Золотое сечение в букетах аранжировке. Как создать цветочную композицию Количество цветов в композиции

Цель: Научится делать композиции в декоративном стиле, освоить приемы работы с цветами, освоить флористические техники, научиться анализировать свою работу.

Декоративный стиль - это создание нового, используем большое количество материала и его разнообразие по цвету, форме и фактуре. Важна форма и цвет работы!

Различают аранжировки декоративного стиля:

А) Закрытая или плотная аранжировка цветов
Закрытая аранжировка устанавливается из большого количества цветов и зелени, поэтому иногда называется «изобильной, пышной». Цветы плотно прилегают друг к другу, образуя определенную геометрическую форму. Ваза должна соответствовать этой форме и гармонировать с большим количеством цветов. Композиция обозреваема со всех сторон, поэтому может быть установлена в любом месте.


Состоит из ступеней или «групп» листьев или промежуточных пространств между ними («воздушных ступеней»). Все элементы композиции выходят из одной центральной точки. Вазы округлые, выпуклые, широкие сосуды. Декоративность этой аранжировке придает лучевидное, торжественное, «бъющее ключом», пышное и презентабельное построение композиции.
Акцент создается с помощью цвета и концентрации материала в центре.


Образуют растения с очень коротким стеблем, расположенные рядом друг с другом. По существу они создают цветочную плоскость, имеющую разный характер:

  • Вытянутую, как лента, т. назыв. фриз
Фриз – плоская работа в форме полосы или ленты, обычно с вертикальным орнаментом или каким-либо фигурным рисунком. Фриз применяют для украшения стены, стола, карнизов или подиумов (чаще думают, что это гирлянда)
  • В форме сердца, кольца и т.д.
  • Состоящую из эффектных контрастных по структуре пятен - структурная композиция (гладкая, шершавая, бархатистая поверхность... с перепдами по высоте)
  • Напоминающую плоский букет, оживленный за счет движения листьев и веток
Г) Параллельные цветочные аранжировки
Характерный облик создают вертикальные, параллельно установленные друг с другом растения или их части. Они могут стоять одиночно, в рыхлых группах или плотно прижатыми. Сосуды – плоские и длинные, широкие. В качестве ассортимента используются цветы и части растений, растущие в природе вертикально и прямо.
Далее мы поэтапно, исходя из материала для занятия,
1-е) выбираем форму композиции:
  • шаровидная, круглая, овальная
  • треугольная (равнобедренный, равносторонний, прямоугольный)
  • конусовидная (в основе квадрат или круг)
  • прямоугольная и квадратная, ромб
  • L-форма
  • свободная
  • линия Хогарта, S- образная
  • символы-формы, например яйцо, крест, венок, сердце....
  • серповидная


2-е) тип аранжировки:

А) Закрытая или плотная аранжировка цветов
Б) Ритмически члененная или ступенчатая аранжировка
В) Плоская или лежащая аранжировка
Г) Параллельная аранжировка

3-е) способ постановки материала:

  • параллельно
  • радиально
  • свободно
4-е) Группировку материала в декоративных композициях:

* Группами (плавно переходящее друг в друга или резко очертанные, структурные)
* Линиями (параллельные, пересекающиеся, концентрические окружности)
* Хаотично (с уплотнением или без)


Последовательность составления композиции:

  1. Выбрать посуду для композиции без дренажного отверстия или отверстие заклеить.
  2. Вырезать флористическую губку по размеру посуды. Для декоративного стиля оазис д.б. на 2 см выше кромки посуды.
  3. Намочить оазис в воде, просто положить его на воду надписью вверх, когда он опуститься на дно, достать его.
  4. Закрепить оазис при помощи лягушки, липкой ленты или проволоки, чтобы он не шатался. Если у вас высокая посуда и оазис плотно в ней держится, закреплять нужно кусочками оазиса.
  5. Закрываем оазис листьями, чтобы он почти не был виден.
  6. Сразу выбираем форму, рассчитываем пропорции композиции (1:2:3:5:8...), в зависимости от высоты или ширины посуды, группировку материала.
  7. Устанавливаем линейный материал. Это могут быть длинные стебли растений, зелень, которая образует высоту и ступенчатость вашей будущей композиции.
  8. Устанавливаем фокусный материал, например крупные цветы розы, хризантемы ближе к основанию посуды, т.к. высоко стоящие большие цветы могут быть зрительно неуравновешенны в композиции.
  9. Добавляем материал- наполнитель, это мелкие цветы, которые придадут завершенность и четкость вашей композиции. Удаляйте лишнее, если необходимо. Добавьте декор.
  10. Слейте лишнюю воду, если нужно.
  11. Растение ставиться в оазис на 2 см в глубь, если вам надо поставить его по-другому, ставьте рядом, или глубже в эту же дырочку.
  12. Не должно быть видно технических деталей, например, проволоки и пробирок (тейпируются), клея от пистолета; не используйте сломанные цветы, лучше поставить их в пробирку.
  13. Ветви закрепляются дополнительно: оазис обматывается ячеистой сеткой, дальше композиция составляется, как и другие.
Образец студенческой работы в декоративном стиле (L-форма):

1. Необходимый растительный материал:

  • розы или гвоздики 5,
  • хризантема кустовая 1-2,
  • папоротник 1-2 листа, или рускус крупный,
  • беграсс немного.
2. Необходимый материал для работы:
  1. оазис, 1/3 или 1/2,
  2. посуда для композиции,
  3. инструменты
Материалы можно взять на свой выбор, учесть сочетание цветов, различный размер цветов (крупные-мелкие), желательно учесть разные поверхности (структура).
Анализ работы: оазис закрыт полностью; форма почти выдержана, массивный салатовый центр из хризантемы, его следовало бы разбить, т.е. поставить по одной веточке в вертикаль (3-4 шт) и длиннее в горизонталь; гипс в вертикали не дает точного направления движения, он рыхлый, некоторые веточки следовало бы отрезать и ввести в центр работы или более плотно поставить; легкий берграсс не мешает восприятию, можно оставить.

Добавить в закладки:


Гармония цвета в композиции является одним из элементов единства, законченности композиции. Чтобы достичь такого эффекта, следует воспользоваться так называемым цветовым кругом. В цветовом круге располагаются оттенки солнечного спектра, пропущенного через призму, а также переходные тона. Цвета делятся на теплые и холодные. Существует ошибочное мнение, что красный цвет всегда теплый, а, например, фиолетовый всегда холодный. Это не совсем правильно, потому что холодность или теплота цвета определяется его оттенками.

Если в цвете присутствует оттенок, как бы вкрапление желтого, то такой цвет будет теплым. Если присутствует оттенок голубого, то цвет будет холодным. Традиционно в цветочной аранжировке предпочтение отдается теплым тонам.

Теплые тона оживляют композицию. Чистые цвета этой части спектра очень эффектны и отвлекают внимание от холодных цветов — оттенки выглядят не столь резко.

Важное свойство теплых цветов — зрительно приближать окрашенные в них цветы. Холодные тона успокаивают.

Чистые цвета холодной части спектра несут умиротворение в жаркие солнечные дни, но яркие теплые цвета их подавляют. Важное свойство холодных цветов — зрительно отдалять окрашенные в них цветы.

Сочетание цвета

В аранжировках гармонично сочетаются следующие цвета и оттенки: цвета, которые находятся на равном расстоянии друг от друга в одной половине цветового круга. Например, зеленый, желтый, оранжевый; противоположные цвета в цветовом круге.

Например, красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый; соседние цвета в цветовом круге.

Например, желтый, желто-оранжевый, красный; синий, сине-голубой, голубой; светло-зеленый, желтый, оранжевый; различные оттенки одной окраски, гармоничные по сходству окрашивания. Например, от темно-розовой до бледно-розовой.

При этом в сочетании трех тонов один из них должен доминировать. Два других цвета должны быть в равных количествах. Это значит, что, если в композиции использованы, например, зеленый, желтый и красный тона, то один из них должен составлять, например, 50% цвета композиции, два других — по 25%.

Кроме того, фон для композиции выдерживается в нейтральных тонах (белый, черный, серый). Либо фон включает в себя оттенок основного цвета композиции (например, если в композиции доминирует розовый, а фон для нее — белый, то фон будет белым с розовым оттенком). Задний фон создается темным для ярких цветов, светлый фон — для темных цветов.

Тонкости выбора

При выборе цветов учитывайте освещение помещения, в котором будет находиться аранжировка. Синие или фиолетовые цветы на свету могут «играть», но в плохо освещенном месте просто на будут видны — для затененных углов подбирайте светлые цвета. Вечернее искусственное освещение изменяет цвета.

Под флуоресцентной лампой холодные цвета кажутся ярче, а теплые — более приглушенными. Под электрической лампой холодные цвета выглядят более приглушенными, а теплые — более яркими.

При свечах холодные цвета выглядят более темными, а теплые цвета приобретают желтый оттенок.

Кстати, в Японии цвет растительного материала выбирают в зависимости от времени года, в западном мире тоже существует сезонный цветочной символизм. Весна — время желтого и голубого, летом царит буйство красок, осенью приняты коричневые, оранжевые и желтые тона, а период Рождества ассоциируется с белым и ярко-красным. Цветовые сочетания создают монохромные, контрастные (дополнительные), аналогичные (соседние) или полихромные (многоцветные) композиции.

В монохромной композиции используют различные оттенки одного цвета. Это самый простой способ передать соответствующее настроение — красный цвет создает драматический эффект, желтый цвет — яркий и жизнерадостный, синий передает ощущение покоя и т. д.

В такой композиции идеально использовать все оттенки основного цвета — от самых бледных до темных, например, от бледно-розового до бордового. Стебли и/или листья бывают разных оттенков зеленого, коричневого или белого, так что действительно однотонное сочетание можно создать только в пределах этих цветов.

Контраст и полихромность

В контрастных композициях используют противоположные в цветовом круге цвета. О таких цветах мы только что говорили выше. Контрастные сочетания не должны быть слишком яркими. Хорошо смотрятся сочетания светлых оттенков выбранного цвета в композиции, выдержанной в пастельных тонах.

Например, розовый с неярким голубым, лиловый с желтовато-коричневым. Можно также использовать сочетание светлого оттенка одного цвета с темным оттенком контрастного цвета.

В аналогичных композициях используют два, три или четыре цвета, расположенных рядом внутри цветового круга. Не обязательно использовать только чистые цвета. Можно и нужно использовать их оттенки. Аналогичные сочетания в синих и лиловых тонах могут быть приглушенными и сдержанными, в красных и фиолетовых — яркими, активными. Как мы помним, один из цветов должен быть доминирующим.

Полихромные композиции иначе называют многоцветными, или радужными. В них используют цвета из разных или даже из всех частей цветового круга. Здесь важно избежать чрезмерной яркости, напыщенности, крикливости. Такой не самый лучший эффект может сложиться при сочетании множества оттенков красного и лилового, желтого и синего, оранжевого и фиолетового. Поэтому лучше использовать более приглушенные оттенки.

В полихромной композиции следует избегать равномерного распределения цветов, иначе она получится не гармоничной, а пятнистой. Несколько основных цветов должны быть подчеркнуты, дополнены другими. Эти дополнительные цвета могут быть не в самих растениях, но в посуде для композиции, материале-наполнителе, фоне.


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

ПУБЛИЧНАЯ ОФЕРТА - о заключении договора купли-продажи

Настоящий документ представляет собой официальное предложение заключить договор купли-продажи на изложенных ниже условиях.
1. Термины и определения
1.1. В настоящем документе и вытекающих или связанных с ним отношениях Сторон применяются следующие термины и определения:
1.1.1. Публичная оферта / Оферта – текст настоящего документа со всеми приложениями, изменениями и дополнениями к нему, размещенный на Сайте и доступный в сети Интернет по адресу: https://www.сайт
1.1.2. Товар – букеты из цветов, цветы поштучно, подарочная упаковка, открытки, мягкие игрушки, сувениры и иные товары, а также сопутствующие услуг, предлагаемые к продаже в Приложении.
1.1.3. Сделка – договор о приобретении Товаров, вместе со всеми относящимися к нему Обязательными документами, который заключается и исполняется на условиях настоящей Оферты.
1.1.4. Покупатель – Пользователь, имеющий намерение использовать, использующий или использовавший функциональные возможности Приложения и/или предоставляемого на его основе Сервиса для выбора и приобретения Товаров, включая сопутствующие услуги. В качестве Покупателя по Сделке может выступать Пользователь, зарегистрированный в статусе Магазина. 1.1.5. Продавец – ООО "Торговая сеть "Букет столицы"; ОГРН 1171690026090, юридический адрес: 420039, г.Казань, ул.Декабристов, д.186, пом. №1000.
1.1.6. Магазин – Пользователь, прошедший процедуру регистрации в Приложении в статусе Магазина, имеющий намерение использовать, использующий или использовавший функциональные возможности Приложения и/или предоставляемого на его основе Сервиса, включая услуги Продавца по договору комиссии, для поиска Покупателей, реализации Товаров и получения оплаты за Товар.
1.1.7. Заказ – содержащий условия Сделки заказ на приобретение Товаров, оформленный Покупателем путем выбора Товаров и заполнения формы в соответствующем разделе Приложения.
1.1.8. Акцепт – полное и безоговорочное принятие Оферты путем совершения Покупателем действий, указанных в настоящей Оферте, создающее Сделку между Покупателем и Продавцом.
1.1.9..
1.1.10. Мобильное приложение – предназначенная для установки и использования на мобильном устройстве в соответствии с условиями Лицензионного соглашения с конечным пользователем программа для ЭВМ, позволяющая пользоваться различными опциями Сервиса.
1.1.11. Приложение - интегрированный программный комплекс, включающий Сайт, Мобильное приложение и иные программы для ЭВМ и/или базы данных, на основе которых реализуется Сервис.
1.1.12. Сервис – совокупность функциональных возможностей Приложения и размещенного в нем Контента, доступ к которым предоставляется Пользователям.
1.1.13. Личный кабинет – персональный раздел Приложения, к которому Покупатель получает доступ после прохождения регистрации и/или авторизации в Приложении. Личный кабинет предназначен для хранения персональной информации Покупателя, оформления Заказов, просмотра информации о совершенных Заказах, стадии их выполнения, и получения уведомлений в порядке нотификации.
1.2. В настоящей Оферте могут быть использованы термины и определения, не определенные в п.1.1. Оферты. В этом случае толкование такого термина производится в соответствии с текстом Оферты. В случае отсутствия однозначного толкования термина или определения в тексте настоящей Оферты следует руководствоваться его толкованием, определенным: в первую очередь – документами, образующими Сделку между Сторонами, во вторую очередь - законодательством Российской Федерации, и в последующем - обычаями делового оборота и научной доктриной.
1.3. Любая ссылка в настоящей Оферте на пункт (раздел) Оферты и/или её условия, означает соответствующую ссылку на настоящую Оферту (ее раздел) и/или ее условия.

2. Предмет Сделки
2.1. Продавец обязуется передать Покупателю Товар (в том числе оказать сопутствующие услуги), на основании оформленных Покупателем Заказов, а Покупатель обязуется принять и оплатить Товар на условиях настоящей Оферты.
2.2. Наименование, цена, количество Товара, адрес и срок доставки, а также прочие необходимые условия Сделки определяются на основании сведений, предоставленных Покупателем при оформлении Заказа в соответствии с Информацией о Товаре.
2.3. Покупатель принимает и соглашается, что непосредственное исполнение Заказа может производиться третьим лицом - Магазином.
2.4. Обязательным условием заключения Сделки является безоговорочное принятие и соблюдение Покупателем, применяемых к отношениям Сторон по Сделке требований и положений, определенных следующими документами («Обязательные документы»):
2.4.1. Пользовательское соглашение, размещенное и/или доступное в сети Интернет по адресу https://www.сайт/oferta и включающее общие условия регистрации в Приложении и использования Сервиса;
2.4.2. Политика конфиденциальности, размещенная и/или доступная в сети Интернет по адресу https://www.сайт/oferta, и содержащая правила предоставления и использования персональной информации Покупателя.
2.4.3. Лицензионное соглашение с конечным пользователем - размещенные и/или доступные в сети Интернет по адресу https://www.сайт/oferta обязательные условия использования Мобильного приложения.
2.4.4. Информация о Товаре – размещенные и/или доступные в Приложении сведения о Товаре, применяемые Продавцом для согласования Заказа на дату его получения, и включающие информацию о наименовании, комплектности и цене Товара, а также иные сведения о Товаре;
2.4.5. Условия акций – размещенные и/или доступные в Приложении сведения об отдельных Товарах, в отношении которых могут устанавливаться особые условия оформления Заказа, оплаты, доставки и возврата акционных Товаров либо предоставления услуги в связи с оформлением Заказа на такие Товары;
2.5. Указанные в п.2.3. настоящей Оферты обязательные для Сторон документы составляют неотъемлемую часть заключаемой в соответствии с Офертой Сделки.

3. Права и обязанности Сторон
3.1. Продавец обязуется:
3.1.1. Передать Покупателю Товар в порядке и на условиях Сделки. 3.1.2. Передать Покупателю Товар надлежащего качества, соответствующий условиям Сделки и требованиям законодательства Российской Федерации;
3.1.3. Осуществить лично или организовать доставку Товара Покупателю;
3.1.4. Предоставить Покупателю всю необходимую информацию в соответствии с требованиями действующего законодательства и настоящей Оферты;
3.1.5. Выполнять иные обязанности, предусмотренные Сделкой, включая Обязательные документы, а также действующим законодательством Российской Федерации.
3.2. Продавец вправе:
3.2.1. Требовать оплаты Товара в порядке и на условиях, предусмотренных Сделкой.
3.2.2. Отказать в заключении Сделки Покупателю в случае его недобросовестного поведения, в частности, в случае:
3.2.2.1. более 2 (Двух) случаев неполучения Товаров в течение года;
3.2.2.2. предоставления заведомо недостоверной персональной информации;
3.2.2.3. иных случаях недобросовестного поведения, свидетельствующих о заключении Покупателем Договора с целью злоупотребления правами, и отсутствии обычной экономической цели Договора – приобретения Товара.
3.2.3. Осуществлять иные права, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, а также Сделкой, включая Обязательные документы.
3.3. Покупатель обязуется:
3.3.1. Предоставить Продавцу достоверную информацию, необходимую для надлежащего исполнения Сделки;
3.3.2. Осуществлять проверку Заказа до совершения Акцепта;
3.3.3. Принять и оплатить Товар в соответствии с условиями Сделки;
3.3.4. Проверять наличие уведомлений в Приложении (в том числе - в Личном кабинете Покупателя) и по электронному адресу, указанному Покупателем при оформлении Заказа;
3.3.5. Выполнять иные обязанности, предусмотренные Сделкой, включая Обязательные документы, а также действующим законодательством Российской Федерации.
3.4. Покупатель вправе:
3.4.1. Требовать передачи Товара в порядке и на условиях, предусмотренным Сделкой.
3.4.2. Требовать предоставления всей необходимой информации в соответствии с требованиями действующего законодательства и настоящей Оферты;
3.4.3. Отказаться от Товара по основаниям, предусмотренным Сделкой и действующим законодательством Российской Федерации.
3.4.4. Осуществлять иные права, предусмотренные Сделкой, включая Обязательные документы, а также действующим законодательством Российской Федерации.

4. Цена Товара и порядок оплаты
4.1. Цены на отдельные Товары указаны в Информации о Товаре. Общая стоимость Товаров по Договору определяется в соответствии с действующими на дату оформления Заказа ценами, в зависимости от наименования, комплектности и количества приобретаемых Товаров.
4.2. Условиями доставки может быть предусмотрено включение стоимости доставки Товаров Покупателю в стоимость Товаров (бесплатная доставка). В иных случаях стоимость доставки не включается в цену Товара и оплачивается Покупателем дополнительно.
4.3. Расчеты по Договору осуществляются с использованием указанных в Приложении платежных сервисов.
4.4. Покупатель считается оплатившим Товар по Заказу с момента предоставления информации о совершенном Покупателем платеже в необходимом размере оператором платежного сервиса, действующим на основании договора с Продавцом.

5. Доставка и приемка Товара
5.1. Товар доставляется получателю - Покупателю либо иному лицу, указанному Покупателем при оформлении Заказа. Лицо, указанное Покупателем в качестве получателя Товара, считается надлежащим образом уполномоченным Покупателем на совершение действий по приемке Товара.
5.2. Срок (время), адрес доставки и получатель Товара указывается Покупателем при оформлении Заказа.
5.3. В случае, если Покупателем при оформлении Заказа указан телефон получателя Товара, Товар доставляется по адресу, который сообщил получатель.
5.4. Самовывоз Товара Покупателем не считается доставкой Товара, но может быть указан в качестве способа доставки для удобства размещения информации.
5.5. Доставка Товара осуществляется Магазином, Товар которого приобрел Покупатель, в том числе, с привлечением третьих лиц – Служб доставки.
5.6. Покупатель обязан обеспечить курьеру максимально точную информацию об адресе и месте вручения Товара, а также обеспечить свободный и беспрепятственный доступ к указанному Покупателем месту, в том числе с использованием домофона, звонка, переговорных устройств, устройств контроля прохода, службы консьержей, охраны, пропускной системы и т.д.
5.7. Срок, отведенный для получения Товара Покупателем через Службу доставки, ограничен. Информация о сроке получения доставленного Товара доводится до сведения Покупателя соответствующей Службой доставки.
5.8. Получатель Товара при передаче Товара обязан в присутствии лица, осуществляющего доставку Товара, проверить внешний вид и упаковку Товара и его количество, комплектность, ассортимент.
5.9. В связи с тем, что Товары имеют индивидуально-определенные свойства (изготавливаются по Заказу Покупателя) и могут быть использованы исключительно приобретающим их Покупателем, Покупатель не вправе отказаться от Товара надлежащего качества.
5.10. В случае, если Товар не был получен в установленный срок по вине получателя, Продавец оставляет Товар по адресу доставки (при наличии такой возможности) либо хранит его в течение суток до востребования Покупателем, а по истечении суток - распоряжается им по собственному усмотрению. Обязательства Продавца в таком случае считаются надлежащим образом исполненными, уплаченные за Товар денежные средства Покупателю не возвращаются.
5.11. Покупатель вправе отказаться от Товара ненадлежащего качества либо существенно отличающегося от Информации о Товаре. В этом случае Покупателю возвращается уплаченная Покупателем стоимость Товара не позднее чем через 10 (десять) дней с даты предъявления Покупателем соответствующего требования. Возврат уплаченной за Товар суммы осуществляется тем способом, которым была произведена оплата, либо иным способом, согласованным Сторонами.

6. Ответственность сторон
6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых по Сделке обязательств Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
6.2. Продавец не отвечает за встречное исполнение обязательств по Сделке в случае просрочки оплаты, и иных случаях полного или частичного неисполнения Покупателем обязательств по Сделке, а также наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок.
6.3. Продавец освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Сделки, в частности, за нарушение условий доставки, в случае сообщения Покупателем о себе недостоверных данных.

7. Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор)
7.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по Сделке, вызванное обстоятельствами непреодолимой силы, возникшими после его заключения. К таким обстоятельствам, в частности, Стороны относят: стихийные бедствия; природные и промышленные катастрофы; террористические акты; военные действия; гражданские беспорядки; принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления актов, содержащих запреты или ограничения в отношении деятельности Сторон по Сделке; иные обстоятельства, которые не могут быть заранее предвидены или предотвращены и делают невозможным исполнение обязательств Сторон по Сделке.
7.2. При наступлении обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательств по Сделке, срок оказания Сторонами своих обязательств переносится соразмерно времени действия таких обстоятельств, а также времени, требуемого для устранения их последствий, но не более 30 (Тридцати) календарных дней. В случае если обстоятельства непреодолимой силы продолжают действовать свыше указанного срока, либо когда при их наступлении обеим Сторонам становится очевидным, что они будут действовать более этого срока, Сделка прекращает свое действие.

8. Акцепт Оферты и заключение Сделки
8.1. Акцепт Оферты Покупателем создает Сделку между Покупателем и Продавцом (статьи 433, 438 Гражданского Кодекса Российской Федерации) на условиях настоящей Оферты.
8.2. Акцепт Оферты совершается Покупателем путем оформления Заказа и оплаты Товара.
8.3. Сделка считается заключенной с момента получения Продавцом Акцепта Оферты.
8.4. На основании настоящей Оферты с Покупателем может быть заключено неограниченное количество Сделок.

9. Срок действия и изменение Оферты
9.1. Оферта вступает в силу с момента размещения на Сайте и действует до момента её отзыва Продавцом.
9.2. Продавец оставляет за собой право внести изменения в условия Оферты и/или отозвать Оферту в любой момент по своему усмотрению. Сведения об изменении или отзыве Оферты доводятся до Покупателя по выбору Продавца посредством размещения в Приложении, в Личном кабинете Покупателя, либо путем направления соответствующего уведомления на электронный или почтовый адрес, указанный Покупателем при заключении Сделки или в ходе ее исполнения.
9.3. В случае отзыва Оферты или внесения изменений в Оферту, указанные решения вступают в силу с момента доведения об этом сведений до Покупателя, если иной срок вступления их в силу не определен Офертой или дополнительно при таком сообщении.
9.4. Указанные в Оферте обязательные для Сторон документы утверждаются, дополняются и изменяются Продавцом по собственному усмотрению и доводятся до сведения Покупателя в порядке, предусмотренном для уведомления Покупателя об изменении Оферты.

10. Срок действия, изменение и расторжение Сделки
10.1. Сделка вступает в силу с момента Акцепта Оферты Покупателем и действует: а) до момента полного исполнения Сторонами обязательств по Сделке, либо б) до момента досрочного расторжения Сделки.
10.2. В случае отзыва Оферты Продавцом в течение срока действия Сделки, Сделка считается действующей на условиях Оферты в последней редакции со всеми Обязательными документами.
10.3. Сделка может быть расторгнута по соглашению Сторон либо по иным основаниям, предусмотренным настоящей Офертой или действующим законодательством.

11. Соглашение об аналоге собственноручной подписи
11.1. Стороны вправе использовать при заключении Сделки, оформлении Заказов, а также направлении уведомлений по Сделке факсимильное воспроизведение подписи или простую электронную подпись.
11.2. Допускается обмен документами между Сторонами посредством факсимильной связи или электронной почты. При этом документы, переданные в таком порядке, имеют полную юридическую силу при условии наличия подтверждения о доставке включающего их сообщения получателю.
11.3. При использовании Сторонами электронной почты направляемый с ее помощью электронный документ считается подписанным простой электронной подписью отправителя, созданной с использованием адреса его электронной почты.
11.4. В случае использования для отправки электронного документа электронной почты, получатель электронного документа определяет лицо, подписавшее такой документ, по используемому им адресу электронной почты.
11.5. Порядок применения простой электронной подписи Сторонами регулируется также Пользовательским соглашением.
11.6. По соглашению Сторон электронные документы, подписанные простой электронной подписью, признаются равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью.
11.7. Любые действия, совершенные с использованием простой электронной подписи Стороны, считаются совершенными такой Стороной.
11.8. Стороны обязуются соблюдать конфиденциальность ключа электронной подписи. В частности, Покупатель не имеет права передавать свои логин и пароль или предоставлять доступ к своей электронной почте третьим лицам, и несет полную ответственность за их сохранность и индивидуальное использование, самостоятельно выбирая способ их хранения и ограничения к ним доступа.
11.9. В случае несанкционированного доступа к логину и паролю, их утраты или раскрытия третьим лицам Покупатель обязан незамедлительно сообщить об этом Продавцу путем направления электронного письма с указанного им в Приложении адреса электронной почты.
11.10. В случае утраты или несанкционированного доступа к электронной почте, адрес которой указан Покупателем в Приложении, Покупатель обязан незамедлительно заменить такой адрес на новый и сообщить о данном факте Продавцу путем направления электронного письма с нового адреса электронной почты.

12. Заключительные положения
12.1. Сделка, ее заключение и исполнение регулируется действующим законодательством Российской Федерации. Все вопросы, не урегулированные настоящей Офертой или урегулированные не полностью, регулируются в соответствии с материальным правом Российской Федерации.
12.2. Споры по Оферте и/или Сделке разрешаются в предварительном претензионном порядке. В случае недостижения Сторонами согласия, споры подлежат рассмотрению в суде по месту нахождения Продавца.
12.3. С момента заключения Сделки на условиях настоящей Оферты все ранее имевшие место между Сторонами письменные или устные соглашения или заявления относительно предмета Сделки, утрачивают силу.
12.4. Принимая настоящую Оферту Покупатель свободно, своей волей и в собственном интересе дает письменное согласие Продавцу на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
12.5. Любые уведомления и документы по Сделке, если иное не предусмотрено настоящей Офертой, могут направляться одной Стороной другой Стороне: 1) по электронной почте 2) направления Покупателю электронного уведомления в Личном кабинете; 3) почтой с уведомлением о вручении или курьерской службой с подтверждением доставки.
12.6. В случае если одно или более положений Оферты или Сделки являются по какой-либо причине недействительными, не имеющими юридической силы, такая недействительность не оказывает влияния на действительность любого другого положения Оферты или Сделки, которые остаются в силе.
12.7. Не вступая в противоречие с условиями Оферты, Стороны вправе в любое время оформить заключенную Сделку в форме письменного документа, выражающего содержание действующей на момент его оформления Оферты, указанных в ней Обязательных документов и размещенного Заказа.

13. Реквизиты
ООО "Торговая сеть "Букет столицы",
ОГРН 1171690026090
420039, г.Казань, ул.Декабристов, д.186, пом. №1000

Сочетания цветов играют важную роль в создании гармонических композиций, хотя и они, подобно цвету одежды, подвержены моде. Одни цвета прекрасно сочетаются друг с другом, другие просто "режут" глаз (например, оранжевый и бордовый). Дизайнеру следует позаботиться о согласовании цвета, гармонии колорита. Надо стремиться к созданию цветовых аккордов, гармонических созвучий, причем каждый цвет должен, поддерживая соседние, контрастно увеличивать их насыщенность, яркость или затемненность. Строгих законов цветовой гармонии не существует: одни и те же сочетания приводят к различным эффектам в зависимости от соотношения в композиции цветов, порядка их чередования, а также от размеров и формы цветовых пятен. Например, небольшой по размеру элемент должен быть окрашен более ярко, иначе его цвет "пропадет". Сложные неяркие цвета требуют большей площади, иначе они будут казаться грязными и тусклыми.

Для определения гармоничного сочетания различных цветов пользуются цветовыми (колориметрическими) кругами. Рассмотрим один из них.

Рисунок 19 – Шестисекторный цветовой круг

Все указанные виды родственных цветов, их отношения и расположения в полном цветовом круге наглядно предста­влены на рис.19. Следует уточнить, что они носят условный и в то же время принципиальный характер. Естественно, в ком­позиции могут использоваться и более сложные (тонкие) связи, устанавливаемые при решении конкретных компози­ционных задач и нахождении своеобразных колористических сочетаний.

Цель дизайнера - достичь гармоничного сочетания цветов совместным их применением. Наиболее распространены следующие типы цветовых гармоний: двухцветная однотонная, двухцветная контрастная, трехцветная однотонная, трехцветная однотонно-контрастная, и, как исключение, четырехцветная.

Рисунок 20 – Большой цветовой круг Освальда

В более многоцветных композициях случайные цвета зачастую вызывают пестроту, ощущение тревоги и нарушают единство композиции.

Знание о свойствах цвета и его влиянии на человека позволяет создавать композиции дисгармоничные, вызывающие очень сильные переживания и эмоции, что особенно актуально в дизайне и рекламе для привлечения внимания.

На рисунке 20 изображен большой цветовой круг Освальда, содержащий 24 цвета. Большой цветовой круг Освальда применяется для образования гармоничных сочетаний из двух, трех, четырех цветовых тонов. Принцип пользования кругом аналогичен принципу пользования шестисекторным с помощью стрелок.

Цветовой круг Освальда дает более полную возможность составить необходимые сочетания. Например: если в композиции имеется предмет с насыщенным цветом, то к нему можно подобрать другой предмет, цвет которого усилил бы ощущение насыщенности цвета первого.

Необходимо помнить, что с помощью фона можно усилить звучание композиции в целом, отдельных ее частей или предметов. Серый, черный и белый фон часто образует приятное сочетание, но белые предметы на светлом фоне пропадают. Бежевые цвета теряются на сером фоне.

Круг естественных цветов по Гете приведен на рис. 21. На этом круге треугольником СКЖ представлены первичные цвета - синий, красный, желтый, перевернутым треугольником ФОЗ показаны смешанные цвета первого порядка, а точками СЗ, СФ, КФ и т.д. - смешанные цвета второго порядка.

Смешанные цвета первого порядка получаются смешением основных цветов: фиолетовый - при смешении красного и синего, зеленый - желтого и синего, оранжевый - красного и желтого. При смешении цветов, лежащих друг против друга, получается серый цвет. Поэтому смешанные цвета первого порядка называются дополнительными к основным: зеленый - дополнительный к красному, фиолетовый - дополнительный к желтому, оранжевый - дополнительный к синему.

При смешивании прямой и дополнительный цвета взаимно уничтожаются, однако расположенные рядом они усиливают друг друга, создают гармоничное сочетание.

Цветовой круг Гете дает следующие правила подбора цветов:

· контрастные сочетания дают цвета, расположенные друг против друга (например, Ф и Ж). Расположенные рядом, они взаимно усиливают друга, их сочетание гармонично;

· сочетание цветов, расположенных по углам либо основного, либо перевернутого треугольника (например, С и Ж), менее гармонично;

· сочетание цветов, расположенных в круге под углом 90°, целесообразно для подбора "цветовых аккордов" в два, три или четыре цвета (например, СФ и 3 или ЖО и 3, или все вместе, или три из них).

Ахроматические цвета (белый, черный и все оттенки серого) в цветовых кругах отсутствуют, но они играют важную роль в построении цветовой композиции. Белый цвет осветляет, делает "легче" любой другой; черный, наоборот, затемняет любой хроматический, делает его более мрачным, торжественным. Сочетание оттенков разной интенсивности, полученных путем добавления белого цвета к основному цветовому тону (например, от красного до розового, от синего до голубого), никогда не приводит к дисгармонии. "Цветовой аккорд" воспринимается воздушным, спокойным.

Рисунок 21 – Цветовой круг Гете

Хроматические цветовые тона с ахроматическими наиболее гармоничны в следующих сочетаниях: красный, оранжевый и желтый (теплые) с черным; голубой, синий, фиолетовый (холодные) с белым.

2.3.2. Психологическое воздействие цвета на человека

В колористике выделяется и такое важное композиционно-художественное свойство цвета, как его эмоциональное воздей­ствие на человека. Оно также носит субъективный характер. Однако выявлены и некие общие закономерности его про­явления. Данные, приведенные в учебниках по цвету, предста­вляют следующий, довольно развернутый ряд отношений между цветом и чувствами человека (таб.4).


Таблица 4 – Эмоциональные свойства цвета

Цвет Вызываемые чувства
красный тревоги, беспокойства
оранжевый энергии, энтузиазма, подъема
желтый радости, бодрости, восторга
ярко-зеленый уравновешенности, надежды
голубой возвышенности, устремленности ввысь
синий тишины, покоя
черный горечи, одиночества, страха
темно-серый усталости, вялости, безысходности
средне-серый безмятежности, неопределенности
светлый зеленый легкости, нежности
темный зеленый удрученности, подавленности

Таблица 5 – Психологические и образно-эстетические свойства цвета

Указанные отношения могут служить отправной точкой для построения образной цветовой графической композиции

В дополнение к сказанному можно выделить психологические и образно-эстетические свойства разных цветов (таб.5). Они сво­дятся к следующему:

Знание выше перечисленных свойств цвета позволяет более осмысленно подходить к решению тех или иных колористических задач в построении графических композиций.

Хотя восприятие цвета субъективно, оно зависит от психологического состояния человека. Существует и обратная связь. С древнейших времен известно специфическое воздействие цвета на человека. Цвет влияет на аппетит, работоспособность, внимание, кровяное давление и многое-многое другое. По утверждению психологов, человек наделяет каждый цвет определенными свойствами, и это очень важно учитывать в дизайне.

В комнате, освещенной лампой под красным абажуром, уютно и тепло; представьте теперь, что произойдет, если заменить лампу на синюю. Светлые стены классов и школьных коридоров дольше остаются чистыми, поскольку не "провоцируют" учеников пачкать.

Цвет обладает эмоциональной выразительностью, он может создавать впечатление легкости и тяжести, торжества и уныния, печали и радости. Восприятие размера и глубины пространства также зависит от цвета: одни краски "выступают вперед", другие "уходят назад". Красный, оранжевый, желтый цвета и их оттенки человек ощущает как теплые; синий и фиолетовый - как холодные. Зеленый цвет - нейтральный, у него есть холодные и теплые оттенки. Теплые цвета, как правило, вызывают бодрое настроение - их называют активными; холодные (пассивные), наоборот, успокаивают.

Каждый цвет имеет определенное психологическое и физиологическое воздействие на человека. В то же время предпочтение человека к определенным цветам говорит о некоторых особенностях его психологии.

Красный - тяжелый, насыщенный, горячий, активный, динамичный, тревожный, является цветом лидерства. Он усиливается мышечное напряжение, учащается дыхание и повышается кровяное давление, стимулирует мозг, улучшает настроение. возбуждающе действует на нервную систему. А с другой стороны красно- оранжевый цвет улучшает настроение. Предпочтение красному цвету отдают физически сильные люди, живущие, прежде всего сегодняшним днем. Эти люди весьма возбудимы, энергичны, любвеобильны и предприимчивы. Эти люди слишком практичны, без огонька.

Пурпур - заработок, духовность, благородство, церемония, непостижимый, преобразование, мудрость, просвещение, жестокость, высокомерие.

Оранжевый - легкий, теплый, яркий, динамичный, способствует легкому возбуждению, улучшению пищеварения, кровообращения и повышению половой активности;

Оранжевый цвет самый динамичный, молодежный и веселый цвет. Стимулирует чувства и ускоряет сердцебиение, обостряет восприятие и способствует разрешению сложных ситуаций, задач и проблем. Жизнерадостный и импровизированный. Действие, вызывающее возбуждение, менее сильное, чем от красного поэтому более приятное. Цвет слегка ускоряет пульс, не увеличивая кровяное давление, создает чувство благополучия и счастья. Оказывает благоприятное воздействие на работоспособность, при условии периодического отдыха от него. Однако при длительном восприятии оранжевого цвета может появиться утомление и даже головокружение.

Желтый - теплый, радостный, подвижный. Зрительно увеличивает объем, приближает, стимулирует умственную деятельность. Серо-желтые и зеленовато-желтые оттенки вызывают неприятные ощущения.

Желтый жизнерадостный цвет способствует решению задач и проблем. Если исходить из утверждения, что желтый - смесь зеленого и красного, то он объединяет в себе свойства этих цветов. Желтый цвет стимулирует мозг, вызывает возбуждающее напряжение, требующее разрядки. Предпочтение желтого означает стремление к независимости, расширение горизонта восприятия. Это ярчайший цвет спектра. Он весьма гибок и легко приспосабливается, всюду проникает. С помощью желтого луча можно подобраться к истокам проблемы. Желтый - обожает учиться, отличается сообразительностью, ясностью мысли, точностью. Желтый знает о жизни все... и тем не менее полон оптимизма. Этот цвет находится в постоянной борьбе, не уступает без боя.

Желтый цвет выбирают мечтатели не от мира сего. Они не слишком пытаются согласовать свои действия с будничными реалиями и пытаются преобразить окружающую их убогость в подобие сказки.

Зеленый цвет предпочитают самоуверенные и настойчивые люди, направляющие всю свою настойчивость на обеспечение себе безбедной старости.

Голубой - легкий, прохладный, спокойный, свежий, чистый. Этот цвет успокаивает, снижает кровяное давление, в больших количествах вызывает ощущение прохлады.

Голубой, синий цвет создает прохладное окружение, снимает боли при невралгии и воспалениях, означает разочарование и подозрительность. При восприятии голубого время сильно недооценивается. Под воздействием этого цвета у человека уменьшается уровень тревожности, снижается напряжение и кровяное давление. При слишком долгом воздействии возникают утомление, усталость.

Синий цвет выбирают, как правило, флегматики, стремящиеся к порядку и стабильности.

Фиолетовый - далекий, таинственный, холодный, выразительный. Он уменьшает объем, стимулирует деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость простудным заболеваниям. Требует тщательного подбора сочетаний с другими цветами.

Фиолетовый цвет любят люди с неустойчивым характером. Он действует на сердце и кровеносные сосуды, а также на психику. Его также называют "цветом женского одиночества".

Коричневый - цвет консервативных людей, не желающих ничего менять. Земля, очаг, дом, надежность, удобство, выносливость, устойчивость.

Интенсивные цвета, действующие в течение длительного времени, утомляют человека, раздражают глаза и надоедают. Если человеку приходится иметь дело с желтыми предметами, а стены помещения окрашены в тот же цвет, то зрение ослабевает.

В настоящее время ученые многих стран, экспериментируя с воздействием цвета на психику, дают рекомендации практического его использования во всех областях человеческой деятельности. В производственной сфере, к примеру, это прекрасное средство оптимизации производства - для повышения производительности труда, снижения усталости; в медицине (психотерапии) - успокаивающее, создающее оптимистическое настроение и способствующее выздоровлению "лекарство". При оформлении зон отдыха, интерьеров жилых помещений и офисов необходимая атмосфера создается именно с помощью цвета: для динамичного, активного времяпрепровождения используют контрастные, яркие сочетания, а для тихого, спокойного отдыха - мягкие, пастельные тона.

Черный - мотивированное применение силы, созидание, обучение, способности к предвидению, содержательность, скрытые сокровища, разрушительность, использование силы как проявление слабости и эгоизма, подавление, депрессия, пустота, воздержание, ограничения. Черный скрывает то, чем обладает. Человек предпочитающий его, стремится скрыть свой внутренний мир от окружающих. Черный символизирует конец. Каждый вечер мы с удовольствием возвращаемся в ночь для восстановления сил. Но именно он дает начало и всему новому. Жизнь начинается с неизвестности. Черный способен контролировать ситуацию благодаря тайным знаниям. Черный стремится любыми средствами удержать свою власть. С другой стороны этот человек испытывает потребность во внешнем контроле.

Мощность, сексуальность, сложность, формальность, элегантность, богатство, тайна, страх, зло, анонимность, недовольство, глубина, стиль, печаль, раскаяние, гнев, метрополитен, хороший техно-цвет, траур, смерть, консерватизм, фундаментальность, традиции (западные культуры).

Белый - нетронутость, полнота, самоотдача, единство, легкость, выявлении скрытого и ложного, изоляция, бесплодность, окоченение, разочарование, чопорность, скука. Основным качеством белого цвета является равенство. Белый цвет ищет справедливости. Он беспристрастен. Белый цвет символизирует невинность. Это цвет настоящей невесты, девушки еще не знающей страсти. Белый характеризуется определенной плотностью. Держа в руках прозрачный кристалл, вы видите перед собой Сияние. Взяв в руки белую хлопчатобумажную простыню, вы ничего сквозь нее не разглядите. Белый находится на ступень ниже безупречной чистоты Сияния. Белый содержит все цвета спектра поровну, являясь результатом их смешения. Следовательно, белый может использоваться для создания тех или иных сочетаний. Все цвета в белом равны. В мифологии белый служит символом единства. Белый ищет справедливости. Белый парик на голове судьи говорит о его беспристрастности. Белый - духовный хранитель. Если присутствует белый цвет, то все будет в порядке. Доктор в белом халате вырывает человека из власти смерти. Это цвет жизненного и духовного возвышения.

Серый - безопасность, надежность, интеллект, степенный, скромность, достоинство, завершенность, твердый, консерватор, практический, старость, печаль.

Серый, черный и белый (тона) являются связующим звеном для цветов. Не обладают эффектом. Являются фоном для цветов и повышают интенсивность находящегося рядом цвета, а при добавлении повышают светлоту (светло-серый, белый) или насыщенность(темно-серый, черный) цвета.

Часто белый тон определяется как "некраска". Он есть как бы символ мира где исчезают все краски, все материальные свойства. Поэтому и действует белый тон на нашу психику как молчание. Но это молчание как бы не мертвое, а наоборот полное возможностей. Черный тон, наоборот, воздействует как нечто без возможностей, как мертвое пятно, как молчание без будущего. Равновесии белого и черного рождает серое, естественно серый тон не может дать ни движения, ни звука. Серое - беззвучно и бездвижно, но эта неподвижность другого характера, чем у зеленого цвета, рожденного двумя активными цветами - желтым и синим. Поэтому серый тон - это безутешная неподвижность.

Исследования показывают, что из всего спектрального разнообразия больше всего утомляет сетчатку глаза фиолетово-синий, чуть меньше - красный и меньше всего - зеленый цвет.

Цвет комнат для детей младшего возраста должен быть теплых оранжево-желтых тонов; для детей 10-14 лет - различных оттенков зеленого цвета, а для старшеклассников - голубой или нейтральный светло-серый.

Психологическое воздействие цвета на человека сказывается на его физическом состоянии. Воздействие цвета на физиологию человека подтверждено экспериментальным путем и зависит от количества цвета, качества цвета, время воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола и других факторов. Непосредственным физиологическим действием на весь организм человека объясняются явления, вызываемые красным и синим цветами, в особенности при максимальной их насыщенности.

Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы.

Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему.

Красный, желтый, оранжевые цвета являются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу. Синий, фиолетовый, зеленый напротив для пассивной интроверсии и импульсов обращенных внутрь. Оранжевый и красный цвета, возбуждая попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости шумов. Не лишено основания, что эти активные цвета часто называют "кричащими".

Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, т.е. как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов.

Желто-коричневый (охра) цвет кажется сухим, зеленовато-синий (кобальт) - влажным, розовый - слащавым, красный - теплым, оранжевый - кричащим, фиолетовый - тяжелым, желтый - легким. Это действие цвета вызвано синестезией, т.е. возбуждением одного органа чувств при раздражении другого.

При психологическом воздействии цвета речь идет о чувствах переживаниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета.

Это влияние очень тесно связанно с оптическими свойствами цвета. Основные цвета имеют характеристики представленные в таблице 6.

Ниже, в таблице 7, приводятся основные характеристики кажущегося воздействия цветов.


Таблица 6 – Характеристика основных цветов

Таблица 7 – Кажущееся воздействие цветов

Абсолютно зеленый - есть самый спокойный цвет. Он никуда не движется и не имеет ни радости, ни печали. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей, но может и прискучить со временем. При введении в зеленый цвет желтого цвета он оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот, он делается более серьезным, вдумчивым. С другой стороны, желтый цвет беспокоит человека, колет его, возбуждает. Сравненное с состоянием человеческой души, его можно было бы употребить как красочное выражение безумия, слепого бешенства (желтый цвет Достоевского). Синее склонно к углублению. Чем глубже, темнее становится синий цвет тем больше он зовет человека к бесконечному, будит в нем голод к чистоте и сверхчувственному. Очень темное синее дает элемент покоя. Доведенный до приделов черного синий цвет получает призвук печали. Становясь более светлым, синий приобретает равнодушный характер и становится человеку далеким и безразличным, как голубое небо. И, становясь светлее, все более беззвучный, пока не дойдет до беззвучного покоя - станет белым.

Красный цвет , мы воспринимаем как характерно теплый цвет, воздействует внутренне как жизненный, живой, беспокойный цвет не имеющий, однако, легкомыслия желтого. В отличие от желтого красный цвет как бы пылает внутри себя. Но идеально красный цвет очень сильно меняет свое влияние при изменении цвета. При добавлении в красный цвет черного возникает тупое, жесткое, не способное к движению коричневое. В более холодном оттенке красного пропадает активность пламени. Становясь оранжевым красное приобретает лучеиспускание желтого, но постоянно сохраняет серьезность.

Фиолетовый цвет - это как бы охлажденный красный, поэтому он звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное.

Выбор предпочтительно (любимого) цвета человеком определяется его характером и зависит, также от социального фактора. На основании социологических исследований был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности: голубой - фиолетовый - белый - розовый - пурпурный - красный - зеленый - желтый - оранжевый - коричневый – черный.

Характер и выразительность цвета может значительно меняться в зависимости от различных ассоциаций. Каждый из нас пытается объяснить эмоциональную характеристику того или иного цвета характером предметов, на которых мы обычно воспринимаем этот цвет. Это очень индивидуальная особенность каждого человека, зависящая от приобретенного им опыта. Установить здесь какие-либо правила очень трудно, но с некоторой вероятностью можно предположить, что красный цвет ассоциируется с огнем и кровью, желтый - с солнцем, синий - с небом, водой, зеленый - с лесом, лугами. Наконец, существует такое понятие как слышание цвета, т.е. каждому цвету сопоставляется музыкальная нота. Это явление невозможно точно описать для каждого конкретного цвета, но не найдется ни одного человека, который стал бы искать впечатления от ярко-желтого на басовых клавишах рояля.

2.3.3 Психологическое воздействие на человека цветовых сочетаний

Психологическое воздействие на человека оказывают ни только отдельные цвета, но и цветовые сочетания. И здесь очень большое значение имеет расположение цветов в пространстве. Например, красный цвет возбуждает, а зеленый успокаивает, но расположенные рядом одинаковыми пятнами они полностью уравновешиваются, и достигается покой. Напротив, при включении в композицию постороннего визуала приводит к возникновению динамического цветового сочетания контрастных цветов (рис.22).

Психофизиологическое воздействие цвета в значительной степени зависит от: большей или меньшей насыщенности цвета, размера цветового пятна, расстояния и направления, откуда воздействует цвет. Цвет, расположенный по вертикали воспринимается легким, диагональ - динамика, горизонталь - устойчивость. Напряжение цвета внизу - композиция естественная и устойчивая. Вверху - неестественность положения, высокое давление. С какого либо краю - неустойчивость композиции.

Из названия "активные" и "пассивные" вытекает, что определенные цвета обладают большей или меньшей силой эмоционального воздействия. Чтобы нейтрализовать оранжевый и синий цвета, нужно значительно больше синего, чем оранжевого.

Рисунок 22 – Психологическое воздействие цветовых сочетаний

Концентрация активного цвета в правом верхнем углу активизирует композицию, все увеличивается в размере, а левом нижнем создает иллюзию пассивности и зрительное сжатие, движение назад.

Цвет, представленный кругом, увеличивает плоскость и создает движение вперед, впечатление усиливается, если это желтый, красный или оранжевый круг. Квадрат, окрашенный в холодные тона, наоборот, создает впечатление вогнутости и сжатия.

Цвет как таковой и цветовое воздействие совпадают только в случае гармонических полутонов. Во всех других случаях цвет мгновенно приобретает измененное, новое качество. К примеру, известно, что белый квадрат на черном фоне будет казаться более крупным, чем черный квадрат такой же величины на белом фоне. Белый цвет излучается и выходит за свои пределы, в то время как черный ведет к сокращению размеров занимаемых им плоскостей. Светло-серый квадрат кажется темным на белом фоне, но тот же светло-серый квадрат на черном воспринимается светлым.

Чем больше цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем менее они гармонируют друг с другом. Существует понятие краевого контраста (явление Маха): равномерно окрашенная поверхность, кажется, у края светлее или темнее, если она граничит с более темной или светлой поверхностью (рис. 23).

Ри сунок 23 – Краевой контраст

На светлом фоне все цвета темнеют, а на темном светлеют. Истинная светлота цвета может наблюдаться только на нейтральном фоне средней светлоты. В зависимости от фона ахроматические цвета приобретают кажущуюся цветность. Так, серое пятно на зеленом фоне приобретает розовый оттенок. Хроматические цвета в окружении цветов высокой насыщенности несколько меняют цветовой тон, например, желтый цвет на зеленом фоне становиться слегка оранжевым, а красный в окружении зеленого - более насыщенным. Например, красная точка на разных фонах. Качество красной точки одно, а зрительное восприятие разное.

Это явление называется одновременным цветовым контрастом. приводит к тому, что цвет объекта, помещенного на цветной фон, смещается в сторону наибольшего отличия от цвета фона.

На рисунке 24а желтый квадрат дан на белом и на черном фоне. На белом фоне он кажется темнее, производя впечатление легкого нежного тепла. На черном же становится чрезвычайно светлым и приобретает холодный, агрессивный характер.

Рисунок 24 – Одновременный цветовой контраст

На рисунке 24б красный квадрат изображен на белом и на


черном фоне. На белом красный цвет кажется очень темным и его яркость едва заметна. Но на черном тот же красный излучает яркое тепло. Если синий квадрат изобразить на белом и черном фоне, то на белом он будет выглядеть темным, глубоким цветом, а окружающий его белый станет даже более светлым, чем в случае с желтым квадратом. На черном же фоне синий цвет посветлеет и приобретет яркий, глубокий и светящийся тон.

Если серый квадрат изобразить на ледяном синем и на красно-оранжевом фоне, то на ледяном синем он станет красноватым, в то время как в окружении красно-оранжевого - синеватым. Разница становится весьма заметной, если эти композиции рассматривать одновременно.

Желтый цвет кажется более насыщенным на красном фоне, чем на зеленом. Хроматический контраст – это явление заключается в том, чем дальше отстоят друг от друга цвета на цветовом круге, тем более насыщенными они воспринимаются при сравнении (на рис. 25 приведен пример).

Рисунок 25 – Хроматический контраст

Когда цвет и впечатление от него (его воздействие) не совпадают, цвет производит диссонирующее, подвижное, нереальное и мимолетное впечатление. Факт превращения материальной данности формы и цвета в виртуальную вибрацию дает художнику возможность выразить то, чего нельзя передать словами. Приведенные примеры могли бы быть рассмотрены и как проявление симультанности. Возможность симультанных превращений заставляет нас при работе над цветовой композицией начинать с оценки действия цвета и затем уже в соответствии с этим думать о характере и размерах цветовых пятен.

Если тема произведения идет от первого эмоционального толчка, то и весь процесс формообразования должен быть подчинен этому первоначальному и основному чувству. Если главным выразительным средством является цвет, то композиция должна начинаться с определения цветовых пятен, которые определят и ее рисунок. Тому, кто начинает с рисунка, а затем добавляет к линиям цвет, никогда не удастся достичь убедительного и сильного цветового воздействия. Цвет обладает собственной массой и силой излучения и придает плоскости иную ценность, чем это делают линии.


ПЛАСТИКА

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Пластические композиционные средства отличаются от графических средств тем, что выражаются в формах, развитых не в двух, как на плоскости, а в трех основных координатных направлениях: по горизонтали, вертикали и глубине. Разное развитие формы в том или ином направлении обуславливает разный его пластический характер - линейный, плоскостной, объемный и пространственный. Остановимся на каждом из этих видов пластических форм.