруг Солнца (см. рис. 1).

Расстояние между центрами Луны и Земли примерно 384467 км.

Как выглядит Луна?

Луна совсем не похожа на Землю. Там нет ни воздуха, ни воды, ни жизни. Концентрация газов у поверхности Луны равноценна глубокому вакууму. Из–за отсутствия атмосферы её мрачные пыльные просторы раскаляются днём до + 120 °С и промерзают ночью или просто в тени до – 160 °С. Небо на Луне всегда чёрное, даже днём. Огромный диск Земли выглядит с Луны больше чем в 3,5 раза, чем Луна с Земли, и висит в небе почти неподвижно (см. рис. 2).


Вся поверхность Луны изрыта воронками, которые называют кратерами. Ты можешь увидеть их, присмотревшись к Луне в ясную ночь. Некоторые кратеры такие большие, что в них мог бы уместиться огромный город. Основные варианты образования кратеров две – вулканическая и метеоритная.

Поверхность Луны можно разделить на два типа: очень старая гористая местность (лунный материк) и относительно гладкие и более молодые лунные моря.

Лунные моря, которые составляют приблизительно 16 % всей поверхности Луны, – это огромные кратеры, возникшие в результате столкновения с небесными телами, которые были позже затоплены жидкой лавой. Лунным морям были даны названия: Море Кризисов, Море Изобилия, Море Спокойствия, Море Дождей, Море Облаков, Море Москвы и другие.

В сравнении с Землёй Луна очень маленькая. Радиус Луны равен 1738 км, объём Луны составляет 2 % от объёма Земли, а площадь – примерно 7,5 %

Как образовалась Луна?

Луна и Земля – почти ровесники. Вот одна из версий образования Луны.

1. Вскоре после образования Земли в неё врезалось огромное небесное тело.

2. От удара оно разлетелось на множество осколков.

3. Под действием гравитации (притяжения) Земли осколки стали обращаться вокруг неё.

4. Со временем осколки собрались вместе, и из них образовалась Луна.

Фазы Луны

Луна каждый день меняет свой вид. Сначала узенький серп, затем Луна полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще несколько дней полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем. Если серп повернут выпуклостью влево, как буква ” С”, то говорят, что Луна “стареет”. Через 14 суток и 19 часов после полнолуния старый месяц исчезнет совсем. Луна не видна. Такую фазу Луны называют ” новолунием “. Потом постепенно Луна из узкого серпа, повернутого вправо, превращается снова в полную Луну.

Чтобы луна снова ” выросла “, требуется такой же промежуток времени: 14 суток и 19 часов. Изменение вида Луны, т.е. изменение лунных фаз, от полнолуния до полнолуния происходит каждые четыре недели, точнее за 29 с половиной суток. Это лунный месяц. Он послужил основой для составления лунного календаря. Во время полнолуния Луна повернута к Земле освещенной стороной, а во время новолуния – неосвещенной стороной. Обращаясь вокруг Земли, луна поворачивается к ней то полностью освещенной поверхностью, то частично освещенной поверхностью, то темной. Вот поэтому в течение месяца непрерывно меняется вид Луны.

Приливы и отливы

Гравитационные силы между Землёй и Луной вызывают некоторые интересные эффекты. Наиболее известный из них – морские приливы и отливы. Разность уровней прилива и отлива на открытых пространствах океана невелика и составляет 30–40 см. Однако вблизи берегов вследствие набега приливной волны на твёрдое дно, приливная волна увеличивает высоту точно так же, как обычные ветровые волны прибоя.

Учитывая направление вращения Луны вокруг Земли, можно составить картину следования приливной волны по океану. Максимальная амплитуда приливной волны на Земле наблюдается в заливе Фанди в Канаде и составляет 18 метров.

Исследования Луны

Луна привлекала внимание людей с древних времён. Изобретение телескопов позволило различать более мелкие детали рельефа (форма поверхности) Луны. Одну из первых лунных карт составил Джованни Риччиоли в 1651 году, он же дал названия крупным тёмным областям, именовав их “морями”, чем мы и пользуемся до сих пор. В 1881 Жюль Янссен составил детальный “Фотографический атлас Луны”.

С началом космической эры количество наших знаний о Луне значительно увеличилось. Впервые Луну посетил советский космический корабль “Луна–2” 13 сентября 1959 года.

Впервые удалось заглянуть на обратную сторону Луны в 1959 году, когда советская станция “Луна–3” пролетела над ней и сфотографировала невидимую с Земли часть её поверхности.

Американская программа пилотируемого полёта на Луну называлась “Аполлон”.

Первая посадка произошла 20 июля 1969 года, а первым человеком, ступившим на поверхность Луны, стал американец Нил Армстронг. На Луне побывали шесть экспедиций, но в последний раз это было в далёком 1972 году, так как экспедиции очень дорогостоящие. Каждый раз на неё высаживались два человека, которые проводили на Луне до трёх суток. В настоящее время готовятся новые экспедиции.

Почему же Луна не падает на Землю?

Луна моментально упала бы на Землю, если бы была неподвижной. Но Луна не стоит на месте, она вращается вокруг Земли.

Когда мы бросаем объект, такой как теннисный мяч сила тяжести тянет его по направлению к центру земли.Даже брошенный с большой скоростью теннисный мяч все равно упадет на землю, но картина изменится если объект находится гораздо дальше и движется гораздо быстрее.

Мой опыт:

Я задал этот вопрос своему папе, и он объяснил мне на простом примере. Мы привязали на нитку обыкновенный ластик. Представьте себе, что вы – это Земля, а ластик – луна, и начните ее раскручивать. Ластик на нитке будет прямо–таки вырываться из вашей руки, но нитка его не пустит. Луна находится так далеко и движется так быстро, что падение вниз никогда не происходит в одном направлении. Даже падая постоянно, луна никогда не упадет на землю. Вместо этого она движется вокруг земли по постоянному пути.

Если мы будем вращать ластик очень сильно, то нить порвется, а если медленно то ластик упадет.

Делаем вывод: если бы луна двигалась еще быстрее, то она преодолела бы притяжение земли и улетела в космос, если бы луна двигалась медленнее, сила тяжести притянула бы ее к земле. Этот точный баланс скорости притяжения создает то,что мы называем орбитой, где меньшее небесное тело постоянно обращается вокруг большего.

Сила, которая не дает Луне “убежать” при вращении – это сила притяжения Земли. А сила, которая не дает Луне упасть на Землю – это центробежная сила, которая возникает при вращении Луны вокруг Земли.

Обращаясь вокруг Земли, Луна движется по орбите со скоростью 1 км/сек, то есть достаточно медленно, чтобы не покинуть свою орбиту и “улететь” в космос, но и достаточно быстро, чтобы не упасть на Землю.

Между прочим...

Вы удивитесь, но на самом деле Луна... отдаляется от Земли со скоростью 3–4 см в год! Движение Луны вокруг Земли можно представить как медленно раскручивающуюся спираль. Причиной такой траектории Луны является Солнце, которое притягивает Луну в 2 раза сильнее, чем Земля.

Почему же тогда Луна не падает на Солнце? А потому что Луна вместе с Землей вращается, в свою очередь, вокруг Солнца, и притягательное действие Солнца без остатка тратится на то, чтобы постоянно переводить оба эти тела с прямого пути на искривленную орбиту.

– Сама Луна не светится, она лишь отражает падающий на неё солнечный свет;

– Луна оборачивается вокруг своей оси за 27 земных суток; за это же время она совершает один оборот вокруг Земли;

– Луна, вращаясь вокруг земли, всегда обращена к нам одной стороной, обратная её сторона остаётся для нас невидимой;

– Луна, двигаясь по своей орбите, постепенно удаляется от Земли примерно на 4 см. в год.

– Сила тяжести на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле.

Поэтому взлететь ракете с Луны гораздо легче, чем с Земли.

Возможно, что скоро в далекие межпланетные рейсы космические корабли будут отправляться не с Земли, а с Луны.

С началом нынешнего века Китай объявил о своей готовности исследовать Луну, а также выстроить там несколько обитаемых лунных баз. После этого заявления космические организации ведущих стран, а в частности США (НАСА) и ЕКА (Европейское Космическое Агентство) снова развернули свои космические программы.

Что из этого выйдет?

Посмотрим в 2020 году. Именно на этот год Дж.Бушем была запланирована высадка людей на Луну. Эта дата опережает Китай на целых десять лет, так как в их космической программе было сказано, что создание обитаемых лунных баз и высадка на них людей состоится лишь в 2030 году.

Луна является наиболее исследованным небесным телом, но для человека она таит в себе ещё очень много загадок: возможно, она является базой внеземных цивилизаций, возможно жизнь на Земле была бы совершенно другой, если бы не было Луны, возможно в будущем человек поселится и на Луне...

Выводы:

Итак, мы выяснили, что Луна – это естественный спутник Земли, она вращается вокруг нашей планеты и вместе с Землей, движется по орбите вокруг Солнца;

– вопрос о происхождении Луны до сих пор остаётся спорным;

– изменения формы Луны называются фазами. Они существуют только для нас,

Одно из моих предположений оказалось верным, Луну действительно что–то держит, и это – сила притяжения Земли и центробежная сила.

А другое мое предположение, что Луна упадет, если приблизится к Земле не совсем верное. Луна упадет на Землю тогда, когда Луна перестанет вращаться, будет неподвижной, тогда и не сработает центробежная сила.

Изучая энциклопедии и интернет, я узнал много нового и интересного. Обязательно поделюсь этими открытиями с одноклассниками на уроке окружающий мир.

Нам удалось разгадать некоторые загадки Луны, но от этого она не стала менее интересной и притягательной!

Использованная литература:

1. “Космос. Сверхновый атлас Вселенной”, М., ” Эксмо”,2006г.

2. Новая школьная энциклопедия ” Небесные тела”, М., “Росмен”,2005г

3. “Почемучка” Детская энциклопедия, М., ” Росмен”, 2005г.

4. “Что такое? Кто такой?” детская энциклопедия, М.,”Педагогика –

Пресс“1995 г.

5. Интернет – справочники, картинки про космос.

Выполнил: ученик 3Б класса

Халиуллин Ильдар

Руководитель: Сакаева Г.Ч.

МОУ СОШ №79, г. Уфа