Юные кадеты в белой армии. Система воспитания, построенная на лучших традициях

Современная педагогика изобретает всё новые и новые способы воспитания ребёнка и формирования его личности. Дошли уже до того, что родителям ничего формировать не советуют — дескать, подрастёт ребёнок — сам выберет, а «свободное общество» (вместе с ювенальной юстицией) в этом ему поможет. История, заветы прошлого, вековые традиции семейного и государственного воспитания — всё это давно не в фаворе. Столь равнодушный и раболепный подход к воспитанию ребёнка, конечно же, делает его безликим эгоистом. Поэтому, отвергая вредное, мы решили обратиться к уникальному опыту православного воспитания мальчиков и юношей в кадетских корпусах времён Российской империи.

Первый кадетский корпус, прообраз современной системы кадетских корпусов, был создан Указом императрицы Анны Иоанновны в 1732 году в Санкт-Петербурге. Двумя десятилетиями ранее возник его предшественник — навигатская школа Петра I, положившая начало поиску лучшей системы мужского воспитания и образования в Российской империи. Спустя столетие насчитывалось уже тридцать кадетских корпусов — от Пскова и Киева до Омска и Ташкента.

За годы развития кадетские корпуса претерпели массу метаморфоз, прошли через многие реформы (в том числе через перевод на гражданские рельсы «военных гимназий» при военном министре Дмитрии Милютине) и явили всему миру пример воспитания настоящих воинов Христовых — людей высоконравственных, честных и доблестных.

«Русские кадетские корпуса поставляли русскому государству кадры молодёжи, хорошо подготовленной религиозно, морально, интеллектуально и физически, для жертвенного служения Родине. Кадетские корпуса были военными общежитиями с военной дисциплиной, в которых был военный дух. Вместе с тем, кадетские корпуса давали хорошее общее среднее семилетнее образование (соответствует программе современного среднего образования с 4-го по 10-й или 11-й классы — Р. К.), чтобы их питомцы могли потом служить государству и народу на любом поприще. Религия ообще и Православие в частности занимали исключительно важное место в этой педагогической системе. Закон Божий стоял на первом месте.

В согласии с завещанием Суворова, всё наше национально-патриотическое воспитание основывалось в конечном итоге на христианских заповедях, как их проповедует Православная Церковь, на любви к Отечеству, на уважении к родителям и старшим, на высокой нравственности и на высочайшем понятии чести. Ничего лучшего придумать нельзя, а посему и выдумывать ничего иного не надо».

Такое определение Русского кадетского корпуса составила в 1995 году специальная Комиссия эмигрантского Объединения кадет российских кадетских корпусов в Аргентине. Её возглавили граф Александр Коновницын, кадет Пажеского корпуса, Алексей Эльснер, кадет Донского кадетского корпуса, и председатель Объединения Игорь Андрушкевич.

Целью воспитания кадетов в Российской империи было не образование как таковое (то есть передача ученику определённых знаний и навыков), а формирование высоконравственной личности православного христианина. Именно поэтому, имея большой багаж знаний (по иностранным языкам, естественным наукам, живописи, музыке и т.д.), выпускники кадетских корпусов вовсе не походили на представителей современной «золотой молодёжи». Ведь идеалами их юношеских представлений были не дорогие поместья, лакеи и кареты с выездом, но добровольная жертва собой ради других, по примеру святых Православной Церкви и самого Христа Спасителя.

В отличие от «суворовских» военных училищ с двухлетней и трёхлетней программой обучения, кадетское воспитание всегда начиналось с семьи, с самого рождения до десяти лет, продолжалось в корпусе — до семнадцати, а затем увенчивалось военным училищем (в целом — почти 10 лет непрерывного государственного военного образования). Стержнем всей жизни кадет, от рождения до глубокой старости, становилось жертвенное служение. На этом завете — жертвы всей жизни — строилась система кадетского воспитания в Российской империи. Кадета императорской России можно охарактеризовать словами из романа «Братья Карамазовы»: «…был он юноша отчасти уже нашего последнего времени, то есть честный по природе своей, требующий правды, ищущий её и верующий в неё, а уверовав, требующий немедленного участия в ней всею силой души своей, требующий скорого подвига, с непременным желанием хотя бы всем пожертвовать для этого подвига, даже жизнью».

Современным родителям, стремящимся воспитать личность, стоит обратить внимание на то, что ещё в раннем детстве будущим кадетам задавался образ для подражания — как в форме отцовского совета («“Смерть за Отчизну — заветная доля”, — мне говорил мой отец» , — поётся в одной кадетской песне), так и в виде живого примера (отцы кадет были, как правило, офицерами или Георгиевскими кавалерами из солдат, особо отличившимися на военной службе). Примером для подражания выступали не только родители будущих кадет, с детства готовившие своих детей к службе, но и герои истории. Безусловным образцом для подражания массы мальчишек были императоры России и выдающиеся полководцы настоящего и прошлого.

Уже непосредственно в кадетском корпусе образование строилось не по скупой формуле, придуманной чиновником или педагогом, а на живом примере отца-командира. В кадетских корпусах особое внимание уделялось подбору преподавателей и офицеров. В корпуса попадали лишь лучшие, уже зарекомендовавшие себя по службе офицеры, и только состоявшиеся, цельные педагоги с хорошим стажем. Никаких «запойных генералов» (как это показано в лубке-пародии «Сибирский цирюльник») или сумасшедших учителей (как это из года в год пережёвывается в современных американских «молодёжных комедиях») там быть не могло и никогда не было. Педагогические комиссии, попечительские советы в лице великих князей, самих государей, а также представителей общественности, надёжно гарантировали надлежащий отбор воспитателей.

Особое внимание уделялось законоучителям — преподавателям закона Божьего и духовникам учащихся. В кадетские корпуса попадали лучшие священники. Они не только знали догматическое богословие и историю Церкви, но умели найти путь к душе своих воспитанников. Лучшие из кадет несли послушание в храме корпуса (пономари, кадетский хор, чтецы), все кадеты регулярно исповедовались, говели и причащались, в первую очередь в дни великих и двунадесятых праздников.

И вот — среди иерархов Русской Православной Церкви Заграницей оказалось пять митрополитов — выпускников кадетских корпусов. Один из них — святитель Иоанн Шанхайский, выпускник Полтавского кадетского корпуса.

Немаловажно и то, что каждый кадетский корпус имел своего Высочайшего шефа — личность, на образ и пример которой он ориентировался. В отличие от современных школ и училищ, усреднённых и упорядоченных по номеру (что скажет читателю «гимназия № 513» или «физико-математическая школа № 322»?), корпуса носили имена своих шефов.

«Какого корпуса?» — спрашивает офицер-воспитатель молодого кадета в романе Александра Куприна «Юнкера». «Императрицы Анны Иоанновны…» , — следует чёткий ответ. Такими же чёткими и ясными были и представления о жизни и ответы кадет корпусов Владимирского Киевского Кадетского, Одесского Великого Князя Константина Константиновича, Суворовского (одного на всю страну!), Николаевского (Императора Николая I в Санкт-Петербурге), Ташкентского Наследника Цесаревича Алексия, и многих других.

Каждый кадетский корпус имел и свой собственный девиз, красовавшийся на фасаде учебного здания, в бальной зале или в ротном помещении. «Душу — Богу, сердце — даме, честь — никому» , — говорили кадеты-тифлисцы. «Не в силе Бог, а в правде» , — отвечали им кадеты-киевляне. «Погон у кадет разный, а душа у кадет одна» , — говорили они все вместе. И общность кадетских душ выражалась в массе не уловимых для внешнего наблюдателя традиций, навеки связывавших кадета с историей его корпуса. Недаром на стенах кадетских корпусов и училищ висели мраморные плиты, на которых вместе с именами лучших кадет были выбиты имена выпускников, павших на полях сражений. Недаром даже в эмиграции, в силу крепкой братской традиции, когда самих кадетских корпусов уже не было, в особые синодики продолжали записывать имена умерших кадет — традиция требовала, чтобы живые могли поминать усопших.

Сила кадетской закалки — системы кадетского воспитания — была так велика, что даже после фактического краха государства, создавшего кадетские корпуса, они выжили и просуществовали в эмиграции ещё полвека (!), до 1964 года. Наиболее известным и прославленным кадетским корпусом стал Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус в Югославии. Остановимся немного на его истории.

С приходом к власти большевиков все кадетские корпуса, оказавшиеся на территории, им подвластной, были закрыты и уничтожены. Многие из корпусов оказали вооружённое сопротивление своим поработителям, проявив героизм и изобретательность. Знамёна кадетских корпусов с огромным трудом и опасностью для жизни кадет оберегались и вывозились всеми возможными способами. Большинство старших кадет вступили в ряды Белой армии, партизанских отрядов и соединений, младшие кадеты также испытали на себе все перипетии гражданской войны.

На юге и востоке страны законная власть восстановилась быстрее всего. Именно сюда стали прорываться группами и в одиночку кадеты из всех городов, где были расположены кадетские корпуса. Так, по-началу в Новочеркасске, а затем в Киеве и Одессе, стали возрождаться бастионы кадетства. Особым — по своему значению и по своему составу — стал Крымский кадетский корпус, куда из боевых частей Белой армии были переведены доучиваться юные герои Белого фронта, многим из которых не исполнилось и пятнадцати. В 1920 году с приближением большевиков они были в организованном порядке вывезены в Югославию (тогда — Государство Сербов, Хорватов и Словенцев). Из кадет Киевского, Одесского и Полоцкого кадетских корпусов сложился костяк будущих «княже-константиновичей», о чём лучше всего говорит написанная самими кадетами в эмиграции песня:

Державной волей Николая,
Всесильной волею Царя,
Его заветы исполняя,
Возникли два монастыря.

Один безмолвно и угрюмо
В старинном Киеве стоял,
Другой среди мирского шума
В Одессе стены возвышал.

Но не монахи обитали
В стенах тех двух монастырей,
Их Корпусами называли
По всей Руси среди людей.

Но вот минули годы счастья,
Настал ужасный смутный год,
И знамя красное безвластья
Поднял в безумии народ.

И оба корпуса, гонимы
Пожаром общего огнём,
Предел покинули родимый
И гнёзда старые на нём.

И после долгих испытаний
За рубежом родной земли
Они предел своих скитаний
В унылой Сербии нашли.

Там Русский Корпус был основан
Сплочённый массою кадет,
Одною верой крепко скован,
Одной традицией согрет.

Седых заветов, Русь Святая,
Мы не могли здесь позабыть.
Венок традиций заплетая,
Мы будем их в душе носить.

Мы верим в силу Провиденья -
Взойдёт счастливая заря,
Когда в пылу святого рвенья
Умрём за Русь и за Царя!

Благодаря поддержке сербского правительства (король Александр I Карагеоргиевич был выпускником Пажеского корпуса и любил Россию) удалось полностью воссоздать весь быт и уклад кадетской жизни за рубежом. Поначалу в Югославии было создано три кадетских корпуса (Крымский кадетский корпус, Донской кадетский корпус, и Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус). Преподавание в них было построено по тем же заветам, что и в Российской империи.

Первый Русский кадетский корпус просуществовал дольше остальных. До 1929 года он находился в Сараево, а затем — в Белой Церкви, на границе с Румынией. Долгое время директором корпуса был опытный педагог, автор шестидесяти семи заветов кадет, генерал-лейтенант Борис Адамович. Процитируем его слова, произнесённые во время первого празднования корпусного праздника: «Когда во Владимире, где Александр Невский был великим князем, была получена весть о его кончине, митрополит Кирилл сказал народу: “Зашло солнце земли Русской!” — народ ответил воплем: “Погибаем мы!” Не повторяйте этих слов отчаяния! Но со словами князя Александра Невского “Не в силе Бог, а в правде!” и под святым покровом его собирайся в жизнь, моя малая кадетская дружина, молись и добивайся, чтобы снова взошло солнце Русской земли. Вот почему наш праздник приходится на день святого благоверного князя Александра Невского!» Эта краткая выдержка из речи генерала Адамовича ясно отражает дух и цели воспитания кадет в эмиграции.

Стоит сказать и о том, что многие из кадет были сиротами, потерявшими своих родителей в годы смуты. Кадетский корпус с его заветами братства, веры и верности стал для них новым домом, в котором выросли и оперились потерявшие свои родовые гнёзда птенцы. Благодаря огромной работе наших педагогов и поддержке сербов более двадцати лет удавалось сохранять и приумножать традиции воспитания в эмиграции, при этом в те годы в СССР даже упоминание о кадетах было под запретом.

К сожалению, история Первого Русского кадетского корпуса в Югославии закончилась трагически. В 1941 году Сербия была оккупирована войсками нацистской Германии. На этом фоне в стране постепенно стала разворачиваться гражданская война монархистов-четников и коммунистов-титовцев, поставившая весь сербский народ между молотом и наковальней. Вскоре нацистскую оккупацию сменил приход Красной армии. Большинство воспитателей, преподавателей и часть кадет не успели эвакуироваться в сентябре 1944 года и остались на своих насиженных местах. Их судьбы оказались весьма печальными, а в некоторых случаях и трагическими. Красная армия вошла в Белую Церковь 1 октября 1944 года. Вскоре после этого начались аресты и быстрые расправы с представителями военной эмиграции. Огромное количество преподавателей и офицеров были расстреляны, многие оказались в тюрьмах и лагерях, и лишь спустя годы смогли выйти на свободу. Судьба остальных — тех, кто эвакуировался в начале осени 1944 года, сложилась иначе. Сумевшие вырваться за границу кадеты рассеялись по миру, но не лишились крепких уз своего братства. Их девизом стало — «Рассеяны, но не расторгнуты», — а общим делом — создание кадетского музея в Сан-Франциско и многолетний выпуск журнала «Кадетская перекличка» (www.kadetpereklichka.org).

Во многом благодаря этому в начале 90-х годов заветы кадетских корпусов вернулись на родину. Они стали основой для воспитания молодёжи в кадетских корпусах современных России и Украины. Но это начало совсем другой истории, которую, будем надеяться, вы узнаете из следующих номеров журнала.

Послесловие.

История Владимирского Киевского кадетского корпуса является ярким примером кадетского воспитания. Открыт 1 января 1852 г. Указом императора Николая I. В Корпусе насчитывалось пятьсот кадет, в составе одного батальона (пяти рот, разделённых по возрастам) и двадцати двух воспитателей. Храмовый праздник — святого равноапостольного великого князя Владимира — отмечался 15 июля (ст. ст.), а корпусный праздник — 10 декабря. Кадеты носили белые погоны с буквами жёлтого цвета «В.К.».

Во время Гражданской войны в 1919 г. Корпус был эвакуирован в Одессу, а оттуда, спустя год, — в Сербию, вместе с Одесским кадетским корпусом, где составил основу Первого Русского кадетского корпуса. Владимирский Киевский кадетский корпус возрождён в Киеве в 2003 г.

Среди выпускников корпуса были такие прославленные генералы, как Николай Духонин (фельдфебель выпуска 1885 г., главнокомандующий Русской Армией, растерзанный большевиками в Ставке в 1917 г.), генералы Добровольческой армии М. Г. Дроздовский, А. П. Богаевский и В. В. Манштейн.

«На кадетских дрожжах и поднималось пышное тесто корпуса офицеров Российской Императорской Армии. Кадетские корпуса прививали любовь к Родине, армии и флоту, создавали военную касту, проникнутую насквозь лучшими историческими традициями, вырабатывали тот слой русского офицерства, на крови которого создавалась российская военная слава».

Кадет – писатель Двигубский

На вопрос: « Кто же первыми встал на пути революционной вакханалии?», можно ответить однозначно – русская военная молодежь. Воспитанные на твердых принципах и заветах честного служения Вере, Царю и Отечеству, кадеты приняли большевистский переворот октября 1917г. как предвестник гибели всей России. Действительно, в кадетской среде не могло быть людей, мыслящих иначе – предателей там не было. Кадетские корпуса являлись лучшими в России школами государственного и национального воспитания, питомцами которых можно было всегда гордиться. Но борьба с красной чумой началась для кадет гораздо раньше 1917 года.

Ещё в революцию 1905 года, когда тлетворные брожения проникли практически во все гражданские учебные заведения, кадетские корпуса оставались спокойными островами порядка, дисциплины и преданности среди революционной бури. Так, в одном из корпусов нашлись два кадета, которые позволили себе в разговоре с товарищами выразить некоторое сочувствие происходящим событиям. Директор корпуса отдал их под суд кадетской чести, но даже его – офицера хорошо знавшего кадетские традиции и среду, поразил приговор суда, который гласил: смертная казнь! Безусловно, никто его не привел в исполнение, но эти два кадета были настолько поражены мнением своих товарищей, что раскаялись и дали торжественное обещание навсегда отказаться от своих заблуждений, и стали достойными офицерами. В том же году, кадеты одного из столичных корпусов по их единодушной просьбе приняли участие в вооруженном разгоне революционеров-манифестантов.

Красный флаг, развевавшийся вместо русского национального с октября 1917 года, кадеты принимали за то, чем он был на самом деле – грязной тряпкой, под которой грабили, убивали и насиловали. Трогательны и тяжелы факты спасения корпусных знамен. Те корпуса, которые в первые же месяцы революции эвакуировались в районы белых армий, взяли свои знамена с собой, а оставшиеся в полосе красных сделали все от них зависящее, чтобы святыни не попали в руки советов. Знамена вывозили тайно и с большим риском для жизни.

Во всех городах, где были военные училища и кадетские корпуса, буквально с первых дней большевистского переворота началась вооруженная борьба за Белую Россию. В Москве к юнкерам Александровского училища присоединились кадеты трех корпусов. Ничто не могло остановить горячих сердец этих маленьких патриотов! Так, старшие кадеты 2-го Московского корпуса построившись под командой своего товарища вице-фельдфебеля Слонимского, обратились к директору корпуса с просьбой разрешить идти на помощь юнкерам и кадетам двух других корпусов. На это последовал категорический отказ. Тогда Слонимский приказывает разобрать винтовки и со знаменем ведет роту на выход. Директор был вежливо отстранен с пути...

В Петрограде в эти же дни сражались почти все военные училища. Морской кадетский корпус был, подвергнут нападению большевиков одним из первых, и оказал достойное сопротивление. Ярославский, Симбирский и Нижегородский корпуса были разгромлены красногвардейцами. Кадет убивали, калечили, бросали на ходу из поездов и в воду. Уцелевшие мальчики приняли активное участие в дальнейших боях с красной армией. Кадеты Оренбургского корпуса впоследствии почти целиком составили команду бронепоезда «Витязь». Практически поголовному избиению подвергся персонал и кадеты Ташкентского корпуса за участие вместе с юнкерами в вооруженном сопротивлении.

О том, какими путями и, через какие тернии пробивались эти дети в Белые армии, должны быть еще написаны книги и поставлены фильмы. Первые отряды добровольцев, которые начали борьбу на Дону, были в большинстве своем составлены из кадет и юнкеров. В то время, когда здоровые и сильные мужчины превращались в зверей-красногвардейцев или просто выжидали в стороне, русские мальчики шли в бой за поруганное Отечество. На одних из похорон генерал Алексеев сказал: « Я вижу памятник, который Россия поставит этим детям, и этот памятник должен изображать орлиное гнездо и убитых в нем орлят...».

Большое число кадет приняло участие и покрыло себя славой в легендарном Ледяном походе. О них всегда говорили с отеческой любовью и грустью... С винтовкой выше себя ростом, уходя с головой под воду при любых переправах вброд, они безропотно сносили все тяжести похода. На всех фронтах Гражданской войны кадеты выделялись лихостью и отвагой, равняясь на старших товарищей и, стараясь им ничем не уступать. Поэтесса Снасарева-Казакова, посвятила прекрасные строчки кадетам погибшим под Иркутском:

Как звезды, были их глаза –
Простые русские кадеты;
Их здесь никто не описал
И не воспел в стихах поэта.
Те дети были наш оплот,
И Русь поклонится их гробу;
Они все там до одного
Погибли в снеговых сугробах...

В знаменитой Дроздовской дивизии Добровольческой Армии всех кадет, гимназистов и реалистов шутливо называли «баклажками». Именно дети откликнулись поголовно на призыв защищать Родину от большевистской чумы. Они всегда набавляли себе года и старались выглядеть старше и солиднее – лишь бы быть зачисленными в армию. Генерал Туркул вспоминал о том, сколько раз ему приходилось опрашивать этих милых, исхудавших и оборванных мальчиков, пробивавшихся из всех уголков России. Большинству было по 14-15 лет. Что звало их в ад войны? Что заставляло убегать от родителей и подвергать себя смертельной опасности? А ведь красная армия была порой куда ближе белой... Может жажда приключений и подвигов? Мечты о славе и авантюризм? Безусловно, все эти предположения смешны и оскорбительны для их памяти. Просто это были – РУССКИЕ КАДЕТЫ, которые не собирались жить в коммунистической помойке, которые любили Россию и готовы были нести ответственность за всё в ней происходящее.

Ничто так не иссушало душу и не рвало сердце, как лежащий убитый ребенок в военной форме. Вот рядом винтовка и фуражка, на груди, залитой кровью, маленький крестик, а за поясом любимая книга или тетрадь со стихами Пушкина и Лермонтова, переписанными по кадетской традиции. Как не хотелось порой их ставить в строй, который всегда диктовал свои суровые законы! Казалось, что все будущее России находится здесь в армии, с винтовкой, а не с ручкой в руках и не за школьной партой. А сотни тысяч здоровых и взрослых людей занимались сбережением своей еще упитанной в те времена человеческой шкуры. Никогда не забыть боя белого бронепоезда, а точнее бронеплощадки с несколькими бронепоездами красных. Когда большинство команды и сам командир были убиты, площадка стала отходить и среди «... обваленных и обгоревших мешков с землей, острых пробоин, тел в тлеющих шинелях, среди крови и гари, стояли почерневшие от дыма мальчики-пулеметчики и безумно кричали «ура». Один вдумчивый англичанин, бывший во время Гражданской войны на юге России, писал, что « в истории мира он не знает ничего более замечательного, чем дети-добровольцы белого движения. Всем же отцам и матерям, отдавшим своих детей за Родину, он должен сказать, что их дети принесли на поле брани святыню духа и в чистоте юности легли за Россию. И если люди не оценили их жертв, и не воздвигли им еще достойного памятника, то их жертву видел Бог и принял их души в свою райскую обитель...». Свой весомый вклад в дело защиты Отечества внесли и южнорусские корпуса. Первая кадетская кровь в боях с красной армией пролилась под Ростовом возле Балабановой рощи в 1917 году. Здесь были убиты кадеты-одесситы Надольский и Усачев, ранены – Поляков, Шенгелая и Думбадзе. Как забыть одного из малышей-кадет, который после боя вел пленного красноармейца и попал ногой в стрелку линии трамвая вывихнул себе ногу, но с колоссальным мужеством переносил боль, а сдав пленного, сел на рельсы и горько заплакал…Но в 1-ом Кубанском походе Добровольческой Армии произошел казалось невероятный случай героизма, который вряд ли имеет аналоги в военной истории. Кадет-одессит Кикодзе продолжал идти в атаку с …оторванными артиллерийским снарядом ногами, волочась по пахотному полю на руках и крича «Ура!».

В 1920 году при эвакуации Одессы, часть войск Добровольческой Армии, а также масса беженцев с детьми отходили к границам Румынии под натиском красных. В составе отступавших находились и несколько сот кадет Одесского Великого Князя Константина Константиновича кадетского корпуса, а также ряда других корпусов. 31 января разгорелся бой отряда полковника Стесселя с превосходящими силами красных в составе пехотной дивизии и кавалерийской бригады Котовского под Канделем. Бой был необходим для спасения беженцев, женщин и детей. В составе отряда было всего 600 бойцов. Левый фланг был поручен сводному составу кадет под командой капитана Ремерта. Именно на левый фланг был направлен главный удар красных. Но ни жестокий артиллерийский и ружейно-пулеметный огонь, ни бешеные атаки красной кавалерии не могли сломить кадет. Дружные залпы и твердые штыки постоянно встречали кавалерию знаменитого бессарабского уголовника. Успех левого фланга позволил всему отряду перейти в контрнаступление и отбросить красных. Бой длился с перерывами с 9 часов утра до 18 часов вечера.

Киевскому Владимирскому кадетскому корпусу удалось избежать разгрома и расформирования. Однако уже в первые дни революции левый писатель Амфитеатров поместил в газете «Киевская мысль» статью под названием «Волчонки», в которой травил киевских кадет за то, что они не надели красных бантов на общем параде в честь революции, не опозорив ими своих белых погон. Правда, в эмиграции он прозрел, прочтя книгу Зурова «Кадеты», и публично покаялся, признавшись, что «не знал я вас, господа кадеты, честно признаюсь, и только теперь осознал глубину вашего подвижничества». С освобождением Киева Добровольческой Армией генерала Деникина в 1919 году большинство кадет сразу ушли на фронт. Одна из батарей была полностью укомплектована киевскими кадетами. Возможно, некоторые киевляне узнают дорогие им имена – Сергей Якимович, Полиновский, Левицкий, Порай-Кошиц, Бережецкий, Захаржевский. Также, бесстрашно сражались с большевиками кадеты Сумского и Полтавского корпусов. Великий Князь Константин Константинович, ведавший в свое время всеми военно-учебными заведениями России, известный поэт под псевдонимом «К.Р.» и человек пользовавшийся огромной любовью всех кадет и юнкеров, написал прекрасные строчки:

«Кадету»
Хоть мальчик ты, но сердцем сознавая
Родство с великой воинской семьёй,
Гордися ей принадлежать душой.
Ты не один: орлиная вы стая.
Настанет день, и, крылья расправляя,
Счастливые пожертвовать собой,
Вы ринетесь отважно в смертный бой,
Завидна смерть за честь родного края.

В парижском предместье Сент-Женевьев-де-Буа, на знаменитом кладбище русских эмигрантов, есть и кадетский участок. Белые березы и белые кресты, а на каждой могиле белого камня – цветной погон кадетского корпуса, который окончил усопший. Не забудь поклониться, прохожий!

Счастлива и имеет право на существование та страна, которая может воспитать таких сыновей, какими были русские кадеты.

Молодость наша сгорела дотла И мы ее, в общем, не видели, Но вспомнят котда-нибудь ваши дела И нас, которых обидели... Мы воевали с тринадцати лет. Об этом рассказывать надо ли? И в будущем с гордостью скажут: кадет Это из тех, что не падали. М. Надеждин,
Кадет Владикавказского кадетского коопуса.

Перед революцией в России существовал 31 кадетский корпус, представляющие из себя полувоенные средние учебные заведения. Каждый корпус был обыкновенно разбит на три роты. Первая рота, в которую входили старшие классы (6-ой и 7-ой), считалась строевой. Эта рота была вооружена винтовками и в ней кадеты, юноши 16-17 лет, знакомились с основами военного дела. Численность такой роты каждого корпуса была около 100 человек, т. е. во всех корпусах России, в строевых ротах, в октябре 1917 года было приблизительно 3000 человек. Цифра для России более чем мизерная, меньше чем капля в море, при чем распыленная по воем ее необъятным просторам.

Их было очень немного, но тем не менее, говоря о тех «окаянных», как их назвал Бунин, днях, нельзя обойти молчанием то, что им пришлось пережить и что ими было содеяно. Без них некоторые страницы истории Белой борьбы потеряли бы свою особенную красочность и героичность.

Александр Амфитеатров, известный писатель и журналист, до революции крайне левого направления, в конце 20-ых годов писал:
«Не знал я вас, господа кадеты, честно признаюсь, и только теперь осознал всю глубину вашего подвижничества».

Октябрьскую революцию я лично встречал в Москве, в стенах 2-го Московского кад. корпуса. Восстание большевиков в Москве началось, как известно, 26 октября по ст. ст., почти на неделю позднее чем в Петрограде. Там к этому времени вое уже было кончено. Временное Правительство свергнуто и власть перешла в руки большевиков.

У нас в корпусе мы это почувствовали только в субботу 27-го октября. На большой перемене, когда мы выстроились идти на завтрак, командир нашей третьей роты, полк. Возницын, объявил, что так как в городе беспорядки, никто из кадет в отпуск отпущен не будет. Для нас, кто собирался в отпуск, это было большое разочарование. Попервоначалу мы, расстроенные этим малыши, эту новость о этой точки и восприняли. После завтрака как всегда, были уроки. Но тем не менее чувствовалось, что что-то происходит и надвигается что-то новое, что нарушит нормальное течение нашей жизни. Наши офицеры между собой о чем-то тихо, но возбужденно говорили. У входа в корпус были поставлены парные часовые с винтовками, из кадет 1-ой роты, которые лихо, по ефрейторски отдавали честь каждому проходящему офицеру. После обеда группа старших кадет на дворе корпуса к чему-то приготовлялась, переносила куда-то ящики с патронами. Мы, первоклассники, предоставленные более чем когда-либо самим себе, висели на окнах и с интересом и завистью наблюдали за происходящим.
Москва, как известно, сопротивлялась большевикам дольше чем Петроград. Бои с переменным успехом продолжались больше недели. В Москве против большевиков выступили юнкера Алексеевского и Александровского училищ, кадеты и только часть находящегося в Москве молодого офицерства и студенчества. Большинство интеллигенции и даже офицерства предпочло занять выжидательную позицию...

Три Московских корпуса, а рядом с ними и Алексеевское училище находились в Лефортове, т. е. довольно далеко от Кремля и центра Москвы, где в главном решался исход борьбы с большевиками. Здесь, в Лефортове, пришлось создать отдельный очаг борьбы, что раздробило и ослабило силы боровшихся против большевиков.
Наша первая рота приказание директора корпуса, ген. Свинцицкого, — кадетам оставаться нейтральными — не исполнила. Вечером наша 1-ая рота, связавшись с кадетами других корпусов, по команде своего вице-фельдфебеля Слонимского выстроилась в сборном зале и обратилась к директору за разрешением идти на помощь уже выступившим против большевиков юнкерам. Последовал категорический отказ. Он сказал, что он не в праве это сделать, что он отвечает перед родителями за жизнь вверенных ему кадет. Несмотря на это вице- фельдфебель приказал разобрать винтовки и со знаменем во главе повел роту к выходу из корпуса. Там, загородив собою дверь, директор еще раз пытался их уговорить не идти. Но он был вежливо поднят правофланговыми кадетами и отнесен в сторону.
И кадетская рота, состоящая из юношей 16-17 лет, прошла как на параде, в последний раз мимо своего директора.
Это было грубое, небывалое в стенах корпуса, нарушение дисциплины. Но как было им поступить, когда в России в тот момент, кроме этой зеленой молодежи увы, никого другого не нашлось?.. Думаю, это понимал и наш директор и в душе одобрял кадет. С кадетами ушел и мой отделенный воспитатель, полк. Матвеев, уже немолодой, строгий, но справедливый, всегда подтянутый офицер. Больше я его никогда не видел, в корпус он не вернулся. После победы большевиков, он с группой кадет пробрался на Дон и, как рассказывали видевшие его там, погиб в Кубанском походе.

Я хочу еще добавить, что в ночь с субботы на воскресенье у нас кроме того исчезло больше десятка кадет 2-ой роты, т. е. мальчишки 14-15 лет. Как говорили, они ночью опустились по водосточной трубе вниз и тоже отправились на помощь юнкерам.

Так было не только в Московских корпусах, подобное происходило во всех корпусах России: и в Одессе, и в Киеве, и в Симбирске, и в Омске и в др. Как следствие — ненависть большевиков к кадетам и террор, принимавший иногда чудовищные размеры. Анатолий Марков в своей книге «Кадеты и юнкера» пишет:
«В первые дни большевизма, осенью и зимой 1917 года, все кадетские корпуса на Волге были разгромлены, а именно: Ярославский, Симбирский и Нижегородский. Красногвардейцы ловили кадет в городах и на станциях железных дорог, в вагонах, на пароходах, избивали их, калечили, выбрасывали на ходу поездов из окон и бросали в воду».

В Ташкенте октябрьские дни были особенно кровавыми. Там, как и повсюду, строевая рота кадет Ташкенцев присоединилась к юнкерам и вместе с ними обороняла Ташкентскую крепость от большевиков. Как месть за это была. жестокая расправа: большевиками был вырезан весь персонал корпуса и оставшиеся младшие кадеты. Началась Белая борьба.

Мы видим кадет и на Дону, и с Корниловым в Кубанском походе, и под Орлом, и на Волге у Каппеля, и в Сибири у Колчака, и на подступах к Петрограду у Юденича, и на Перекопе у Врангеля. Они шли в первых рядах и о всех них осталась добрая слава. Их безымянные могилы разбросаны повсюду, где велась борьба с большевиками.
Их не нужно было призывать и мобилизовать — они сами шли. И если из-за малолетства их не хотели принимать, то упрашивали. Чтобы выглядеть старше, говорили басом, при- бавляли себе года, убеждали, что у них в роду все маленького роста и старались не показать виду, что винтовка им слишком тяжела!

2-ое ноября ст. от. 1917 года считается днем зарождения Белой армии. В этот день, т. е. через неделю после большевистского переворота, ген. Алексеев прибыл в Новочеркасск к Каледину и приступил к организации борьбы с большевиками. Кадеты одни из первых откликнулись на его призыв. Первой частью, сформированной Алексеевым, был Юнкерский батальон, состоявший из двух рот: первой — юнкерской и второй — кадетской, под командой штабс-капитана Мизерницкого.
Батальон был сформировал в течение двух недель и уже 27-го ноября от. ст., этот батальон принял участие в бою за Ростов. В нем почти полностью погиб взвод кап. Донского, состоявший из кадет Орловского и Одесского корпусов. Найденные после боя трупы были изуродованы и исколоты штыками. Так в первом бою Добровольцев пролилась первая кровь русских кадет-мальчиков.

Прославившие себя партизаны Чернецова и Семилетова в те дни защищали подступы к Новочеркасску. Это тоже была зе- леная молодежь — кадеты, гимназисты, студенты. Их было очень немного и они несли большие потери.
Каждый день в Новочеркасске раздавался траурный похоронный звон. Это хоронили русских юношей. За гробами обыкновенно шли или генерал Алексеев или атаман Каледин. Как-то раз у открытой могилы генерал Алексеев сказал:
«Я вижу памятник, который Россия поставит этим детям: на голой скале разоренное орлиное гнездо и убитые орлята. А где же были орлы?»

Эти трагические слова останутся навсегда памятником подвига молодости и преступного равнодушия большинства старшего поколения.
Ген. Деникин, касаясь этого же вопроса, тоже с горечью пишет:
«Напор большевиков (в те дни) одерживали несколько сот офицеров, гимназистов, кадет, а панели и кафе Ростова Новочеркасска были полны здоровыми, молодыми офицерами, не поступавшими в армию.»

В феврале 1918 года маленькая добровольческая армия вышла в свой 1-ый Кубанский поход. В станице Ольгинской ген. Корнилов сделал смотр юнкерскому батальону и произвел всех юнкеров в прапорщики, а кадетам старших классов дал звание «походных юнкеров».
Под ст. Выселки (3-го марта) Партизанскому отряду, который впоследствии был назван Алексеевоким, пришлось выдержать тяжелый бой. Селение было взято, но полк понес тяжелые потери. Ген. Богаевский, позднее Донской атаман, который тогда командовал этим полком, потом в своих воспоминаниях писал:
«Особенно жалко мне было нескольких мальчиков — кадет Донского корпуса, погибших в этом бою... Какими молодцами шли они в бой! Для них не было опасности, точно эти дети не понимали ее. И не было сил остановить их в тылу, в обозе. Они все равно убегали оттуда в строй и бестрепетно шли в бой.»
В том же походе в том же полку, 17 марта 1918 г., умирал от ран кадет 5-го класса Донского корпуса, Алексей Тихонов, 15-ти лет. Его последние слова (со слов присутствующей при этом сестры милосердия) были:«Я знаю, что я скоро умру, но смерть за веру, за Россию можно с радостью принять».

А вот выдержка из дневника полк. Зайцева:
«В стан. Веселой добровольцев нагнал небольшой отряд. В этом отряде было 4 офицера, 6 кадет и 9 донских казаков. Он проделал с большим риском путь из Новочеркасска.» Как видим и здесь были кадеты!
В январе 1918 года в Екатеринодаре был сформирован отряд под командой полк. Лесевицкого, получивший название «Отряд Спасения Кубани.» Пятый взвод этого отряда назывался «кадетским». Он состоял из кадет Владикавказского корпуса и других корпусов. По началу этот отряд защищал Екатеринодар. Но большевиков было чересчур много, а их чересчур мало, пришлось отступать. Встретив Добровольческую армию, идущую на Екатеринодар, отряд влился в нее. Потери были большие. В его рядах геройски отдали свою жизнь кадеты:
Георгий Переверзев — 3-го Московского корпуса,
Сергей Озаровский — Воронежского,
Данилов — Владикавказского и многие, многие другие, имена которых не сохранились.
Но они записаны у Господа Бога...
Потом, уже в эмиграции, кадет К. Фиалковский писал родителям Переверзева:
«Георгий участвовал в боях до и во время 1-го Кубанского похода. В бою под Екатеринодаром 27 марта 1918 года, в числе многих других, пал смертью храбрых. Ввиду того, что г. Екатеринодар нами взят не был и мы отступили от него, тело Георгия вывести из боя мы не смогли и оно осталось около Самурских казарм. Мы были с ним в роте, в которой были все кадеты и чувствовали себя как братья. На нем, как и на многих других, был отпечаток какого-то предчувствия, чего-то неизбежного. Он был как-то особенно кроток и добр в отношении к окружающим. Я лично видел его мертвым, убит он был в грудь, пуля попала в сердце, так что лицо обезображено не было, только на губах застыла кровь. Не печальтесь, он пал за святое дело.»

Так погиб Георгий Переверзев, ему было только 15 лет. В ноябре 1917 года атаман Оренбургского Казачьего войска, А. И. Дутов, сформировав отряд своих казаков, взял в руки власть в Оренбурге. Строевая рота Оренбургского Неплюевского кад. корпуса полностью, во главе со своим вице-фельдфебелем Юзбашевым, присоединилась к этому отряду, в его рядах принимала участие во многих боях, несла большие потери и показала исключительную стойкость. После оставления казаками Оренбурга, кадеты, соединившись с юнкерами Оренбургского училища, пошли через степи на Юг и, пробившись к Волге, вышли на соединение с Добровольцами.
Там кадеты Оренбуржцы впоследствии составили почти целиком команду бронепоезда «Витязь».

Нужно сказать, что бронепоезда в Гражданской войне играли очень важную роль, поэтому их команды составлялись из особенно верных и стойких людей, главным образом из учащейся молодежи. Наиболее прославившиеся бронепоезда Добровольческой армии были — «Слава Офицера» и «Россия», команды которых главным образом состояли из кадет.

В 1917 году, когда появилась угроза, что Псков может быть занят немцами. Псковский кад. корпус был эвакуирован в Казань. Во время октябрьского выступления местных большевиков, псковичи, как и московские кадеты, присоединились к казанским юнкерам и вместе с ними сражались против красных.
Потом мы видим старших кадет псковичей у Каппеля и в других частях Сибирской Белой армии. Одному кадету Псковичу удалось даже создать свой партизанский отряд, который с успехом действовал в тылу у красных.
Когда Казань оставлялась белыми, все остававшиеся кадеты-псковичи, всех возрастов, выступили походным порядком на Иркутск. У Колчака в Сибири была большая нехватка в офицерах, а потому нужно было спешно повысить производительность юнкерских училищ. Лучшие и наиболее верные кадеты для военных училищ давали кадетские корпуса. Было решено выпуски в них тоже ускорить. В то время на территории Белой Сибири находилось 6 кад. корпусов: 1-ый Сибирский, Иркутский, Хабаровский, Оренбургокий-Неплюевокий, 2-ой Оренбургский и Псковский. По окончании учебного 1918-1919 года, было приказано кадетам, перешедшим в 7-ой класс, немедленно продолжать занятия, для того, чтобы закончить курс корпуса к Рождеству 1919 года, явление небывалое в истории Российских корпусов. Для других средних учебных заведений такого распоряжения отдано не было.

Летом 1919 года, когда Вороиеж был занят дивизией ген. Шкуро, много кадет Воронежского корпуса, скрывавшихся в городе, пошли добровольцами к пришедшим белым. Из этих вновь поступивших, уже в первых боях были убиты кадеты- воронежцы:
Гусев, Глонти, Золоторубов, Селиванов и Гроткевич.

Ген. Туркул в своих воспоминаниях тоже пишет о кадетах и гимназистах:

«Кадеты пробирались к нам со всей России...
Мальчуганы умудрялись протискиваться через все фронты. Они добирались до Кубанских степей из Москвы, Петербурга, Киева, Иркутска, Варшавы. Сколько раз приходилось допра- шивать таких побродяжек, загорелых, оборвышей в пыльных, стоптанных башмаках, исхудавших белозубых мальчишек. Они вое желали поступить добровольцами, называли своих родных, город, корпус или гимназию, где учились.
— А сколько тебе лет? —
— Восемнадцать, — выпаливает пришедший, хотя сам что называется от горшка три вершка. Только головой покачаешь.
Мальчуган, видя что ему не верят, утрет грязный пот со щеки, перемнется с ноги на ногу.
— Семнадцать, господин полковник. —
— Не ври, не ври! —
Так доходило до четырнадцати. Все кадеты, как сговорились, объявляли, что им по семнадцати.
— Но почему же ты такой маленький? — спросишь иной раз такого орла.
— А у нас рослых в семье нет. Мы все такие малорослые... Вспоминаю какие пополнения приходили к нам на походе. Одни мальчуганы. Помню, под Бахмутом, у ст. Ямы, с эшелоном 1-го батальона пришло до сотни добровольцев... Смотрю, а из вагонов посыпались как горох самые желторотые молокососы, прямо оказать — птенцы...

Мне очень не хотелось принимать их в батальон — сущие дети... Я. послал их на обучение... Не хотелось разбивать их по ротам, не хотелось вести детей в бой. Они узнали, вернее почуяли, что я не хочу их принимать. Они ходили за мной по пятам, упрашивали, все божились, что умеют стрелять и наступать...
Со стесненным сердцем я приказал разбить их по ротам, а через час, под огнем пулеметов и красного бронепоезда, мы наступали на ст. Ямы, и я слушал звонкие голоса моих удалых мальчуганов. Ямы мы взяли. Только один из нас был убит. Это был мальчик из нового пополнения. Я забыл его имя. Мальчик в скатанной солдатской шинели, на которой были капли дождя, лежал в колее на дороге...
Сколько сотен тысяч взрослых, больших, должны были бы пойти в огонь за свое отечество, за свой народ, за самих себя, вместо этого мальчугана. Тогда бы ребенок не ходил с нами в атаки...».
У ген. Туркула был двоюродный брат, Павлик Туркул, кадет Одесского корпуса. Когда отряд ген. Дроздовского шел из Румынии на Дон к ген. Корнилову, Павлик бежал из дому и присоединился к Дроздовцам. Во 2-ом Кубанском походе он был ранен и стал инвалидом, но остался в строю. Много позднее, направляясь в тыл в отпуск, он попал в плен к красным партизанам. Они его избили, пытали, а потом еще живым спустили под лед. Был декабрь 1919 года. О его кончине рассказал крестьянин — подводчик, который его вез в тыл.

Кадеты, как я уже говорил, были вкраплены почти во вое части Белой армии. Д. Ф. Пронин, который прямо со школьной скамьи пошел добровольцем — артиллеристом, в сборнике очерков «Седьмая Гаубичная, 1918-1921», касаясь среды, куда он попал, пишет:

«Компания собралась довольно разношерстная: юнкер Сергеевского артиллер. училища, два. кадета, два студента, два пленных красноармейца, — из мобилизованных большевиками пермяков, два ставропольских хуторянина. Всех объединяла ненависть к коммунизму, а жизнь полная опасности спаяла их всех в компактную массу номеров и ездовых 4-го орудия нашей батареи».

В одном из очерков Пронин между прочим описывает судьбу и все злоключения попавшего к ним кадетика:

«Появился он на батарее вскоре после запятил нами Сум. Был кадетом Полтавского корпуса, и вместе со многими своими одноклассниками присоединился к наступающей Добров. Армии... Кадета звали Карпинский. Ему было лет 13-14. Это еще ничего, но ростом-то он был маленький и выглядел еще моложе своих лет. Батарея, очевидно, не была первой частью, куда он пытался поступить. Его отсылали домой, жалея и не желая принимать на себя ответственность и заботы о ребенке. Когда он появился у нас, то тщательно прятался от командира и офицеров. Он не числился на довольствии и солдаты, жалея мальчика, подкармливали его из своих котелков.»

Начальство узнало о кадетике, когда батарея была уже далеко от его дома. Так он и остался при батарее. В Крыму он, подросший и возмужавший, был переведен в команду конных разведчиков. В бою против конного корпуса Жлобы, Карпинский сам захватил пулемет и доброго коня для себя. Разорвавшимся снарядом его сбросило с коня. Отряхнувшись, он сел обратно. На вопрос командира:— «Ранило тебя?» — он лихо ответил: — «Никак нет, господин полковник, только воздухом сшибло.» —

25 января 1920 года происходит эвакуация белыми Одессы. Большая часть, не желающая оставаться у большевиков, не попала на корабли. Им пришлось отступать, в пешем порядке, к румынской границе.
Огромный город, где только офицеров было больше 20 тысяч, дал отряд в 600 человек активных бойцов, под командой полк. Стесселя, который и прикрывал отход. Вместе с ним отступали и около 400 кадет Одесского и Киевского корпусов. Среди кадет многие были младших классов, в возрасте от 12 до 14 лет. Около селений Кондель и Зельц большевики большими силами преградили путь белым. Произошел бой, который открыл дорогу Добровольцам. Защита левого фланга была поручена кадетам, под командой кап. Ремерта. На этот участок боя большевики направили главный удар. После жестокой артиллерийской и пулеметной подготовки, большевики просили на кадет свою кавалерию. Это был решительный момент.

Прорыв кавалерии нес полный разгром белых. Но этого не произошло, кадетские ряды не дрогнули. Дружными залпами они встретили несущуюся кавалерию. Не ожидая такого отпора, красная кавалерия, неся большие потери, отступила. Бой продолжался с небольшими перерывами от 9 часов утра до 6 часов вечера. Все попытки большевиков поколебать кадетские ряды остались безрезультатны.

В своем приказе от апреля 1920 года Военный представитель Юга России в Румынии, ген. Геруа, касаясь этого боя, писал:

«Мужество и доблесть кадет, понесших в этих боях огромные потери, ставит их в ряды опытных воинов. От имени Главнокомандующего Вооруженными Силами Юга России благодарю доблестных героев-кадет за полное самоотверженности и мужества участие в боях под Канделем и Зельцем... Верю, что, проявив столько мужества в юношеском возрасте за дело страдающей Родины, кадеты впишут свои имена золотыми буквами в историю возрождения России.»
Подлинно подписал
генерал-лейтенант Геруа.

Я тоже четырнадцатилетним мальчишкой проделал с Партизанским Алексеевским полком поход от Орла до Новороссийска, а потом и Крымскую эпопею. За боевую историю нашего полка через его ряды прошло много молодежи и среди нее кадет различных корпусов. Много их, начиная о 1-го Кубанского похода, отдало свою жизнь за белое дело в рядах Партизанского Алексеевского полка. Из немногих уцелевших, в 1919 году (это был год, когда я попал в полк) большинство уже стало офицерами.
Особенно живо сохранился в моей памяти, много для меня сделавший, Жорж Иванов, кадет 3-го Московского корпуса. Он был на несколько лет старше меня и меня, маленького кадета, к тому же тоже кадета Московского корпуса, взял под свое покровительство. В октябре 1917 года Жорж, будучи кадетом 6-го класса, 16-ти лет, принимал участие в боях с большевиками в Москве. Потом бежал на Дон к генералу Алексееву. В 1-ом Кубанском походе был ранен — левая рука была перебита и высохла и он остался инвалидом на всю жизнь, но тем не менее остался в отрою. Исключительно храбрый, в Крыму при Врангеле, он в неполные 20 лет был произведен в Штабс-капитаны.
Летом 1920 года ген. Врангелем было отдано распоряжение всех учащихся, находящихся в армии, отправлять в школы для продолжения образования. Под это распоряжение попал и я, и к моему большому огорчению мне пришлось расстаться со ставшим для меня родным Алексеевским полком...
В сентябре я был отправлен в Сводно-кадетскую роту при Константиновском военном училище, которое находилось в Феодосии. Там я встретил кадет, не преувеличивая, со всех концов России, съехавшихся туда из полков Белой армии. Там были кадеты из Петрограда, Москвы, Пскова, Сум, Симбирска, Нижнего Новгорода, Одессы, Варшавы, Ташкента и др. От подростков до великовозрастных с усами семиклассников.
В Крыму ген. Врангелем из Полтавского и Владикавказского кадетских корпусов был сформирован Крымский кад. корпус. В него были позднее влиты кадеты из Феодосии, активно принимавшие участие в Гражданской войне.

Позднее, в Белой Церкви (Югославия) у нас в Крымском корпусе на Почетной мраморной доске (на мрамор денег не было, была раскрашенная под мрамор доска) были написаны имена 46- ти Георгиевских кавалеров, героев Гражданской войны, учившихся в этом корпусе.
В Крымский корпус я попал в 3-ий класс, моими одноклассниками были мальчики 13-15 лет. В моем отделении не менее половины были приехавшие с фронта. Среди них три георгиевских кавалера.

У многих наших граждан представление о кадетском образовании достаточно поверхностное. Дескать, «отставные офицеры одели детей в военную форму и прививают им любовь к армии». Однако все гораздо сложнее. Среди воспитанников кадетских корпусов всегда было много выдающихся людей: государственных деятелей, полководцев, представителей науки и искусства. И одной лишь военной формой (и даже любовью к армии) не воспитать из мальчишек такие личности.

Возрождение кадетских образовательных учреждений началось в России почти 20 лет назад - в 1992 году. Происходило это чаще всего на чистом энтузиазме отдельных граждан, обеспокоенных судьбой подрастающих поколений; часто у новорожденных корпусов не было самого необходимого. Однако многие общественные организации не остались в стороне и принялись помогать кадетским образовательным учреждениям.

Одной из таких организаций стал Фонд содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана. Сегодня он активно помогает развитию в нашей стране системы кадетского воспитания и образования, разрабатывает необходимые программы и проекты, регулярно выпускает журнал «Российская кадетская перекличка». Уже несколько лет фонд успешно работает в братской Сербии; не так давно он с помощью учащихся кадетских корпусов привел в порядок мемориальное русское кладбище в городе Белая Церковь.

О работе фонда, о кадетском образовании, его перспективах и преимуществах рассказывает генеральный директор Фонда содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана Ольга Барковец.

- Ольга, для начала - о деятельности фонда. В чём выражается поддержка кадетских корпусов?

Трудно сегодня говорить о работе, которая началась на старте 1990-х, оформилась в середине 1990-х и продолжается по сей день. Тогда, в 1990-е годы, когда в нашем обществе начали рушиться идеалы, когда много детей оказалось на улице, потому что родителям некогда было заниматься их воспитанием, в среде нескольких поколений выпускников военных училищ родилась идея возродить кадетские корпуса. Это совпало с приездом в Россию выпускников кадетских корпусов, которые действовали в русском зарубежье в 1920- 1940-е годы. Мы называем их старшими кадетами.

В начале 1990-х годов произошло удивительное единение «белых» и «красных», потому что те, кто уехал в 1920-е годы, разделяли идеологию белого офицерства, а их потомки (многие родились в эмиграции) приехали на свою историческую родину и встретили здесь людей, окончивших советские суворовские и нахимовские училища. Это один из удивительных феноменов того времени: люди не стали выяснять идеологические разногласия и проявлять какие-то политические амбиции. Они объединились в главном: надо думать, как спасать молодое поколение страны. Первые корпуса появились в 1992 году в Новосибирске, в 1994-м - в Новочеркасске и в Москве. Это была «инициатива снизу», инициатива энтузиастов, горевших идеей возродить кадетские корпуса. Я думаю, что в новой России пока еще нет такого социального явления, такого успешно реализованного «социального заказа», как кадетские учреждения. Именно заказа гражданского общества.

Давно известно, что нельзя ничего искусственного, «мертворожденного» навязать социуму. Реальной жизнью всё равно это будет отторгнуто. Порой представители власти придумывают какую-нибудь новацию и начинают ее усиленно «внедрять». Как правило, впустую. Помнится, придумали лозунг: «Заберём всех беспризорников и отправим их в кадетские корпуса». Ничего не получилось, потому что идея была изначально неправильная, непродуманная. Но вот то, что сумело возродиться инициативой «снизу», благодаря усилиям граждан, - это и есть настоящее, прочное, необходимое.

Возрождение в стране кадетской модели наглядно свидетельствует, что о развитии системы воспитания детей и подростков надо заботиться ежедневно и ежечасно. А не по случаю либо больших праздников, к примеру, очередного юбилея Дня Победы, либо драматических событий, к примеру, как на Манежной площади. Когда вдруг снова вспомнили, что ребят, оказывается, надо воспитывать. И не только в семье, но и в школе.

У нас в стране сегодня более 150 кадетских образовательных учреждений только в системе образования и науки. Представьте динамику: в 1992-м появился первый кадетский корпус, прошло 18 лет - их уже более 150! Значит, дело это живое, жизненно необходимое! Напомню, что в 1917 году в императорской России был 31 кадетский корпус. Где воспитывали элиту Российской империи: выдающихся полководцев, военных, педагогов, художников, писателей.

А теперь о нашем фонде. Одним из старших кадет, который приехал в Россию в начале 1990-х, был Алексей Борисович Йордан, отец учредителя нашего Фонда содействия кадетским корпусам. Он, как и его однокашники, закончил в Сербии Русский кадетский корпус великого князя Константина Константиновича. Алексей Борисович был одним из самых активных деятелей, желавших возродить кадетские корпуса.

От намерений быстро перешли к действию: вместе со своими новыми друзьями-суворовцами старшие кадеты ездили по России, помогали создавать кадетские корпуса, давали деньги на покупку погон, мундиров, сапог. Как-то Алексей Борисович приехал в один из старейших кадетских корпусов, Воронежский Михайловский кадетский корпус, и видит, что воспитанники ходят по классам для занятий различными предметами со своими стульями. Он спросил: «Почему дети таскают стулья за собой?» Ему ответили, что стульев мало, у корпуса нет денег на новые. Алексей Борисович тут же нашёл деньги.


Возрождение корпусов начиналось с таким несколько юным задором, и, наверное, тогда никто и представить себе не мог, что модель кадетского воспитания скоро станет чуть ли не гордостью российского образования. Конечно, Алексей Борисович привлёк к работе своего сына, который к тому времени был достаточно известным и успешным бизнесменом. Борис Алексеевич стал давать деньги, чтобы помочь отцу реализовать светлую идею, с которой тот жил.

Потом Борис Алексеевич решил, что необходимо работать системно: надо создать благотворительный фонд, действующий по европейским стандартам, прозрачный по отчётности, работающий не на сиюминутные потребности, а на решение главной задачи - создание системы воспитания на основе кадетских образовательных учреждений.

В 1999 году мы стартовали. Зарегистрировали частный благотворительный фонд и с той поры даём гранты кадетским образовательным учреждениям на реализацию различных программ, связанных с воспитанием детей; разрабатываем свои проекты, направленные на сохранение традиций в кадетских корпусах, чтобы наши дети росли не потребителями, а занимались благотворительностью, волонтёрством.

Мы поддерживаем систему духовно-нравственного воспитания детей. Для этого подготовили программу «Добро творим вместе». Она в первую очередь направлена на развитие милосердия и сострадания у воспитанников кадетских корпусов.

Мы помогаем строить или возрождать корпусные храмы; могу с гордостью сказать, что один из самых красивых корпусных храмов в Петербурге, в кадетском ракетно-артиллерийском корпусе, мы возродили совместно с начальником корпуса полковником Евгением Ермоловым. В этом году храму исполнилось 200 лет. И снова туда приходят кадеты, там проводятся уроки православной культуры, у воспитанников есть духовник.

О фонде можно рассказывать долго. Есть у нас программа, связанная с сохранением российских реликвий в Сербии; мы делаем дизайн-проекты для музеев кадетских корпусов. Об этом и многом другом можно узнать на нашем сайте. Мы помогли возродить систему кадетского образования, а теперь стремимся сделать её совершенной.

Ваш фонд проводил много мероприятий в Сербии. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом. Чем отличается работа в Сербии от работы в России?

Мне кажется, нет ни одного русского человека, который, приехав в Сербию, не влюбился бы в неё. В Сербии чувствуешь какую-то особую связь с нашей историей и культурой, духовную связь.

Всё началось в 2006 году: мы поддержали инициативу переименовать центральную площадь небольшого сербского города Белая Церковь в Площадь русских кадет. Представляете, впервые в истории Сербии будет увековечена память о пребывании там русских кадетских корпусов! Мы готовили это событие совместно с Посольством России, с Обществом русских кадет, с Российским кадетским братством. Идею поддержал мэр Белой Церкви. На торжественную церемонию открытия Площади русских кадет собрались не только почетные гости, но и много жителей Белой Церкви.

А потом возникла новая идея.

Когда мы знакомились с достопримечательностями города, с местами, связанными с русским зарубежьем, нас поразило состояние русского некрополя, где похоронены преподаватели и воспитанники кадетских корпусов, офицеры русской армии. Заброшенные могилы, полуржавые кресты, бурьян... И это несоответствие тому великому событию, которое произошло два часа назад, привело нас к мысли, что нужно привезти сюда юных кадет из России, чтобы вместе с ними восстановить этот некрополь.

Через год мы вернулись в Белую Церковь вместе с 40 кадетами и гимназистками из Красноярского края и Нижегородской области. Мы видели, какой огромный резонанс вызвал наш приезд. Многие жители даже не знали, что в их городе были когда-то кадетские корпуса, и теперь словно открыли новую страницу в истории Белой Церкви. Они встречали нас с удивленными глазами, не веря, что дети из далёкой Сибири приехали приводить в порядок русское кладбище.

Это был хороший урок и для наших ребят. Мы видели, как они погружались в историю пребывания русских кадет в Сербии в 20-40-е годы прошлого века, видели, как менялись лица подростков, их отношение к тому, что они носят кадетские погоны. Возможно, именно тогда они стали чувствовать себя частью большой кадетской семьи.

Нас поражало, что сербы приходили к некрополю, где работали мальчишки и девчонки, и приносили воду и яблоки, ведь летом было очень жарко. Потом мэр города сказал нам: «Мы воспитываем своих детей по-европейски: они знают о своих правах, но подчас не знают своих обязанностей. А ваши дети знают свои обязанности и только потом вспоминают о своих правах».

Юные кадеты удивили и сербов, и нас. Мы поняли, что этот проект нужно продолжать. Через год мы привезли в Белую Церковь новых воспитанников кадетских корпусов.


Наверное, именно в Сербии я еще раз убедилась, что кадетское образование многогранно и системно. Вдумчивые родители отдают детей в кадетские корпуса не для того, чтобы, как говорят, «ребёнок не болтался на улице», а потому, что хотят видеть в своём ребёнке всесторонне развитую личность. Кадетское образование способно дать систему духовных ценностей, которые частично потеряны в современной школе. Важно также воспитать из мальчишки настоящего патриота. Ведь патриот не тот, кто лихо марширует по площади в День Победы, а тот, кто знает свою историю и гордится победами своего Отечества. И вклад наших кадет в восстановление русского кладбища - это тоже кусочек маленького личного патриотизма.

Мы приехали в Белую Церковь и на третий год. Нас ждали и принимали, нас просто полюбили. И Россия была представлена на сербской земле не какими-то официозными делегациями, а обычными смешливыми ребятами, которые по утрам работали, потом встречались со своими сверстниками, давали концерты для жителей, где под шквал аплодисментов гремела знаменитая «Катюша».


В этом году мы открываем в Белой Церкви классы русского языка. Сербские дети захотели учить русский язык, им стала интересна русская культура, история. Мне кажется, это была еще одна наша маленькая победа. Для нас важно, что мы восстановили русский некрополь, и то, что мы дали большой концерт на лучшей балканской площадке - в концертном зале имени Илии Коларца в Белграде, и что нас принял Святейший Патриарх Сербии и благословил наших детей. Сербия, наверное, один из тех проектов фонда, который по его духовной составляющей можно назвать самым мощным. Хочется, чтобы таких проектов было больше.

- Неужели все так гладко было в работе фонда?

Конечно, были и трудности. Но благодаря испытаниям мы только закаляемся. В первую очередь, имеющаяся законодательная база не позволяет работать на том уровне доверия к благотворительным фондам, который необходим. Это общая проблема благотворительного сообщества и государства. Приходилось доказывать, что у нас чистые помыслы. И что порой благотворительный фонд может более эффективно сделать то, чего не смогло сделать государство.

Конечно, система переподготовки кадров должна быть организована в Министерстве образования, но, к сожалению, пока там не сложилось. Частые реформы не закрепили структуры, которая системно занималась бы кадетскими учреждениями.

В чём преимущества кадетского образования перед обычным школьным? Отличаются ли как-то учащиеся кадетских корпусов от большей части молодёжи?

Хороший вопрос. Однажды во время интервью корреспондентка одного из западных информационных агентств довольно жёстко меня спросила: «Зачем военизировать образование?» Я объяснила, и она сказала, что хочет поехать и посмотреть сама. Через несколько дней она позвонила с просьбой: есть ли возможность устроить её сына в кадетский корпус?

Рассказываю это к тому, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Сегодняшние кадетские образовательные учреждения отличаются стройной системой воспитания. Она реализуется со дня поступления ребёнка в кадетскую школу-интернат и до выпуска. Важно, что в кадетских школах (школах-интернатах) учатся мальчики (сейчас, правда, есть и девочки) с 10 лет. В 10 лет ещё можно формировать мировоззрение ребёнка, вкладывать в него какие-то базовые ценности. Главное отличие - система воспитания, построенная на лучших военно-патриотических и духовно-нравственных традициях.

- А как лучше прививать молодёжи любовь к православной культуре и к русской культуре вообще?

На мой взгляд, чтобы привить любовь к какому-то предмету, его надо глубоко знать. Если ребенку преподаётся, скажем, история культуры или ОПК, то очень многое зависит от педагога, от того, как он сможет заинтересовать ученика. Чтобы ребёнок, предположим, не только слышал, что есть такой композитор Рахманинов, но научился слушать и слышать его музыку. Скажем, отвезти кадетский класс в Ивановку, что в Тамбовской области, чтобы для кадет зазвучала музыка Рахманинова в его же имении. В прошлом году мы провели вместе с администрацией города Уварово там замечательный фестиваль «Кадетская симфония», в котором приняли участие более 300 кадет из Москвы, Воронежа, Нижнего Новгорода, Белой Калитвы, Шахты, Старого Оскола, Тамбова и Тамбовской области.

Можно много говорить о художнике Репине, но лучше один раз приехать в Нижний Новгород, увидеть Волгу, услышать об уникальной волжской культуре, которая вдохновляла многих художников, поэтов, писателей. Наш фонд в этом году продолжит программу «Кадетская симфония» на базе Нижегородского кадетского корпуса имени генерала В.Ф. Маргелова.

Прививая культуру и знания, важно не использовать двойных стандартов. Как ребёнок может вырасти личностью, если в школе ему говорят одно, а в жизни он видит другое?

Как сделать так, чтобы ребёнок, выйдя из корпуса, стал лидером, в том числе и духовным, для своих друзей и близких? Эти вопросы и пытается решить кадетское образование. Как мать мальчика, окончившего кадетский корпус, могу сказать, что там растут совсем другие дети, у них есть сильный стержень, помогающий стать достойными людьми.

Во-первых, этому способствует кадетское братство. Мальчики, выйдя из альма-матер, остаются друзьями на всю жизнь и помогают друг другу. Во-вторых, эти дети мотивированные, они знают, что им нужно в жизни, и цели эти не меркантильные. Любой человек должен ставить перед собой высокую цель и достигать её. Они готовы служить в армии. Раньше 50 процентов выпускников шли в гражданские вузы, остальные - в военные. Всего в высшие учебные заведения поступали 96-97 процентов выпускников. Мне кажется, такой показатель говорит о высоком качестве кадетского образования.

- Какие перспективы у кадетского образования?

Я думаю, рост кадетских корпусов продолжится. Сейчас активно развиваются казачьи кадетские корпуса. Перспективы большие, но нас настораживает количество открывшихся корпусов. От количества давно пора перейти к качеству, потому что, открыв кадетскую школу или корпус, важно не просто одеть детей в военную форму и заставить их ходить строем, а создать систему воспитания, соответствующую тем высоким идеалам, которые всегда были в кадетских корпусах страны. Сказала бы так: «Мы сегодня за чистоту жанра». Если вы назвались кадетским корпусом - соответствуйте этому. Если серьезной системы воспитания не будет - не будет и корпуса, какая бы у мальчишек ни была красивая форма.

Беседовала Ирина Обухова

Жизнь – отечеству, честь – никому!
(девиз кадетов)


У многих россиян, особенно старшего поколения, слово «кадет» вызывает скорее негативные ассоциации. Кому-то кадеты представляются неким анахронизмом, связанным то ли с последними годами царствования семьи Романовых, то ли с эпохой России начала 90-х. Кто-то вообще уверен в том, что кадеты – это представители Конституционных Демократов времен первых Государственных Дум. Вся эта неразбериха возникла после того, как мы решили в одночасье отказаться от тех молодежных движений, которые культивировались в советскую эпоху, но при этом не успели сформировать идею нового молодежного вектора.

Именно в этот момент, а это 1992-1993 год, в России вместо пионеров стали появляться бой- и герл-скауты, а вместо суворовцев или, в лучшем случае, наравне с суворовцами – те самые кадеты. При этом, как часто у нас бывает, молодежь собрали, а рассказать, зачем собрали - забыли. Многим молодым людям обеспеченные родители не преминули купить новую форму с золотистыми эполетами, фуражки со сверкающими кокардами и отвели свои чад, вчерашних школьников, туда, где как было сказано, будут учиться кадеты. Главное, что совсем молодым ребятам успели сказать, что они есть слава и гордость новой России и что никакого отношения к каким-то там суворовцам и прочим нахимовцам они не имеют, и находятся НАД всеми этими пережитками социализма.

С такой мыслью молодежь и принялась постигать нелегкую кадетскую науку. Только беда была в том, что от советских пережитков избавляться высокое руководство решило, но среди преподавательского корпуса все чаще попадались те самые преподаватели, которые ничего другого, кроме этих пережитков в своей жизни не видели. И учить они кадетов принялись так, как их учили его в партийных школах. Вот и выходило, что в течение дня новым российским кадетам приходилось то читать вслух «Отче наш», то петь бравурные советские песни о красном командире Щорсе и разгроме белой армии. Учебники вроде бы оставались в основном советские, но учитель истории пытался донести что-то совсем антисоветское. На праздники приглашались одновременно служители окрестных храмов, бывшие репрессированные, и отставные генералы спецслужб, то есть те, кто репрессировал. В общем, что-то в этой системе надо было менять, так как кадеты сами с трудом понимали, что их ждет в будущем, и какое образование они здесь получают. Но менять ничего не спешили…

И самое удивительное заключалось в том, что год от года количество молодых ребят и даже девушек, желающих учиться в кадетских школах, только увеличивалось. При этом молодежь не смущало, что перспективы продолжения служения военному делу в России после окончания кадетской школы, мягко говоря, не самые радужные. Если говорить точнее, то большинство военных вузов никаких льгот выпускникам кадетских школ сегодня не гарантирует. А с введением ЕГЭ шансы на поступление в военный вуз выпускника кадетского корпуса и обычной школы абсолютно сравнялись.

Однако нужно признать, что молодыми людьми часто движет не столько желание посвятить свою дальнейшую жизнь военной службе, сколько получить по-настоящему качественное образование – образование, которым гордились те самые дореволюционные кадеты. А гордиться им было чем!

Если коснуться исторических этапов развития кадетского движения в России, то первый кадетский корпус был учрежден в 1732 году генерал-фельдмаршалом фон Минихом. Само слово «кадет» было заимствовано у прусских молодых людей, связавших свою жизнь с военным делом. Те же в свою очередь позаимствовали его у французов: кадет (франц.) – младший.

Окончание кадетского корпуса гарантировало дальнейшую блестящую военную карьеру. Кадеты в процессе обучения получали весьма обширные знания не только в военном деле, но и учились гуманитарным наукам, математике, физике, химии, фехтованию, бальным танцам, поистине рыцарским манерам. В те годы появилось неофициальное название кадетов – «юные рыцари». Даже сам кадетский корпус фон Миних назвал «Рыцарской академией». В этом случае 13-летних юношей привлекало отнюдь не название, а уровень получаемого образование и весьма серьезные перспективы, как принято говорить сейчас, карьерного роста. Кадетский корпус фон Миниха находился в Петербурге и выпускал по несколько сотен воспитанников. Кадетские корпуса закончило немало выдающихся людей России того времени.

При этом в Москве, как ни странно, кадетских корпусов не было вплоть до 1992 года. Неудивительно, что настоящие кадетские традиции пока еще не успели сложиться не только в нынешней столице, но и в других российских городах. За яркими вывесками в российских регионах могут скрываться учебные заведения («кадетские корпуса») весьма сомнительной репутации. Часто бывает так, что в рамках реализации программы по нивелированию беспризорности и безнадзорности в школах-интернатах для детей сирот просто меняется вывеска, и интернат объявляется ни много ни мало кадетским корпусом. Нередки случаи возникновения целых кадетских академий в тех же зданиях, где прежде размещались общеобразовательные школы. С чем это связано? Неужели со всеобщим желанием руководства учебных заведений приобщить молодых людей к воинской культуре, галантности и искусству быть человеком вообще. Не спорю, есть, слава богу, в России и такие случаи. Однако их можно пересчитать по пальцам одной руки. Все остальные кадетские корпуса – это лишь очередной ход руководства в условиях демографической ямы привлечь учащихся в стены своих учебных заведений. Руководителей понять тоже можно, ведь пресловутое подушевое финансирование ставит их в неудобное положение – «добывай учащихся как можешь».

Естественно, возникает вопрос, где же руководителям брать столь галантных преподавателей, которые и кадриль отпляшут, и шпагой в воздухе посвистят, и тригонометрическое уравнение решат, ведь с новыми Федеральными стандартами России нужны именно такие учителя…

В итоге учится-мучается такой кадет в своем кадетском корпусе и никак понять не может, чем он принципиально (кроме фуражки и погон конечно) отличается от Васи из соседнего подъезда, который также протирает штаны, только в обычной школе…

А в это время руководители снова стряпаются отчеты об успешно проделанной работе: о том как при наличии только деревянных автоматов были проведены стрельбы, как в спортзале с протекающей крышей кадеты устраивали бал, как в качестве добровольных (а каких же еще!) пожертвований родителей кадетов был построен во дворе школы кадетский храм, к которому местный священник подъезжает на BMW X5 (о BMW отчет конечно, умалчивают).

В общем, чем бы дитя ни тешилось, как говорится, лишь бы не вешалось. В этом, похоже, и заключается доктрина современных молодежных движений, к которым относится и движение кадетское. Ведь никакой единой законодательной базы, ставящей кадетские школы на некую правовую основу, у нас в стране пока нет. Что-то будет дальше…